«пиковая дама» — анализ произведения а. с. пушкина

Краткое содержание повести «Пиковая дама»

Главный герой повести молодой инженер Германн происходит из обрусевшей семьи немцев. Он не получил солидного состояния в наследство, живет лишь на казенное жалование, а потому весьма скромно. Но в душе страстно желает внезапно разбогатеть, чтобы жить «на широкую ногу». Даже в карты мужчина не играет, так как боится не выиграть и остаться даже без тех скромных средств, что у него есть.

Над этой особенностью Германна часто подшучивают друзья, которые любят коротать вечера за карточным столом. Однажды приятель Томский высказывает мнение, что ему вполне понятно, почему не играет Германн – в силу своей расчетливости, доставшейся ему от немецких предков. Но вот почему не играет его бабушка графиня Анна Федоровна, Томский взять в толк никак не мог. По его словам, лет 60 назад, Анна Федоровна, играя в карты при парижском дворе, проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому.

Супруг графини оплачивать долг жены наотрез отказался, и она не придумала ничего лучше, чем обратится с просьбой о займе к богатому французскому месье по фамилии Сен-Жермен. Знаменитый авантюрист не стал ссуживать красивой молодой даме деньги, а выручил ее по-другому. Он открыл Анне Федоровне секрет трех карт, благодаря которому она в тот же вечер в полной мере отыгралась. Однако с того памятного дня она ни разу в жизни не взяла карты в руки.

Услышав эту историю, Германн потерял покой! Он мечтал разузнать о тайне этих трех карт. В своих грезах он уже выиграл баснословное состояние и жил припеваючи, ничего не делая. С этой целью он разузнал адрес графини и стал каждый день приходить к ее дому. Своей настойчивостью он расположил к себе девушку Лизу, которая прислуживала графине. И с помощью наивности Елизаветы Германн однажды вечером проник в комнату старушки. Он сначала попросил, а потом стал требовать у Анны Федоровны раскрыть секрет трех карт. Но испугавшаяся пожилая женщина наотрез отказалась говорить. Тогда Германн достал револьвер и начал угрожать, из-за чего графиня умерла.

На похоронах графини Германну показалось, что покойница взглянула на него и усмехнулась. Мужчина лишился чувств. А ночью ему приснился сон, в котором призрак Анны Федоровны открыла ему секрет трех карт: ему нужно было поставить свои деньги на тройку, семёрку и туза. Но непременно в один вечер ставить лишь на одну карту. А после того, как выиграет, он должен был жениться на Лизе и больше никогда не брать карты в руки.


Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Герман решил проверить сон. В первый вечер он поставил на тройку все свои сбережения в 47 тысяч рублей и выиграл. Во второй вечер он удвоил эту сумму, поставив на семерку. Третий вечер должен был принести ему огромный выигрыш, но в самый ответственный момент Германн вдруг обнаружил, что вместо туза по ошибке поставил на даму пик. В итоге он проиграл всё. Мужчина лишился чувств, напоследок заметив, что та самая пиковая дама на карте до боли напоминает старуху-графиню.

В результате этой истории Герман сошел сума и был помещен в клинику для душевнобольных. Елизавета вскоре вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Краткое содержание повести «Пиковая дама» подробно по главам.

Глава 1.

Действия первой главы переносят читателя в Петербург 19 века и начинаются с истории рассказа о мистической тайне трех карт. За карточным столом своим оппонентам по игре Поль Томский рассказывает удивительную историю, произошедшую с его бабушкой в молодости.

Однажды Анна Федотовна крупно проигралась, а её законный супруг наотрез отказался выплачивать образовавшийся долг. Графиня обратилась за помощью к обеспеченному Сену-Жермену и он выручил её, но не деньгами, а открыв тайну трёх карт тройки, семёрки и туза.

Бабушка Томского отыграла крупный долг за один вечер и много лет хранила доверенный ей секрет. Собравшиеся с недоверием отнеслись к рассказу Поля. Тайна старой графини в серьёз заинтересовала лишь его приятеля Германна, который не принимал участия в игре, опасаясь проигрыша.

Глава 2.

Вторая глава повести начинается с уборной Анны Федотовны. Три девушки прислуживают бабушке Томского. Старая графиня сидит перед зеркалом. У окна рукодельничает её воспитанница Лиза. Прибывает Поль и просит позволения представить одного из своих приятелей.

Лизавета Ивановна осторожно интересуется, кого именно хочет познакомить с бабушкой Томский. Она надеется, что это будет Германн, но её надежды не оправдываются

Бедная воспитанница графини мечтает встретить человека, который избавит её от ненавистного положения.

Девушка больше всего на свете хочет поскорее покинуть дом капризной опекунши, замучившей её своими бесконечными упрёками и переменчивыми просьбами. По этой причине Лизу заинтересовал Германн, самостоятельный, сильный, настойчивый и привлекательный молодой офицер, которого, в свою очередь, не отпускает навязчивая идея — узнать тайну трёх карт.

Одержимый этими мыслями Герман бродит по улицам и сам не замечает, как оказывается у дома графини. Воспитанница графини, оставшись одна, в задумчивости стоит у окна и видит Германна.  Он ловит на себе смущенный взгляд Лизы. В голове расчётливого мужчины рождается план авантюры: подобраться к старой графине, расположив к себе её неопытную и наивную воспитанницу.

Глава 3.

Чтобы проникнуть в особняк Анны Федотовны, Германн активно оказывает знаки внимания её воспитаннице. Он тайно передаёт Лизе письмо с объяснениями в любви. Девушка, задетая дерзостью неожиданного поклонника, просит его в ответной записке относиться к ней более уважительно.

Спустя три дня Германн вновь передаёт Лизе послание. Во втором письме он настойчиво требует свидания. Лизавета Ивановна смущена, она рвёт записку в клочья. Но Германну в упорстве не занимать, он пишет теперь уже ежедневно, его письма становятся всё нежнее и длиннее. Лизе нравится их читать, она смягчается и выбрасывает в окошко долгожданный ответ, в котором сообщает время, когда её хозяйка будет на балу.

Дождавшись назначенного часа, Германн проник в особняк графини и укрылся в темноте её кабинета. Ночью он слышит, как засуетились слуги, спешащие встретить свою строгую госпожу. Когда дом вновь затих, Германн пробрался к графине в спальню.

Он увидел, как старая графиня сидит с каменным лицом в своём кресле. Германн вышел перед ней из темноты и стал умолять поведать ему тайну трёх карт. Старуха толи из страха, толи из упрямства отчаянно оказывает сопротивление незваному гостю. Но настырный инженер не думает сдаваться, он угрожает графине пистолетом. Сердце старой женщины не выдерживает, и она умирает.

Глава 4.

Оставив мёртвую графиню, Германн идёт в комнату Лизы. Он рассказывает ей о смерти Анны Федотовны и о том, что воспользовался её наивностью, чтобы подобраться к старухе. Лиза очень расстроена, но подсказывает своему обманщику, как незаметно покинуть дом.

Глава 5.

Германн приходит проститься со старой графиней, он надеется на прощение. Угрызения совести подводят его к самому гробу, и молодому человеку кажется, что покойная подмигивает ему. Германна охватывает страх. В эту же ночь к нему приходит призрак Анны Федотовны и сообщает секретный набор карт, который поможет ему сорвать выигрыш — тройка, семёрка, туз.

Глава 6.

На одном из светских вечеров Германн участвует в карточной игре. Он ставит на тройку небывалую сумму — сорок семь тысяч рублей. Карта сыграла и принесла Германну выигрыш. Тогда он ставит в другой вечер на семёрку и это приносит ему новую победу.

В третий раз все свои деньги Германн поставил на туза, но вместо ожидаемой карты ему приходит пиковая дама. Приглядевшись, он замечает, что картинка ужасно похожа на покойную графиню. Пиковая дама с карты подмигивает Германну.

Заключение.

После игры Германн попадает в психиатрическую лечебницу, ни с кем не говорит и лишь бормочет одно: тройка, семёрка, туз. Лизавета Ивановна вышла замуж за прекрасного человека. Томского повысили в должности, и он тоже женился.

История создания

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году в Нижегородской области. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. В ее основу легла настоящая история князя Голицына, сумевшего отыграть карточный долг по трём картам, подсказанным его знаменитой бабушкой Н. П. Голицыной. Наш народ всегда любил суеверия, и даже элита не могла устоять, поэтому Солнце русской поэзии не могло проплыть мимо подобного сюжета.

Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.

Как появились легенды о Пиковой даме?

Этот мистический персонаж связан с картами, где Пиковая дама – это одна из карт игральной колоды. Прообраз Пиковой дамы впервые появляется в XIV веке в средневековой Италии вместе с картами Таро. Доподлинно неизвестно, каким образом карты попали в Европу. Скорее всего, они были завезены крестоносцами, вернувшимися из крестовых походов, или купцами, которые вели торговлю со странами Востока. Похожие игры существовали и в Индии, и в Персии, и в Египте, и в других восточных странах.

Привычная нам колода из 54 карт называется французской, и сложилась она в XV-XVI веках на основе немецкой колоды, которая, в свою очередь, произошла от испано-итальянской большой колоды, состоявшей из старших козырей и карт четырех мастей. Именно во французской колоде Пиковая дама появляется в привычном нам обличье, которое со временем обросло многочисленными легендами и суевериями и стало считаться воплощением злых сил.

Почему из всех 54 карт именно Пиковая дама приобрела такую известность и репутацию? Старшие фигуры французской колоды (короли и дамы) связаны с историческими личностями или богами. Пиковая дама представляет греческую богиню Афину – воительницу, покровительницу знаний и искусств, воплощение мудрости. В Таро образ Пиковой дамы был связан:

  • с королевой-воином, которая отличалась силой и беспощадностью, но с их помощью отстаивала справедливость;
  • со Снежной королевой – бездушной, холодной, злой и эгоистичной.

Скорее всего, именно из-за второго образа люди начали наделять даму пик загадочными и зловещими качествами. На старинных картах Пиковая дама изображена мертвенно-бледной старухой с крючковатым носом и полузакрытыми глазами. Более современные карты представляют ее более молодой женщиной, от которой веет холодом и таинственностью.

В XVIII веке игральные карты становятся орудием предсказания судьбы и получают широкую популярность у магов, гадалок и прорицателей для гаданий. И здесь пики (или вини) получают крайне отрицательное значение, символизируя смерть, печаль, несчастья, раздоры, а также могущество, власть и черную магию. Пиковая дама олицетворяет при гадании женщину – пожилую либо наделенную властью, или вдову, которую чаще всего характеризуют как злобную, безнравственную и жестокую.

В России Пиковая дама обрела широкую известность после выхода в свет мистической повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», но было бы неправильно считать нашего великого соотечественника автором легенды об этом образе. В западной традиции существуют аналогичные персонажи, например, Кровавая Мэри, а сам сюжет – исполнение желания ценой клятвы или зарока навеян легендами о проданных душах.

История создания повести «Пиковая дама»

Сергей Голицын

Александр Сергеевич взял из реальной жизни. Его приятель князь Сергей Григорьевич Голицын однажды поведал Пушкину историю, которая приключилась с ним самим. Как-то раз Сергей Голицын серьезно проигрался в карты. Чтобы погасить долг, молодой человек отправился к своей бабке княгине Наталье Петровне Голицыной, даме невероятно богатой и влиятельной.

Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила. Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты. Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер.


Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги.

Пушкина, который, кстати, и сам весьма азартно проводил время за игральным столом, эта история невероятно увлекла! И он решил положить ее в основу своей новой повести. Все же остальные события «Пиковой дамы», в том числе мистические, являются плодом воображения талантливого автора.

Написание, издание, критика

К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» до нашего времени не сохранилась, поэтому точных дат создания повести мы не знаем. Предположительно, Александр Пушкин написал произведение осенью 1833 года, находясь в селе Болдино. Хотя по другой версии, писатель начал работу над повестью летом 1828 года и закончил только к 1833 году.

Первая публикация «Пиковой дамы» состоялась в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения» весной 1834 года. В личных записях поэта сохранились строчки, по которым мы можем понять, что публика приняла произведение благосклонно и с большим интересом. Многие игроки того времени проверяли знаменитую комбинацию «тройки, семерки, туза» на удачливость и везение.

Часть критиков упрекали Пушкина в излишнем мистицизме, а также в том, что на «повесть» произведение не тянет, а соответствует всем канонам рассказа. Однако в литературоведении «Пиковая дама» до сих пор обозначается жанром повести.

Федор Михайлович Достоевский невероятно восхищался «Пиковой дамой», называя ее «фантастической повестью», где реальность и вымысел переплетены нитями мистики.

Проблематика и темы

Жадность — главная проблема главного персонажа, из-за которой он впадает и в другие грехи. Германн вовсе не думает о чувствах бедной девицы, которую он обманывает ради достижения своей цели.

Особенность произведения и в том, что тема любви здесь не является основной, хотя это не совсем типично для Пушкина. Юная девушка символизирует настоящее счастье, которое проходит мимо героя, поскольку он его предпочитает не замечать. Добиваясь желаемого нечестными способами, он теряет и то немногое, что имел до начала своей авантюры.

Роль судьбы играет тут привидение старухи, которая является своему обидчику. Она обещает простить его, только если он женится на Елизавете, но тот не выполняет условие. Тогда свершается месть — Германн виновен в том, что преступил нравственный закон. Сначала втерся в доверие к невинной девушке, затем обманом проник в чужой дом, после чего начал угрожать пистолетом беззащитной старухе. Он стремительно катится по наклонной плоскости. Кто знает, на что он мог решиться, если бы княгиня не захотела выдать ему тайны?

Героя ожидает трагический финал — сумасшествие. Оно ужасно тем, что человек уже ничего не в состоянии изменить в собственной судьбе. Автор явно показывает, что рок неумолим. Он настигнет виноватого в любом случае и не стоит надеяться на снисхождение.

Стоит ли вызывать пиковую даму?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Нет ни одного случая, который бы доказывал реальное существование пиковой дамы и её угрозу для человека. Можно сказать лишь то, что исход встречи с пиковой дамой зависит от фантазии, мыслей и настроя человека на ритуал. Если пиковая дама ассоциируется у вас с персонажем, несущим зло, ужас и негатив, то, вероятнее всего, этого мистического персонажа вызывать не следует. У многих людей фантазия развита достаточно хорошо, в связи с чем человек может представить то, чего нет, и убедить себя в том, что его видения реальны. Это может привести к сильному испугу.

Пиковая дама является мистическим персонажем, который вызывает множество эмоций и мыслей. О ней ходят легенды, люди рассказывают друг другу о встречах с ней. Пиковая дама – это реальный персонаж? Стоит ли верить в то, что она может исполнять желание или даже убивать? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой, потому что наши мысли материальны.

К какому направлению и жанру относится «Пиковая дама»?

Теперь проведем анализ жанра и направления «Пиковой дамы». Произведение принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение. В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы. Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Зачем вызывать пиковую даму, если она несёт зло и негатив?

Многие люди хотят или когда-либо хотели вызвать и узнать, кто такая пиковая дама. Легенда гласит, что это вполне вероятно, и если всё сделать правильно, то таинственная женщина, изображённая на карте, обязательно появится.

Однако существует ещё одна версия, которая гласит, что пиковая дама несёт с собой зло, негатив и страх. Тогда возникает вполне логичный вопрос: «Для чего вызывать злого персонажа, который не принесёт в этот мир ничего хорошего и позитивного?» Возможно, это просто обычный интерес, который возникает у каждого человека, столкнувшегося с легендами о мистических существах.

История появления повести «Пиковая дама»

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них – «Пиковая дама». История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына. В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться. Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре – ноябре 1833 года.

V

В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!»Шведенборг.

Три дня после роковой ночи, в девять часов утра, Германн отправился в *** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини. Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, — и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения.

Церковь была полна. Германн насилу мог пробраться сквозь толпу народа. Гроб стоял на богатом катафалке под бархатным балдахином. Усопшая лежала в нем с руками, сложенными на груди, в кружевном чепце и в белом атласном платье. Кругом стояли ее домашние: слуги в черных кафтанах с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках; родственники в глубоком трауре, — дети, внуки и правнуки. Никто не плакал; слезы были бы — une affectation. Графиня так была стара, что смерть ее никого не могла поразить и что ее родственники давно смотрели на нее, как на отжившую. Молодой архиерей произнес надгробное слово. В простых и трогательных выражениях представил он мирное успение праведницы, которой долгие годы были тихим, умилительным приготовлением к христианской кончине. «Ангел смерти обрел ее, — сказал оратор, — бодрствующую в помышлениях благих и в ожидании жениха полунощного». Служба совершилась с печальным приличием. Родственники первые пошли прощаться с телом. Потом двинулись и многочисленные гости, приехавшие поклониться той, которая так давно была участницею в их суетных увеселениях. После них и все домашние. Наконец приблизилась старая барская барыня, ровесница покойницы. Две молодые девушки вели ее под руки. Она не в силах была поклониться до земли, — и одна пролила несколько слез, поцеловав холодную руку госпожи своей. После нее Германн решился подойти ко гробу.

Иллюстрация Бенуа к «Пиковой даме» Пушкина

Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен как сама покойница, взошел на ступени катафалка и наклонился… В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. Его подняли. В то же самое время Лизавету Ивановну вынесли в обмороке на паперть. Этот эпизод возмутил на несколько минут торжественность мрачного обряда. Между посетителями поднялся глухой ропот, а худощавый камергер, близкий родственник покойницы, шепнул на ухо стоящему подле него англичанину, что молодой офицер ее побочный сын, на что англичанин отвечал холодно: Oh?

Целый день Германн был чрезвычайно расстроен. Обедая в уединенном трактире, он, против обыкновения своего, пил очень много, в надежде заглушить внутреннее волнение. Но вино еще более горячило его воображение. Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул.

Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел;
он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.

В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, — и тотчас отошел. Германн не обратил на то никакого внимания. Чрез минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Германн узнал графиню!

— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…

Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду…

С этим словом она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась, шаркая туфлями. Германн слышал, как хлопнула дверь в сенях, и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко.

Германн долго не мог опомниться. Он вышел в другую комнату. Денщик его спал на полу; Германн насилу его добудился. Денщик был пьян по обыкновению: от него нельзя было добиться никакого толку. Дверь в сени была заперта. Германн возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал свое видение.

← 4 стр.
Пиковая дама
6 стр. →
Страницы:        5    Всего 7 страниц

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Экранизации и музыка

Кадр из экранизации 1916 года

Повесть «Пиковая дама» экранизировалась более двадцать раз в течение XX века. И в нынешнем столетии это произведение продолжает вдохновлять режиссеров. Самыми известными на сегодняшний день фильмами являются одноименная картина режиссера Игоря Масленникова (1982 год) и современная киноверсия повести режиссера Павла Лунгина «Дама пик», снятая в 2016 году. Фильмы на известный пушкинский сюжет выходили также в США, Великобритании, Франции, Германии и Польше. 

В 1890 году Петр Ильич Чайковский написал оперу в четырех действиях «Пиковая дама». Во второй половине ХХ века по опере П. Чайковского было снято несколько фильмов-спектаклей, как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector