Пророчества иоанна богослова: апокалипсис, начинают сбываться

Краткое содержание книги Апокалипсис


Откровение — единственная пророческая книга Нового Завета. В своих предсказаниях Иоанна Богослов повествует о последних временах перед Вторым Пришествием Христа, о Его битве с Антихристом и низвержении дьявола в огненное озеро, а также о конце мира и становлении Нового Иерусалима, где больше не будет слёз, страданий и греха.

Откровение состоит из 22 глав, которые по содержанию можно условно разбить на несколько разделов:

  1. Иоанн получает от Господа повеление сочинить книгу о событиях, ожидающих человечество в последние времена.
  2. Семь церквей и наставления для них.
  3. Видение Бога, восседающего на престоле и Агнца (прообраз Иисуса Христа, пострадавшего за грехи человечества).
  4. Таинственная книга с семью печатями, которые раскрывает Агнец.
  5. Семь ангелов с трубами, предвещающими начало страшных бедствий на земле.
  6. Образ Церкви Христовой в солнечном облачении.
  7. Антихрист в виде зверя и его спутник — лжепророк.
  8. События, предшествующие Страшному Суду.
  9. Всеобщее воскрешение и Страшный Суд.
  10. Церковь становится Новым Иерусалимом.
  11. Заключительная часть: подтверждение истинности повествования и дальнейшие напутствия в соблюдении заповедей.

Содержание Апокалипсиса

При последовательном чтении Апокалипсис можно разделить на следующие части.

    1. Вступительная картина явившегося Господа Иисуса Христа, повелевающего Иоанну записать Откровение семи малоазийским церквам (1-ая глава).
    2. Письма 7-ми малоазийским церквам (главы 2 и 3-ья), в которых одновременно с наставлениями этим церквам начертаны судьбы Церкви Христовой — от апостольского века и до конца мира.
    3. Видение Бога, сидящего на престоле, Агнца и небесного богослужения (главы 4 и 5-ая). Это богослужение дополняется видениями в последующих главах.
    4. С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).
    5. Гласы семи ангельских труб (главы 7-10) возвещают начальные бедствия, которые должны постигнуть людей за их неверие и грехи. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, сохраняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.
    6. Видение семи знамений (11-14 главы) показывает человечество, разделившееся на два противоположных и непримиримых лагеря — добра и зла. Добрые силы сосредоточиваются в Церкви Христовой, представленной здесь в образе Жены, облаченной в солнце (12-ая глава), а злые — в царстве зверя-антихриста. Зверь, вышедший из моря — символ злой светской власти, а зверь, вышедший из земли, — символ разложившейся религиозной власти. В этой части Апокалипсиса впервые отчетливо выявляется сознательное внемирное злое существо — дракон-дьявол, который организует и руководит войной против Церкви. Два свидетеля Христовых символизируют здесь проповедников Евангелия, которые сражаются со зверем.
    7. Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разложения. Война против Церкви становится крайне напряженной (Армагеддон) (От. 16:16), испытания — невыносимо тяжкими. В образе Вавилона-блудницы изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Злая сила распространяет свое влияние на все области жизни грешного человечества, после чего начинается Божий суд над силами зла (здесь суд Божий над Вавилоном описывается в общих чертах, в качестве введения).
    8. В следующих главах (18-19) суд над Вавилоном описывается подробно. Здесь же показывается гибель виновников зла среди людей — антихриста и лжепророка — представителей как гражданской, так и еретической антихристианской власти.
    9. 20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен. Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной. Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.
    10. Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Каждый новый отдел Апокалипсиса обычно начинается словами: «И увидел я…» — и заканчивается описанием суда Божия. Это описание обозначает конец предыдущей темы и начало новой. Между главными отделами Апокалипсиса тайнозритель иногда вставляет промежуточные картины, которые служат связующим звеном между ними. Приведенная здесь таблица наглядно показывает план и разделы Апокалипсиса. Для компактности мы соединили промежуточные картины вместе с главными. Идя горизонтально по приведенной таблице, мы видим, как постепенно раскрываются все с большей полнотой следующие области: Небесный мир; Церковь, гонимая на земле; грешный и богоборческий мир; преисподний мир; война между ними и суд Божий.

Что Иоанн Богослов рассказывал о Страшном суде

В религиозном понимании Страшный суд — это последний суд, который будет совершен над всеми людьми, верующими и неверующими, для выявления среди них праведников и грешников, для благословления первых и наказания вторых.

Но в Откровении Иоанна Богослова Страшный суд выглядит картинно наглядно, в нем много загадочного, таинственного, требующего расшифровки.

Иоанн рассказал, что он оказался в роли невольного свидетеля и видел, как происходило наказание не праведников,- он видел ангела, который сходил с неба и держал ключи от бездны и большую цепь.

Ангел взял дракона, древнего змея, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет. Он низверг его в бездну и заключил над ним печать, чтобы не соблазнял тот народы пока не кончится тысяча лет.

Снятие пятой печати. Художник Эль Греко

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань, число их — как песок морской.

Этого дракона, дьявола и сатану следует понимать как всякое зло, творимое на земле людьми во вред другим.

Но в мире есть высшая справедливость, и на сатану находится управа. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.

А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, их будут мучить день и ночь во веки веков. Таким образом зло многомерное, как песок морской, было наказано и уже никогда не сможет снова водвориться в мире.

И еще увидел Иоанн мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и всех их судили за дела, описанные в книгах, и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное…

И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Иоанн в своем Откровении как бы подводит итог всему тому, что было сказано в Ветхом и Новом Завете, он пророчествует и обнадеживает, сообщая, что скоро грядет явление Господне и зло будет повержено уже навсегда.

Конец света

В своей совокупности Священное Писание учит, что богоборческое царство закончит свое существование во время Второго пришествия Христа, тогда же погибнут антихрист и лжепророк. Страшный суд Божий над миром будет происходить в порядке возрастающей виновности подсудимых. («Время начаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся слову Божию?» (1 Пет. 4:17; Мт. 25:31-46). Сначала будут судиться верующие, потом — неверующие и грешники, затем — сознательные враги Божии, и, наконец, — главные виновники всякого беззакония в мире — бесы и дьявол). В таком порядке повествует и апостол Иоанн о суде над врагами Божиими в 17-20 главах. При этом суд над каждой категорией виновных (богоотступниками, антихристом, лжепророком и, наконец, дьяволом) апостол предваряет описанием их вины. Поэтому возникает впечатление, что сначала будет разрушен Вавилон, какое-то время спустя будут наказаны антихрист и лжепророк, после чего на земле наступит царство святых, и уже после очень продолжительного времени дьявол выйдет, чтобы обольщать народы и тогда он будет наказан Богом. В действительности же в Апокалипсисе речь идет о параллельных событиях. Этот метод изложения апостола Иоанна следует учитывать для правильной интерпретации 20-ой главы Апокалипсиса.

Вкратце[править]

Карта Эарвы Действие цикла происходит в мире под названием Эарва, напоминающем средневековую Европу и Ближний восток времен Первого крестового похода. Между некоторыми странами и событиями можно провести практически прямые аналогии. Впрочем, от реальности здешний мир отличается наличием магии, богов, фэнтезийных рас и пришельцев из космоса. Кроме того, местный фэнтезийный мир отличается крайней суровостью, где процветает религиозный фанатизм, строгое иерархическое деление, неприятие к другим народам, другим расам и магам, разнузданное сексуальное поведение, и где всех после смерти ожидают вечные муки в пасти местных злых богов.

КАК МОЛИТЬСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ИОАННУ БОГОСЛОВУ

Искренняя молитва каждому святому творит чудеса, но молитва ко святому апостолу и евангелисту Иоанну необходимо читать каждому человеку. Из истории известно, что при обращении к нему происходили и происходят ныне удивительные и непостижимые события.

К любимому ученику Христа обращаются во всех нуждах, но одним из самых распространённых прошений является молитва Иоанну Богослову о семейном счастье. Апостол благословит вашу семью и с помощью Божией уйдут все трудности, конфликты и недомолвки. Господь молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна даст вам силу терпения и любви, уважение друг к другу и мудрость, которые так необходимы в семье, благословит вас спокойствием, миром и семейным согласием.

В молитве содержится прошение о прощении грехов всей семьи и помощи в скорбях. Молитву апостолу Иоанну Богослову можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О великий апостол, евангелист громогласный, Богослов красноречивый, тайновидец невыразимых откровений, девственник и любимый друг Христов Иоанн! Прими нас, грешных людей, под твое сильное заступление приходящих. Проси у Щедрого Господа, Любящего всех людей Христа Бога нашего, Который у тебя на глазах Кровь Свою за нас, беззаконных рабов Своих, на Кресте пролил, чтобы не помянул Он грехов наших, но помиловал нас и сотворил с нами по милосердию Своему необходимое для спасения нашего: да подаст нам здоровье душевное и телесное, в жизни земной дни благие и спокойные, материальное изобилие, наставив нас управлять своим достатком во славу Его, Творца, Спасителя и Господа нашего, а после ухода из временной жизни нашей в вечность от немилосердных бесов, преграждающих путь нам на небо с рукописями грехов наших, да избавит нас, чтобы достигли мы, тобой сохраняемые и руководимые, Небесного Иерусалима, которого славу ты сам, о Иоанн Богослов, в Откровении Божием видел, и где сейчас бесконечной радостью наслаждаешься.  О великий Иоанн апостол! Сохрани все города и страны христианские, храмы, служащих и молящихся, от голода, гибели, землетрясения и потопа, пожара и убийства, от нападения врагов и гражданских войн,; избавь сам нас от бед и напастей, молитвами твоими отведи от нас гнев Божий за грехи наши, Его же милосердия для нас попроси, чтобы вместе с тобой удостоились мы вечно прославлять в сияющем дне вечности Пресвятое имя Троичное Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Мужчины по имени Иван, Ян, Жан обращаются к своему святому заступнику апостолу Иоанну (именно так звучит общее, греческое произношение всех этих имен) во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому апостолу, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Иоанн, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святых апостолов нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, покровителя вас или ваших близких — здесь и будет уместной икона апостола Иоанна. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Иконы, помогающие в работе

Работа является необходимым звеном жизни, а трудности, связанные с ней, могут значительно повлиять на благополучие. …

Кто такой Иоанн Богослов?

В Эгейском море, в 70 км от побережья Турции, расположен принадлежащий с 1947 г. Греции небольшой скалистый остров. На нем почти нет растительности и проживающих людей очень мало.

Во времена правления римского императора Домициана на Патмос ссылали преступников.

По преданию, примерно в 67 г. на пустынный берег острова высадили также апостола Иоанна, который проповедовал в Эфесе. На острове он стал жить в удаленной пещере, обращал островитян в христианскую веру.

Согласно церковным сведениям, на вершине пустынной горы Иоанн вместе со своим учеником Прохором совершил трехдневный пост и постоянно молился.

Неожиданно земля под ними заколебалась, загремел гром. Апостол поднялся и велел Прохору записывать все, что он скажет.

Так началась запись пророческой книги Откровение Иоанна Богослова, в которой были раскрыты тайны судеб церкви, конца греховного мира и возрождение нового.

С 1453 г. островом владели турки. В 1770-1774 гг. остров занимала русская флотилия под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых.

Кинжал одного из них находится в музее старейшего островного монастыря Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий. Художник Ф. А. Моллер

Иоанн в своем пророчестве сообщал, что видел книгу у сидящего на престоле, запечатанную семью печатями. И не было никого ни на небе, ни на земле, кто бы мог открыть и посмотреть ее.

Нашелся наконец агнец, который снял первую из семи печатей, и раздался голос: Иди и смотри. Иоанн увидел коня белого, на нем всадника с луком и венцом.

Когда была снята вторая печать, появился конь рыжий, на нем сидел всадник с большим мечом. После снятия третьей печати появился конь вороной, и всадник на нем держал весы.

После снятия четвертой печати появился бледный конь, а на нем всадник, имя которому смерть, и ад следовал за ним, и дана была ему власть умерщвлять и мечом, и голодом, и миром, и зверями земными.

Все эти всадники предвозвестники грядущих тяжелых событий.

Понимать их следует иносказательно, под ними подразумеваются разные несчастья, в том числе болезни, мор, войны, тайные убийства, жертвы от природных катаклизмов.

После снятия пятой печати Иоанн увидел души убиенных за слово Божие. Они требовали отмщения. После снятия шестой печати произошло великое землетрясение.

И солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю… Но когда была снята седьмая печать, настала полная тишина.

И еще увидел Иоанн семь ангелов, которые стояли перед Богом, и было у них семь труб. Когда затрубили шесть ангелов, большие несчастья обрушились на землю.

Но седьмой ангел не вострубил в те дни. А когда вострубит, то свершится тайна Божья.

Какая тайна? Иоанну была дана книга, сладкая на вкус, но горькая во чреве. Это иносказание следует понимать так, что слова бывают сладкими, а вот правда горькой, но она лучше обманной сладости.

Кто такие четыре всадника Апокалипсиса?

Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два — следствием. Увенчанный всадник на белом коне «вышел, чтобы победить.» Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные «таланты,» с которыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мысли Творца эти добрые начала должны были «победить,» т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя. Поврежденная грехом природа перешла к его потомкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности. Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожеланиям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия).

Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.

В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала — блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных «царствовать» над природой (белый конь), потом — их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась различными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледный кони). Апокалипсические кони также символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека — с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностями, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь — и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают.

Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему. Но снятием пятой печати тайнозритель показывает и светлую сторону человеческих бедствий. Христиане, пострадав физически, победили духовно; теперь они в Раю! (От. 6:9-11) Их подвиг приносит им вечную награду, и они царствуют со Христом, как это описано в 20-ой гл. Переход к более подробному описанию бедствий Церкви и усилению богоборческих сил знаменуется снятием седьмой печати.

Книга Апокалипсис написана во время усилившихся гонений на Церковь. Ее цель — укрепить и утешить верующих ввиду предстоящих испытаний. Она раскрывает способы и ухищрения, которыми дьявол и его слуги пытаются погубить верующих; она учит, как преодолевать соблазны. Книга Апокалипсис призывает верующих быть внимательным к своему душевному состоянию, не бояться страданий и смерти ради Христа. Она показывает радостную жизнь святых на небе и зовет соединиться с ними. Верующие, хотя иногда имеют много врагов, но еще больше имеют защитников в лице ангелов, святых и, в особенности, Христа-Победителя.

Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полнее торжество Добра и Жизни.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Борис Савинков опубликовал повесть «Конь бледный» (1909), и Элем Климов дал название фильму «Иди и смотри» (1985), позаимствовав строки из главы 6 стихов 7-8 «Отровения»: И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть» .
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

Антихрист и конец света

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге — это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.


Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

Предсказания Иоанна Богослова

Откровение, Апокалипсис, Иоанна Богослова, составленное из 22 глав, помещено в конце Нового Завета.

Это неслучайно. Создатели Библии, отмечая возросший интерес к христианству, одновременно предвидели и сопротивление распространению новых идей веры, тяжких опасностей на этом пути.

Откровение Иоанна как раз предсказывает грядущие судьбы человечества, разрушение мира зла, ненависти, дьявольского соблазна и возвещает начало новой жизни.

Правда, разрушению посвящено гораздо больше страниц, чем созиданию.

Это объяснимо. Христос начинал в одиночестве. Потом окружил себя учениками. И они стали распространять его учение. Но и сопротивление новому взгляду на веру усиливалось.

Расставание с язычеством повлекло за собой немалые жертвы с обеих сторон. Поэтому Иоанн в своем Откровении не просто устрашал жуткими картинами, он хотел заставить людей задуматься, что ждет их впереди, если они нарушат заповеди их поводыря.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

В этом и заключался смысл помещения Откровений в конце Нового Завета. Конец всему плохому возвещал начало новой жизни — войти в город воротами, Сами богословы во все времена отмечали, что книга Иоанна во многом таинственная и потому многотрудная для понимания.

Но как раз эта таинственность притекает к себе верующих, многих ученых, которые пытаются разгадать предначертанные в ней события. Их нельзя понимать буквально.

Свое Откровение Иоанн писал в назидание потомкам, когда сам испытал тяготы гонимого. Противники христианской веры, римские судьи, желая уничтожить опасного проповедника, заставили его выпить яд.

Он выпил, но яд не подействовал. Тогда его бросили в кипящий котел с маслом. Но он вышел из него живой и здоровый. Судьи были посрамлены. Тем самым Иоанн доказал свою способность творить чудеса.

А способность эта появилась у него от беззаветной преданности вере.

Беспомощные судьи, опасаясь новых чудес, отправили его на безлюдный каменистый остров Патмос. Римский император Домициан и его прислужники надеялись, что проповедник там погибнет.

Но этого не произошло.

После смерти Домициана Иоанн в 96 году вернулся в Эфес, где продолжил свои проповеди. Умер он, как считается, в возрасте свыше 100 лет, намного пережив своего гонителя Домициана, прожившего всего 44 года. От Иоанна остались важнейшие книги: Евангелие и Откровение.

Читайте другие статьи:

  • История Иисуса Христа — почему его называли пророком?
  • Тайна цивилизации индейцев майя
  • Пророк Иезекииль — история жизни и предсказаний
  • Альберт Великий — ученый-монах, предсказывавший будущее

Примечания

  1. Митрополит Иларион об Апокалипсисе в телепрограмме «Церковь и мир» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2010. Архивировано 13 октября 2012 года.
  2. Толковая Библия Лопухина
  3. 1234 Православная энциклопедия, 2010, Датировка.
  4. А. Мень в книге «Читая Апокалипсис» о.
  5. Д. Гатри в книге «Введение в Новый Завет Архивная копия от 1 января 2008 на Wayback Machine» подробно разбирает аргументы и сторонников и противников авторства Иоанна Богослова
  6. Церковная история. Кн. 3, гл. 39, 5.
  7. Robert H. Mounce. The Book of Revelation, pg. 15-16. Cambridge: Eerdman’s
  8. КАНОН — Поместный Собор — Лаодикийский
  9. Поместный Собор — Карфагенский
  10. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета. Москва, 1996. С. 30—35.
  11. Типико́н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы
  12. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914
  13. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=6
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector