Глава i. новый завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография

Христианская “ненависть к евреям”

По иронии судьбы, многие еврейские ученые верят в то, что в Талмуде имеются негативные упоминания Иисуса, но что они являются прямым ответом на христианскую ненависть к евреям. Некоторые верят в то, что утверждения в Талмуде являются ответами на негативное изображение иудейских лидеров в Новом Завете. Другие указывают на ранние христианские тексты, которые демонизируют евреев, или на преследования евреев при Константине и его преемниках.

В любом случае, прежде чем осуждать Талмуд за его ненавистнические и богохульные утверждения об Иисусе, давайте поймём, как наши собственные верования могут звучать для других людей. Что касается негативных утверждений в Талмуде об Иисусе и Марии, какие-то из них, вероятно, действительно существуют, но их не много, и они довольно незначительны.

Естественно, я считаю такие высказывания прискорбными, ужасными и непростительными (если, повторюсь, они действительно существуют). И меня очень злит факт того, что традиционные евреи верят подобной клевете об Иешуа. Но я понимаю, что это не главная тема Талмуда, и я признаю, насколько обидно мои собственные верования могут звучать для представителей других религий.

Я также помню слова Петра, когда он проповедовал еврейской толпе вскоре после распятия: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению” (Деян. 3:17). И рассказав им истину, он призвал их к покаянию и принятию благодати. И я помню слова самого Иисуса, когда Его распяли: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34).

Пожертвовать

Последнее: 19.09.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении», а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу» — указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу». Попытка обличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений «диавол отошел от Него до времени». На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Иудейские религиозные лидеры

Они бы чувствовали то же самое по отношению к современным раввинам, например к лидеру ультраортодоксальных иудеев, который умер в 2017 году в возрасте 104 лет, прожив десятки лет в бедности и отдавая тысячи долларов нуждающимся евреям. Его жертвенный путь шокирует. (Вы можете прочесть о раве Аароне Йегуде Лейб Штеймане здесь, на англ.)

Но многие христиане сразу же сказали бы: “Его добрые дела не могут спасти его. Он погиб и горит в аду прямо сейчас.” Когда я только пришёл к вере в Иисуса в возрасте 16 лет, со мной подружился местный раввин, и мы провели много часов в общении с ним. Однажды он сказал мне, как сильно его обидело то, что он прочитал в 23-й главе Матфея, когда Иисус провозгласил семь бед для иудейских религиозных лидеров. Он назвал их лицемерами, слепыми вождями, змеями и детьми ехидны.

Раввин сказал мне: “Эти люди — мои герои. Они были духовными гигантами. Как Иисус мог сказать такие ужасные вещи о них?”

Очевидно, как последователь Иисуса я доверяю суду Господа. И значит, я считаю Его оценку этих людей верной. Он видел внутреннее развращение в их жизнях, даже несмотря на то, что они выглядели хорошо снаружи. В то же самое время он не обвинял всех еврейских лидеров своих дней, равно как и всех еврейских лидеров на протяжении истории. Но я точно могу понять, почему мой друг обиделся.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека — он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один — через молитву. Прежде всего — она должна быть постоянной.

  • Икона Рождество Христово
  • Икона Трилетствующая — здесь
  • Икона Трех радостей —

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Как Христос попал в ад?

Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева

Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа

Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Ад в церковной жизни

Писания святых отцов Церкви (выше мы проанализировали свидетельства некоторых из них) имеют для нас значение лишь в рамках церковной жизни. Ведь святые отцы — это не просто мыслители, философы, размышляющие на вероучительные темы. Нет. Они выражают опыт Церкви, истолковывают вверенное ей Откровение.

Я приведу два простых примера, чтобы показать, что изложенное выше учение является убеждением и опытом всей Церкви.

Первый пример — Причащение Тела и Крови Христовых

. Божественное Причащение действует в соответствии с состоянием человека. Если человек нечист, оно его опаляет, если же он подвизается для своего очищения или тем более находится уже в состоянии обожения, оно действует иным образом.

Апостол Павел пишет об этом коринфянам:

Ниже он подтверждает свою мысль:

Причащение Тела и Крови Христовых, становясь жизнью для людей очищенных и обоженных, для нечистых бывает осуждением и смертью, — даже телесной смертью. Многие болезни, а иногда и смерть, как утверждает апостол Павел, причиной своей имеют недостойное Причащение Честных Даров. Поэтому Апостол дает такой совет:

Фразу апостола Павла “да испытывает” следует сопоставить с духом всех его Посланий. Согласно им, благодать Божия должна просвещать сердце человека, что подтверждается следующей цитатой:

Отсюда очевидно, что, приступая к божественному Причащению, человек должен испытать, в каком духовном состоянии он находится. Ибо для очищающихся Причастие становится очищением, для просвещающихся — осиянием, для обоживающихся — обожением, а для нечистых и нераскаянных — судом и осуждением, адом.

Именно поэтому священник в литургических молитвах умоляет Бога, чтобы божественное Причащение было не в суд и осуждение, но во оставление грехов. Очень показательна молитва святого Златоуста:

Этот же покаянный дух мы видим и в молитвах “Последования ко Святому Причащению”.

При явлении Бога во время Второго Пришествия произойдет то же, что происходит уже сейчас во время святого Причащения. Для тех, кто очистился и покаялся, Бог станет раем. Для тех же, кто не очистился, Бог станет адом.

Другой пример

— из иконописи, которая, безусловно, является зримым выражением учения Церкви. На изображении Второго Пришествия, как оно представлено в притворах монастырских храмов, мы видим следующее: от престола Божия исходит свет, объемлющий святых, и от того же самого престола Божия исходит и огненная река, опаляющая нераскаянных грешников. Источник и света, и огня — один и тот же. Это замечательное выражение учения святых отцов Церкви, — рассмотренного нами выше учения о двух действиях божественной благодати — просвещающем или опаляющем — в зависимости от состояния человека.

Из книги митрополита Иерофей (Влахос) «Рай и ад»

Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой

Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом

Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области

Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.

7 “Геенна” тоже вызывает споры – ‘Gehenna’ Is Controversial, Too

Итак, если «Аид» и «шеол» не соответствуют современному восприятию ада, остается «геенна». («Тартар» также иногда переводится как «ад», но этот термин встречается в Библии только один раз и не по отношению к людям, поэтому здесь он имеет ограниченное значение.) «Геенна», безусловно, библейский термин, который чаще всего переводится как « Ад »на английском языке. Например, в Новой международной версии Евангелия от Матфея 5:30 говорится: «Если ваша правая рука заставляет вас споткнуться, отрежьте ее и выбросьте. Лучше потерять одну часть тела, чем все тело попасть в ад ». Страшно, правда?

Все сводится к спорам о точном значении слова «геенна». Само это слово является греческим переводом еврейских терминов ge-hinnom и ge-ben-hinnom , которые означают «долина сынов Еннома» и относятся к действительному долина недалеко от древнего Иерусалима. Впервые долина появляется в Ветхом Завете как место огненных языческих жертвоприношений детей, которые продолжаются по крайней мере до 2 Царств 23:10, где описывается, как Иосия опустошил это место, «чтобы никто не мог заставить своего сына или дочь пройти через огонь Молоху ». Ко времени Иисуса этот термин явно использовался метафорически для обозначения места огненного разрушения, и Иисус использует его в этом контексте 11 раз. Интересно отметить, что в иврите не было слова для обозначения такой концепции, и Иисус, очевидно, не чувствовал необходимости вводить его, предпочитая вместо этого делать исторические ссылки.

А может, и нет. По мнению некоторых ученых, ко временам Христа долина Геенны фактически превратилась в мусоросжигательную печь Иерусалима. На нем постоянно горели пожары, которые пожирали городской мусор, тела преступников и опальных людей. Эта традиция довольно старая, но не подтверждена никакими реальными доказательствами или древними записями, хотя странно, что Иисус упоминает тела, уничтожаемые в Геенне, а также души.

В любом случае, ни одно из упоминаний Христа геенне предполагают какие-то вечные муки. Конечно, огни геенны описываются как вечные, но Иисус особо предупреждает, что они будут использованы для «уничтожения души и тела». Удаление неправедных людей из существования, как предполагает этот стих, не похоже на вечные мучения. Второе значение могут понять только читатели, которые уже имеют такое представление об аде.

Иконографические традиции Сошествия Иисуса Христа в ад

Иконография Сошествия Иисуса к глубинам ада сформировалась приблизительно на стыке IX-Х веков. Ее можно увидеть на византийских мозаиках. Центральной фигурой композиции иконы всегда является Христос, который выводит из преисподней первого человека – Адама. Вторую руку Спаситель протягивает Еве (либо держит крест). Над головой Иисуса написаны ангелы, иногда они представляют олицетворение человеческих добродетелей – счастье, чистоту, смирение – и имеют соответствующие подписи. Наличие молотков в их руках свидетельствует о борьбе с темной силой – Сатаной. Другой вариант трактовки события: Демона связывают веревкой.

Читайте далее: Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

На искупительную жертвенность события указывает изображение вверху Голгофского креста. Также наиболее частыми персонажами композиции иконы являются предки Спасителя – цари Соломон и Давид; символ жертвенности – невинно убитый братом Авель; человек, сообщивший обитателям темных бездн о явлении Мессии, – Иоанн Предтеча.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна. Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

Апокрифическое Евангелие от Никодима — главный источник сведений о сошествии Христа в ад

Возможно, история о сошествии Иисуса Христа в ад не получила бы такое развитие, если бы не апокрифичекое евангелие от Никодима. Вероятно, текст создан в III или IV веке, хотя приписывается фарисею Никодиму, современнику Христа.

Здесь подробным образом изложено представление о том, что до крестной жертвы Христа врата рая были закрыты для всех людей.

Евангелие Никодима богато на живописные образы: тут и сатана общается с адом, и ангел, который сторожит вход в рай, не забыл автор и Адама с его многочисленными потомками. А вот Еву рукописи не упоминают.


Иисус Христос беседует с фарисеем Никодимом. Именно Никодиму приписывается текст, в котором описано сошествие Христа в ад

Можно обнаружить ряд прямых заимствований из месопотамской религии. Врата медные — это явно те самые врата ада, через которые проходила Иштар.

Христианское учение о сошествии Христа в ад почти целиком базируется на этом тексте. Это удивительно, ибо само евангелие не включено в канон.

3 Некоторые аспекты ада кажутся явно нехристианскими – Some Aspects Of Hell Seem Distinctly Non-Christian

Платон, возможно, сыграл величайшую роль, но неавраамические влияния на Ад возникли задолго до того, как греки стали первопроходцами философии. Например, в древнеегипетской религии была пещера с «огненным озером», где души нечестивых были наказаны за свои проступки. Ранние месопотамцы также верили, что подземный мир находится под землей, хотя он был более тусклым и жалким, чем место вечного наказания.

Можно провести особенно интересное сравнение между популярной идеей ада и древним зороастризмом. религия происходит из нынешнего Ирана. В самых ранних зороастрийских текстах души грешников осуждаются после смерти и приговариваются к вечному наказанию в подземном мире, который Книга Арда Вираф описывает как яму, полную огня, «дыма, зловония и демоны. ” Души подвергаются пыткам в соответствии с тяжестью их грехов при жизни, и всем этим руководит Ангра Майнью, великий злой дух, «который когда-либо высмеивал и насмехался над нечестивыми в аду» за то, что они следовали за ним вместо своего бога-создателя

Звучит удивительно, как ад в современной поп-культуре. И что не менее примечательно, так это то, что многие из этих деталей не имеют под собой основы в Библии. Зороастрийский ад наполнен демонами и управляется фигурой дьявола, тогда как христианский дьявол и его последователи не играют никакой роли в загробной жизни и являются единственной группой, которая, как ясно сказано, будет приговорена к наказанию в «Тартаре». Конечно, нет никаких оснований полагать, что в христианском аду наказание соответствовало бы преступлению, в то время как демоны зороастризма, похоже, находят удовольствие в изобретении пыток за каждый конкретный грех. Фактически, Book Of Arda Viraf отчетливо напоминает Inferno Данте .

Ария Иуды и выкраденное Евангелие

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name

Иуда, кто он? «Раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол» (из песнопений Страстной Среды). Почему фигура именно этого ученика Христа всегда притягивала к себе так много внимания? Думаю, что это связано не только с его личностью, но и с феноменом предательства, который с ней ассоциируется. Попробуем немного в эти дни Страстной седмицы поразмышлять и об Иуде, и о предательстве.

Так получилось, что мое более или менее сознательное знакомство с Евангелием случилось в связи с образом Иуды, пусть и литературным, точнее — музыкальным.

Мне было лет 14-15, и был я в те времена вполне обычным советским школьником, то есть вполне убежденным атеистом. Впрочем, элементы антисоветские в моей жизни тогда уже присутствовали, если не в плане политическом и социальном, то в культурном.

Я, как и многие мои друзья, очень увлекался рок-музыкой

Это было не просто хобби, это было огромной и важной частью жизни. Те, кто в те же времена (конец 70-х) разделял наше увлечение, помнят, как нелегко было достать хорошую запись, и уж тем более пластинку

Но мы доставали, иногда буквально на один день, чтобы переписать и обменять на что-то другое, или просто вернуть.

Так ко мне попал двойной альбом с рок-оперой «Jesus Christ Superstar». Эту замечательную оперу Эндрю Ллойд Веббера я уже знал и очень любил. На пластинке были слова либретто, которое написал Тим Райс, и мне очень захотелось понять, про что же эта замечательная музыка. Я быстро переписал слова и стал переводить.

Надо сказать, что в школе я учился очень дурно, и английский был не исключением — я его не знал. Но желание было так велико, что, взяв словарь, слово за словом я перевел, если это, конечно, можно назвать переводом, весь текст. Содержание стало смутно просвечиваться. Хотя понял я немного, но, как мне кажется, уловил существенное, а именно, что главным героем оперы является не Иисус, хотя его арию и пел мой любимый Иэн Гиллан из Deep Purple, а Иуда.

Иуда выглядел более осознанным персонажем. Он все время переживает, он постоянно критикует Иисуса, в частности, за то, что тот, по его мнению, попустил событиям выйти из-под контроля, пошел на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» Иисуса. Складывалось такое впечатление, что для Иуды и авторов оперы Иисус был просто человеком, пусть и очень хорошим. А вот толпа сделала его Богом, и это кончилось трагедией.

Иуда боялся, что если и дальше все пойдет в том же русле, то обязательно будет бунт против римлян и, как следствие, страшное кровопролитие, это и пытался он предотвратить, предавая своего учителя. Эту линию подчеркивает и образ Иисуса в рок-опере, он явно не понимает, чего от него хочет Бог и зачем Он посылает его на смерть.

Хорошо помню, что моим атеистическим взглядам такая трактовка евангельских событий была близка, и все же мне очень захотелось сравнить ее с тем, как это было на самом деле. Я стал спрашивать у знакомых, где можно что-то узнать про историю Иисуса и Иуды? Достаточно быстро стало понятно, что надо достать Библию. Но где, у кого? Ни у кого из моих друзей такой книги не было.

Я расширил круг своих поисков, и вот один мой приятель — мы вместе занимались в лыжной секции — сказал, что видел у бабушки старинную книгу, это, может быть, Библия. Я попросил мне ее принести. Это было невозможно, так как бабушка ни за что бы не разрешила вынести ее из дома. Тогда мы решили, что как только она заснет, он мне вынесет книгу, а рано утром я верну ему ее обратно. Так и сделали. Всю ночь я читал Евангелие и, понимая, что с книгой придется расстаться, переписал в тетрадочку всю Нагорную проповедь из Матфея.

Не могу сказать, что Евангельская версия Иисуса и Иуды тогда мне понравилась больше версии Тима Райса, скорее наоборот, но точно помню, что я догадался, что они разные. А главное, интерес к Евангелию с тех пор не оставлял меня.

Так как первый Новый Завет (это была ксерокопия) появился у меня спустя лет шесть, я стал в большом количестве скупать атеистическую литературу, потому что там обильно цитировалась Библия, и именно в этих безбожных книгах я впервые прочитал и про десять заповедей Моисея, и много чего другого.

Я поделился этими воспоминаниями для того, чтобы стало понятно: у меня к Иуде непростое отношение. Нет, Иуда, конечно, «беззаконный и злоименитый искариот», «сребролюбием недуговав омрачашеся, беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает», и нам надо бежать его «несытыя души», но почему-то именно через него Господь впервые постучал в мое сердце.

Сошел в ад


Иисус, когда был мертв — три дня проповедовал в аду? Христос Умер однажды за все грехи, праведник за неправедных. Сам факт, что праведник должен был пострадать за неправедных — вещь невероятная. На первый взгляд это может показаться несправедливым.

Как это выразил Эдвин Робертсон:

Лишь необоснованное прощение может исправить непростительный грех. Христос принял страдания за нас, и загадка заключается в том, что Он, Который не заслужил никакого страдания, принял и вынес эти страдания за нас, заслуживших их. Он принес Себя в жертву, чтобы восстановить наши утерянные отношения с Богом.

Петр заявляет, что Христос свершил это, чтобы привести нас к Богу.

При этом Петр употребляет глагол просагейн, переведенный как привести. У этого глагола есть два очень ярких источника.

а) У него есть источник в иудейском мировоззрении.

Этот глагол употреблялся в Ветхом Завете в связи с освящением Аарона и его сыновей для священнодействия. Бог приказывает Моисею:

Смысл, как его понимали иудеи, был таков: лишь священники имели право непосредственного доступа к Богу. Простой человек мог придти в Храм, он мог пройти через двор язычников, двор женщин, двор израильтян, но тут он должен был остановиться: во двор священников, в непосредственную близость Бога он не мог войти; а в Святое Святых из всех священников мог войти лишь первосвященник.

А Иисус приводит нас к Богу, Он открывает всем людям путь в непосредственную близость Бога.

б) У этого глагола есть источник и в греческом мировоззрении.

В Новом Завете три раза употребляется соответствующее греческое существительное просагоге. Просагейн означает вводить, просагоге означает право доступа, результат самого акта введения.

Через Христа мы получили доступ к благодати.

Через Него мы имеем доступ к Богу Отцу.

Через веру в Него мы имеем смелость и надежный доступ к Богу (Еф. 3,12).

В греческом это имело особое значение: при царских дворах был особый придворный просагогеус, решавший, кого допустить в присутствие царя, а кого не допускать. Он как бы распоряжался ключами, открывавшими доступ.

Иисус Христос, через совершенное Им, дает людям доступ к Богу.

Евангелие было благовествуемо мертвым

Если выйти за пределы этих двух стихов и обратиться к следующей части настоящего отрывка, мы можем отметить, вслед за Петром, две великие истины, связанные с деятельностью Иисуса Христа:

  1. в 3,19 Петр говорит, что Иисус проповедовал находящимся в темнице духам,
  2. а в 4,6 — что Евангелие было благовествуемо мертвым.

Как мы увидим ниже, это, вероятнее всего, значит, что за время между смертью и Воскресением Иисус действительно благовествовал Евангелие в царстве мертвых; другими словами, тем, кто в своей земной жизни не имел возможности слышать его, и в этом заключена великая мысль:

  • свершение Христа не ограничено в пространстве и времени;
  • благодать Божия распространяется на всех когда-либо живших людей.

Петр видит в свершении Иисуса Христа абсолютную победу: после Воскресения Иисус Христос взошел на небо и пребывает одесную Бога, а ангелы, власти и силы покорились Ему (3,22).

Это значит, что в Царствие Христа входит абсолютно все и на земле и на небе.

Новые отношения с Богом Он принес всем людям; в Своей смерти Он даже принес благую весть мертвым; в Своем Воскресении Он победил смерть; даже ангельские и демонические силы покорились Ему; и Он делит с Богом Его власть и престол.

Страдающий Христос стал Христом победителем; распятый Христос стал Христом венценосцем.

Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии

Иисус Христос не был первым, кому по преданию, выпало попасть в ад. Подобные мифы известны с глубокой древности:

  • В Кении рассказывали о Маруэ в подземном мире;
  • В Новой Зеландии был миф о Паре и Хуту;
  • Племена Ирокезы рассказывали о Сайадио в стране мёртвых;
  • Чинук передавали из поколения в поколение историю о голубой сойке, побывавшей в загробном мире.

Но нам интереснее всего самый древний миф из Месопотамии, который, безусловно, оказал влияние на христианские представления. Эта история существовала уже примерно в XXX веке до нашей эры, а может, и раньше в устной традиции.


Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла

Богиня Иштар отправилась в царство мёртвых — туда, откуда нет возврата. Точные мотивы её не сохранились ни в аккадских, ни в шумерских источниках. При этом богиня точно знала, чем рискует.

Она поочерёдно проходила через семь врат ада, где стражи требовали богиню снять по предмету одежды или украшению. А эти вещи — сила. В итоге богиня осталась даже без набедренной повязки и погибла от взгляда хозяйки загробного мира.

Но один из богов сотворил двух бесполых существ, чтобы спасти Иштар. Почему бесполых?

  • Пол подразумевает размножение. Это жизнь. А жизни нет места в царстве мёртвых;
  • Только женское или мужское существо может умереть. Бесполое неуязвимо для смерти.

Древние верили, что из загробного мира могло выйти только целомудренное существо.

Кстати, отсюда идёт традиция безбрачия и целибата у жрецов, священников и монахов.

Эти два создания принесли богине семя жизни и воскресили её.

Самое любопытное в этой истории, что Иштар была одновременно супругой и бога, и человека, а значит, сама имела двойственную природу — полубогиня, получеловек.

Такой тема сошествия во ад богочеловеческой фигуры впервые зафиксирована в человеческой культуре. История Иштар на этом не закончилась, но нам этой информации достаточно.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Выводы

Исходя из данных доводов, вполне логичным было бы сделать вывод о том, что миру падших духов, а, следовательно, и сатане, была открыта некая часть Божественной силы Христа, которая проявляясь сквозь кенозис (зрак раба), скорее всего просто давало понять сатане, что перед ним непростой человек, Который обладает силой, доселе еще невиданной на земле.  

Также представляется немаловажным вопрос о том, зачем диаволу нужно было стремиться и тем более ускорять смерть Господа? Ведь если диавол знал, что Христос есть Бог, то, следовательно, Его смерть либо невозможна, либо попытка ее достичь послужит причиной разрушения царства диавола? А если сатана доподлинно не знал, Кто перед ним, то тогда вполне логичными оказываются его действия направленные на умерщвление Иисуса Христа, которое и означало бы победу над Богом в борьбе за человечество. Весьма логичным соображением по этому поводу кажутся выводы западного отца, основателя средневекового энциклопедизма Исидора Севильского: «Хотя дьявол не знал порядка нашего освобождения, он тем не менее знал, что для спасения людей пришел Христос. Однако дьявол не знал, что Христос выкупит нас своей смертью, а потому и убил Его. Ибо если бы дьявол знал, что Христос выкупит нас смертью, он Его никогда бы не убил» (Сентенции. Lib. I, сар. XIV. 10-13).

Таким образом, несмотря на разные мнения по поводу вышеподнятого вопроса, можно с большой долей уверенности сказать, что сonsensus patrum в отрицательном ответе: диавол не знал, что перед ним именно Бог во плоти, а не просто великий пророк, учитель или праведник. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector