Значение фразеологизма «притча во языцех»

Словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Учитель использует П. в своей речи, чтобы научить детей осознавать свои чувства, свой внутренний мир; как аргумент в разговоре или споре. Это может быть как классически законченная П., так и обращение к общим темам, восходящим к античной П. Форма изложения П. полностью определяется задачей речи: она может быть краткой и пространной, чаще – сжатой, чтобы не отвлекать от основного хода мысли.П. В форме притчи излагается содержание риторики, где в образе дара была представлена сама риторика, жанры и виды ее предметов, определение предмета каждого жанра в облике царя и подданных. См. св. Добротворский, “Притча в древнерусских духовных писаниях”. (“Православный Собеседник”, 1864, с. 375-415).

Хранители семейного очага

Где то далеко на небесах Старый Ангел обучал молодых ангелов – хранителей семейного очага нелегкой науке нести любовь в семьи.

— Вам легко будет с людьми, которые счастливы в браке. Вам только иногда придется корректировать некоторые их желания. Это допустимо со счастливыми семьями. Но будет намного тяжелее с людьми, которые считают себя несчастными.

Я вот что хочу сказать. Они на самом деле могут и не быть несчастными, но так хорошо и долго себя в этом убеждают, что нам не остается другого выхода … мы им это исполняем.

— А можно вопрос? – поднял руку самый маленький из ангелов,

— А как я пойму кто счастлив, а кто несчастлив.

— Не волнуйся, разберешься, — Старый Ангел задумался, а потом добавил,

— В ваших учебниках есть описание трех самых распространенных вариантов.

Он подошел к столу и открыл лежащую на столе книгу.

— Смотрите, — он полистал и, найдя нужную страницу, процитировал, — «Обратите внимание на то, как они, т.е. муж с женой разговаривают друг с другом

Если они разговаривают громко, даже иногда кричат, это значит, что они недовольны друг другом. Сердца их настолько отдалены друг от друга, что не слышал голоса сердца. Поэтому они и повышают голос, чтоб докричаться до другого.

Второй вариант: разговаривают тихо. Значит, здесь царят нежные чувства. Сердца настолько близко, что услышат даже шепот друг друга.

И третий вариант: когда двое просто иногда перешептываются друг с другом. А больше просто смотрят в глаза друг другу и все без слов понимают. Это значит, что их сердца стали одним целым. У таких людей и чувства одни на двоих и любовь одна на двоих.

Если хорошо присмотреться, то и ауры у них, получается, почти слились в одну.

Так вот, ваша задача любыми путями уводить людей от громогласных разговоров. Особенно, если есть чувства. Вам нужно помочь сохранить им эти чувства. А то эти сердитые разговоры уводят людей друг от друга так далеко, что иногда так случается, что возврата назад нет. Пройдена точка невозврата, понимаете?

Молодые ангелы заворожено следили за учителем.

— И вы это сможете. Не зря ведь вам присвоено звание ангела – хранителя семейного очага.

Старый Ангел поднял глаза на своих учеников и улыбнулся:

— Ну что? В дорогу. Помогите людям научиться разговаривать глазами.

Синонимы

О людях, опозоривших своё честное имя нелепыми поступками, дурным поведением или скверным характером, сложено немало пословиц, поговорок, фразеологизмов. Вот лишь некоторые из них:

  • шут гороховый;
  • вошёл в историю;
  • только и разговоров;
  • анекдот ходячий;
  • об этом только глухой не слышал.

В иностранных языках тоже найдутся синонимичные выражения:

  • talk of the town (англ.) – разговор на весь город;
  • sur toutes les levres (фр.) – на устах у всех.

Похоже, люди склонны подолгу обсуждать смешное, нелепое, дурное. О хорошем ничего нового не скажешь: оно прекрасно всегда.

Так что, если вы хотите быть прославленным на всех языках мира, сотворите что-нибудь причудливое, одиозное, скандальное. Может быть, живой легендой вы не станете, но вот притчей во языцех – непременно!

«Павлин»

Когда-то давно жил на свете павлин, красотой которого восхищались все животные. Каждый день перед восходом солнца он прохаживался по полям, демонстрируя свое удивительное оперение. Все только и ждали момента, когда он расправит хвост и покажет всю свою красоту.

Однажды в округе появились чужаки. Животные приняли странников очень хорошо. Совы говорили не переставая. Одна из них сказала, что видела поблизости прекрасного золотого фазана, и что это была самая красивая птица, которую ей только приходилось видеть в своей жизни. Другие совы с ней согласились.

Павлин, подслушивавший разговор, не мог поверить своим ушам. Он был уверен в том, что упомянутый совой золотой фазан все же имеет недостатки. Поэтому на следующее утро он пошел лично посмотреть на эту птицу. К несчастью, он заблудился в лесу и больше его никто не видел.

Это одна из тех историй о зависти, которые показывают нам бесполезность попыток унизить кого-то, чтобы почувствовать себя лучше.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Секрет популярности П. кроется не только в специфике содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Язык П. простой, безыскусный, близкий к разговорному: слова и выражения даются в их непосредственном, прямом значении, что способствует ясности и точности смысла. П. легко запоминается, прочно укореняясь в сознании. П. сочетает в себе стремление оценить и обобщить жизненные явления, с одной стороны, с изысканностью содержания и формы в сочетании с занимательным и красочным повествованием – с другой.
С названием притчи из Священного Писания наш древнерусский писатель не связывал определенного взгляда: всякое непонятное изречение Священного Писания он называл П. (например: “Дух Божий носился над водой”). С другой стороны, будучи приверженцем аллегорической формы, он находил П. в Писании там, где, согласно смыслу самого Писания, его не было; так, например, в словах апостола Павла “трижды корабль был низвергнут у меня” древний книжник находит П.: “человечество тонуло трижды: в раю, в потопе и после принятия Закона, когда днем и ночью люди отвращались от идолопоклонства”. Что касается собственно П., произнесенных И. Христом, то они обычно представлены не целиком, как в Евангелии, а фрагментарно, только первые слова П, Одним из фаворитов, пользующимся большой благосклонностью и уважением русских грамматистов, был орарь. Своей искусственностью, своим более или менее удачным сближением двух разных по содержанию понятий и тем она удовлетворяла непритязательному вкусу древнерусского литератора, а ее конструкция, полученная путем аллегорического объяснения, его религиозным требованиям. Простых людей привлекала живописная подача и забавные детали в изложении ее содержания. Наши писцы скрупулезно копировали восточные извинения, переделывали их, добавляли сложности и даже решались на собственные эксперименты в этом деле. П. в Древней Руси понимали по-разному. Под П. понималась пословица, – Нестор говорит: “Есть П. и пока день, – он умер как оброк”, и вообще всякое острое высказывание; под П., далее, теперь понимается всякое несчастье или неожиданная случайность. “Простой человек говорит о несчастном обстоятельстве, постигшем его, или о том, что “век без П. не настал”. Имя П. тогда носили все аллегорические объяснения любого предмета. В Кратком изложении Притчей мы читаем: “Есть гора на двух холмах, и посреди горы глубокая сокровищница; на вершине горы лежат два драгоценных камня, а над ними два свирепых льва. Тольк. Гора – это человек, стоящий на двух ногах, камни – ясные глаза, свирепые львы – черные брови, а кладиас – горло и гортань. Наконец, под П. в собственном смысле слова понимается тот род литературы, в котором под внешними образами предлагаются некоторые идеи или совокупности идей, догматических или моральных, для того, чтобы яснее объяснить их или ярче запечатлеть в сердцах читателей. Образцом П. в византийской литературе было Священное Писание, легкий, порой юмористический тон которого не гармонировал с религиозным настроением древнерусского человека. Книжники былых времен любили сопоставлять или ассоциировать два разных предмета, но при всем этом они их недолюбливали: Переписчики оставались такими, какими были, и не изменялись; они не делали ни вставок, ни изменений. О С. собственно русского произведения следует заметить, что чем более далек от современности составитель, тем свежее и естественнее образы, чем ближе – тем бледнее и искусственнее.

Библиотека

Лит: Прокофьев Н.И. Древние пословицы и их место в жанровой системе русской средневековой литературы // Литература Древней Руси: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1988; Ego. Древняя русская пословица. М., 1991; Товстенко 0. 0. Специфика пословиц как жанра искусства / Пословица как архетипическая форма литературы. Ром. – Немецкая филология. – Киев, 1989. – Т. 23.сродни басне небольшой рассказ, содержащий поучение в аллегорической форме, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает (или не извлекает) из самого П. В. словарь. I. Даль интерпретирует П. как “наставление в примере”. В известном сюжете, впервые записанном у Эзопа, отец, видя, что никакие уговоры не могут побудить его сыновей жить в согласии, принес им связку веток и предложил сломать ее немедленно. Как бы они ни старались, у них ничего не получалось. Тогда отец развязал пучок и стал давать сыновьям по одной веточке за раз, и они легко ломали каждую. Это простая форма P. – Хороший пример для доказательства моральной идеи: “Пока согласие непобедимо, разделение бессильно”.

Чашки и кофе.

Когда же все чашки были разобраны, на столе остались лишь две чашки, одна была без ручки, а другая — с отколотым краем. Прежде чем налить напитки, профессор вдруг неожиданно спросил:

— Посмотрите, все самые красивые и богатые чашки вы разобрали в первую очередь, а те, что попроще, остались не тронутыми. Да, это нормально, когда люди хотят взять получше, красивее. Но от этого в нашей жизни часто бывают какие-то проблемы и неудачи.

От того что ваша чашка дороже или дешевле, с позолотой или без, стеклянная или фарфоровая, ваше кофе не становится хуже или лучше. Выбор чашки, в конечном итоге, не влияет на качество напитка. По факту, всё что нам действительно нужно — это кофе. Но вы стали выбирать чашки, внимательно рассматривая, кому какая досталась.

Наша жизнь — это кофе в чашке, а карьера, богатство, статус — это всего лишь посуда. Столько, казалось бы, успешных и богатых людей так и не стали счастливыми? Имели почти всё, но они не имели самого главного — самой жизни. То, какая у вас чашка, не меняет качества вашей жизни. Зацикливаясь на чашке, человек порой забывает о вкусе самого кофе.

Не забывайте о содержании, когда вы ищете форму. Почувствуйте вкус жизни…

А что вы думаете об этом? О чём для вас «Притча про чашки и кофе»?

И как всегда смотри в себя.

Читайте притчи на нашем сайте, подписывайтесь, ставьте лайки. Будет ещё много всего, над чем можно подумать.

Ещё притчи здесь. Другие статьи на .

«Зал ожидания».

Мы часто оказываемся в «зале ожидания», когда не позволяем себе принять какое-то решение, сделать свой выбор, рискнуть… Мы часто говорим себе:

— Я еще не достаточно опытен, мне надо подучиться…

— У меня сейчас нет времени, вот когда я …, то я обязательно это сделаю…

— Сейчас у меня мало денег, нет возможности…

— Сейчас не то время. Экономический кризис.

— Подожду, когда вырастут дети…

Дальше этот список можете продолжить сами.

Но в этой ситуации, когда вы ничего не меняете в своей жизни, есть и плюсы. Вы ничем не рискуете, ваша жизнь «стабильна», предсказуема. Вроде всё хорошо… Но что-то не так.

Однообразие в жизни, скука, всё по-тихоньку начинает раздражать. И даже сам себе бываешь скучен и отвратителен. И ты начинаешь завидовать тем, кто уехал. Тем, кто не побоялся рискнуть. Кто открыл для себя новую страницу.

А какой твой выбор? Продолжать ждать лучших времён или начать действовать? Действовать, пока время ещё не ушло. Пока поезда ходят. Пока ты полон сил и планов.

Что вы думаете по этому поводу?

И как всегда смотри в себя.

Читайте притчи на нашем сайте, подписывайтесь, ставьте лайки. Будет ещё много всего, над чем можно подумать.

Ещё притчи здесь. Другие статьи на .

Притча о семье

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась…

Она подумала:

«В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

— Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

Как сохранить семейное счастье?

По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.

Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.

Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.

И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»

Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»

Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»

Зачем Иисус Христос говорил притчи?

По этому поводу есть два противоположных мнения:

  1. Христос говорил притчами, чтобы не все поняли то, что Он хотел сказать. Притча – это некая форма, завуалированного знания, чтобы не все поняли, что Иисус имеет ввиду.
  2. Христос говорил притчами, чтобы еще понятнее изложить то, что Он хотел сказать.

Вот что говорит Сам Господь:

Вот эту фразу христиане воспринимают двояко.

Иоанн Златоуст считает, что Иисус Христос использовал притчи, чтобы:

Притчи в его понимании – это картина, то есть живой образ.

Известный православный священник Александр Мень высказал свое мнение на этот счет:

Спаситель так характеризовал Своих слушателей:

«Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат».

Но когда они слышали притчу, они хоть что-то запоминали, и истина приходила к ним не сразу, а постепенно.

Итак, зачем же Христос говорил притчи:

  1. Это образные яркие рассказы, которые помогают лучше понять. Когда мы пытаемся что-то объяснить детям «вот посмотрите на воробушка», «вот посмотрите на листочек» и так далее, мы тоже применяем тот или иной вид притч.
  2. Человек, который может даже не хотел бы слушать проповеди Христа, так как внутренне с Ним не соглашается, все равно запомнит притчу. Придет время, и эта притча начнет действовать в его жизни и сердце.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Притча про школу

Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.

— Ты кто? — спрашивает Гусь.

— Гусеница.

— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.

— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.

— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?

— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.

— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.

Так говорил Гусь. Он был силён в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

— Ты что — тоже Гусеница?

— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.

— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?

— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.

— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..

Учение Господа Иисуса Христа в притчах

О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.

Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном
переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы,
для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий
прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах,
взятых из повседневного
быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи. Притчи, изложенные
в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах
у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом
при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось
войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже
из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского
озера («моря»)

Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам». Притчи Господа  это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Лопухин А.П.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его

Притча о неправедном домоправителе находится только у одного евангелиста Луки. Сказана она, несомненно, в тот же день, в который Господь произнес и три предыдущие притчи, но связи с теми притчами эта притча не имеет, так как те произнесены были Христом с отношением к фарисеям, а эта – имеет в виду учеников Христа, т. е. многих Его последователей, которые уже начали служить Ему, оставив служение миру (Тренч, с. 357), – большею частью бывших мытарей и грешников (прот. Буткевич., «Объяснение притчи о неправедном домоправителе». Церковные ведомости, 1911, с. 275).

Один человек. Это был, очевидно, богатый землевладелец, который сам жил в городе, довольно далеко от своего имения, и не мог потому сам навещать его (кого понимать здесь в переносном смысле – об этом будет сказано после изъяснения прямого смысла притчи).

Управителя (οἰκονόμον), т. е. такого управляющего, которому было вверено все заведование имением. Это был не раб (домоправители у евреев нередко выбирались из рабов), а человек свободный, как видно из того, что он по освобождении от обязанностей домоправителя намеревается жить не у своего хозяина, а у других лиц (стихи 3–4).

Донесено было. Стоящее здесь греческое слово διεβλήθη (от διαβάλλω) хотя и не означает, что донос был простой клеветой, как понимает, например, наш славянский перевод, тем не менее дает понять, что он был сделан людьми, относившимися враждебно к домоправителю.

Расточает (ὡς διασκορπίζων – ср. Лк.15:13; Мф. 12:30), т. е. тратит на свою распутную и греховную жизнь, проматывает хозяйское имение.

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Значение фразеологизма

Притчей во языцех называют человека или явление, ставших предметом широкого обсуждения и осуждения. Это хорошо всем известная личность или её отдельная черта — посмешище, о котором каждому найдётся, что сказать.

У выражения присутствует яркая негативная окраска. Данным фразеологизмом не назовут героя труда или добродетельного семьянина; ему присущ снисходительно-иронический оттенок.

Например, о коллеге, который никогда не приходит к назначенному времени, сотрудники скажут: «Петров сказал, что будет в 9? Значит, жди часам к 11-ти. Это у нас притча во языцех». Поведение Петрова не меняется уже много лет, к нему привыкли, но оттенок чуть насмешливого осуждения во фразе присутствует.

В речи блюстительниц общественной морали данное выражение может означать прямое неодобрение, негодование. «А она-то, притча во языцех, детей по соседкам раскидала, да и пошла по селу приключений искать…» — скажут кумушки о сбившейся с пути молодой женщине.

Одним словом, наименование «притча во языцех» вполне подойдёт любому, кто, подобно старухе Шапокляк, считает, что «хорошими делами прославиться нельзя».

Архиеп. Аверкий (Таушев)

В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот, будучи отставлен от управления имением, совершил мошенничество, подделав с должниками своего господина расписки для того, чтобы «они приняли его в домы свои», т.е. чтобы снискать себе в их лице поддержку после потери должности. Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил, оказавшись в бедственном положении. Смысл притчи тот, что все мы лишь временные обладатели земными благами, которые находятся в нашем распоряжении лишь потому, что Господь доверил их нам на время нашей земной жизни. И мы должны использовать эти земные блага так, чтобы с помощью их обеспечить себя в будущей вечной жизни. Мы, однако, этого часто не делаем, не проявляем догадливости, какую проявил неверный управитель, почему Господь и сказал, что «сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть». Между тем мы, подобно приточному управителю должны были бы «приобретать себе друзей от мамоны неправды (богатством неправедным), чтобы они приняли нас в вечные обители». Богатство называется «мамоной неправды», потому что часто неправедно приобретается, часто неправедно употребляется, часто делает человека несправедливым в отношении к другим и никогда не оправдывает прилагаемых о нем попечений и возлагаемых на него надежд. Поэтому единственно разумное употребление богатства это – использовать его на помощь нуждающимся, употребив на всевозможные добрые дела, дабы таким образом сделать его средством к приобретению себе Царства Небесного. Ведь богатство все равно мы так или иначе потеряем, с собой его на тот свет не возьмем, а добрые дела, сделанные при помощи его, всегда останутся с нами и послужат к нашему оправданию на Страшном Суде Божием.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

предыдущий стихследующий стих

Притча про ожидания от жизни

   Один известный художник написал своё очередное полотно. В день презентации его публике собрались много журналистов, фотографов, известных людей. Когда подошло время, художник сбросил с картины закрывавшую её ткань. Последовал взрыв аплодисментов. На картине была изображена фигура Иисуса, легонько стучавшего в дверь дома. Иисус казался живым. Прислонив ухо к двери, он будто хотел услышать, отвечает ли ему кто-то внутри дома. Все любовались прекрасным произведением искусства. Один же любопытный посетитель нашёл в картине ошибку. Дверь не имела ни замка, ни ручки. Он обратился к художнику: – Но эта дверь, похоже, закрыта изнутри, она без ручки, как же в неё войти? – Так и есть, – ответил автор полотна. – Это дверь сердца человека. Она может открыться только изнутри. Мораль: Все мы ждем, что в нашей жизни будут Любовь, Радость, Сочувствие, Счастье, Успех. Но для того, чтобы они появились в нашей жизни, нельзя сидеть, сложа руки. Нужно предпринимать действия. Хотя бы просто открыть дверь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector