«повелитель мух»

Глава первая: Морской рог

Время действия не уточняется. Во время войны детей эвакуируют на самолёте. В результате случившейся авиакатастрофы, мальчишки самых разных возрастов оказываются на необитаемом острове. Из джунглей выходят на берег моря два мальчика. Один из них светловолосый, другой — толстый в очках. Мальчики знакомятся и разговаривают о катастрофе. Толстый мальчик в очках — его в школе дразнили Хрюшей — пытается сообразить, где взрослые. Светловолосый мальчик — Ральф двенадцати лет — полагает, что на острове они одни, и никаких взрослых с ними нет. Хрюша рассказывает о себе: он носит очки с раннего детства (трёх лет) и у него астма. Ральф находит розовую гранитную площадку, а за ней замечает красивую бухту. Светловолосый парнишка плавает, Хрюша — нет. Отец Ральфа — капитан, имеющий второй ранг; у толстого мальчика нет отца, его вырастила тётка — хозяйка собственной кондитерской. Светловолосый мальчик верит в то, что отец их спасёт, а Хрюша во время полёта на самолёте слышал разговор пилотов, в котором те сказали о ядерном взрыве. Толстый мальчик считает, что все погибли, и только им удалось уцелеть.

Ральф находит на дне моря большую раковину кремового цвета. Хрюша предлагает использовать её в качестве рога, чтобы созвать всех уцелевших ребят. На громкий зов светловолосого мальчишки первым из леса выходит шестилетний Джонни, а после него и остальные ребята самых разных возрастов. Предпоследними из джунглей показываются близнецы Эрик и Сэм, после которых появляется стройный отряд хористов, одетых по форме и в чёрные шапочки. Отряд возглавляет Джек Меридью, который очень разочарован отсутствием на острове взрослых.

Собравшиеся мальчики общаются друг с другом, знакомятся. Проводится собрание, в результате которого ребята выбирают «главного» между Ральфом и Джеком. Большинством голосов выбран Ральф. Джек раздосадован. Новый «главный» предлагает Джеку возглавить отряд хористов, которые станут охотниками.

Ральф, Джек и мальчик, который постоянно падает в обморок (Саймон) идут на разведку. Ребята поднимаются на вершину горы и убеждаются в том, что они действительно находятся на безлюдном острове. Ральф счастлив, он считает остров своим.

На обратном пути ребята натыкаются на запутавшуюся в лианах свинью. Джек заносит нож для удара, но не может сделать его. Свинья убегает. Джек даёт себе слово, что в следующий раз не струсит.

Роман «Повелитель мух» за 3 минуты

Время действия не определено. В результате ядерного взрыва, группу подростков от трех до четырнадцати лет эвакуируют в безопасное место. Однако, в процессе эвакуации происходит авиакатастрофа и ребята оказываются на необитаемом острове.

Собравшись на берегу и установив, что поблизости нет взрослых, мальчишки решают провести голосование и выбрать лидера. Свою кандидатуру выдвигают Ральф и Джек. Большинство ребят отдают свой голос за Ральфа, так как считают его более разумным и рассудительным.

Ральф, как предводитель, провозглашает хористов охотниками и назначает Джека главным среди них. Одновременно с этим сообразительный Ральф предлагает начать строительство шалашей и разведение сигнального костра для привлечения внимания спасателей. Джек же настаивает на том, что в первую очередь нужно позаботиться о пропитании.

Весь день дети охвачены восторгом и чувством единения от предстоящей самостоятельной жизни на острове, а вечером Ральф устраивает собрание, где уверяет остальных в том, что соблюдение правил и сплоченная работа дадут им возможность выжить и главное – спастись.

Почти сразу среди детей начинают распространяться слухи о неведанном Звере, которого якобы увидел один из малышей. Джек обещает исследовать остров и отыскать существо, Ральф же заявляет, что никаких крупных зверей тут не может быть.

Затем ребята начинают заниматься разведением сигнального костра, ведь Ральф убедил их в том, что огонь привлечет проплывающие мимо корабли. Охотники берут на себя заботу о костре, чтобы не дать ему потухнуть. Однако, пламя разгорается так сильно, что никто из детей не в силах с ним совладать. Начинается пожар и в нем пропадает один из малышей.

Однажды, выйдя на охоту, ребята не замечают, как потух огонь и из-за этого проплывающее мимо судно, не причалило к острову. Новый костер развести не удается. Этот момент закладывает начало взаимной неприязни между Ральфом и Джеком.

Слухи о Звере никак не утихают, и однажды его видят главари племени. Парни решают организовать внеплановое собрание, связанное с этим, но сильно ссорятся, и Джек уходит от остальных, заявив, что все, кто желает, могут последовать за ним. Мальчишка обещает им по-настоящему “дикарскую” жизнь.

Постепенно все переходят на сторону Джека, в племени Ральфа остается всего несколько человек.

Противоположный лагерь во всю увлекается дикарством – они охотятся и начинают поклоняться Зверю, гниющей голове свиньи, на которую слетаются мухи – это и есть Повелитель мух.

Слишком сильно увлекшись, мальчишки приносят в жертву Зверю одного из своих соплеменников, не отдавая отчета тому, что настоящий Зверь пробудился в каждом из них.

Увидев своими глазами смерть бывшего товарища, Ральф понимает, как мальчишки отдалилась от цивилизованного общества и превратилась буквально в коварных животных.

Понимая, что надо действовать незамедлительно, группа Ральфа пытается вразумить остальных и объединиться, пока не стало слишком поздно. Однако, их никто не слушает и происходит драка, в которой погибает Хрюша. Остальных товарищей Ральфа дикари берут в плен.

Мальчишка остается совсем один и теперь обитает в лесу, пока остальные пытаются его уничтожить. Желая выманить Ральфа из леса, дикари поджигают деревья, и пожар разгорается так сильно, что привлекает судно, проплывавшее неподалеку.

На остров высаживаются моряки и Ральф выбегает к ним первым. Рассказывая обо всем, что произошло, к парнишке приходит осознание ужасных вещей, которые творились на острове, и он заливается слезами. Офицер, прибывший для спасения, поражен историей, произошедшей на этом, с виду, райском островке.

«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.

Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []

Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.

Финал романа

Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.

Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.

Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.

Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.

Детский иммунитет

Чтобы «выпасть» из цивилизации, человеку совсем не обязательно попадать на необитаемый остров. Часто вполне достаточно оказаться в определенной компании в соответствующих условиях. «Порою мы попадаем в карман, в тупик мира — в училище, в полк, в контору, где нравы очень дурны, — писал Льюис в трактате «Страдание». — Одни вещи здесь считают обычными («все так делают»), другие — глупым донкихотством».

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Привычные добродетели высмеиваются, а скверные поступки возводятся в ранг общепринятых. Чтобы «вынырнуть» из такого «кармана», нужно суметь перевести свой взгляд из горизонтали в вертикаль — только тогда сиюминутные приоритеты и выгоды потеряют свою значимость. Для этого даже взрослому человеку требуется много осознанных усилий — что говорить о детях…

Мы по привычке приписываем им ангельские черты, но забываем, что подверженность влиянию извне у них в разы сильнее, а опыта живого общения с Богом практически нет. Хрупкость их внутреннего мира поражает. Каждому родителю хоть раз случалось испытывать ужас от ощущения собственной беспомощности перед вызовами и безднами, которые предстоит пройти его ребенку. «Как ни печально, — продолжает Льюис, — все мы видим, что лишь нежизненные добродетели в силах спасти наш род (…) когда мы действительно в опасности, сама наша жизнь зависит от того, насколько мы этому следуем».

Помните Робинзона Крузо? Его мир прост и понятен. Добро со злом имеют свои реальные примеры в окружающей действительности и еще не перемешались между собой. Чудак-Робинзон не одичал, не сошел с ума, не завыл от ужаса на необитаемом острове только потому, что непоколебимо верил в Бога и ежедневно общался с Ним в молитвах. Забытый среди бесконечного мирового океана, он сумел поднять голову и посмотреть в небо исключительно благодаря тому, что умел это делать и в своем родном спокойном Йорке.

Пожалуй, «Повелитель мух» — история не только и не столько о детях, сколько о мире, который создали взрослые. Мире, лишенном любви и милосердия. Мире, который, как в зеркале, отражается в сердцах детей. Мире, который по своему существу есть война.

Пелевин в рассказе «Затворник и Шестипалый» одному из героев дарит очень ценную мысль: «Все, что ты делаешь, — говорит он, — ты делаешь только из-за любви. Иначе ты просто сидел бы на земле и выл от ужаса. Или отвращения». Только любовь — та, которая «не ищет своего» и «не мыслит зла» — способна выработать иммунитет от погрязания в пучине одичания и отчаянья. Можно ли воспитать любовь? Можно ли научить чувству? И да, и нет одновременно. Научить есть шанс только тому, что уже есть в тебе. И если вокруг все погрязло в ненависти и вражде (напомню, действие «Повелителя мух» разворачивается во время третьей мировой войны), первыми страдают именно дети.

Есть ли шанс, что в детские души, искалеченные опытом жестокости, снизойдет мир, которого нет в мире? Для Голдинга ответ на этот вопрос не очевиден. Не случайно к ребятам на помощь пришло не гражданское судно и священник, а военный крейсер и вооруженный офицер, который, услышав про два смертоубийства, только присвистнул.

Кадр из фильма «Повелитель мух» (1990)

Примечания

  1. Нигде в романе не указываются его временные рамки и нет никаких пояснений, что именно это за война. Сами персонажи в своих разговорах очень редко её затрагивают. Во вступлении, которое Голдинг удалил из рукописи по требованию издателя, пояснялось, что это ядерная война (т.е. Третья мировая война). Вступление в экранизации 1963 года тоже содержит намёки, что это была ядерная война.
  1.  (англ.). ALA. Дата обращения: 29 января 2017.
  2. Питер Брук.  (англ.). Дата обращения: 28 июля 2011.
  3. Гарри Хук.  (англ.). Дата обращения: 28 июля 2011.
  4. John Sutherland, Stefanie Marsh.  (англ.). The Times (9 October 2009). Дата обращения: 29 января 2017. (требуется подписка)
  5. Conrad, Peter.  (англ.). Guardian (30 August 2009). Дата обращения: 13 августа 2010.
  6. ↑  (англ.). Encyclopedia.com. Дата обращения: 5 июня 2020.
  7. Bregman, Rutger.  (англ.). The Guardian (9 May 2020). Дата обращения: 5 июня 2020.
  8. . AdMe.ru (5 июня 2020). Дата обращения: 5 июня 2020.
  9. Том Шарп. Уилт = Tom Sharpe. Wilt. — М.: Эксмо-пресс, 2001. — С. 17—18. — 320 с. — (Эксмо-классика). — 5000 экз. — ISBN 5-04-006623.

Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица

  • Ребята понемногу начинают привыкать к самостоятельной жизни на острове. Малыш Персиваль несколько дней прячется в импровизированном шалаше, после чего он утратил интерес к играм и начал плакать.
  • Отряд Джека поддерживает огонь, дающий столб дыма. Малыши играются на берегу, строя песчаные замки. Они держатся отдельно от взрослых мальчиков.
  • Джек в джунглях находит глину и рисует кровожадную рожицу. Хрюша выдвигает идею соорудить песочные часы.
  • Внезапно ребята замечают проходящий мимо корабль, однако, дыма от костра почти нет, из-за чего судно проплывает мимо. Ральф поднимается на гору и видит всеми брошеный костёр. Джек в это время убивает первую свинью. Светловолосый «главный» сердится на предводителя хора. Сам охотник понимает, что злость мальчика неспроста, однако, ему очень обидно из-за всеобщего равнодушия к его «подвигу» (убийству свиньи).
  • Между ребятами затевается серьёзная ссора. Хрюша поддерживает своего друга, за что получает удар кулаком в живот. Джек разбивает его очки от бессильной злобы.
  • Ральфу кое-как удаётся восстановить спокойствие и мир, утвердив свою позицию главного.

О чем говорится в романе

Совершенно непредсказуемый, глубокий и исполненный тайных смыслов сюжет начинается с крушения самолета над необитаемым островом. На берегу, казалось бы, райского уголка оказываются на первый взгляд совершенно неприспособленные к жизни дети, которым предстоит не только познакомиться друг с другом, но и решить, кому следует возглавить отряд выживших и организовать жизнь и быт на острове.

После довольно долгих препирательств, обсуждений и голосований предводителем образовавшегося племени становится Ральф, подружившийся на берегу с полным мальчиком, страдающим от астмы, — Хрюшей.

Изначально культурное, цивилизованное общество, возникшее из детей и подростков, постепенно утрачивает связь с цивилизацией, общественными нормами и моральным и принципами. Определяющим фактором в этом отношении становится отделение подростка Джека и его товарищей по церковному хору. Обнаружив в себе способности к охоте, дети буквально меняются на глазах: на их лицах появляются боевые раскрасы, а поведение постепенно приобретает все большую и большую жестокость.

Охота на диких свиней со временем сменяется преследованием себе подобных. Первой жертвой становится мальчик по имени Саймон, но, пытаясь сохранить остатки цивилизованности, дети стараются делать вид, будто ничего не произошло, однако со временем это приводит к убийству Хрюши, которое отличается еще большей жестокостью и бесчеловечностью. Именно это событие становится кульминацией романа, за которым следует настоящая утрата всех моральных, этических и психологических ценностей.

Разрешается конфликт высадкой на берег острова взрослого офицера из спасательной миссии, который, олицетворяя более сильное начало, будто усмиряет, подавляет детскую жестокость.

Больше любви

Интересное определение таланта Голдинга дал писатель Энтони Берджесс (автор «Заводного апельсина»), назвав его «очень глубоким и очень узким». Глубина его заключается в степени проникновения в сложнейшие вопросы человеческого бытия, узость — в той сконцентрированности и неотступности, с которыми Голдинг всю свою жизнь разрабатывал, по сути, одну тему.

В 1983 году Уильям Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе — «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

В Нобелевской лекции писатель произнес очень важные слова: «25 лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго, так же, как, к примеру, к имени Рахманинова прицепилась знаменитая до-диез минорная прелюдия. Ни одна аудитория не отпускала его со сцены, до тех пор пока он не исполнит ее. Так и критики вчитываются в мои книги, до тех пор пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности <…> Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом… Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь… Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».

***

Джон Кэри, биограф писателя, отмечал: «Величие Голдинга как романиста — в его способности войти в некую «марсианскую» систему координат — показать знакомые вещи с абсолютно незнакомой точки зрения».

Каким я был подростком. Чистый беспримесный ужас, скрытый бунт и мир из книг

Стивен Кинг назвал «Повелителя мух» одной из своих любимых книг. В предисловии к переизданию 2011 года Кинг написал: «Из всего, что я читал, эта книга была практически самой сильной — она схватила меня с первых страниц и достала до самого сердца. Она буквально говорила мне: “Это не просто развлечение, это вопрос жизни и смерти”».

Уильям Голдинг, прямо говорящий на страницах своих книг об очень страшных вещах, в жизни являлся далеко не тем, кого обычно называют смельчаком. Он был чудаковатым мужчиной, попадавшим в конфузные ситуации с поразительной регулярностью. Он боялся высоты, уколов, насекомых и пресмыкающихся, боялся оставаться один в темноте.

Он был профессиональным моряком, но абсолютно не ориентировался в пространстве. В автомобиле он мог потеряться в нескольких километрах от дома. Он часто разбивал голову о притолоки, прищемлял себя дверьми и натыкался на тяжелые предметы. Все его начинания были обречены на провал: он развел у себя в пруду золотых рыбок, но их съели цапли. Он развел красивое водяное растение, но оно затянуло весь пруд, и Голдинг месяцами его выводил, боясь, что станет виновником заболачивания Ла-Манша.

Человек, который никогда и мухи не обидел, вспоминая унижения и лишения, испытанные в детстве, признавался: «Я всегда понимал нацистов: я сам таков по натуре». И «Повелитель мух» во многом продиктован знанием собственной натуры.

Уильям Голдинг умер 19 июня 1993 года после обширного инфаркта у себя дома в Перранауортоле. Его похоронили на церковном кладбище в Бауэрчоке. Панихиду отслужили в солсберийском кафедральном соборе — том самом, шпиль которого вдохновил писателя на одно из его самых известных произведений и который до сих пор привлекает туристов со всего мира.

«Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»

Почему роман Голдинга «Повелитель мух» вызывает такую бурную смесь чувств и эмоций – ужас и страх вперемешку с отвращением? Потому что в ходе повествования на наших глазах происходит нарушение основного человеческого табу – запрета на убийство. А поскольку жестокими убийцами себе подобных становятся дети, это страшно и отвратительно вдвойне.

Оказавшись на необитаемом острове, поначалу маленькие англичане автоматически продолжают соблюдать правила и законы цивилизованного общества. Однако под давлением сверхстресса, вызванного трагическими обстоятельствами катастрофы и необходимостью самостоятельного выживания, они теряют культурный слой, скатываются в архетипичное состояние и утрачивают природное табу на убийство.

Этому способствуют и ритуальные пляски, которые охотники устраивают, раскрашивая лица разноцветной глиной, превращая их в красно-бело-черные маски. «Маска завораживала и подчиняла… чувство дикости и свободы дарила защитная краска». А Джек сокрушается лишь о том, что не хватает барабанов.…

Уильям Голдинг показал нам со всеми подробностями постепенный процесс превращения в убийцу. Так, при первой встрече с дикой свиньей в джунглях Джек не смог ударить ее ножом, потому что «даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим». Однако прошло совсем немного времени, и убийство стало для него ежедневной рутиной.

Что мы видим в итоге? Поначалу ритуальная песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!» позволяет охотникам убивать животных – ведомые автором романа, мы можем наблюдать, как они «зажали бьющуюся свинью… а потом долго, жадно, как пьют в жару, отнимали у нее жизнь». Когда плотина запретов и ограничений сломлена, уже невозможно остановиться – мы видим убийство Саймона, затем Хрюши. И, наконец, слышим слова близнецов Эрика и Сэма, полные ужаса: «Роджер заострил палку с обоих концов…» Что означают эти загадочные слова? А то, что Ральфу собираются отрезать голову, насадить на кол и принести в жертву Зверю…

Молитва и инстинкты

Голдинг развенчивает две очень живучие идеи — «человек сам по себе прекрасен, его портит исключительно порочная среда» и «дети — невинны, они не знают грехов взрослого мира». Обе идеи не выдерживают контраргументов от реальной жизни.

Конечно, можно рассудить, что Голдинг, сам переживший войну, чересчур разуверился в человеке в принципе и под грузом слишком тяжелых впечатлений написал столь пессимистичный роман.

Но воинственный XX век безапелляционно доказал справедливость выводов, сделанных Голдингом. Человечество не научила история (Вторая мировая война началась через 20 лет после Первой), не вразумила образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасло воспитание. Криминальная хроника доказывает: дети способны на самые жестокие преступления.

Христианское учение объясняет это так: человек изначально болен злом. Это следствие грехопадения первых людей. Как наследственная болезнь, зло в человеке передавалось из поколения в поколение. Преодоление в себе греха — для ветхого человека задача непосильная. Поэтому Господь, сжалившись, послал в мир «Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После этого преодоление зла в себе стало не просто возможным, но необходимым условием спасения.

Если вернуться к роману, показательно, что даже те мальчики, которые были воспитаны в католической школе, о Боге не вспоминают ни разу. Ни единой молитвы (слова которых, без сомнения, вбивались в их детские головы изо дня в день) их уста произнести не могут. Молитвы остались в далекой понятной Англии, для острова есть только инстинкты.

Глава 1. Морской рог

Остров. Из джунглей выбираются два мальчика: один – светловолосый, второй – толстый. Они обсуждают катастрофу. Толстый пытается понять, где взрослые, но светловолосый (двенадцатилетний Ральф) предполагает, что взрослых на острове нет. Толстый рассказывает о себе: у него астма, с трёх лет он носит очки, а в школе его дразнили Хрюшей.

Ральф находит площадку из розового гранита, а за ней – красивую песчаную бухту. Он плавает, Хрюша – не умеет. Отец Ральфа – капитан второго ранга; у Хрюши нет отца. Его вырастила тётка – владелица кондитерской. Ральф верит, что отец спасёт их. Хрюша сомневается: во время полёта он слышал, как лётчик говорил об атомной бомбе. Толстый мальчик считает, что все в мире погибли и спасать их некому.

Ральф находит в воде кремовую с розовыми вкраплениями раковину. Хрюша предлагает ему подуть в «рог» для того, чтобы устроить всеобщий сбор. На зов Ральфа из джунглей выходит шестилетний Джонни, затем появляются остальные мальчишки, самого разного возраста и вида. Предпоследними прибегают близнецы Эрик и Сэм, за ними из леса выходит стройный отряд хористов, одетых в чёрные шапочки с серебряными кокардами. Возглавляющий хор Джек Меридью разочарован отсутствием взрослых.

Собравшиеся мальчики знакомятся. Главным выбирают Ральфа. Джек недоволен. Ральф милостиво оставляет ему руководство хором. Джек решает, что на острове хористы будут охотниками.

Ральф, Джек и Саймон (мальчик из хора, постоянно падающий в обморок) идут на разведку. Ральф извиняется перед Хрюшей за то, что выдал всем его прозвище. Мальчики поднимаются на вершину и убеждаются в том, что они находятся на острове. Ральф счастлив. Он считает остров своим. На пути к лагерю дети натыкаются на поросёнка. Джек хочет убить его ножом, но не смеет.

История

Идея романа возникла у Голдинга после того, как он прочитал роман «Коралловый остров» Роберта Баллантайна () — приключенческой истории в жанре робинзонады, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии — по сюжету три юных англичанина-подростка попадали в кораблекрушение и в итоге оказывались на необитаемом острове, где из-за своего воспитания начинали вести себя подобно Робинзону Крузо, тем самым избегая деградации в изоляции от цивилизации. Голдингу сюжет показался крайне нереалистичным (хотя в своё время роман получил колоссальный успех и к моменту выхода книги Голдинга считался классикой английской литературы) и у него появилась идея написать историю о том, как, по его мнению, на самом деле поведут себя дети, попавшие на необитаемый остров. В результате роман содержит множество отсылок к «Коралловому острову» вплоть до того, что три центральных персонажа (Ральф, Хрюша и Джек) являются карикатурой на трёх главных героев «Кораллового острова» (двоих из которых тоже зовут Ральф и Джек).

Путь в свет у романа был труден. Рукопись отверг двадцать один издатель, прежде чем издательство «Faber & Faber» согласилось выпустить его в свет с условием, по которому Голдинг удалил первую часть романа, в которой описывалась эвакуация и сильно переработал персонаж Саймона.

Сразу после выхода роман не привлёк к себе внимания (оригинальный тираж в 3000 экземпляров продавался очень медленно), однако спустя несколько лет он стал бестселлером и к началу 1960-х годов был введён в программу многих колледжей и школ. В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года. С 1990 по 1999 годы роман занимал 68-е место в списке ста самых спорных книг XX века, составленном Американской библиотечной ассоциацией.

Название книги «Повелитель мух» является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога — Бааль зевув (ивр. ‏בעל זבוב‏‎), чьё имя (Вельзевул) в христианстве стало ассоциироваться с дьяволом. Название для романа Голдингу подсказал Т. С. Элиот.

Сюжет[править]

Во время Второй мировой войны терпит крушение самолёт с мальчиками-школьниками, эвакуированными из Англии (либо одной из её колоний вроде Австралии). В результате катастрофы выживают только дети, оставшись одни на необитаемом острове. Техническая сторона вопроса, благодаря смекалке одного из мальчиков, Ральфа Ровера, была решена довольно быстро (сцены разжигания костра при помощи очков и охоты на диких свиней прилагаются), и дети образуют нечто вроде племенной общины, но с появлением слухов о некоем Звере, таящемся в лесу, в общине происходит раскол. Возникают разумисты, которые говорят, что никакого Зверя нет и вообще надо сидеть и ждать, пока не прибудет помощь, и т. н. охотников, которые, по мере страха перед Зверем, сначала пытаются убить его, затем — защититься от него, и, наконец, устраивают своеобразный культ поклонения Зверю, куда входили также жертвоприношения (сперва приносили в жертву свиней, а потом и людей). Так как разумистов, ясное дело, было куда меньше, закончилось для них всё печально.

Социальная робинзонада наших детей

Вот мы и разобрали системно «великий и ужасный» роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогла нам разобраться в загадках событий и поведения людей, превратив их в простые и понятные разгадки. Скорее всего, человек облегченно вздохнет и невольно отмахнется от серьезных и суровых выводов, сделанных после прочтения этого романа: «Ну к нам-то все это какое имеет отношение? Редчайший случай, когда дети остаются в изоляции, да еще надолго. Нет у нас тут коралловых островов! И войны, слава богу, нет. Наши дети под присмотром – с ними никогда такого не случится!» И будет неправ…

В ходе лекций по системно-векторной психологии Юрий Бурлан поясняет:

«Дети естественно агрессивны. Если детей оставлять без воспитания, они могут создать только архетипичную стаю, даже если они самые золотые родились. От воспитания зависит все! Оно даже в какой-то степени важнее обучения».

Но сегодня наши дети во многом остались без воспитания, и для этого вовсе не обязательно очутиться на необитаемом острове.

В современном мире родительство – не простой удел. Довольно часто родители сами дезориентированы и не представляют четко, как воспитывать собственных детей. Ведь время изменилось, и «бабушкины методы» воспитания уже не работают. Да и опыт собственного детства не помогает: современные дети настолько психически отличаются от своих родителей, что традиционные методы воспитания слишком часто терпят фиаско. В результате не всегда наши дети могут развиться так, как могли бы. Именно этим можно объяснить подростковую жестокость и волну школьного насилия, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Зачастую своим непониманием или бессилием разобраться мы оставляем наших детей один на один с их проблемами. В ситуации недостаточного участия взрослых в жизни детей и отсутствия полноценного воспитания, они просто вынуждены решать свои проблемы самостоятельно – как умеют, то есть архетипично.

А теперь представьте, что очень скоро наши дети вырастут и станут полноправными членами общества. Каким будет это общество, если оно состоит из не развитых до современного уровня личностей? Представить это помогает роман-предупреждение «Повелитель мух».

Маска цивилизованности

Итак, завязка «Повелителя мух» вполне классическая: группа английских школьников после авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Герои романа — разнохарактерные мальчики возрастом от 6 до 14 лет, часть из них — церковные хористы. Дети благополучны и добропорядочны. Сомнений нет: к их воспитанию и образованию подходят очень ответственно.

Первоначально мальчики, пытаясь подражать лучшим из взрослых, устанавливают «демократический режим правления» на острове. Главным кандидатом на место предводителя становится рациональный и ответственный Ральф, предложивший свод общеобязательных правил. Дети обозначают площадку для собраний, символом открытости жизни становится рог, используемый для передачи слова.

Голдинг сознательно придает необитаемому острову черты райского уголка — здесь красиво, тепло, повсюду растут питательные плоды, отсутствуют хищные звери. То есть есть все ресурсы для спокойной и благополучной жизни. Один из персонажей не без гордости заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует» (здесь между строк отчетливо слышится саркастический смех Голдинга).

Вскоре в каждом из обитателей острова начинают проявляться доселе скрытые разрушительные качества. Становится, например, очевидно, что свиней для питания надо убивать. Для некоторых ребят это оказывается проблемой, и не все находят в себе силы и моральную стойкость это сделать. Зато у других перспектива охоты вызывает огромный восторг.

Миссию вожака берет на себя Джек, чей образ в контексте сюжета можно интерпретировать как олицетворение первобытной силы и тоталитарной власти. Он не боится смерти, не страшится крови, набирает команду единомышленников и отправляется на поиски добычи. В это время мальчики, не способные на убийство ради еды, строят шалаши и собирают фрукты.

Поразительно, но для перехода к уже откровенно более грубым нравам и закону силы детям потребовалось совсем мало времени. Они начинают буквально деградировать, скатываясь в область низменных желаний и инстинктивного поведения. Маска цивилизованности легко уступает место звериному оскалу, что символически выражается в раскрашивании лиц воинственными, животными узорами. Оказывается, от охоты на свиней до убийства себе подобных мальчиков отделяет всего один шаг, на который они решаются практически без угрызений совести. И вот уже «нормальным» становится убивать тех, кто не вписывается в правила дикарского племени.

Кадр из фильма «Повелитель мух» (1990)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector