«п.-хмельницкий». зачем переяславу вернули историческое название

После декоммунизации — деколонизация

В Украинском институте национальной памяти (ИНП) полностью поддерживают инициативу Переяслава-Хмельницкого городского совета. Начальник отдела анализа региональных особенностей и политики национальных меньшинств ИНП Богдан Короленко подчеркивает, что решение о переименовании города, принятое в 1943 году, было однозначно конъюнктурным. Советское руководство, с одной стороны, использовало исторические события, в том числе и Переяславскую раду, для повышения боевого духа бойцов Красной армии, а с другой — увековечило Хмельницкого как человека, который в трактовке историографии СССР осуществил «вековые стремления украинского народа к объединению с братским русским народом».

— Тем самым коммунистическая пропаганда, собственно, нивелировала историческую фигуру Богдана Хмельницкого как основателя модерновой украинской государственности, — убежден Короленко.

Экс-глава ИНП Владимир Вятрович уверен, что решение о возвращении городу исторического названия позволит сместить акценты, украинцы станут иначе воспринимать личность самого гетмана.

— Мне кажется, что переименование уменьшит восприятие Богдана Хмельницкого через призму Переяславской рады, это абсолютно советское видение гетмана как человека, который только поспособствовал воссоединению, как тогда говорили, Украины с Россией, — подчеркивает историк. — Это совершенно неправильно с точки зрения того, кем на самом деле был Богдан Хмельницкий.

Повод для гордости. В 2007 году один из древнейших городов страны удостоили выпуска памятной монеты и почтовой марки

К слову, в исторических документах можно увидеть еще одно название города — Переяславль-Русский, то есть находящийся на Руси. Богдан Короленко уверен, что возвращаться к нему нет никакого смысла. По его словам, такое дополнение применялось для того, чтобы не путать город с Переяславлем-Залесским (сейчас этот город находится на территории Российской Федерации).

В целом в ИНП настаивают на том, что после декоммунизации Украине необходима деколонизация.

— Имперское российское наследие еще достаточно серьезно проявляется в украинском сознании, в топонимике, символике, — поясняет Вятрович. — Но вопрос, нужно ли проводить деколонизацию с помощью отдельных законов, требует дополнительных обсуждений и проработки.

С коллегой согласен и Богдан Короленко: в качестве примера он приводит Александра Суворова, в честь которого в Украине названо около 300 улиц.

— Безусловно, для россиян Александр Суворов — национальный герой, который является основой героического пантеона Российской Федерации, но надо исходить из того, что эта личность сделала для Украины, а влияние Суворова на украинскую историю исключительно негативное. Достоин ли такой человек быть увековеченным в украинской топонимике? Очевидно, что нет.

Что посмотреть

Жемчужиной архитектуры города Переславль-Залесского является Спасо-Преображенский собор 12 века. Это одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси.

Спасо-Преображенский собор

Храм начали строить с 1152 года при Юрии Долгоруком и возвели в 1157 году при сыне князя Андрее Боголюбском. Внутренний интерьер храма не сохранился. Во второй половине XII века собор был расписан фресками с композициями «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле». Главная храмовая икона Преображения Господня находится сейчас в Третьяковской галерее в Москве. Майоликовый пол из жёлтых, зелёных и коричневых плиток — в Горецком монастыре Переславля. Спасо-Преображенский собор — единственный сохранившийся из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. Рядом со Спасо-Преображенским собором, на Красной площади в 1958 году установлен памятник Александру Невскому, родившемуся в Переславле в 1220 году. Недалеко в честь Митрополита Петра построена церковь с таким же именем.

В городе Переславле-Залесском шесть монастырей, из них четыре действующих. Никольский монастырь построен в 1350 г. Из построек сохранилась надвратная церковь Петра и Павла.

Рядом с Никольским монастырем находился старинный Борисоглебский монастырь, закрытый в 1764 году. Позже его Смоленско-Корнилиевская церковь была передана Никольскому монастырю.

Федоровский монастырь был основан в 16 веке. До 1667 г. монастырь был мужским. Затем стал крупнейшим женским монастырем. Сохранилась большая часть построек монастыря.

Один из самых старинных монастырей — Никитский монастырь во имя Никиты Константинопольского. Считается, что он был основан раньше, чем сам Переславль.

Никитский монастырь

Внушительные стены и башни монастыря помогали охранять подступы к городу с севера и выдержали польско-литовскую осаду в XVII веке.

Крепостные башни Никитского монастыря

Это действующий мужской монастырь. При монастыре имеется часовня на святом источнике. Главным сооружением монастыря является пятиглавый собор Никиты Великомученика, который возвели в 1561–1564 годах.

Собор Никиты Мученика Никитского монастыря

К югу от храма расположилась церковь Благовещения с трапезной и колокольней.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Никитском монастыре

В другом конце города находится действующий Свято Троицкий Данилов мужской монастырь, основанный в 1508 году. Храм был освящен в честь монаха Даниила, который своими молитвами помог рождению сына у Ивана Грозного. Главная достопримечательность монастыря — Троицкий собор. До наших дней сохранились также колокольня, церкви Всех Святых, Похвалы Богоматери, колодец, вырытый святым Даниилом, а также Сретенская церковь, рядом с которой раскинулся сад-дендрарий. Сейчас сад вместе с прудами входит в состав национального парка «Плещеево озеро».

Монастыри Горицкий и Сретенский Новодевичий были закрыты в 1744 и 1764 гг. соответственно. В Горицком монастыре сейчас находится историко-краеведческий музей, где собраны археологические находки, предметы декоративно-прикладного творчества.

Горицкий монастырь

В Сретенском Новодевичьем монастыре сохранились собор Сретения Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Александра Невского, которая снова была отрыта в 1998 году.

Музей-усадьба «Ботик Петра» расположен в посёлке Веськово. Экспозиции рассказывают о начале истории русской флотилии, о том, как в начале 18-го века создавалась «потешная флотилия» Петра I. После того, как «потешный флот» стал настоящим, он был заброшен. К 19-му веку сохранился лишь бот «Фортуна».

Для него в 1803 году был построен павильон, который позже стал музеем истории отечественного флота.

В городе два необычных музея. В музее Утюга представлены не только коллекция утюгов, но и различные приспособления для стирки и глаженья белья.

Достопримечательности Переславля-Залесского: Музей утюга

В музее паровоза представлена выставка об истории паровоза. Здесь можно прокатиться на старинной машине или дрезине.

Архитектура и памятники Переславль-Залесского

Прогулка по старинному полису принесет путешественнику немало ярких впечатлений. На улицах города есть интересные памятники, а красивые здания встречаются почти на каждом шагу.

Памятник Александру Невскому

Адрес: Красная площадь. Остановка транспорта «Завод ЛИТ».

Торжественное открытие на Красной площади города – удельной вотчины Александра Невского, памятника самому почетному гражданину не только провинциального Переславль-Залесского или областного Ярославля, но и всей страны, состоялось зимой 1958 г. Тогда горожане – кавалеры ордена, носящего имя великого полководца, сбросили белое покрывало с бронзового бюста князя. Переславский князь Александр мудр, благосклонен к подданным, суров к врагам. Его чело осеняет какая-то особая одухотворенность, свойственная лишь истинно великим людям – беззаветным защитникам Веры и Отечества.

Рыбная слобода

Адрес: рекреация в юго-западной части города. Остановка транспорта «Озеро».

Рыбная слобода считается наиболее живописной частью города. Интересно, что еще с незапамятных времен эта рекреация считалась личным владением великих князей Московских, любивших полакомиться местной ряпушкой. Архитектурный облик района формировался веками. Здесь до сих пор можно увидеть старинные деревянные особняки, полюбоваться нарядным храмом Сорока мучеников. Антураж Рыбной слободы во все времена вдохновлял живописцев. Ее планы можно увидеть на полотнах Д. Кардовского, И. Комова, А. Тутунова, других известных художников. К сожалению, в последнее время рекреация утрачивает свой неповторимый шарм. Однако здесь до сих пор есть чем полюбоваться, даже несмотря на активное коттеджное строительство.

Усадьба Темериных

Адрес: Красный переулок, 10. Остановка транспорта «Центр».

Старейшее среди сохранившихся светских зданий Переславль-Залесского, принадлежало семье преуспевающих негоциантов и фабрикантов Темериных. Дом – прекрасный образчик дворянского особняка в стиле классицизма, возведен в конце XVIII в. Внешне здание декорировано весьма неброско. Главными украшениями фасада являются рустованная кладка и двухколонный портик, слегка вынесенный за основной объем. Во внутренних помещениях особняка, при этом, можно найти следы былого благополучия хозяев. Здесь сохранились фрагменты изящной лепнины и печи, облицованные изразцами. Ныне здание занимает городской военкомат.

Памятник Юрию Долгорукому

Адрес: территория Горицкого монастыря. Остановка транспорта «Музей».

Как известно, основателем Переславль-Залесского считается великий князь Юрий Долгорукий. Благодарные горожане всегда с почтением относились к фигуре собирателя земель русских и лелеяли надежду увековечить его память монументально даже в Советскую эпоху. В 1963 г. их мечта сбылась. Через 810 лет после закладки переславской крепости, давшей начало полису, на территории бывшего Горицкого монастыря состоялось торжественное открытие памятника князю. Бюст Юрия Долгорукого отлит из бронзы. Он представляет собой фрагмент конного изваяния московского властителя, установленного на Тверской площади столицы.

Особняк Житниковых

Адрес: ул. Кардовского, 20. Остановка транспорта «Швейная фабрика».

В число архитектурных достопримечательностей Переславль-Залесского входит и кирпичный особняк, принадлежавший купцу II гильдии Н. Житникову. Кирпичное здание с антресолями постройки 1914 г. имеет два фасада. Особенно интересно выглядит парадное крыльцо, возведенное в форме овального ризалита. Некогда к зданию примыкали веранды, выходящие в ухоженный сад усадьбы. Дом был прекрасно благоустроен для начала прошлого века. Его хозяева пользовались санузлами и ванными, соединенными с городскими коммуникациями. Особняк имел электрическое освещение, коммутацию с телефонной станцией.

Присоединение к Московскому княжеству

Как и Александр Невский, его сын Дмитрий Александрович, проявил себя незаурядным полководцем своего времени. При нем Переславль достиг своего короткого, но блестящего расцвета. В 1276 году Дмитрий получил великое княжение, но, став великим князем и исполнив все формальности во Владимире, он остался в Переславле, ставшем стольным городом русской земли.

Его сын Иван Дмитриевич не имел прямых наследников и завещал Переславль своему дяде Даниилу Александровичу, первому московскому князю, младшему сыну Александра Невского. Так был заложен первый камень в основу будущего русского государства

Это событие имело важное значение для формирования Москвы как столицы Руси

Интересно, что в знак добровольного присоединения Переславль-Залесского к Московскому княжеству появилась традиция. При коронации наследника московского престола на царский стол подавалась копченая переславская ряпушка, которая водится в Плещееве озере.

Иконопись, скульптура и живопись в Переславль-Залесском музее-заповеднике

Одна из экспозиций Переславль-Залесского музея-заповедника посвящена древнерусской иконописи XV-XIX вв. Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля-Залесского и Переславского района.

В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов.

В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана IV столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: «Феодор Стратилат в житии», «Богородица Одигитрия», «О тебе радуется», «Троица Ветхозаветная», «Иоанн Златоуст», «Никола Чудотворец».

Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом, — традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района.

Большинство из экспонатов было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. Музейная коллекция деревянной скульптуры — это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

В экспозиции «Русская живопись XVIII-XX вв.» представлены картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.

Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина.

Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Среди таких работ полотна А.А. Осмеркина, А.А. Тутунова и других.

Достопримечательности Переславля-Залесского за один день

Переславль-Залесский музей-заповедник

Переславль-Залесский музей-заповедник

Музей-заповедник был создан в 1918 году. Главные выставки размещены в бывшем женском Горицком монастыре. Музейные коллекции разнообразные: деревянная скульптура 16–19 века, вещи (от семейных портретов до напольных часов) из дворянских усадьб, предметы быта крестьян.

Гордость музея — собрание предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь можно видеть вышивки и ткани, изделия из золота и серебра, имеющие отношение к православному культу, (кресты, кадила, потиры).

В состав заповедника входит ряд филиалов — музей «Ботик Петра 1», Спасо-Преображенский собор, выставочный зал на улице Ростовской и музей-усадьба Ганшиных.

Адрес: Музейный переулок, 4, Переславль-Залесский, Ярославская область

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00; понедельник — выходной

Вход на территорию  — 50 руб., единый билет для взрослых— 350 руб., для детей — 150 руб.

Никольский монастырь

Никольский монастырь

Дмитрий Прилуцкий основал обитель в 14 веке. Буквально через пару десятилетий монастырь (тогда мужской) был разграблен при нашествии хана Тохтамыша. Почти вся история обители состоит из века-другого процветания, с последующим разорением. Последний раз обитель была закрыта в 1923 году, а в 1994 году возрождена.

В монастыре стоит уделить внимание храму Благовещения и надвратной церкви. Оба здания возведены в середине 18 века в стиле барокко

Адрес: ул. Гагарина, 43, Переславль-Залесский, Ярославская область

Время работы: ежедневно с 6:30 до 17:00

Кремль Переславля-Залесского

Кремль Переславля-Залесского

Древнейшее сооружение города. Собственно с постройки Кремля в 12 веке и отсчитывается возраст Переславля. До нашего времени дошли земляные валы и Спасо-Преображенский собор.

Также на территории Кремля находятся более поздние здания — Владимирский собор и церковь Александра Невского были возведены в 18 веке. Время постройки храма Петра Митрополита — 16 век.

Адрес: в пределах Валового кольца, улиц Советская, Садовая, Проездная и Красной площади

Крепостные валы Переславля

Крепостные валы Переславля

Созданный в 12 веке Кремль был окружен земляными валами высотой до 16 метров (сейчас лишь 11 метров). Их общая продолжительность — 2,5 км. Как ни странно крепостные валы дошли до наших дней в неплохом состоянии. Устойчивость им придают внутренние деревянные укрепления.

Крепостные валы популярны как смотровая площадка – с них отлично видна историческая часть города.

Адрес: улица Валовое кольцо, Переславль-Залесский, Ярославская область

Музей Александра Невского

Музей Александра Невского

Был открыт для посетителей в 2012 году. Как ни странно это первый в России музей, посвященный князю. На экспозиции можно видеть макет Переславля 13 века, манекены 4 воинов той эпохи — русского князя (по-видимому, самого Невского), русского латника, тевтонского рыцаря и ордынского лучника.

Еще одна экспозиция состоит из икон, изображающих Александра Невского. И наконец, собрание медалей и орденов имени Невского.

Адрес: Музейный пер., 9, Переславль-Залесский, Ярославская обл.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00; понедельник — выходной

Вход: для взрослых — 200 руб., для детей — 120 руб., дети до 5 лет — бесплатно

Русский парк

Русский парк

Этот тематический парк посвящен русской культуре и быту 19-20 столетия. На небольшом пространстве в центре города собраны различные музеи (кукольного театра, русских изобретений, кваса и чая). Есть экспозиции под открытым небом — Аллея русской росписи, русских наличников.

Еще здесь находится контактный зоопарк, трактир с русской кухней, детская площадка, сувенирная лавка.

Адрес: улица Московская, 158, Переславль-Залесский, Ярославская область

Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00

Вход: для взрослых — 300 руб., для детей — 150 руб.

Рекомендации

Источники

  • Государственная Дума Ярославской области. Закон №12-з от 7 февраля 2002 г. «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения», в ред. Закона №67-з от 21 декабря 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области». Вступил в силу через шесть месяцев со дня официального опубликования. Опубликован: «Губернские вести», №11, 15 февраля 2002 г. (Государственная Дума Ярославской области. Закон от 7 февраля 2002 г. № 12-з « Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» в редакции Закона № 67-з от 21 декабря 2012 г. « О внесении изменений»). Различные законодательные акты Ярославской области и об отмене различных законодательных актов (пунктов законодательных актов) Ярославской области ( вступают в силу со дня шести месяцев со дня официального опубликования).
  • Государственная Дума Ярославской области. Закон №65-з от 21 декабря 2004 г. «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области», в ред. Закона №59-з от 28 декабря 2011 г «Об изменении статуса рабочего посёлка Песочное Рыбинского района и о внесении изменений в законодательные акты Ярославской области». Вступил в силу через 10 дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Губернские вести», №70, 23 декабря 2004 г. (Государственная Дума Ярославской области. Закон № 65-з от 21 декабря 2004 г. « О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» с изменениями, внесенными Законом от 28 декабря 2011 г. № 59-з « О внесении изменений в Состояние рабочего поселка Песочное Рыбинского района и о внесении изменений в различные законодательные акты Ярославской области . В силе по истечении 10 дней со дня официального опубликования).

Ошибка генетического кода

В прошлом году, перед тем как местные депутаты проголосовали за возвращение Переяславу-Хмельницкому исторического названия, на официальном портале горсовета было опубликовано письмо бывшего городского головы Григория Сокура. В отличие от Юрия Клименко, экс-мэр уверен, что переименование улучшит жизнь города во всех сферах. «Именно это имя (Переяслав. — Фокус) объединит всех жителей громады, будет фактором, стимулом для прогресса, развития территории. Название города определяет его историю, характер, быт, архитектуру, культуру, транспортную инфраструктуру, поведение его жителей», — написал Сокур.

Как конкретно новое старое название повлияет на решение муниципальных вопросов, Сокур не стал объяснять, сославшись лишь на изречение Конфуция: «Все начинается с того, что нужно дать правильное название всему. Название рождает правильные действия».

Нынешний голова Переяслава-Хмельницкого Тарас Костин в целом рассуждает о возвращении названия более прагматично, но в середине беседы тоже вспоминает о «нарушенном генетическом коде» города.

— И вы в это действительно верите? — интересуюсь у него.

— Немножечко, — усмехается он. — Может быть, карма у города будет лучше.

При этом Костин подчеркивает, что на решение о переименовании никак не повлияло отношение к самому гетману.

— Богдан Хмельницкий — мощная фигура в истории, и мы его очень уважаем. Наше решение никак с ним не связано, — отмечает городской голова.

Официальное название. Полным именем Переяслав-Хмельницкий называют лишь туристы, которые знакомятся с его достопримечательностями

Он вспоминает, что, когда перспективу переименования только начали обсуждать в интернете, большинство местных жителей выступало против инициативы. В то же время на общественных слушаниях 70% присутствующих проголосовали за возвращение исторического названия.

Костин уверяет, что горожанам не стоит беспокоиться по поводу смены документов после переименования. Все бумаги, подтверждающие право собственности, останутся в силе, а изменения будут вносить, например, во время процедуры продажи дома. Новое название города станут вписывать в паспорт, если человек потеряет старый документ или будет менять его по каким-то причинам. Но вот предпринимателям придется все-таки озаботиться переоформлением уставных документов. На замену же старых вывесок из городского бюджета потратят около 50 тыс. грн.

Еврейская община

Первое упоминание о еврейской общине Переяслава относится к 1620 году, когда горожане пожаловались королю Сигизмунду на рост числа и влияния евреев в Переяславе. Отказав евреям в праве держать пивоварни, солодовни и винокурни, уже запретив им заниматься сельским хозяйством, король приказал своим уполномоченным учитывать другие права евреев. Три года спустя было подписано соглашение, позволяющее евреям пользоваться всеми правами и свободами городских жителей. Это соглашение подтвердил король Сигизмунд.

Переяславские евреи были одними из первых, кого убили во время первого Хмельницкого восстания . Летописец Натан Ганновер пишет: «И многие святые общины, расположенные недалеко от места битвы и неспособные бежать, такие как святые общины Переяслава, Барышовки, Пирятина, Борисполя, Лубен, Лохвицы и окрестных общин, погибли как мученики. различных жестоких и отвратительных видов резни … »(« Йевен метсула », с. 94). Другой летописец, раввин Меир из Щебжещины, приводит подробный рассказ: «Священная община Переяслава несколько раз пила из чаши горечи; В недоумении евреи бежали в священную общину Борисовка (прим., вероятно, Барышовка). Но повстанцы тоже пришли туда и убили многих евреев, в том числе младенцев. Местные неевреи пожалели тех, кто выжил, и вернули их в Переяслав, где они оставались запертыми, как узники, в своих домах, потому что боялись быть увиденными повстанцами. Ночью они не знали, что принесет утро, а утром — то, что обещал вечер ».

Известный писатель на идише Шолом-Алейхем родился в Переяславе в 1859 году. Детство он провел в городе Воронков, но когда семья обеднела, он вернулся в Переяслав, где до 1876 года проучился в русской гимназии. В 1879 году он снова вернулся в Переяслав. на несколько лет. Город подробно описан в его автобиографической прозе. В городском «этнографическом заповеднике» есть музей, посвященный ему. Дополнительные комментарии: … После Переяславского Собора 1654 года остатки переяславской еврейской общины перешли под покровительство России. Левобережным евреям разрешили остаться в своих домах, но горожане Переяслава представили царю Алексею Михайловичу закон 1620 года, ограничивающий права евреев, который был подтвержден царем. Сведения о переяславских евреях исчезают с того же 1654 года.

Новое сообщество возникло в конце 18 века. Согласно налоговым книгам 1801 года, было 5 христианских купцов, не еврейских купцов; 844 горожанина-христианина и 66 горожанина-еврея. По ревизии 1847 г. в районе была только одна еврейская община «Переяславское» численностью 1519 человек. По переписи 1897 г. в районе проживало 185 000 жителей, из них 9 857 евреев, в том числе в Переяславе — 14 614 человек. , из которых 5 754 были евреями. В 1910 году в Переяславе действовали три еврейские школы: начальная школа для мальчиков, частная школа для мальчиков и Талмуд-Тора. В конце 19 века была построена синагога, уцелевшая война и сохранилась до сих пор — здесь действует фабрика тканых изделий имени Б. Хмельницкого.

30 июня — 2 июля 1881 г. в Переяславе произошел еврейский погром. Среди жертв были евреи, бежавшие сюда после киевского погрома. Из Переяслава волнения перекинулись на окрестности. В июне 1919 года атаман Зеленый устроил в Переяславе погром, в результате которого погибло 20 человек. К 1921 году в Переяславе была основана еврейская организация «самообороны». В 1926 году еврейская община процветала, несмотря на преследования, и в Переяславе проживало 3 590 евреев. В то время было 8 домов обучения ( батей мидраш ), 3 различных еврейских школы и 26 кошерных мясников. Осенью 1941 года на окраине города (нынешняя территория Алтицкого кладбища) было расстреляно 800 еврейских жителей Переяслава. По словам пожилых жителей, точная дата расстрела — 4–5 ноября, однако на мемориальной доске указана другая дата — 6–8 октября. 19 мая 1943 года в результате рейда были расстреляны еще 7 еврейских женщин и 1 мужчина и похоронены на Алтицком кладбище.

В настоящее время еврейское население Переяслава составляет менее 100 человек. Офис общины находится в здании бывшей синагоги.

Примечания

  1. ↑ Переяславль, уездный город Полтавской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Переяславль // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Переяславль Южный или Русский // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  4. ↑ Переяслав-Хмельницкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  5. Арбітражним судом по Київській області порушено справу № 97/10 про банкрутство ВАТ «Переяслав-Хмельницька швейна фабрика» (Київська обл., м. Переяслав-Хмельницький, вул. Б. Хмельницького, 32, р/р 467372 у відділенні АПБ «Україна», МФО 321273) // газета «Урядовий кур’єр», № 16-17 вiд 30 січня 1997
  6. . ukraina.ru (26 октября 2017).
  7. . . Радіо «Свобода» (30 октября 2019). Дата обращения: 30 жовтня 2019.

Чудное озеро

Излюбленным местом для отдыха туристов в Переславле-Залесском является Плещеево озеро, площадь которого составляет около 51 км², а наибольшая длина 9,5 км (от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вёксы).

Возраст Плещеева озера около 30 тысяч лет. Оно образовалось после отступления континентальных ледников. Это подтверждается самим положением озера на границе ледниковой морены и древних аллювиальных наносов. Древний водоём был гораздо крупнее нынешнего. Его прежние границы заметны как возвышенная кайма на восточной и южной стороне озера. Здесь расположены села Городище, Большая Брембола, Красное, Веськово и Соломидино. В конце XVII века на Плещеевом озере была построена «потешная» учебная флотилия Петра I. В начале XX века она была возрождена на несколько лет.

Биологическая продуктивность озера довольно высокая. Фауна рыб представлена 16 видами, из которых наиболее ценные в промысловом отношении: густера, лещ, налим, окунь, плотва, ряпушка, уклейка, щука. Встречаются и другие рыбы: вьюн, ёрш, карась, линь, пескарь, щиповка. На берегах озера живут птицы: лебедь, орлан-белохвост, скопа, утка, цапля, чайка. Сохранилась реликтовая популяция болотной черепахи.

Другие названия этого озера: Переславское (по названию стоящего на озерном берегу города Переславля-Залесского), Клещино, Клещеево, Плещее, Плещино, Плещеевское, Плешка, Переславльское, Переяславльское, Плещейка, Плещей. По одной из версий, название озера связано с древним городом Клещином, предшественником Переяславля-Залесского. Современное название является модификацией более старого названия, производного от Клещина. Согласно народному преданию, озеро получило свое название Плещеево от свойства выплескивать, выбрасывать все кидаемые в него вещи.

Одной из главных достопримечательностей озера является Синь-камень — трехметровый булыжник весом 12 тонн, состоящий из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Камень загадочным образом перемещается. Что только ни пытались с ним делать: и закапывали, и топили на дне озера, и увозили, но он всегда необъяснимым образом возвращался. У этой легенды существует ряд объяснений, среди них: влияние температурных колебаний, за счет которых каменистая порода расширяется и сжимается, что приводит к ее незначительному смещению, гипотеза о существовании лей-линий, нагромождение ледяных обломков на камне, которые способствуют его передвижению, ну и, конечное же, влияние потусторонних сил на Синь-камень.

Хочется отметить, что туристический сервис Переславля-Залесского находится на достойном уровне. В городе есть немало кафе, гостиниц, мест для отдыха. Единственное, что портит впечатление — это стаи бродячих собак в центре города, которые с лаем бросаются на велосипедистов и мотоциклистов.

Успенский монастырь на «горице»

Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите (1288 – 1340 гг.).

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности — «горице». В XV веке насельником монастыря, а впоследствии и игуменом (с 1470 до 1500 года), был Даниил Переславский (? – 1540 гг.), в 1508 году перешедший в основанный им Троицкий Данилов монастырь.

В средние века Горицкий монастырь владел многочисленными селами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие. Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна.

В 1744 г. Горицкий Успенский монастырь был упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии. За это время на территории обители был Успенский собор (между 1753-1761 годами); колокольня с церковью Богоявления (1768-1777 гг.); была вновь построена часть ограды с башнями.

В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией и начал постепенно ветшать. В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817 г.) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (1834 г.).

Древнейшими постройками монастыря, несомненно, существовавшими в XVII веке, являются двое ворот, одни из которых «Святые»; южная ограда с одной башней и церковь всех Святых, почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек.

«Святые Ворота» с церковью святителя Николы представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год постройки ворот неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

Еще в середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря

Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Сегодня на территории Горицкого Успенского монастыря располагается Переславль-Залесский музей-заповедник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector