Христос о третьей заповеди, клятвах и обычной лжи

Этимология

Слово происходит от англосаксонского āð судебная присяга , торжественное обращение к божеству в качестве свидетеля истины или обещания, от протогерманского * aiþaz (источник также древнескандинавского eiðr, шведское издание, старосаксонское, старофризское eth, среднегерманское eet, голландский eed, немецкий Eid, готический aiþs «клятва»), от PIE * oi-to- «клятва» (источник также древнеирландского oeth «клятва»). Общее для кельтских и германских языков, возможно, заимствованное из одно к другому, но история неясна и, в конечном счете, может быть неиндоевропейской в ​​отношении небрежных призывов к божественности конца XII века.

ПРИСЯГА

Я, Ф.И.О., призываемый ныне в служение в (диаконском/иерейском) сане, обещаю Всемогущему Богу и клянусь пред святым Его Крестом и Евангелием в том, что с помощью Божией буду всячески стараться проходить своё служение согласно со Словом Божиим, с правилами и канонами Вселенской Православной и Апостольской Церкви и указаниями церковного священноначалия.

Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением, по чиноположению Церковному, ничего произвольно не изменяя. Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и святых отец.

Жизнь проводить благочестивую, трезвенную, от сует мирской устранённую, в духе смиренномудрия и кротости. Благим примером руководить других ко благочестию. Во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но славу Святой Церкви и спасение ближних, в чём да поможет мне Господь Бог благодатию Своею молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых.

Навсегда останусь верным Святой Матери Церкви и ни при каких обстоятельствах не вступлю в церковное общение с раскольниками и отступниками от святой Православной веры.

Со страхом Божиим и трепетом предстоя у Престола Алтаря Господня, осознаю ответственность принимаемого мною ныне служения. Залогом сему обещаю: начало вверенного мне служения отметить исключительно трезвением и молитвой.

Для сего обязуюсь всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан; без уважительной причины не опускать положенных по уставу служб;

Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия, проповедуя им слово Божие «благовременно и безвозмездно»;

Дом свой править, содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверненном мне клире;

В святом алтаре и храме буду держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим;

В проходимом служении вести себя буду благочестно, достойно своему высокому званию, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением.

Одежду буду носить присвоенную духовному званию, скромную и приличную, соблюдать установленные Православной Церковью посты; никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной и других азартных игр, курения и тому подобных — допускать не буду.

О благолепии храма, правильном ведении церковного хозяйства и церковных документов обязуюсь иметь постоянное попечение.

Памятуя, что священнослужитель без воли своего епископа ничего не совершает, обязуюсь все распоряжения своего духовного начальства исполнять беспрекословно.

В заключение сего клятвенного обещания целую Крест и Евангелие Спасителя моего. Если же нарушу эту Присягу, то постигнет меня Суд Божий и прещение церковное. Аминь.

Что такое клятва и почему нельзя клясться?

Что такое клятва и почему нельзя клясться?

Клятва — уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа (Быт.21:31) и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил (Вт.10:1-22). Этот обычай был закреплен законом Моисея: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись » (Вт.10.20). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы. «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость…» (Быт.47:29)». «И клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя…» (Нав.14:9). «Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает…» (1Цар.20:3). «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду » (Пс.62:12).

Приведенных мест достаточно, чтобы увидеть, что сам по себе этот обычай произносить клятву не содержал ничего греховного. Спаситель в Нагорной проповеди отменил этот ветхозаветный обряд, потому что дал новый закон — духовный. Теперь свидетелем верности в исполнении сказанного является совесть (слав. со-весть, со-вестник) — голос Божий в человеке. По слову апостола: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом » (Рим.9.1).

Приведем и другие места из Посланий св. ап. Павла: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас » (Рим.1.9), «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф » (2Кор.1:23), «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу » (2Кор.11:31), «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа » (Фил.1:8), «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1Фес.2:5). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет » (Откр.10:5–6). Иисус Христос словами «не клянитесь » отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

<< На главную страницуНепридуманные истории >>

Святые отцы о клятвах и клятвопреступниках

Никто не осудит человека не желающего давать клятву. Нарушение же данного обета или клятвы обычно влечет за собой тяжелые последствия.

Об этом наша подборка цитат из творений святых отцов Церкви.

…Никто из вас да не клянется именем Всевышнего Бога, потому что в уста, сотворенные для славословия Божия, не должна входить клятва. Ефрем Сирин

* * *

Тяжек этот грех <�клятва> потому, что не кажется тяжким; потому я и боюсь его, что никто не боится: потому эта болезнь и неизлечима, что она не считается болезнью. Иоанн Златоуст

* * *

…Нарушающий обеты, данные Духу Святому, делает хуже досадителей, пьяниц и проводящих жизнь в праздности, это всякому очевидно. Василий Великий

* * *

Гибельная страсть в человеке — сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычными языку своему, чтобы не умножилось твое неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов. Ефрем Сирин

* * *

…Не малый подвиг произнесшему обет — присовокупить к этому и что следует за обетом. Василий Великий

* * *

…Что, кроме корысти, чаще приводит к ложным клятвам? Как скоро касается дело до денег, весьма многие оказываются злонравными. Григорий Богослов

* * *

…Не клясться значит и не требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошаемый или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, и до клятвы говорит он истину. А если он — лжец, то лжет и поклявшись. Итак, по той и по другой причине не надлежит требовать клятвы. Исидор Пелусиот

* * *

…Множество клятв есть уже признак, что нет к тебе доверенности. Григорий Богослов

* * *

Многие клялись и нарушали клятвы, но, если они и избежали наказания, не будем полагаться на это, потому что их ожидает скрежет зубов. Иоанн Златоуст

* * *

Ничего не обещай Богу (см.: Еккл. 5, 4), даже и малости; потому что все Божие, прежде нежели принято от тебя. И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. — Какой же необычайный приимешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира (см.: Деян. 5, 1—2). Григорий Богослов

* * *

…Как огонь в спальне, погашай на языке своем ложную клятву. Если загорится дом, погибнет дерево и тело, а ложная клятва, воспламеняясь, и душу и тело губит в геенне. Иоанн Златоуст

* * *

…Дает ли кто верную клятву или нарушает свою клятву, подвергается наказанию. Посему избегай того, чтобы клясться и несправедливо и справедливо. Нил Синайский

* * *

Союза с братом не подтверждай клятвою, но имей с ним единомыслие в страхе Божием. Ефрем Сирин

Что Библия говорит относительно соблюдения обетов/клятв?

Вопрос: Что Библия говорит относительно соблюдения обетов/клятв?Ответ:

В Библии есть около 30 упоминаний об обетах; большинство из них мы находим в Ветхом Завете. В книгах Левит и Числа есть несколько упоминаний об обетах относительно приношений и жертв. Последствия для израильтян, давших обет и не выполнивших его, были ужасными, особенно если это был обет Богу.

История Иеффая иллюстрирует безрассудство людей, дающих обеты без понимания последствий. Перед тем, как повести израильтян в бой против аммонитян, Иеффай, описанный как могущественный и мужественный человек, дал опрометчивую клятву – если он вернется домой с победой, то отдаст Господу любого, кто первым выйдет ему навстречу. Когда Бог даровал ему победу, первой ему навстречу вышла его собственная дочь. Иеффай помнил о своем обете и отдал ее Господу (Судей 11:29-40). Вопрос, следовало ли Иеффаю выполнять свой обет или нет, является темой отдельной статьи. Тут же речь идет о безрассудстве опрометчивых клятв.

Возможно, именно поэтому Иисус дал новую заповедь об обетах/клятвах. «И еще вы знаете, что предкам вашим было сказано: «Не давай ложных клятв, но исполняй то, в чем поклялся перед Господом!» А Я говорю вам: не клянись вовсе! Ни небом, ведь оно престол Бога; ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его; ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя; ни головой своей не клянись – ведь не можешь ты даже волос один сделать белым или черным. Пусть слово твое будет «да», если да, и «нет», если нет. А все, что сверх этого, – от Злодея» (Матфея 5:33-37; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).

Принцип для христиан здесь очевиден: не произносите клятв ни перед Господом, ни друг перед другом. Во-первых, мы не можем знать наверняка, сможем ли выполнить свою клятву. Тот факт, что мы склонны к ошибкам в суждении (что является частью нашей падшей природы), означает, что мы можем давать обеты из безрассудства или незрелости. Кроме того, мы не знаем, что принесет будущее – это знает один Бог. Мы не знаем, что будет завтра (Иакова 4:14), поэтому давать клятву, что мы сделаем или не сделаем что-то, неразумно. Только Господь контролирует все – не мы, и «для тех, кто любит Бога, кто был призван согласно Его замыслам, Он все обращает во благо» (Римлянам 8:28). Зная это, мы осознаем, что нет необходимости давать обеты и что это на самом деле указывает на отсутствие доверия к Нему. Наконец, Иисус говорит, что нашего слова достаточно, без обетов или клятв. Когда мы говорим «да» или «нет», мы должны иметь в виду именно это. Подкрепление наших слов клятвами открывает нас для влияния сатаны, чье желание заключается в том, чтобы заманить нас в ловушку и скомпрометировать наше христианское свидетельство.

Если мы дадим опрометчивый обет и осознаем, что не можем или не должны его выполнять, то нам следует признать это перед Богом, помня, что Он, «справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого греха» (1 Иоанна 1:9). Нарушение обета, хоть и является серьезным проступком, заслуживает прощения, если мы предстаем перед Господом в истинном раскаянии. Бог не будет наказывать нас за нарушение клятвы, произнесенной неосмотрительно, но Он ожидает, что мы повинуемся Христу и воздержимся от них в будущем.

Иеффай и Саул: клятвы Ветхого Завета

Но с обетами есть одна сложность. Их дает человек, который
смотрит на все со своей колокольни. И в религиозном порыве он может пообещать
полную глупость.

Я слышал историю про новообращенного, который решил приносить в
жертву Богу десятину от своих доходов. Он не придумал ничего лучше, чем сжигать
на костре десятую часть своей зарплаты.

Эдвин Лонг (1829–1891). Обет Иеффая

В Библии есть и более грустные истории. Например, рассказ о ветхозаветном
судье Иеффае. Отправляясь на войну с аммонитянами, он хотел заручиться
поддержкой Бога. И решил дать обет после победы принести во всесожжение Богу
первое, что встретит его у ворот собственного дома (Суд 11:31). Аммонитян он
победил, а после победы около дома его встретила единственная дочь. Иеффай не нашел
ничего лучше, чем исполнить обещанное. Толкователям лишь остается гадать: сжег
ли он дочь или изменил обет и ограничился посвящением ее жизни Богу через
безбрачие.

Исполнение обетов имело исключительную важность в Ветхом
Завете. Тем удивительнее история из Книги Царств, когда израильский народ не
позволил Саулу исполнить данные обеты

Народ проигнорировал даже знамения,
которые считались происходившими от Бога (1 Цар 14).

В тот день Саул зачем-то решил проклясть всякого, кто вкусит
хлеба до вечера, пока не закончится битва и отмщение врагам. А его сын Ионафан
в это время преследовал врагов и не знал о заклятии. Увидев мед, он съел
немного и почувствовал себя значительно лучше. Врагов они победили. Но заклятие
было нарушено, и когда позже Саул вопрошает Бога, то Бог не отвечает ему.
Значит, кто-то согрешил, и Саул клянется казнить преступника. Знамение
указывает на его сына Ионафана. По всем законам жанра, Ионафан должен быть
казнен. Ветхий Завет, нарушение заклятия — и Сам Бог знамением указывает на него.
Но этого не происходит, народ отменяет обеты царя и призывает к адекватности:

Присяга — ступень на пути к священству

Теперь обратимся к присяге на принятие священного сана. Первая степень священства — служение в сане диакона. Мужчина-христианин, намеревающийся посвятить свою жизнь служению Богу, подаёт письменное прошение на имя правящего архиерея. К нему он прилагает рекомендацию от приходского священника или благочинного, автобиографию и другие документы. Далее ставленнику предстоит пройти собеседование с архиереем и членами Епархиального совета. Если решение будет положительным, то его ждет исповедь у духовника епархии.

Затем архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленник в присутствии архиерея (или, по благословению архиерея, — священника) произносит присягу, целует Крест и Евангелие и подписывается под текстом присяги. Присягу заверяет своей подписью архиерей или священник, который её принимал.

После этого ставленник ждёт одного из важнейших событий в своей жизни — хиротонии, то есть возведения в священный сан. Хиротония совершается архиереем во время литургии.

В современной практике Украинской Православной Церкви присяга на принятие сана диакона или священника одинакова, хотя порядок возведения в сан священника будет отличаться.

Клясться не запрещено, просто эта традиция устарела, она бессмысленна

На вопрос, почему клясться нельзя, ответить невозможно. Нет такого представления, что клятва — это грех. Это обряд, причём не языческий, а входящий в библейскую традицию. Но ему на смену пришёл новый подход — призвание Бога в свидетели.

Рассказывает священник Афанасий Гумеров:

Афанасий Гумеров

архимандрит, философ и религиозный деятель

Призыв Бога в качестве беспристрастного свидетеля во многом параллелен иудейскому обычаю клясться лишь Его именем во имя правды. Но смысловая нагрузка здесь похожая. То есть мы имеем перед собой трансформацию обычая в новую форму.

Главное отличие здесь — подчёркивание того, что Бог присутствует здесь и сейчас, в каждом из нас. Продолжая клясться просто именем Бога, мы как бы пренебрегаем богословским наследием христианства и снова дистанцируемся от Бога.

Да, это не грех. Но и практической пользы в этом нет. Как верно замечают даже самые поверхностные комментарии на эту тему: или клянись тем, что имеешь, или не клянись вовсе.

Клятва Богом, матерью, жизнью и т.д. — это дело пустое, потому что ни что из этого в реальности не принадлежит человеку.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Специальной православной молитвы для снятия проклятия нет

Будьте внимательны, когда ищете молитвы в интернете. Язычники и сектанты прячутся за именем Господа и специально размещают на своих ресурсах православные иконы, чтобы обмануть людей и завлечь их в сети дьявола

В интернете широко распространена так называемая «молитва от всех проклятий», которая, якобы, позволяет снять проклятие и избавиться от его «негативного воздействия».

Как по форме, так и по содержанию это языческое заклинание. Смотрим и комментируем текст:

В православии нет понятия «светлых божественных энергий».

Бог в этом заклинании явно не православный. Призывать можно только бесов, чем, читая эту «молитву», человек и занимается.

Человек ничтожен и запретить никому ничего не может, тем более темным силам. Это может сделать только Господь наш Иисус Христос.

Я лишаю все свои проклятья всей их энергии и силы!

Я сжигаю все свои проклятья Божественным Огнем! Как я произвел проклятья, так я их и уничтожаю!

(повторить этот абзац 3 раза)

И если на мне еще остались проклятья, посланные другими людьми, я их тоже лишаю всей энергии и силы!

Я сжигаю их Божественным Огнем!

Пусть Божественный Свет наполняет меня и освобождает от всех проклятий! 

Пусть Божественный Свет наполнит всех людей, которых я когда-либо проклинал!

Пусть Божественный Свет сожжет все проклятья, которые я когда-либо посылал на людей.

Я освобождаю всех людей от своих проклятий!

И я сам освобождаюсь от всех проклятий! 

См. предыдущий комментарий.

Пусть все люди, когда-либо пострадавшие от моих слов и мыслей наполнятся Божественным Светом, энергиями здоровья, радости, счастья, любви и мира!

Я благословляю всех людей, которых когда-либо проклинал! Я благословляю всех людей вообще!

Благословлять может только Господь.

Всем людям вообще я посылаю

яркие божественные лучи доброты,

яркие божественные лучи счастья,

яркие божественные лучи любви,

яркие божественные лучи радости,

яркие божественные лучи здоровья,

яркие божественные лучи процветания,

яркие божественные лучи мира,

яркие божественные лучи благополучия! 

Нет таких понятий в православии.

Языческая патетика и гордыня. Сколько бы себя сектант не уверял, что его мысли и слова не несут вреда (ведь он же сам сказал об этом!), поступив неправедно, он понесет наказание.

Темные силы! Я запрещаю вам использовать мои негативные мысли и слова в ваших темных делах! Если вы будете пытаться использовать мои слова и мысли в ваших темных делах, то вас сожжет Божественный Свет!

(повторить этот абзац 3 раза)

Ты, язычник, никто, чтобы запрещать. Запретить может только Господь.

Отныне и навсегда пусть мои мысли, слова и дела наполнятся Божественным Светом и всегда несут мне, окружающим людям и всему миру радость, счастье, здоровье, любовь, мир, мудрость, процветание!

(повторить этот абзац 3 раза)

Пусть Божественный Свет отныне и навсегда наполнит всего меня, всю мою семью, всю нашу страну и всю Землю!

(повторить этот абзац 3 раза)

Вся эта «молитва» представляет собой обычное языческое заклинание, не имеющее к православию никакого отношения. Будьте осторожны, впадая в язычество, человек преступает законы Божьи.

Мрачная ирония состоит в том, что, читая «молитву» от всех проклятий, человек может навлечь на себя самое настоящее проклятие Господне.

Отступление от закона Божьего и возврат к язычеству хорошим не заканчивается

Положение клянущегося без причины

Вопрос: «Какое положение, если человек много клянётся без причины?»

Клятва без причины указывает на то, что у человека отсутствует в сердце величие к Аллаху, мусульманин не должен так поступать, должен возвеличивать Аллаха и должен клясться только тогда, когда в этом есть необходимость

Но можно клясться даже если вас не попросили, Посланник Аллаха ﷺ очень часто клялся, даже когда его не просили клясться, но клятва Пророка ﷺ была всегда правдива, и его клятва усиливала значимость и важность сказанных им слов

Привычка клясться Аллахом постоянно может привести человека к тому, что он будет где-то врать и клясться тем самым совершая грехи.

Что делать если дал клятву и нарушил её?

В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.

Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).

إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)

Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)

В Исламе клятва нежелательна. Однако есть и исключения — клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе и др…. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил, что он никогда в жизни не произносил ни истинной, ни ложной клятвы.

Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву, что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.

За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.

Если кто-нибудь клялся оставить что-либо обязательное, например, намаз, либо совершить запретное, например, выпить спиртное, то он впадает в грех и считается нарушившим клятву, так как совершение этих поступков по Шариату категорически запрещается. А если поклялся оставить желательное, например, ратибаты — добровольные, желательные молитвы, совершаемые до и (или) после обязательных молитв, либо совершить нежелательное, например, совершение молитвы в коротких рукавах, то ему желательно нарушить клятву. В случае, если он поклялся оставить дозволенное, либо совершить его, и это касается лишь его, то ему будет предпочтительнее сдержать клятву. Если же его клятва наносит вред кому–либо, к примеру, если он поклялся не навещать своих родителей, родственников или друзей, то ему лучше нарушить свою клятву. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву» (Муслим 4360).

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)

Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.

Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.

Клятва

  • Клятва Библейская энциклопедия
  • Клятва Богословская энциклопедия
  • На тех, которые часто клянутся свт. Григорий Богослов
  • Правило 29. О клятве свт. Василий Великий
  • Клятва М. Олесницкий
  • Клятва проф. И.М. Андреевский
  • О клятве А.Г. Долженко
  • О клятвах Е. Попов
  • О клятве митр. Сергий (Ляпидевский)

Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.

Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).

Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.

Почему нельзя клясться

Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.

Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.

Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.

Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.

Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.

Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).

В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).

Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).

Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

Это наставление обусловлено рядом причин.

Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).

Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).

В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.

Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector