Характеристика главных героев повести «пиковая дама» а. с. пушкина

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позжеповесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя домаее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает картуи делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Германн из повести «Пиковая дама» (А.С. Пушкин)

Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой.

…Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью…

Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Эта идея завладела бедным немцем.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа.

На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие — он должен жениться на Лизе.

Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семёрка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму.

Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..».

Так Германн — человек, который, будучи «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», поддался разрушительной страсти и в погоне за богатством потерял свой разум.

Замысел создателя повести

Основная идея обозначена довольно определенно — не следует рисковать собственной душой ради сомнительного везения и денежного выигрыша. Как быстро идея легкой наживы полностью овладевает внешне скромным человеком, который даже не играл в карты! Судить о полном перевоплощении можно из короткой цитаты, которая является прекрасным описанием одержимости: «…Увидев молодую девушку, он говорил: „Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная“. У него спрашивали: „который час“, он отвечал: „без пяти минут семёрка“. Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза».

Почувствовав себя на гребне удачи, бывает сложно остановиться. Начав выигрывать, Германн даже не заметил, как поставил не на ту карту.

В самом названии кроется ответ на вопрос, как будет наказан преступник — ведь кажется, ничто не может помешать тому, кто знает выигрышную комбинацию.

Но автор неслучайно указывает в эпиграфе, что дама пик — символ тайной недоброжелательности.

Мертвая старуха как будто насмехается над своим обидчиком, который ставит все на самую последнюю карту. Выходит туз, но вмешивается сам рок и оказывается, что ставка была сделана неправильно.

Главное, по мысли автора, что Германн проспорил собственную душу, сделав ставку не на вечные ценности (любовь, доверие, честность), а на преходящие (удача, богатство, азарт).

Основные герои произведения

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями. Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи. Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей. Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы

Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством

В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь. Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно. Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе. Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница. Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Анализ показывает, что Пушкин практически уверен, зло порождает зло.

Пиковая дама анализ

Пиковая дама анализ повести Пушкина

1. История создания. П. В. Нащокин вспоминал, что в основу сюжета «Пиковой дамы» Пушкин положил анекдот, рассказанный ему С. Г. Голицыным.

Проигравшись в карты, Голицын обратился с просьбой о помощи к своей бабушке. Она не дала внуку денег, но открыла ему три заветные карты, позволившие полностью отыграться.

Рассказ Нащокина подтверждается тем, что многие черты старой графини из повести напоминают Н. П. Голицыну — влиятельную старуху пушкинской эпохи, «фрейлину при пяти императорах».

Рукопись повести не сохранилась. Вероятно, она была написана осенью 1833 г. в Болдине. Впервые «Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» (1834 г.).

2. Смысл названия. Пиковая дама — роковая карта, оказавшаяся на руках Германна вместо желанного туза. Дама фантастическим образом оживает и на мгновение превращается в старуху. Она не только убивает все надежды Германна, но и сводит его с ума.

3. Жанр. Повесть.

4. Тема. Центральная тема произведения — безумие человека перед возможностью быстрого обогащения. Германн вел очень расчетливый и бережливый образ жизни. По примеру отца он рассчитывал к старости увеличить свой капитал. Молодой человек сдерживал свою сильную страсть к карточной игре. Душевное равновесие Германна пошатнулось, когда он услышал анекдот о старухе и трех картах. Уже с этого момента стало развиваться его сумасшествие.

«Чудная способность» графини отныне не давала ему покоя. Чтобы узнать заветную тайну, Германн был готов на все. Первым бесчестным поступком Германна становится грубый обман Лизаветы Ивановны. С помощью него он проникает в спальню графини и угрожает старой женщине пистолетом. Оружие не было заряженным, но произвело роковой эффект. В результате на совести Германна оказывается смерть графини.

Фантастическое явление мертвой старухи Германну — прямое следствие его поступков и свидетельство развивающегося безумия. Два выигрышных вечера подводят его к решающей игре. Обернувшаяся графиней пиковая дама вместо туза выносит суровый приговор человеку, который хотел быстро разбогатеть любой ценой. Германн окончательно сходит с ума, что можно рассматривать в качестве неизбежной кары высших сил.

5. Проблематика. Азартные карточные игры получили широкое распространение в России в годы правления Анны Иоанновны и сразу же стали серьезной проблемой. Дворяне ставили на кон не только деньги и драгоценности, но даже крепостных людей. За карточными столами проигрывали целые состояния, что сводило людей с ума и доводило их до самоубийства.

«Пиковая дама» — одно из первых произведений в русской литературе, целиком посвященное этой проблеме. Изначально Германн — неплохой человек. Стать лжецом и невольным убийцей его заставила страсть к азартной игре. Другая проблема повести — бесправное положение женщины в русском обществе. Воспитанница графини Лизавета Ивановна — «пренесчастное создание». Не имея родственников, она вынуждена во всем покоряться эгоистичной и выжившей из ума старухе. Только по причине своего унизительного состояния она осмелилась ответить на ухаживания Германна. Смерть графини стала избавлением для девушки. Лишь после этого ей посчастливилось удачно выйти замуж.

6. Чему учит автор. Пушкин, как известно, и сам испытывал сильную страсть к азартным играм и пускал на ветер крупные суммы. Основанную на анекдоте повесть можно считать предостережением поэта всем тем, кто надеется с помощью карт быстро разбогатеть. Удача может отвернуться в любой момент. Прочного материального положения можно добиться только в результате упорного труда.

Московская Венера

У четы Голицыных родились три сына и две дочери. Мать со всей строгостью подходила к их воспитанию — и недаром. Все её дети в будущем достигли больших высот и положения. Все труды Голицыной окупились — в том числе и поездка за границу, предпринятая для того, чтобы младшие Голицыны получили самое лучшее европейское образование. В то время Голицыны отправились во Францию, где купили роскошный особняк и зажили светской жизнью. Княгиня Наталья Петровна была принята при дворе Марии Антуанетты. Она получила прозвище Московская Венера и покорила множество сердец — в том числе и королевских. Английский король Георг II в знак восхищения подарил Наталье Петровне свой акварельный портрет с любезной надписью.

Анализ тематики и проблематики «Пиковой дамы»

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо. В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама. Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Несмотря на анализ этого произведения мы все же рекомендуем полностью прочитать эту повесть или хотя бы ее краткое содержание.

Сжатое описание героев

Александр Сергеевич Пушкин является великим поэтом и писателем. Однажды он смог создать такую повесть, события которой могут происходить как в реальной жизни, так и в параллельном мире. Краткая характеристика главных героев:

  1. Германн — молодой инженер, который не имеет наследства, поэтому ему приходится сильно экономить, чтобы жить. Однако герой не показывает никому своей бедности. Он тщательно скрывает это. Кроме того, Германн является довольно расчетливой хитрой натурой. Он готов пойти на любое преступление, чтобы стать богатым. Например, ему приходится обманывать Лизавету. Он писал ей любовные письма, чтобы проникнуть в дом старухи, желая раскрыть тайну трех карт. Он угрожает графине пистолетом, но она ему ничего не говорит, а в итоге умирает от чувства страха. После проигрыша мужчина сходит с ума, что еще раз доказывает, что главной ценностью в жизни для него являются деньги.
  2. Анна Фёдоровна — именно та старая графиня, которую убил главный герой. Ходили слухи, что она никогда не играла в карточную игру, но могла обыграть кого угодно благодаря тому, что знает секрет особой комбинации. Так она и сделала однажды. Когда она погасила долг, дала себе обещание больше не брать в руки колоды. Хотя графиня и была замужем, Анна Фёдоровна влюбила другого мужчину. Старуха была благодарна этому мужчине, поэтому даже под дулом пистолета не смогла раскрыть секрета.
  3. Лизавета Ивановна — юная особа, которую воспитывала Анна Фёдоровна. Жизнь у неё была не особой радостной. Она постоянно выслушивала капризы старой графини, потакала во всём. Лиза — бедная девушка, которая мечтала однажды выйти успешно замуж. Но когда Германн начал ей писать любовные письма, она ему поверила. Несмотря на то что главный герой обманул Лиза, в конце истории она всё-таки выходит замуж за хорошего человека.

Пушкин этим произведением хотел показать, что зло всегда является наказуемым. Человек, который однажды совершил преступление, в определённый момент поплатится за это. Именно в этом и заключается смысл произведения «Пиковая дама».

Александр Сергеевич Пушкин — уникальный писатель, который всегда подбирал правильные слова и выражения. Весьма интересно будет ознакомиться с цитатным рядом «Пиковой дамы». Характеристика персонажей, а также анализ произведения могут оказаться полезными для подготовки к школьному сочинению.

Темы

  1. Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

Смысл названия повести Пиковая дама

Взаимосвязь названия с сюжетом становится очевидной в конце повествования. Роковая карта рушит все мечты и надежды Германна. Ухмыляясь и как бы подмигивая молодому человеку одним глазом, дама напоминает о совершенном преступлении. Она, словно призрак графини, открывшей ему тайну.

Пиковая дама всегда предвещает неприятный исход. В данном случае это символ злого духа, заключившего сделку с главным героем. Игрок, одержимый пагубной зависимостью от азарта, стал жертвой собственных пороков. В названии произведения содержится ответ на вопрос, какое наказание ждет героя, совершившего преступление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector