Литература

Была пора: наш праздник молодой…

Была пора: наш праздник молодойСиял, шумел и розгами венчался,И с песнями бокалов звон мешался,И тесною сидели мы толпой.Тогда, душой беспечные невежды,Мы жили все и легче и смелей,Мы пили все за здравие надеждыИ юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник нашС приходом лет, как мы, перебесился,Он присмирел, утих, остепенился,Стал глуше звон его заздравных чаш;Меж нами речь не так игриво льется,Просторнее, грустнее мы сидим,И реже смех средь песен раздается,И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый разМы празднуем Лицея день заветный.Прошли года чредою незаметной,И как они переменили нас!Недаром — нет — промчалась четверть векаНе сетуйте: таков судьбы закон;Вращается весь мир вкруг человека,—Ужель один недвижим будет он?

Припомните, о други, с той поры,Когда наш круг судьбы соединили,Чему, чему свидетели мы были!Игралища таинственной игры,Металися смущенные народы;И высились и падали цари;И кровь людей то славы, то свободы,То гордости багрила алтари.

Вы помните: когда возник Лицей,Как царь для нас открыл чертог царицын,И мы пришли. И встретил нас КуницынПриветствием меж царственных гостей.Тогда гроза двенадцатого годаЕще спала. Еще НаполеонНе испытал великого народа —Еще грозил и колебался он.

Вы помните: текла за ратью рать,Со старшими мы братьями прощалисьИ в сень наук с досадой возвращались,Завидуя тому, кто умиратьШел мимо нас… и племена сразились,Русь обняла кичливого врага,И заревом московским озарилисьЕго полкам готовые снега.

Вы помните, как наш АгамемнонИз пленного Парижа к нам примчался.Какой восторг тогда пред ним раздался!Как был велик, как был прекрасен он,Народов друг, спаситель их свободы!Вы помните — как оживились вдругСии сады, сии живые воды,Где проводил он славный свой досуг.

И нет его — и Русь оставил он,Взнесенну им над миром изумленным,И на скале изгнанником забвенным,Всему чужой, угас Наполеон.И новый царь, суровый и могучий,На рубеже Европы бодро стал,И над землей сошлися новы тучи,И ураган их . . . . . . . . . . .

Родители

Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.

Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.

Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.

Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.

Антон Антонович Дельвиг

Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).

Дельвиг славился своей ленью.

На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.

Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.

Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.

Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.

Александр посвятил ему следующие строки:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,Твоей я прозой был утешен,

После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.

Стихи

В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.

Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.

Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.

Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.

Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.

К сестре

Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыни глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
. . .
. . .
И быстрою стрелой
На невской брег примчуся.
С подругой обнимуся
Весны моей златой,
И, как певец Людмилы
Мечты невольник милый,
Взошед под отчий кров,
Несу тебе не злато
(Чернец я небогатый),
В подарок пук стихов.

Тайком взошед в диванну,
Хоть помощью пера,
О, как тебя застану,
Любезная сестра?
Чем сердце занимаешь
Вечернею порой?
Жан-Жака ли читаешь,
Жанлиса ль пред тобой?
Иль с резвым Гамильтоном
Смеешься всей душой?
Иль с Греем и Томсоном
Ты пренеслась мечтой
В поля,где от дубравы
В дол веет ветерок,
И шепчет лес кудрявый,
И мчится величавый
С вершины гор поток?
Иль моську престарелу,
В подушках поседелу,
Окутав в длинну шаль
И с нежностью лелея,
Ты к ней зовешь Морфея?
Иль смотришь в темну даль
Задумчивой Светланой
Над шумною Невой?
Иль звучным фортепьяно
Под беглою рукой
Моцарта ояшвляешь?
Иль тоны повторяешь
Пиччини и Рамо?

Но вот уж я с тобою,
И в радости немой
Твой друг расцвел душою,
Как ясный вешний день.
Забыты дни разлуки,
Дни горести и скуки,
Исчезла грусти тень.

Но это лишь мечтанье!
Увы, в монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Все тихо в мрачной келье:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
Стул ветхий, необитый,
И шаткая постель,
Сосуд, водой налитый,
Соломенна свирель —
Вот все, что пред собою
Я вижу, пробужден.
Фантазия, тобою
Одной я награжден,
Тобою пренесенный
К волшебной Иппокрене,
И в келье я блажен.

Что было бы со мною,
Богиня, без тебя?
Знакомый с суетою,
Приятной для меня,
Увлечен в даль судьбою,
Я вдруг в глухих стенах,
Как Леты на брегах,
Явился заключенным,
Навеки погребенным,
И скрыпнули врата,
Сомкнувшися за мною,
И мира красота
Оделась черной мглою!..
С тех пор гляжу па свет,
Как узник из темницы
На яркий блеск денницы.
Светило ль дня взойдет,
Луч кинув позлащенный
Сквозь узкое окно,
Но сердце помраченно
Не радует оно.
Иль позднею порою,
Как луч на небесах,
Покрытых чернотою,
Темнеет в облаках,—
С унынием встречаю
Я сумрачную тень
И с вздохом провожаю
Скрывающийся день!..
Сквозь слез смотрю в решетки,
Перебирая четки.

Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут затворы,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат;
Спеша на новоселье,
Оставлю темну келью,
Поля, сады свои;
Под стол клобук с веригой —
И прилечу расстригой
В объятия твои.

В. А. Жуковский Ж.-Ж. Руссо. Героиня одноименной баллады В. А. Жуковского.

1814 г.

Первый раз в лицейский класс

12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей  так и остался «пушкинским».

Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.

Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.

Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.

Иван Иванович Пущин

Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.

Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.

По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.

Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.

После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.

Пушкин посвятит ему следующие строки:

«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,Исписанный когда-то мною,На время улети в лицейский уголокВсесильной, сладостной мечтою.Ты вспомни быстрые минуты первых дней,Неволю мирную, шесть лет соединенья,Печали, радости, мечты души твоей,Размолвки дружества и сладость примиренья,..»

«…Ты не забудешь дружбы нашей,О Пущин, ветреный мудрец!..»

Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.

Иван Морхиня

Именно Александр стал отцом Григория, которому Пушкин и был обязан своей фамилией. Однако прямой предок Александра Сергеевича Пушкина по мужской линии, упомянутый ранее, Иван Гаврилович, носил прозвище Морхиня. Именно из прозвищ и произошли, как известно, многие русские фамилии. Вот и Александр, сын Ивана Морхини, стал Морхининым. Эти сведения в том числе приводит в своей книге «Сказания о предках Пушкина» Юрий Хохленко. Морхининым некоторое время оставался и внук Ивана Гавриловича, Григорий. Вполне возможно, что эта фамилия передалась бы и дальше, если бы Григорий Александрович не получил новое прозвище, что, впрочем, не было редкостью в те времена.

Прозвища, однако, не давались просто так, они всегда что-то обозначали. Версий происхождения такого «имени» у предка Пушкина несколько. Так, Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» указывал, что морхами раньше называли висячие нити, кисти, бахрому. Аналогичное наименование получили и космы, непричесанные волосы. Интересно, что морхотником могли обозвать и оборванца, но Иван Гаврилович к таковым явно не относился. Слово «морх» употреблялось и в значении «морщина». Так и говорили: «Шуба с морхами», то есть приталенная, со сборками. Кроме того, морхами называли не только морщины, но и рубцы на лице. Поэтому лицо Морхини могло быть вовсе не морщинистым, а украшенным боевыми шрамами.

Факты о лицее Пушкина. Лицейские годы Пушкина — интересные факты

Летом 1811 года в Царском селе открылось новое элитное учебное заведение, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Среди первых  лицеистов был и двенадцатилетний Александр Пушкин, который позже называл лицей «отчизной для его души». На церемонии открытия присутствовала царская семья. Нравственным ориентиром на все время обучения стала речь профессора нравственных наук Куницына А.П., который в напутственной речи молодым дворянам призывал их чтить законы, любить свободу, славу и отечество. Представляем интересные факты о лицейских годах Пушкина.

Учеба

Юный Александр Пушкин приехал поступать в лицей вместе со своим дядей, который, чтобы обеспечить мальчику место в элитном заведении воспользовался своими связями с основателем лицея министром Сперанским, с которым Василий Львович был хорошо знаком. Тетка будущего лицеиста собрала ему на дорогу 100 рублей, которые для сохранности вручила Василию Львовичу. Однако из этих денег Пушкину вернулось всего 3 рубля.
Чтобы лицеисты не отвлекались от занятий, в первое время им запрещено было писать стихи. Однако Пушкин продолжал писать даже во время уроков

Позже, когда воспитатели поняли, что запрет не дал результата, они организовали литературный журнал, где юные дарования могли публиковать свои произведения.
Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились, поэтому числился среди плохо успевающих лицеистов. Преподаватели отмечали, что юноша обладает острым умом при полном отсутствии каких-либо признаков старательности

Так, например, прозвище «француз» Александр получил за владение в совершенстве французским языком. Язык Пушкин выучил еще в девятилетнем возрасте. Тогда же он пристрастился к французской литературе. Любимыми предметами в годы учебы стали русская и французская словесность, история. Преподаватели отмечали гибкий острый ум юноши при полном отсутствии прилежания.
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности.

Подписи Пушкина

В лицее всем ученикам впервые рекомендовали придумать для себя подписи и потренироваться над их написанием.

Пушкину это очень нравилось, он часто в родительской библиотеке рассматривал замысловатые подписи, по которым нужно было угадать автора произведения.

Сам он использовал следующие подписи, больше похожие на загадки:

  • 14 — номер Пушкина в лицее и его комнате.
  • АНП (первая буква имени, последняя буква фамилии и первая буква фамилии).
  • 1 14 16 («1» номер буквы А в алфавите — первой буквы его имени, «14»  номер буквы Н в русском алфавите — последней буквы его фамилии, «16» это номер буквы П в алфавите — первой буквы его фамилии).
  • НКШП (согласные буквы фамилии в обратном порядке).
  • Аннибал (от фамилии прадеда, известного арапа Петра I — Ганнибала).

Лицей в котором учился пушкин. Родные пенаты. 10 самых известных воспитанников Царскосельского Лицея

SPB.AIF.RU вспомнил, какие известные личности учились в Лицее, а заодно, какими они были в молодые годы, постигая премудрости науки.

Александр Пушкин

Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.

По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников. Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.

Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят. По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным – будущим декабристом. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже – Гавриил Державин.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского. 1827 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Горчаков

(1798 — 1883) )

Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

«Желал бы я служить под его начальством», — говорил Горчаков.

В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», — писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин. Предсказание поэта сбылось – Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

Лицейские годы Пушкина интересные факты. Интересное рядом. Несколько фактов из истории Царскосельского лицея, где учился Пушкин

Всемирную известность одному из высших учебных заведений Российской империи принес тот факт, что в нем учился А.С. Пушкин. Привилегированная школа была специально создана для обучения грамоте отпрысков титулованной знати на основании указа императора в 1810 году в Царском Селе. Период деятельности 1811–1843 гг.

Особенности сооружения

Учебные корпуса были расположены во флигеле Екатерининского дворца. В здании насчитывалось 4 этажа. Каждому лицеисту предоставлялось небольшое отдельное помещение. В келье, как называл его Пушкин, помимо металлической кровати и комода, был столик для умывания, конторка с зеркалом и стул. В довольно узких комнатах воспитанники жили целый год с перерывом на один месяц, когда устраивались каникулы.

Пушкину досталась келья №14. Будущий известный поэт эту цифру использовал в качестве подписи к письмам. Привычка сохранилась даже после завершения учебы.

Основные цели ВУЗа

Основной задачей Царскосельского лицея являлось воспитание высокообразованных государственных чиновников высшей категории из числа детей дворян и других знатных особ, имеющих определенные заслуги перед отечеством. Образование в лицее соответствовало рангу учебы в университете. Один раз в три года, начиная с 19 октября 1811 г. в государственный ВУЗ зачисляли ребят 10–14 лет. В последующем эта дата стала отмечаться как «День Лицея». В честь торжества для всех выпускников и гостей устраивался званный «лицейский обед».

Учебная программа

Первоначально курс обучения был рассчитан на 6 лет с обязательным освоением следующих дисциплин:

• Закона Божьего, этики, логики, правоведения и других нравственных наук;

• языков: русского, латинского, французского и немецкого;

• российской и всеобщей истории, географии;

• математики и физики;

• гимнастических и изящных искусств, в числе которых азы рисования, чистописания, танцев, фехтования, верховой езды и плавания.

Желающие посвятить себя защите отечества, могли дополнительно посещать занятия по военному делу.

Сила духа

Для воспитания крепкого духа воспитанникам запрещалось покидать стены лицея. Изолированных от светских соблазнов детей отпускали только в особых случаях, ограничиваясь краткосрочными посещениями близких родственников.

В среде воспитанников витал дух независимости, подкрепленный уважением собственного достоинства и любви к отечеству. Наряду с передовыми идеями, лицеистам прививались черты цивилизованного человека с отвращением к холопству, раболепству и чинопочитанию. Всемерно поощрялась независимость — как в поступках, так и в суждениях.

Пушкин и лицей

По мнению Пушкина, главная роль лицея в его судьбе была в том, что здесь он впервые ощутил себя поэтом, начав писать в 13 лет. С этого периода практически все его стихи были напечатаны. За время учебы было написано почти 120 различных произведений. Известно, что лицеисты будущую знаменитость нарекли «обезьяной», а более ласковое его прозвище — «француз».

Переводные экзамены всегда проводились публично. Первый из них стал для Александра поэтическим успехом, так как на нем присутствовал Г. Державин. Растроганный оценкой первого русского поэта XVIII века специально написанных к выпуску «Воспоминаний в Царском Селе» юный Пушкин начал с тех пор ставить личную подпись под своими произведениями.

Александр Михайлович Горчаков

Прозвище: «Франт».

Горчаков был потомком княжеского рода, и это легко угадывалось во всем: в статной внешности и в воспитании.

Он был щеголем, гордился своим княжеским титулом, но при этом любезен и обходителен со всеми. Никогда не вмешивался в чужие споры, не позволял себе

Учителя единодушно отмечали его ум, отличную память, он всегда был в числе первых учеников и с ним пытались тягаться в учебе.

Получается, что ему Пушкин посвятил эти строки:

«Кому ж из нас под старость день лицеяТоржествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколенийДокучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой…Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.»

Предполагается, что Пушкин попросил Горчакова спрятать у себя поэму «Монах», которая могла бы вызвать пагубные последствия для поэта. Она была найдена только после смерти политика.

Чем чаще празднует Лицей…

Чем чаще празднует ЛицейСвою святую годовщину,Тем робче старый круг друзейВ семью стесняется едину,Тем реже он; тем праздник нашВ своем веселии мрачнее;Тем глуше звон заздравных чашИ наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земныхИ нас нечаянно касались,И мы средь пиршеств молодыхДушою часто омрачались;Мы возмужали; рок судилИ нам житейски испытанья,И смерти дух средь нас ходилИ назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,Шести друзей не узрим боле,Они разбросанные спят —Кто здесь, кто там на ратном поле,Кто дома, кто в земле чужой,Кого недуг, кого печалиСвели во мрак земли сырой,И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,Зовет меня мой Дельвиг милый,Товарищ юности живой,Товарищ юности унылой,Товарищ песен молодых,Пиров и чистых помышлений,Туда, в толпу теней родныхНавек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,Тесней наш верный круг составим,Почившим песнь окончил я,Живых надеждою поздравим,Надеждой некогда опятьВ пиру лицейском очутиться,Всех остальных еще обнятьИ новых жертв уж не страшиться.

Лицейские друзья Пушкина. Лицейские друзья. Друзья навеки…

Мой первый друг, мой друг бесценный

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! «И. И. Пущину», 1826 Иван Иванович Пущин в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года.

Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчётную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда.

Иван Иванович Пущин — «Жанно», как его называли товарищи, был на год старше Пушкина .

Родился И.И .Пущин 4 мая 1798 года. Отцом его был И.П.Пущин , генерал-лейтенант, генерал-интендант и сенатор, а матерью — Александра Михайловна , урождённая Рябинина. В Лицей его привёз его дед адмирал П.И.Пущин.

Главным его свойством была рассудительность. В отчёте о поведении воспитанников за 1812 год о нём говорилось: «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно; благородство, воспитанность, добродушие и скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность суть отличные его свойства».

Среди товарищей Пущин всегда пользовался общей любовью. Юный Пушкин , с его пылкой, любящей душой, привязался к Пущину. Прямой и открытый характер Пущина ,его спокойная рассудительность внушали его другу-поэту не только любовь но и уважение. У Пушкина было много друзей, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений выделялась особой серьёзностью . В Пущине с ранних лет чувствовался уже будущей общественный деятель. Его ровный характер и благоразумие давали ему возможность играть роль старшего, и юный поэт часто поверял ему в ночных беседах через перегородку, разделявшую их комнатки, свои огорчения, тайны, а тот понимал и успокаивал своего впечатлительного друга. Однако не подумайте, что Пущин был этакой молодой старичок . Нет, это был живой мальчик, который умел и повеселиться и пошалить. Сколько проделок стоит за спинами лицейских друзей. Пущин со смехом вспоминает историю с гогелем-могелем. Пущин, Пушкин и Малиновский, затеяли выпить этого чудного напитку. Достали всё необходимое, и началась работа у самовара…Конечно, в этом участвовали не только они, но Тырков, на которого чересчур подействовал ром, и стал причиной их разоблачения. Слишком веселым и резвым показался он гувернёру, и тот доложил инспектору. Тут же начались спросы, розыски…Но трио, явившись, объявило, что это их дело и что они одни виноваты. Конечно, последовали наказания, но этот случай навсегда остался в памяти Пущина.

Интересные факты о детстве и лицейских годах Пушкина. Самые интересные факты о детстве Пушкина Александра Сергеевича

Кажется, о жизни великого Александра Пушкина известно все. Но рассказы о нем начинаются в основном с лицейских лет, а между тем незаурядное чувство юмора и другие таланты он проявлял еще в детстве. И поэтому сегодня мы расскажем вам самые интересные факты о детстве Пушкина Александра Сергеевича.

1. Так, когда писатель Иван Дмитриев решил пошутить над десятилетним Сашей (чей дед Ганнибал, как известно, был чернокожим), он воскликнул: “Какой арабчик!”. И Пушкин, вместо того, чтобы заплакать, быстро отбрил наглеца: “Зато не рябчик!”. Так действительно безобразно рябой шутник получил по заслугам от ребенка.

2. Когда будущему солнцу русской поэзии было всего четыре годика, его едва не растоптал императорский конь. Благо, Александр Первый придержал своего скакуна — литература могла бы лишиться великого человека. А так даже няня отделалась легким испугом.

3. Будучи уже взрослым, Пушкин утверждал, что помнит землетрясение 1803 года — по его словам, тогда колыхалась земля и дрожали колонны. Произошло это примерно в то же время, когда и его первая встреча с императором.

4. По воспоминаниям родных, первую свою рифмованную эпиграмму Александр Сергеевич написал а восемь лет и не на русском языке , а на французском. Интересно, что Пушкин этот факт опровергал, утверждая, что писать начал уже подростком. Подтвердить версию о раннем начале творчества невозможно, так как его стихам не придавали значения и все было выброшено.

5. Маленький Саша звал мамой свою Няню Арину Родионовну, которая в детстве, да и в более зрелом возрасте, была его самым близким человеком. По утверждению самого поэта, когда он был ребенком, то не любил никого, кроме нее. а наняла эту чудесную женщину бабушка мальчика, когда он гостил в ее поместье летом.

6. Вероятно, это было сделано для того, чтобы как-то повлиять на ребенка, у которого “не было середины”, по утверждению бабушки, которая сокрушалась об отсутствии у внука воспитания.

7. Однажды порывистая и склонная к изобретению странных наказаний мать поэта на целый год лишила своего старшего сына общения: именно столько она игнорировала Александра Сергеевича. причем повод, по которому это произошло, был так незначителен, что к нынешнему времени уже забыт.

8. Мать же подозревала у собственного ребенка умственные отклонения из-за того, что он рос молчаливым, неловким, не любил общество сверстников и подвижные игры. Возможно, именно из-за этого мать и не любила Пушкина, даже после того, как он стал шаловливым и резвым.

9. Любимым местом прогулок Пушкина-ребенка был Юсуповский парк, который называли “Версалем в Москве”.

10. Александр Сергеевич не любил учиться, зато обожал читать — благодаря этому и своей необыкновенной памяти он уже в одиннадцать лет цитировал классику на французском.

На сегодня это все. Но мы надеемся, что эта подборка вам понравилась. Поэтому ждем вас снова на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector