Псалом давида 16

История написания

Еврейские и славянские источники подтверждают, что авторство псалма 16 принадлежит пророку Давиду. Сложено произведение было во времена правления Израилем Саула. Будущему царю пришлось терпеть гонения от действующего властителя. Оставшись без поддержки, он оказался на грани отчаяния, на чем сделан акцент в тексте молитвы.

Здесь же говорится о спасении жизни гонителя Давидом. Он сохранил ее, не позволив беззаконникам убить Саула, когда у них появилась такая возможность. В песни, вошедшей в сборник Псалтырь, говорится не только о врагах будущего царя, об их злости, коварстве, но и о невинности автора перед Всевышним.

Псалом 136 в богослужении Православной церкви

Для удобства богослужебного использования Псалтирь разделена на 20 кафизм. Псалом 136 входит в состав 19-й кафизмы и в обычное время года читается в её составе, еженедельно на утрене пятницы. В шесть недель Великого поста эта кафизма читается на утрене среды и третьем часе пятницы.

Особую роль псалом 136 приобрёл в богослужениях, готовящих верных к Великому посту. На утренях трёх приготовительных воскресений (неделя о блудном сыне, неделя о Страшном суде (мясопустная) и Прощёное воскресенье (неделя сыропустная)) этот псалом поётся с «аллилуйей красной

» до чтения Евангелия. Этот порядок отражен в богослужебных указаниях на официальном сайте Московского патриархата: «К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й».

Как читать молитву

Псалом 90 читать необходимо сосредоточенно. Тогда вы начинаете понимать, насколько он пропитан добрыми чувствами и жизнеутверждающими идеями. В настоящее время, наблюдая события, происходящие в мире, человек глубоко осознаёт главные слова молитвы: «Господь – упование мое». В них он находит успокоение и перестает тревожиться.

Псалом 90 – это молитва, защищающая от злых людей, от нечистой силы, от дьявольских проявлений. Подтверждение этому вы найдете, открыв Евангелие. Так, Иисус Христос во время 40-дневного поста в пустыне, чтобы не уступить искушениям Сатаны, читал 11-й и 12-й стихи этой молитвы (см. — от Матфея 4;6 и от Луки 4;11).

Толкование 16 псалма

Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви — Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.

По форме это прямое обращение Давида к Господу

В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.

Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.

Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью — царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух — будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.

Обстоятельства написания псалма

Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь — ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.

Толкование

Иван Лопухин, известный русский богослов, в своих исследованиях предполагал, что псалом 116 продолжает тему, которую автор развил в 114 и 115 псалмах. Псалмопевец начинает с обращения лично к Богу, затем благодарит его в присутствии иудеев. Автор идет дальше и пишет этот псалом, заложив в него важный смысл и силу.

Стих 1-2: из-за краткости кафизмы нет смысла при толковании разделять ее на отдельные стихи. В этом псалме звучит призыв всех племен Земли славить и признать единого Бога, царь Давид снова подтверждает свою веру и любовь к Создателю, признаваясь ему и всему миру в этом вновь и вновь. Давид не призывать благодарить Бога без причин, ведь его дела велики, а его милость ко всем народам бескрайняя, истина пропитывает всю Землю и прославляет его. Псалмопевец уверен, что благочестивые чувства и мысли поддерживают душу православных людей и помогают им переживать невзгоды.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 1: Иной мир тебя, душа, ожидает, и Судия намерен обличить дела твои тайные и злые. Не пребудь же погружённой в земное, но прежде конца воззови к Судии: «Боже, очисти меня и спаси меня!»

Слава:

Грехами многими и язвами бесчисленными я объят, Спаситель, согрешая, но молю Твоё милосердие, Христе: «Врач недужных, посети, и исцели, и спаси меня!»

И ныне:

Душа моя, что нерадиво живёшь в лености? Что не беспокоишься о злых делах, которые совершила в жизни? Постарайся исправиться прежде, чем дверь заключит тебе Господь. К Богородице прибегни, припади и воззови: «Надежда безнадежных, спаси меня, много пред Тобою согрешившего, Владычица Пречистая!»

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святой, в вышних живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склоняемся душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и прости нам всякое согрешение, как вольное, так и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слёзы духовные от души, для очищения многих наших грехов, даруй великую Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабам Твоим. Ибо благословенно и преславно имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище — Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с подобно тому, как это сделал Давид.

Толкование псалма 16

Если говорить обобщенно, то значение песни заключается в том, что Господь – это единственная защита для каждого человека. Давид говорит о своей невиновности, как и в других псалмах и просит помощи у Творца. Произведение было создано для прославления Господа как единственной надежды для всех верующих. Сама песня состоит из 15 стихов, в каждом из которых будущий царь обращается к Всевышнему. Подробнее разберем эти части:

  • с 1 по 4 стих Давид доказывает свою невиновность, рассуждает о бедствиях и верности Богу. Здесь он доказывает незыблемость и силу своей надежды на милость Господа;
  • с 5 по 7 просит у Господа поддержки в вере. Давиду необходима защита, он называет себя рабом, выражая наибольшее смирение перед Богом;
  • с 10 по 12 стих следует описание врагов, как их поступков, так и характера. Они представляются нам как нечестивые гордецы, не знающие Божьего закона.

В последних строках Давид открыто просит Бога о защите и покровительстве. Здесь же автор показывает себя смиренным служителем Господа, надеясь на его милость и избавление от врагов.

Толкование 16 псалма

Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви — Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.

По форме это прямое обращение Давида к Господу

В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.

Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.

Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью — царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух — будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.

Толкование псалма

Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма — это обращение к Всевышнему:

Первый стих содержит выражение «правду мою», т.е. справедливость и мою невинность пред Тобою. Автор говорит, что на нем нет вины и он говорит это честно, без всякой лжи;
Во втором стихе автор просит Божьего суда над всей данной ситуацией — он просит быть Бога его адвокатом. Автор незаслуженно страдает и желает, чтобы Бог принес Свой суд над всеми участниками, так как понимает, что только Божий суд является справедливым;
В стихах 3-4 певец рассказывает о своих переживаниях. «Посетил…ночью» т.е. в бедствиях, которые испытывает человек. При этом автор утверждает, что остался верен Богу и также предан. Он говорит, что и в «делах человеческих», т.е. в привязанностях к земному он руководствовался Божьими заповедями, прислушиваясь к «слову уст Твоих». Тут же Давид поясняет, что «охранял … от притеснителя» — следил за своими поступками и старался не обижать ближнего без причины. Это относится и к повседневной жизни, и к отношению к царю — Давид ни разу не причинил боли Саулу, хотя мог бы;
В стихах 5-7 Давид просит Господа не оставлять его без защиты, позволить рабу Своему укрепиться. Выражение «дивную милость» здесь можно рассматривать как просьбу совершить чудесное избавление от врагов;
В стихе 10 автор описывает своих врагов, тех, кто причинил ему вред и покушался на жизнь. Они отличались полным довольством, т.е. жили богато и ни в чем себе не отказывали. Были гордыми и высокомерными;
В стихах 11-12 псалмопевец описывает врагов. Они предстают перед читателем злобными и жестокими, изыскивающими путей, как уничтожить Давида. Это отсылка к многочисленным покушениям Саула на своего воина, открытые и тайные; Псалом 16 читают для защиты от недоброжелателей

Стихи 13-15 — это открытое обращение к Богу о помощи. Давид призывает Бога выступить на его стороне, защитить от нападок и несправедливых притеснений

Выражение «от людей мира, которых удел в этой жизни» показывает, что враги Давида ищут лишь земного, но не обращают внимание на небесное. Несмотря на богатство врагов, автор верит, что только Бог может избавить его и даровать силу и милость.

Важно! Весь псалом — это ярко выраженная надежда псалмопевца на Бога. Он понимает, что только Всевышний может избавить его от бед и преследований, даровать жизнь тихую и безмятежную

Обстоятельства написания псалма

Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь — ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.

Это интересно: Псалом 150 — распишем по пунктам

Толкование псалма 16

Если говорить обобщенно, то значение песни заключается в том, что Господь – это единственная защита для каждого человека. Давид говорит о своей невиновности, как и в других псалмах и просит помощи у Творца. Произведение было создано для прославления Господа как единственной надежды для всех верующих. Сама песня состоит из 15 стихов, в каждом из которых будущий царь обращается к Всевышнему. Подробнее разберем эти части:

  • с 1 по 4 стих Давид доказывает свою невиновность, рассуждает о бедствиях и верности Богу. Здесь он доказывает незыблемость и силу своей надежды на милость Господа;
  • с 5 по 7 просит у Господа поддержки в вере. Давиду необходима защита, он называет себя рабом, выражая наибольшее смирение перед Богом;
  • с 10 по 12 стих следует описание врагов, как их поступков, так и характера. Они представляются нам как нечестивые гордецы, не знающие Божьего закона.

В последних строках Давид открыто просит Бога о защите и покровительстве. Здесь же автор показывает себя смиренным служителем Господа, надеясь на его милость и избавление от врагов.

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1-5)

Пс. 16:1-2. Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу — Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней — неотложна. Услышь о правом деле (о «правде») моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы «приговор» (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс. 16:3-5. Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее «однажды ночью», что было им воспринято как испытание, «искушение» свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах — во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, — действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать «на путь притеснителя», но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)

Пс. 16:6-7. Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: «Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них».

Несмотря на частичное разночтение, и «противящиеся» и «восстающие» вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс. 16:8-10. Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс. 16:11-12. В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним («низложить его на землю»). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам («скимн» — молодой лев), подстерегающим свою добычу в «укрытии» и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс. 16:13-15. Предупреди их… Господи (стих 13), то есть «не дай осуществиться их замыслам». Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя «кочевой» образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

Псалом о том, что человек порой подвергается несправедливому наказанию и неоправданным гонениям

Читать седьмой Псалом необходимо тем, кто считает себя правым перед Богом. Кто уверен в том, что все делает правильно, живет праведной жизнью, не грешит. Некоторые произошедшие события кажутся людям наказанием или возмездием за какие-то ошибки, но они уверены в своей правоте и не могут понять, почему с ними произошло то, что произошло. Давид тоже уверен в том, что поступает согласно Божьим заповедям. Но не боится сказать Богу о том, чтобы Тот проверил, так ли это на самом деле. И когда в нем обнаруживается какое-то несоответствие Божьему замыслу или Его воле, то царь соглашается на изменения. Кается в том, что делал неправильно и исправляет свое поведение и жизнь полностью

Ему важно то, чтобы его действия были согласованы с Богом. Нужно понимать, что плохие события в жизни человека, полностью полагающегося на Бога, неслучайны

Они необходимы для того, чтобы чему-то научить, измениться самому и поменять некоторые вещи в своей жизни. Через испытания Бог проверяет человека – не расходятся ли его слова с его действиями, точно ли он поступит так, как говорит. Непростые времена в жизни преследуют некую цель, результат которой будет виден только в будущем.

Обстоятельства написания псалма

Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь — ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.

Обстоятельства написания псалма

Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь — ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.

Как правильно говорить с Богом

Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.

  • В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
  • В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
  • В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.

Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.

Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.

  • Псалом 103 — текст на русском, толкование;
  • Смотрите тут псалом 34 — текст на русском;
  • Псалом 67 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-67/.

Толкование псалма

Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма — это обращение к Всевышнему:

Первый стих содержит выражение «правду мою», т.е. справедливость и мою невинность пред Тобою. Автор говорит, что на нем нет вины и он говорит это честно, без всякой лжи;
Во втором стихе автор просит Божьего суда над всей данной ситуацией — он просит быть Бога его адвокатом. Автор незаслуженно страдает и желает, чтобы Бог принес Свой суд над всеми участниками, так как понимает, что только Божий суд является справедливым;
В стихах 3-4 певец рассказывает о своих переживаниях. «Посетил…ночью» т.е. в бедствиях, которые испытывает человек. При этом автор утверждает, что остался верен Богу и также предан. Он говорит, что и в «делах человеческих», т.е. в привязанностях к земному он руководствовался Божьими заповедями, прислушиваясь к «слову уст Твоих». Тут же Давид поясняет, что «охранял … от притеснителя» — следил за своими поступками и старался не обижать ближнего без причины. Это относится и к повседневной жизни, и к отношению к царю — Давид ни разу не причинил боли Саулу, хотя мог бы;
В стихах 5-7 Давид просит Господа не оставлять его без защиты, позволить рабу Своему укрепиться. Выражение «дивную милость» здесь можно рассматривать как просьбу совершить чудесное избавление от врагов;
В стихе 10 автор описывает своих врагов, тех, кто причинил ему вред и покушался на жизнь. Они отличались полным довольством, т.е. жили богато и ни в чем себе не отказывали. Были гордыми и высокомерными;
В стихах 11-12 псалмопевец описывает врагов. Они предстают перед читателем злобными и жестокими, изыскивающими путей, как уничтожить Давида. Это отсылка к многочисленным покушениям Саула на своего воина, открытые и тайные;

Стихи 13-15 — это открытое обращение к Богу о помощи. Давид призывает Бога выступить на его стороне, защитить от нападок и несправедливых притеснений

Выражение «от людей мира, которых удел в этой жизни» показывает, что враги Давида ищут лишь земного, но не обращают внимание на небесное. Несмотря на богатство врагов, автор верит, что только Бог может избавить его и даровать силу и милость.

Важно! Весь псалом — это ярко выраженная надежда псалмопевца на Бога. Он понимает, что только Всевышний может избавить его от бед и преследований, даровать жизнь тихую и безмятежную

Краткое толкование

Истолковать седьмой Псалом коротко можно так:

  • Давид молиться Богу, потому что слишком взволнован делом Хуса из племени Вениамина
  • Царь уповает на Бога и только от Него ждет для себя избавления
  • Просит, чтобы враг не растерзал его подобно льву
  • Давид просит Бога проверить его, есть в нем хоть какая-нибудь неправда
  • Если есть, то говорит о своем согласии в том, чтобы его настигла Божья кара и Его суд, пусть враг догонит его и убьет
  • Мужчина взывает к Господу о том, чтобы Он пробудился и воздал его врагам по их делам
  • Давид просит подкрепить (поддержать) праведников, потому что то и дело испытывает на себе гонения
  • Бог строго спрашивает с человека, судит его и обличает. И если после этого он не меняется, продолжает упорствовать, то посылает на него свои орудия – меч и лук. Лук имеет огненные наконечники
  • Происходит описание того, как нечестивые роют яму, чтобы уловить туда невиновного, но сами же попадают в нее
  • Давид заканчивает Псалом прославлением Бога.

Седьмой Псалом состоит из 18 стихов и 19 предложений. Находится на страницах 570 и 571 Библии синодального перевода.

Смысл псалма 16

Для глубокого понимания смысла древнего произведения, псалом 16 разбирают тщательно, изучая толкование отдельных его стихов:

  • Стих 1: Пророк, спасаясь от врагов, с искренней и чистой любовью к Господу, обращается к Нему с просьбой вникнуть в его проблемы. Давид прав перед Богом, ему не знакомы греховные чувства по отношению к гонителю и его приближенным, разум его очищен от злых помыслов. Одинаково правдивыми являются слова и мысли будущего царя.
  • Стих 2: Давид вверяет Всевышнему собственную судьбу, он уверен, что Единый Творец разрешит его проблемы справедливо. Своим примером он призывает христиан, независимо от того, в какой сложной ситуации те оказались, верить в Господа, надеяться на его милость.
  • Стих 3: Автор возвращается к теме первого стиха, раскрывая ее полностью. Сердце его оказалось искушенным Господом, то есть, Бог сделал его опытным, устроив рабу своему проверку. Он даровал пророку шанс отомстить гонителя. Но в сердце у того для совершения подобного деяния не нашлось ненависти. Давид не позволил вероотступникам лишить Саула жизни, когда тот почивал, он ответил на зло добром. Современным христианам приходится сталкиваться с таким выбором, решать – поддаваться непостоянному чувству или сохранять чистоту душевную, беречь ее благородство. Выбор для праведного верующего очевидный – подобно золоту в плавке без лишних примесей, он должен избегать соблазна, быть сильным перед искушением. Таким был Давид, не погрешившим против гонителя даже словом.
  • Стихи 5 и 6: Акцент сделан на «совершенствовании в Божьих заповедях». Рассуждая на эту тему, Давид, осознав, что слабому и немощному человеку сложно всегда стоять перед соблазнами твердо, просит у Всевышнего помощи. Помощь эта, по его мнению, должна прийти через утверждение в заповедях, которые здесь называют «стезями». Эта часть произведения напоминает православным, что молитвы их не напрасны, если они опираются на важнейшие евангельские столпы, не сворачивая со спасительного пути.
  • Стих 7: Давиду открывается деяние Саула с новой стороны. Он, по его словам, выступил не лично против него, а против замысла Господнего.
  • Стих 8: Рассуждения на тему защит праведного Богом, сравнение со зрачком глаза, защищенным веком, ресницами и бровью.
  • Стих 9: Автор использует сравнение с птицей, что часто встречается в Священном Писании. Он говорит о покровительстве Господа, как о легком и быстром взмахе крыльев.
  • Стихи с 10 по 12: Будущий царь говорит о врагах своих, которые со временем становятся все более надменными. В своем высокомерии они лишаются жалости, вынуждая Давида отступать от родных краев все дальше и дальше, не желая, подобно зверям, видеть и признать истину.
  • Стихи 13 и 14: Автор молит Всевышнего о запрете гонения, доверяя Ему выбор способа восстановления справедливости. При этом Давид просит Господа не лишать врагов жизни, но разобщить их, рассеять зло, вынудить сдаться.
  • Стих 15: Пророк знает, что в отличие от вероотступников, он может сохранять надежду на блаженство Господнее, на то, что Всевышний встретит его с распростертыми объятиями, когда явится Он в Своей славе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector