Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это

Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий

В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.

Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.

Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.

Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.

Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.

Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.

«НАКАЗАНИЯ БЫЛИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ТАМ БОГ ВОСПИТЫВАЛ НЕПОКОРНЫХ, А НОВОМ ЗАВЕТЕ НЕ ТАК: БОГ НИКОГО НЕ ОСУЖДАЕТ»

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28.»И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). |Ин. 3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул» . |Мк.3:1-5. «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.
Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).
Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: |Иак.4:12|2Пет.2:9|2 Пет.2:13|Рим.1:18|Рим.2:5-6|Рим. 12:18 |1 Кор.3:17|Кол.3:6|1 Фес.4:6|2 Фес.1:8-9|2 Фес, 2:12|Откр. 15:1|Откр. 11:18 |Откр.22:12| ДАННЫЕ ЦИТАТЫ в раскрытом виде .
Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.
2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).

Почему Бог наказывает детей за грехи родителей?

Протоиерей Игорь Шумилов

Надо сразу сказать, что Бог не наказывает детей за грехи родителей, все же каждый человек наказывается за свои грехи. Но почему возникает такой вопрос? Давайте обратимся к Священному Писанию как к самому достоверному источнику, говорящему о взаимоотношениях Бога и человека.

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх 20:5–6). Вот, казалось бы, прямое указание. Дети наказываются за вину отцов, причем даже до третьего и четвертого рода

Но нужно обратить внимание, что эти слова стоят в прямой зависимости от предыдущей заповеди Бога: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им… и дальше стоит союз ибо, что значит «потому что, так как» и потом уже: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…(Исх 20:4–5). Но что еще важнее, Бог наказывает детей за вину отцов — не безвинных детей за преступления предков, что даже несогласно с другими местами Священного Писания, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов

Если дети не поступают по грехам отцов, то они невиновны.

Где же в Библии говорится о невиновности детей в грехах родителей и наоборот — родителей в грехах детей? Вот где:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16).

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер 31:29–30).

И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду, <…> поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.

Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, чего он сам не делал совсем, <…> делает мерзость, <…> то будет ли он жив? , он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.

Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: <…> исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.

А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.

Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.

Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.

<…>

Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. <…> Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез 18:1–5, 9–11, 12–14, 17–20, 30, 32).

Последствия грехов родителей сказываются на детях как в физическом, так и в духовном плане. Проще вырасти праведнику в семье праведников и наоборот, грешнику в семье грешников. Но Господь судит людей не одинаково. Он учитывает те условия, ту заданность, в которой родился и вырос человек. Недаром даже в притче о талантах Господь говорит, что рабы получили разное количество талантов: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один,каждому по его силе (выделено автором. — Прим. ред.) (Мф 25:15). Господь дает каждому по силе и спрашивает с человека соответственно.

За что Бог наказывает безумием?

Иеромонах Дмитрий Першин

Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.

Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.

Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.

Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.

Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.

В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.

Молитва чтобы наказать человека, который обидел

Никому насылать проклятье мы не посмеем. Но тот, кто всё это время Вас изводил, ощутит пустоту и угрызения совести.

Наказание последует свыше в виде скорбных стенаний. Негодник не найдёт себе места, пока не раскается и перед Вами не извинится.

В любой без исключения день, ступайте в православный Храм и купите шесть свечей. Половину из них отложите для моления в домашних условиях.

Поставьте свечи к иконе Господа Бога. Накладывая на себя крестное знамение, едва слышно произнесите эти молитвенные строчки.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, накажи человека, меня обидевшего, и в душе возненавидевшего. Чтобы он молился и каялся, но только жестоко не маялся. Да будет воля твоя. Аминь.

Когда появится свободное время, уединитесь в запертой комнате. Зажгите оставшиеся свечи. Рядом поставьте икону Господа Бога.

Мысленно представьте себе обидчика и его слёзы покаяния. Взяв себя в руки, а волю в кулак, постарайтесь простить лиходея. Всевышний сам изберет для него меру наказания.

Приступайте к многократному и неторопливому чтению православной молитвы.

Перекреститесь три раза подряд. Когда все свечи угаснут, отнесите их огарки обратно в православный Храм.

Человек, который Вас жестоко обидел, будет наказан Господом Богом. Вскоре Вы в этом сами убедитесь.

Хорошая новость и плохая новость

Апостол Павел, упоминая об этом событии, пишет о том, что есть хорошая новость и плохая новость! Плохая новость состоит в том, что грех Адама был вменён, приписан и передан каждому представителю человеческой расы (Римлянам 5:12). Адам был представителем всего человечества; он и был в действительности всем человечеством и все будущие поколения произошли от него. В результате мы все согрешили и находимся под Божьим осуждением (Римлянам 3:19,23). Мы родились в этом мире духовно мертвыми, и как сказал Иисус Никодиму, мы должны родиться свыше (Иоанна 3:3–6).

Хорошая новость заключается в том, что если мы признаем себя грешниками и веруем в Евангелие, смерть Христа на кресте полностью покрывает наше наказание за наш грех и отворачивает Божий святой гнев. Праведность Христа вменена нам, и мы примирились с Богом (Римлянам 5:17–21). Таким образом, наше спасение не нарушает Божьей святости. Он может справедливо простить нам наши грехи, потому что Иисус сполна заплатил за них. Как говорит Новый Завет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоанна 1:9).

Обратите внимание на слово «праведен». Это подводить нас к еще одной причине, почему Бог назначил за грех человека смертное наказание

Если бы люди были бессмертны, они навсегда были бы отделены от Бога. Однако благодаря крестной смерти Христа и Его воскресению, если мы признаем наш грех и верим в искупительную работу Христа за нас, наша физическая смерть вводит нас в прославленное присутствие Бога на Небесах, чтобы воссоединиться с Ним навеки. Как замечательно, что смерть, которая изначально была наказанием за грех, является тем самым средством, с помощью которого Бог воссоединяет людей с Ним и дает верующим вечное святое совершенство!

Это подводить нас к еще одной причине, почему Бог назначил за грех человека смертное наказание. Если бы люди были бессмертны, они навсегда были бы отделены от Бога. Однако благодаря крестной смерти Христа и Его воскресению, если мы признаем наш грех и верим в искупительную работу Христа за нас, наша физическая смерть вводит нас в прославленное присутствие Бога на Небесах, чтобы воссоединиться с Ним навеки. Как замечательно, что смерть, которая изначально была наказанием за грех, является тем самым средством, с помощью которого Бог воссоединяет людей с Ним и дает верующим вечное святое совершенство!

Бог терпелив, но строг

С духовной точки зрения человек – не только материальное тело, но в первую очередь душа, которая после смерти физической оболочки не умирает, а отправляется к престолу Бога. Именно там свершается высшее правосудие. Библия призывает: «не завидуйте славе грешников, ибо не знаете, каков будет их конец».

Старец Паисий Святогорец говорил о том, что терпение Господа не знает границ: Он одинаково милостив и к праведникам, и к грешникам. Заблудших людей Бог оставляет безнаказанными при жизни, чтобы они имели возможность раскаяться. Он терпеливо ждет, пока грешники осознают глубину своих проступков и придут с покаянием. Старец указывал: несмотря на процветание, дело лукавых людей непременно рухнет. И в Судный день у них не будет оправдания, ведь Бог давал им время раскаяться, а они не сделали этого. Следовательно, грешники получают по заслугам: лишаются возможности переступить врата Рая, и отправляются к вечной погибели.

Преподобный Марк Подвижник предупреждал, что если кто-то грешит и не кается, не подвергается скорбям до последнего вздоха, то суд Божий будет свершен над ним без всякой милости. Господь сам ведает, кого, когда и как наказывать, и людям не следует вмешиваться в промысел Божий.


StockSnap/ Pixabay

Один грех одного человека тянет за собой десять

К сожалению, человек выбирает иное. Дьявол соблазняет Адама и Еву, и закономерно наступают последствия. Тела людей теперь разрушаются и умирают. Или Бог не предупреждал? «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).

Он в этом случае никого не топит, как беспомощных и слабых созданий, но, не найдя покаяния в совершивших преступление, отправляет их в изгнание, поскольку положение дел может стать намного тяжелее, чем мы себе представляем: поврежденный грехом человек вкусит от Древа Жизни и останется бессмертным, но в искаженном, падшем состоянии – «…и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Страшная участь, от которой, по милости Божией, мы избавлены.

Дальше, по правде, все равно людям становится очень трудно жить, но происходит все это не сразу и не вдруг. Каин убивает Авеля, отправляется в изгнание, и возникает целая ветвь его потомков, которая повреждена грехом еще больше, чем другие люди. Один грех одного человека тянет за собой десять, а потом еще тысячу и еще миллион. В результате мы приходим к критической точке – «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).

Таким было состояние людей тогда, когда на земле жил Ной. Единственный, кто оказался праведен перед Творцом. Остальные же отклонились от своего предназначения и любви Божией не просто очень далеко, но совершенно потеряли правильную дорогу, даже и не думали вернуться на нее, все заполнила собою жизнь ради греха.

Наказание в земной жизни

В Новом Завете исследователи выделяют несколько моментов, в которых прямо говорится, что Бог может карать людей не только в будущей, но и в земной жизни. Так, Господь распорядился, чтобы посредством апостола Павла был ослеплен лжепророк. А супружескую пару Анания и Сапфиру за грех сребролюбия и лицемерия Бог карает смертью с помощью апостола Петра. Недаром ученики обращаются к Христу со словами: «Боже карающий, Боже милосердный», подчеркивая, что Он может карать при жизни.

Игумен Никон (Воробьев) в своих проповедях говорил, что Всевышний наказывает грешников еще в их земном существовании, но делает это так, что окружающие не замечают наказания. Возмездие может прийти в виде угрызений совести, кошмаров, одиночества. Все эти кары не очевидны для других людей, но вполне ощутимы для грешников.

Более наглядными являются болезни, потери любимых людей, или случаи, когда за проступки родителей расплачиваются их дети. Такая кара дает возможность в полной мере почувствовать тяжесть расплаты, когда за неблаговидные поступки человека страдают его близкие люди.

Почему Бог не наказывает плохих людей?

Иерей Николай Петров

Слово «наказание» правильно переводится и понимается как «научение». Господь никого не наказывает, не пытается доставить неприятность какую-то, а пытается научить нас всех. С нашей точки зрения человек плохой, а Господь только знает, в чем он плохой и насколько, кому и какое научение (наказание) поможет исправиться.

В этом мире нет справедливости, она будет только в Царствии Небесном. Здесь же главное, чтобы человек встретил смерть в максимально нравственном состоянии, чтобы он успел что-то исправить, совершить, понять. Поэтому Господь индивидуально подходит к каждому, зная, какое наказание на него подействует. А если человек в результате этого испытания ничего не поймет, а только озлобится еще больше, то Он не будет его как-то специально мучить. Поэтому все наши размышления об этом часто абсолютно неправильные — из-за недостатка информации.

В Ветхом Завете говорится, что Господь бьет всякого сына, которого принимает, кого любит, того и наказывает. «Плохие» люди, далекие от Бога, но Он наверняка о них заботится, не наказаниями, а другими способами пытается их спасти. А если они потом сами что-то поймут и исправятся, то возможно, и наказания будут в их жизни, чтобы они дальше совершенствовались.

В Царствие Небесное ведет узкий путь, надо нести свой крест, нет такого понятия, как справедливость, на земле. В Евангелии Он рассказывает притчу о работниках 11-го часа, которые получают столько же, сколько трудившиеся весь день. То есть очевидно, что Господь не применяет никакой справедливости, нет в Евангелии такого понятия. Человеческими мерками справедливости невозможно измерить Промысл Божий. Он много лучше, чем справедливость. Хотя некоторые считают, что раз Бог не поступает по справедливости с плохими людьми уже здесь, на земле, значит, Он и не всесилен.

Но вместо справедливости в нашей жизни действует Промысл Божий, когда Господь, зная, как и что повлияет на человека, ведет каждого к спасению. И ведь это же намного лучше! Вот если бы вам, за совершенное вами преступление, предложили на выбор справедливое наказание по суду (тюремное заключение) или некоторое задание на воле, пусть и трудное, но посильное, не слишком соответствующее преступлению, зато способствующее вашему исправлению, — что бы вы предпочли? Неужели «справедливо» терять месяцы жизни в тюрьме? То есть для себя мы понимаем, что нам выгодно и полезно смягченное наказание, хотя ясно, что закон имеет право наказать нас строго. Но это значит, что и Господь, как Всесильный, мог бы любого грешника соответственно наказать, не делает же этого, только зная лучший для него способ исправления.

Если человек оказался без вины в заключении, то это верный признак того, что Господь его любит, но, чтобы принять и вынести это, нужна вера. Без веры все эти наши размышления не подействуют. Если нет веры, то человеку кажется, что все неправильно.

Наказывает ли Бог за грехи?

Можно ходить в Церковь каждый день, можно молиться с утра и до вечера, можно ездить по всем святым местам, можно слушать проповеди  других людей, но при этом так и не найти его внутри Себя. Скорее всего, люди приходят туда просто обменяться энергией любви, подарить ее другим и наполнить себя. Просто где-то в обычной жизни им этого не хватает, может кто-то из них даже внутренне одинок. А в компании единомышленников сердце раскрывается, и энергия любви может свободно циркулировать по телу, наполнять его и распространяться за его пределы.

Я слушала там проповедь местного энергичного и харизматичного Пастора, который очень вдохновенно говорил, а люди его слушали, кивали головой и со всем соглашались. Наверное, им нужно, чтобы кто-то говорил им, как правильно жить. Им надо кем-то вдохновляться, за кем-то идти, чему-то следовать. А мне так и хотелось сказать им всем: «Все внутри вас! И Бог внутри вас. Ведь Бог – это Любовь! И не надо слушать никого, потому что весь источник знаний находится внутри вас, в вашем сердце! Только вы сами знаете ответы на все свои вопросы, только вы знаете, как вам жить. Только вы знаете, отчего ваша душа начинает петь; что вас радует, а что печалит; что вдохновляет, а что разрушает!».

Но большинству людей нужен кто-то, кто поведет их за собой и скажет им, как правильно жить. Но дело все в том, что чтобы не сказали нам другие люди, только мы сами знаем ответы на все свои вопросы. Только мы сами можем задать вопрос своему Духу, своему Высшему Я, обратиться к своему Источнику и получить ответ. Все внутри нас, целый мир внутри нас, вся Вселенная внутри нас!

Что такое религиозность?

Прот. Андрей Лоргус

Религиозность является реализацией такой же фундаментальной потребности личности, как безопасность или самореализация, как любовь или свобода. Религиозность – это потребность человека в Высшем, духовном, священном, в таком обосновании, подкреплении и оправдании жизни и ценностей, без которых личность теряет смысл жизни.

Каждый человек ищет То или Того, Кто или Что стоит над ним и над миром, над вещами и событиями, над страданиями и счастьем, над жизнью и смертью. Человек ищет Того или То, что имеет высший смысл, потому что смысл необходим нам для жизни, как воздух. Как зрелая форма духовности, а не как родительская традиция или общественная установка, религиозность отвечает на глубинные запросы человека.

Другое дело, что реализована она может быть по-разному: через магию или мировоззрение, но самой распространенной является реализация через религию. Большинство человечества (а по данным ООН о распространенности религии в мире, это от 85% до 92%) живет, избирая для себя ту или иную форму религиозности.

Впрочем, религиозность может быть как здоровой, так и невротической.

Наказывает ли Бог?

То, что Бог наказывает людей, это несомненная истина, имеющая многочисленные подтверждения в Священном Писании. Однако эти наказания бывают двоякого рода: воспитательные и карающие.

Воспитательные наказания являются наказаниями отеческими, врачебными, посылаемыми только для исправления людей, для удержания их от зла хотя бы страхом, для укрепления в добре и подобных целей (см. 1Кор.11:32; 1Петр.1:6,7; Иак.1:12). Апостол, вместе с Соломоном (Притч.3:11), наставляет верных не пренебрегать наказаниями Божиими: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня (παιδείας κυρίου), и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (παιδεύει); бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6). Посылая нам различные бедствия и скорби, Бог «подвигает нас к добру» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 26).

Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его (Рим.2:6). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδόν­τος ἐκδίκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63).

Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так,

«Бог любит всех оди­на­ково»

Ответ: Библия пока­зы­вает обрат­ное: «Очи Гос­подни на пра­вед­ни­ков, и уши Его — к воплю их. Но лице Гос­подне против дела­ю­щих зло, чтобы истре­бить с земли память о них» (Пс.33:16–17). Да и слова пятого псалма гово­рят о неоди­на­ко­вом отно­ше­нии Бога к разным людям: «Ты нена­ви­дишь всех, дела­ю­щих без­за­ко­ние» (ст.6). Конечно, Бог помо­гает и мусуль­ма­нам и языч­ни­кам, чтобы те в День Суда не упрек­нули бы Творца в том, что, Солнце све­тило лишь хри­сти­а­нам. Преп. Амвро­сий Оптин­ский: «Всем здраво рас­суж­да­ю­щим известно, что дух хри­сти­ан­ский и вместе дух Хри­стов заклю­ча­ется в соблю­де­нии запо­ве­дей Хри­сто­вых. А брат ваш измыс­лил какой-то иной дух хри­сти­ан­ский. Да как же это может быть дух хри­сти­ан­ский без Христа, и без соблю­де­ния учения Хри­стова? Это какой-то дух само­из­мыш­лен­ный и, так ска­зать, само­дель­ный, и никак не достоин назы­ваться хри­сти­ан­ским именем, потому что думает любить всех без­раз­лично, как хри­стиан, так равно и турок и языч­ни­ков. Хри­стос же Гос­подь в учении Своем поло­жил в этом раз­ли­чие, говоря во Еван­ге­лии: аще кто пре­слу­шает Цер­ковь, буди тебе якоже языч­ник и мытарь (см.: Мф. 18:17). Да и Сам Все­б­ла­гий Гос­подь пра­вед­ных любит, а греш­ных только милует. И истин­ные хри­сти­ане, под­ра­жая Гос­поду, так же посту­пают: ока­зы­вая милость и снис­хож­де­ние всем без­раз­лично, являют полную любовь только пра­во­ве­ру­ю­щим» (16).

Для всех Бог творит мило­сти, но бла­го­сло­ве­ние Божие пре­бы­вает на Его народе (кото­рым явля­ется Цер­ковь Пра­во­слав­ная): «Гос­подне есть спа­се­ние, и на людех Твоих бла­го­сло­ве­ние Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пре­бы­вает нака­за­ние Божие. Причём, не за то, что они некре­ще­ные, а за их злые дела. Об этом подробно повест­ву­ется в первой главе Пав­лова посла­ния к Рим­ля­нам. О неод­но­тон­но­сти Божией любви гово­рят и сле­ду­ю­щие строки: «Как и напи­сано: Иакова Я воз­лю­бил, а Исава воз­не­на­ви­дел (Мал.1:2–3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9:13).

Если даже среди уче­ни­ков у Христа был осо­бенно воз­люб­лен­ный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и гово­рить о тех, кото­рые уко­ре­ни­лись во зле? Неужели они пре­тен­дуют на ту же любовь, что Иисус ока­зы­вал Своей Матери и Иоанну Бого­слову? Тогда и уточ­не­ния об апо­столе Иоанне — «кото­рого любил Иисус», ста­но­вятся бес­смыс­лен­ными встав­ками в Еван­ге­лие, но Бог учит, что «все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим.3:16). Если бы Бог любил всех оди­на­ково, то, и нака­за­ние было равное. Но, мы уже при­во­дили слова свя­ти­теля Тихона о том, что суще­ствует два разных вида нака­за­ния – для пра­вед­ни­ков и для нече­стив­цев. Под­чёр­ки­вает это и свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «Ска­жите, разве все нака­за­ния, кото­рые терпят люди от людей, оди­на­ковы? Нет, не оди­на­ковы .Когда отец с любо­вью нака­зы­вает своего сына, то это делает он для того, чтобы испра­вить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие нака­зы­вают тяжких пре­ступ­ни­ков, осуж­ден­ных на тюрем­ное заклю­че­ние и даже на смерт­ную казнь, то это совсем другое: здесь уже не пре­сле­ду­ются цели исправ­ле­ния, а только нака­за­ния, потому что заслу­жив­шие эти страш­ные кары при­знаны неис­пра­ви­мыми» (10).

Ограждение христиан от греха злорадства

Иоанн Кронштадский высказывал мнение, что Бог не наказывает отступников, чтобы оградить остальных христиан от возможности позлорадствовать. Ведь созерцание чужого горя и получение удовольствия от вида чьих-то страданий, само по себе является грехом.

Кроме того, немедленное наказание за плохие поступки в земной жизни требовало бы соответственного поощрения за хорошие дела. Таким образом, люди думали бы, что после смерти нет ни возмездия, ни награды. А как никакие материальные блага не сравнятся с благами небесными, так же земные страдания ничто по сравнению с вечными муками грешной души.

Земная жизнь — лишь временное пребывание души, главное, что она получит в дальнейшем: вечное блаженство или вечную гибель.

Для подлинной любви необходимо то, что постичь невозможно

Но неужели все дело только в том, чтобы прибавить к свободе ответственность, которую не очень хочется нам, современным людям, иметь на плечах, задать вектор и цель, пусть даже творить вместе с Богом, развиваться? Допустим, даже я понял, что должна быть любовь между людьми и Творцом, хорошо — но какая именно? Просто «ты мне – я тебе»? Или «мы вместе», и все – этого достаточно? Делай, как я говорю, делай вместе со мной, и ничего страшного не случится?

Создатель идет еще дальше. Он являет Свою волю о древе познания не только для того, чтобы человек в уме своем все время предстоял перед Ним. Не только для того, чтобы люди отвечали за то, что делают, и видели перспективы, которые открывает тот или иной выбор. Не только это. Господь дает людям потенциальную возможность познать тайну не просто взаимной любви как таковой, но любви жертвенной, которая одна только и является истинной любовью.

Для этого на внутренний жертвенник, перед Богом, мы приносим нашу личную волю и оставляем ее, мы совершаем акт самоотречения, добровольно делаем тесным наш путь, и в смирении находим то, что за гранью разумного и логически правильного — нам открывается иррациональный смысл любви, для которой недостаточно одного лишь человеческого сознания.

Для подлинной любви необходимо нечто такое, что и постичь невозможно. И Бог это нам открывает —  мы прикасаемся к Личности Творца, которая за гранью восприятия. Через жертву, которую приносим, избирая не свое: «вожделенное и приятное для глаз», не то, что легко, но то, что трудно: «не ешь от него». Да будет воля Твоя.

Но если любовь такова, то тогда я не хочу, не могу любить… Почему это так больно? Потому что эта любовь — настоящая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector