Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться

Дальнейшая история церкви до наших дней

В первые века своего существования церковь в Грузии подчинялась Антиохийскому Патриарху, а в 5-м веке получила автокефалию (самостоятельность), в связи с тем, что Грузия была в то время самостоятельным государством за пределами Византийской империи.

История Грузии отмечена постоянной борьбой с захватчиками, которые старались не только захватить страну, но и уничтожить в ней христианство. Так в 1227 г. на Тбилиси напали хорезмийцы во главе с Джалал-ад-Дином. На мост вынесли иконы, и все тбилисцы должны были проходить по мосту и плевать на иконы, тем же, кто отказывался, сразу отрубали голову и толкали в реку. В тот день приняли мученичество 100 000 христиан.

Непростое военное положение Грузии и православных грузин послужило причиной периодических обращений за помощью к единоверцам – русским, пока в начале 19-го века Грузия не была окончательно включена в состав Российской империи. Образовался Грузинский экзархат, управляемый митрополитом, позднее архиепископом, церковь перестала быть автокефальной. Экзархат принес в церковную жизнь больший порядок, улучшенное материальное положение священников, открытие духовных учебных заведений, развитие науки.

Другой стороной медали было то, что грузинский язык вытеснялся из богослужения, в семинариях преподавали также на русском языке. Имущество церкви также перешло в руки русских властителей, русских же назначали экзархами. Неудивительно, что периодически звучали протесты против этой тенденции.

Грузинская церковь в конце 19-го – начале 20-го веков все больше стремилась к тому, чтобы снова стать автокефальной. Грузины использовали для этого Февральскую революцию, уже в марте в Мцхете была объявлена автокефалия, в сентябре избрали католикос-патриарха Грузинской православной церкви. Русские сначала не захотели признавать автокефалию. В связи с этим было временно прекращено общение двух церквей, которое было восстановлено лишь в 1943 году. И наконец, в 1990 году Грузинская православная церковь снова стала автокефальной.

Что общего у Грузинской и Русской церквей?

Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно

Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных»

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Названия церкви

В данный период не существовало единообразного (официально или юридически зафиксированного) наименования православной церковной организации на территории России, и в разных источниках встречаются такие варианты, как то: Российская православная греко-кафолическая церковь, Православная кафолическая греко-российская церковь, Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона. Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления, находящихся в ведении российского Святейшего Правительствующего Синода, именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется «Православная Российская Церковь».

Как обращаться к священнику?

К обыкновенному монаху подходят со словами: «честной брат» или «отец». С церковными людьми ведите себя скромно и серьёзно. При знакомстве любой православный священник должен назвать свой сан. К архидьякону обращаются: «отец» (имя), к иерею: «Ваше Преподобие». Слово «батюшка» обладает приватным характером и практически не используется в официальном письме или встрече. Монахиню московской церкви разрешено называть «сестрою», а термин «матушка» подойдёт только к настоятельнице.

Ваше письмо к православному священнику должно иметь в составе:

  1. Обратный адрес и сам адресат. Вы должны знать полный сан лица, к которому обращаетесь. Если необходимо уточнить фамилию, помещайте её в круглые скобки.
  2. Собственно заявление в письме. Текст московскому или любому другому священнослужителю пишут в произвольной форме, в зависимости от случая. Обращение к архиерею должно основываться на уважении и серьёзности.
  3. Обязательный комплимент, который покажет ваше расположение к архиерею. Помните, что вы просите помощи у человека духовного сана.
  4. Каждый, кто отсылает обращение в православную (московскую, новгородскую, новосибирскую) церковь, оставляет личную подпись и дату.

Грузинские иконы

Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают образы Девы Марии. В России получила известность чудотворная Грузинская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она имеет грузинское происхождение, во время военных действий ее украли персы. По молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, нынешнее местонахождение ее неизвестно.

Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время ее правления страна достигла своего наивысшего расцвета. Царица Тамара наладила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благоверная царица была милосердна не только к своему народу, но и к врагам, за что и была причислена к лику святых в 1213 году.

Во многих грузинских храмах и в виде фресок, и на иконах можно увидеть большое количество иконописных изображения святой Нины и Георгия Победоносца.

Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Грузинским храмам свойственно наличие классического купола в виде высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола пришли в Грузию не из Византии, а являются, скорее всего, примером влияния персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, как и традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу – символ молитвы.

Официальная периодическая печать

С 1859 года начала создаваться местная (епархиальная) периодическая (повременная) печать; первым таким изданием были «Херсонскія Епархіальныя Вѣдомости», с идеей которых выступил ранее Херсонский архиепископ Иннокентий (Борисов) († 26 мая 1857). Создание центрального официального органа сдерживалось рядом обстоятельств и соображений, в числе которых были опасения возможного вовлечения такого издания в журналистскую полемику, что стало характерной чертой журналистики периода «гласности» в царствование Александра II. С 1859 года «начальственные распоряжения по ведомству православного исповедания» — документы от имени Святейшего Синода — размещались в еженедельном журнале «Духовная Бесѣда», издававшемся при Санкт-Петербургской семинарии и в 1862 году перешедшем в частные руки протоиерея Иоанна Яхонтова.

27 ноября 1874 года Синод принял решение о печатании своих материалов в официальной части журнала «Христіанское Чтеніе» (издавался ежемесячно Санкт-Петербургской Академией с 1821 года); издание получило отдельный статус под названием «Церковный Вѣстникъ, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академіи: Офиціальный органъ Святѣйшаго Всероссійскаго Синода и состоящихъ при ономъ центральныхъ учрежденій» (еженедельный журнал), первый номер которого вышел в январе 1875 года. Журнал сохранял официальный статус до 1888 года; с 1916 года с подзаголовком: «<…> издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтомъ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ».

С 1888 до 1918 года центральным официальным органом было еженедельное издание «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ» с прибавлениями.

С января 1890 года выходил «Вѣстникъ военнаго духовенства» на одинаковых с епархиальными «Ведомостями» основаниях; в 1911 году был переименован в «Вѣстникъ военнаго и морского духовенства» и издавался до июня 1917 года.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Иоанн 1:5)

Этот сайт был временно восстановлен (мирянином) в надежде, что те, кто будет его читать (духовенство и миряне РПАЦ), будут действовать так, как просит их совесть. Сайт был на распродаже и закрыт…

Уважаемые священнослужители и миряне, просмотрите, пожалуйста, этот видео до конца (сделанный в 2012 году):

28 февраля 2012 г. – Обращение архиепископа Григория митрополиту Суздальскому Феодору и Синод Русской Православной Автономной Церкви (РПАЦ)

Мы, Синод Истинной Православной Церкви Америки, приветствуем вас в это время Великого Поста.

Мне было очень грустно узнать о кончине Владыки Митрополита. Да помилует Бог его душу.

По случаю сорокового дня кончины митрополита Валентина я считаю, что сейчас подходящее время попросить вас и ваш Синод рассмотреть вопрос об исправлении многих и различных неканонических действий, которые митрополит Валентин предпринял против меня и Церкви в Америке. .

Для Церкви в России очень важно исправить эти нарушения святых Канонов, потому что это законы Бога, которым мы, как иерархи, дали обет подчиняться. В свете всего, что произошло с РПАЦ после того, как митрополит Валентин совершил эти преступления, вам следует задуматься над темным прошлым вашей истории и желанием исправить его

Несомненно, мы, епископы, обязаны исправлять любое беззаконие в Церкви, которое в наших силах исправить, если мы надеемся обрести милость перед Судом Христовым.

Ниже приводится список нарушений, которые необходимо исправить:

  1. Вы должны признать, что митрополит Валентин не имел канонической, непосредственной и личной юрисдикции над всеми епископами и их епархиями. Это папское нововведение, и он не имел права вмешиваться в мою епархию в нарушение святых канонов; 8-го 3-го Вселенского Собора, 9-го Антиохийского, 64-го и 67-го Карфагена.
  2. Вы должны признать, что Митрополит Валентин не имел права ссылаться на Консисториум Русской Книги (Книгу Консистории), выступать в качестве Папы, потому что это противоречит канонам Церкви и был осужден Русской Церковью при Святом Патриархе Тихон.
  3. Вы должны осудить действия митрополита Валентина, который неканонически украл отца Андрея из моей епархии и монастыря и рукоположил его во епископа. Это свергнутый священник, который по сей день продолжает вызывать скандалы не только в вашей церкви, но и в своем личном характере. Его рукоположение в епископа должно быть признано вами и РПАЦ недействительным, поскольку он всего лишь простой монах, поскольку он был справедливо и канонически низложен.
  4. Вы должны осудить действия митрополита Валентина в распространении смехотворных и клеветнических обвинений против меня, которые митрополит знал как ложные, исключительно с целью дискредитации моего характера, обвинения в том, что я давал ему взятку 40 000 долларов в одно время, а в другое время. раз с 30 000 долларов, обвиняя меня в подделке документов и в попытке быть епископом Китая!
  5. Вы должны признать, что вы незаконно приняли 180 гаитян и их «священников» в Церковь, но они никогда не принимали святое крещение, и тем самым внесли неприемлемую традицию в Православную Церковь, противоречащую Канонам.
  6. Вы должны признать, что митрополит Валентин пытался уничтожить мое епископство, отстранив и «уволив» меня полностью без канонической причины.
  7. Вы должны признать, что сохранение отца Владимира Шискова в качестве администратора Северной Америки было ошибкой, поскольку свидетельством отца Диониси МакГоуэна и отца Фотиоса Розборо было явно доказано, что он крипто-киприанит, причащающийся экуменистам.

Пришло время и возможность исправить все вышеперечисленные ошибки митрополита Валентина, в которых вы, возможно, участвовали по незнанию. Это возможность исправить положение и вернуть РПАЦ на верный курс верности святым канонам. Если бы это было возможно, наши церкви могли бы снова войти в общение.

Прошу вас, пожалуйста, примите во внимание то, что я говорю. С любовью во Христе Спасителе нашем,

С любовью во Христе Спасителе нашем,

+ Архиепископ Григорий

Более:

Использованные материалы

  • Список предстоятелей:

  Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.

  В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.

  Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,

  Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.

  Покровский, И., Русские епархии в XVIII веке, Приложение 2; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 235.

  ПСЗ, 16, № 12121; Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства», Чтения, 1861, № 2, 568–569; Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 74; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 270–271.

  По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,

  Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X

  До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 398.

  «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 399.

  По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе года,

  В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.

  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,

  Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —

Что это за звание?

Архиерей – это епископ в православной церкви, который наделен благодатью совершать все церковные Таинства. Википедия об этом тоже упоминает.

В прошлых веках архиереев разделяли по объему полномочий на митрополитов и архиепископов, именно из их числа Поместный Собор избирал патриарха.

Православный архиерей принадлежит к черному духовенству. В отличие от представителей белого духовенства эти церковные служители не вступают в брачный союз, то есть являются безбрачными.

Существует традиция – возводить в архиереи лиц из монашествующих высших духовных санов. Согласно христианскому учению благодатная сила, исходящая от Иисуса Христа, передается через апостолов архипастырям при рукоположении.

Другими словами, архиерей – это церковный служитель, который выполняет все священнодействия. Он может рукоположить диаконов или благословить божественную службу с антиминсом – платком с вшитыми частицами мощей Святого.

Помимо этого он управляет монастырями и храмами, принадлежащими его епархии. В целом архиереями можно назвать все высшие чины православной духовной власти: епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов.

Это интересно: Антихрист в православии — изучаем досконально

Примечания

  1. , 1870.
  2. , 1902, с. 505.
  3. , 1902, с. 496.
  4. , 1902, с. 507.
  5. Михайлова Н. В. Некоторые аспекты проблемы правового регулирования взаимодействия государства и Русской православной церкви по сохранению памятников православной религиозной культуры // Вест. Моск. ун-та МВД России. — 2012. — № 7. — С. 17.
  6. Михайлова Н. В. Некоторые аспекты проблемы правового регулирования взаимодействия государства и Русской православной церкви по сохранению памятников православной религиозной культуры // Вест. Моск. ун-та МВД России. — 2012. — № 7. — С. 18.
  7. Цит. по: Епископ Уфимский Андрей. Цезаропапизм наизнанку. // «Церковно-общественная мысль: Прогрессивный орган военного и морского духовенства» под редакцией Протопресвитера военного и морского духовенства Г. И. Шавельского. — Киев, 1917. — № 5 (25 сентября). — с. 3.
  8. Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пгр., 1917.

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Святые грузинской православной церкви

Грузинская церковь за века своей истории обзавелась целым сонмом угодников Божиих – святых. Первой своей заступницей и любящей матерью грузины называют Пресвятую Богородицу: не зря Грузия считается ее уделом. Первым иерархом Грузинская церковная традиция называет апостола Андрея, в связи с чем иерархи ГПЦ с древности называются «сидящими на престоле апостола Андрея Первозванного». А среди всех грузинских святых отдельно стоят самые любимые – святая Нина, просветительница Грузии, и Великомученик Георгий Победоносец, которого предание называет двоюродным братом (в других источниках – племянником) святой Нины. Народная традиция даже объясняет латинское название Грузии — Георгия (Georgia) именем Георгия Победоносца. Однако это не так: название произошло от персидского названия грузин — «гург».

Статистика

К 1882 году православных церквей в России считалось 40 596, сверх того часовен и молитвенных домов 14 167. Всего приходского духовенства в священнослужительских должностях состояло до 45 000, в том числе свыше 37 000 протоиереев и священников и 7 000 диаконов, кроме того, число псаломщиков и причетников простиралось до 40 000 (Катков, М.Н.)

В 1914 году, по официальным данным обер-прокурора Святейшего синода, общее число представителей белого духовенства и церковнослужителей (протоиереев, священников, дьяконов и псаломщиков) составило 112 629 человек. В России также действовали 1 025 монастырей и общин: 550 мужских (с 11 845 монахами и 9 485 послушниками) и 475 женских (с 17 283 монахинями и 56 016 послушницами). Доходы церкви измерялись десятками миллионов рублей. Например, в 1913 году доход православных монастырей и архиерейских домов составил 89,5 млн руб., а расходы — 23 млн руб.

В 1917 году численность лиц православного исповедания в Империи составляла около 117 миллионов (более двух третей всего населения); имелось 67 епархий; действовало около 80.800 храмов и часовен, 1025 монастырей (с 94.629 монашествующими), 35.000 начальных церковных школ, 185 епархиальных училищ, 57 семинарий, 4 духовные академии, 34.497 библиотек; численность священнослужителей превышала 66.000 человек. На кафедрах внутри Империи находилось 150 архиереев (в том числе, 8 архиереев Грузинского экзархата). За границей (в США, Японии, Китае и Урмии) служило 7 архиереев и 20 пребывало на покое. Итого, общее число архиереев составляло 177 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector