Протоиерей павел великанов: богу нужны не части нас, а мы сами целиком

сочинения

  •  Великанов П. И. Школа веры. Сергиев Посад: Центр информационных технологий Московской духовной академии, 2012
  •  Великанов П. И., Осипов А. И. Апологетика // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2001. — Т. III. — С. 75-91.
  •  Великанов П. И. Верую, Господи, и исповедую // Встреча, 2006, № 2
  •  Великанов П. И. Россия и Китай: перспективы культурного диалога цивилизаций // Материалы международной конференции «Христианство на Дальнем Востоке», Хабаровск, 2006.
  •  Великанов П. И. Поместный Собор: вопросы и ответы // Патриарх и Собор. Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви 2009 г. Сборник документов и научных материалов. М., 2010.
  •  Великанов П. И. Тело для здорового духа // Православие и современность. 2010. № 14.
  •  Великанов П. И. Опыт интернет-обсуждения документов Межсоборного присутствия (Доклад на XVI Международных образовательных Рождественских чтениях) // Журнал Московской Патриархии. 2012. № 3.

в сборниках

  •  Аксиомы веры. — М.: Рестарт, 2010.
  •  Простые ответы на вечные вопросы. — М.: Белый город, 2011.
  •  От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти. — М.: Pravmir.ru; Даръ, 2015.

Бытие не верит в тебя или динамика веры

У Лао-цзы есть такой интересный афоризм: «Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя». Вера – понятие динамическое, а не статическое. Веру нельзя отождествлять с «нерассуждающим подчинением». Это не диагноз, а призвание, даже задача, прекрасно выраженная в заповеди: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога Твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею», – это есть первая заповедь.
По сути, вера – это прежде всего заданность, а не данность, наше призвание стать христианами. Мы имеем задаток, полученный в святом крещении, восходя от силы к силы, от веры к вере, должны достигнуть той полноты веры, при которой верующий на суд уже не приходит.

Вера как борение с Богом

Если позволите сказать, то суть религиозной веры заключается в непрекращающемся борении с Богом и отвоевывании все новых глубин богообщения. Борьба с Богом означает состязание в добродетели, доступ к которой открыт через крест.

Вспомните замечательный эпизод из книги Бытия, когда Иаков борется с неведомым. Этот момент – один из самых сложных для понимания во всем Священном Писании. Как так, Иаков, который является одной из ключевых фигур Ветхого Завета, оказывается «богоборцем»?

Дело в том, что человек не просто слышит голос Бога и куда-то идет. Вера – это не какой-то эскалатор по спасению, когда человек стал на ступеньку и больше от него ничего не требуется. Нет. Это постоянная динамика, которая требует ежедневного, ежечасного ответа со стороны человека на те вызовы, которые ему дает Бог через его жизнь.

«Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», – это в том числе касается и подвига веры. Бороться, держаться за Христа, любить врага твоего. «Держишь Христа? – спрашивает блаженный Августин, – здесь и сейчас, если возлюбил врага своего, значит, ты поборол Христа и удержал его».

Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона

И мне страшно даже подумать, как бы я жила, если бы не встретила батюшку. До нашей первой встречи, как оказалось, мы оба читали акафист Святителю Николаю, чтобы он послал своими молитвами каждому из нас спутника жизни по душе и ради ее спасения. Молитва творит чудеса, мы просто в них не верим.

К слову сказать,  родители мужа прожили душа в душу 43 года, и на нем это отобразилось в полной мере. Он видел и знает «как». А еще я учусь у него решимости. Менять себя. Я намного ленивее в этом вопросе. (Думаю, это побочный эффект моего нарциссического образа жизни до брака, на сцене.)  Как бы мы ни поссорились, какой бы крах ни потерпели наши отношения – все временно. Конфликт оказывается новым витком наших отношений, и уже на следующий день муж приложит максимум усилий, чтобы мы с детьми были счастливы. Рядом с ним стыдно лежать на диване и не работать над собой.

– Что, на Ваш взгляд, самое главное в семье?

– Нужно любить друг друга, а не формально исполнять букву Закона. Православие, как «гастрономическое», так и «репродуктивное», не оправдается на Страшном суде исполнением одной лишь буквы, мне кажется. А вообще, лишний раз убеждаюсь: молчание – золото. Рано пока высокомудрствовать. Пора варить борщ. 

Решения в интимной области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашимˮ (1 Кор. 7:5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника

Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместитьˮ высокие требования воздержания, от тех, кому это не “даноˮ (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». 

Мне кажется, отец Павел коснулся несколько табуированной темы, которая подразумевает индивидуальный подход в рассмотрении каждой трудноразрешимой ситуации. Лично меня удивило иное: извинения, с которыми администрация сайта удалила интервью. Я не заметила в нем ни слова призыва к поголовному уклонению от деторождения. Батюшка предлагает честно ответить на вопрос:

«Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?» И для меня это главный оценочный критерий  родительской состоятельности – что мы посеяли, какой плод принесет наш образ жизни?

Речь, безусловно, не о том, что все дети должны учиться в Гарварде и есть черную икру на завтрак. Но посмотреть с ребенком в обнимку классный фильм или задать ему вопрос «О чем ты мечтаешь?», чтобы потом час слушать ответ – это непозволительная роскошь, когда полный завал на кухне, счета за свет не оплачены и опять надо ехать в супермаркет за продуктами. И такой «невыслушанный» ребенок в будущем создаст семью, куда перекочуют по наследству все его обиды и страхи. Я знаю пары, где у женщин по «непонятным» причинам замирали одна за другой беременности, а потом оказывалось, что их мужья, будучи травмированы в детстве, панически боятся ответственности родительства. Одного мама в младенчестве бросила, другого жестоко бил отец.

И вопрос даже не в том, что духовник или вторая половинка могут наложить «бремена неудобоносимые» на своего супруга, а наша прежде всего неадекватная оценка собственных сил и возможностей зачастую приводит к беде. Христианская, да и любая другая жизнь должна быть осознанной, а не «ветром принесенной».

Как не впасть в уныние, если понимаешь, что усилия ни к чему не привели?

У святых отцов есть очень глубокая мысль о том, что цель наших подвигов заключается в постижении собственной немощи. У апостола Павла есть парадоксальное высказывание. Он шутит: почему бы, если все хвалятся своим происхождением, и ему не похвалиться, что он иудей от иудеев. И дальше он говорит, что не будет этого делать, потому что сила Божия совершается только в немощи, поэтому лучше хвалиться своими немощами.

Так вот, уныние у нас появляется тогда, когда мы сами задаем себе определенные ориентиры и как бы некую шкалу ценностей, достижений. И если мы в нее сами не вписываемся, нас, конечно, охватывает состояние уныния, мы понимаем, что у нас ничего не получается. Вот с такой духовной аскетической точки зрения это изначально неправильная установка, потому что, когда человек работает ради Бога, ради Христа, а не ради каких-то своих предустановок, то ему безразличен результат, ему куда важнее сам процесс. Если в процессе этого делания человеку становится или хуже, или лучше, он это все воспринимает каким-то боковым зрением, для него это не есть самое главное. 

Патриарх Кирилл: Как победить уныние?

Но результатом любого нашего подвига должно стать ощущение нашей уязвимости и беспомощности. Это может показаться странным, но чем выше и чем крепче подвиг, тем гораздо выше риски залипнуть на самом себе и почувствовать некую духовную самодостаточность. Если бы человек, прочитав 2 345 Иисусовых молитв, вдруг с неизбежностью ощущал бы в своем сердце действие Божественной благодати, вот это было бы действительно страшно, потому что это говорило бы о том, то Богом можно управлять, дергая за какие-то конкретные веревочки.

А когда человек уже давным-давно читает молитвы, старается держать себя в рамках, не совершать каких-то очень страшных грехов, всю свою жизнь выстраивать в церковном ритме и при этом ощущает не приближение к Богу, а еще большее опустошение, это значит, что Господь его планомерно подводит к состоянию глубокого внутреннего кризиса, чтобы в этом состоянии опустошенности он закричал из глубины к Богу: «Что происходит? Почему? Ты где?» 

И вот тогда человек становится своего рода Иовом, который сидит на гноище и задает вопросы, и Бог начинает ему отвечать. Потому что только в этом состоянии полной внутренней беспомощности, брошенности, обнаженности, уязвимости человек оказывается способным услышать. Ему на самом деле нужен контакт с Богом, ему на самом деле нужны эти ответы. Не оттого, что эти ответы становятся своего рода вишенкой на торте его великих трудов и добродетелей, а оттого, что ему настолько плохо, что дальше уже некуда.

Поэтому правильное доброделание приводит в первую очередь к осознанию никчемности своего доброделания, а не к ощущению величия и значимости трудов. 

Я очень хорошо помню, как любил ходить на братские молебны в Троицкий собор, когда был семинаристом. Ты встаешь в 5 часов утра и видишь своих соседей, которые благополучно смотрят свои сны. Обычно поднималась волна самодовольства: «Ну да, вот я сейчас пойду за вас помолюсь, а вы тут спите-спите». Знаете, такое высокомерное великодушие. И как-то я сказал про это своему духовнику. И он говорит: «Слушай, ну если такая мысль в голове появляется, ты лучше сразу ложись и спи. Потому что, даже если ты будешь с таким ощущением вставать в 3 часа и за всех тут молиться, то никакой духовной пользы это не принесет. Наоборот, если ты еще уверишься в том, что ты великий молитвенник за весь свой курс, то, скорее всего, тебя очень быстро выгонят из семинарии, причем даже не за это. Что-то такое произойдет, из-за чего ты вылетишь отсюда как пробка».

Я этот урок запомнил на всю жизнь. Если в результате какого-то подвига у человека не возрастает ощущение собственной никчемности — не надуманное, а реальное, — то цена этого подвига не просто никакая, она может быть даже сильно отрицательной. 

Поэтому перед началом Великого поста мы просим прощения друг у друга, тем самым как бы обрывая наши претензии к другим людям и не давая возможности самим себе попасть в капкан духовного самодовольства. И в процессе самого Великого поста мы тоже стараемся все наши подвиги в той или иной мере соизмерять с мерой нашего смирения, то есть осознания своего реального положения, и с мерой веры. Вот тогда, если есть вера и понимание своего состояния, подвиги будут на пользу и человек сможет духовно от них возрастать и приближаться к совершенству.

Вера как риск

Риск абсолютно необходим для веры, точно так же, как необходима реальная возможность согрешить для свободного выбора добра и Бога. Чем более открыт человек к Богу, чем большую степень риска он себе позволяет, тем больше предоставляется возможность для Бога действовать в этом человеке.

Можно вспомнить Клайва Льюиса, который объясняет это на простом жизненном примере. Ребенка учат плавать. И он видел огромное множество людей, которые плавают. Видел, что человек может держаться в воде без какой-то поддержки с чьей-то стороны. Но сможет ли он в это верить, когда именно его оставят одного в воде? Когда его тело не будет ощущать поддерживающей руки инструктора? Поверит ли он в то, что может плавать и не утонет, или испугается и тотчас пойдет ко дну? Это и есть момент внутреннего изменения своего отношения к жизни и взятия какого-то нового очередного барьера, предела в вере.

Для чего мы читаем Символ веры?

Каждый из православных людей ежедневно читает Символ веры. И когда я спрашиваю своих студентов, для чего, они не могут мне ответить.

«Что это? Символ веры – это молитва?» — «Нет, это не молитва». «Мы просим чего-то Бога?» – «Нет, не просим». «А зачем мы его каждый день читаем?» – «Ну, мы хотим показать всем, во что мы верим». Кому всем? Когда я стою у себя дома в келье и читаю Символ веры, кому я и что хочу показать? Я его не знаю? Знаю. Я наизусть его знаю? Конечно, знаю.

В храме мы читаем Символ веры, когда оглашенных всех выгнали, остались только верные, все читают Символ веры. Зачем? Все его и так знают наизусть. И в то же самое время, заметьте, именно Символом веры мы «входим» в таинство евхаристии

Значит, здесь есть какое-то особое, очень важное и очень принципиальное значение вообще для жизни всей Церкви

Догматы веры для православия являются объективными свидетельствами духовного опыта, подтвержденного церковным преданием. Это предание подтверждает тождественность моего личного мистического опыта и опыта Церкви как таковой. Догматы раскрывают содержание откровения в той мере, в которой вообще доступны человеку. Символ веры есть опыт богопознания, окристаллизованный в условной знаковой системе. Опыт самопознания человека в его встрече с Богом. Он есть словесная икона, использующая человеческий язык для передачи нечеловеческой тайны. Это совокупный опыт Церкви как тела Христова.

Фото Анны Гальпериной

Именно поэтому мы помещаем Символ веры перед самым главным таинством Церкви, перед евхаристией. Это — словесная икона, и мы как бы экзаменуем сами себя: а мы в том формате? Мы способны пройти сквозь это испытание? Сквозь эту проверку собственной идентичности? Насколько то, во что мы верим, к чему мы приступаем, резонирует и отражается в нашей собственной душе? Если да, то нам открыт доступ таинству евхаристии, если нет, то нам лучше уйти из храма вместе с теми оглашенными, которые в храм не могут войти для участия в этом таинстве – сердцевине церковной жизни.

Самый яркий пример – боязнь новых переводов Священного Писания

– Насколько сегодня актуален среди верующих этот вопрос – «чему учит Церковь»?

– Мне кажется, среди верующих этот вопрос гиперактуален. После общения со многими людьми, именно мирянами, у меня сложилось ощущение, что мы сегодня находимся в положении, которое отчасти напоминает ситуацию в Европе незадолго до Реформации. Тогда был кризис религиозной жизни, неудовлетворенность мирян теми ответами, которые предлагала людям иерархия, стремление верующих проникнуть в содержание и в смыслы, в то время как им рекомендовалось довольствоваться традицией и формами. Было бы ошибочно думать, что вся тема Реформации напрямую связана с резким упадком религиозности. Ничего подобного. Всякий кризис выводит на поверхность глубинные напряжения. Точно так же в истории Католической Церкви напряжения, которые копились веками, вылились в кризис, и он нашел свое разрешение в Реформации.

Можно в десятый раз перечитывать творения отцов-подвижников, пытаться натянуть их подходы на свою реальность, еще раз убеждаться в том, что это крайне сложно и снова в этом разочаровываться. А можно задаться вопросом: почему так происходит?

Сама мысль о том, что этот подход может быть недееспособен в нынешней ситуации или требует каких-то существенных корректив, вызывает у нас страх. Мы живем в очень большом пространстве сковывающего страха: что случится, если мы что-то тронем, чуть начнем шевелить – а оно все возьмет да и рухнет?

Самый яркий пример – наша боязнь делать новые переводы Священного Писания и богослужебных текстов, потому что по сей день у нас не разрешилась проблема старообрядческого раскола, и мы так и не поняли, что произошло и каким может быть антидот к подобным ситуациям. И если раньше, до раскола, поновления книг – «книжные справы» – были регулярными, и это считалось неотъемлемой частью развития языка как такового, то сейчас мы зафиксировали самих себя в утвержденных текстах синодального перевода и очень боимся сдвинуться куда-то направо или налево. Что говорить о наших богослужебных текстах, с которыми ситуация еще хуже?

Так вот, со стороны мирян, на мой взгляд, существует очень большой запрос на то, чтобы переходить из формы ритуального благочестия к сути христианской веры как таковой. Это и есть запрос перехода в осознанную веру, когда человек понимает, для чего это в Церкви, как это работает и какой плод, какой результат в его личной жизни это должно принести.

– Но многих людей как раз волнуют прикладные вопросы – что (не) есть в пост и так далее…

– Ресурсов, отвечающих на типичные бытовые вопросы, множество. Все то, что называется: «Спроси батюшку», «Ответы батюшки» и в подобном роде. Но мы же должны понимать, что это хорошо только как определенная точка входа в церковную жизнь. А дальше что? Думаю, что наша задача – не позволить людям застрять в этом состоянии «недовоцерковленности». Потому что религиозная жизнь – это не статика, а постоянная динамика, развитие. Человек, если не движется вверх, если ему не открываются новые горизонты, неизбежно деградирует.

Биография

Родился 20 августа 1971 года в Алма-Ате. Отец — профессор, доктор медицинских наук; мать — преподаватель, кандидат химических наук.

В 1988 году закончил с медалью школу № 2 города Кисловодска с углублённым изучением английского языка.

В 1990 году поступил в Московскую духовную семинарию (МДС), которую закончил в 1994 году, и в том же году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

В 1998 году окончил академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека».

15 марта 1997 года был рукоположён в сан диакона, а 21 сентября 1997 года — в сан пресвитера.

С 1998 года является преподавателем основного богословия в МДС.

С 1999 по 2002 год — преподаватель основного богословия в Сретенской духовной семинарии.

С 1999 по 2001 год — преподаватель основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

С 1999 по 2003 год — художественный консультант художественно-производственного предприятия Русской православной церкви «Софрино».

С 2001 по 2002 год — преподаватель истории русской религиозной мысли в МДА и МДС.

С 2003 года — секретарь учёного совета МДАиС.

18 октября 2005 года «за усердные труды на ниве духовного просвещения» архиепископом Верейским Евгением (Решентниковым) возведён в сан протоиерея.

С 2005 года — автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».

С 2005 года — доцент МДА.

В апреле 2007 года назначен главным редактором научного богословского портала «Богослов.Ru».

С августа 2009 года — руководитель совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов. Ru» «Мир. Человек. Слово».

27 июня 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия (комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, комиссия по вопросам богословия, комиссия по вопросам организации церковной миссии, комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ — секретарь комиссии). Член информационной группы Межсоборного присутствия.

С ноября 2009 года — член экспертного совета Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

С 9 июня 2010 по январь 2013 года — проректор по научно-богословской работе МДА. С 2010 по 2013 год был председателем научно-методического совета МДА.

С 2011 года — член объединённого экспертного совета фонда «Православная инициатива».

С 2011 года — член экспертного совета издательского совета Московской патриархии.

В апреле 2013 года указом патриарха Кирилла назначен настоятелем Пятницкого подворья при Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

С 2013 года является членом коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке.

С 2013 года — автор программ «Радио Вера» «Евангелие дня», «Частное мнение».

С 2014 года преподает курс «Современные вызовы христианской вере» на магистратуре МДА.

Решением учёного совета МДА от 27 декабря 2018 года назначен заведующим кафедрой богословия. 17 октября 2019 года в связи со сменой ректора согласно Уставу МДА переизбран заведующим кафедрой богословия.

В ноябре 2019 года назначен на должность первого проректора Сретенской духовной семинарии.

Владеет английским и новогреческим языками.

Отец четверых детей.

Чтобы при погружении в православную жизнь не сломать позвоночник

– Вы говорите именно об интеллектуальных поисках. Но вера не обязательно связана с ними.

– Но ничто не оправдывает наше бездействие, то, что мы не хотим рассказать о содержательной стороне нашей веры! Вера – это определенное расположение души человека, некая внутренняя ориентация человека по жизни. Есть люди, которые приходят к ней через осознанность, через интеллект, «от ума». Я думаю, на них, в первую очередь, и нацелен наш ресурс. А есть те, кто приходит к вере путем переживаний, болезней, скорбей, жизненных кризисов – они тоже найдут у нас немало интересного.

Я не стал бы противопоставлять веру знанию как таковому, потому что они дополняют друг друга. Как два крыла. Если у вас глубокое знание, но мало веры, вы далеко не улетите и можете впасть в состояние высокомерия. Если у вас сильная вера, но очень слабые знания, точно так же можете кружиться по кругу на одном крыле, удивляясь, почему вы не ощущаете духовного роста, развития, изменения качества ваших отношений с ближними, с самим собой, с Богом. Хороший полет будет, если одинаково хорошо работают два крыла.

– Что за проект вы запустили, кто его адресат?

Когда увидели, что есть запрос от людей, стремящихся получить общие, но при этом достаточно глубокие представления о том, что происходит в Церкви, чему Церковь учит – мы поняли, что надо создавать «Академию веры». Это просветительский проект, и его задача – предложить новый формат представления информации о богословии как таковом.

Презентация проекта «Академия веры». Фото: А. Ширяева / kursmpda.ru

Наша задача показать, что богословие – учение Церкви о жизни, о Боге, о человеке – может быть доступным и интересным. Мы учимся рассказывать о самом главном для нас таким языком, который был бы понятен современнику

Именно поэтому мы большое внимание в нашем проекте уделяем визуализации – это инфографика, интерактивные игры, различные тесты. Через представление информации в разных форматах, как мне кажется, мы можем дольше удержать внимание человека и с разных сторон помочь ему усвоить то, что окажется трудным для восприятия, если давать его прямолинейно

Поэтому наш адресат, во-первых, это человек думающий, способный к рефлексии, к размышлению, ему интересны не только сами по себе те или иные формы, но он прежде всего хотел бы пробраться сквозь эти формы к содержанию. Вторая характерная черта нашей аудитории, на мой взгляд – это порядочность, честность. Человек не должен испытывать неловкость от того, что он скажет: а вот это я не готов принять, или предложенный ответ меня не удовлетворяет. Третья черта нашего читателя – любопытство, любознательность.

Как-то неожиданно было после «Богослова.RU», где постоянно шли живые дискуссии, увидеть портал «Академия веры», академически-познавательный.

– Да, портал «Богослов», такой, каким мы его создавали 11 лет назад, был задуман нашей редакцией прежде всего как среда, внутри которой идет научная богословская жизнь. Поэтому он и требует регулярных обновлений, дискуссий, обратной связи. А проект «Академия веры» – это завершенный проект, к которому мы возвращаемся только в случае выявления каких-то ошибок.

Если человек, пришедший на портал «Академия веры», прошел все 40 блоков, получил разносторонние знания, почувствовал «вкус богомыслия» – наша задача выполнена. Дальше мы планируем развивать «Академию веры», фокусируясь на каких-то более узких вопросах, которые могут быть представлены в том же самом формате. В «Академии веры» – четыре уровня: грамматик, ритор, философ, богослов. В каждом из этих уровней 10 блоков, в каждом блоке – видео, инфографика, короткие тексты, тесты, интерактивные игры, интересные факты, которые мы назвали «удивляемся», и неоднозначные ситуации под рубрикой «недоумеваем».

Мы планируем дальше сохранить этот подход – легкость в подаче информации. Но теперь акцент будет делаться на подробной разработке одной узкой темы. Например, тема, связанная с пониманием богослужения. Вопрос, что такое христианское богослужение, внутри «Академии веры» мы разбираем в нескольких блоках. И затем можно двигаться дальше: раскрывать многообразие всей проблемы, начиная с самых простых внешних описательных форм и двигаясь дальше, вглубь.

Мы не противопоставляем «Академию веры» «Богослову». Это совершенно разные проекты с разными задачами, и мы намерены возродить портал «Богослов.RU» – но уже в обновленном виде. Поэтому и разместили объявление о том, как и куда можно перечислять пожертвования тех, кому наш портал интересен.

Разница в вере

Вера в успех, вера в счастье, вера в любовь, вера в деньги… Как только в этом ряду различных видов вер мы пытаемся поставить религиозную веру, мы замечаем, что она не очень туда вписывается. Датский мыслитель Сёрен Кьеркегор в преддверии ХХ века в одной из своих работ написал следующее: «Люди объезжают кругом весь свет, чтобы увидеть разные реки, горы, новые звезды, редких птиц, уродливых рыб, нелепые расы существ и воображают, будто видели нечто особенное. Меня это не занимает. Но знай я, где найти рыцаря веры, я бы пешком пошел за ним — хоть на край света».

Фото Анны Гальпериной

Сегодня достаточно распространен взгляд, что на самом деле людей неверующих не существует. Существует только вера религиозная или вера нерелигиозная. Невозможно привести неопровержимые доказательства, что Бог есть, точно так же не существует никаких доказательств того, что Бога нет. Соответственно, и позиция атеизма, и позиция человека верующего является одинаково шаткой.

Что такое вера?

Если мы спросим об этом философа Владимира Сергеевича Соловьева, он нам скажет следующее: «Вера – это признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств».

Основания веры лежат глубже мышления и знаний, по отношению к ним вера является фактом первоначальным и поэтому гораздо сильнее их самих.

Взгляды

В апреле 2019 года в интервью журналисту и блогеру Кате Капрановой заявил, что «корпус канонического права, в котором много места посвящено вопросам семьи, брака, пола, сегодня трещит по швам» и не может быть успешно приложен к реалиям современной жизни. Кроме того, священник в интервью высказался за возможность вступления клириков во второй брак.

Выступает за всестороннее реформирование церковной жизни, в первую очередь, тех её элементов, которые относятся к области традиции и не имеют для современного человека смысла. При этом протоиерей призывает к обдуманному подходу к наболевшим вопросам, приводя в пример неудачный опыт попытки обновления церковной жизни в первой половине XX века.

Подвергает критике практику современной исповеди, говоря об обесценивании понятия покаяния до произнесения списка грехов священнику, или просто «выворачиванию» души наизнанку и совету священника, что, по его мнению, противоречит сущности покаяния как капитальной реконструкции человеческой души.

пресса

С — автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед».

Главный редактор органа Церковной реформы — портала «Богослов.Ru» (с августа по 2018 год). С августа — руководитель совместного образовательного интернет-проекта «Радио России» и портала «Богослов.Ru» «Мир. Человек. Слово».

С 2017 года руководит интернет-проектом «Академия веры».

Постоянный автор сайта «Православие и мир». Автор радиостанции «Вера», ведущий программы «Евангелие воскресных и праздничных дней».

Главный редактор издательства «Среда».

Сочинения о. Павла Великанова публикуются в издательстве «Даръ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector