Смысл и значение божьей заповеди «не упоминай имя господа всуе»
Содержание:
- Имена Бога
- Библейская заповедь
- Почему нужно реже вспоминать Бога
- Портрет человека с повышенным ЧСВ
- Библейская заповедь
- Почему важно соблюдение третьей заповеди?
- Портал «Дивное Дивеево»
- «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Святитель Николай Сербский (Велимирович)
- Поминание Господа всуе
- Почему нужно реже вспоминать Бога
- Не произноси имя Его напрасно
- Значение слова «всуе»
- Не упоминай имя Господа напрасно
- Значение слова «всуе»
Имена Бога
У Бога много имен. Имя не является Богом, но в понимании людей отражает Божественные Сущности, Ипостаси и действия. Отец, Сын, Святой Дух, Вседержитель, Спаситель, Иисус Христос, Альфа и Омега… У Бога много имен, они запечатлены на страницах Ветхого и Нового Завета, выведены Дионисием Ареопагитом и величайшими умами человечества.
Имена Смысла для всех людей в понимании их содержания (насколько это доступно человеческому разуму) формируют при одном только произнесении и внутреннее состояние, и призыв к Богу. Если христианин произносит про себя слова молитвы, говорит в себе, например,
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй меня, грешного»,
он понимает, что Всевышний услышал обращение и тут же откликнулся. Призывание Бога стирает границы нашей богооставленности в этом мире, мы чувствуем Его. Священное имя, оставленное нам как возможность обращаться к Творцу мира, наделено по умолчанию сакральным смыслом. Каждый живущий на земле человек онтологически понимает значение слова «Бог».
От чего же предостерегает Господь в Своей заповеди? От эмоциональных «Боже мой!» домохозяек или «Слава Богу!», сказанных атеистами? Не только. Напрасное произнесение имени Бога – значит, не по назначению. Святитель Филарет (Дроздов) дает довольно подробный разбор «упоминанию всуе»:
«Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах».
Игнатий (Брянчанинов) писал, что молитва без внимания есть также нарушение третьй заповеди.
Действительно, ведь имя Божие называется и призывается, но в момент рассеяния внимания или отвлечения произносится молящимся впустую. Ведь обращение к Господу – обращение к бескрайней Тишине вечности. Как можно обращаться к вечному, при этом будучи настроенным на суетное, будь то праздный разговор, или откровенная хула?
Библейская заповедь
Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.
В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.
Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка
Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять
Десять заповедей Божьих
Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:
По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.
Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования. По словам святого апостола Павла: «…непрестанно молитесь». Имя Господа исцеляет, укрепляет, помогает в борьбе с помыслами, страстями, видимыми и невидимыми врагами. Но человек будет зарабатывать себе наказание и прогневлять Господа, если сделает Его имя словом-сорняком и будет бездумно вставлять его в любые предложения.
Небрежное упоминание Бога способствует потере страха Божия и благоговения. Избитое слово не оказывает на человека никакого влияния, ведь он сам его обесценил, сам перестал уважать и почитать своего Творца и Его имя.
Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования
Почему нужно реже вспоминать Бога
Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит»…
Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!
Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.
Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11
Портрет человека с повышенным ЧСВ
Кто же он – несчастный обладатель раздутого чувства собственной важности? Узнать его можно по взгляду – он всегда надменный и высокомерный. Лицо его обычно угрюмо и выражает недовольство – такой человек как бы находится в перманентном состоянии боевой готовности
Любимое занятие – спорить и выяснять отношения. А еще поучать других, требовать к себе внимания, хвастаться. Таких людей хлебом не корми – дай самоутвердиться за чужой счет.
Все разговоры он переводит на себя любимого, обсуждать что-то отвлеченное от собственной персоны ему скучно. Выглядит это примерно так:
– Вы слышали, что Собор Парижской Богоматери сгорел?
– Серьезно? Как жаль! Я был там в прошлом году, у меня даже фотография на фоне него есть, сейчас покажу. А вот еще с Эйфелевой башней и на Елисейских полях.
Особенно противны люди с завышенным ЧСВ тем, что везде вставляют свое “экспертное” мнение. Именно за это их, как правило, одергивают в сети. Выглядят они как выскочки, грубо вторгающиеся в чужие границы, а мнят себя интеллектуальными авторитетами.
Бывают еще ЧСВшники со знаком минус. Это люди, которые постоянно ноют и жалуются на судьбу – великие страдальцы и жертвы. Это, в основном, представительницы прекрасного пола: девочки, девушки, женщины. Их проблемы глобальны и уникальны, поэтому все вокруг им должны. Увидеть, что у других людей тоже есть проблемы, они не в состоянии из-за постоянного фокуса на своих переживаниях.
Библейская заповедь
Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.
Происхождение фразы
События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.
Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.
Понимание священных слов
Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.
Третья заповедь предупреждает о вдумчивом отношении к имени Бога
Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:
- Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
- Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».
Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.
Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.
Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства
Почему важно соблюдение третьей заповеди?
Имя Господа – это отражение его сущности, оно неотделимо от него. Когда оно употребляется напрасно, это можно рассматривать как его обесценивание, тем самым проявляется неуважение к самому Господу.
В Псалтыри сказано, что Бог свят и имя его свято. Святой – это значит предназначенный для особой цели. Всевышний не совместим с суетой и грехом. Когда святое имя упоминается всуе, Бог соединяется с грешной суетой.
А также имя Божье является доступом к его милостям, благословениям и благодати. Когда человек употребляет его напрасно, он тем самым лишает себя их.
Источник статьи: http://labuda.blog/192941
Портал «Дивное Дивеево»
Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу?
Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.
Человече! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.
Ученый! Когда ты измучился над разрешением трудной загадки природы и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, имя Высшего разума, и свет осветит твою душу и загадка разрешится.
О пречудное имя Божие! Как Ты всесильно, как прекрасно, как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.
Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.
В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил приятеля присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: «Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?» Доктор отвечал: «Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».
О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! Почему же жаба имеет гортань лучше, чем у человека? О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек?
О Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.
«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Как часто от знакомых и незнакомых людей приходится слышать раздраженное: «Гос-ссподи!» Ежедневно и многократно они называют святое имя Бога в быту, в дороге, причем в самые неприятные моменты: когда споткнулись, уронили, забыли, опоздали, когда что-то не получается. И мало кто задумывается о том, каким тяжелым грехом ложится на его душу эта скверная закоренелая привычка. Прислушаемся к мудрому слову святителя Николая Сербского…
Третья заповедь гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится Его имя, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать наисвятейшее имя Божие без душевного трепета?!
Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает ему храбрости, облегчает последний вздох и водворяет мир в мятущейся душе.
Человече! Когда ты разуверился в родных и близких, почувствовал себя одиноким или устал от долгого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для отяжелевших рук и ног твоих. Ученый! Когда ты измучился над решением трудной загадки и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, и свет озарит твою душу — и загадка разрешится.
…В одну больницу приехал на практику доктор. Ему дали ассистента, с которым он проводил время с утра до ночи, оперируя больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться и в своих выражениях никого не щадил. Его брань не миновала даже Господа Бога. Однажды доктора посетил приятель, и он пригласил его присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой тек гной. Вдобавок ассистент, не умолкая, грязно ругался.
Не выдержав, гость спросил друга-доктора: «Как ты можешь слушать эти мерзкие богохульные слова?» — «Я привык к тому, что существуют грязные раны, и из них часто течет гной. Если на теле больного есть нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его можно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».
…Некий золотых дел мастер, работая в мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через то селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. Мастер вышел, но никого не увидел. Удивившись, вернулся в мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что не звал. Сильно разгневавшись, крикнул он страннику: «Искушаешь меня или шутишь, когда столько работы?». Странник миролюбиво отвечает: «Воистину у Бога значительно больше работы, чем у тебя. Ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться: Бог или ты, золотых дел мастер?» Стыдно стало мастеру, и с тех пор он держал язык за зубами.
Поминание Господа всуе
Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.
Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:
- Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
- Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
- Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.
Третья заповедь запрещает использовать Имя Творца для заклинаний и клятв
- Использование имени Его в корыстных целях, для удовлетворения эгоистичных потребностей. Если человек организует благотворительное христианское общество, но, прикрываясь им, зарабатывает деньги для себя, то он ложно несёт в себе имя Господа. Так же поступают люди, только внешне следующие христианским традициям и посещающие церковь для собственных эгоистичных целей. Они прикрываются именем Бога, поминая его напрасно. Иногда в трудной жизненной ситуации люди обращаются к церкви за моральной или материальной поддержкой, получив которую продолжают вести привычную жизнь. В этом случае они также обратились к имени Всевышнего напрасно.
- Использование имени Господа в качестве слова-связки. Человек слаб, и в речи его часто можно услышать ненормативные слова-паразиты. Христиане часто заменяют их именем Его, считая, что таким образом избегают греха сквернословия. На самом деле они нарушают один из основных библейских законов.
- Имя Бога, как аргумент в споре, используется людьми, пытающимися утвердить свою правоту, опираясь на Слово Его. Чаще всего так ведут себя еретики. Они с помощью цитат из священных текстов привлекают людей, души которых находятся смятение. Упоминая истинное имя Господа в своей речи, они совершают грех, увлекая в него окружающих.
Важно! Господь, милостивый и справедливый, слышит все слова, обращенные к нему. Христианам, в жизни которых происходят постоянные беды и несчастья, необходимо задуматься о высказываниях и деяниях своих, чтобы не нести в них имя Господа лживо и напрасно
Почему нужно реже вспоминать Бога
Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит»…
Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!
Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.
Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11
Не произноси имя Его напрасно
Gott strafe England!
Одна из десяти заповедей говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.
Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).
Значение слова «всуе»
Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.
Происхождение
Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.
Распространенные значения слова «всуе»
Значение понятия
В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.
Не упоминай имя Господа напрасно
Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала… Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.
История фразы
Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.
Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно»
Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим)
В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.
Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.
Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:
Толкование заповеди
Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.
Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.
Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.
Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:
Значение слова «всуе»
Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.
Происхождение
Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.
Распространенные значения слова «всуе»
Значение понятия
В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.