«повелитель мух» — краткое содержание романа уильяма голдинга

Отсроченный фурор

«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.

Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».

Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.

Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.

Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».

Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних

В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».

Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.

Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.

Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.

После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.

В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.

Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)

Глава первая: Морской рог

Время действия не уточняется. Во время войны детей эвакуируют на самолёте. В результате случившейся авиакатастрофы, мальчишки самых разных возрастов оказываются на необитаемом острове. Из джунглей выходят на берег моря два мальчика. Один из них светловолосый, другой — толстый в очках. Мальчики знакомятся и разговаривают о катастрофе. Толстый мальчик в очках — его в школе дразнили Хрюшей — пытается сообразить, где взрослые. Светловолосый мальчик — Ральф двенадцати лет — полагает, что на острове они одни, и никаких взрослых с ними нет.

Хрюша рассказывает о себе: он носит очки с раннего детства (трёх лет) и у него астма. Ральф находит розовую гранитную площадку, а за ней замечает красивую бухту. Светловолосый парнишка плавает, Хрюша — нет. Отец Ральфа — капитан, имеющий второй ранг, у толстого мальчика нет отца, его вырастила тётка — хозяйка собственной кондитерской. Светловолосый мальчик верит в то, что отец их спасёт, а Хрюша во время полёта на самолёте слышал разговор пилотов, в котором те сказали о ядерном взрыве. Толстый мальчик считает, что все погибли, и только им удалось уцелеть.

Ральф находит на дне моря большую раковину кремового цвета. Хрюша предлагает использовать её в качестве рога, чтобы созвать всех уцелевших ребят. На громкий зов светловолосого мальчишки первым из леса выходит шестилетний Джонни, а после него и остальные ребята самых разных возрастов. Предпоследними из джунглей показываются близнецы Эрик и Сэм, после которых появляется стройный отряд хористов, одетых по форме и в чёрные шапочки. Отряд возглавляет Джек Меридью, который очень разочарован отсутствием на острове взрослых.

Собравшиеся мальчики общаются друг с другом, знакомятся. Проводится собрание, в результате которого ребята выбирают «главного» между Ральфом и Джеком. Большинством голосов выбран Ральф. Джек раздосадован. Новый «главный» предлагает Джеку возглавить отряд хористов, которые станут охотниками.

Ральф, Джек и мальчик, который постоянно падает в обморок (Саймон) идут на разведку. Ребята поднимаются на вершину горы и убеждаются в том, что они действительно находятся на безлюдном острове. Ральф счастлив, он считает остров своим.

На обратном пути ребята натыкаются на запутавшуюся в лианах свинью. Джек заносит нож для удара, но не может сделать его. Свинья убегает. Джек даёт себе слово, что в следующий раз не струсит.

Детский иммунитет

Чтобы «выпасть» из цивилизации, человеку совсем не обязательно попадать на необитаемый остров. Часто вполне достаточно оказаться в определенной компании в соответствующих условиях. «Порою мы попадаем в карман, в тупик мира — в училище, в полк, в контору, где нравы очень дурны, — писал Льюис в трактате «Страдание». — Одни вещи здесь считают обычными («все так делают»), другие — глупым донкихотством».

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Привычные добродетели высмеиваются, а скверные поступки возводятся в ранг общепринятых. Чтобы «вынырнуть» из такого «кармана», нужно суметь перевести свой взгляд из горизонтали в вертикаль — только тогда сиюминутные приоритеты и выгоды потеряют свою значимость. Для этого даже взрослому человеку требуется много осознанных усилий — что говорить о детях…

Мы по привычке приписываем им ангельские черты, но забываем, что подверженность влиянию извне у них в разы сильнее, а опыта живого общения с Богом практически нет. Хрупкость их внутреннего мира поражает. Каждому родителю хоть раз случалось испытывать ужас от ощущения собственной беспомощности перед вызовами и безднами, которые предстоит пройти его ребенку. «Как ни печально, — продолжает Льюис, — все мы видим, что лишь нежизненные добродетели в силах спасти наш род (…) когда мы действительно в опасности, сама наша жизнь зависит от того, насколько мы этому следуем».

Помните Робинзона Крузо? Его мир прост и понятен. Добро со злом имеют свои реальные примеры в окружающей действительности и еще не перемешались между собой. Чудак-Робинзон не одичал, не сошел с ума, не завыл от ужаса на необитаемом острове только потому, что непоколебимо верил в Бога и ежедневно общался с Ним в молитвах. Забытый среди бесконечного мирового океана, он сумел поднять голову и посмотреть в небо исключительно благодаря тому, что умел это делать и в своем родном спокойном Йорке.

Пожалуй, «Повелитель мух» — история не только и не столько о детях, сколько о мире, который создали взрослые. Мире, лишенном любви и милосердия. Мире, который, как в зеркале, отражается в сердцах детей. Мире, который по своему существу есть война.

Пелевин в рассказе «Затворник и Шестипалый» одному из героев дарит очень ценную мысль: «Все, что ты делаешь, — говорит он, — ты делаешь только из-за любви. Иначе ты просто сидел бы на земле и выл от ужаса. Или отвращения». Только любовь — та, которая «не ищет своего» и «не мыслит зла» — способна выработать иммунитет от погрязания в пучине одичания и отчаянья. Можно ли воспитать любовь? Можно ли научить чувству? И да, и нет одновременно. Научить есть шанс только тому, что уже есть в тебе. И если вокруг все погрязло в ненависти и вражде (напомню, действие «Повелителя мух» разворачивается во время третьей мировой войны), первыми страдают именно дети.

Есть ли шанс, что в детские души, искалеченные опытом жестокости, снизойдет мир, которого нет в мире? Для Голдинга ответ на этот вопрос не очевиден. Не случайно к ребятам на помощь пришло не гражданское судно и священник, а военный крейсер и вооруженный офицер, который, услышав про два смертоубийства, только присвистнул.

Кадр из фильма «Повелитель мух» (1990)

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.

Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Как все начиналось

Из-под пера этого гения в общей сложности вышли 12 произведений, однако славу и уважение ему принесло именно дебютное детище. Роман «Повелитель мух», анализ которого сложен и многогранен, не задумывался изначально таким, каким ему суждено было стать. Принимаясь за написание своего бессмертного произведения, лауреат Нобелевской премии задумывал всего-навсего ироническую пародию на давно приевшуюся и описанную со всех сторон тему получившей мировое признание робинзонады. В частности, обличительное начало произведения было направлено на развенчание оптимистических идеалов, описанных в романе Р.М. Баллантайна «Коралловый остров». Получилось же в итоге совершенно иное.

О том, что это совершенно особенное, неповторимое литературное произведение, говорит даже его краткое содержание – «Повелитель мух» превзошел абсолютно все ожидания и снискал такую славу, о которой многие авторы только могут мечтать. По сути, Уильям Голдинг в некотором смысле повторил судьбу Сервантеса, мыслившего своего «Дон Кихота» как искрометную пародию на рыцарские романы. Произведение не только превзошло пародируемый, изобличаемый предмет, но и стало настоящим открытием в области литературы.

Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица

  • Ребята понемногу начинают привыкать к самостоятельной жизни на острове. Малыш Персиваль несколько дней прячется в импровизированном шалаше, после чего он утратил интерес к играм и начал плакать.
  • Отряд Джека поддерживает огонь, дающий столб дыма. Малыши играются на берегу, строя песчаные замки. Они держатся отдельно от взрослых мальчиков.
  • Джек в джунглях находит глину и рисует кровожадную рожицу. Хрюша выдвигает идею соорудить песочные часы.
  • Внезапно ребята замечают проходящий мимо корабль, однако, дыма от костра почти нет, из-за чего судно проплывает мимо. Ральф поднимается на гору и видит всеми брошеный костёр. Джек в это время убивает первую свинью. Светловолосый «главный» сердится на предводителя хора. Сам охотник понимает, что злость мальчика неспроста, однако, ему очень обидно из-за всеобщего равнодушия к его «подвигу» (убийству свиньи).
  • Между ребятами затевается серьёзная ссора. Хрюша поддерживает своего друга, за что получает удар кулаком в живот. Джек разбивает его очки от бессильной злобы.
  • Ральфу кое-как удаётся восстановить спокойствие и мир, утвердив свою позицию главного.

Подробный пересказ Повелитель мух Голдинга

Самолет, эвакуировавший детей во время войны, терпит крушение на необитаемом острове. Все взрослые погибают, в живых остается только группа детей от трех до четырнадцати лет, которые разбросаны по всему острову. Сначала встречаются двое мальчишек, Ральф и Хрюша. Хрюша — близорукий астматик в уродливых очках. Он получил свое прозвище в школе из-за лишнего веса, однако умен не по годам. С помощью раковины, найденной на берегу, они созывают остальных детей.

Появляется Джек — предводитель отряда хористов и потенциальный лидер: самовлюбленный и дерзкий мальчик, который требует, чтобы к нему обращались по фамилии, будто он взрослый. На собрании ребята решают, что необходимо избрать главного. На эту роль есть две кандидатуры: Ральф (которого выдвигает Хрюша) и Джек, который выдвигается сам. Большинство детей голосует за Ральфа, и он становится главным. Джек объявляет группу хористов охотниками и провозглашает себя главным в этом отряде.

Начинаются разговоры о каком-то неведомом чудовище (то ли о звере, то ли об исполинском змее), которое обитает на здешней земле. Среди ребят зарождается паника, особенно боятся маленькие дети. Ральф терпеливо объясняет им, что остров маленький, его тщательно осмотрели и не обнаружили никаких чудовищ. Он предлагает разжечь костер, чтобы дым можно было заметить с воздуха. С помощью очков Хрюши ребята разводят огонь, но пламя перекидывается на лес и происходит пожар. В пожаре исчезает один из малышей.

Постепенно дети обустраиваются в диких условиях. Хрюша предлагает сооружать шалаши, чтоб было теплее и безопаснее спать по ночам. Однажды дети не уследили за костром, потому что охотились за свиньей. Костер погас в то самое время, когда мимо острова проплывал корабль. Шанс на спасение утерян, и новый костер разжечь, никак не выходит.

Слухи об ужасном звере продолжают пугать детей. Однажды Джек и Ральф видят его и собирают остальных. На собрании между двумя лидерами случается серьезная ссора, и Джек уходит в другую часть острова, предлагая остальным присоединиться к нему. Он переманивает детей, предлагая постоянные вылазки на охоту. В результате на острове образуется два лагеря — лагерь охотников Джека, который растет день ото дня, и лагерь Ральфа и Хрюши, в котором совсем скоро остается всего четыре человека: собственно, Ральф и Хрюша, а также двое братьев-близнецов, Эрик и Сэм.

Лагерь Джека, которого теперь называют «Вождь», превращается в настоящее племя дикарей. Мальчишки устраивают жестокую охоту на свиней, с ритуальными танцами и даже собственным идолом — «Зверем», которому теперь все поклоняются. После одного из жертвоприношений (в виде свиной головы, насаженной на палку), одному из мальчишек, Саймону, становится плохо. Дети убивают мальчика, Ральф — свидетель этой безумной сцены. Четверо мальчиков осознают весь ужас своего положения и перемен, которые происходят с другими детьми.

В надежде снова разжечь костер, охотники нападают на лагерь Ральфа и забирают очки Хрюши, чтобы использовать их как линзу и добыть огонь. Мальчикам из отряда Ральфа ничего не остается, кроме как попытаться вернуть очки обратно

Понимая, что силы не равны, они ведут себя осторожно — убеждают Джека Меридью, что необходимо снова объединиться, разжечь общий огонь, помогать друг другу. Разговор заканчивается дракой, в результате которой охотники убивают Хрюшу, а братьев берут в плен, силой убеждая покинуть отряд Ральфа

Ральф остается один против дикарей, которые начинают настоящую облаву, желая убить мальчика. Они поджигают лес, стараясь вытеснить Ральфа на берег, бросают камни и копья, всячески пытаясь убить его, но Ральфу удается сбежать. Дым наконец-то замечают военные моряки. Они подплывают к берегу и видят детей.

Ральф плачет и выкладывает все одному из офицеров: как поначалу им удалось наладить быт, а затем окружающие стали сходить с ума, появилась группа дикарей и двое детей в результате погибли. Другие дети тоже плачут. Офицер дает им время, чтобы прийти в себя.

Голдинг говорит о том, что вдали от цивилизации человек деградирует, возвращается к своим забытым истокам. Он приобретает жестокость, теряет рассудок и человеческие черты, трансформируясь в лютого зверя, который до поры спит в каждом из нас. Роман учит нас тому, что даже в самых экстремальных условиях нужно сохранять свои человеческие качества.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Стилистические особенности романа «Повелитель мух»

Произведение У. Голдинга «Повелитель мух» отличается наличием символов и аллегорий, которые служат своеобразной канвой изображенного мира героев произведения и позволяют говорить о внутренней целостности, своеобразии и завершённости романа. Во многом благодаря этому роман признан уникальным в современной британской и в целом всемирной литературе.

Обилие символов и аллегорий является отличительной стилистической чертой романа, которая выражает индивидуальный лингвистический фактор образования текста. Символы выступают полем для порождения в тексте множества смыслов. Именно с их помощью У. Голдинг сумел создать поле для многогранной интерпретации произведения читателем.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

С другой стороны, весь роман в целом представляет собой одну большую аллегорию, то есть одна авторская идея представляется посредством конкретного художественного образа или диалога. Многочисленные антропологические аллегории также играют важную роль и непосредственно в организации текста, поскольку это аллегорическое повествование имеет высокий смыслообразующий потенциал.

Кроме того, в «Повелителе мух» как романе использованы практически все основные средства романтического стиля:

  • эпитеты – это выразительные определения при словах;
  • сравнения – это сопоставления слов на основе сходств их качеств;
  • книжно-поэтическая лексика – это слова, характерные для научного и делового стиля;
  • резкая метафоризация – это употребление слов в переносном значении.

Таким образом, стилистические особенности романа «Повелитель мух», образованные, прежде всего, наличием ярких и значимых символов и аллегорий, обуславливают его уникальность и общемировое признание.

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

  • «Повелитель мух», 1963;
  • «Генезис», 1971;
  • «Деготь крови», 1975;
  • «Повелитель мух», 1990.

Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.

https://youtube.com/watch?v=YeT7Rii9Afk

Глава восьмая: Дар Тьме

Джек организовывает собрание, на котором обвиняет Ральфа в трусости и предлагает сместить его с главенствующей позиции. Не получив поддержки, Джек убегает в лес.

Саймон выдвигает предложение исследовать гору вновь. Ральф говорит, что всё кончено: надежды на спасение нет, костёр погас, а сделать новый мешает зверь. Хрюша утверждает, что можно сделать огонь и на берегу моря.

За Джеком в лес уходят и хористы. Он обещает им охотничью свободную жизнь. В тот же день Саймон, который облюбовал небольшую полянку для уединения в лесу, случайно наблюдает за охотой отделившихся ребят. Отряд Джека убивает большую свинью, отрубают ей голову и насаживают её на кол, собираясь сделать такое жертвоприношение «Зверю». Это и есть Повелитель мух: мёртвая голова свиньи облеплена мухами. Напуганному до смерти Саймону кажется, что Повелитель мух говорит с ним, из-за чего паренёк падает в обморок.

[править] Последствия

И причом тут Зельда? После первых показов фильмов, было запущенно несколько шоу, где мальчики должны были прожить на определенном участке земли, огороженным от остального мира, заранее обговоренное время. В результате у шоу был быстрый и несколько неожиданный конец. По прошествии двух недель среди участников начинали зарождаться гомосексуализм и зоофилия и поэтому эксперименты пришлось прекратить.

Несколько особо фимозных последователей этой книги-мема на Иичане в той же манере форсили «Жестяной Барабан» Гюнтера Грасса, «Улисс» в оригинале, «Степного Волка» Германа Гессе, а позже и «Убик» Филипа Дика из-за созвучия имён и в какой-то степени тематики. В итоге любой тред в /l/ модчана сводился к рекомендации сих крайне полезных и нужных

всем книг, а также взаимных срачей меж форсерами. Для этой группы романов школофорсерами даже было придумано прозвище — т. н. «Святое троекнижие» и «Благое пятикнижие».

Объяснение сюжета

  • морали;
  • взаимоотношений в обществе;
  • сущности человеческой природы;
  • вседозволенности.

Переплетаясь между собой, они раскрывают основной смысл книги Повелитель мух.

Голдинг сознательно выбрал героями не взрослых людей, а мальчишек. Группа детей представляет собой уменьшенную копию общества. На фоне детской невинности особенно видна вся жестокость человеческой природы.

Страх, сидящий внутри человека, представлен в виде Зверя. По мере развития сюжета Зверь (страх) увеличивается в размерах, становясь вездесущим, преследуя детей. У мальчиков постепенно начинают просыпаться звериные инстинкты.

Голова свиньи, насаженная на копье – материализация зла, символизирующая демона, поселившегося в человеческом сердце.

Основная мысль автора, которую он хотел донести до читателей книги, становится ясна из цитаты со скрытым, философским смыслом, принадлежащей Саймону: «Может, зверь этот и есть… Может…это мы сами». Именно ему первому открылась истина, которую мальчик пытался объяснить, но его не поняли.

На примере мальчишек автор показал, что в каждом человеке сидит «зверь» и путь от цивилизованного человека до жестокого дикаря при попадании в непривычные обстоятельства занимает очень мало времени. Мало кто может остаться верным своим ценностям в экстремальной ситуации, не потеряв человечности, достоинства, не превратившись в дикого зверя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector