Прогулка по псково-печерскому свято-успенскому монастырю

Предисловие

Земная жизнь христианина – поистине единственное и драгоценное время, данное каждому человеку для приготовления к Жизни Вечной. Поэтому христианину нужно жить в Церкви и Церковью. Жить, основываясь на евангельских истинах, смысл и глубину которых мы можем понять и увидеть лишь в Церкви.

Именно об этом в одной из своих проповедей говорил Псково-Печерский старец отец Иоанн (Крестьянкин): «Надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное – необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена…»

В годы большевистских гонений, несмотря на то, что многие монастыри были закрыты, разорены, а их насельники томились в советских лагерях – они продолжали нести свет евангельской Истины в мир. После гражданской войны несколько русских православных обителей оказались на территории Прибалтийских республик. Большой известностью и почитанием среди них пользовался Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, оказавшийся на территории Эстонии.

* * *

Чтимые монастырские иконы Божией Матери: «Успение, в житии», «Умиление-Владимирская» (написанная, по преданию, самим игуменом Корнилием), «Одигитрия» уже в XV–XVI веках прославились многими чудесами и заступничеством за православных христиан. Печерская обитель также известна своим письменным наследием: с середины XVI столетия здесь велась летопись Древнего Пскова и была собрана богатая по тем временам библиотека, в частности, сохранившая для нас «список» XV века ценнейшей древнерусской повести «Сказания о погибели земли Русской» (о нашествии хана Батыя); отсюда же происходят и так называемые «Печерские сборники», донесшие до нас выдающийся исторический и литературный памятник – переписку князя Курбского с царем Иваном Грозным.

Псково-Печерская обитель взрастила немало архипастырей и Первосвятителей Российских. Так, наместниками монастыря были будущие Святейшие Патриархи Московские и всея Руси – Иоасаф I и Пимен.

Многие воспитанные в обители иноки сподобились общецерковного прославления. В 1987 году их внесли в сонм Собора Псковских святых, а в 1990 году состоялось и утверждение особого празднования в память Собора Псково-Печерских святых, совершаемого в 4-ю неделю по Пятидесятнице. В эти дни поминаются: преподобномученики – игумен Корнилий, старец Вассиан; преподобные – Марк, Иона и Дорофей, Югский чудотворец, постриженник Псково-Печерский; преподобная матерь Васса; праведный Лазарь схимник, прозорливый. В Собор Псково-Печерских святых были также добавлены преподобный Симеон (Желнин) Псково-Печерский и священномученик Александр (Петровский), бывший наместником монастыря в 1917–1918 годах.

По милости Божией, Псково-Печерская обитель никогда не закрывалась. Даже во времена хрущевских гонений, благодаря мужеству и мудрости наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова), «властям беззаконным» не удалось закрыть обитель.

Поэтому древняя традиция иночества сохранилась и до наших дней. В Псково-Печерской обители, как и во многих других монастырях, всегда существовала особая форма иноческого «детоводительства ко Христу» – старчество.

В ХХ веке традиции старчества продолжали старейшие насельники монастыря – архимандриты: Александр (Васильев), Нафанаил (Поспелов), Иоанн (Крестьянкин), Елеазар (Иванов), Адриан (Кирсанов). Они вели по пути спасения и молодых иноков, и паломников, посещающих обитель, и духовных чад, живущих в миру.

Неоценимую помощь в деле благого устроения наших душ оказывает уяснение опыта ранее живших православных подвижников, засвидетельствованного в их поучениях и письмах, в историко-документальных материалах о них, а также в народных преданиях об их жизни и подвигах, в воспоминаниях современников.

Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия – есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы» (Лк 20, З8).

Книга, которую вы держите в руках, повествует о жизни замечательных подвижников XX века, подвизавшихся в Псково-Печерской обители, и призвана познакомить читателя с необходимым и душеполезным опытом глубокой и искренней веры в Бога.

Посещение. Режим работы

Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее. Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели. Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.

  • На экскурсии можно попасть с 9 до 16, каждый час их кто-то проводит (либо местные бюро, либо сами монахи). Платой являются пожертвования. Записываться на экскурсии нужно либо по телефону (до 5 человек), либо заполняя бланк-прошение на сайте (паломники).
  • Внешний вид должен быть соответствующим заведению: никаких неприкрытых частей тела, для женщин обязательна покрытая голова и длинная юбка (берите свои, вдруг тех, что предлагают на входе, на всех не хватит).
  • Лучше уточнить, что именно можно фотографировать, входя в монастырь.
  • Кроме экскурсионной программы и богослужения можно набрать воды в Корнилиевском освященном колодце.
  • Когда длится литургия, можно попасть на исповедь и причастие в храме.
  • На вопросы гостей с 10:00 до 18:00 охотно отвечает дежурный священник в Сретенском храме.

Архитектурные достопримечательности

Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.

  • Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.
  • Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.
  • 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.
  • Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.
  • Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.
  • Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).
  • Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.
  • Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.
  • Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.

Легенды и сокровища

Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться Святополк Изяславович и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.

Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке митрополита Киевского были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.

Ризница Псково-Печерского монастыря


Ризница Псково-Печерского монастыря.
1

Согласно летописи, строилась ризница при игумене Корнилии, возглавлявшим обитель с 1539 по 1570 годы. Сооружение повторяет перепады природного рельефа, поэтому фасад с северной стороны трёхэтажный, а на западе всего 2 этажа. Белоснежное крыльцо является образцом псковского архитектурного стиля.

Строение покрашено красной охрой, контрастом выступают белоснежные наличники. Богатый вид придают зелёная шатровая кровля и тёмно-синяя главка с позолоченными звёздами.

Внутри хранится большое количество ценной церковной утвари, среди которой образцы прикладного русского искусства XVI – XIX столетий. Многие вещи связаны со знаменитыми в истории личностями, в том числе Годуновым, Грозным, Петром I.

Здесь можно увидеть кресты из серебра и золота, митры, Евангелия, обрамлённые драгоценными окладами. Эти ценности были вывезены фашистами в годы войны, впоследствии при содействии высшего руководства ФРГ возвращены.

Адрес: Псково-печерский Свято-Успенский Монастырь, улица Международная, Печоры, Псковская область, Россия.

Фото и описание

В отличие от наибольшего количества русских монастырей, которые возводились на крутых прибрежных речных зонах или возвышенностях, ансамбль жилых построек и храмов Псково-Печерской обители находится в котловине, которая была промыта в большом кольце высоких холмов рекой Каменец. Один из холмов имеет в своем основании вход, который ведет в протяженную систему пещер, впервые упомянутых в 1392 году. Бывший священник из города Пскова Иоанн Шестник в 1473 году выстроил в этом месте обитель, а вскоре после этого пещерный храм во имя Успения Божией Матери. После возведения пещеры и храм стали приводить в порядок, придав им более благолепный вид, а внешнюю стену укрепили при помощи кирпича.

Сразу при входе в святые пещеры можно увидеть мощи преподобных Печерских Иона, Марка, прозорливого Лазаря, а также преподобной Матери Вассы. По своей сути пещеры являются святым монастырским кладбищем, хотя точное количество захоронений до сегодняшнего дня так и не установлено. Существует предположение, что именно в этих местах захоронено около десяти тысяч человек. На протяжении года в пещерах температура не поднимается выше +5 ° С.

От входа в пещеры проходят подземные галереи в количестве семи, что так называется улицами, которые на протяжении разных промежутков времени расширялись и удлинялись. Братскими называются пятая и шестая улицы – именно здесь погребают иноков обители. Захоронение паломников производилось в других галереях, в которых имеются захоронения защитников монастыря и благочестивых мирян.

В пещерных стенах когда-то были установлены известковые и керамические плиты со старинными надписями – керамидами; эти записи являются надгробными памятниками и представляют собой огромную историческую и художественную ценность.

В конце центральной улицы имеется канун – специально предназначенный подсвечник, оформленный в виде небольшого стола. Рядом с кануном происходит процесс панихиды. Как известно, панихида – это заупокойная служба, которая содержит в себе моление к Богу о прощении всех грехов, а также упокоении души усопшего в небесных обителях. Имеется благочестивый обычай, который предусматривает молиться за панихидой, при этом, держа свечу в руках в знак того, что сердца страждущих горят любовью и верой к Господу Богу, и что их души переносятся к Царству вечного света, блаженства и вечной радости, где обитают Господь и все святые.

Сразу за кануном установлен сделанный из дерева крест, а справа от него находится захоронение православного выдающегося архиерея – митрополита Вениамина Федченко, который стал известен как церковный писатель, большинство работ которого были опубликованы. С левой стороны от креста захоронены мощи Российского новомученика Георгия Садковского, который на протяжении долгих лет находился в заточении в лагерях и тюрьмах.

Наибольшая часть плит, находящихся в монастырских пещерах – это надгробия знатных дворян, а также их семей из Пскова, Торопецка, Новгорода. События надписей, хорошо сохранившихся на каменных и керамических плитах, дают возможность узнать достаточно подробную информацию о некоторых семьях и их родственных связях. Именно в пещерах названы около двадцати членов семьи Бурцевых, а также упоминается об их родстве с другими фамилиями. Примерно одиннадцать человек относятся к роду помещиков из города Пскова по фамилии Назимовы, а семнадцать человек – к роду Татищевым. К тому же, в пещерах погребены и воины, которые защищали монастырь во время проведения многочисленных войн.

Музей народности сето

Частный музей народа сето находится в 15-ти км от Печор в деревне Сигово. Экспонаты собрала учительница Т.Н. Огарева, которая переехала сюда из Ленинграда в 1987 году. Музей расположен в большом амбаре на усадьбе сетусского крестьянина, где собрано то, что удалось сохранить: домашняя утварь, предметы быта, одежда.

Музей народности сето

В сарае находится несколько кукол, которые одеты в праздничное народное платье.

Т. Огарева решила создать музей в середине 90-х, когда из-за визового режима жившие здесь последние представители сето собрались навсегда уехать в Эстонию.

Эта народность отличается своим особым отношением к труду и семейными традициями. Несмотря на развитие промышленности, люди сами выращивали пшеницу, овес, ячмень, картошку, овощи, а затем готовили из этого блюда, из льна и шерсти шили одежду.

Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, д. Сигово, трасса Рига-Псков.

Экология

Беда Печоры в том, что недра ее территорий богаты нефтью и газом. Найдено уже не одно месторождение. Соответственно, экологическая обстановка выглядит не лучшим образом со всеми вытекающими с этих предприятий последствиями. Количество ядохимикатов в воде превышено.

Вторая беда – это мусор в виде стихийных свалок, которых возникает до 40 штук в год, и бесхозных плавсредств. Например, рейд 2016 г. выявил 93 заброшенных судна.

Третья беда – это повальная вырубка тайги. Давайте выстроим логическую цепочку. Берег, лишенный деревьев, подвергается эрозии. Почва быстрыми темпами смывается в реку. Это приводит к обмелению русла. В мелкой реке начинает быстрее размножаться хищная рыба. Например, щука истребляет мальков сига и лосося. Теплая вода задерживает сроки нереста рыб. Ну, и с судоходством придется попрощаться. Человечество упорно рубит сук, на котором сидит.

Святые пещеры Псково-Печерского монастыря: что рядом?

Святые пещеры Псково-Печерского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Звонница Псково-Печерского монастыря ~ 0,0 км. Ризница Псково-Печерского монастыря ~ 0,0 км

Ризница Псково-Печерского монастыря ~ 0,0 км

Успенский пещерный храм Псково-Печерского монастыря ~ 0,1 км

Сретенская церковь Псково-Печерский монастыря ~ 0,1 км

Благовещенская церковь Псково-Печерского монастыря ~ 0,1 км

Церковь Лазаря Праведного Псково-Печерского монастыря ~ 0,1 км

Михайловский собор Псково-Печерский монастыря ~ 0,2 км

Никольская церковь Псково-Печерского монастыря ~ 0,2 км

Необычные достопримечательности Печор

Да, это не самые видные объекты в городе. Вы можете спокойно пройти мимо Домика стрельца и попросту не заметить Памятник фонарю. Но делать этого не стоит

Напротив, обратите внимание на достопримечательности, которые сохранились до сегодня благодаря активным горожанам

Домик стрельца

Адрес — ул. Верховича, 4.

Это настоящий памятник деревянного зодчества. Был построен в начале 18 века. Представляет собой двухъярусный бревенчатый дом на невысоком каменном фундаменте.

Уникальная постройка дожила до наших дней. В свое время в ней жили стрельцы, которые по приказу Иоанна Грозного охраняли монастырь от иноземцев. Тогда вокруг святого места образовалась целая Стрелецкая слобода. Но до нас дожил только один дом.

Сейчас он находится в аварийном состоянии. Группа неравнодушных людей сражается за признание этого объекта памятником архитектуры.

Памятник уличному фонарю

Координаты на карте — 57.813082, 27.612690.

Это сравнительно молодой памятник. Он появился в 2011 г. Выкован по художественным эскизам псковскими мастерами. Уличный фонарь возвышается над трехметровую высоту. Он стилизован под старину. Наверху у него сидят две кованые птички. Объект символизирует свет, уют, добро и любовь к родным местам.

Святой источник Иоанна Предтечи

Координаты — 57.815750, 27.626000.

Находится неподалеку от знаменитой обители – в том месте, где ручей Каменец впадает в реку Пачковка. Вода в источнике необычайно чистая и вкусная.

Над этим местом в XIX веке построена каменная церковь Иоанна Крестителя. Она увенчана крохотной маковкой с золотым крестом. От здания до ключа ведет спуск-лестница.

Согласно преданию, в незапамятные времена на этом месте был древний храм. Во время нападения иноземцев он полностью ушел под землю, а на его месте забил святой источник.

Хутор Линнас-Селюн

Координаты — 57.770108, 27.702554.

Это уютный комфортабельный домик в лесу. В нем предусмотрено все для спокойного отдыха в дали от шумного города. В помещение уютная двухспальная кровать. Есть красивый стол и все необходимое для его сервировки.

Во дворе имеется мангал. К домику прилегает небольшая терраса, с которой открывается потрясающий вид на лес. Хозяин потчует гостей отличным квасом на березовом соке. Гостеприимный прием гарантирован каждому посетителю.

Туризм

Настоящая таежная глушь, где можно полноценно отдохнуть от суеты. Туризм на Печоре это: сплавы, рыбалка, спелеотуризм, походы, лыжные базы.


Канин нос

На печорских берегах в измытом-изрытом водой известняке находится множество провалов, пещер, больших и маленьких гротов. По старинным поверья, по таким ходам под землю ушла жить чудь-белоглазая. В Канинской, Уньинской и Медвежьей обнаружены древние стоянки.

Интересные места:

  • Скалы Канин нос;
  • Лосиная ферма в Якше;
  • Провал Лог Иорданского;
  • Гусиное болото;
  • Золотой ручей;
  • Белые скалы;
  • Кордон Шайтановка;
  • Бора с белым мхом.


Лосиная ферма в Якше

Отдельно хочется поговорить про плато Маньпупунер в Коми. Это выветрившаяся порода, которая стала геологическим памятником, а для манси священным местом с идолами. 7 отдельно стоящих пальцев-скал высотой от 30 до 40 м. По сути это остатки древних гор, которые высились в этих местах 200 млн. лет назад.


Плато Маньпупунер в Коми

Попасть на плато возможно следующими способами:

  • Пеший 1. Оборудованная тропа длиной 10 км. Начинается в районе печорского истока. Открыта февраль-март и июнь-сентябрь;
  • Пеший 2. Сугубо летний поход, включающий сплав по реке и рассчитанный на 6 дней. Начинается в п. Якша;
  • Пеший 3. Зимний со стартом на снегоходах в Комсомольске-на-Печоре. Рассчитан на 4 дня;
  • Пеший 4. Старт из Сверловского региона. Организованные группы двигаются к плато мимо г. Отортен, мистического Перевала Дятлова. До 2007 г. по этому маршруту можно было проехать на машине, но ради охраны заповедных территорий автомаршрут закрыли;
  • На вертолете. Дорого, зато быстро и в любое время года.

Есть еще одно менее известное, но не менее интересное плато со столбами-идолами находится в 20 км от Мань-Пупунер и называется Торре-Порре. Народ прозвал это место «Каменный город». Выглядит и вправду похоже.

Расписание богослужений

Понедельник и пятница

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Вторник

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Среда

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Четверг

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Суббота

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
  • всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).

Воскресенье

  • исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его

Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector