Биоэтика и правовая культура

Действует ли в войнах Клятва Гиппократа, стоит ли врач выше политики?

23:52, 20 июня 2016

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу…

                                                        Из Клятвы Гиппократа

Прочитал статью, где врач говорит, что добивал раненных, попавших в плен. Рассказывал, как с  помощью различных медикаментозных средств убивал попавших в его больницу пленных, ссылаясь на некий патриотический долг. «Клятва Гиппократа не освобождает от уголовной ответственности за пособничество террористам» — его слова…

Вот, у меня сразу появились вопросы: стоит ли врач выше политики? По своим качествам стоит ли врач выше «простого» гражданина? А где же Клятва Гиппократа, которую дают все врачи после окончания медицинского ВУЗа?

Идут войны, гибнут люди с двух сторон, попадают в плен, многие из них раненые, как военные, так и мирное население. Тут начинают свою работу врачи. Перед ними раненные и больные с противной стороны. Как им вести себя – как врач, о котором я выше писал (я специально не указываю ни национальность этого врача, ни место его проживания, дабы не делать ему «рекламу») или же следовать Присяге Гиппократа – лечить?

Снова возвращаюсь в карабахскую войну (1992-1994 гг. и после), когда у нас были раненные азербайджанцы, а у азербайджанцев были раненные армяне. Не один десяток жизней спасли врачи с двух сторон, десяткам и десяткам оказали медицинскую помощь. Это не пустые слова, это на самом деле было так. Знаю азербайджанцев, которые благодарили наших врачей, благодаря которым остались живы. Знаю армян, которые благодаря азербайджанским врачам остались живы и до сих пор это помнят (уже повторяюсь)…

Всё-таки, думаю, что у военных своя «работа», у врачей своя и врач (медработник) должен быть выше всего и, через «не могу» обязан помочь тому, кто в этом нуждается, ведь он Клятву же давал. Может это кому-то покажется не патриотично, но они врачи, они должны быть выше «простых» граждан, от них зависит, будет жить человек или нет, даже, если это враг — он человек… ИМХО.

                                                  Текст Клятвы Гиппократа

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

 

Клятва Гиппократа.

Современные версии и актуальность

Гравюра Питера Пауля Рубенса с изображением Гиппократа , 1638 г.

Клятва Гиппократа затмили в качестве документа профессиональной этики более обширной, регулярно обновляемых этических кодексов , выдаваемых национальными медицинскими ассоциациями, такими как АМА кодекс медицинской этики (первый , принятый в 1847 году), а также британский Генеральный медицинский совет Добра «s Медицинская практика. Эти документы предоставляют исчерпывающий обзор обязанностей и профессионального поведения врача перед пациентами и обществом в целом. Врачи, нарушившие эти кодексы, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, включая лишение их лицензии на занятие медицинской практикой. Тем не менее, объем этих документов сделал их превращение в более короткие присяги привлекательным предложением. В свете этого факта в наше время было предложено несколько обновлений клятвы, некоторые из которых были шутливыми.

Клятва изменялась много раз.

В Соединенных Штатах большинство остеопатических медицинских школ используют остеопатическую клятву вместо или в дополнение к клятве Гиппократа. Остеопатическая клятва впервые была использована в 1938 году, а текущая версия используется с 1954 года.

Одна из наиболее значительных поправок была впервые внесена в 1948 году Всемирной медицинской ассоциацией (WMA) и названа Женевской декларацией . «В период после Второй мировой войны и сразу после своего основания WMA выразила озабоченность состоянием медицинской этики в целом и во всем мире. WMA взяла на себя ответственность за установление этических принципов для врачей всего мира. лет обычай медицинских школ приносить клятву своим врачам после окончания учебы или получения лицензии на занятие медицинской практикой вышел из употребления или стал простой формальностью «. В Германии во времена Третьего рейха студенты-медики не принимали клятву Гиппократа, хотя они знали этику «nil nocere» — не навреди.

В 1960-х годах клятва Гиппократа была изменена, чтобы требовать «крайнего уважения к человеческой жизни с самого начала», что сделало ее более светским обязательством, которое следует принимать не в присутствии каких-либо богов, а только перед другими людьми. Когда клятва была переписана в 1964 году Луи Лазанья , академическим деканом медицинского факультета Университета Тафтса, молитва была опущена, и эта версия была широко принята и до сих пор используется во многих медицинских школах США:

При обследовании 126 медицинских школ США в 1989 году только три из них сообщили об использовании первоначальной клятвы, в то время как тридцать три использовали Женевскую декларацию, шестьдесят семь использовали модифицированную клятву Гиппократа, четыре использовали клятву Маймонида , одна использовала клятву. завет, восемь использовали другую клятву, один использовал неизвестную клятву, а двое не использовали никаких клятв. Семь медицинских вузов не ответили на опрос.

По состоянию на 1993 год только 14 процентов медицинских присяг запрещали эвтаназию и только 8 процентов запрещали аборты.

В исследовании, проведенном в 2000 г. в медицинских школах США, все медицинские школы, существовавшие на тот момент, давали какую-либо профессиональную присягу. Среди школ современной медицины 62 из 122 использовали Клятву Гиппократа или ее модифицированную версию. Остальные шестьдесят школ использовали оригинальную или измененную Женевскую декларацию, присягу Маймонида или присягу, написанную студентами или преподавателями. Все девятнадцать остеопатических школ использовали Остеопатическую Клятву.

Во Франции выпускники медицинских вузов обычно подписывают письменную присягу.

В 1995 году сэр Джозеф Ротблат в своей речи на присуждении Нобелевской премии мира предложил ученым клятву Гиппократа .

В 2007 году гражданин США Рафик Абдус Сабир был осужден за обещание «Аль-Каиде» оказать медицинскую помощь раненым террористам.

Давали ли клятву Гиппократа будущие врачи в средневековой Европе?

Гиппократ и Гален. XII век. Фото Википедия/CC BY-SA 2.5

Нельзя сказать точно. «Клятву», безусловно, знали в Средневековье, так как «Сборник Гиппократа» был известен. Две цитаты из «Клятвы» упомянуты авторами в IV веке по Р. Х. С V по XI века — еще две цитаты, в том числе у святых отцов. Однако она, несомненно, была известна — так, поговоркой монахов, занимавшихся лечением больных в монастырях, было: «Что Гиппократ сказал, то и разрешено». Неизвестно, применялся ли данный текст как клятва в прямом смысле слова, или был просто руководством к этике врачевателя. В любом случае, если она и применялась, то редко и в исправленном виде, без упоминания языческих богов.

«Клятва» была «переоткрыта» в эпоху Возрождения, и в модифицированном виде получила широкое распространение с XVIII века.

Контекст и интерпретация

Греческий манускрипт клятвы XII века

Клятва, возможно, является самым известным текстом Корпуса Гиппократа , хотя большинство современных ученых не приписывают ее самому Гиппократу, считая, что она была написана в четвертом или пятом веке до нашей эры. В качестве альтернативы, классик Людвиг Эдельштейн предположил, что клятва была написана пифагорейцами , идея, которую другие ставили под сомнение из-за отсутствия доказательств школы пифагорейской медицины. В то время как пифагорейская философия демонстрирует корреляцию с ценностями Клятвы, предложение о прямой взаимосвязи было в основном дискредитировано в более поздних исследованиях.

Его общие этические принципы также можно найти в других работах Корпуса: Врач упоминает об обязанности хранить «святыни» медицины в медицинском сообществе (т.е. не разглашать секреты); в нем также упоминается особое положение врача по отношению к своим пациентам, особенно женщинам и девушкам. Однако некоторые аспекты присяги противоречат образцам практики, установленным в других частях Корпуса. Наиболее примечательным является его запрет на использование ножа даже для небольших процедур, таких как литотомия , хотя другие работы в Корпусе содержат рекомендации по выполнению хирургических процедур.

Распространение ядовитых лекарств, безусловно, было бы аморальным для современных врачей, если бы это привело к убийству. Однако абсолютный запрет, описанный в клятве, также запрещает эвтаназию . Сохранилось несколько свидетельств древних врачей, охотно помогавших самоубийцам . Было предложено множество объяснений запрета эвтаназии в клятве: возможно, что не все врачи принесли клятву, или что присяга была направлена ​​на то, чтобы предотвратить широко распространенные опасения, что врачей могут использовать в качестве политических убийц.

Интерпретировано AD 275 фрагмент присяги содержит запрет на аборт , который находится в противоречии с оригинальным Гиппократ текстом О природе ребенка , в котором содержится описание аборта, без какого — либо косвенно , что это было аморально, и описание абортивных препаратов , многочисленны в древней медицинской литературе. Хотя многие христианские версии клятвы Гиппократа, особенно в средние века, прямо запрещали аборты, этот запрет часто опускается во многих клятвах, которые даются сегодня в медицинских школах США, хотя он остается спорным. Скрибоний Ларгус был непреклонен в 43 году нашей эры (самое раннее сохранившееся упоминание клятвы), что она исключает аборты.

Как и в случае со Скрибониусом Ларгусом, Соран , казалось, не сомневался в том, что Клятва Гиппократа запрещает аборты, хотя, очевидно, не все врачи строго соблюдали ее в его время. Согласно работе Сорануса 1 или 2 века нашей эры « Гинекология» , одна группа практикующих врачей запретила все аборты, как того требует Клятва Гиппократа; другая сторона, к которой он принадлежал, была готова прописать аборт, но только ради здоровья матери.

Клятва выделяется среди сопоставимых древних текстов по медицинской этике и профессионализму своим сильно религиозным тоном, что делает приписывание ее авторства Гиппократу особенно трудным. Такие фразы, как «но я буду хранить чистоту и святость как свою жизнь, так и свое искусство», предполагают глубокую, почти монашескую преданность искусству медицины. Тому, кто соблюдает присягу, обещана «репутация среди всех людей за мою жизнь и мое искусство». Это сильно контрастирует с работами Галена о профессиональной этике, в которых используется гораздо более прагматический подход, в котором хорошая практика определяется как эффективная практика без упоминания божеств.

Тем не менее важность клятвы для медицинского сообщества подтверждается ее появлением на надгробиях врачей, и к четвертому веку нашей эры она стала символом медицинской профессии.

Клятва продолжала использоваться в византийском христианском мире с ее ссылками на языческих божеств, замененными христианской преамбулой, как в рукописи XII века, изображенной в форме креста.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

История врачебных клятв

Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Древнем Египте.

Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Клятва была впервые записана Гиппократом в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.

Первоначальный вариант, записанный Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийству («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»).

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл. Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословен во веки веков; я не лгу».

В Северной Америке и Европе в 2006 году текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

В СССР «Присяга врача Советского Союза», утверждённая в 1971 году, в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999 году Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

Нынешний текст клятвы врача установлен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.

В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

  1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  2. принцип непричинения вреда;
  3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  8. обязательство личного совершенствования;
  9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Суть клятвы Гиппократа

Клятва Асклепия имеет большое значение для медицины, морали и этики

Именно Гиппократ был первым, кто обозначил важность того, чтобы облик и поведение врача соответствовали всем нормам морали и этики. Хотя клятву, содержащую такие правила, приносили ещё в Древнем Египте, именно Гиппократ оформил текст надлежащим образом

Хотя клятва бога Асклепия и других древнегреческих божеств медицины была написана давно и основывалась на греческой мифологии, она оставалась актуальной на протяжении многих веков в разных редакциях и вариантах.

Гиппократ описывал образ идеального врача и приписывал ему следующие характеристики:

  • трудолюбивый;
  • приятный, аккуратный внешний вид, опрятная одежда;
  • неустанное совершенствование в своей области;
  • серьёзность;
  • чуткость;
  • способность завоевать доверие больного;
  • неразглашение врачебной тайны.

Первоначально клятву передавали только от поколения к поколению в роду Гиппократа. Считалось, что его предком был сам Асклепий. И только позже устные клятвы получили своё письменное выражение.

Сейчас клятву Асклепию и другим богам медицины уже не используют в её первоначальном варианте. Однако само название «Клятва Гиппократа» прочно вошла в разговорную речь. Ею называют официально закреплённую в законах «клятву врача», которую представители этой профессии произносят при получении каждым врачом диплома о высшем медицинском образовании.

Клятвой открывается собрание Гиппократового корпуса. Это самое первое сочинение в группе этих трактатов.

Нарушение

Прямого наказания за нарушение клятвы Гиппократа нет, хотя спорным эквивалентом в наше время является врачебная халатность , которая влечет за собой широкий спектр наказаний, от судебных исков до гражданских наказаний. В Соединенных Штатах в нескольких важных судебных решениях содержится ссылка на классическую клятву Гиппократа, либо поддерживая, либо отклоняя ее рамки медицинской этики: Роу против Уэйда , Вашингтон против Харпера , Сострадание в смерти против штата Вашингтон (1996), и Торберн против Управления исправительных учреждений (1998 г.). В древности за нарушение клятвы Гиппократа наказание могло варьироваться от штрафа до потери права заниматься медицинской практикой.

Текст клятвы Гиппократа

Клятва, которая приносится Аполлону, Асклепию, Гигиее и Панакее, на русском языке выглядит следующим образом.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Самый первый вариант на древнегреческом языке (ионийский диалект, который использовал Асклепий).

«Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ’ ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων».

Латинский сокращённый вариант клятвы.

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.

Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.

Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.

Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.»

Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Гиппократ

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

Клятва врача Российской Федерации (1991)

Перед лицом своих Учителей и сотоварищей по великой науке и искусству врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права Врача, торжественно клянусь:

  • чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя зла людям;
  • никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать её нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;
  • никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
  • в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;
  • направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;
  • не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для осуществления подобного замысла;
  • умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;
  • почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;
  • постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами её процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;
  • в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;
  • быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара.

* Большая Медицинская Энциклопедия

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам

«И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы»

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» — не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.

А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Клятва Гиппократа получила вторую жизнь в 1940-х, как символ медицинской этики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector