Литература в великую отечественную войну
Содержание:
- «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева
- Список популярных книг
- «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
- Книги о войне учат истории
- Книги о войне учат ценить жизнь
- Книги о войне воспевают человеческие добродетели
- Книги о войне иллюстрируют жизнь
- Проза
- Сибирь
- А зори здесь тихие…Борис Васильев
- Битва под Москвой
- Крым
- Поэзия
- Художественные особенности
- У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич
- Сталинградская битва
- Публицистика
- Я большой
- Блокада Ленинграда
- Смелый поступок Маши и её мамы
- Произведения Булата Окуджавы
«Прокляты и убиты» Виктора Астафьева
Рекомендует Александр Гезалов, общественный деятель:
— В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны. Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь. Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.
Рекомендует Алексей Варламов, писатель, и.о. редактора Литературного института имени А.М. Горького:
В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать мощные фрагменты, которые приближаются к самой сути войны.
Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.
У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.
Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.
Список популярных книг
О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:
- «Просто любовь» В. Василевской,
- «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
- «Третья палата» Леонидова.
- «А зори здесь тихие» Б. Васильева
- «Судьба человека» М. Шолохова
Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:
- «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
- «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
- «Июль – Декабрь» Симонова,
- «Брестская крепость» С. Смирнова,
- «Они сражались за родину» М. Шолохова
Советская литература о предательстве:
- «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
- «Сотников» В. Быкова
- «Знак беды» В. Быкова
- «Живи и помни» В. Распутина
Книги, посвященные блокаде Ленинграда:
- «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
- «Дорога жизни» Н. Ходзы
- «Балтийское небо» Н. Чуковского
О детях, участвующих в войне:
- Молодая гвардия – Александр Фадеев
- Завтра была война – Борис Васильев
- До свиданья мальчики – Борис Балтер
- Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль
О женщинах, участвующих в войне:
- У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
- Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
- Партизанка Лара – Надежда Надеждина
- Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов
Альтернативный взгляд на военное руководство:
- Жизнь и судьба – Василий Гроссман
- Штрафбат – Эдуард Володарский
- На войне как на войне – Виктор Курочкин
«Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова
Рекомендует Сергей Гавриляченко, народный художник России:
Есть мнение, что Шолохов исписался, ничего не создал после «Тихого Дона». Но это совсем не так. Все его произведения, — невероятной мощи. , Ты находишь в них соответствие правде твоих родителей, знавших о войне не по «литературным источникам», ты мучаешься, что не расспросил их больше — им тяжко было вспоминать.
Поэтому, перечитываю Шолохова, другие хорошие произведения о войне. Причем – параллельно с романом «Война и мир» Толстого. В сороковых, как и в 1812 году, были и выдающиеся генералы, и «маленькие» капитаны Тушины, безвестные рядовые, которые и решали исходы этих битв.
Книги о войне учат истории
По сути, вся наша история представляет собой череду войн, предпосылки которых компактно умещаются в короткие паузы мира. Поэтому изучать историю, игнорируя ее военные этапы, не возможно. Причем для этого необязательно читать документальные книги о войне. Даже художественные произведения способны очень детально описать события военных действий, ведь большинство романов о войне основаны на реальных событиях. Благодаря подобным книгам ты сможешь узнать о многих исторических фактах через призму интересного сюжета и ярких образов. Например, великий роман Л. Н. Толстого «Война и мир» не является научным трудом и заключает в себе множество выдумок. При этом данное произведение достоверно передает дух той эпохи и открывает завесу многих исторических событий Первой отечественной войны. Война в этом произведении — декорация, смотреть на которую гораздо увлекательнее через происходящие на ее фоне личные истории главных героев.
Книги о войне учат ценить жизнь
Мы живем в относительно мирное время и, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну. Именно благодаря книгам мы хотя бы отдаленно способны соприкоснуться с ужасами происходящего на полях сражения. Особенно искренними выглядят те произведения, которые написаны авторами, непосредственно участвующими в войнах. «На западном фронте без перемен» не стала бы великой книгой, если бы Ремарк лично не был солдатом Первой мировой войны. И хоть он прослужил на фронте всего полгода (пока не получил ранение), впечатлений, которые на него произвела война, хватило, чтобы создать эмоциональный и атмосферный роман от первого лица. Молодые парни, о которых пишет Ремарк, по сути, ничем не отличаются от нас с тобой. Им также хочется жить, любить женщин, строить семьи. Но вместо этого их жизни превратились в бегство от снарядов, убийства и не уходящий страх смерти. Окажись эти ребята на нашем месте, они бы искренне посмеялись над нашими проблемами. Ведь нам, живущим в эпоху потребления, трудно поверить, что можно радоваться возможности увидеть еще один закат или поспать в сухой постели. Война, и в частности книги о ней, доказывают, что главной ценностью была и остается человеческая жизнь, а счастьем — ее неприкосновенность.
Книги о войне воспевают человеческие добродетели
Как мы уже написали во вступлении, война хоть и ужасная вещь, но она обнажает лучшие качества в человеке. На границе жизни и смерти инстинкты обостряются. А потому любая добродетель обретает высший смысл, поскольку преодолевает страх смерти. Война является настоящим испытанием человеческой мужественности и стойкости
А тяготы лишений позволяют людям стать сплоченней, подчеркивая важность дружбы. Доказывать эти качества в обычной жизни современному человеку не всегда удается
А потому книги о войне способны стать источником вдохновения, благодаря которым мы можем научиться не бояться трудностей, ценить своих близких и любить родину.
Книги о войне иллюстрируют жизнь
Изучение войны — это исследование жизни, потому что война — это жизнь в самом искушенном смысле. Это смерть, страх, сила, любовь, адреналин, лишения, слава и стремление к выживанию. Как говорил Вергилий: «Меч решает все». Благодаря войне мы учимся стратегии, мотивации и защите. Война — это метафора жизни, где соотношение жертв и победителей напоминает распределение успеха в мирных условиях. Побеждают подготовленные и сильные. И если нас чему и учат книги о войне, так это тому, что сила на поле сражения неотъемлемо сопровождает человека и в обычной жизни.
Проза
Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».
Известные прозаики времен войны:
- А. Гайдар
- Е. Петров
- Ю. Крымов
- М. Джалиль,
- М. Кульчицкий
- В. Багрицкий
- П. Коган
- М. Шолохов
- К. Симонов
Сибирь
Сибирский военный округ к моменту начала Великой Отечественной войны имел в своем составе стрелковые, танковые и авиационные соединения, 2 пехотных и 1 артиллерийское училища. Поэтому с начала войны именно здесь формировались новые воинские соединения и части для маршевого пополнения действующей армии. Под Москву пришли двадцать сибирских дивизий и бригад, которые сражались на Бородинском поле, под Истрой, Волоколамском, Серпуховом и Тулой. Сибирские полки сражались на всех участках советско-германского фронта, и кроме Московской, участвовали в Сталинградской, Курской и других важнейших операциях, а также в боях против японских милитаристов. Именно из сибирской 24-й армии родилась советская гвардия: 100-я, 127-я, 107-я, 120-я стрелковые дивизии были соответственно преобразованы в 1-ю, 2-ю, 5-ю, 6-ю гвардейские.
Управлением и войсками округа была проделана большая работа по обеспечению материально-технического снабжения действующей армии и воинских перевозок. Сибирь в 1941—1943 гг. приняла около 500 эвакуированных предприятий. В наиболее индустриально развитую в Сибири Новосибирскую область прибыло более 150 предприятий, строительных, транспортных, научно-исследовательских организаций. Из них около 70 было размещено в Новосибирске. Также с 3 июля 1941 года в Сибирь начали прибывать эшелоны с эвакуированными из западных регионов СССР.
А зори здесь тихие…Борис Васильев
Ещё одна книга Бориса Васильева, на этот раз 1969 года. Главными героями романа «А зори здесь тихие…» выступают девушки-зенитчицы и их командир, которые преследуют группу немецких солдат. Немцев – 16 человек, наших – всего пятеро (одну из девушек командир отправил за помощью)
Используя хитрость, отважно вступая в неравные схватки и неся потери, советским воинам все же удаётся одержать победу, но какой ценой…
По мотивам романа было снято несколько фильмов, но самым известным является культовая советская военная драма с одноименным названием, которую срежиссировал Станислав Ростоцкий в 1972 году.
Битва под Москвой
План блицкрига предполагал, что Москва будет взята за первые 10—12 недель войны, однако за эти сроки немецким войскам даже не удалось подойти к столице СССР. Тем не менее, к началу сентября для Верховного командования это направление по-прежнему оставалось приоритетным. Битва под Москвой длилась почти полгода, с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Обычно она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который, в свою очередь, также состоит из двух этапов: контрнаступление (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступление советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). На Западе известна как «Операция Тайфун».
На оборонительном этапе сражения было проведено множество отдельных операций, включая: Орловско-Брянскую, Вяземскую, Калининскую и другие. После этого 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций, и отбросила врага на 150—300 километров от столицы. Это было крупнейшее поражение вермахта в первые месяцы войны и, по словам маршала Жукова, «наша первая стратегическая победа».
О Битве под Москвой также можно прочитать в книгах:
К. Симонов «Живые и мёртвые»
И. Стаднюк «Меч над Москвой», «Москва, 41-й»
Вяч. Кондратьев «Встречи на Сретенке», «Отпуск по ранению»
Ю. Бондарев «Выбор»
Г. Бакланов «Июль 41-го года»
И. Эренбург «Летопись мужества»
и стихотворениях:
А. Сурков «Землянка»
М. Лиснянский «Моя Москва»
К. Симонов «Жди меня»
Крым
Крымская оборонительная операция продолжалась месяц, с 18 октября по 16 ноября 1941 года. Крым имел стратегическое значение, т.к. являлся одним из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань) и был важен как база для авиации
Понимая важность этого плацдарма, советское командование отказалось от обороны Одессы и бросило все силы на защиту полуострова. После боев за Перекоп и нескольких сражений за Ишуньские позиции советские войска были вынуждены отступить на Таманский полуостров
4 июля 1942 года8 апреля — 12 мая 1944 года.
О Крыме времен Великой Отечественной также можно прочитать в стихотворениях:
И. Сельвинский «Севастополь-Балаклава», «Я это видел» (Керчь)
Поэзия
Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.
По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.
Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.
Основные жанровые группы военных стихов:
- Лирическая (ода, элегия, песня)
- Сатирическая
- Лирико-эпическая (баллады, поэмы)
Самые известные поэты военного времени:
- Николай Тихонов
- Александр Твардовский
- Алексей Сурков
- Ольга Берггольц
- Михаил Исаковский
- Константин Симонов
Художественные особенности
Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.
У войны не женское лицо, Светлана Алексиевич
«У войны не женское лицо» – первая часть цикла «Голоса утопии» за авторством белорусской писательницы Светланы Алексиевич. Книга была издана в 1985 году и состоит из рассказов женщин, которым не повезло пережить и принять участие в Великой Отечественной войне.
До написания книги Светлана Алексиевич написала сценарий для серии одноименных телефильмов, а после публикации сборник неоднократно становился основой для пьес.
В апреле 2019 года японский художник Кэйто Коумэ даже создал аниме-адаптацию произведения. За эту книгу, а также за другие свои смелые работы, писательница в 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Сталинградская битва
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года. Немецкие войска стремились захватить излучину Дона и Волгодонский перешеек, чтобы блокировать транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, а также создать плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти. Однако к ноябрю советские дивизии заставили армию вермахта плотно увязнуть в оборонительных боях, а ещё через два месяца в ходе операции «Уран» полностью окружили военные части противника. 2 февраля 1943 года, находясь в плотном кольце, группировка немецкой армии капитулировала.
Победа в Сталинградской битве положила начало так называемому коренному перелому (перехвату советским командованием стратегической инициативы) и стала одной из важнейших побед во Второй мировой войне.
О Сталинградской битве также можно прочитать в книгах:
Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Сталинградское наступление»
В. Гроссман «Жизнь и судьба», «За правое дело»
В. Кондырев «От Сталинграда до Пигаль»
В. Пикуль «Барбаросса», «Площадь павших бойцов»
К. Симонов «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются»
В. Зайцев «За Волгой для нас земли не было. Записки снайпера»
М. Шолохов «Они сражались за Родину»
П. Селезнёв «Южный крест»
и стихотворениях:
О. Берггольц «Сталинграду», «Ленинград — Сталинград — Волго-Дон», «В Сталинграде», «Побратимы»
А. Сурков «Защитник Сталинграда»
Ю. Визбор «Медаль Сталинграда»
Ю. Друнина «Ко мне в окоп сквозь минные разрывы»
И. Сельвинский «Сталинграду»
Публицистика
Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.
Основные публицистические жанры военного времени:
- статьи
- очерки
- фельетоны
- воззвания
- письма
- листовки
Самые известные публицисты:
- Алексей Толстой
- Михаил Шолохов
- Всеволод Вишневский
- Николай Тихонов
- Илья Эренбург
- Мариетта Шагинян
Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.
Я большой
Шёл 1942 год, советская армия героический сражалась за Сталинград. Часть населения удалось эвакуировать. Много было мальчишек и девчонок, у которых погибли родители. Сирот отправляли в детский дом, но не все юные граждане хотели покидать город. Многие желали оказать посильную помощь бойцам Красной армии. В одном из госпиталей работала медсестра Василиса. Девушка не успела окончить медицинский университет, и была командирована на фронт. Она всегда была печальной, наблюдая за ужасами войны.
Однажды в госпиталь пришёл мальчик Стёпа лет 7. Василиса спросила: «Что ты здесь делаешь? Где твои родители? Здесь опасно!» Ребёнок с суровым лицом просмотрел на медсестру и отметил: «Папа бьёт фрицев, а мама уснула. Я думаю, что когда закончится война, она проснётся. Я пришёл вам помогать, не хочу в детдом». Девушка впервые в жизни улыбнулась и сказала: «Какой серьёзный! Но ты ещё маленький и вряд ли чем сможешь помочь. Давай я тебя накормлю и передам в штаб. Там о тебе позаботятся». Она понимала, что у парня никого не осталось. Отец может не вернуться с фронта, а мать умерла.
Стёпа бросился к Василисе и стал умолять не отдавать его в штаб. «Я взрослый! И ты в этом убедишься!», — сказал парень. Сердце девушки дрогнуло, и оставила парня при госпитале, как своего сына. Прошла неделя, Степан помогал убирать, стирать бинты, носил еду и воду раненым. Однажды парень пропал на несколько суток. Василиса не находила себе места, думая, что он погиб. К счастью, Степан вернулся, но не с пустыми руками.
Он принёс несколько банок немецкой тушёнки и хлеба. Из руки мальчика текла кровь. «Ты где был? Что с рукой? Будешь наказан!», — грозно сказала медсестра, а в душе была счастлива. Стёпа стал ей, как родной. Малыш рассказал, что наткнулся на разбитый немецкий автомобиль, в котором обнаружил тушёнку и хлеб, а ранение получил осколком. В заключение произнёс: «Я же говорил, что большой! А ты не верила».
Василиса и Степан прошли войну. Потом девушка усыновила парня, и они прожили достойную счастливую жизнь.
Блокада Ленинграда
К началу войны Ленинград был одним из центров тяжёлого машиностроения и электротехнической промышленности СССР, и примерно 75% выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс. По плану немецкого командования группа армий «Север» при поддержке финских дивизий должна была в кратчайшие сроки одержать победу на Ленинградском направлении и присоединиться к наступлению на Москву. Однако план блицкрига провалился, и 8 сентября 1941 года началась блокада, которая продлится 872 дня. В условиях полного окружения единственным способом подвоза припасов и эвакуации оставался опасный маршрут через замёрзшее Ладожское озеро. Но даже несмотря на страшный голод, постоянные бомбардировки и артобстрелы, в городе не прекращалась работа заводов и фабрик.
18 января 1943 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов пробили в позициях противника коридор шириной 8—11 километров и восстановили сухопутную связь с Ленинградом. 27 января 1944 года блокада была полностью снята.
О блокаде Ленинграда также можно прочитать в книгах:
Юрий Герман «Вот как это было»
Д. Гранин «Мой лейтенант»
В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»
Элла Фонякова «Хлеб той зимы»
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»
Лена Мухина «Сохрани мою печальную историю. Блокадный дневник»
Дневник Тани Савичевой
и стихотворениях:
Н. Тихонов «Есть такое в ленинградцах»
И. Авраменко «Всё сбудется — мы встретимся с тобой»
М. Алигер «Весна в Ленинграде»
О. Берггольц «Я буду сегодня с тобой говорить», «Ленинградская осень», «Нам от тебя теперь не оторваться»
А. Межиров «Ладожский лёд»
К. Чуковский «Ленинградским детям»
А. Городницкий «Бадаевские склады», «Стихи неизвестному водителю»
Смелый поступок Маши и её мамы
Для самых маленьких подойдёт короткий рассказ ребёнку 5 лет о Великой Отечественной войне, где нет насилия, но отражена суть трагического военного времени.
Маша была умной, энергичной девочкой, ходила в первый класс. В 6 лет знала алфавит, хорошо считала и решала сложные примеры. Мама девочки работала в колхозе дояркой, а папа трактористом. Но, пришли немцы и установили свои порядки. Отец девочки ушёл в лес к партизанам. Мария с мамой остались в деревне работать на оккупантов.
Однажды девочка пошла к фрицам и предложила им помогать по хозяйству, взамен на еду. Немцы ничего не заподозрили и приняли Машу. Она с утра до вечера убирала у фашистов.
Можно подумать, что в этом нет ничего особенного, но девочка так не считала. В один прекрасный день по совету мамы, Мария вечером незаметно подсыпала немцам в еду снотворного. Когда враги уснули, её мама подожгла скирд соломы. Это был сигнал для партизан. Последние пробрались в село, связали немцев и отправили в штаб. Среди солдат был папа юной героини.
Таким образом, Маша с мамой не только помогли освободить село, но и взять в плен важных немецких офицеров, которые рассказали полезную информацию.
Читайте рассказ о солдате Великой Отечественной войны своим детям, но учитывайте возрастные ограничения. Некоторые произведения содержат сцены насилия, которого в годы ВОВ было достаточно, но малышам об этом знать необязательно. Придёт время и в школе про всё узнают.
Zampolitovich
Произведения Булата Окуджавы
Рекомендует Дмитрий Соколов-Митрич:
— Книга фронтовика Окуджавы «Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.
Рекомендует Владимир Лавров, историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:
— Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”. Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов. Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!
Рекомендует Виктор Судариков, публицист:
Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…
Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.
Джазисты
С.Рассадину
Джазисты уходили в ополченье, цивильного не скинув облаченья. Тромбонов и чечеток короли в солдаты необученные шли.
Кларнетов принцы, словно принцы крови, магистры саксофонов шли, и, кроме, шли барабанных палок колдуны скрипучими подмостками войны.
На смену всем оставленным заботам единственная зрела впереди, и скрипачи ложились к пулеметам, и пулеметы бились на груди.
Но что поделать, что поделать, если атаки были в моде, а не песни? Кто мог тогда их мужество учесть, когда им гибнуть выпадала честь?
Едва затихли первые сраженья, они рядком лежали. Без движенья. В костюмах предвоенного шитья, как будто притворяясь и шутя.
Редели их ряды и убывали. Их убивали, их позабывали. И все-таки под музыку Земли их в поминанье светлое внесли,
когда на пятачке земного шара под майский марш, торжественный такой, отбила каблуки, танцуя, пара за упокой их душ. За упокой.
***
Не верь войне, мальчишка,не верь: она грустна.Она грустна, мальчишка,как сапоги, тесна.
Твои лихие конине смогут ничего:ты весь — как на ладони,все пули — в одного.* * *
Ехал всадник на коне.
Артиллерия орала. Танк стрелял. Душа сгорала. Виселица на гумне… Иллюстрация к войне.
Я, конечно, не помру: ты мне раны перевяжешь, слово ласковое скажешь. Все затянется к утру… Иллюстрация к добру.
Мир замешан на крови. Это наш последний берег. Может, кто и не поверит — ниточку не оборви… Иллюстрация к любви.
***
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.А может, это школьник меня нарисовал:я ручками размахиваю, я ножками сучу,и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.А может, просто вечером в кино я побывал?И не хватал оружия, чужую жизнь круша,и руки мои чистые, и праведна душа.
Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.А может быть, подстреленный, давно живу в раю,и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.
Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича — 9 мая. Его наследие — мирное весеннее небо: война никогда не должна повториться:
«Опять весна на белом свете —
Бери шинель, пошли домой!»
P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!