« описание картины а. пластова «фашист пролетел» 1942г. использование художником цвета как выразительного средства живописи»
Содержание:
- Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»
- Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.
- Михаил Савицкий. «Поле», 1973 г.
- Популярные сочинения
- Описание картины “Фашист пролетел” Пластова: материалы для сочинения
- Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г.
- Сочинение-рассуждение
- Сочинение наша тему: картина Пластова «Фашист пролетел»
- Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.
Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»
Советский художник А.А. Пластов жил в годы Великой Отечественной войны, поэтому трагедия, постигшая народ, не оставила его равнодушным. Многие его картины посвящены военной тематике.
Полотно «Фашист пролетел» изображает день из глубокой осени. Вся трава и листья выжжены. Этот яркий желтый цвет сигнализирует о беде, которую несет с собой самолет, изображенный в небе уже далеко за облаками. Он пролетел лишь мгновенье, но уже унес жизнь мальчика, который лежит, согнувшись в траве. На его голове зияет кровавая рана. Пулеметная очередь из самолета не пощадила его: пуля попала прямо в голову, хотя он старался скрыться, пригнувшись к земле. Около мальчика сидит собачка. Она подняла голову к нему и залилась жалобным воем. Хотя ее старания напрасны, потому что вокруг них нет ни души. Очевидно, мальчик был пастухом, потому что чуть поодаль в смятении сбились в кучу коровы, овцы. Они тоже были напуганы резкими выстрелами, а сейчас, потеряв своего пастуха, вовсе не понимают, как себя вести. Все погрузилось в хаос после того, как пролетел самолет. Он оставил после себя только боль и разруху.
Впечатление от картины у меня тревожное и даже какое-то гадкое. Меня не покидает боль от осознания, что такой мальчик, мой ровесник, погиб напрасно. А таких детей в военные годы гибло очень много
Думаю, это важно, что подобные картины существуют. Они не приукрашивают ужасы войны, показывают все очень правдиво и жестоко
Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.
Сюжетный центр картины Константина Юона — парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году. Это было тревожное время: битва за Москву в самом разгаре, линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы. Многие политические деятели считали проведение парада в критический для страны момент нецелесообразным, так как денег не хватало даже на первостепенные нужды Красной армии. И все же он состоялся, показав тем самым — боевой дух народа не сломлен, а Москва никогда не будет отдана врагам.
Сама Москва на картине Юона — это не просто фон. Столица выступает одним из главных действующих лиц наряду с военными. Небо заволокло тучами, снег хрустит под тяжелым стройным шагом солдат, вдалеке дымят трубы МОГЭСа… Такую Москву, суровую, сосредоточившуюся, мобилизовавшую все свои силы, изображает на полотне художник. Парад не похож на те, которые столько раз видела Красная площадь: нет зрителей, с флагами и цветами приветствующих красноармейцев, да и сами солдаты одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда — прямиком на фронт. Двумя центрами картины становятся Спасская башня и храм Василия Блаженного как символы Москвы и грандиозных военных побед прошлого.
Михаил Савицкий. «Поле», 1973 г.
Михаил Савицкий ушел на фронт девятнадцатилетним. Он оборонял Севастополь все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау.
Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары, которые постоянно вспыхивали на полях, подожженных или немецкими военными, чтобы голод помогал им в борьбе с Красной армией, или советскими людьми, чтобы урожай не доставался врагу.
Искусствоведы отмечают ярко выраженные христианские мотивы, которые проявлялись в разных работах на протяжении всего творческого пути художника. Золото колосьев неслучайно находится в цветовом сочетании с образами советских солдат. Очевидна аллюзия на слова Христа: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Теми семенами, которые падают в поле и, умирая, приносят новый урожай, становятся жизни советских солдат. Они жертвуют собой ради последующих поколений.
Популярные сочинения
- Образ Руси в поэзии Блока — сочинение 11 класс Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает
- Почему не все мечты сбываются? сочинение Мечты – одни из самых важных вещей в жизни человека, которые определяют его дальнейший жизненный путь и помогают формировать характер. Мечтая, люди окунаются в мир фантазий
- Сочинение Характеристика Обломова Одним из самых ярких достижений Гончарова является создание образа Обломова. Что же из себя представляет этот герой и какую можно дать характеристику?
Описание картины “Фашист пролетел” Пластова: материалы для сочинения
“Фашист пролетел”.А. Пластов |
Аркадий Пластов – выдающийся советский художник, автор таких картин, как “Сенокос”, “Жатва” и др.В этой статье представлено описание картины “Фашист пролетел” Пластова: материалы для сочинения.
Смотрите: Описание других картин
“Фашист пролетел” — одна из самых сильных картин советских художников времен Великой Отечественной войны.
Картина “Фашист пролетел” была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
А. Пластов о своей картине “Фашист пролетел”:
“Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения.
Какое же искусство, мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины “Сенокос”… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.”
(А. А. Пластов, автобиография)
Описание картины “Фашист пролетел” из книги И. И. Пикулева “Русское изобразительное искусство”:
“Пластов в трагическом рассказе о загубленном воздушным пиратом мальчике-пастушке предельно обнажил звериную сущность фашизма. Зрителю кажется, будто «Мессершмитт» только-только пронесся над его головой и всего-навсего несколько секунд назад простучала пулеметная очередь. Лишь случайно пули не задели его, а сразили мальчонку, теперь уткнувшегося лицом в траву на косогоре… Такое впечатление достигнуто живописцем с помощью композиционного построения, в котором самую важную роль играет неустойчивая, наклонная линия косогора. Она эмоционально вызывает ощущения, появляющиеся у всякого человека, наблюдавшего молниеносное движение самолета в небе, а затем взглянувшего на землю. В подобном случае всегда кажется, словно почва начинает «колыхаться» — тоже приходит в движение. Между тем бандит продолжает рейс над мирными просторами. Холодные, «отступающие», сине-зеленые тона далей картины подчеркивают длительность полета фашиста. И всюду он способен сеять смерть, и поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от зрителя активного вмешательства в происходящее.” (И. И. Пикулев “Русское изобразительное искусство”, 1977 г.)
Описание картины “Фашист пролетел” из книги “100 великих художников”:
“В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка». “Фашист пролетел” (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне. Полотно “Фашист пролетел” замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло‑рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».
(Д. Самин, “100 великих художников”, 2006 г.)
Описание картины “Фашист пролетел” из книги В. Сысоева “Аркадий Пластов”:
“… в трактовке печальных явлений, таких, как смерть, художник инстинктивно сохранял должную меру красоты и гармонии, освещал случивщуюся беду веянием поэтической справедливости, возможностью нравственного преодоления трагической ситуации.
Примером тому может служить одна из лучших картин Пластова, да и всей советской живописи эпохи Великой Отечественной войны, “Фашист пролетел” (1942).
Важно
Ее содержание, возникшее из душевной глубины, обладает безграничной силой эмоционального воздействия, расширяющей смысл трагического присшествия до масштаба исторической драмы целого народа, взывающей к милосердию и требующей высшего суда над дьявольским исчадием фашизма.
Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г.
В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в келью — туда-то и заселился художник с семьей.
Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.
Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.
Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.
Сочинение-рассуждение
Аркадий Александрович на своей картине изобразил зверство фашиста. Обстановка, которую передаёт автор, навеивает ужас и страх. Для нацистов нет ничего святого, они прекрасно видели, что на поле ребёнок, который вышел на прогулку со своими животными.
Зритель может увидеть, что на картине и намёка нет на то, что где-то могут быть солдаты или оружие. Абсолютно спокойная атмосфера. Наглый враг хотел в очередной раз досадить русскому народу. Этот поступок показывает низость фашиста. Хочется задать вопрос: Фашист, почему ты напал на безоружного ребёнка? Ты сидишь в самолёте и стреляешь в ребёнка, не солдата. Это, всего лишь, безобидный пастушок. Зачем его убивать? Наши воины отомстят за это. За это вы, фашисты, порой будете сражаться даже с детьми. Вы встретите их полными ненависти. Они будут убивать вас, русские войска отомстят за каждого убитого.
Сколько горя и боли фашист принёс на нашу землю. На картине мы видим осенний пейзаж, золотые краски осени. Нашему взору предстоят золотые деревья и золотое поле. Стадо испугано и разбредается в разные стороны. Теперь овцы не знают куда идти, пастуха нет. Он мёртв. Собака воет, сидя рядом со своим убитым хозяином. Только что пёс потерял хозяина и друга. Единственное, что ему остаётся – это сидеть и выть. Собака находится в шоковом состоянии, она не понимает, что происходит. Бедный пёс не в состоянии следить за стадом. Вдали можно увидеть убитую корову, ей тоже досталось, только не понятно за что. Все эти убийства подтверждают зверство нацистов.
Если зритель будет всматриваться в небо, то увидит самолёт, который уходит вдаль. Немец сделал своё грязное дело и поспешил скрыться с места преступления. Но он не думает о том, что отмщение придёт к нему, только позже. Пастуха скоро начнут искать. Собака вряд ли покинет его. Дома забеспокоятся. Ещё одна семья потеряла своего ребёнка. Это ужасно. Горе пришло в дом семьи мальца.
Эта картина подтверждает то, что наглый фашист ни перед чем не остановится. Вот что страшно. Это зверь, которого можно остановить только демонстрацией собственной силы. Но наши войска это не напугает. Этот самолёт будет найден. Его накажет кто-то из наших солдат. Либо в бою над землей, либо самолёт будет сбит с земли. Но он не останется без наказания.
Картина внушает ужас. Очень жаль юного пастушка. Он не знал, что это его последний день и последняя прогулка. Теперь мальчика нет. И всё это произошло только по вине фашистов.
`
Сочинение наша тему: картина Пластова «Фашист пролетел»
Тематика войны – одна из самых сложных для любого художника, который пережил ее сам. Многие произведения А.А. Пластова посвящены именно борьбе советского народа с немецкими захватчиками. Художнику удается погрузить своим творчеством в самую гущу событий, хотя, казалось бы, на картине нет ни солдат, ни орудий. Мы видим только маленького мальчика, который припал к земле, из раны на голове сочится кровь, но помочь ему некому. Он один отправился пасти животных в поле, где случайно стал жертвой беспорядочной стрельбы из самолета. Сам самолет уже улетел, будто его и не было, но позади него остались одни разрушения. Художник изобразил природу в зеленом и желтом цвете. Желтым – все, что осталось позади самолета, зеленым – та местность, куда он только летит. Это символизирует то разрушение, которое несет он с собой.
Самолет резко повернул судьбу этого мальчика, да и многих других людей. Ведь в годы войны много жертв среди гражданского населения. Каждая смерть – трагедия для близких и потеря для всего народа.
Сейчас же над телом маленького пастуха скорбит только его собака, которая подняла голову к небу, протяжно воя. Она не понимает, что случилось, почему ее друг больше не шевелится, а лежит неподвижно на земле. Овцы, коровы, которые недавно щипали траву, сейчас в смятении бродят по поляне. Происходящее создает гнетущую атмосферу, которая передается сквозь изображение. Автору удалось донести ту боль и несправедливость, которые он сам наблюдал в годы войны.
Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.
Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный для страны 1943 год. До войны многие его работы были посвящены жизни людей колхозной деревни. Именно в этот период своего творчества он смог раскрыть ту простоту, искренность и в месте с тем ту живость ума и силу духа, которые так любил в простом народе художник.
Центральным образом картины становится именно такая, самая обычная советская женщина, мать партизана. Она, гордо подняв голову, стоит напротив фашиста, и поза ее выражает уверенность, непоколебимость и вместе с тем гнев. Образ матери — собирательный, как говорил сам Герасимов: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Светлая свободная рубаха контрастирует с загорелой, загрубевшей от работы морщинистой кожей, и в ее облике читается материнская горечь не только за сына, но и за всех людей, пострадавших от войны.
Позади женщины — пожар, разбомбленная хата, раненные и даже убитые жители деревни. Художник не прорисовывает детально фон картины: он нужен для создания атмосферы всеобщего разорения и бедствия, которые своей сильной спиной как бы закрывает мать партизана. Немец, показанный зрителю вполоборота, лишен ярких индивидуальных черт, и только низкий лоб и выступающая челюсть придает ему звериный облик.