Патриархальная семья

Что такое патриархальное общество. ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ — социально-бытовой уклад, основанный на ведущем положении мужчин в социальной и хозяйственной сферах. Патриархату свой­ст­вен­ны пат­ри­ли­ней­ность на­сле­до­ва­ния иму­ще­ст­ва и ста­ту­са, пат­ри­ли­ней­ный (пат­ри­ар­халь­ный, позд­ний от­цов­ский) род, па­тро­ни­мия, пат­ри­ло­каль­ность брач­но­го по­се­ле­ния, боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья, эле­мен­ты не­пол­но­пра­вия жен­щин (по­ли­ги­ния, по­куп­ной брак, умы­ка­ние и тому подобное). Патриархат ха­рак­те­рен для многих ар­ха­ических об­ществ древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья , в ка­че­ст­ве пе­ре­жит­ка су­ще­ст­во­вал в Но­вое вре­мя; со­хра­ня­ет­ся у ря­да современных на­ро­дов.

В эво­лю­цио­ни­ст­ских кон­цеп­ци­ях патриархата рас­смат­ри­вал­ся как эпо­ха (ста­дия, пе­ри­од, этап) в раз­ви­тии пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. До середины XIX века бы­ла рас­про­стра­не­на вос­хо­дя­щая к Пла­то­ну и Ари­сто­те­лю пат­ри­ар­халь­ная тео­рия, со­глас­но ко­то­рой патриархат был из­на­чаль­ным се­мей­ным и об­щественным по­ряд­ком. В пра­ве гла­вы пат­ри­ар­халь­ной се­мьи рас­по­ря­жать­ся её иму­ще­ст­вом ус­мат­ри­вал­ся за­ро­дыш ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, в его вла­сти над до­мо­чад­ца­ми — на­чат­ки государственной вла­сти. Од­на­ко сто­рон­ни­ки мат­ри­ар­халь­ной тео­рии оп­ро­верг­ли те­зис об из­на­чаль­ной пат­ри­ар­халь­но­сти че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, по­сту­ли­ро­вав су­ще­ст­во­ва­ние до­пат­ри­ар­халь­ной ста­дии, ото­жде­ст­вив её с мат­ри­ар­ха­том . Патриархат стал при­пи­сы­вать­ся позд­не­пер­во­быт­ной ста­дии и эпо­хе пе­ре­ход­но­го эта­па от пер­вич­ной фор­ма­ции ко вто­рич­ной. В современной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии тер­мин «Патриархат» для об­оз­на­че­ния ис­то­рической эпо­хи поч­ти не ис­поль­зу­ет­ся.

Фильмы о патриархальной семье

Поскольку традиционный уклад отношений длительное время являлся самым распространенным, он нашел отражение и в кинематографе. Патриархальный тип семьи можно увидеть в следующих фильмах:

  1. «Гроза» . Фильм снят по одноименной пьесе А.Н. Островского и рассказывает о проблемах и конфликтных ситуациях в патриархальной семье XIX века.
  2. «Женский источник» . В фильме показана атмосфера и уклад жизни нескольких патриархальных семей, живущих натуральным хозяйством в небольшой деревне на Ближнем Востоке.
  3. «Леди Макбет Мценского уезда» . Фильм снят по мотивам очерка Н.С. Лескова и рассказывает о жизни купеческой патриархальной семьи.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность. Наследование осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия. В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в мусульманских странах многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи. Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.

Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

В феминизме

В большинстве феминистских теорий патриархат воспринимается не только как философское понятие, но носит ещё и черты этических ориентиров — рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин и ограничивающая их социальные роли под набор определённых критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате — это конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением. Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт, который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений. И поскольку понятие патриархата остаётся философским, то идеология пытается осмыслить его в разных выгодных целях, преследуемых объединёнными в движение людьми. Так провозглашается, что одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества как женщин, так и мужчин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения. При этом гегемонная маскулинность основывается на насилии и признании, выступая в патриархальном обществе желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. К токсичной маскулинности относятся формы мужского поведения, причиняющие вред обществу (например, мизогиния, гомофобия и т. п.). В результате такой трактовки ключевых проблем патриархата возникают множественные к ней дополнения, позволяющие конструировать философские воззрения, декларирующие существование в обществе систем, ориентированных на дискриминацию людей на основе пола.

Гетеропатриархатом в феминистской теории называется социально-политическая система, при которой цисгендерные гетеросексуальные мужчины имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями.

Традиционная патриархальная семья

Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.


В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям

В такой семье мужчина остается:

  • обладателем неограниченного авторитета;
  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • хозяином;
  • главным распорядителем финансами.

Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.

Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.

Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5)

Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.

Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.

Патриархат как эволюционный этап развития

С развитием антропологии в XIX веке и эволюционистских теорий, которые предлагали альтернативные объяснения библейской истории и хронологии сотворения мира, с 1860 года возникли идеи однолинейного, постепенного развития человечества и его социальной организации, которые быстро распространились. В поисках истоков цивилизации Иоганн Якоб Бахофен (Das Mutterrecht) и Генри Самнер Мэн ( Древний закон ) постулировали патриархат как цивилизационное достижение людей, которому, согласно Бахофену, предшествовал изначальный матриархат . Бахофен исторически обосновал отношения между полами и поставил под сомнение природу патриархального семейного строя и отношения между полами. Он не намеревался критиковать патриархальную гендерную модель, а скорее узаконил ее (см. Также: История матриархальных теорий ). Термин «патриархат» в первую очередь учитывал отношения между мужчинами и женщинами. И в зависимости от того, как оценивать предполагаемое эволюционное развитие в целом и современные социальные условия, патриархат или матриархат оценивался как более высокая или более низкая ступень развития человеческого социального строя.

Для Бахофены, предполагаемый переход от материнского права к отцовскому праву был прорыв принципа духовно-мужского, с которой была достигнута высшей цель человеческого развития. Как и Бахофен, Льюис Генри Морган также принял изначальное материнское право. Он был убежден, что такая форма общества имеет преимущества для женщин, а переход к патрилинейности отрицательно сказывается на социальном положении женщин.

Теоретики социализма положительно восприняли идеи Моргана и Бахофена о материнском праве . В отличие от Бахофена, Фридрих Энгельс оценил фиктивное свержение материнского закона как «всемирно-историческое поражение женского пола». Вопрос о том, является ли патриархат политической или семейной формой правления, решался в пользу семейной. В этом смысле патриархат как характеристика гражданского общества с тех пор стал неотъемлемой частью марксистского мировоззрения и науки. Основываясь на этом, сторонники фрейдомарксизма (или критической теории ) Фромм (1932), Райх (1933) и Хоркхаймер (1936) критикуют авторитарное воспитание ребенка в патриархальной семье до социально авторитарного характера как постулируемое основное условие фашистских систем ( см. также исследования о власти и семье ). Эта концепция воспроизводства авторитарного характера (патриархальной) семьи как «агента общества» была подхвачена движением 1968 года и современной социологией детства (см. Концепцию «упорядоченности») и считается все еще актуальной.

Марксистские активистки цитировали, в частности, Фридриха Энгельса, и (ранний) академический феминизм воспринял тезисы Энгельса.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан – полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок – лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Мифологическое равноправие

Равноправие в нашем или в каком другом обществе возможно лишь на бумажке, в качестве красивого лозунга, красивой речи. Но на деле равноправия нет и быть не может по одной простой причине: все люди разные. И чтобы было равноправие, люди должны быть одинаковыми. Более того, равноправия нет даже в одногендерных группах, среди мужчин или среди женщин.

Везде есть различие, кто-то сильнее, а кто-то слабее. Кто-то умнее, а кто-то глупее. Кто-то технарь, а кто-то гуманитарий. Кто-то мужчина, а кто-то женщина.

Простой пример. Мы идём на выборы. Я — профессор политологии престижного университета, он — 18-летний наркоман с девятью классами образования. Вес моего голоса будет ли равен весу его голоса? Все, кто за равноправие, скажут, что да — равен! Но как же равен, когда я могу дать ему 500 рублей и попросить проголосовать за того или иного кандидата, а мне, если предложат такое, я могу и послать куда подальше?! Т.е. его голос легко изменить и легко манипулировать им, а мой голос неподкупен.

Электорат хорошо подкупается и хорошо зомбируется. Ему легко промыть мозги, когда как профессор политологии сам кому хочешь сможет промыть мозги. Профессор голосует, зная, что он делает и полностью отдает себе отчет, а наркоман голосует за того, кто выглядит «прикольно» или у кого больше смешных роликов на ютубе, и кто вообще «клёвый чувак». А иные голосуют, исходя просто из внешнего вида кандидата: красиво одет — значит достоин. Разве не так?

Другой пример. Я — тонкий, как спичка ботаник, он — здоровый, мускулистый качок. Нам нужно выполнить одну и ту же работу: таскать мешки с одного места на другое. После двадцатого мешка я устал, а тот парень готов ещё полтинник перетащить на одном дыхании. Равные ли у нас права? Он сильнее меня в шесть раз и лучше в этом деле. И равноправия между нам быть не может. Как бы он мне не поддавался и не давал «фору», я все равно буду его слабее.

Равноправие — это красивый лозунг, которым нечистые на руку политиканы испокон веков заманивали электорат. Давали обещания, что мы все будем равными. Одни пытались коммунизм построить. Строили-строили — и чего толку? Где сейчас коммунизм? Тот земной рай, к которому они стремились? Пришли, разрушили прежнее общество, но коммунизма так и не построили… Грош цена всем этим левым обещаниям и сказкам. Все левые идеи базируются на главном принципе — равноправии. Что все должны иметь равные права и отвечать за них. Но тогда не знали, что мозг человека очень сильно различим. Например, мозг мужчины отличается от мозга женщины больше, чем мозг кошки от мозга собаки. Т.е. в пределах одного вида различие куда большее, чем различие межвидовое.

И, стало быть, когда кричат, что все равны, а значит, должны иметь равные права, то с нами просто лукавят. Если равные права, то я, тот, который ботаник, и он — тот, который качок, должны в итоге получить одинаковую сумму за работу и/или одинаковую пайку еды. Но я принес 20 мешков, а он — 50. Он выполнил больше моего почти в 2,5 раза! Будет ли он сердит на меня и на раздающих зарплату/еду?

Поэтому повторюсь: равноправие возможно лишь на бумажке. Но на деле его быть не может. Человеческое самоуправление в том или ином обществе всегда скомпенсирует несправедливость управления административного. Точно так же при взаимоотношении мужчины и женщины равноправия быть не может. Либо главный — мужчина, либо главная — женщина. Но и проблема в том, что в современных российских семьях часты (если не большинство) случаев именно матриархата, т.е. власти женщины над мужчиной.

Общие сведения

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 марта 2013 года

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность

(счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца),патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ.

Брачность и разводимость

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.

Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брачное состояние – это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения. История человечества дала миру различные формы брака:

экзогамию – выбор партнера вне определенной узкой группы людей во избежание кровосмесительных половых связей;

эндогамию – выбор партнера внутри своей группы, брак по сговору;

моногамию – брак одного мужчины и одной женщины;

полигамию, когда в супружестве более одного партнера, которая, в свою очередь делится на

1) групповой брак – несколько мужчин и женщин находится в половых связях одновременно, (пример – Маркизские острова),

2) полиандрию – одна женщина и несколько мужчин (Ю.Тибет, Индия).

3) полигинию – многоженство (гаремы Востока).

РАЗВОДИМОСТЬ -процесс распадения супружеских пар вследствие расторжения брака (развода). Измеряется числом разводов в год на 1 тыс. жителей или на 1 тыс. существующих супружеских пар. Вычисляется по формуле. Интенсивность разводов у городского населения в крупных городах выше по сравнению с сельской местностью и мелкими городами. Причина заключается в том, что чем выше степень урбанизации территории, тем шире круг потенциальных брачных партнеров. Разводимости способствует и диспропорция полов в структуре населения.

литература

  • Пьер Бурдье : Мужское правило . 5-е издание. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне 2005, ISBN 978-3-518-58435-4 , стр.212 (французский: La domination masculine . Перевод Юргена Болдера).
  • Ева Киба : Патриархат: изменение и актуальность . В: Рут Беккер, Беата Кортендик (ред.): Справочник по женщинам и гендерным исследованиям. Теория, методы, эмпиризм . VS Verlag für Sozialwissenschaften, Висбаден 2010, ISBN 978-3-531-17170-8 , стр.17-22 .
  • Карин Хаузен : Гендерная история как социальная история . Vandenhoeck & Ruprecht, Геттинген 2012, ISBN 978-3-525-37025-4 , стр.359-360 .
  • Мария Мис : Патриархат и капитал: женщины в международном разделении труда . 5-е издание. Ротпункт, Цюрих 1996, ISBN 978-3-85869-050-0 .
  • Сильвия Уолби: теоретизирование патриархата . Wiley-Blackwell, Oxford et al. 1990, ISBN 978-0-631-14769-5 (английский).
  • Сильвия Уолби: Структурирование патриархальных обществ . В: Энтони Гидденс, Филип В. Саттон (ред.): Социология. Вступительные чтения . 3. Издание. Polity, Кембридж 2010, ISBN 978-0-7456-4884-2 , стр.30-31 (английский).

Теории возникновения патриархата:

  • Эрнест Борнеманн : Патриархат. Происхождение и будущее нашей социальной системы . 8-е издание. Фишер, Франкфурт-на-Майне 1994, ISBN 978-3-596-23416-5 (первое издание: 1975).
  • Герда Лернер : Возникновение патриархата . dtv, Мюнхен 1997, ISBN 978-3-423-04710-4 , стр.374 (английский: Создание патриархата / Женщины и история . Перевод Валмота Мёллер-Фалькенберга).

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

  1. Семейные интересы выше индивидуальных, а обычаи и традиции важнее личных ценностей.
  2. Авторитет зависит от пола и возраста. Как уже было сказано, женщина следит за бытом, но в решении важных вопросов она участия не принимает. Это задача мужчин, причем чем он старше, тем выше его авторитет.
  3. Браки заключаются, как правило, по расчету. Руководствоваться при выборе пары чувствами недопустимо. Намного важнее финансовая выгода.
  4. Поощряется многодетность. Продиктовано стремление иметь больше отпрыском также экономическим причинами: чем больше детей, тем больше рук.
  5. Женщина не имеет права прерывать беременность. Она должна «плодоносить», пока имеет физические возможности. Альтернативы не обсуждаются.
  6. Переезд и перемена работы не приветствуются. Таким образом, мы видим, что в социальном смысле такая ячейка общества очень «неповоротлива».

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Предисловие

“Liber” на латыни означает и “книга”, и “свободный”. С утратой значения книги в культуре свобода уходит – остаются компьютерная виртуальная реальность и совокупность потребностей. Но тема этой книги далека от понятия “свобода”.

Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть – эти вопросы меня волнуют мало. В конечном счете меня как автора не интересует даже, какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему социологам, социальным психологам, этнографам.

Семья меня интересует как фактор, воздействующий на человека. Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда – человек. Для него семья – главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда.

Эта книга (“liber”)- о несвободе. Нет, может быть никакого института общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку), более жесткого, чем семья. Посему следует отбросить все розовые сказки о “демократической семье”, “либеральной семье”, равенстве и т.д. и т.п. В этом случае мы имеем другое, по определению. Сошлюсь на авторитет Н.А.Бердяева “Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление (с. 132)._51

Проблемы брака и любви-эроса, а не любви-агапе, останутся за пределами изложения. Любовь и общество – антагонисты. Вернемся к тому же Н.А.Бердяеву: “В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. Общество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова, – враг общества. Мировая литература защищала право и достоинство любви и именно любви не социализированной” (там же, с. 142). Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности, и – добавлю – эмоциональной близости.

Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова – любовь), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть – окрашивают существование семьи в свои цвета, не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие.

Итак, книга посвящена влиянию семьи на развитие человека. Из всего спектра человеческих качеств были взяты лишь общие способности – интеллект.

Обычно, когда ведут речь о влиянии семьи на ребенка, берут не нормальные семьи, а аномальные семьи, т.е. те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но мало кто задает вопрос, а как же складывается жизнь в так называемой нормальной семье?

_51_0 Н.А.Бердяев. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989. С. 134, 142.

Нормальной – с точки зрения критериев того общества, той культуры, где семья живет. И что такое нормальная семья?

Этнографы, антропологи, социологи, интересующиеся проблемой семьи, обращают внимание на экзотику: в науке царит исследовательский “ориентализм”. Возможно, гораздо интереснее изучать приемы воспитания, виды родительских отношений, стереотипы ролевого поведения на примерах семей индейцев кечуа, чем в семьях, живущих в Чертаново или в Ист-Сайде. На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи

На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи.

Оценка патриархальной теории

Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.

В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.

История


Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается рождение детей, уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Понятие «нуклеарная семья»

Нуклеарная семья относится к типу современных семей, так как в условиях нуклиарной семьи родители и дети проживают вместе, без постоянного участия в своей жизни старшего поколения. Подобная форма брачных отношений считается результатом с древности продолжающегося процесса распада патриархальной семейной общины и далее — большой семьи. Статистические и этнографические данные убеждают, что уже с конца XVIII в. малая семья была основной на всей этнической территории Росийской империи, ей были присущи определенные региональные особенности, в частности, относительно обычно-правовые установы, традиции внутрисемейного быта. Но основные определяющие ее черты — общие. Она выступает как самостоятельная и неделимая хозяйственная единица, является преимущественно двухпоколенной — состоит из супругов и их неженатых детей, ведет отдельное хозяйство, обладает определенными собственными производственными средствами (землей, инвентарем), имеет собственное жилье, хозяйственные помещения и тому подобное.

Средний численный состав малой семьи в прошлом — семь-восемь человек. Однако ее эволюции свойственна тенденция к уменьшению состава. Так, по материалам Черниговской губернии, количество членов крестьянских семей составляла в среднем 1879 пять-шесть человек. По данным Всероссийской переписи населения 1897 p., средние показатели количества лиц семей:

  • Харьковской губернии — 6,2;
  • Таврической и Екатеринославской — 6,1;
  • Полтавской, Черниговской, Волынской и Киевской — 5,7;
  • Подольской — 5,2;
  • Бессарабской — 5,1.

Нуклеарная семья разделялась на:

  1. полную (супруги и неженатые дети), неполную (только один из супругов и неженатые дети)
  2. элементарную (только супругов).

Самой распространенной в в XIX — начале XX в. была полная малая семья. Неполные семьи возникали в основном из-за смерти одного из родителей и очень редко — из-за супружеской неверности и развода. Бездетные супруги чаще усыновляли ребенка из семьи родственников, где было много детей.

Во внутренней жизни нуклеарных семей сохранились пережитки большой патриархальной семьи. В частности, это касается исключительного распорядительного права хозяина, санкционированного традиции его главенства, кроме случаев, когда этой функции он просто не мог выполнять. Однако сама организация жизни малой семьи в Украине значительно большей степени, чем в большой семье, требовала совместных усилий мужчины и женщины.

Патриархальная семья – плюсы и минусы

Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:

  1. Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
  2. Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
  3. Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
  4. Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.

Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:

  1. Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
  2. Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
  3. Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.

На какие сферы жизни распространяется патриархат?

Власть мужчин при таком строе общества распространяется на все отрасли человеческой жизни. Здесь стоит отметить, что в современных реалиях во всех странах мира главой семьи всегда является мужчина. Также стоит отметить, что в политическом аппарате в процентном соотношении мужчин значительно больше, чем женщин, которых не очень охотно пускают к государственной власти.

Особенности патриархата можно заметить даже в воспитании детей. Мальчиков с детства приучают быть сильными и самостоятельно справляться с проблемами, им нельзя быть слабыми, поскольку на них будет все держаться. Девочкам же прямо говорят, что им разрешаются различные слабости, потому что мужчина в случае чего поможет и поддержит. Таким образом, патриархат может оказывать влияние на все сферы жизни общества, начиная от политической и заканчивая семейной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector