Православные святые

Можно ли стать святым?

Можно. Как? Нужно образовывать себя, расширять свои знания. Нам оставлено удивительное наследие — жития святых, в которых описаны подробности различных условий достижения святости. Если все их проанализировать, то смирение и послушание превышают многие внешние проявления святости. Мне кажется, что духовное возрастание должно быть гармоничным, иначе с человеком произойдёт какой-то духовный срыв. Это как сбалансированное питание: нужно потреблять белки, жиры и углеводы в достаточном количестве. Можно потреблять много витаминов и получить передозировку. Можно не есть их — и заработать авитаминоз. Так и в духовной жизни.

Если продолжать медицинские аналогии, что человеку верующему надо найти своё рабочее давление. Например, нормальным считается давление 120/80, я же себя с таким плохо чувствую, у меня рабочее давление гораздо выше. А вот моих родственников с таким давлением, как у меня, в больницу забирают. Так же и в духовной жизни: у одного рабочая норма — утреннее правило, у другого — Иисусова молитва, у третьего — правило Серафима Саровского. Главное — чтобы люди чувствовали Христа, жили с Ним. Почему мы считаем, что человек, измождённый постом, нашёл Христа, а весёлый и радостный — нет? Внешность может быть очень обманчивой. Если поставить рядом святого царя Николая, который, как известно, курил, и Василия Блаженного, люди однозначно скажут, что человек в светской одежде, с папиросой в руке не может быть святым. Но они оба святые! Человек может не быть праведным в глазах окружающих его людей, но в глазах Бога он свят. Путь святости всегда индивидуален. Не надо поддаваться стереотипам, потому что они нередко ошибочны.

Главное — не искать себе кумиров. Недавно наместник Валаамского монастыря обратился к людям по поводу трагедии на Урале — потому что это трагедия, ведь неизвестно, сколько людей там духовно пострадало. Так вот он сказал: нет сейчас таких духовных авторитетов, каких мы хотели бы. Мы ищем, но их нет. Я думаю: может быть, нам и не нужно, раз нет? Может, нам это на нынешнем этапе жизни повредит? Есть ведь у нас Христос, есть Священное Писание, есть труды святых отцов — там и нужно искать истину. От нас ведь для спасения не требуется каких-то особенных духовных трудов. Терпи скорби, болезни, не осуждай ближнего. Всё просто.

Людям сложно брать ответственность за свою жизнь. Им хочется переложить её на духовного руководителя, и постепенно они привыкают, что за них всё решает другой человек. Они выискивают у священников приметы святости, верят в их избранность — чем очень вредят и себе, и священнослужителям. Поэтому хотелось бы, чтобы мы понимали: всё необходимое для духовной жизни у нас есть. Более того: у нас есть всё для того, чтобы стать святыми. Надо только научиться любить.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Средние века — с 5 по 15 века.

  • Тевдриг , 6 в.
  • Сигизмунд Бургундский , 524 г.
  • Эдвин Нортумбрийский , 633 в битве при Хэтфилде Чейз
  • Освальд Нортумбрийский , 642 года в битве при Мазерфилде
  • Projectus Клермонский , 676
  • Варин из Пуатье , 677 г.
  • Дагоберт II франков , 676 г.
  • Килиан , Колман и Тотнан , 689
  • Fructus, Valentine и Engratia из Сеговии , ок. 715
  • Феофрид Оранский , 728 / -32 по сарацинам
  • Поркарий из Леринского , ок. 732 Сарацинов
  • Бонифаций , 754 г.
  • Этельберт II Восточной Англии , 794 г.
  • Мученики Ионы , 806 год от викингов
  • Гохард Нантский , 843 г. норманнами
  • Родерик , Евлогий , Перфект , Лаура , Флора и Мария , Аврелий и Наталия , Нунило и Алодия и другие мученики Кордовы , 850-59 гг.
  • Бертарий из Монте-Кассино , 883 год сарацинов
  • Эдмунд из Восточной Англии , 869 г.
  • Людмила Богемская , 921 г.
  • Виборада св. Галла , 921 г. мадьярами
  • Вацлав I, герцог Богемии , 935 г.
  • Король Эдуард Мученик , 979 г.
  • Адальберт Пражский , 997 год от старых пруссаков
  • Бруно Кверфуртский , 1009 г.
  • Йован Владимир , 1014
  • Олаф II из Норвегии , 1030 г. в битве при Стиклестаде
  • Герард Чанадский , 1046 г.
  • Станислав Щепановский , 1079 г.
  • Канут IV Дании , 1086 г.
  • Уильям Норвичский , 1144 г. (культ подавлен)
  • Эрик IX из Швеции , 1161 г.
  • Томас Бекет , 1170 г. — Самый известный мученик средневековья.
  • Берард из Карбио и его товарищи, 1220 г.
  • Серапион Алжирский , 1240 г.
  • Бузад Хаот , 1241 г.
  • Петр Веронский , 1252 год катарами — канонизирован через 11 месяцев после его смерти; самый быстрый в истории.
  • Сандомирских мучеников , 1260 г.
  • Антонио Павони , 1374 год от вальденсов
  • Царь Лазарь , 1389 г.
  • Николай Тавелич , 1391 г.
  • Иоанн Непомуцкий , 1393 г.
  • Ян Гус (1415 г.) и Иероним Пражский (1416 г.) — казнены за ересь Римско-католическим советом Констанца.
  • Жанна д’Арк , 1431 г. — казнена за ересь английским римско-католическим трибуналом; реабилитирован французской инквизицией в 1456 г.

Чудесное спасение из плена великомучеником

Святой великомученик Георгий Победоносец всегда считался покровителем православного воинства и особо почитался военнослужащими.

Святой родился во II веке, в Каппадокии (Малая Азия), в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте, а мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

В юности он поступил на службу в римское войско, где проявил себя мужественным воином и был замечен и приближен императором Диоклитианом.

Император-язычник особенно ненавидел христиан и устроил на них гонения. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов, явился в Сенат и исповедовал себя христианином.

Разгневанный Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика колесовали, засыпали в яме негашёной известью, обували в железные сапоги с гвоздями, били воловьими жилами и подвергали другим пыткам, но святой Георгий каждый раз чудесным образом оказывался исцелён Богом.

Наконец, 23 апреля 303 года святого великомученика Георгия усекли мечом. Но и после смерти его чудеса и подвиги не прекратились, а только усилились. Так, однажды в некоей местности он спас от смерти знатную девицу, убив копьём змия — ужасное чудовище, которому местные жители приносили человеческие жертвы. Этот подвиг изображают на русских копейках и в гербе Москвы.

Но чудеса святого Георгия продолжаются и поныне. Одно из них произошло в начале XX  столетия во время Первой мировой войны, о чём свидетельствовал Георгий Кокцидис из города Драма:

«Мой отец Анастасий Кокцидис родился в 1884 в понтийском селении Язлакиой, располагавшемся в 35 километрах от Амисо (Сампсунты). У него было семеро детей.

В 1914 году была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Русско-турецкой войны.Отец не захотел сражаться за турок против России и вместе с семьёй ушёл в горы. До 1922 года он оставался в партизанском отряде капитана Христоса Авраамидиса.

В Грецию он бежать не успел, был пойман турецкими властями и помещён в одиночную камеру. Он находился в постоянном страхе. Однажды вдруг что-то сверкнуло как молния и послышался какой-то шум.

«Вперёд!» — это были первые слова, которые услышал отец, проснувшись. Перед ним стоял Георгий Победоносец — святой, которого он особо почитал.Отец увидел, что путь перед ним открыт. Так он вышел из лагеря. Вокруг стояла полная тишина. Быстрым шагом отец уже на рассвете достиг населённой местности. Сориентировался и смог найти свою семью.

Папа часто рассказывал о своём спасении и всегда подчёркивал, что всё произошло не во сне, а наяву».

Святые чудотворцы Православной Церкви

Прославляя праведников, Церковь в своих молебельных песнопения воздаем им различные величания, которые даются по образу их земного жития, сану, званию, каким-либо свершенным подвигам и наконец, роду их жизненного исхода, почему в Православном календаре, а также в богослужебных писаниях святые Русской Православной Церкви проходят разделение на чины и сонмы, а именно:

  • Пророками именуются святые Ветхозаветного писания, которые были избраны Всевышним для подготовки христианского народа к принятию Господа Бога и те, которые были наделены даром предвидения будущего.
  • Апостолы – это лучшие последователи Царя Небесного, одни из которых относятся к числу 12 приближенных, а остальные к числу 70 его воспитанников.
  • Праотцы – это благочестивые мужи Ветхого Завета, которые по плоти являлись предками Спасителя Нашего.
  • Преподобные (жены и мужья) – праведники из монашеского (иноческого) сана.
  • Великомучениками или же мучениками называют тех богоугодников что приняли смерть Мученическую за свою веру в Спасителя. Те, что были замучены будучи в чине священнослужителя или епископа, называют священномучениками, а постигшие в монашестве (иночестве) страданья – преподобномучениками.
  • Блаженные – благочестивые, которые по Божьему сказанью были безумными Христа ради и путниками, не обладавшими постоянным пристанищем. Такие люди за свою покорность получили Божью милость.
  • Просветители и равноапостольные называются праведники, которые по прошествии апостольских времен своими наставлениями привели народы и даже целые государства к Всевышнему.
  • Праведными и бессребренниками именуются богоугодники, которые живя мирской жизнью и не снимая с себя как общественных, так и семейных обязательств ублажили Царя Небесного.
  • Страстотерпцы и исповедники – благочестивые, претерпевшие за свое верование в Спасителя муки, гонения и заточение, однако постигшие смерть свою в миру.

Лучшая статья для Вас, переходите: Ладанка, что это, как носить и что она даёт?

Святые дохристианской эпохи

Две последующие категории святых – пророки и праотцы, о которых уже говорилось в этой статье, пришли к нам из ветхозаветных времён. К первым относятся избранники, на которых Господь возложил особую миссию открывать людям Свою волю, или, иными словами, пророчествовать. В Православной Церкви установлен определённый порядок их почитания, и несколько дней в году (главным образом в декабре) посвящаются памяти каждого из них.

Ветхий Завет включает в себя несколько книг пророков, особая ценность которых состоит в том, что в них содержится предсказание о неизбежном явлении в мир Мессии, посланного для избавления людей от проклятия первородного греха. Значение этих святых столь велико, что одного из них – пророка Исайю, жившего в VIII веке до Рождества Христова, принято даже именовать «пятым евангелистом».

К праотцам относятся жившие в ветхозаветные времена благочестивые патриархи, а также именуемые богоотцами родители Пресвятой Девы Марии – праведные Иоаким и Анна. Их святость – это результат деяний, способствовавших приходу в мир Мессии, принесшего людям спасение от вечной смерти.

Н

  • Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского — святитель Димитрий Ростовский
  • Жизнь и деяния святого отца нашего Николая — Симеон Метафраст
  • Новый опыт составления жития святителя Николая — Александр Бугаевский
  • Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование — Александр Бугаевский
  • Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец — Православие.Ru
  • Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар) — Православие.Ru
  • Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского — Сергей Вячеславович Перевезенцев
  • Святитель Николай. Житие в стихах для детей — Фотиния Марченко
  • Святитель Николай Японский (одно из полных житий святителя) — Александр Чех
  • Равноапостольный Николай архиепископ Японский — полное жизнеописание — Михаил Карпов
  • Не было столь уважаемого в Японии человека, кроме императора — архимандрит Георгий Тертышников
  • Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (краткое житие) — Православие.Ru
  • «Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися… о всем мире» — Галина Бесстремянная
  • Святитель Николай Японский. Штрихи к психологическому портрету — Владимир Трухин
  • Святитель Николай Японский как миссионер — Владимир Трухин
  • Основатель Православной культуры Японии — Николай Садовский
  • Миссия в Стране Восходящего Солнца — Анастасия Верина
  • Православие в Японии: аромат истории — Элеонора Саблина
  • Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) — святитель Николай Японский
  • «Уготови душу твою во искушение» — святитель Николай Японский
  • Жизнеописание святителя Николая Сербского Велимировича, епископа Охридского и Жичского — иеромонах Игнатий Шестаков
  • Благоверный царь Николай Александрович и его семья — Московские епархиальные ведомости
  • Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II — Юлия Комлева
  • Кто убил Государя? — диакон Владимир Василик
  • Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным. Ответы православного англичанина на недоуменные вопросы о святом императоре Николае II — протоиерей Андрей Филипс
  • Равноапостольная Нина. «Умей нести свой крест и веруй…» — Валерия Ефанова
  • Житие равноапостольной Нины, просветительницы Грузии — Храм Воскресения Христова
  • Равноапостольная Нина, Грузию в христианство обратившая — Православие и мир
  • Сад Святой Нины — Михаил Сабинин
  • Каким был настоящий Ной? — диакон Георгий Максимов

Православие в СССР и современности

Как таковым большевицким режимом православная церковь и как таковое богослужение считалось идеологическим враждебным институтом, которому была объявлена самая настоящая война. Более того, церковь считалась внутренним противником, создающим еще один очаг революции. Именно поэтому-то режим и боролся с церковью всеми возможными способами.

Аж до 1939 года правительством (режимом) ставились цели по полному уничтожению религиозной деятельности, из-за чего к 39-ому году и было уничтожено большинство деятелей, так или иначе связанных с православием и церковью. Только к 43-ему году церковь начала восстанавливаться, и более того, было даже дозволено выбирать Патриархов.

В современности же, когда наступила эпоха толерантности, к православию относятся точно также, как и к любой другой религии. При этом православие распространено не только на территории стран, некогда входивших в состав Руси, а позже и СССР, но также и далеко за границами Европы. В связи с этим распространились по миру и православные христианские имена, часть из которых даже была отнесена одновременно и к католической вере.

Юродивые

«Юродивый — это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей, — такое определение предлагает Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Иногда их называли блаженными. В современном употреблении некоторых терминов, связанных с этим ликом святости, существует неясность. Часто мы именуем “блаженными” подвижников, не имевших опыта обличения мира. Почему? Во многом это результат католического влияния. Для Католической Церкви блаженный — это низший ранг святости. С этим и связано то, что в нашей Церкви блаженными иногда называются подвижники, чей подвиг принадлежит к нетипичному, “периферийному” типу. На Востоке термин “блаженный”, то есть “макариос”, традиционно употреблялся как полный синоним слова “святой”. Но в первые века большинство святых были или мучениками, или апостолами.

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Со временем количество “типов” выросло: с четвертого века появились святые (блаженные) монахи — “преподобные”, святые епископы — “святители”. И в это время термин “блаженный” начинает прилагаться к каким-то необычным типам святости, как, например, юродство. Блаженными называются и “Божии люди”, которые ведут похожую с юродивыми жизнь, но чей подвиг не вполне равен подвигу юродивого».

Подвиг юродивого, в отличие от «Божьего человека», имеет яркую социальную направленность. «Он не просто скрывает от мира свои дарования (как Алексий Человек Божий, чье византийское житие широко известно), но притворяется безумным, “буйным” — отсюда и греческий термин “салос”, которым называют юродивых (по древнеславянски — уродивый или урод). Этот термин происходит от глагола “салеуо” — “колебаться, качаться”. “Салос” — человек помешанный, человек, который ведет себя неадекватно, — продолжает Андрей Виноградов. — По средствам мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах, пытается его наставить на путь исправления. Юродство внутренне связанно с подвигом “человека Божия”, типологически это близкие лики святых, и отличает их только элемент обличения, направленность подвига юродивого вовне».

Ефрем Новоторжский

Основатель Борисоглебского мужского монастыря Ефрем был бы не особенно примечательным, мало ли было основателей монастырей и храмов. Однако у него была одна интересная привычка. Он всю свою жизнь носил с собой разлагающуюся отрубленную голову своего брата.

Ефрем Новоторжский

Ефрем родился в Венгрии в конце X века. У него был младший брат Георгий, с которым они в начале XI века переселились на Русь. Там парни стали служить князю Борису. В 1015 году на Бориса напали, и Георгий, защищая князя, был обезглавлен. Грустный Ефрем пошёл после по полю брани и нашёл эту самую голову. Он её подобрал, принёс домой, помыл, причесал. И стал относиться к ней, как к живой. Иногда он знакомил с ней своих живых друзей.

Гниющая человеческая голова — это чрезвычайно вонючая вещь, она будет источать убийственный запах на протяжении десятилетий, если её не забальзамировать. А тогда, конечно, ещё не бальзамировали. Так и носил Ефрем эти смердящие останки с собой до конца жизни на протяжении 38 лет.

Эпоха Реформации — 16 век.

Офорт Дирка Виллемса из книги «Зеркало мучеников» .

«Смерть Кранмера » из Книги мучеников Фокса 1887 года

  • Ян ван Эссен и Хендрик Вос , 1523 г., сожжены на костре, ранние лютеранские мученики
  • Ян де Баккер , 1525 год, сожжен на костре
  • Феликс Манц , 1527 г.
  • Патрик Гамильтон , 1528 г., сожжен на костре, ранний лютеранский мученик
  • Джордж Блаурок , 1529 г.
  • Святой Томас Мор , 1535 г., казнен
  • Святой Иоанн Фишер , 1535 г.
  • Уильям Тиндейл , 1535 г.
  • Картезианские мученики , 1535–1537 гг.
  • Святой Артур Гластонберийский, 1539 г.
  • Маргарет Поул , 1541 г.
  • Хуан де Падилья , испанский миссионер в Нью-Мексико , 1542 г.
  • Маннарские католические мученики (1544 г.)
  • Энн Аскью , 1546 г.
  • Джордж Уишарт , 1546 г.
  • Луис де Рак , испанский миссионер во Флориде , 1549 г.
  • Леди Джейн Грей , 1554 г.
  • Хью Латимер , 1555 г.
  • Николас Ридли , 1555 г.
  • Роуленд Тейлор , 1555 г.
  • Джон Хупер , 1555 г.
  • Джон Роджерс , 1555 г.
  • Уильям Хантер , 1555 г.
  • Лоуренс Сондерс , 1555 г.
  • Томас Кранмер , 1556 г.
  • Дирк Виллемс , 1569 г.
  • Горкумские мученики , 1572 г., в том числе Николай Пик и Иоанн Кельнский
  • Святой Эдмунд Кэмпион , 1581 г.
  • Маргарет Болл , 1584 г.
  • На Сорок мучеников Англии и Уэльсе , различные даты

В поиске Христа, а не чудес

Важно понимать, что, почитая святых, их образы и мощи, мы прежде всего почитаем в них действие благодати Божией, и Христа, как её подателя. Все упования наши должны быть обращены к Богу, и ни в коем случае нельзя путать суетную жажду чуда от какого-то конкретного «ковчежца с мощами» с подлинным желанием приобщиться благодати, которая везде, у любой святыни, одна и та же

Ведь как говорил Христос в Евангелии: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Не нужно делать из святых «домашних божков», заслоняя ими образ Христа. Ведь эти люди, как правило, сами всю свою жизнь положили на то, чтобы найти Бога и исполнить заповеданное Им. Именно в этом (как и в прочих наших нуждах) они могут оказать и нам свою молитвенную помощь, обращаясь вместе с нами ко Христу, который в Евангелии назвал всех, исполняющих завет Его Своими друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Можно ли молиться святым?

В свете всего этого и проясняется вопрос, который иногда смущает неправославных христиан: можно ли молиться святым? Могут ли святые подавать помощь? Нет ли в этом покушения на ясно провозглашенную апостолами уникальность Христа как единственного посредника между Богом и человеками (см. 1 Тим 2:5)? Опасения, которые в этом отношении высказывают протестанты, восходят к временам, когда средневековая католическая практика почитания святых переживала серьезные искажения и в самом деле могла порождать подобные вопросы. Недоумения может вызвать и то, как к почитанию святых относятся порою в нашем православном мире. Обвинения некоторых людей со стороны отчасти справедливы, ведь в сознании некоторых сонм святых действительно иногда подменяет собой разнообразных языческих богов, и к православным святым люди начинают относиться как к божествам прошлого: пытаясь заключать с ними какие-то договоры, выпрашивать что-то у них, пробуя ублажить их земными подношениями.

Такой «народный» культ жив до сих пор, и он в свое время стал одной из причин, породивших на Западе острый протест верующих христиан, что в результате привело к такому неоднозначному явлению, как Реформация. Как бы мы сегодня ни относились к тем событиям, их причина довольно проста — для христианина уравнивать Христа с любым другим «божеством» или реально жившим человеком (пусть даже человеком невероятной святости) действительно невозможно. И уж совсем немыслимо, когда люди, которые относят себя к Церкви Христовой, служащей Христу как единому Богу, пытаются «отодвинуть» Его, ставя на первое место в своих молитвах кого-то другого.

Преподобный Антоний Великий

Однако не стоит объединять подобную языческую практику с пониманием молитвы к святым, существующем в Церкви. В самом деле, даже в тех христианских общинах, где не принято почитать святых, принято обращаться друг к другу с просьбой о молитве, то есть человек может поделиться своими затруднениями с собратьями и попросить: «Молитесь обо мне». Подрывает ли эта общепринятая практика веру в уникальность Христа как единственного посредника? Очевидно, что нет — ведь люди собираются молиться не кому иному, как Христу.

Чем отличается от этого просьба православного христианина: «Все святые, молите Бога о мне, грешном»? А ведь именно в такой формулировке он обращается к святым. Не «дайте, пожалуйста, мне», а «помогите мне своими молитвами, попросите вместе со мною Бога», потому что сам по себе святой не может дать ничего.

Единственность Христа здесь под вопрос не ставится. Если можно просить о молитве наших товарищей по земному странствованию, то таким же образом можно умолять и тех, кто уже вышел из тела и водворился у Господа. Если Христос действительно победил смерть (а это несомненно так!), то смерть не разрушает единства Его Церкви.

Но продолжают ли спасенные беспокоиться о земных делах? Есть ли им дело до наших затруднений? Давайте подумаем — у наших ближних, братьев и сестер по вере, хватает любви и заботы, чтобы молиться о нас, и мы уверенно на это рассчитываем. Когда они водворятся у Господа, иссякнет ли эта любовь? Уменьшится она или, напротив, возрастет, когда они окажутся лицом к лицу с Источником всякой любви? Если благочестивый епископ во время своей земной жизни показывал образец заботы о своей пастве, забудет ли он о ней, оказавшись на небесах? Если подвижница милосердия посвятила свою жизнь утешению скорбящих и помощи страждущим, оставит ли она свои добрые дела, переселившись к Господу? Пути, которыми святые будут подавать нам свою помощь, могут измениться, но их стремление помочь нам — никогда.

Уверенность в молитвенном общении со святыми, более того, сам опыт такого общения уже в ранней Церкви привел к возникновению практики почитания святых. Как говорит апостол Павел: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр 13:7). К очень ранним временам восходит и почитание Матери Божией, о котором Она сама пророчествовала: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лук 1:48).

Воскрешение мёртвого младенца в утробе матери

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Суре Архангельской губернии и с детства отличался особым благочестием.

В 1851 году Иоанн Сергиев окончил с отличием семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию, закончив которую, женился и принял священнический сан. При этом, они с супругой решили добровольно возложить на себя обет девства и все свои совместные силы посвятить служению Богу и помощи ближним.

Святой праведный Иоанн служил священником Андреевского морского собора в городе Кронштадте и его паствой в основном являлись моряки и весьма небогатые местные жители, среди которых от бедности процветали пороки: проституция, пьянство, воровство и т.п.

Святой создал для местных жителей школы и работные дома, в которых они могли бы трудиться и зарабатывать себе на пропитание честным трудом. Он постоянно молился и помогал нуждающимся, зачастую раздавая им даже собственные одежду и обувь и приходя домой босяком.

За праведную жизнь Господь благословил своего праведника даром исцеления и совершения чудес. Однажды отец Иоанн воскресил малыша, умершего в утробе матери:

Жена некоего чинoвникa Елизавета должна была родить, но доктора обнаружили, что младенец умер во чреве — сердце его не билось, a сама женщина с каждым часом чувствовала себя всё хуже. Былo решено делать кecapeвo сечение. Ждали отца Иоанна, он приехал, выставил всех прочь и начал молиться у её постели.

По свидетельству домашних, внезапно дверь распахнулась, и отец Иоанн крикнул: «Господь Бог соблаговолил сотворить чудо! Он соблаговолил воскресить мёртвое дитя вoчреве! Лизa родит сына!..»

Приехавшие на операцию медики были поражены. Oни знали, что ребёнок был мёртв, a y женщины уже началось заражение крови, и что её шансы выжить даже в случае успешной операции были мизерными. Через сутки женщина родила здорового мальчика.

Так же можно прочитать первую часть: ТОП-10 Чудесных историй из жизни святых (Часть первая)

Медведь, кормившийся с руки Пламенного

Особо почитаемый в России преподобный Серафим Саровский долго жил в уединении, местом которого избрал приволжские леса.

С детства благочестивый отрок Прохор был отмечен особым покровительством Пресвятой Богородицы, сохранившей ему жизнь при падении со строящейся колокольни. Прохор всегда очень любил молитву и стремился к монашеской жизни. В юности он поступил в Саровский мужской монастырь и принял священнический сан.

Через некоторое время святой решил стать отшельником и ушёл в леса. Около трех с половиной лет преподобный отец Серафим питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его кельи. Тысячу дней и тысячу ночей он провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Рассказывают, что старца в его уединении посещали птицы и дикие звери.

Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об отшельниках, живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.

Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Отец Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.

«Вот послал мне Господь зверя в утешение!», — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.

Однажды это увидела одна из монахинь, пришедшая к старцу за советом и была поражена чудом. А он сказал ей: «Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (как он смиренно себя называл) медведь служит».

Православные святые и лики святости

Ликами святости называются различные категории, на которые в Православии разделяют святых при их канонизации. Принадлежность святых к разным ликам не означает, что одни из них «святее», авторитетнее других. Святость, то есть близость Богу, у всех одна. Митрополит Иларион (Алфеев) в лекции «Лики святости» указывает, что отнесением к определённому лику отмечается время жизни и сан святого, суть его духовного подвига. Зная особенности жизни святых и изучая их опыт спасения, христиане воодушевляются для подражания Божьим угодникам и молитвенного общения с ними. Также различным ликам святых пишутся особые праздничные службы.

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики –  мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector