Спор «иосифлян» и «нестяжателей» на фоне русской истории xv
Содержание:
- Значение и оценка
- Владеть или не владеть
- Арена полемики
- Взгляд из будущего
- Казнить или миловать
- Сущность споров
- История конфликта
- Политические нужды
- Деятельность иосифлян
- В чем причина полемики нестяжателей и иосифлян
- Википедия о нестяжательстве
- Последователем нестяжателей после смерти Нила Сорского стал Вассиан Косой
- Наследники Сергия Радонежского
- Основные направления деятельности Иосифа Волоцкого и их результаты
Значение и оценка
Иосифлянское движение с самого начала приобрело политическую, антиправительственную окраску, выйдя за чисто религиозные рамки. Церковный историк митрополит Иоанн (Снычёв) отмечал, что «ядро идеологии иосифлянского раскола — отрицательное отношение к отечественной советской действительности, а церковно-канонические мотивы лишь внешняя оболочка».
Архиепископ Иларион (Троицкий), не одобряя «Декларации» митрополита Сергия, осудил также и отделившихся от него:
В июле 1929 года определением митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода при нём в числе раскольников помимо обновленцев и григориан упоминались «последователи бывшего Ленинградского митрополита Иосифа , бывшего Гдовского епископа Димитрия , бывшего Уразовского епископа Алексия ». Таинства, совершённые ими (помимо крещения), признавались недействительными.
Реабилитация репрессированных иосифлян началась ещё в 1956 году, что свидетельствует об их незаконном осуждении даже исходя из норм советского права.
В 1981 году Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей канонизировал в общей сложности более 50 деятелей иосифлянства, в том числе большинство иосифлянских епископов.
Несмотря на то, что большинство из иосифлян скончалось (как правило, казнены органами НКВД) вне общения с Московской патриархией, многие из них были канонизированы на Архиерейском соборе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских; причём канонизированы были даже весьма радикально настроенные по отношению к митрополиту Сергию, такие как епископ Виктор (Островидов), Михаил Новосёлов, осуждённый за то, что «играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому)», 10 деятелей буевского движения 11 марта 2020 года были канонизированы Максим (Жижиленко) и Сергий (Дружинин).
Владеть или не владеть
Среди священнослужителей сложилось два взгляда на принадлежавшее Церкви имущество. Нестяжатели призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Они считали, что смысл жизни служителя Церкви не в обильных запасах, а во Христе. «Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос», — это высказывание святого Игнатия (Брянчанинова) служило сторонникам аскезы своеобразным девизом.
Духовным лидером нестяжателей считался инок Вассиан (в миру – князь Василий Патрикеев), религиозный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского. К этому течению также принадлежал писатель и переводчик Максим Грек.
Другое крыло православного священства ратовало за сохранение церковного имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей на владение землей и другим имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности. При условии, если власть оставит Церкви роскошные убранства храмов, богатые библиотеки и процветающие монастырские хозяйства, они готовы были во всем поддерживать государство.
Судя по сохранившимся документам, сами нестяжатели и иосифляне (именуемые также стяжателями) не использовали таких терминов. Эти названия всего несколько раз встречались в литературе. К примеру, Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный».
Нужно отметить, что полемика вокруг монастырского имущества выходила за рамки вопросов монашеской аскезы. Так, историк Нина Синицына считает, что нестяжательство следует рассматривать не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, своеобразный монашеский идеал, сформировавшийся под влиянием старчества и его отношения к собственности и к использованию чужого труда.
На позицию власти по отношению к двум церковным течениям сыграло семейное положение Василия III. Брак великого князя с Соломонией Сабуровой оказался неудачным, супруги никак не могли зачать детей, что послужило поводом к разводу. Василий сослал Сабурову в монастырь, а сам женился на Елене Глинской.
Вассиан Патрикеев смело выступил на защиту брошенной жены, осудив поступок великого князя с позиции христианских норм. Выпад Вассиана вызвал недовольство государя, и, хотя великий князь быстро смягчил свой гнев, это отразилось на его отношении к самому священнику и нестяжательству в целом.
Арена полемики
Кстати, отдельную и особую роль в этой полемике сыграл Максим Грек, бывший доминиканский монах, большой поклонник Савонаролы, перешедший в православие и вывезенный с Афона в Москву для перевода и трактовки Священных Книг. Он, хоть и был нестяжателем, помог переводом Толковой Псалтыри иосифлянам.
Так или иначе, но Собор 1504 года, который и стал ареной прямой полемики иосифлян и нестяжателей, единодушно осудил ересь жидовствующих, с другой же стороны на том соборе была поддержана точка зрения именно иосифлян на вопросы церковной собственности, что подтвердил и Стоглавый Собор 1551 года.
В том же 1503-1504 году иосифлянами и нестяжателями совместно было осуждено и личное стяжательство, и сребролюбие клириков и епископов. При этом под каноническое прещение впоследствии попал один из горячих сторонников иосифлян и этих прещений – епископ Геннадий Новгородский.
Тем не менее, идеологическая победа иосифлян в итоге привела к тому, что в 1589 году Русская Церковь все же стала независимой, автокефальной и возглавлялась теперь не греческим митрополитом, а русским Патриархом.
Впрочем, выходя за рамки периода, стоит сказать, что Русская Церковь на протяжении своей дальнейшей истории знала и периоды «принудительного нестяжательства», когда русские монархи, особенно начиная с Петра I, попросту отбирали церковные земли. Возрождение же русского исихазма, как богословской доктрины, через несколько веков сопряжено в первую очередь с Серафимом Саровским, оптинскими старцами и Паисием Величковским, но это уже совсем другая история.
Взгляд из будущего
Триумф иосифлян в трудах русских историков-эмигрантов, в частности Николая Бердяева, представлялся как событие исключительно трагическое, приведшее в конечном итоге к величайшим потрясениям начала XX века. Религиозный мыслитель Георгий Флоровский был менее категоричен в оценке внутрицерковного противостояния начала XVI столетия, он находил в этих течениях «столкновения двух правд: правды общественного служения и правды внутреннего делания, совершенствования человеческой личности».
Советская историография в столкновении интересов нестяжателей и любостяжателей усматривала классовый характер. Первых чаще всего связывали с интересами боярства, вторых – с дворянством. Писательница Мария Боровикова-Майкова нестяжательские идеалы заволжских монахов называла «умной молитвой», считая, что преподобный Нил Сорский остался в стороне от политических страстей и вряд ли одобрял действия своих учеников. Филолог Яков Лурье даже настаивал на отсутствии значительных расхождений во взглядах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.
Во второй половине XX века исследователи, учитывая новые источники, обратили внимание на более сложную картину происходившего. В частности, обсуждаемый конфликт они вписывали в общую картину дискуссии «о смысле или бессмысленности монашества как такового» долгое время ведущуюся в рядах русского православного священства
Эта дискуссия, согласно современным взглядам, была в значительной степени определена различными полюсами существовавшей шкалы ценностей: «либеральный» — «консервативный», «прогрессивный» — «регрессивный». Подобная полемика остается животрепещущей и по сей день.
Казнить или миловать
Спор между иосифлянами и нестяжателями не ограничивался имущественными вопросами, противоречия возникали и в их отношениях к раскаявшимся еретикам. Сторонники Нила Сорского осуждая еретиков противились вынесению им смертного приговора. «Бог не желает смерти грешника, а чает его раскаяния», – говорили они. Единственное средство борьбы с упорствующими в ереси – это их изоляция.
Иосифляне не просто настаивали на репрессивных мерах в отношении еретиков, но и призывали предавать их казням. «Грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», – говорил Иосиф Волоцкий.
В этот спор оказались втянуты и административные власти. В 1500 году Иван III тяжело заболел, и в последующие 5 лет вплоть до смерти великого князя у руля державы фактически находился его сын от второй жены Софьи Палеолог Василий, который попал под влияние Волоцкого. В 1504 году совместное решения правительства и собора епископов обрекло еретиков на смерть. По настоянию собора было сожжено немало вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, сгноили в тюрьме.
Диакон Андрей Кураев, объясняя репрессивные меры Иосифа Волоцкого против в еретиков, пишет: «Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. Возможно, именно он и предотвратил в России то развитие событий, которое в Западной Европе привело к трагическому разделению религиозной жизни».
Сущность споров
В чем заключалась суть споров нестяжателей (представителей лагеря Нила Сорского) и иосифлян (последователей учения Иосифа Волоцкого). К 16 веку монастыри на Руси, сосредоточив под своей властью обширные земли и завладев большими богатствами, стали привлекать не только тех, кто действительно заботился о спасении своей души, но и людей, желавших праздно и безбедно проводить время.
Приток подобных бездельников расшатал нравы во многих монастырях, что вызвало ответную реакцию. Старец Нил Сорский, видя ухудшение духовного состояния иноков в монастырях, начал проповедовать нестяжательство отказ от имущества. Он считал, что монашествующим следует питаться за счет собственного труда, а главными их занятиями должны быть подвижничество и непрестанная молитва в духе византийского исихазма.
Не согласился с подобными утверждениями Иосиф Волоцкий настоятель Волоколамского монастыря. Святой отец Иосиф Волоцкий не отрицал расшатывания внутренних порядков в монастырях и предлагал бороться с этим явлением так же, как он сам это делал: путем введения строгой дисциплины и тщательного контроля за времяпрепровождением иноков. Накопление богатств в монастырях Иосиф Волоцкий оправдывал тем, что это повышает авторитет православия в народе.
Другим принципиальным вопросом, показавшим различие двух лагерей, стало отношение к ереси жидовствующих. Подпав под влияние ученого еврея Схарии, многие жители Новгорода, а затем и Москвы, стали отрицать церковные таинства и сомневались в православном учении о Троице. Они поставили на первое место Ветхий Завет, а Евангелиями пренебрегали.
Ересь жидовствующих, похожая в главных чертах на иудаизм и протестантизм, получила широкое распространение в Новгороде, где близость к ней выказывал действующий митрополит. Она также едва не отвратила от православия великого князя Ивана III.
Один из заметных представителей ереси жидовствующих думный дьяк Фёдор Курицын написал интересное произведение древнерусской словесности Сказание о Дракуле, где описал жестокости валашского правителя Влада Цепеша, имя которого впоследствии попало в массовую культуру как имя бессмертного вампира.
Известные представители ереси:
- Фёдор Курицын,
- Иван Волк Курицын,
- Иван Чёрный,
- Елена Волошанка,
- Истома.
Заволжские старцы (так еще называли сторонников Нила Сорского) предлагали не преследовать жидовствующих, а мирно переубеждать их. Подобная мягкость впоследствии дала возможность обвинить часть сторонников движения в потакании отступникам от истинной веры.
История конфликта
По мнению исследователей, истоки движения нестяжательства следует искать в среде братии Кирилло-Белозерского монастыря. Первые разногласия в отношении имущества были зафиксированы еще в 1440-е годы при игумене Трифоне. По мнению историка церкви Николая Никольского, причиной разногласий стал вопрос о монастырских вотчинах. Тогда игумен вопреки воле преподобного Кирилла приобрел в удалении от монастыря несколько сел.
Никольский, изучивший деловые акты монастыря, отметил, что после игуменства Трифона монастырь более земель не приобретал, а дарственные земли принимались крайне редко. Исследователь усматривает в этом влияние нестяжателей.
Следующее дошедшее до нас столкновение интересов стяжателей и нестяжателей произошло при игумене Серапионе (1482—1484), который принял от Ивана III «29 сел и починков в Вологодской волости». К этому времени Кирилло-Белозерский монастырь, по сути, превратился в крупного землевладельца, так как вопрос приобретения земель вышел далеко за рамки монастырского обеспечения.
Очередное препирание заветов Кирилла подтолкнуло 15 старцев в 1483 году покинуть монастырскую обитель. Только вмешательство Белозерского князя Михаила Андреевича, благодаря которому стяжательный игумен был удален, позволило исчерпать конфликт и вернуть монахов назад.
Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения стал поместный собор Русской Церкви 1503 года
Собор, посвященный преимущественно дисциплинарным вопросам, не обошел вниманием и спор о монастырских вотчинах
Историки считают, что инициатором обсуждения этого вопроса был сам Иван III. С докладом об ограничении монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, однако основные прения, скорее всего, происходили между великим князем и церковными иерархами, ратующими за сохранение землевладения. Иерархи смогли тогда отстоять свои права: вопрос о монастырском землевладении на время был снят.
Однако остроту проблемы это не сняло. Более того, спор разгорелся с новой силой. Нестяжатели ставили в укор иерархам их растущие аппетиты землепользования, что по мнению аскетов противоречило христианским идеалам. Максим Грек и Вассиан занимая в вопросе монашеских состояний сторону Нила Сорского стали открыто критиковать церковные и светские власти.
Оба оказались в опале. В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, его отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где содержали в очень суровых условиях. Вассиан Патрикеев был схвачен в 1531 году и насильно увезен в тот же монастырь. Там, по словам князя Андрея Курбского, он «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами».
В 1551 году на Стоглавом соборе последователи Иосифа Волоцкого отвергли программу ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем, как отмечают историки, их непримиримая позиция по этому вопросу во многом способствовала появлению опричнины.
Политические нужды
Одно время в наибольшей степени на Иосифа Волоцкого, лидера «иосифлян» (которых, кстати, так называть стали значительно позже), воспринимали как корыстного и властного церковного политика, тогда как Нил Сорский, лидер «нестяжателей», рисовался идеалистически. Церковь, в общем, практически разрешила этот спор, канонизировав обоих, но в этой религиозной полемике остается важный политический аспект, о котором и следует поговорить более подробно.
Начать здесь стоит с самой эпохи, поскольку и для Руси, и для Православной Церкви это были весьма непростые и крайне интересные времена. В 1480 году, во время правления Ивана III, окончательно стало понятно, что Русь освободилась от татаро-монгольского ига. А до этого, в 1453-м, окончательно пала Византийская империя, захваченная османами.
Эти два события повлияли на само мировоззрение церковной и светской аристократии на Руси. Теперь наша страна мыслилась, как некий «последний свободный оплот Православия» в мире, отсюда же возникает и концепция монаха Филофея «Москва – Третий Рим», и преемственность политической русской традиции от византийских императоров.
И раз возникает преемственность статуса, то возникает и преемственность многих традиций. К примеру, абсолютизм, а также особое положение православного государя по отношению к Церкви. Власть становится «Божьим даром», сопряженным как с ответственностью, так и с особыми правами. К примеру, на землю.
Карташов в «Истории Русской Церкви» приводит такое противоречие: с одной стороны, обширные земельные владения Церкви – это традиция, мотивированная чуть ли не «Константиновым даром» (подлинность которого оспаривается, но в то время сомнений не вызывала). С другой, если царь – помазанник Божий, то он может выступать и как распорядитель по вопросам церковного земельного имущества. А земля нужна была российским монархам для укрепления власти, для того, чтобы дарить её своей аристократии, укрепляя свой вес и авторитет.
Деятельность иосифлян
Деятельность последователей преподобного Иосифа осуществлялась в нескольких направлениях. Главными направлениями являлись следующие:
- Как игумены они несли службу в обители монастыря преподобного Иосифа;
- Были настоятелями в ряде крупных российских монастырей;
- Трудились на архиерейских кафедрах.
Внутренний распорядок Иосифо-Волоколамского монастыря был направлен на порядок и сплочение в среде монахов. Всё это, наряду с высокими стандартами учения, а также с корпоративной солидарностью, способствовало тому, что выходцы из этого монастыря, занявшие высокие духовные посты, активно продвигали выпускников Иосифо-Волоколамского монастыря.
Во второй половине XVI века монастырь занял 19 место по степени влияния на Руси, согласно «Лествице духовных властей». Игумены-иосифляне играли важную роль в церковных и земских соборах.
Примеры:
- 1566 г. – подписание, в числе других духовных лиц, игуменом Лаврентием соборного приговора о продолжении Ливонской войны;
- 1587 г. – игумен Левкий, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Бориса Годунова;
- 1613 г. – игумен Арсений, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Михаила Фёдоровича Романова.
Преподобные монастырской обители были частыми гостями в резиденции царя, а также Иоанна IV Васильевича во время его военных походов.
Согласно грамоте 1522 года Василия III Иоанновича, дела, связанные с Иосифо-Волоколамским монастырём, мог судить исключительно великий князь. Это постановление было отменено Стоглавом в 1551 году.
Грамота 1556 года указывает, что подсудно теперь волоколамская братия принадлежит Московскому митрополиту святейшему Макарию. В 1563 году к Новгородскому архиепископу. В 1578 году к царскому суду.
В течение всего XVI века государственная власть и церковь стремилась сделать обучение в Иосифо-Волоколамском монастыре обязательной ступенькой карьеры к сану игумена и архимандрита во многих русских монастырях.
Наивысшей точкой влияния иосифляне достигли в период с 1542 г. по 1563 г. В это время должность митрополита занимал Макарий, который почитал преподобного Иосифа Волоцкого.
К 1551 году, когда был созван Стоглавый собор, выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря занимали 5 из 10 постов архиерейских кафедр.
В чем причина полемики нестяжателей и иосифлян
Начало борьбы иосифлян и нестяжателей было в конце 16 века. Он стал настоящим апогеем того церковного периода. Конкретно спорт между иосифлянами и нестяжателями (заволожские старцы) произошел на почве разного понимания и отношения к миру. Сам спор был основан на принципах и возник на основании следующих вопросах:
- имущество церквей и храмов (а точнее их судьба);
- методы борьбы с ересью, которая появилась на то время в Новгороде.
Различные взгляды на эти вопросы были связанны с тем, что то время было расцветом на православной веры и церквей. Именно тогда святыни стали обладателями земель и другого богатства, что в свою очередь становилось большим соблазном для верян и многие люди хотели идти и жить в монастырь ради таких мирских благ.
Большой проблемой того времени стало не то, что люди потянулись к церкви, а то что начало расцветать тунеядство:
- население не хотело работать;
- все хотели просто жить безбедно и для этого не хотело прилагать никаких усилий.
Иное же течение не понимало такого хода событий и считало, что каждый человек должен духовно идти к Богу и возносить молитвы, а если хочет жить при монастыре, то обязательно должен работать и только после приложенных усилий пожинать свои плоды.
Иосифляни считали же возникшее богатств как укрепление власти в церкви. Но для того, чтобы бороться с падением нравом они предлагали не за счет уничтожения имущества церкви и ее земель, а за счет строгой дисциплины.
Википедия о нестяжательстве
Борьба нестяжателей и иосифлян в 16 веке отражена в нескольких статьях открытой энциклопедии на сайте Википедия. Её авторы называют нестяжательство монашеским движением в РПЦ, которое существовало в конце 15 начале 16 века.
Церковный деятель, идеолог и глава нестяжателей Нил Сорский характеризуется как один из наиболее просвещенных русских святых. Его взгляды известны по собственным трудам четырём посланиям, Уставу скитской жизни и Преданию ученикам. Нил Сорский не выступал за отмену монастырского землевладения, но утверждал, что святая обитель должна сама заниматься земледелием силами иноков с привлечением мирян к работе лишь время от времени. Также он разрешал монахам принимать небольшую милостыню, которую приносили в монастырь жители, но не более необходимого.
Достойно упоминания имя князя-инока Вассиана Патрикеева, одного из тех, кто был ревностным лидером нестяжателей в 16 веке. В его трудах, написанных после 1509 года, взгляды Нила Сорского на проблему монастырских имуществ, как считают исследователи, были полемически заострены. Сторонником Патрикеева был приезжий монах Максим Грек.
Союз с этим иностранцем подорвал позиции Вассиана, которому сначала покровительствовал великий князь Василий.
Дело закончилось двумя судами над Максимом Греком в 1525 и 1531 годах. Последняя дата стала роковой для всего движения. Максим Грек, признанный еретиком, был сослан в Отроч монастырь. А тогдашний глава нестяжателей князь Вассиан, ученик Нила Сорского, как впоследствии утверждал диссидент времен Ивана Грозного Андрей Курбский, был в скором времени уморен презлыми иосифлянами.
Дискуссия, впрочем, не закончилась, и через некоторое время появилась «вторая волна нестяжателей», которые проповедовали до второй половины 16 века.
Представители «второй волны»:
- Старец Артемий из Порфирьевой пустыни, впоследствии игумен Троице-Сергиевой лавры.
- Епископ Рязанский Кассиан.
- Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Феодорит Кольский.
- Епископ Суздальский Афанасий.
Последователем нестяжателей после смерти Нила Сорского стал Вассиан Косой
Так же обратим внимание на еще одного духовного лидера нестяжателей — это Вассиан Косой. Он стал представителем партии нестяжателей после кончины Нила Сорского
Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. После того, как он выехал в Москву, он поступил на службу к великому князю Василию первому. С помощью великокняжеской власти, он смог достигнуть многих высот.
Продолжателем лидеров нестяжателей после смерти Нила Сорского — стал Вассиан Косой. Вассиан — князь по своему происхождению, принадлежал к самым знатным боярским родам. Фото: studfiles.net
Вассиан решил отдать свою жизнь Богу за монастырской стеной. Именно там началась его новая жизнь. Первое время монастырский устав не подходил ему по характеру. Там он познакомился с Нилом, и вместе с ним спасался в скиту. Именно тогда он стал ревностным сторонником нестяжателей, хотя вначале он не разделял этого мировоззрения.
Вассиан многому научился у Нила, а также многое перенял от него
Если обратить внимание на историю, то мы видим, что инок Вассиан был одним из самых интересных фигур русской истории 16 века. Это был довольно своеобразный человек, который сочетал в себе и своей деятельности — высокомерие и страстность
На момент смерти Нила Сорского, Вассиан достаточно хорошо разбирался в ситуации. Он не высказывался о своем участии в деяниях собора. Именно он помог поставить на определенную роль митрополита Варлаама. Это постановление было совершено без собора епископов по приказу великого князя, которому в свою очередь, обратился Вассиан Косой. Именно он посоветовал выдвинуть митрополита Варлаама на митрополичью кафедру. Митрополит Варлаам же сочувствовал нестяжателям и стал настоятелем Симонова монастыря, где тогда и жил Вассиан. Чтобы поддержать его в делах, он послал к нему еще одного из людей, живших тогда на Афоне — Максима Грека.
Наследники Сергия Радонежского
Впервые со всей остротой эта проблема в Русской Церкви обозначилась пять веков назад, когда на Соборе 1503 года столкнулись две противоположные позиции последователей святого Сергия Радонежского, удивительным образом сочетавшего в себе активность с созерцательностью.
Сторонники настоятеля заволжской Сорской пустыни Нила (Майкова) тяготели к идеалу раннехристианской общины, где основой была общая собственность и обязательность труда для каждого человека. Их условно именовали «нестяжателями». Другой позиции придерживался лидер «стяжателей» Иосиф Волоцкий, полагавший, что церковь должна представлять собой крепкий в организационном и финансовом отношении организм.
Андрей Шишкин «О прошедших летах…»
Нил Сорский
Нил Сорский принадлежал к дворянскому роду Майковых, основателем которого был Андрей Майко, один из видных служилых людей. Будущий святой родился в 1433 году в Москве и в Крещении был наречён Николаем. Он был весьма образованным для своего времени человеком, и занимался переписыванием книг. Приблизительно в середине 1450-х годов Николай принял постриг с именем Нил в знаменитом Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь молодой человек продолжил заниматься книжным ремеслом, а, кроме того, был приобщён к решению хозяйственных вопросов.
Примерно через четверть века вместе с товарищами он совершил продолжительное паломничество на Святую Землю, в Царьград и на Афон, где досконально изучил вопросы организации монашеской жизни. Возвратившись на родину, Нил основал скит неподалёку от Кириллова монастыря, который впоследствии превратилась в Нило-Сорскую пустынь. Он стал последовательным противником не только личной собственности у монашествующих, но и монастырский владений вообще.
Икона «Св. Нил Сорский»
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий (Иван Санин) родился в дворянской семье в 1439 году. В двадцатилетнем возрасте принял постриг, и восемнадцать лет провел в богатом Боровском монастыре под руководством игумена Пафнутия, чьё место он занял после кончины настоятеля. Через некоторое время основал свой Иосифо-Волоколамский монастырь. Предварительно он под видом трудника побывал во многих обителях, посвятив этому год, а затем лучшее черты воплотил у себя.
В Волоцком монастыре существовал общежительный устав, здесь требовалось строжайшее выполнение обрядовых установлений, отсутствовала всякая личная собственность – даже одежда и пища были обобществлены. Несмотря на суровость порядков, здесь охотно принимали постриг бояре и торговые люди, что способствовало приращению богатств обители, и уже через шесть лет была построена большая каменная Успенская церковь, которую расписал известный иконописец Дионисий.
Икона «Св. Иосиф Волоцкий»
Основные направления деятельности Иосифа Волоцкого и их результаты
Одним из направлений деятельности была религиозная деятельность.
Будучи монахом, а позже — настоятелем монастыря, Иосиф Волоцкий защищал церковно-монастырское землевладение, незыблемость догматов церкви, укрепление государственности.
Иосиф Волоцкий ввёл новый Устав монастырской жизни:
- Устав строго регламентировал всю жизнь в монастыре «и в хождении, и в словах, и в делах».
- Основа Устава — отречение от собственной воли и постоянный труд монахов. Многие не выдерживали такого распорядка: «Жестоко сие житие. Кто в нынешнее время сможет такое вынести?» И всё же со временем именно по Уставу протекала жизнь в монастыре.
Иосиф Волоцкий проводил большую благотворительную деятельность : монастырь помогал всем страждущим, голодающим. При монастыре была построена больница, приют для детей — сирот.
Проводил Иосиф и просветительскую деятельность. В монастыре была одна из богатейших монастырских библиотек.
Волоцкий был патриотом родной земли, во всём поддерживал царя Ивана 3, содействовал тому, чтобы тот осознавал себя православным царём. Проповедовалась идея божественного происхождения царской власти.
Иосиф Волоцкий вёл решительную борьбу с еретиками. Представители «новгородской ереси» пытались исказить основы православия. Он призывал царя , который был сторонником мягких действий, жестко расправляться с еретиками : «Царям подобает еретиков и в заточение посылать, и казням предавать» .
Результатом данной деятельности стало значительное укрепление роли церкви в стране. Было положено начало особого направления русской общественной мысли — иосифлянства
Другим направлением была писательская деятельность. Иосиф Волоцкий создал свой знаменитый труд «Просветитель» и написал несколько посланий. В них он высказывал свою позицию по поводу роли церкви в государстве, вступал в полемику с Нилом Сорским, отмечал, что монастырское землевладение должно быть законным, что нужно украшать храмы, в них должны быть богатые иконостасы и образа. Именно в данных посланиях звучит мысль о божественности царской власти, что способствовало значительному её укреплению.
Результат данной деятельности.
Писания Иосифа Волоцкого, его идеи были положены в основу духовной школы, из которой вышли многие мессионеры, публицисты, позже их стали называть «иосифлянами».
Таким образом, Иосиф Волоцкий – один из ярких и влиятельных представителей церкви конца 15- начла 16 века в России. Его деятельность значительно укрепила позиции церкви и в то же время способствовала усилению власти князя. Он стал во главе нового направления в политической , общественной и религиозной мысли того времени- « иосифлянства». Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году.