Церковь симеона столпника на поварской
Содержание:
История
Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришёлся на праздник Симеона Столпника.
Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям — в 1679 году) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.
В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII—XVIII веков.
На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 — середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.
После революции 1917 года церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести, чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. Владимир Десятников писал:
К 1966 году здание почти совсем разрушилось. В 1966—1968 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.
В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео
Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви.. В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова)
В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
История
Святой Симеон родился в 386 году нашей эры в селе гор Аманус . Он поступил в монастырь в возрасте 16 лет, но вскоре был признан непригодным для общежития из-за его экстравагантного аскетизма. Следуя примеру святого Антония, он пытался вести жизнь отшельника-подвижника в пустыне, но его подвиги физической выносливости и самоотречения привлекали паломников, ищущих религиозного наставления, и других набожных почитателей. Чтобы не отвлекаться, он решил жить на небольшой платформе на вершине трехметровой колонны. Высота колонны со временем была увеличена до 18 метров. Со своего места Симеон дважды в день проповедовал толпе, которая собиралась, чтобы стать свидетелями этого зрелища или самоуничижения. Лестница, прикрепленная к колонне, позволяла посланникам приносить еду и письменные послания Симеону, который также отправлял письма своим последователям таким образом. Его слава и репутация святости были таковы, что восточные императоры Феодосий, Лев и Феодосий III просили его совета и умоляли его вмешаться в государственные дела. Симеон жил на колонне в течение многих лет и умер в 459 году нашей эры в возрасте примерно 70 лет. После того, как ожесточенная борьба за владение его останками между Антиохией и Константинополем была решена в пользу Антиохии, был сопровожден торжественный перевод его останков в Антиохию. шествием Константинопольского патриарха, 6 епископов, Главнокомандующего Востока, 21 графа и трибуна и 6000 солдат. Его могила стала основным местом паломничества.
Через несколько десятилетий после смерти святого Симеона на месте его столпа была построена большая монастырская церковь (площадью более 5000 квадратных метров). Церковь состояла из четырех базилик, которые исходили из боковых сторон центрального восьмиугольника . Восьмиугольный переход увенчан куполом; в его центре стояла колонна Симеона. Церковь была центральным элементом обнесенного стеной монастырского комплекса, в который входили две небольшие церкви и общежития для паломников.
Остатки столпа святителя Симеона Столпника в 2000 году, до российских авианалетов в 2016 году.
Длинное заброшена и разрушена, сайт является частью серии руин , упомянутой как мертвые города в Сирии . До недавнего времени остатки столпа Святого Симеона все еще стояли, несмотря на то, что они были срублены до блока всего в несколько метров высотой из-за многих лет паломников, вырезающих себе небольшие части в качестве реликвий ; Значительные уцелевшие части вала колонны в последний раз были видны в 17 веке. Купол над ним, по-видимому, просуществовал до 19 века.
Церковь в 20-21 веках
В середине 20-х годов 20 века появилась вероятность закрытия храма. Из-за чего протоирей Н. Беневоленский, будучи настоятелем церкви, перенес главные святыни (образ св. Симеона Столпника, икону св. Дмитрия Ростовского и частицу его мощей) в Покровский храм, находившийся рядом. В 1929 году Симеоновский храм был закрыт. В Покровской церкви, куда были перенесены святыни, освятили приставной престол во имя Симеона Столпника.
Помещения Симеоновского храма были перестроены и переоборудованы. Здание передали в ведение Московского института повышения квалификации. В 1965 году в его стенах расположилось Городское училище по управлению кадрами при Мосгорисполкоме.
В 1995 году в церкви Симеона Столпника возобновились богослужения, а сам храм был передан в ведение РПЦ. В торжественной и праздничной обстановке сюда вернулись все его святыни, и началась его постепенная реставрация. В настоящее время при церкви действуют школа церковного хорового пения, воскресная школа, реставрационная и иконописная мастерские, а также издательство.
Строительство нового храма
Мастера-каменщики, приглашенные из Суздаля, довольно быстро возвели новую церковь. Проект храма предусматривал его строительство в форме ротонды, которая имела мощный и высокий купол. Высота купола должна была соответствовать высоте столпа, на котором, по преданию, провел 37 лет Симеон Столпник.
Однако технология строительства была нарушена, и практически сразу возведенный храм обрушился, при этом трапезная часть оказалась сильно повреждена. И. Р. Баташев и другие прихожане вновь собрали необходимую сумму для строительства церкви, но теперь приход уступил участок своей земли, на котором в дальнейшем фабрикант построил огромный дом. К концу столетия храм был закончен, однако его отделка растянулась на долгих 10 лет.
Архитектура
План и виды монастыря св. Симона Столпника и некоторых древних гробниц, Ричард Покок , 1745 г.
В отличие от многих соборов , построенных в средневековой Европе , идея церкви Святого Симеона родилась и реализовалась как единый проект за короткий промежуток времени. Он был спроектирован в форме креста, состоящего из четырех отдельных базилических комплексов. Основание для строительства церкви было заложено имперскими властями, которые позже продвинули курс. Прежде всего, большое количество паломников, которые часто стекались к колонне святого Симеона для молитвы, вызвали необходимость строительства церкви в 473 году нашей эры.
Амбициозный план комплекса церкви Святого Симеона отражает многочисленные архитектурные проекты. Основная идея трехнефной базилики восходит к давним традициям римлян . Сообщается, что первыми были построены главная базилика и баптистерий. Затем последовали монастырь и приспособления к баптистерию . В конце концов, остальные части комплекса, включая колоссальную арку на Via Sacra, завершили процесс строительства. Судя по всему, лучшие реликвии, которые видны из церкви Святого Симеона, — это массивная арка, которая находится в начале Виа Сакра по дороге к собору на горе. Кроме того, из церкви видны два монастыря; базар, который представляет собой несколько домиков и часовню- гробницу . Ниже представлены многочисленные сгруппированные здания, расположенные на территории комплекса.
Церковь с четырьмя базиликами
Крестовидная церковь прекрасно сохранилась, и весной с нее открывается прекрасный вид на все только что распустившиеся цветы. Если смотреть изнутри, столп Святого Симеона все еще виден, только он уменьшился до валуна высотой примерно 2 метра в центре двора. Уменьшение длины столба можно объяснить многолетним собиранием реликвий паломниками. Внутренний двор восьмиугольный и окружен четырьмя базиликами в форме крестовины и описывается как церковь с четырьмя базиликами. По-видимому, идея распятия заключалась в изображении распятия Иисуса на кресте. Очевидно, восточная базилика значительно больше других базилиок
Более значительный размер можно отнести к той важной роли, которую он сыграл в проведении всех ключевых церемоний, что делает его наиболее важным.
П-образный монастырь
По краю южной перегородки восточной базилики заложены часовня и монастырь . Первоначально Дейр-Семаан (монастырь Симеона) носил имя Теланиссос и был основан, чтобы максимально использовать две плодородные равнины, окружавшие его. В середине V века нашей эры местные жители основали монастырь на равнинах, а в 412 году Святой Симеон решил стать его частью. Позже он оставил местных жителей, чтобы жить там, поскольку он уехал жить в горы над равниной, где располагался монастырь.
Баптистерий
Баптистерий располагался на противоположной стороне южной базилики, вниз по священной дороге, известной как Виа Сакра. Баптистерий был построен вскоре после строительства главной церкви, и она служила в качестве важнейшей части паломнического комплекса. Дизайн баптистерия был безупречным и часто считался одним из замечательных артефактов христианской архитектуры во всей Сирии . Баптистерий был построен в два этапа; сам баптистерий, а затем и некоторые связанные с ним базилики позже. Баптистерий имел форму восьмиугольного барабана, который лежал на вершине квадратного основания здания. В какой-то момент его залили деревянной крышей, имеющей форму конуса или купола. Внутренний восьмиугольник был перекрыт прямоугольным внешним зданием. Очевидно, в дальнем конце камеры к востоку находится полукруглый апсидол , охватывающий туннель со ступенями, ведущими к его месту.
Пристройки к баптистерию
Маршрут процессии, ведущий к Дейр-Семаан (монастырь Симеона), начинается с западной стороны баптистерия. Кроме того, в начале этой дороги находится монументальная арка , идущая от монастыря в сторону баптистерия. Расположение церкви на холме обеспечивает вид на окружающую местность.
Внутреннее убранство
Церковь Симеона Столпника внешне имеет простое убранство, но вместе с тем она выглядит вполне нарядно. Основной объем украшают кокошники, ажурный шатер, узорчатые барабаны, арочные проемы небольших окон.
В 1966 году храм реставрировали. В результате ярусное покрытие пришлось сделать более простым и практичным.
После революции храм Симеона Столпника пришлось закрыть. Здание хотели снести. Часть постройки была разобрана. Так церковь стояла полуразрушенная, пока не приняли решение о строительстве московской магистрали. Сначала церковь хотели и вовсе снести, так как она не вписывалась в большинство современных построек. Но общественности все же удалось ее спасти.
После реставрации в 1968 году церковь была передана во Всероссийское общество охраны природы. В ее стенах проводились выставки представителей животного мира. Вскоре здание превратилось в подобие хлева. Интерьер был полностью уничтожен. Но, к счастью, это быстро закончилось. Позже в храме начали проводить выставки произведений искусства.
В 1992 году церковь вновь стала принадлежать верующим, которые возобновили ее утраченную красоту. Храм по сей день принимает прихожан и проводит службы.
Известные венчания в церкви[править | править код]
Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. 6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские браки» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.
Фотография декабря 2008 г. Купола перекрашены в зелёный цвет.
Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм. В 1866 году в этом храме венчались Константин Победоносцев (будущий всесильный обер-прокурор Синода) и Елизавета Энгельгардт. А в декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).
1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.
История
Основание церкви
Храм Преподобного Симеона Столпника
расположен на Николоямской улице д. 10 . Эта улица являлась частью древней дороги на Владимир (Солянка-Яузская улица-Шоссе Энтузиастов). Своё название улица получила по расположенной на ней Никольской церкви в Рогожской Ямской слободе . 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. Деревянная церковь Симеона Столпника
была построена в 1600 году, вероятно, в ознаменование его венчания на царство.]
В 1657 году Симеоновская церковь
уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку. Согласно храмовым записям Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А.И. Маленькова по проекту И.М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского. В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня.]
Современный храм
Симеоновский храм, 1882 год В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков]
Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника
состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н. И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов.]
Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм
был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой . В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви
приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 ). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов] .
Советский период
Перестроенная ротонда храма В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви
. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский, желая спасти святыни храма, перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытияСимеоновской церкви в 1929 году (по другим данным 1926 год]) и сам перешёл туда служить. Зимой 1979 года в память о ранее закрытомСимеоновском храме , в главном алтаре Покровской церкви был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника.]]
После закрытия Симеоновской церкви
здание храма было переоборудовано под учреждения. Два верхних яруса колокольни были разобраны, осталась только нижняя часть с полуколоннами. Главный объём храма был разделен на 7 этажей. На месте высоких ворот четверика и окон ротонды были пробиты дополнительные окна. После этих преобразований здание храма утратило свою гармонию, так как ротонда теперь выглядит по отношению к четверику непропорционально высокой . Первоначально здание Симеоновской церкви
занимал Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. А с 1965 года здесь расположился Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома.]