История русской православной церкви

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Катакомбная церковь

— истинно-православные общины, существовавшие в СССР нелегально до конца 1980-х годов. Когда в 1930-е годы стало понятно, что советская власть настроена на уничтожение православной Церкви (а Сергий по сути помогает ей в этом своей Декларацией, разделившей верующих по принципу лояльности власти), многие церковные деятели ИПЦ стали говорить о необходимости переходить на подпольное, катакомбное положение, то есть не регистрировать приходы (после 30-х годов такая регистрация в принципе уже была невозможна) и совершать богослужения тайно на квартирах, в частных домах, в лесу. Такие общины обычно формировались вокруг священников и монашествующих. Исповеди часто передавались духовнику в письменном виде, а Святые Дары перевозились верующими на дальние расстояния. Часто катакомбники не хотели иметь с коммунистическим государством никаких отношений – ни работать на советской работе, ни служить в армии, ни получать советский паспорт. Гонения на катакомбников продолжались до самой перестройки.

  • Воспоминания катакомбных христианок, прошедших тюрьмы и лагеря.
  • Катакомбные священники: Амфилохий (Фурс), Тихон (Зорин), Клавдий (Савинский), Антоний (Жеретиенко), крестьянин Иван Ручин.

История возникновения термина [ | ]

Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 году. В письмах в защиту Патриарха Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР от оставшихся верными ему православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, свои общины обновленческим. По видимому это связано с тем, что обновленческая церковь сохранила за собой название «Православная Российская Церковь», которое было принято в качестве самоназвания на Поместном соборе в 1917-1918 годы. Затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным («катакомбным») формам существования , .

Самоназвание «Истинно-православная церковь» (ИПЦ) достоверно подтверждается, в частности, материалами уголовного дела, хранимого в настоящее время в ЦА ФСБ: № Н-7377 в 11-ти томах (с наименованием: «Дело всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников “Истинно-православная церковь”»), содержанием которого являются документы 1928-1929 гг. о массовых репрессиях в отношении «церковников «Истинно-православной церкви». Документы из материалов данного дела частично были опубликованы, в частности, в изданиях , , , . Таким образом, «Истинно-православная церковь» являлось не только самоназванием, но и официальным именованием данной группы в материалах правоохранительных органов 1930-х гг. Частью материалов данного уголовного дела является и сборник «Дело митрополита Сергия» под редакцией и с частичным авторством Новоселова, где и сформулирована экклезиология «Истинно-православной церкви» в части осуждения сергианства как ереси, то есть, сформулировано экклезиологическое (догматическое) учение «Истинно-православной церкви» образца конца 1920-х-30-х годов.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Трафик

Страна Место в странах Посетители % Просмотры страниц %
Россия, Украина, Казахстан, Германия, Индия, Белоруссия, США являются самыми популярными странами.
Россия 227053 72.54% 70.98%
Украина 2132922 2.52% 2.34%
Казахстан 2904166 1.08% 1.13%
Германия 7070160 1.24% 0.97%
Индия 9364014 1.08% 0.81%
Белоруссия 9601593 1.07% 0.97%
США 9818879 0.76% 0.86%
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире 4,497,743 -280,659
Месячная посещяемость 2,070 6.24%
Позиция по месячной посещаемости 4,484,162 -279,812
Просмотры страниц в месяц 16,230 4.2%
Позиция по просмотрам страниц 3,278,731 -137,707
Просмотров страниц 1 посетителем 7.85

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоанн 1:5)

Этот сайт был временно восстановлен (мирянином) в надежде, что те, кто будет его читать (духовенство и миряне РПАЦ), будут действовать так, как просит их совесть. Сайт был на распродаже и закрыт…

Уважаемые священнослужители и миряне, просмотрите, пожалуйста, этот видео до конца (сделанный в 2012 году):

28 февраля 2012 г. – Обращение архиепископа Григория митрополиту Суздальскому Феодору и Синод Русской Православной Автономной Церкви (РПАЦ)

Мы, Синод Истинной Православной Церкви Америки, приветствуем вас в это время Великого Поста.

Мне было очень грустно узнать о кончине Владыки Митрополита. Да помилует Бог его душу.

По случаю сорокового дня кончины митрополита Валентина я считаю, что сейчас подходящее время попросить вас и ваш Синод рассмотреть вопрос об исправлении многих и различных неканонических действий, которые митрополит Валентин предпринял против меня и Церкви в Америке. .

Для Церкви в России очень важно исправить эти нарушения святых Канонов, потому что это законы Бога, которым мы, как иерархи, дали обет подчиняться. В свете всего, что произошло с РПАЦ после того, как митрополит Валентин совершил эти преступления, вам следует задуматься над темным прошлым вашей истории и желанием исправить его

Несомненно, мы, епископы, обязаны исправлять любое беззаконие в Церкви, которое в наших силах исправить, если мы надеемся обрести милость перед Судом Христовым.

Ниже приводится список нарушений, которые необходимо исправить:

  1. Вы должны признать, что митрополит Валентин не имел канонической, непосредственной и личной юрисдикции над всеми епископами и их епархиями. Это папское нововведение, и он не имел права вмешиваться в мою епархию в нарушение святых канонов; 8-го 3-го Вселенского Собора, 9-го Антиохийского, 64-го и 67-го Карфагена.
  2. Вы должны признать, что Митрополит Валентин не имел права ссылаться на Консисториум Русской Книги (Книгу Консистории), выступать в качестве Папы, потому что это противоречит канонам Церкви и был осужден Русской Церковью при Святом Патриархе Тихон.
  3. Вы должны осудить действия митрополита Валентина, который неканонически украл отца Андрея из моей епархии и монастыря и рукоположил его во епископа. Это свергнутый священник, который по сей день продолжает вызывать скандалы не только в вашей церкви, но и в своем личном характере. Его рукоположение в епископа должно быть признано вами и РПАЦ недействительным, поскольку он всего лишь простой монах, поскольку он был справедливо и канонически низложен.
  4. Вы должны осудить действия митрополита Валентина в распространении смехотворных и клеветнических обвинений против меня, которые митрополит знал как ложные, исключительно с целью дискредитации моего характера, обвинения в том, что я давал ему взятку 40 000 долларов в одно время, а в другое время. раз с 30 000 долларов, обвиняя меня в подделке документов и в попытке быть епископом Китая!
  5. Вы должны признать, что вы незаконно приняли 180 гаитян и их «священников» в Церковь, но они никогда не принимали святое крещение, и тем самым внесли неприемлемую традицию в Православную Церковь, противоречащую Канонам.
  6. Вы должны признать, что митрополит Валентин пытался уничтожить мое епископство, отстранив и «уволив» меня полностью без канонической причины.
  7. Вы должны признать, что сохранение отца Владимира Шискова в качестве администратора Северной Америки было ошибкой, поскольку свидетельством отца Диониси МакГоуэна и отца Фотиоса Розборо было явно доказано, что он крипто-киприанит, причащающийся экуменистам.

Пришло время и возможность исправить все вышеперечисленные ошибки митрополита Валентина, в которых вы, возможно, участвовали по незнанию. Это возможность исправить положение и вернуть РПАЦ на верный курс верности святым канонам. Если бы это было возможно, наши церкви могли бы снова войти в общение.

Прошу вас, пожалуйста, примите во внимание то, что я говорю. С любовью во Христе Спасителе нашем,

С любовью во Христе Спасителе нашем,

+ Архиепископ Григорий

Более:

История

Хронология основных греческих старостильников и истинно-православных церквей

Происхождение некоторых Русских Истинно Православных Церквей

Хронология основных Истинно-Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Большинство истинно православных христиан придерживаются взглядов на историю с апостольской эпохи до 1920-х годов, практически идентичных прочтению основной православной церкви . Истинные православные христиане добавили дополнительное слово «Истинный», чтобы отличить себя от тех, кто, по их мнению, отказался от православного учения после этого периода. (Термин ортодоксия , от греческого ὀρθοδοξία, ортодоксия , уже означает «правильная вера» или «правильное мнение».)

Из-за позднего ухода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в союз с Московским Патриархатом на основании Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом , некоторые юрисдикции прославляют святых, которые до сих пор пользуются большим уважением среди основных православных, таких как Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский († 1966 г.) и святой Филарет Нью-Йоркский († 1985 г.).

Иосифляне

Так стали называть истинно-православных христиан, объединившихся вокруг Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского. В 1928 году Иосиф подписал акт отхода от митрополита Сергия и в ответ был запрещен им в служении. Уже на следующий год Иосифа арестовали и выслали в Казахстан, где он оставался до своей мученической кончины в 1937. Иосифляне признавали своими епископами Иосифа и тех, кто был с ним , считая, что сергиане отпали от Церкви и потому продолжать находиться с Сергием в одной церковной организации невозможно. Разные истинно-православные группы назывались также буевцы (по фамилии епископа Алексия Буя) и викторовцы (по имени епископа Глазовского Виктора Островидова). Эти группы находились в церковном общении друг с другом и с другими иосифлянскими приходами через своих епископов.

  • Основные сведения об иосифлянском движении собраны в исследовании М. В. Шкаровского.
  • Новомученик Анатолий Жураковский: Проповеди иосифлянского священника в Киеве.

Непризнанные церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно Православных Церквей, вышедших из Сербской Православной Церкви

Хронология основных непризнанных и Истинно-Православных Церквей, вышедших из Русской Православной Церкви

Истинно православный

Это церкви, которые с 1920-х годов отделились от основного сообщества по вопросам экуменизма и календарной реформы . Из — за того , что эти церкви воспринимают как ошибки модернизма и теорию ветвей (которые они называют «экуменизм») в основном православии, они воздерживаются от сослужения о Божественной Литургии с мейнстрят православные, сохраняя при этом , что они остаются полностью в пределах канонические границы Церкви: т. е. исповедание восточно-православной веры, сохранение законной апостольской преемственности и существование в общинах с исторической преемственностью.

Церквами, которые следуют за Истинным Православием, являются:

  • Старостильная Болгарская Православная Церковь
  • Румынская Православная Церковь Старого Календаря
  • Сербская Истинная Православная Церковь
  • Русская Истинно Православная Церковь (Лазарь Журбенко)
  • Русская Православная Автономная Церковь
  • Автономная православная митрополия Северной и Южной Америки и Британских островов
  • Истинно-православная митрополия Германии и Европы

Непризнанные церкви, которые добровольно не участвуют в общении

Эти церкви не практикуют общение с другими восточно-православными юрисдикциями и не склонны признавать друг друга. Тем не менее, как и вышеупомянутые Истинные Православные Церкви, они считают себя находящимися в канонических границах Церкви: то есть исповедуют восточно-православную веру, сохраняют то, что они считают законной апостольской преемственностью , и существуют в сообществах с исторической преемственностью. Тем не менее, их отношения со всеми другими Восточными Православными Церквями остаются неясными, поскольку Восточные Православные Церкви обычно признают и признаются другими.

  • Греческие старостильники (с многочисленными церквями)
  • Русская Православная Церковь в Америке

Старообрядцы

Старообрядцы делятся на разные церкви, которые не признают друг друга, а также на основные восточно-православные церкви.

Церкви, которые не признаются, несмотря на желание

Следующие церкви признают все другие основные восточные православные церкви, но не признаны ни одной из них из-за различных споров:

  • Абхазская Православная Церковь
  • Американская Православная Католическая Церковь
  • Белорусская Автокефальная Православная Церковь
  • Ассоциация хорватских православных верующих (гражданское объединение)
  • Македонская православная церковь — Охридское архиепископство
  • Черногорская Православная Церковь
  • Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат
  • Турецкая Православная Церковь

Церкви, которые не являются ни признанными, ни полностью восточно-православными

Следующие церкви используют термин «православные» в своем названии и выражают веру или традиции Восточной православной церкви, но смешивают верования и традиции других конфессий за пределами Восточного православия:

  • Евангелическая православная церковь ( сочетается с протестантскими — евангелическими и харизматическими — элементами)
  • Православно-католическая церковь Америки (сочетается с католическими и восточно-православными элементами)
  • Католическая церковь северных стран в Италии (первоначально называвшаяся Православной церковью в Италии, была связана с УПЦ КП; теперь связана с Католической церковью северных стран и Союзом Скрэнтона )
  • Лузитанская православная церковь (сочетается с католическими элементами)
  • Причастие западных православных церквей (сочетается с восточными православными элементами)

    • Кельтская Православная Церковь
    • Французская Православная Церковь
    • Православная Церковь Галлов

Межцерковные отношения и общение

Многие Истинно-православные синоды не публикуют информацию о других синодах, ссылаясь на ограниченный интерес за пределами своей местности. Некоторые открыты для диалога, в то время как некоторые иерархии более замкнуты и предпочитают замкнуться. Например, Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) через покойного митрополита Валентина неофициально заявила, что больше не стремится активно присоединяться к другим Истинно-православным церквям, но не откажется от начавшегося диалога.

Однако ряд союзов между различными истинно православными организациями имел место в течение ограниченного периода времени в последние десятилетия, даже по настоящее время. Наиболее заметным из них было воссоединение греческих старостильников и Русской православной церкви заграницей (1971–85) и нынешнее объединение Церкви истинных православных христиан, РПЦЗ при и старостильном. Болгарская православная церковь.

Доктрина

Как и основные восточно-православные христиане, истинные православные остаются халкидонистами в своей христологии и признают доктринальный авторитет Семи Вселенских соборов Церкви . Однако они категорически отвергают экуменическое движение и считают большинство экуменических диалогов, таких как диалоги с нехалкидонцами и католиками , недействительными и неприемлемыми, ссылаясь на канонические запреты на совместную молитву.

Тем не менее считается, что Истинные Православные Церкви имеют определенные характерные взгляды и позиции, отличные от Восточной Православной Церкви:

  1. Они отвергают Вселенский Патриархат Константинополя , Московский Патриархат и те Церкви, которые с ними общаются, обвиняя их в ереси и подчиняясь епископам, которые поступают так же.
  2. Они используют исключительно старый юлианский литургический календарь и осуждают пересмотренный юлианский календарь как своенравное, латинизирующее нововведение.

Среди тех , удовлетворяющих этим двух характеристик, есть исторически оспаривали требование о том , что они считают , что Таинства Вселенского Патриархата и Московский Патриархата быть недействительными и неэффективны для спасения . Истинно-православные по большей части отвергают такое общение, отвергая то, что они называют «экуменизмом» (имея в виду, по сути, теорией ответвления ) и «сергианством» (названным в честь митрополита Сергия ) как ереси; многие Истинно-Православные Церкви добавили эти якобы ереси к анафемам в Воскресенье Православия .

В настоящее время меньше споров по вопросу отказа от официальных загадок. Однако исторически этот вопрос был источником разногласий. Вопрос о том, являются ли Вселенский Патриархат и Московский Патриархат безблагодатными или просто ошибочными, сохраняется до сих пор из-за различий в политике крещения и миропомощи (официальной и неофициальной) среди Истинно-Православных Церквей.

РПЦЗ — Зарубежная церковь

В основном сформировалась из представителей русской эмиграции. Ее каноничность подтверждается указами патриарха Тихона 362 и 424, в которых он предоставил автономию русским Церквям в Западной Европе. После смерти Тихона зарубежники отказались признать сергианскую Московскую Патриархию, считая “красных” патриархийных священников чуть ли не служителями диавола. После распада СССР началось сближение РПЦЗ и РПЦ МП. В результате этого процесса в 2007 году большая часть зарубежников вернулась в Московскую Патриархию. Те, кто не захотел воссоединяться с сергианской МП, образовали так называемые осколки РПЦЗ, которые относятся также к Истинному православию. Недавно «Острова» опубликовали обзор таких ИПЦ в России и карту их приходов.

Византийский инициал Т. Надпись сверху «святые отцы», снизу — «Арий и Несторий, богоненавистники»

Веб-сервер

Информация о дата-центре
Время загрузки веб-сервера составляет 0.44 секунды
ROSNIIROS Russian Institute for Public Networks
AS25535 Autonomous Non-commercial Organization ‘Regional Network Information Center’
Moscow
Moscow City
Russian Federation
55.7522, 37.6156
Серверами доменных имён являются ns27.domaincontrol.com (216.69.185.14), ns28.domaincontrol.com (208.109.255.14). ИП адрес сайта 195.208.3.31
ИП: 195.208.3.31
Тип сервера: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Кодировка: UTF-8
ПИНГ www.ripc.info (195.208.3.31) Размер пакета составляет 30 байт.
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=1 TTL=65 46.8 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=2 TTL=65 47.4 мс
30 байт для 195.208.3.31: seq_num=3 TTL=65 48.3 мс
— www.ripc.info результаты пинга —
4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
Средний пинг до сервера составляет 35.6 мс, и среднее время загрузки сайта 0.44 секунды.
Конфигурация веб-сервера
Контроль кеша: max-age=0
Язык: ru
Длинна содержания: 20220
Тип содержания: text/html; charset=utf-8
Дата: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Истекает срок: Fri, 31 Mar 2017 03:16:38 GMT
Веб-сервер: nginx/1.10.1 (Rucenter)
Х-поддержка: PHP/5.5.38
П3П:
Добавление куки:
Разное:
Е-тэг:
Содержание MD5:
Штифты открытого ключа:

Данные являются приблизительными*
Последнее обновление: 05.04.2017 21:36:14

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Иона

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

История. Советский период

В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см. Катакомбная церковь). Одна только принадлежность к ИПЦ в СССР уже считалась уголовным преступлением. Во многих обвинительных актах того времени в графе «обвинение» значится «принадлежность к „ИПЦ“ („Истинно-Православной Церкви“)». К ИПЦ принадлежали многие Российские Новомученики[источник не указан 1712 дней].

В начале 1920-х в эмиграции оформилась, как административно независимая, Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ).

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

ИПЦ — Истинно-Православная Церковь

Это название появилось в качестве реакции на церковный курс митрополита Сергия (Страгородского) в конце 1920-х – начале 30-х годов. Православные, которые посчитали позицию Сергия неприемлемой, использовали применительно к себе формулировку “истинно православные христиане”, чтобы таким образом обозначить свою верность истинной Христовой Церкви. В таком значении этот термин и сейчас продолжают использовать различные церковные группы в России и в мире.

Название ИПЦ или «Истинное Православие» также зафиксировано в нескольких десятках дел, сфабрикованных ГПУ, в которых раскрывается «контрреволюционная деятельность» всесоюзной организации “Истинно-Православная Церковь”, якобы действовавшей по всей стране через сеть “филиалов”. По этим делам все активные несергианские церковные деятели были либо расстреляны, либо заключены в тюрьмы, либо отправлены в лагеря и ссылки. Истинно-православные христиане действительно объединялись вокруг своих лидеров – прежде всего, епископов Иосифа (Петровых), Димитрия (Любимова), Алексия (Буя), Виктора (Островидова) и других, вели переписку и распространяли брошюры и проповеди, в которых объясняли свою антисергианскую позицию и по сути образовали церковную структуру, альтернативную церкви Сергия.

Документы:

  • Обвинительные заключения по делам ИПЦ разных годов и регионов собраны на сайте Ирины Осиповой.
  • Святитель Виктор (Островидов): Обоснование отхода от Сергия и 15 ответов на вопросы ОГПУ.
  • Священномученик Феодор Андреев:  Письмо-ответ на Декларацию Сергия (1928).
  • Новомученик Михаил Новоселов: Письмо-апология отошедших от Сергия (1928).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector