Главные герои повести н.в. гоголя «вий» — характеристика и образы

Краткое содержание

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха – ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте». Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ». По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

История создания

В основу повести, по словам самого автора, легли записанные со слов очевидцев народные предания. С точки зрения мифологии, существо, представленное Гоголем в образе Вия, являлось потомком чудовища, обладающего способностью убивать одним только взглядом. Это предание рассказывалось восточными славянами из поколения в поколение.

По одной из версий исследователей, слово «Вий» происходит от украинского «вiя», что означает «ресница». Другая версия гласит, что слово имеет этимологическую основу «виться», поскольку ноги чудовища изображены в виде переплетенных между собой корней.

Согласно преданию, Вий не мог самостоятельно поднять веки. Ему необходима была помощь сразу нескольких человек, которые раздвигали их огромными вилами. Одним своим взглядом существо могло убить человека и даже превратить в пепел целый город. Многие исследователи считают, что образ Вия схож с образом Кощея, который тоже не мог поднять собственные веки без посторонней помощи.

Образ и биография Хомы Брута

Сирота, не знавший родителей, был человеком веселого нрава. Любил жизнь и те блага, которые были ему доступны. Он жил при Братском монастыре, учился на философа, хотя вопросы мировоззрения особенно его не вдохновляли.

Семинарист, изучавший церковную схоластику, предпочитал земные радости: любил попировать, выпить и хорошенько поесть. Непременно вызывал музыкантов, чтобы потанцевать. Философ в его душе возникал лишь в моменты испытаний. А так парень предавался праздному времяпровождению.

На каникулах он с двумя товарищами — богословом Халявой и ритором Тиберием — отправился в дорогу, чтобы заняться репетиторством. Но заблудился и с наступлением темноты попросился на постой.

Посреди ночи Хома проснулся из-за того, что хозяйка дома надвигалась на него, расставив руки. Парень испугался и попытался скрыться, но неведомая сила сковала его волю. В итоге ведьма, а именно ею и была старуха, села верхом на постояльца.

Алексей Вертков в роли Хомы Брута

Брут нес женщину на спине по неведомым тропам и не мог остановиться. Вспомнил он, чему его учили в монастыре, и стал нашептывать молитвы. Это и спасло ему жизнь — ведьма ослабла, и герой сумел выбраться из-под нее. Схватил полено и ударил старуху несколько раз.

Оглянулся — а вместо престарелой хозяйки лежит красивая девушка. Убежал семинарист подальше от того места, решил вернуться в Киев. А по приезду узнал, что его посылают к сотнику, чтобы прочитать молитвы над его дочкой.

Брут хотел отказаться, но ректор «вразумил» студента. Ничего не оставалось герою, как отправиться выполнять поручение. По приезде он узнал, что панночка умерла. Сотник рассказал, что его дочь вернулась домой вся избитая и завещала, чтобы Хома Брут приехал и 3 ночи провел с нею в церкви.

Философ испугался, когда увидел девушку — это была та самая ведьма, которая чуть его не загубила. Но сотник пригрозил поркой в случае отказа исполнить последнюю волю умершей.

Хома Брут и Панночка

В первую ночь парень прилежно читал молитвы, не в состоянии отделаться от ощущения, что панночка вот-вот встанет из гроба. С криками петухов наваждение прошло. Во вторую ночь так и случилось — ведьма поднялась и пыталась накинуться на Хому. Но тот начертил вокруг себя круг и продолжал обращаться к Богу. С наступлением утра все успокоилось.

Философ за эту ночь поседел и решил бежать. Но ему это не удалось. Старый казак Явтух понял намерения героя и остановил парня. В третью ночь все повторилось — панночка встала из гроба, а церковь наполнилась нечистыми.

Брут бормотал молитвы, стараясь не обращать внимания на духов и призраков. Тут ведьма крикнула, чтобы звали Вия. Перед Хомой появился страшный «косолапый приземистый человек». У него были длинные веки. Существо потребовало, чтобы ему открыли глаза.

Внутренний голос семинариста твердил ему не смотреть на Вия, но стало любопытно. Поэтому парень оказался видимым для заполонившей церковь нечисти. Молодой человек пал бездыханным, умерев то ли от страха, то ли от происков демонов, духов и призраков.

Сюжет повести

Трое студентов киевской бурсы летом отправляются на каникулы. Их дорога пролегает по бескрайней степи. Ночью юноши сбиваются с дороги и забредают на первый попавшийся хутор, где просят хозяйку о ночлеге. Она размещает всех бурсаков в отдельные помещения: хлев, дом, кладовую.

Имена путешественников:

  • богослов Халява;
  • философ Хома Брут;
  • риторий Тиберий Горобець.

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха. Она оказывается ведьмой и оседлав философа скачет по полям и оврагам. Измученный студент совершает молитву против нечистой силы и сам взбирается на спину страшному созданию, а затем избивает его поленом. Во время расправы бабушка внезапно превращается в прекрасную девушку — панночку. Эта метаморфоза безумно шокировала Хому. Задрожав подобно осиновому листу, он моментально бросился наутёк.

Герой принимает решение о возвращении в пустующее общежитье киевской бурсы. Однако вскоре получает приказ от ректора — отправится к богатому сотнику для чтения молитв над, находящейся при смерти дочке. Несмотря на сопротивления, философа силой доставляют в усадьбу к вельможе.

Прибыв на место, Хома узнаёт, что прекрасная дочь сотника уже умерла. Люди рассказывают, что панночка однажды вернулась под утра вся избитая и слегла в постель умирать. Ещё ходят слухи о том, что она была связана с нечистой силой. Философ обязан читать над телом умершей заупокойную службу в течение трёх ночей подряд.

Мистические события, произошедшие в церкви во время чтения молитв:

  1. В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа. Догадливый бурсак мелом чертит вокруг себя круг и становится невидимым для нечисти.
  2. Во вторую ночь ведьма зовёт на помощь множество адских чудовищ, которые продолжают поиски чтеца. К счастью, священный круг вновь помогает незадачливому бурсаку. Хома настолько испугался, что утром вышел из храма полностью седой.
  3. На третью ночь в церковь является Вий — главный повелитель нечисти с невероятно длинными, достающими до пола веками. Юноша не должен был смотреть на него, но утратил самообладание и был замечен чудовищем. Вся нечистая сила вмиг набросилась на чтеца. Хома тотчас же испустил дух. Внезапно прозвучал второй крик петуха и все монстры бросились вон, но застряли в церковных окнах.

2 вариант

«Вий» Николая Васильевича Гоголя-одно из самых захватывающих и загадочных его произведений, в котором романтизм тесно переплетается с реализмом. Повесть местами пронизана юмором, но в то же время пугает и держит в напряжении, а персонажи простые люди, каких тысячи, сталкиваются с великим злом в лице демонов и прочей нечисти из параллельного мира.

Хома Брут

Хома Брут — главный герой, которого автор описывает как человека веселого нрава, но ленивого и без особых требований к досугу и вообще к жизни. Очень любил лежать и курить люльку, пить горилку, танцевать и приударить за женщинами. К наукам относился безответственно, за что часто нес наказания, но и к этому относился просто и равнодушно. Все эти пороки в себе признавал и не считал себя святым, и даже дорожил такой независимостью.

Жизнелюбивый и легкомысленный ученик бурсы становится жертвой ведьмы-панночки, и после ее смерти вынужден отпевать ее три ночи в церкви. Все три ночи мстительная ведьма пытается добраться до Хомы Брута. В последнюю ей это удается, но не без помощи других страшных представителей нечистой силы.

Ведьма

Сама ведьма, дочь местного пана, молодая и удивительно красивая девушка. В первую встречу с Хомой предстала в образе старухи, и к слову, могла превращаться даже в собаку. Панночка доводила до смерти понравившихся парней, хотела убить и его, но Хоме удалось противостоять ей, после чего она обратилась в девушку и сильно заболев, умерла через несколько дней. Но ненависть и жажда мести не давали покоя ее злой душе, поэтому она во что бы то ни стало решила погубить парня.

В первую ночь чтения молитв над усопшей, Хома смог по достоинству оценить ее красоту, и даже залюбовался ее прекрасным лицом, но тут же узнал в ней злобную ведьму со сверкающими глазами. Каждую ночь она оживала и поднималась из гроба, пытаясь поймать Брута.

Вий

Еще один важный персонаж, в честь которого и названа повесть- Вий. Вием Гоголь называл «начальника над гномами». Монстр появляется лишь в последней сцене, но от него зависел исход этой истории. Автор описывает его как косолапое демоническое существо, обсыпанное землей, с лицом, обрамленным огромными железными веками до самой земли. Передвигался Вий с помощью вурдалаков, с их же помощью и смотрел, потому что не мог самостоятельно поднять веки. Взгляд чудовища способен устранить защиту Хомы Брута в виде очерченного магического круга, и увидеть его, чего не могла сделать панночка. Вий является сосредоточением ненависти и вселенского гнева, другие чувства ему неведомы.

Сотник

Сотник — богатый пан, отец панночки. Выполняя последнюю волю дочери, послал за Хомой, хоть и отнесся к этому с подозрением. Очень переживает смерть дочки и жалеет, что никогда не узнает, что стало этому причиной и не сможет отомстить. Обещает хорошо оплатить работу философа.

Богослов Халява

Богослов Халява — один из студентов бурсы, товарищ Брута. Тоже любитель выпить и покутить, имеет странную привычку что-нибудь украсть, даже самую мелочь, везде, где бы не находился. Сожалеет о преждевременной смерти друга.

Тиберий Горобец

Тиберий Горобец — третий бурсак из компании Хомы. В начале повести Тиберий-ритор, то есть на класс ниже Хомы Брута, и не имеет таких привилегий, как курение трубки и употребление горилки. Считает, что Хома погиб, потому что побоялся нечистой силы, а если бы не побоялся, остался бы жив.

Реалистический элемент в «Вие»

Реалистический элемент, выявляемый при анализе повести «Вий», выразился в описании Гоголем быта старой дореформенной киевской бурсы, в обрисовке типичных бурсаков и дворовых пана-сотника.

Бурса была своеобразной школой, в которой только «избранные», – люди с выдающимися способностями и научными интересами, приобретали образование, – большинство же ничему не научивалось, но зато выносило оттуда характеры, вполне подходящие к потребностям того жесткого, сурового времени. Учеников там жестоко драли, держали впроголодь, и ученики, в свою очередь, занимались больше всего избиением друг друга, да заботой о собственною пропитании. Развлечения там были грубы и суровы. Немудрено, что, после такого воспитания, многие шли прямо в Запорожскую Сечь, искать там «лыцарской чести» и вольной жизни вне всяких законов.

«Миргород»

В образе Хомы Брута выступает человек из народа, крепко привязанный к жизни, любящий ее простые радости — сытный обед, горилку, женщин и, прежде всего, свою независимость. В Хоме Бруте много черт, роднящих его с запорожцами. Он, как и герои «Тараса Бульбы», полон той же жажды привольной и простой жизни, со всеми ее бесхитростными радостями и буйным «разметом души». Это цельная и мощная натура, ему чуждо и честолюбие, и страх, и корысть. «Философ Хома Брут, — говорит о нем Гоголь, — был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал трепака. Он часто пробовал крупного гороху , но совершенно с философическим равнодушием, говоря, что чему быть, того не миновать». Любитель горилки, охотник покутить, даже в страстной четверг захаживающий на свидание к булочнице, — Хома попадает во власть таинственной демонической силы, становится жертвой необузданной страсти порочной панночки. Этот мотив оттенен и историей парубка Миколы, очарованного и соблазненного красотой панночки и в конце концов превращенного ею в золу. Народная легенда о «панночке-ведьме» явилась для Гоголя лишь канвой для изображения гораздо более реального и социально-насыщенного конфликта, так же восходящего к народным истокам, — о неравной любви холопа к панночке. Эта социальная тема и служит основой для реалистической обрисовки образов и всего колорита повести.

Бурсак Хома и ведьма-панночка — носители двух различных, враждебных друг другу начал: народного и панского, эгоистического. Хома показан реальными, конкретно-бытовыми чертами, вырастая в типический образ отчаянного бурсака, который больше всего ценит вольную забубенную жизнь, свою независимость, горилку и чернобровых молодиц; тогда как панночка — условно-романтический образ, подобный колдуну в «Страшной мести». Создавая образ панночки, Гоголь пользуется романтическими красками, подчеркивая ее демоническую, чуждую народу красоту. Панночка-ведьма — это одновременно и пленительно-прекрасная и злая губительная сила. Ее порочная, чувственная красота заставляет испытывать «философа» «томительное» и «сладкое» чувство, «томительно-страшное наслаждение». Представшая перед философом в гробу — «красавица, какая когда-либо бывала на земле»: «Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро», «брови — ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на веки, пылавшие жаром тайных желаний; уста — рубины, готовые усмехнуться». Эта ведьмовская красота заставляет «болезненно ныть» душу бурсака, который, по его словам, «никакого дела с панночками не имел».

Рассказ о мести панночки, о злобном преследовании ею бурсака Хомы, раскрывшего ее ведьмовскую природу, не только воскрешает мотивы народной легенды, но и передает отношение народа к враждебной, угнетающей его панской власти. Такое понимание идейного смысла «Вия» и объясняет многозначительную фразу в сцене, когда Хома в церкви у гроба панночки, посмотрев на ее «прекрасное, нежное, как снег» «чело», узнает в ней страшную ведьму, которую он убил: «… в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно-пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе». Эти слова, имеющиеся в автографе, но не вошедшие по цензурным причинам в печатный текст, являются ключом к замыслу повести, раскрывают внутренний ее смысл.

Повествование в «Вие» ведется от лица человека, близко знающего народный быт и с полным доверием относящегося к тем легендарным происшествиям, о которых он рассказывает. Однако рассказчик в «Вие» не обозначен с той конкретностью, как в «Вечерах», хотя в то же время его манера, его сочный юмор и наивная вера в фантастическое проходят через всю повесть, определяют ее сказовую манеру. Рассказчик с эпическим спокойствием повествует о порядках бурсы, с добродушным юмором рисует своих героев, подчеркивая бытовые, комические детали, ярко характеризующие бурсаков. Здесь проявилось основное свойство гоголевского стиля — его юмор, который делает образы, созданные писателем, необычайно живыми, естественными, близкими читателю. Таков «богослов» Халява, «плечистый мужчина», имевший, по простодушно-лукавому замечанию рассказчика, «чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Перейти на страницу: 21 

«Мертвые души»: откуда в средней полосе России арбузы?

Проснувшись утром в доме Коробочки, Чичиков подходит к окну и осматри­вает ее двор. Что же он видит?

Действие первого тома «Мертвых душ» проис­ходит в средней полосе России — тут неоткуда взяться арбузным коркам прямо посреди двора. Как отмечает один из иссле­до­вателей, «…арбуз­ные корки попали со двора украинской усадьбы. В представле­ниях Гоголя, вынесенных из дале­кого детства, эти корки — такой непременный аксессуар деревенского дома, что он переносит их на дворик великорусского поместья» В. В. Данилов. Украинские реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. Чернiгiв, 1940..

Активный словарный запас

Использовано уникальных слов:
2736

Активный словарный запас (АСЗ):
2589

Активный несловарный запас (АНСЗ):
147

Удельный АСЗ на 3000 слов текста:
1118.55

Удельный АСЗ на 10000 слов текста:
2511.48
—> 8331-е место в рейтинге УАСЗ-10000

Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)

Максимальное значение УАСЗ-3000 (1175) приходится приблизительно на 7-ю страницу текста.

Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1057) приходится приблизительно на 21-ю страницу текста.

Рост АСЗ от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)

Личность Хомы Брута

Хома Брут был философом из киевского Братского монастыря. Всех учащихся и живущих в монастыре называли бурсаками, философы же были одним из родов учеников, причем весьма оголтелым.

…Но философов и богословов они (торговки) боялись задевать, потому что философы и богословы всегда любили брать только на пробу и притом целою горстью…

…Богослов Халява и философ Хома часто дирали его (ритора Горобца) за чуб в знак своего покровительства и употребляли в качестве депутата…

Как и многие другие бурсаки, Хома был сиротой. Тем не менее, нраву он был веселого, любил выпить, покушать и потанцевать.

…Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, — говоря, что чему быть, того не миновать…

…Он всегда имел обыкновение упрятать на ночь полпудовую краюху хлеба и фунта четыре сала и чувствовал на этот раз в желудке своем какое-то несносное одиночество…

Несмотря на то, что Хома немного боялся волком и нечисть, парень он был довольный храбрый. И когда ведьма оседлала его, Хома не растерялся.

…«Хорошо же!» — подумал про себя философ Хома и начал почти вслух произносить заклятия. Наконец с быстротою молнии выпрыгнул из-под старухи и вскочил, в свою очередь, к ней на спину…

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Тематика и основная мысль

Если произвести анализ произведения «Вий», то становится понятным, что как бы ни было оно напичкано мистическими картинами, суть проблематики вполне ясна — конфронтация добра и зла. Однако Гоголь рассматривает её со своей точки зрения — борьба этих стихий за человеческую душу. Зло одерживает победу, из-за того, что личность не может найти в себе достаточно и сил для достойного противостояния.

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Восприятие произведения «Вий» довольно неоднозначно. Кто-то видит в нём только мистику и фильм ужасов. Более глубокие исследователи творчества писателя воспринимают повесть, как своеобразное метафорическое послание, отражающее сложный внутренний мир писателя.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.
  • Другие
  • Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу
  • Сочинение на тему Плохое настроение рассуждение ЕГЭ 11 класс Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое
  • Анализ сказки Гаршина Жаба и роза Данное произведение было создано В.М. Гаршиным в 1884. Литературоведы полагают, что толчком к написанию истории послужил случай, который произошел во время концерта А.Г. Рубинштейна.

Роль в сюжете

Отправившись на каникулы Хома вместе с двумя своими товарищами попал в хутор, где жила ведьма. Околдовав бурсака, она стала кататься на нем, но Хома, воспользовавшись своими знаниями, прочитал молитву, освободился и избил ведьму поленом. Избитая старуха превратилась в красивую девушку.

Вернувшись в монастырь, Хома застал там посланников богатого сотника, приехавших по его душу, чтобы тот прочитал молитвы над умирающей панночкой (его дочкой). Философ стал отнекиваться, но ректор, получивший от сотника хорошие подарки, был непреклонен.

Приехав к сотнику, Хома понял, что его дочка (она к тому времени умерла) и есть та ведьма, которую он избил (это и было причиной ее смерти). Бурсак испугался и попытался отказаться. Сотник не принял отказа и пообещал Хоме много золота, а в случае отказа пригрозил поркой (это почти смерть). Хоме пришлось идти в церковь к панночке, лежащей в гробу.

Три ночи Хома читал молитвы.

В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать.

Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие.

На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня.

История создания персонажа

Русский писатель увлекался историей Малороссии. Сборник «Миргород», изданный в феврале 1835 года, основан на украинском фольклоре. Среди 4 произведений «Вий» выделяется мистической направленностью.

Автор в предисловии к книге указал, что передает народные поверья. Впрочем, исследователи и сегодня не нашли никаких достоверных тому подтверждений. Дело в том, что персонаж Вий — собирательный образ потусторонних представителей фольклора. А значение имени, по мнению специалистов, исходит из двух украинских слов — «веко» и «ресница».

Что касается главного героя, то он являет собой типичного жителя Малороссии. Любитель выпить флегматичен и даже ленив. В книге учится на философа, хотя и не задумывается о смысле жизни. Его знаменитая цитата — «чему быть, того не миновать».

Хома Брут и Гоголь Значение имени молодого бурсака до конца не раскрыто. Хома, считают исследователи творчества Николая Гоголя, напоминает о богослове Фоме Аквинском. А еще — об апостоле и ученике Иисуса Христа. Фамилию Брут носил римский сенатор, и сегодня она ассоциируется с предательством.

Произведение наполнено символизмом. Главный персонаж повести ведет разгильдяйский, даже распутный образ жизни. Вий — это олицетворения зла. Чтение молитв — попытки очиститься, открыться Богу. Но вместо этого молодой бурсак смотрит на нечистую силу, то есть идет на поводу у своих слабостей. Финал печален — пустив зло в свою душу, герой умирает.

«Пропавшая грамота»: как проехать в Санкт-Петербург из Батурина?

Главный герой повести отправляется из украин­ского города Батурина в Санкт-Петербург:

Некоторую географическую несуразность заметил еще современник Гоголя критик Андрий Царынный (Андрей Владимирович Стороженко): «Стоит взглянуть на почтовую карту, и всякий увидит, что посланный к Царице даже дороги не знал из Батурина на север: ибо нелегкая его занесла в Конотоп, лежащий 30 верст назад».

По-видимому, Гоголя привлекла этимология названия, перекликаю­щаяся с сюжетом повести. В Конотопе главный герой знакомится и заводит дружбу с неким запорожцем, кото­рый, как выясняется, продал душу нечистой силе. Запоро­жец просит его не спать одну ночь, поскольку известно, что именно этой ночью черт придет за ним. Главный герой все-таки засыпает, а проснув­шись утром, не находит на месте ни запо­рож­ца, ни своей шапки, в которую была зашита гетманская грамота, ни коня. Позже нечистая сила отдаст ему только конские кости. Таким образом, название города, куда первым делом отправляется герой и где начинает разворачиваться фантастическая часть сюжета, оказывается срифмовано как с демоническими, «болотными» мотивами, так и с мотивом потери коня. Этим соблазнительным перекличкам, видимо, и принесена в жертву географическая точность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector