Грехи на исповеди: перечень, список. как подготовиться к исповеди и причастию, какую молитву читать, как правильно называть грехи?
Содержание:
- Неочевидные для современного человека грехи
- Чревоугодие в православии
- Исповедь для ребенка
- Прощение грехов
- Как подготовиться к исповеди?
- Искренность исповеди
- Перечень грехов для исповеди
- Новости
- Список грехов для исповеди женщины
- Значение исповеди
- Что говорить батюшке на исповеди?
- Грехи, совершенные против Бога
- Примеры мужской исповеди
- Как исповедоваться первый раз
- Что общего между унынием и ленью?
Неочевидные для современного человека грехи
Верующий, редко посещающий церковь, может не знать, что к числу греховных дел относится не только воровство и убийство, но и, например, следование суевериям, секс до брака и т. д.
Подобные поступки на исповеди можно изложить примерно так: «Батюшка, в юности я вела половую жизнь до брака. Забеременев от малознакомого мужчины, я была вынуждена сделать аборт. Боялась, что обреку своего ребенка на жизнь в нищете и безотцовщину. Спустя годы я осознала эти грехи и теперь часто жалею, что пошла на убийство народившегося дитя и вела блудную жизнь».
Не обязательно тщательно готовиться к исповеди и составлять подробную речь. Это не доклад перед начальством, а очищение души и возможность разрешить сомнения относительно поступков, которые тревожат человека долгие годы.
После получения прощения от батюшки, многим становится намного легче, и они стараются избегать прежних ошибок.
Видео: что нужно говорить батюшке на исповеди?
В этом ролике иегумен Алексий расскажет, нужно ли рассказывать о грехах на исповеди подробно:
Чревоугодие в православии
Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.
Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?
Исповедь для ребенка
Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.
Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.
Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.
Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:
- Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
- Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
- Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
- Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
- Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
- Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
- Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
- Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
- Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
- Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
- Ленится или помогает родителям по дому?
- Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
Прощение грехов
Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи — это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…» (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.
Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?
Как подготовиться к исповеди?
О сакральном смысле исповеди и покаяния написано много книг, статей и брошюр. И вроде бы все понятно: все грехи подробно описаны, нашел в книге совпадения, выписал их на листик и зачитал на исповеди.
Но тут есть проблема — выходит то слишком общо, то сухо, а порой складывается впечатление, что эти грехи напрямую к тебе не относятся и все попахивает формализмом.
Так как же каяться? Какие грехи называть? Пускаться в витиеватые описания подробностей ссоры с соседями или ограничиться фразой «делом, словом и помышлением»? Разбираемся в Слайдах «Фомы». Материал можно распечатать в формате А4.
Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал.
Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Церковное таинство, в котором человек кается в своих грехах, а Господь их прощает. Исповедь — завершающий этап покаяния (раскаяния) человека в своих грехах.
«Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе — приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце», — священник Александр Ельчанинов.
Во время исповеди священник может задавать уточняющие вопросы (не из любопытства, а чтобы узнать настоящие причины того или иного поступка), особенно если он видит человека впервые. Иногда может что-либо посоветовать.
А может просто молча выслушать.
Священник — свидетель того, что человек действительно покаялся. Посредством его свидетельства Господь отпускает грехи людям.
Нет, это сказал Спаситель апостолам: какие грехи они отпустят людям на земле, такие будут отпущены и на небе (Мф 18:18).Так как священники — преемники апостолов, сказанное распространяется и на них.
Нужно прочитать Евангелие и спросить свою совесть: а в чем я грешен? Голос совести всегда подскажет, в чем надо каяться, просто надо научиться его слышать и быть честным с самим собой. А затем нужен разговор со священником. В Интернете много написано на эту тему, но ничто не заменит живой разговор.
Строгих правил нет. Чувствуешь, что «накипело» — идешь на исповедь. Если давно не «накипало» — стоит задуматься, что все люди грешные, и идти на исповедь.
Таинство обязательно только перед Причастием и Крещением, но только для взрослых, отвечающих за свои поступки людей. Детей обычно начинают приводить на исповедь не раньше 7 или 9 лет, в зависимости от психологической зрелости ребенка.
Регулярная исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина.
На этот вопрос хорошо ответил священник Игорь Фомин:
«Абсолютно все, которые вы совершили делом, словом или помышлением. Именно это надо озвучивать на исповеди: то, что вы сделали плохого; то неправедное, что произнесли; то дурное, что подумали (даже если не реализовали свою мысль).
Чтобы увидеть эти грехи, надо прислушиваться к своей совести. Если совесть ваша в дремучем или спящем состоянии и поэтому не обличает вас, но тем не менее вы знаете, что совершенное вами — грех, то обязательно называйте и его».
- Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди?
- 5 главных вопросов о покаянии
Искренность исповеди
Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию.
Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.
Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.
Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.
Перечень грехов для исповеди
Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки
Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.
Чем мы согрешаем перед Господом?
ГОРДОСТЬЮ.
НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
НЕПОКОРСТВОМ.
САМООПРАВДАНИЕМ.
ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
САМОДОВОЛЬСТВОМ.
САМОЛЮБИЕМ.
САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
СВОЕНРАВИЕМ.
САМОХВАЛЬСТВОМ.
САМОУГОДИЕМ.
САМОЧИНИЕМ.
НАГЛОСТЬЮ.
ОСКОРБЛЕНИЕМ.
ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
СЛАВОЛЮБИЕМ.
ВОЗНОШЕНИЕМ.
ВЫСОКОМЕРИЕМ.
ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
ВЫСОКОУМИЕМ.
НЕПОСЛУШАНИЕМ.
ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
БОГОХУЛЬСТВОМ.
КОЩУНСТВОМ.
НЕЧЕСТИЕМ.
НЕПРАВОВЕРИЕМ.
ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
СУЕВЕРИЕМ.
НЕПРАВДОЙ.
ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
НЕПОСТОЯНСТВОМ.
ПРЕЛЕСТЬЮ.
ЕРЕСЬЮ.
ЧАРОДЕЙСТВОМ.
ВОЛШЕБСТВОМ.
ГАДАНИЕМ.
НЕВЕРИЕМ.
ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
КОМАНДОВАНИЕМ.
ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
НАДМЕННОСТЬЮ.
ТЩЕСЛАВИЕМ.
КИЧЕНИЕМ.
ЗАВИСТЬЮ.
ЗЛОРАДСТВОМ.
ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
ПОРУГАНИЕМ.
ПОРИЦАНИЕМ.
УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
НЕЧУВСТВИЕМ.
НЕУВАЖЕНИЕМ.
ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
ЧВАНСТВОМ.
ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
НАУШНИЧЕСТВОМ.
УКОРЕНИЕМ.
ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
ЖЕСТОКОСТЬЮ.
НЕНАВИСТЬЮ.
ДУШЕГУБСТВОМ.
ЛЖЕСЛОВИЕМ.
ГОРТАННОБЕСИЕМ.
ЧРЕВОБЕСИЕМ.
ЛЕНОСТЬЮ.
НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
ПЬЯНСТВОМ.
СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
БЛУДОМ.
СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
ПУСТОСЛОВИЕМ.
НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
РАСТЛЕНИЕМ.
СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
РАЗВРАТОМ.
РАСПУТСТВОМ.
РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
НАСИЛИЕМ.
МУЖЕЛОЖСТВОМ.
СКОТОЛОЖСТВОМ.
ОТВЕРЖЕНИЕМ.
НЕВЕЖЕСТВОМ.
НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
НЕВИДЕНИЕМ.
ХВАСТОВСТВОМ.
ПРИТВОРСТВОМ.
ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
МНОГОЯДЕНИЕМ.
ЧРЕВОУГОДИЕМ.
ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
КРОВОПРОЛИТИЕМ.
КОВАРСТВОМ.
КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
КЛЕВЕТОЙ.
ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
ЛИЦЕМЕРИЕМ.
ЛОВЕРИЕМ .
МАЛОДУШИЕМ.
РАВНОДУШИЕМ.
УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
СОМНЕНИЕМ.
СТРАХОМ.
ОТЧАЯНИЕМ.
ХУЛОЙ.
УБИЙСТВОМ
ЛЕСТЬЮ.
УНЫНИЕМ.
РОПОТОМ.
ПЕЧАЛЬЮ.
БЕСПОКОЙСТВОМ.
БОЯЗНЬЮ.
МАЛОВЕРИЕМ .
МАЛОДУШИЕМ.
РАВНОДУШИЕМ.
УТАЕНИЕМ.
ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
СОМНЕНИЕМ.
СТРАХОМ.
ОТЧАЯНИЕМ.
ХУЛОЙ.
УБИЙСТВОМ
ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
СКОПОТВОРСТВОМ.
РАБОЛЕПСТВОМ.
НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
БЕССЕРДЕЧИЕМ.
РВЕНИЕМ.
ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
БОЖБОЙ.
СКУПОСТЬЮ.
ЖАДНОСТЬЮ.
ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
МЗДОИМСТВОМ.
ЛИХОИМСТВОМ.
СВЯТОТАТСТВОМ.
ВОРОВСТВОМ.
ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
РАЗБОЕМ.
ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
ГНЕВОМ.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
БУЕСЛОВИЕМ.
НЕГОДОВАНИЕМ.
НЕРАЗУМИЕМ.
НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
НЕТЕРПЕНИЕМ.
СВАРЛИВОСТЬЮ.
ОСУЖДЕНИЕМ.
ПЕРЕСУДАМИ.
ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
СПОРАМИ.
ЛЮБОПРЕНИЕМ.
ПОНОШЕНИЕМ.
СРАМОСЛОВИЕМ.
ССОРАМИ.
РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
ДЕРЗОСТЬЮ.
БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
ЗЛОРЕЧИЕМ.
ЗЛОСЛОВИЕМ.
ЯРОСТЬЮ.
НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОБМАНОМ.
ПЛЕНЕНИЕМ.
ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
ДВОЕДУШИЕМ.
ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
ЗЛОБОЙ.
ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
ВРАЖДОЙ.
ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
ПОБОЯМИ.
ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
ПРОКЛЯТИЕМ.
ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
БЕСЧУСТВИЕМ.
УЯЗВЛЕНИЕМ.
ДОСАЖДЕНИЕМ.
Новости
Таинство исповеди – испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом. Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповеди служит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.
Таинство
Исповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу.
Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них.
Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди.
Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной.
Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.
Список грехов для исповеди женщины
Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации
Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви»
Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.
Вот список грехов для исповеди (краткий):
- Редко молилась, не посещала церковь.
- Больше думала о мирском во время молитвы.
- Допускала половую жизнь до брака.
- Аборты, склонение к ним других.
- Имела нечистые мысли, желания.
- Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
- Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
- Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
- Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
- Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
- Избегание помощи другим людям.
- Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
- Суеверие.
Значение исповеди
Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.
Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред
Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.
Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.
Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.
Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.
Что говорить батюшке на исповеди?
Нет каких-то определенных правил беседы со священником. Главное рассказать о своих прегрешениях и выразить раскаяние. Последнее является ключевым аспектом исповеди.
Начать исповедь стоит со слов: «Господи, я согрешил». Затем нужно озвучить грехи, например: «Я поддался зависти, стал злым и грубым, жалел денег для семьи, совершил измену, постоянно обижаю родителей и очень много вру». В конце исповеди можно сказать: «Я каюсь перед Тобой, Бог мой. Убереги душу мою, отпусти грехи и помилуй меня, ибо каюсь я и прошу Твоего прощения».
Среднестатистический человек, который, так или иначе, грешит в течение жизни, может исповедоваться следующими словами:
- Постоянно завидую своим соседям. У них есть много того, чего нет у меня. Они неплохие люди и я с ними никогда не ссорился. Не думаю, что они заработали свое имущество нечестным путем. Но ничего не могу с собой поделать, как только увижу их новую покупку в виде гаджета, автомобиля или дорогой шубы. Раскаиваюсь в своей зависти и прошу, батюшка, дайте совет, как избавиться от этого порочного чувства!;
- Батюшка, в прошлом я был плохим человеком. Всегда думал о том, как бы построить хорошую карьеру. Шел, что называется, по головам. Мог соврать ради выгоды и похвалы начальства, подставить другого сотрудника, преувеличить свой вклад в общее дело и т. д. Не особо интересовался своей семьей, был равнодушен к детям и жене. Сейчас пытаюсь загладить свою вину, провожу с ними больше времени. Но понимаю, что это не позволит стереть моих прошлых поступков и равнодушия. Я осознал свои грехи, и больше не буду ставить работу и деньги на первое место в жизни.
Грехи, совершенные против Бога
- Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
- Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
- Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
- Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
- Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
- Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
- Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
- Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
- Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
- Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
- Утаивание грехов на исповеди.
Примеры мужской исповеди
Мужчина в беседе с батюшкой может признаваться в разных грехах:
- Мне жаль, что я так редко исповедуюсь. При этом я грешный человек и совершаю плохие поступки, даже не задумываясь об этом. Часто выпиваю. Могу сильно перебрать, потом не помню своих вчерашних действий, кого оскорбил или что плохого при этом натворил. Это один из самых серьезных моих грехов, и я каюсь в нем. Часто пытался завязать, но срываюсь и снова беспробудно пью. Надеюсь, вы подскажите, как мне найти в себе силы воздержаться от спиртного;
- Заметил, что стал часто сквернословить, даже если на это нет особой причины. Недавно серьезно подрался со знакомым, разбил ему нос. Хотя конфликт был пустяковый. Я чувствую себя виноватым, что сделал другому человеку больно. Раскаиваюсь в своих грехах и прошу прощения у Всевышнего.
Как исповедоваться первый раз
Для тех, кто в первый раз идет на исповедь, думает о том, какие называть пороки, как о них говорить? Бывает так, что человек на исповеди начинает подробно рассказывать о своей жизни, желая найти оправдание неправедным поступкам. Это не правильно. Исповедь – это покаяние, а не рассказ о ваших проблемах.
Прежде чем идти подумайте, какие грехи вы совершили против Бога, против своих ближних и самого себя. Говорить надо о серьёзных вещах, а не распыляться в деталях. Но самое главное, после покаяния взрослому человеку следует пообещать себе не повторять снова прощённый грех.
Прежде, чем пройти это таинство, надо правильно подготовиться:
- Перед исповедью и причастием надо 3 дня поститься и не только в еде.
- В день причастия, начиная с 12 часов ночи ничего нельзя есть, если сможете, то надо отказаться даже от воды. Исключение делается только для больных сахарным диабетом или больных серьезными заболеваниями.
- До совершения таинства следует прочитать каноны: Канон Покаянный Иисусу Христу, Канон Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю.
- Исповедаться можно на вечерней службе или на утренней службе в день причастия.
- Накануне следует хорошо подумать, в чём хотите раскаяться. Если боитесь что-то забыть, то запишите на бумаге.
- Обязательно надо посетить службу вечером и, не опаздывая, прийти на службу утром.
- Перед первой исповедью можно заранее подойти к священнику, попросить благословения, расспросить о правилах.
Перечень грехов для женщин немного отличается от списка мужчин. Не стоит перечислять весь список грехов. Он слишком большой, например в списке для женщин перечисляется 473 пункта.
Перечислить священнику или написать нужно те грехи, которые «гложут» душу, не дают спать.
Что общего между унынием и ленью?
В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:
Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него — блуда, третий — сребролюбия (алчность — прим. ред.), четвертый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили — это зависит от нас.
Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.
В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?
Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние
Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние». А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже
От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает»
А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Почему лень или уныние — это смертный грех?
Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек — это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.
Очень точно об этом грехе написал автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа VI де Ларошфуко:
«Леность — это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность — это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».
Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.