Краткое содержание романа «доктор живаго»

Подробный анализ

Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.

Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.

Жанр романа «Доктор Живаго».

Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.

Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.

Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.

Тематика произведения.

Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.

Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.

Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени.  В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы

«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?

У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается. Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча. У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба

Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.

герои романа «доктор живаго» характеристика
юрий живаго сын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни.
лариса антипова дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест.
антонина живаго законная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии.
павел антипов сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством.

Критика

Помимо взрыва возмущения в советском обществе, роман так же вызывал много вопросов и сомнений и у коллег Бориса Пастернака.

Анна Ахматова высоко оценила пейзажи, изображённые в романе, однако осталась равнодушной ко всему остальному и даже отметила неровности в общей стилистике произведения. С нею был солидарен и Корней Чуковский:

Набоков, вопреки властям СССР, увидел в «Докторе Живаго» ярую «советофилию», назвав произведение антилиберальным. С ним не согласилась Э.Г. Герштейн, которая предрекла бессмертие романа:

Интересно мнение Д. Лихачева о романе «Доктор Живаго». Знаменитый литературовед отметил, что перед нами не классический роман, а автобиография «в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора». Также он назвал главного героя книги — это не Живаго, а революционная сила, которой он не сопротивлялся.

По поводу отношения автора к героям возникли споры. Например, А. Эфрон считал, что Пастернак лишил их необходимого «пространства и воздуха», поэтому они «буквально лбами сшибаются в этой тесноте». По его мнению, Б. Пастернак сделал это сознательно и умышленно, ведь не испытывал ни к одному из них ни сочувствия, ни любви.

А вот известному советскому диссиденту В. Шаламову роман очень понравился:

С ним не согласился бы другой диссидент — А. Солженицын. Он подметил, что Б. Пастернак не успел писать прозу, а его книга не имеет ничего общего с реальностью:

И хоть, судя по всему, литературная ценность и правдивость романа будет продолжать подвергаться сомнениям, всем стоит признать, что представить русскую литературу без «Доктора Живаго» уже невозможно.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Главные герои и их характеристика:

  •  Юрий Андреевич Живаго  — основной персонаж романа.  В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
  •  Антонина Александровна Живаго (Громеко)  — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
  •  Лариса Фёдоровна Антипова  — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
  •  Павел Антипов-Стрельников  — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
  •  Виктор Ипполитович Комаровский  — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
  •  Евграф Андреевич Живаго  — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.

Краткий пересказ романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

У 10-летнего Юры умерла мать. Опекуном мальчика становится дядя, а его родной отец ведёт распутный образ жизни, со временем спивается и убивает себя.

Дядя оставляет племянника на попечении профессорской семьи, которая уже растит одного воспитанника, Мишу, и родную дочь, Тоню. Юра, Тоня и Миша становятся друг для друга близкими людьми.

В это же время в Москву переезжает вдова Амалия Гишар с сыном Родионом и дочерью Ларисой. Женщина крутит роман с адвокатом Комаровским, который оказывается подлецом и развращает её 16-ю дочь. Ларисе нелегко живётся с осознанием своего «падения». После разрыва с Комаровским Лара знакомится с сыном арестованного за революционные взгляды рабочего Павлом. Лариса и Паша становятся очень близки.

В России революция 1905-1907 годов: стачки, забастовки, создаётся первая Дума. Пути Ларисы и Юрия пересекаются. Они не знакомы, но имеют общих друзей. Юра очарован девушкой.

В 1911 году Юра узнаёт, что у него есть брат по отцу Евграф. Спустя год Юра получает диплом доктора, а Тоня подаётся в юристы. Тоня и Юра становятся мужем и женой. Павел и Лариса тоже женятся и уезжают на Урал.

Первая Мировая Война. Юра работает в московской клинике, у него рождается сын Саша. Вскоре герою приходится ехать на фронт. У Паши и Лары растёт дочь. Павла тоже отправляют на войну, где он пропадает без вести. Лариса, окончив курсы медсестёр, едет на поиски мужа. На фронте Юра и Лариса встречаются и сближаются. Юра признаётся Ларе в любви.

Домой в Москву Юрий возвращается спустя два года. Там его встречает жена и сын. За время отсутствия Юрия его друзья издали книгу с его стихами. Доктор Живаго вновь работает в клинике и продолжает писать стихи. Он чувствует себя одиноким, так как его взгляды разнятся со взглядами нынешней интеллигенции, которая и составляет основной круг его друзей.

Во время Гражданской войны семья Живаго еле сводит концы с концами. Юра переносит тиф. В этот же период он впервые видится со своим сводным братом, который советует ему перебраться на Урал.

В 1918-м году семья Живаго обосновалась на Урале в Юрятине. Юрий знакомится с революционером Стрельниковым. Позже оказывается, что он — это муж Лары, Павел. Тоня вновь беременна, а у Юрия проблемы с сердцем.

Судьба вновь сводит Ларису и доктора Живаго. У них тайный роман. Юра мучается совестью, хочет прекратить измены и рассказать правду жене. Но он не успевает повиниться, его похищают красные. В плену доктор Живаго лечит партизан и скучает по своей семье.

В Юрятин герой возвращается в 1920-м году. Его жена Тоня родила дочь и уехала в Москву. Юра живёт с Ларисой и её дочкой. Муж Ларисы в бегах, она постоянно боится за свою свободу. Юра тоже обеспокоен за свою судьбу, ведь он бежал из плена красных. Но пара счастлива быть вместе. Доктор Живаго работает в клинике Юрятина.

Чтобы избежать ареста, Юра и Лара переезжают в Варыкино. Лара носит под сердцем дитя. Доктор Живаго много пишет. Он узнаёт, что его жену и детей выслали за границу и понимает, что вряд ли увидится с семьёй. Но рядом с Ларисой он нашёл своё счастье.

В Варыкино приезжает Комаровский. Он предлагает Юре и Ларисе перебраться на Дальний Восток. Лариса с дочкой уезжает, доктор Живаго остаётся. Он не готов к столь мощным переменам, его душа и тело измотаны. Юрий словно хочет для начала «расставить по полочкам» то, что уже произошло: двухгодичный плен, разлука с Тоней, рождение дочери, соединение с Ларисой. Оставшись наедине с собой, он тоскует по любимой и пишет для неё стихи. Вскоре появляется Павел. Он шесть лет не видел жену и дочь, так как был в бегах. Юра и Павел говорят о Ларисе, а на утро революционер оканчивает жизнь самоубийством.

Доктор Живаго возвращается в Москву. Там он скитается по квартирам, пишет и публикуется. Его жена и дети живут во Франции. Вернуть их на родину доктору не удаётся. Юрий сожительствует с дочерью своего бывшего дворника. Марина рожает ему двух дочерей. Доктору Живаго всё чаще нужно уединение и он скрывается на «тайной квартире», где много пишет. Но Марину и детей доктор не оставляет и помогает им материально.

В 1929 году по дороге на работу доктор Живаго умирает. Его похороны организовывают Лариса и брат Евграф. Лара появилась в Москве не случайно, она искала свою дочь, которую родила от Живаго. Девочку при рождении Комаровский отдал в приемную семью, пока Лариса была в бредовой горячке. После похорон женщина пропадает навсегда. Дочь Живаго и Ларисы находят давние друзья доктора, Миша Гордон и Ника Дудоров, во время Второй Мировой Войны. Ей оказывается бельёвщица Таня Безочередева. Девушку берёт под свою опеку её дядя, сводный брат Живаго Евграф, который на тот момент уже генерал-майор. После войны Гордон и Дудоров при встречах читают статьи, стихи и заметки своего умершего друга доктора Юрия Живаго.

Второстепенные персонажи

Не чувствуя семейного счастья, уходит на фронт добровольцем, жизнь меняет его взгляды, он не может приспособиться к политической обстановке, бросается в крайности. Становится комиссаром в революционное время, меняет фамилию. Решив вернуться к семье встречает Юрия, узнает о судьбе Ларисы. На следующий день Павел застрелился во дворе.
Сводный брат Юрия. Он восхищается талантом брата, помогает ему деньгами и продуктами, время от времени появляясь в жизни поэта. Юрий не знает, кем работает Евграф, кто он, они совсем чужие. В конце жизни именно Евграф собирает все сочинения Юрия, устраивает его на работу, помогает с жильём. В жизни Юрия Евграф – ангел-хранитель. Даже после смерти главного героя генерал-майор Евграф отыскивает его детей и помогает им.
Дядя, который забрал Юрия после смерти матери. Он рассказал мальчику многое о матери и отце, какое-то время заботился о нём.
Родители Тони. Очень хорошие, светлые люди. Со своим приёмным отцом Юрий ведёт долгие беседы, это лучшее время в жизни Юрия. Мать благословляет их с Тоней на брак, понимая, что дети очень подходят друг другу. Вскоре она умирает.

Краткий анализ

«Доктор Живаго» — многоплановый роман, проблематика которого касается множества вопросов социального характера, но главной темой книги стало противопоставление человека и эпохальных событий, сопровождающих его на жизненном пути. Произведение имеет сложную композицию, завязанную на переплетении судеб главных героев, а характеры действующих лиц показаны через их восприятие Юрием Живаго.

Смысл названия раскрывается в старославянской форме слова «живой» из цитаты: «Ты есть сын Бога живаго». Таким образом, ведущая роль в произведении отводится проблеме жертвенности, а образ главного героя представлен в свете догматов христианства. Другие важные темы, раскрытые в произведении:

  • вопросы жизни и смерти;
  • поиск себя во вновь образованном обществе;
  • сохранение верности своим идеалам;
  • способность выстоять под ударами судьбы;
  • путь русской интеллигенции;
  • понятие чести, долга, любви и милосердия.

Основная мысль, которая проходит через всю книгу, — человек должен остаться самим собой при любых условиях. Стилистическую канву романа определить довольно сложно, так как в нем переплетаются следующие жанры:

  1. Автобиографический. Текст содержит описание событий, лично пережитых автором.
  2. Философский. В книге изложены размышления, касающиеся серьезных тем.
  3. Исторический. В романе подробно и реалистично описаны важнейшие события, происходившие на территории огромной страны.
  4. Лирический. Содержит множество символов и образов как в прозе, так и в стихах, написанных от лица главного героя.

Композиция романа построена на множестве как бы случайных встреч, которые оказываются судьбоносными. Сюжет «Доктора Живаго» изобилует:

  • чудесными предзнаменованиями;
  • неожиданными встречами и подслушанными разговорами;
  • многозначительными совпадениями;
  • неожиданными поворотами жизненного пути.

Судьбы главных персонажей завязываются в сложный узел уже с первых глав книги. Мотивы героев и сюжетные хитросплетения поначалу могут показаться читателю надуманными, но во время чтения выясняется, что все они имеют особый смысл и предназначение. Своеобразие композиции состоит в необычном приеме, который автор использует в этом произведении, — вводит тетрадь стихов Юрия Живаго, символизирующую бесконечность бытия. Душа героя продолжает жить в прекрасных стихотворных строках и после его смерти.

История создания

Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:

  1. Литературоведы и биографы сходятся на том, что прототипом главного героя – доктора Живаго, послужил врач Дмитрий Авдеев, с которым Пастернак познакомился в годы войны и поддерживал отношения уже после.
  2. Сам Пастернак говорил, что Живаго – это образ, в котором слились он сам, Есенин и Маяковский. Его сестра отмечала схожесть Лары и ее судьбы с историей второй жены самого Пастернака.
  3. В советских журналах публиковать роман Пастернака отказывались, и в итоге он был опубликован в Италии, потом в других европейских странах, а после роман распространился по всему миру. Он даже попал в центр внимания ЦРУ, как возможное орудие информационной войны. Вот почему «Доктор Живаго» был запрещен в СССР.
  4. «Доктор Живаго» получил признание на Западе, а Пастернака номинировали на нобелевскую премию по литературе.
  5. В СССР это вызвало бурю негодования, а Пастернак несколько лет подвергался весьма жёсткой травле, однако от Нобелевской премии так и не отказался, за что и был исключён из Союза писателей СССР.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

Доктор Живаго — смысл произведения Пастернака

Если после прочтения книги складывается впечатление, что это любовный роман, значит в произведении Доктор Живаго смысл сюжета понят неправильно. На самом деле это роман о борьбе, о том, как сберечь свою личность во время войн и революций, разрушающих судьбы.

  • жизни и смерти;
  • поиска себя в обновленном обществе;
  • сохранения верности своим идеалам;
  • чести и долга;
  • любви и милосердия;
  • умения стойко выдерживать удары судьбы.

Но центральная тема романа, выражающая смысл произведения «Доктор Живаго – противостояние человека и истории.

Пастернак показывает, как революция безжалостно ломает судьбы людей, уничтожая привычный образ жизни. Но писатель уверен, что нельзя поддаться внешним обстоятельствам, теряя свою истинную сущность.

В чем суть концовки

К концу романа Доктор Живаго смысл произведения раскрывается в полной мере. Читая о последних годах жизни героя, может показаться, что Живаго опустился. Он больше не лечит людей, а зарабатывает на жизнь физическим трудом, ходит чуть ли не в лохмотьях.

Но это лишь поверхностный взгляд. На самом деле Юрий совсем не изменился. Он по-прежнему пишет стихи и его творчество не зависит от идеологии и цензуры. Живаго не волнует роскошь и ему чужды амбиции. Герой просто живет, преодолевая трудности, возникающие по жизни.

Несмотря на внешние обстоятельства, доктор остается верным жизненным принципам, сформировавшимся в юности. И если в финале доктор Живаго погибает физически, то воскресает в своей поэзии, завершающей книгу. Эта идея вынесена и в название романа «Доктор Живаго», смысл которого сводится к противопоставлению жизни и смерти. Доктор – это человек, который служит больным, а фамилия Живаго отсылает к библейскому «Бога живаго».

Юрий Живаго прожил две жизни – обычного человека и поэта. И если человеческая жизнь рано или поздно приходит к концу, то поэзия – бессмертна. Таким образом, в финале выражена ключевая мысль романа – духовное бессмертие, придающее смысл личной жизни доктора Живаго.

Необходимость оставаться самим собой даже при самых сложных жизненных условиях – вот основной смысл, который Пастернак пытался донести через образ доктора Живаго. Именно поэтому роман остается актуальным во все времена.

Темы

  • Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
  • Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
  • Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
  • Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.

Направление и жанр

«Доктор Живаго» явно относится к литературному направлению реализма. Места, люди и поступки, совершаемые ими, максимально приближены к реальным. Писатель стремился к детальному воссозданию атмосферы описываемого исторического периода. Но Пастернак творил в эпоху модернизма (например, причислял себя к футуристам), поэтому его роман обладает новаторской силой. Раскрытию персонажей служит не только пейзаж или диалог, но и стихи. Они же дополняют описание эпохи и создают настроение того или иного эпизода.

Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector