«идиот» — краткое содержание романа ф.м. достоевского

Характеристика главных персонажей

В романе «Идиот» главный герой — Лев Мышкин. В черновых записях автор называет этого персонажа «князь Христос». Остальные участники сюжета противопоставлены молодому человеку. Проводя анализ «Идиота» Достоевского, можно заметить, что поступки Льва действительно кажутся странными, если оценивать их с позиции простого человека. При этом Мышкин обладает интересной способностью: в разговоре с ним люди раскрываются и показывают свой внутренний мир. Другие персонажи в «Идиоте» Достоевского:

  1. Парфён Рогожин и Ганя Иволгин. Оба действующих лица — антиподы Льва Мышкина. Ганя (секретарь Гавриил) — женоподобный, слабохарактерный, падкий на деньги и желающий выбиться в высший свет. Он корыстен, но стыдится этого. В мечтах Гани — почёт, уважение, высокий статус, а в жизни ему приходится смириться с неудачами, гонениями и унижением. Рогожин — состоятельный купец, желающий, чтобы Настасья досталась ему. Но он не уверен в том, что девушка испытывает к нему тёплые чувства. Рогожин мучается, сомневается, терзается, переживает, что красавица сбежит от него, полюбив другого. Закономерный исход — трагедия.
  2. Настасья Филипповна. Натура девушки порочна и олицетворяет женское вероломство, но это видит только Мышкин. В повести есть момент, когда Настасья бросает деньги в огонь. Это отсылка к легенде о Клеопатре, растворившей огромную жемчужину. Автор задумал образ этой девушки так, что она действительно похожа на древнеегипетскую царицу. С одной стороны, она соблазнительница, с другой — жертва, понимающая, что за деньги хотят купить её позор. Прототипом девушки стала Аполлинария Суслова, которую любил Достоевский. Богатый господин соблазнил Полю, а потом, желая загладить содеянное, нашёл ей жениха — Ганина, который стал прототипом секретаря Гаврилы Ардалионовича Иволгина.
  3. Аглая Епанчина. Молодая особа — противоположность Настасье. Она тяготится окружением и мечтает, что однажды придёт спаситель и избавит её от жизни в закостенелой, морально разлагающейся среде. Родные не разделяют её убеждений и видят в Мышкине глупого и странного чудака, отсюда и название романа. Аглая сначала верила, что князь станет тем самым, о ком она мечтала, но позже начала представлять своим спасителем польского революционера.

Пересказ романа тезисно

В очень кратком содержании «Идиота» будут представлены не все персонажи.

Князь Мышкин знакомится в поезде с Парфеном Рогожиным, купеческим сыном. Князь без гроша в кармане возвращается в Петербург из Европы, где 4 года проходил лечение, а Рогожин спешит за 2.5-миллионным наследством, оставленным отцом.


Князь Мышкин

Мышкин приезжает к своей тете Лизавете Епанчиной и ее семье. Там он узнает, что Настасья Филипповна, возлюбленная Рогожина, по расчету выходит замуж за Ганю Иволгина. Этот брак пытается устроить Тоцкий, ее бывший содержатель, а сам, в свою очередь, собирается жениться на дочери Епанчина – Александре. Гане предлагают за брак 75 тысяч, но юноша колеблется.

Настасья Филипповна устраивает шутливые торги, за победителя в которых она выйдет замуж. Появляется Рогожин и приносит 100 тысяч рублей, девушка наглядно сжигает деньги и уходит с ним.

Прошло полгода. У Мышкина был роман с Настасьей, но от него, как и от Рогожина, она ушла. Однажды, подходя к дому, князь встречает Рогожина с ножом, и у него случается приступ.

Спустя время Мышкин узнает, что в него влюблена Аглая. Молодые люди признаются друг другу в чувствах, и дело близится к свадьбе. Между тем в жизни Льва Николаевича снова появляется Настасья Филипповна, которая заставляет его сделать выбор. Мышкин выбирает ее и даже собирается жениться. Однако перед свадьбой Настатья все же сбегает с Рогожиным. Князь долго ищет беглецов, но безрезультатно.

Однажды в толпе он встречает Парфена. Тот ведет его в комнату и показывает труп убитой им Настасьи. Мышкин сходит сума и вновь отправляется в клинику, чтобы навсегда в ней остаться.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Сюжет

Краткое содержание и анализ «Идиота» Достоевского позволяют разобраться, что хотел сказать автор.

Роман начинается со встречи в поезде Парфена Рогожина и князя Льва Николаевича Мышкина. Аристократ рассказывает, что возвращается в Петербург из Швейцарии, где находился в лечебнице. Туда его на четыре года отправил опекун. О Рогожине читатель узнает, что персонаж едет оформлять наследство, которое ему оставил внезапно скончавшийся отец. При этом незадолго до смерти между ними произошел конфликт, Парфен даже ушел из дома.

У Мышкина денег нет вовсе, так как его опекун недавно умер. В Петербурге он отправляется к своим родственникам, которые раньше даже не отвечали на его письма, зная, что он фактически нищий. Познакомившись с семейством генерала Епанчина, он сразу покоряет его жену и трех дочерей (Александру, Аделаиду и Аглаю) общением и своими манерами. Отец соглашается устроить его на работу и помогает найти жилье.

Одну из трех дочерей Епанчиных планируют выдать за богача Тоцкого, который стремится избавиться от своей любовницы Настасьи Филипповны Барашковой. Это имя Мышкин слышит уже во второй раз. Ранее о таинственной незнакомке ему уже рассказывал в поезде Рогожин. Тоцкий сватает Настасью Филипповну за Ганю Иволгина, чиновника, работающего у Епанчиных. Тот влюблен в Аглаю, но готов жениться на Барашковой. Тоцкий дает за нее большое приданое.

Вскоре выясняется, что в Настасью Филипповну влюблен Парфен. Он отдает ей практически все свое состояние, чтобы она с ним уехала. Мышкин пытается вмешаться в этот унизительный торг, предлагая Барашковой выйти за него. Настасья Филипповна отказывается, утверждая, что не достойна князя.

Персонажи

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого, который ее обольстил в подростковом возрасте, будучи ее опекуном. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну.
  • Николай (Коля) Ардалионович Иволгин — младший брат Гани, в начале произведения — 13 лет, в конце романа — 16.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести Аглаю с Ганей.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие значимые лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Растлил, а затем содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лукьян Тимофеевич Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
  • Князь Щ — общественник, земский деятель, корреспондент нескольких русских учёных обществ, первоначально состоял на службе. Родственник Евгения Павловича Радомского, помолвлен с Аделаидой Ивановной Епанчиной.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Мышкин и Барашкова

События следующей части романа развиваются через полгода. За это время Мышкин получает наследство от своей тетки. Он теперь самодостаточный и состоятельный аристократ. У него был роман с Настасьей Филипповной, которая так и не вышла ни за него, ни за Рогожина.

На фоне нервного напряжения, связанного с проблемами в личной жизни, у Мышкина прогрессирует душевная болезнь и эпилепсия. Он лечится. После реабилитации князь приезжает в дом Епанчиных. Аглая в него влюблена, Лев Иванович решает на ней жениться. Идет подготовка к свадьбе, но внезапно появляется Настасья Филипповна, и Мышкин уже сомневается в правильности своего решения.

В результате он снова отдает предпочтение своей бывшей любовнице. Князь предлагает Барашковой выйти за него замуж. Настасья Филипповна соглашается. Готовится новая свадьба, но невеста сомневается в своем решении. Она просит помощи у Рогожина, который приезжает к ней и забирает к себе.

Место и время действия

Своего героя, молодого князя Мышкина автор приводит из далекой горной Швейцарии в Россию, сталкивая его с «хаосом» новой действительности. Иногда писатель сознательно раздвигает место действия, вводя при помощи рассказов персонажей и собственных описаний сцены из жизни Франции (Лиона), Швейцарии, русской провинции и Москвы, но в основном события протекают в Петербурге и его пригороде — Павловске. Но это сужение места действия не мешает автору ввести в читательскую орбиту всю русскую действительность пореформенной эпохи.

Время действия в романе «Идиот» Достоевского охватывает около семи месяцев, начавшись в конце ноября 1867-го, а завершившись летом 1868. Годы эти соответствуют времени написания Достоевским произведения, которое буквально «дышит» современностью. Эпоха 60-х годов отражена в упоминаниях о судебной реформе («здесь про суды много говорят»), о строительстве железных дорог, развитом ростовщичестве, гласности, росте уголовной преступности, в раскрытии судорожных метаний персонажей романа, в изломанности характеров, в ожидании людьми «обновления», в кричащих противоречиях поведения действующих лиц, в острой борьбе идей и мнений. «Тут у вас много разного наболело и наросло», — замечает проницательный Мышкин, едва встретив столичную жизнь. Ряд высказываний персонажей подтверждает эту суммарную характеристику. «Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало». Действительно, на одном полюсе швыряющие тысячами миллионщики Рогожины, на другом — усталость аристократов Тоцких, выпадение из привычной колеи жизни Иволгиных. Сама фраза Лебедева вызывает ассоциацию с давним свидетельством, запечатленным в «Гамлете»: «Распалась связь времен». Кризисность времени повторилась в новых исторических условиях. Генерал Епанчин охвачен страхом: «В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!» Ясно, что это не восприятие пейзажа, а ощущение эпохи. Лизавета Прокофьевна воспринимает перемены столь же обостренно: «Всё навыворот, все кверху ногами пошло». Даже пятнадцатилетий Коля в недоумении: «И как это так всё устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь?» В обществе особую власть обрели деньги, распространились аферы, коммерческие сделки, откупы, получения богатейших наследств. «В наш век все авантюристы», — замечает один из героев романа. Общество заметно криминализировалось. В книге Достоевского отражены такие нашумевшие преступления, как убийство восемнадцатилетним гимназистом В. Горским шести человек в доме купца Жемарина; как ограбление студентом университета А. М. Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. Настасья Филипповна замечает: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели». Поэтому нельзя не ощутить внутреннюю связь «Идиота» с романом «Преступление и наказание», хотя в первом из этих произведений убийство происходит не только из-за денег, а в «Идиоте» и вообще не из-за них. Все эти приметы времени второй половины 60-х годов запечатлены в новом романе Достоевского благодаря тому пристальному вниманию, которое писатель уделил газетной информации, благодаря щедрому проникновению в роман фактов текущей общественной жизни. Всё это сделало картину нарисованной в нём жизни исторически-конкретной. Вот почему Достоевский однажды сказал о своём произведении: «Это хорошая вещь… Тут всё есть!» В значительной мере это относилось к отраженной в романе реальной российской действительности определенной эпохи.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Персонажи

Отзывы об «Идиоте» Достоевского были преимущественно положительными. Главные герои романа хорошо известны всем знатокам отечественной литературы. Главным героем становится князь Мышкин. В «Идиоте» Достоевского перед нами предстает русский дворянин, который возвращается в Россию из Швейцарии, где на протяжении последних четырех лет лечился от эпилепсии. Автор его описывает как молодого человека невысокого роста, белокурого и с голубыми глазами. Он умен, чист душой и помыслами, поэтому в обществе его и называют Идиотом. У Достоевского князя это нисколько не смущает.

Еще одним центральным персонажем становится Настасья Филипповна Барашкова. В романе «Идиот» Федора Достоевского мы читаем описание симпатичной женщины из дворянской семьи. При этом она находится в положении содержанки у Афанасия Ивановича Тоцкого. Своим положением Барашкова вызывает жалость у князя Мышкина. В «Идиоте» Достоевского подробно описываются их отношения, то, чем жертвует главный герой, чтобы ей помочь.

Наконец, третий главный персонаж — Парфен Семенович Рогожин. В романе «Идиот» Ф. М. Достоевского он описывается как темноволосый и сероглазый 27-летний купец. Он страстно влюблен в Настасью Филипповну, получает большое наследство, которое целиком готов потратить на объект своей страсти.

Среди остальных героев «Идиота» Достоевского нужно выделить семейство Епанчиных. Оно состоит из дальней родственницы Мышкина Лизаветы Прокофьевны, ее мужа генерала Ивана Федоровича и их трех дочерей — Александры, Аделаилы и Аглаи.

Важную роль среди персонажей «Идиота» Достоевского играет также семейство Иволгиных. Это отставной генерал Ардалион Александрович, его супруга Нина Александровна. Надеждой их семьи является сын — амбициозный чиновник среднего класса Гаврила, которого многие зовут Ганя. Он любит Аглаю Ивановну, но ради денег готов на все, даже на то, чтобы пойти под венец с нелюбимой женщиной. У него есть младший брат Коля 16 лет, а также сестра Варвара с мужем Иваном Петровичем Птицыным, который работает ростовщиком.

Среди остальных ключевых героев «Идиота» Достоевского читателю необходимо помнить о Фердыщенко, который арендует комнату у Иволгиных, умышленно исполняя роль шута, миллионере Тоцком, который воспитал и содержит Настасью Филипповну, чахоточном друге Коли Ипполите, поручике в отставке и боксере Келлере, сильно пьющем и подобострастном чиновнике Лебедеве.

Проблематика и темы

В книге «Идиот» Достоевский поднимает несколько основных тем. Проблематика — жадность и чрезмерная любовь к деньгам. Желая разбогатеть и приобрести высокий статус, действующие лица обманывают, предают, клевещут, изменяют близким и себе. Достоевский жил в такое время, когда нельзя было добиться успеха, не имея богатых и знатных покровителей. Черта характера, тесно связанная с корыстолюбием, — тщеславие. Другие темы и особенности их раскрытия:

  1. Религия. Образ князя Мышкина олицетворяет христианство, и к этой теме Достоевский несколько раз обращается на страницах произведения. В биографии Льва есть отсылки к жизни Спасителя, а в романе он выполняет похожую функцию — пытается спасти Настасью. Елизавета Прокофьевна, Аглая и Варя учатся у молодого человека сочувствию, смирению и способности прощать.
  2. Любовь. Это чувство показано в разных проявлениях. Герои Достоевского испытывают романтическую, дружескую, страстную и семейную любовь. В некоторые моменты им присуще стремление помочь ближнему. Дневники писателя содержат указание на то, что он хотел показать 3 вида этого чувства: любовь князя — христианская, у Рогожина она страстная, а у Гани — близкая к тщеславию.
  3. Готовность пойти на преступление ради денег. На страницах романа часто появляется глагол «зарезать», а герои неоднократно обращаются к уголовной хронике.

Печальная развязка

После того как срывается венчание, князь является к своему названому брату (мужчины обменялись крестами). Он знает, что его невеста сбежала с Рогожиным. У него в доме и подтвердились худшие опасения. Рогожин (Достоевский не пытался показать какого-то ужасного злодея, лишь человека, которого довела до последнего предела страсть) все-таки убил свою любимую женщину.

Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.

Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.

Основная мысль

Замысел Фёдора Михайловича состоял в том, чтобы показать процесс загнивания в разных слоях российского общества, особенно в среде интеллигенции. Пороки и недостатки, которые в тот период стали нормой:

  • прелюбодеяние;
  • лицемерие;
  • двойная жизнь;
  • косность взглядов;
  • пошлость;
  • самодовольство;
  • ханжество.

Однако человек, наделённый достоинствами, не умеющий лицемерить и приспосабливаться, в искажённом мире погибнет или лишится рассудка. Лев Мышкин показан как праведник, наделённый миссией помочь обществу взглянуть на себя со стороны. В беседах с ним герои узнают, каковы они на самом деле. Персонажи открывают князю душу, и это позволяет им понять, что можно жить без лицемерия и фальши.

Не умея освоиться в чуждом для него обществе, Мышкин приносит себя в жертву, однако она не напрасна. Хотя бы одно сердце очнётся и освободится от чёрствости и безразличия. Если в мире найдётся несколько таких праведников, у общества есть шансы встать на путь исправления. «Идиот» — роман о «прекрасном человеке», чей образ несколько идеализирован. Окружающие считают его чудаковатым, но так относились к праведникам во все времена.

Мораль романа и мнение критиков

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» учит относиться к людям без осуждения, верить им, проявлять доброту и сострадание. На примере Льва Мышкина автор показывает, как можно влиять на души людей, не прибегая к морализаторству и поучениям. Достоевский описывает любовь в её высшем проявлении. Это прекрасное чувство не унижает и не развращает, а помогает человеку возвыситься над собственными недостатками, стать добрее и мудрее.

Сюжетная линия показывает: после череды низких поступков всегда наступает расплата, которая может быть в виде наказания или внешнего раскаяния. Нельзя однозначно сказать, что тяжелее, поэтому лучше воздерживаться от необдуманных слов и действий.

Фёдор Михайлович считал своё произведение реалистичным, однако критики, жившие в одно время с писателем, называли сочинение фантастическим. В разное время мыслители и литературоведы давали роману такие определения:

  • М. Бахтин — полифонический роман;
  • Л. Гроссман — роман-поэма;
  • Ю. Иваск — сочинение в жанре евангельского романизма;
  • К. Мочульский, В. И. Иванов — роман-трагедия.

По мнению японских критиков, роман оказал большое влияние на культуру Страны восходящего солнца. Следуя Достоевскому, писатель Кобо Абэ начал уделять больше внимания внутреннему миру персонажей, а со временем его примеру последовали и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector