Петр оссовский: я всегда оставался просто русским художником…

Биография

Пётр Оссовский родился 18 мая 1925 года в Малой Виске (ныне в Новоукраинском районе Кировоградской области, Украина).

В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу. В 1944—1950 годах обучался в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (мастерская С. В. Герасимова).

С 1954 года участник выставок.

В 1961 году совершил творческую поездку на Кубу и в Мексику.

Академик РАХ (1995; член-корреспондент 1988). Член Союза художников СССР с 1956 года. 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР (1971—1976). Секретарь правления Союза художников СССР (1984—1991).

Произведения живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Псковской картинной галерее (специальный зал), художественных музеях России и стран СНГ, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

Художник изображён на картине своего друга — советского и российского художника Дмитрия Жилинского «У моря. Семья» (1964).

Скончался 1 августа 2015 в Пскове. Похоронен в Изборске Псковской области на Труворовом городище.

Семья

  • Дочь — Мария Петровна Оссовская (род. 1960), актриса, педагог, профессор Театрального института им. Б. Щукина, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия.
  • Сын — Сергей Петрович Оссовский (род. 1958), живописец, педагог, старший преподаватель Института им. В. И. Сурикова. Действительный член PAX (2007).

Ссылки

  • Алексей Бобриков. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция
  • Андрей Ковалёв. Введение в художественную политэкономию эпохи застоя
Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Пренебрежительное отношение к советскому искусству – признак хорошего тона для современной российской интеллигенции. «Совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха» — штампов для советской культуры заготовлено не мало. Хотя к реальности они, конечно, имеют слабое отношение.

Такой подход является скорее признаком ограниченности и нежелания выйти за установленные либеральными догмами рамки. Искусство в Советской России отнюдь не ограничивалось воспеваниями успехов партии. Оно развивалось, с одной стороны, отдавая дань великой культурной традиции, а с другой, следуя актуальным современным тенденциям.

Да, у него были принципиальные отличия от западного или современного российского искусства. Но эти различия совсем не похожи на недостатки. Во-первых, советское искусство старалось не отрываться от масс, быть им понятным и полезным

А, во-вторых, не отказывалось оно и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира

Яркий пример – «Суровый стиль» советской живописи. Это течение возникло в конце 1950-х — начале 60-х годов. Его вдохновителями стали другие прогрессивные направления в искусстве: революционная советская живопись 20-х годов, итальянский неореализм в живописи и кино, а также мексиканский монументализм.

Ключевые фигуры стиля: Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины и другие художники.

Сюжеты работ «Сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. «Здесь преобладали строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы», — пишет критик Алексей Бобриков.

Ему же принадлежит интересное определение «Сурового стиля» – это «этика долга, ответственности и внутреннего принуждения». Картины художников демонстрируют особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «Сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, как светское подвижничество и аскеза.

При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени

Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но в то же время реалистический, подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «Суровому стилю» и сегодня. Предлагаем познакомиться с некоторыми картинами этого направления, а также обещаем в будущем рассказать о некоторых художниках «Сурового стиля» подробнее

Таир Салахов «С вахты», 1957 год

Таир Салахов «Тебе, Человечество», 1961 год

Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957 год

Виктор Попков «Строители Братска», 1960-61 годы

Братья Смолины «Полярники»

Иван Помидоров

Суровый стиль Петра Оссовского

1 августа в Пскове скончался народный художник СССР Петр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов

Роль этого направления в официальном искусстве времен «оттепели» довольно противоречива

С одной стороны — внимание к «людям труда» и романтике больших строек, с другой – отход от канонов официального соцреализма, открытая опора на опыт советских художников досталинского периода. В этом не было политического протеста и тем более антисоветского пафоса, но было стремление к искренности, творчеству без оглядки на идеологические установки, а, значит, и к поиску высшей истины

Петр Оссовский “Три поколения”

Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина Петра Оссовского «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Петр Павлович писал солнечную Гавану и блеклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.

Большое внимание Оссовский уделял теме Православия. В последние годы его особенно волновала история раскола XVII века, как кровавой трагедии на пути к истине, поразившей русское общество

И в тоже время в своем триптихе «Русская словесность и Православная вера» именно веру и литературу Оссовский аллегорически изобразил в качестве тех основ, которые оберегают страну — каждая со своей стороны.

Тесно связан был Петр Павлович с Псковской землей, его работы о псковских рыбаках на Псковском озере он получил Государственную премию, множество его работ находится в комплексе Изборского музея (включая Палату православия и русской словесности), им подарены Псковскому музею-заповеднику около пятидесяти своих работ. На этой земле он и обрел покой…

Петр Оссовский «Возвращение домой»

Петр Оссовский «Изборск»

Петр Оссовский «У ларька»

Петр Оссовский “На городской окраине. Велосипедист”

Петр Оссовский «Панорама Гаваны»

Петр Оссовский «Набатный колокол России»

Петр Оссовский «Пути-дороги»

Петр Оссовский «Дорога к храму»

Петр Оссовский “В районном центре”.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный художник РСФСР (1970)
  • Народный художник РСФСР (1975)
  • Народный художник СССР (1989)
  • Заслуженный художник Украины (2012) — за значительный личный вклад в социально-экономическое, научно-техническое, культурно-образовательное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения, многолетний добросовестный труд
  • Государственная премия СССР (1985) — за цикл картин «Московский Кремль» (1979—1985)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2012)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005)
  • Орден Почёта (2001)
  • Орден Дружбы (1995)
  • Орден «Знак Почёта» (1968)
  • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1978, НРБ)
  • Орден преподобного Андрея Рублёва 3 степени (РПЦ)
  • Серебряная медаль АХ СССР — за серию работ о Кубе (1963)
  • Золотая медаль Российской академии художеств (за персональную выставку к 70-летию со дня рождения) (1997)
  • Орден «За служение искусству» (2012, Российская академия художеств)
  • Международная премия им. М. А. Шолохова (2006)
  • Золотая медаль итальянской Академии искусств — за серию «Славянские портреты» (1979)
  • Почётный член Словацкого союза художников (1976)
  • Почётный гражданин Пскова (2008).

Творчество[править | править код]

Особую роль в формировании П. Оссовского как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов, в мастерской которого он занимался. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. «Земля и люди, на ней живущие» — так художник определил основную направленность своих творческих поисков. Характерная особенность творческого метода художника — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.

Всю свою жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Основные произведенияправить | править код

  • «В районном центре» (1956)
  • «На городской окраине» (1957)
  • «Велосипедист» (1959)
  • «Три поколения» (1960)
  • «Салют Победы» (1985)
  • Серия «Куба» и «Мексика»(1961)
  • Цикл «На земле древнего Пскова»
  • Цикл «Баллада о России»
  • Цикл «Болгарские новеллы»
  • Цикл «Московский Кремль» (Госпремия СССР):
    • «Золотой Кремлёвский холм»
    • «Века проходят над Кремлем»
    • «Солнце над Красной площадью»
    • «Дворцовая площадь»
  • Серия «Славянские портреты» (1978)
  • Серия «Люди Сибири»
  • Триптих «Пушкинская элегия»
  • Триптих «Баллада о революции»
  • Триптих «Подвижники старого обряда»
  • Триптих «Страсти по вере»
  • Триптих «Моя Родина — степная Эллада»
  • Триптих «Памятник поэту»
  • Триптих «Мексика» (1961)
  • Триптих «Белые храмы Пскова» (1987)
  • Триптих «Августовские грозы» (2005)
  • Триптих «История Красной державы» (2006)
  • «Радужный триптих» (2006)
  • Триптих «Аввакум» (2013)
  • Полиптих «Матери» (2006)
  • Полиптих «Грозы ушедшего века»
  • Цикл «Рубежи жизни Родины» (1970-е)
  • Триптих «Баллада о Революции» (1986)
  • «История Красной Державы» (2006)
  • Псковская Трилогия («Рыбаки» (1966—1975), «Сыновья» (1969—1975), «Кузнецы» (1967—1975))
  • Триптих «Озаренные светом Победы» (1980)
  • Серия «Виды Московского Кремля» (1980-е)
  • Триптих «Озерные Грозы»
  • Полиптих «Грозы ушедшего века» (2015).

В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник осуществил уникальный замысел — «Росписи Изборской Палаты — Русской словесности и православной веры», являющийся живописным памятником могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия.

В 2013 году, продолжая и развивая тему целостности и единства идеи и исполнения, мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector