Текст песни хор братии валаамского монастыря

История и толкование Псалма 150

Есть предположение, что псалмопевец Давид писал Псалом 150 для левитов, служителей Божьих, которые были выбраны для прославления Творца.

С первого стиха мы получаем ответ, о том, что нет такого места на небе или земле, где невозможно вознести хвалу Богу.

Ежедневно, приходя в Святое присутствие Отца Небесного, нужно воздавать Ему хвалу на всяком месте, научиться видеть Его присутствие в любое время.
Каждый человек есть храм Духа Святого, поэтому очень важно научиться воспринимать и любить людей, видя в них образ Творца.

Относительно последних стихов Псалма 150 нет единого мнения. Некоторые толкователи утверждают, речь идет о духовых инструментах, другие относят слова последнего стиха к ангелам, третьи говорят о человеческих душах.


Псалом 150 — это хвалебная песнь Богу, призывающая всех к прославлению Бога

В первую очередь в прославлении участвуют левиты, церковный хор, но и каждый христианин имеет право возносить фимиам хвалы перед Всевышним Творцом.

Важно! Наши молитвы и воздыхания, произнесенные в искренней чистоте сердец и благоговении — желанная хвала Богу. Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

  • Псалом 1- инструкция, по которой мы исполняем наш долг перед Господом.
  • Псалом 150 — заключение священных песен, написанное в состоянии восторга и хвалы.

Псалмопевец постоянно, на разные лады 12 раз повторяет слово «Хвалите».

Святым местом Бога является Церковь, храм Божий, христианская душа.

Далее, в Псалме 151 царь Давид благодарит Бога за то, что в руках его орган, и уста хвалят Творца.

Толкование

Содержание песнопения существенно шире простого благодарения, хотя и начинается восклицанием «Хвали, душе моя, Господа».

Вечная хвала

Псалмопевец говорит о хвалении Бога «в животе моем», «дондеже есмь», то есть в течение всей жизни. А византийский богослов Евфимий Зигабен, толкуя это место песнопения, говорит, что «дондеже есмь» означает не только при этой жизни, но и в будущей:

Единственная надежда

Еще одна тема псалма – упование на Господа, как Единственного, имеющего жизнь и мир. Песнопение призывает не надеяться на «князи», то есть начальствующих в этом мире, ибо они – лишь «сыны человеческие», умирающие в свой срок, когда дух «возвратится в землю свою», а с ним погибают гордость, амбиции, все другие суетные помышления.

Возможно, эти слова имели особенное значение для иудеев, восстанавливавших свой храм по возвращении из Вавилона, причем с различными препонами именно от начальствующих. Но, говорит песнописец, мирские, кажущиеся важными, дела, желания временны, тогда как Господь – вечен, неизменен, и устрояет все ко благу человека.

«Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его»

Псалом говорит о блаженстве, то есть счастье того, кто среди мирских бурь привык полагаться на Господа – истинную опору, Творца земли и неба, Единственного, «хранящего истину в век». Евфимий Зигабен говорит, что это означает: Бог, в отличие от непостоянного человека, верен, истинен «и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него».

Создатель – справедлив, Он «творит суд обидимым», питает голодных, помогает одиноким, оставленным.

Избавитель от греха

Давид псалмопевец, царь и пророкавтор — Владимир Боровиковский, 1785 г.Холст, масло.63.5 × 49.5 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Но самое главное – Господь «решит окованныя», то есть связанные узами греховными, «умудряет слепцов», людей, непросвещенных умом, не знающих Истины. Так как Бог – жизнь, то грех, отход от Него – смерть, поэтому «путь грешников» ведет в никуда, тогда как праведники, любящие Бога, получают Его поддержку.

Особенное внимание уделяет псалмопевец Господу как «хранителю пришельцев», то есть «прозелитов», перешедших к истинной вере от язычества – это бывшие идолопоклонники, находящиеся под особым Божиим покровительством

Пророчество

Последние слова песнопения – пророчества о Воцарении Бога «во век», о пришествии Мессии и Царстве Божием, которое будет продолжаться «в род и род».

Псалом 50 на Русском языке текст (Псалми 50)

  1. Начальнику хора. Псалом Давида,
  2. когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
  3. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
  4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
  5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
  6. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
  7. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
  8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .
  9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
  10. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
  11. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
  12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
  13. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
  14. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
  15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
  16. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
  17. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
  18. ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
  19. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
  20. Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
  21. тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 50 на русском языке (покаянный) — 50-й псалом из Псалтири. В масоретском тексте и в Библии на английском и ряде других языков имеет номер 51. Известен по инципитам «Miserere mei Deus» (лат.) и «Помилуй мя, Боже» (церк.-слав.). Составлен Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией. Выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Один из наиболее употребительных псалмов в богослужении римского и византийского обрядов, известен также рядом музыкальных переложений (например, «Miserere» Грегорио Аллегри).

Псалом 50 в православном богослужении

Псалом 50 является самым употребляемым псалмом: он входит в состав рекомендуемых утренних молитв, присоединяется к наиболее часто читаемым канонам (к Причащению, к Богородице, к Ангелу-хранителю и проч.), является частью чина общей исповеди. Псалом 50 является одним из трёх псалмов третьего часа, читается на утрени после Евангелия (в приходской практике обычно из него поётся только первый стих). На литургии псалом 50 читается священнослужителем тайно во время каждения перед великим входом, а последние стихи (Пс. 50:20—21) — священником после великого входа.

Помимо общего покаянного смысла псалма церковное сознание увидело в 12—13 стихах псалма («Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене») предвидение Давидом события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа. В связи с этим данные стихи вошли в евхаристический канон литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а именно в эпиклезис — молитву призывания Святого Духа на молящихся и предложенные Дары.

Псалом 50 в католическом богослужении (Miserere)

В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1—4) читаются или поются во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы. Часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой. Псалом 50 также часто используется в качестве респонсориального псалма Литургии слова (читается или поётся между первым и вторым библейским чтением). Отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды. В Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу. Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.

50 псалом в иудаизме

В ортодоксальном раввинистическом иудаизме 17-й стих «Господь! Губы мои отворишь, и рот мой донесёт аллилуйя Тебе!» поётся перед каждой молитвой Амида трижды в день.

  • Псалом 26 на Русском языке
  • Псалом 90 на русском языке

История и толкование Псалма 150

Есть предположение, что псалмопевец Давид писал Псалом 150 для левитов, служителей Божьих, которые были выбраны для прославления Творца.

С первого стиха мы получаем ответ, о том, что нет такого места на небе или земле, где невозможно вознести хвалу Богу.

Ежедневно, приходя в Святое присутствие Отца Небесного, нужно воздавать Ему хвалу на всяком месте, научиться видеть Его присутствие в любое время.
Каждый человек есть храм Духа Святого, поэтому очень важно научиться воспринимать и любить людей, видя в них образ Творца.

Еще псалмы:

  • Псалом 8
  • Псалом 45
  • Псалом 27

Относительно последних стихов Псалма 150 нет единого мнения. Некоторые толкователи утверждают, речь идет о духовых инструментах, другие относят слова последнего стиха к ангелам, третьи говорят о человеческих душах.


Псалом 150 — это хвалебная песнь Богу, призывающая всех к прославлению Бога

В первую очередь в прославлении участвуют левиты, церковный хор, но и каждый христианин имеет право возносить фимиам хвалы перед Всевышним Творцом.

Важно! Наши молитвы и воздыхания, произнесенные в искренней чистоте сердец и благоговении — желанная хвала Богу. Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

  • Псалом 1- инструкция, по которой мы исполняем наш долг перед Господом.
  • Псалом 150 — заключение священных песен, написанное в состоянии восторга и хвалы.

Псалмопевец постоянно, на разные лады 12 раз повторяет слово «Хвалите».

Святым местом Бога является Церковь, храм Божий, христианская душа.

Далее, в Псалме 151 царь Давид благодарит Бога за то, что в руках его орган, и уста хвалят Творца.

Стихиры Часослова на Великом Повечерии, по третьем Трисвятом

Стихира 1-я на Великом Повечерии по 3-м Трисвятом, глас 6:

Го́споди сил, с на́ми бу́ди,/ ино́го бо ра́зве Тебе́/ помо́щника в ско́рбех не и́мамы:// Го́споди сил, поми́луй нас. Стих 1: Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,// хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… Стих 2: Хвали́те Его́ на си́лах Его́,// хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествия Его́. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… Стих 3: Хвали́те Его́ во гла́се тру́бнем,// хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слех. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… Стих 4: Хвали́те Его́ в тимпа́не и ли́це,// хвали́те Его́ во стру́нах и орга́не. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… Стих 5: Хвали́те Его́ в кимва́лех доброгла́сных,// хвали́те Его́ в кимва́лех восклица́ния. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… 
//Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода. Го́споди сил, с на́ми бу́ди… Хвали́те Бо́га во святы́х Его́,// хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́. Го́споди сил, с на́ми бу́ди,/ ино́го бо ра́зве Тебе́/ помо́щника в ско́рбех не и́мамы:// Го́споди сил, поми́луй нас.

(загрузить)

Стіхи1ра № вели1кагw повечeріz, по G трис0мъ, глaсъ ѕ7:

ГDи си1лъ съ нaми бyди,/ и3н0гw бо рaзвэ тебE/ пом0щника въ ск0рбехъ не и4мамы:// гDи си1лъ, поми1луй нaсъ. Стjхъ №: Хвали1те бGа во сhхъ є3гw2,// хвали1те є3го2 во ўтвержeніи си1лы є3гw2. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: Стjхъ в7: Хвали1те є3го2 на си1лахъ є3гw2,// хвали1те є3го2 по мн0жеству вели1чествіz є3гw2. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: Стjхъ G: Хвали1те є3го2 во глaсэ трyбнэмъ,// хвали1те є3го2 во pалти1ри и3 гyслехъ. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: Стjхъ д7: Хвали1те є3го2 въ тmмпaнэ и3 ли1цэ,// хвали1те є3го2 во стрyнахъ и3 nргaнэ. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: Стjхъ є7: Хвали1те є3го2 въ кmмвaлэхъ доброглaсныхъ,// хвали1те є3го2 въ кmмвaлэхъ восклицaніz. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: //Всsкое дыхaніе да хвaлитъ гDа. ГDи си1лъ, съ нaми бyди: Хвали1те бGа во сhхъ є3гw2,// хвали1те є3го2 во ўтвержeніи си1лы є3гw2. ГDи си1лъ, съ нaми бyди,/ и3н0гw бо рaзвэ тебE/ пом0щника въ ск0рбехъ не и4мамы:// гDи си1лъ, поми1луй нaсъ.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху:

Стихира 2-я на Великом Повечерии по 3-м Трисвятом, глас 6:

Го́споди, аще не бы́хом святы́я Твоя́ име́ли моли́твенники,/ и благосты́ню Твою́ ми́лующую нас:/ ка́ко сме́ли бы́хом Спа́се, пе́ти Тя,/ Его́же славосло́вят непреста́нно А́нгели;// Сердцеве́дче, пощади́ ду́ши на́ша.

(загрузить)

Стіхи1ра в7 вели1кагw повечeріz, по G трис0мъ, глaсъ ѕ7:

ГDи, ѓще не бhхомъ сы6z тво‰ и3мёли мlтвенники,/ и3 бlгостhню твою2 ми1лующую нaсъ:/ кaкw смёли бhхомъ сп7се, пёти тS,/ є3г0же славосл0вzтъ непрестaннw ѓгGли;// сердцевёдче, пощади2 дyшы нaшz.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Стихира 3-я на Великом Повечерии по 3-м Трисвятом, глас 6:

Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний,/ к Тебе́ прибего́х, Чи́стая,/ спасе́ния тре́буя./ Посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу,/ и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего,/ да́ти ми оставле́ние,/ я́же соде́ях лю́тых,// еди́на Благослове́нная.

(загрузить)

Стіхи1ра G вели1кагw повечeріz, по G трис0мъ, глaсъ ѕ7:

МнHгаz мн0жєства мои1хъ бцdе прегрэшeній,/ къ тебЁ прибэг0хъ чи1стаz,/ сп7сeніz трeбуz./ посэти2 немощствyющую мою2 дyшу,/ и3 моли2 сн7а твоего2 и3 бGа нaшего,/ дaти ми2 њставлeніе,/ ±же содёzхъ лю1тыхъ,// є3ди1на бlгословeннаz.

Стихира 4-я на Великом Повечерии по 3-м Трисвятом, глас 6:

Всесвята́я Богоро́дице,/ во вре́мя живота́ моего́/ не оста́ви мене́,/ челове́ческому предста́тельству не вве́ри мя:// но Сама́ заступи́, и поми́луй мя.

(загрузить)

Стіхи1ра д7 вели1кагw повечeріz, по G трис0мъ, глaсъ ѕ7:

Всесaz бцdе,/ во врeмz животA моегw2/ не њстaви менE,/ человёческому предстaтельству не ввёри мS:// но самA заступи2, и3 поми1луй мS.

Стихира 5-я на Великом Повечерии по 3-м Трисвятом, глас 6:

Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю, Ма́ти Бо́жия,// сохрани́ мя под кро́вом Твои́м.

(загрузить)

Стіхи1ра є7 вели1кагw повечeріz, по G трис0мъ, глaсъ ѕ7:

ВсE ўповaніе моE на тS возлагaю, ми б9іz,// сохрани1 мz под8 кр0вомъ твои1мъ.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.

История и толкование Псалма 150

Есть предположение, что псалмопевец писал Псалом 150 для левитов, служителей Божьих, которые были выбраны для прославления Творца.

С первого стиха мы получаем ответ, о том, что нет такого места на небе или земле, где невозможно вознести хвалу Богу.

Ежедневно, приходя в Святое присутствие Отца Небесного, нужно воздавать Ему хвалу на всяком месте, научиться видеть Его присутствие в любое время.
Каждый человек есть храм Духа Святого, поэтому очень важно научиться воспринимать и любить людей, видя в них образ Творца.

Относительно последних стихов Псалма 150 нет единого мнения. Некоторые толкователи утверждают, речь идет о духовых инструментах, другие относят слова последнего стиха к ангелам, третьи говорят о человеческих душах.

Псалом 150 — это хвалебная песнь Богу, призывающая всех к прославлению Бога

В первую очередь в прославлении участвуют левиты, церковный хор, но и каждый христианин имеет право возносить фимиам хвалы перед Всевышним Творцом.

Важно! Наши молитвы и воздыхания, произнесенные в искренней чистоте сердец и благоговении — желанная хвала Богу. Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

Интересный факт, что в первом и последнем псалмах количество стихов одинаково, но они отличаются целью написания:

  • Псалом 1- инструкция, по которой мы исполняем наш долг перед Господом.
  • Псалом 150 — заключение священных песен, написанное в состоянии восторга и хвалы.

Псалмопевец постоянно, на разные лады 12 раз повторяет слово «Хвалите».

Святым местом Бога является Церковь, храм Божий, христианская душа.

Далее, в Псалме 151 царь Давид благодарит Бога за то, что в руках его орган, и уста хвалят Творца.

Текст песнопения

На церковно-славянском языке

Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.

Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.

Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.

Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.

Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.

Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.

Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.

Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.

Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.

Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.

Синодальный перевод

Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую.

Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.

Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.

Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.

Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.

Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.

Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.

Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.

Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.

Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.

История написания

Это второе из 7 заключительных песнопений Псалтири, которые обычно объединяются именованием «хвалитные», то есть посвященные особому славословию Бога за Его милости, великую премудрость. Эти псалмы, с 144 по 150, у евреев предназначались для пения на каждый день недели.

Существуют разные мнение о том, кем были написаны эти гимны, включая 145-й псалом.

  • иудейская традиция называет автором его царя Давида;
  • православные толкователи полагают, что песнопение появилось среди гимнов Псалтири значительно позже; оно представляет собой благодарение Богу за возвращение иудеев из вавилонского плена, возрождение Иерусалимского храма. Если так, гимн мог быть написан за 500 лет до Рождества Христова, а авторами его можно считать Аггея и Захарию, которые упоминаются в надписании песнопения.

Оба пророка жили во времена Вавилонского плена (а Захария даже родился в Вавилоне), сохраняли веру Творцу, передавали волю Божию соплеменникам.

Интересный фактПрот. Олег Стеняев в беседе на псалом 30 января 2020 г. на портале «Экзегет» говорит о том, что пророки могли быть не столько авторами, сколько хранителями текста, ранее составленного Давидом, во время вавилонского пленения евреев. Возможно также, что они использовали слова других песнопений Давида для составления 145-го псалма.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Для чего читают псалом 148?

Псалом 148 звучит в храме на заутрене, которая входит в утреннее богослужение, совершаемое тотчас после Вечерни, то есть, в вечернее время. Домашнее, то есть, келейное чтение может совершать любой христианин, независимо от времени суток.

Хвалительный псалом имеет особый смысл. Люди славят Господа за все творения Его и надеются на будущие благодеяния. Псалом читают для хорошей погоды, урожая, защиты от стихийных бедствий. Отмечено, что чтение псалма предупреждает поражение от огня. В давние времена написанный на бумаге текст псалма 148 хранили в деревянных домах за божницей, а пожарные носили в нагрудном кармане.

Духовная зрелость

Благодарная, наполненная полнотой любви и света душа всегда будет принимать добрые решения от избытка, а не от недостатка или корысти. Чаще мы чего-то просим у Бога. Таков уж человек, маленький ребенок перед лицом Отца: дай, дай и еще раз дай. Возраст далеко не всегда оказывается критерием зрелости, и духовная жизнь не исключение.

Однажды каждый из нас нуждался
в чем-то. Проблема прибила к стенке. Внутри гас светильник души. Мы собирались
с силами и штурмовали порог церкви, такой чужой для нас в беззаботные времена.
Блудный сын не вспоминает об Отце в минуты веселья. Родитель нужен тогда, когда
сыну плохо. Но это ведь не совсем честно. И вот, спустя годы, раскаявшись за
свою жизнь без Господа «в стране далече», восстановив порушенную с Ним связь,
мы постепенно привязываемся к Нему. Мы начинаем понимать, что без своего Родителя
мы абсолютное ничто. Слезы наворачиваются на глаза, а сожаление душит гортань.
Это было неблагодарно, несправедливо, подло. Оставить Того, Кто подарил жизнь,
всегда был рядом и как мог выправлял нелегкую кривую нашего личного бытия.

В нас просыпается чувство благодарности. «Спасибо!» – сквозь те же слезы сокрушения и радости прорывается из нашего сердца. Мы видим, что Бог не абстракция, а Живая Личность, по мере нашего движения к Нему все ярче раскрывающаяся в нашей жизни. По молитвам уходят болезни, разрешаются сложные ситуации, налаживается личная жизнь, устаканиваются трудовые отношения. Но главное – меняемся мы. Мы уже перестаем говорить одно лишь «дай». Мы благодарны и искренне желаем сделать что-то в ответ, хотя и понимаем, что Богу в Его полноте любви от нас не нужно ничего.

И в этом житейском море… разве не Он по-настоящему достоин того, чтобы посреди идолов человеческих быть прославляем и славим? Жизнь – боль.

Но мы же знаем, что это не так. Мы же знаем, что Он победил это чудовищное недоразумение смерти. Он показал, что нужно делать, чтобы избежать ее холодных рук и тленного дыхания. И после Него это получилось у других людей. И они лишь усилили нашу надежду на возможность вырваться из этой матрицы.

«Хвалите Бога во святых Его» (Пс. 150:1). Или, можно сказать, «за святых Его». Образ Бога отпечатался в тех апостолах, что были с Ним. Отпечаток Бога проявился в святых отцах, смелых мучениках, правителях империй и простых крестьянах, священниках и мирянах. Они победили смерть и ад. Но не сами по себе, а с помощью Бога. Над всем, что мы видим вокруг себя в этом мире, властно время. Царство Господа пребывает в вечности.

В защиту от стихии и бедствий

1. О сохранении от всякой опасности:

Пс.133

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

Пс. 111

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

Пс. 31

4. О прекращении пожара:

Пс. 21

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

Пс. 28

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

Пс. 92

7. Во время наводнения:

Пс. 68

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

Пс. 17

9. О спасении людей во время эпидемий:

Пс. 85

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

Пс. 47

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

Пс. 149

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Пс. 150

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

Советы священнослужителей

Знаете, молитва считается особым трудом верующего человека. Это работа его души. Как говорится, не хлебом единым. Суть этого выражения очень глубока. Любой человек обязан развивать свой дух, неустанно трудиться для того, чтобы усвоить заповеди Господни. Ведь от рождения они не даются. Их следует изучать, осмысливать, сравнивая свое поведение с тем эталоном, что дал нам Христос. Конечно, для этих целей применяется множество текстов. Но против соблазнов и греховных желаний лучше всего помогает псалом 90. Текст молитвы, для чего читают его, а также суть этого действа хорошо разъяснил Феофан Затворник. Этот Святой уверял, что стихи (псалмы) необходимо заучивать. И делается это не тщеславия ради. Наоборот. Когда верующий работает с Писанием, он его осмысливает, постоянно находит все новые грани заложенных там мыслей и чувств. Постепенно молитвы становятся не «уроком», а насущной необходимостью. К примеру, испытывает верующий страх за себя или близкого. Тут бы ему и вспомнить, если выучил ранее, указанный стих. Ведь понимание его позволяет успокоиться и направить помыслы к послушанию и смирению. Получается, что таким образом избавляются от ненужной гордыни. От сомнений и гневливости тоже применяется псалом 90, для чего читают его до той поры, пока не успокоятся греховные чувства в душе. Но не просто шептать стих нужно, а думать над содержанием постоянно. Так человек погружается в мир праведности, под крыло Господне.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-6 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа

«Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (Симмах): «звуком рога» (ὸι ηχσυ κερατίνης). «Хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «цевницею и лирою» (διὰ νάβλας καί λύρας). «Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе». Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «струнами и гуслями» (διὰ χορδων καὶ κιθάρας). «Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в кимва­лах знамения» (σημασίας). «Всякое дыхание да хвалит Господа!». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «вздох» (αναπνοη). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей.

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным пес­ням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда про­стираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к боль­шему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятно­стью музыкального пения. Что же значит: «на кимвалах доброгласных»? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, про­рок наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким обра­зом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле.

Беседы на псалмы. На псалом 150.

История написания

Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.

В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).

Рецепция в музыке

В западноевропейской музыке Псалом 150 неоднократно использовался в качестве текстовой основы многоголосной вокальной композиции.

В эпоху Возрождения на Пс.150 писал Лука Маренцио (несколько масштабных хоров и месса), в эпоху барокко — К. Монтеверди (мотет для сопрано соло и basso continuo). В эпоху Романтизма — Ш.Алькан написал прелюдию ре мажор op.31-5 на 150 псалм из цикла «25 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях». В XX в. текст псалма лёг в основу третьей части «Симфонии псалмов» И.Ф.Стравинского.

На немецкий текст псалма писали Ф. Мендельсон (Симфония № 2) и А. Брукнер («Lobet den Herrn in seinem Heiligthum», WAB 38), на английский — Ч. Айвз («Псалом 150»), на французский — С. Франк («Псалом 150»), на венгерский — З. Кодай («Женевский псалом 150» ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector