Патриархальная семья
Содержание:
- Что такое патриархальное общество. ПАТРИАРХАТ
- Фильмы о патриархальной семье
- Основные характеристики
- В феминизме
- Традиционная патриархальная семья
- Патриархат как эволюционный этап развития
- Амазонки
- Туареги
- Мифологическое равноправие
- Общие сведения
- Брачность и разводимость
- литература
- Традиционная патриархальная семья
- Предисловие
- Оценка патриархальной теории
- История
- Понятие «нуклеарная семья»
- Патриархальная семья – плюсы и минусы
- На какие сферы жизни распространяется патриархат?
Что такое патриархальное общество. ПАТРИАРХАТ
ПАТРИАРХАТ — социально-бытовой уклад, основанный на ведущем положении мужчин в социальной и хозяйственной сферах. Патриархату свойственны патрилинейность наследования имущества и статуса, патрилинейный (патриархальный, поздний отцовский) род, патронимия, патрилокальность брачного поселения, большая патриархальная семья, элементы неполноправия женщин (полигиния, покупной брак, умыкание и тому подобное). Патриархат характерен для многих архаических обществ древности и Средневековья , в качестве пережитка существовал в Новое время; сохраняется у ряда современных народов.
В эволюционистских концепциях патриархата рассматривался как эпоха (стадия, период, этап) в развитии первобытного общества. До середины XIX века была распространена восходящая к Платону и Аристотелю патриархальная теория, согласно которой патриархат был изначальным семейным и общественным порядком. В праве главы патриархальной семьи распоряжаться её имуществом усматривался зародыш частной собственности, в его власти над домочадцами — начатки государственной власти. Однако сторонники матриархальной теории опровергли тезис об изначальной патриархальности человеческого общества, постулировав существование допатриархальной стадии, отождествив её с матриархатом . Патриархат стал приписываться позднепервобытной стадии и эпохе переходного этапа от первичной формации ко вторичной. В современной социальной антропологии термин «Патриархат» для обозначения исторической эпохи почти не используется.
Фильмы о патриархальной семье
Поскольку традиционный уклад отношений длительное время являлся самым распространенным, он нашел отражение и в кинематографе. Патриархальный тип семьи можно увидеть в следующих фильмах:
- «Гроза» . Фильм снят по одноименной пьесе А.Н. Островского и рассказывает о проблемах и конфликтных ситуациях в патриархальной семье XIX века.
- «Женский источник» . В фильме показана атмосфера и уклад жизни нескольких патриархальных семей, живущих натуральным хозяйством в небольшой деревне на Ближнем Востоке.
- «Леди Макбет Мценского уезда» . Фильм снят по мотивам очерка Н.С. Лескова и рассказывает о жизни купеческой патриархальной семьи.
Основные характеристики
Для классического патриархального брака присуще:
- патрилинейность. Наследование осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
- моногамия. В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в мусульманских странах многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
- многопоколенные семьи. Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.
В патриархальной семье мужчина является:
- добытчиком;
- кормильцем;
- главным распорядителем денежных средств;
- хозяином.
Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
В феминизме
В большинстве феминистских теорий патриархат воспринимается не только как философское понятие, но носит ещё и черты этических ориентиров — рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин и ограничивающая их социальные роли под набор определённых критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате — это конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением. Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт, который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений. И поскольку понятие патриархата остаётся философским, то идеология пытается осмыслить его в разных выгодных целях, преследуемых объединёнными в движение людьми. Так провозглашается, что одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества как женщин, так и мужчин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения. При этом гегемонная маскулинность основывается на насилии и признании, выступая в патриархальном обществе желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. К токсичной маскулинности относятся формы мужского поведения, причиняющие вред обществу (например, мизогиния, гомофобия и т. п.). В результате такой трактовки ключевых проблем патриархата возникают множественные к ней дополнения, позволяющие конструировать философские воззрения, декларирующие существование в обществе систем, ориентированных на дискриминацию людей на основе пола.
Гетеропатриархатом в феминистской теории называется социально-политическая система, при которой цисгендерные гетеросексуальные мужчины имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями.
Традиционная патриархальная семья
Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.
В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям
В такой семье мужчина остается:
- обладателем неограниченного авторитета;
- добытчиком;
- кормильцем;
- хозяином;
- главным распорядителем финансами.
Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.
Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.
Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5)
Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.
Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.
Патриархат как эволюционный этап развития
С развитием антропологии в XIX веке и эволюционистских теорий, которые предлагали альтернативные объяснения библейской истории и хронологии сотворения мира, с 1860 года возникли идеи однолинейного, постепенного развития человечества и его социальной организации, которые быстро распространились. В поисках истоков цивилизации Иоганн Якоб Бахофен (Das Mutterrecht) и Генри Самнер Мэн ( Древний закон ) постулировали патриархат как цивилизационное достижение людей, которому, согласно Бахофену, предшествовал изначальный матриархат . Бахофен исторически обосновал отношения между полами и поставил под сомнение природу патриархального семейного строя и отношения между полами. Он не намеревался критиковать патриархальную гендерную модель, а скорее узаконил ее (см. Также: История матриархальных теорий ). Термин «патриархат» в первую очередь учитывал отношения между мужчинами и женщинами. И в зависимости от того, как оценивать предполагаемое эволюционное развитие в целом и современные социальные условия, патриархат или матриархат оценивался как более высокая или более низкая ступень развития человеческого социального строя.
Для Бахофены, предполагаемый переход от материнского права к отцовскому праву был прорыв принципа духовно-мужского, с которой была достигнута высшей цель человеческого развития. Как и Бахофен, Льюис Генри Морган также принял изначальное материнское право. Он был убежден, что такая форма общества имеет преимущества для женщин, а переход к патрилинейности отрицательно сказывается на социальном положении женщин.
Теоретики социализма положительно восприняли идеи Моргана и Бахофена о материнском праве . В отличие от Бахофена, Фридрих Энгельс оценил фиктивное свержение материнского закона как «всемирно-историческое поражение женского пола». Вопрос о том, является ли патриархат политической или семейной формой правления, решался в пользу семейной. В этом смысле патриархат как характеристика гражданского общества с тех пор стал неотъемлемой частью марксистского мировоззрения и науки. Основываясь на этом, сторонники фрейдомарксизма (или критической теории ) Фромм (1932), Райх (1933) и Хоркхаймер (1936) критикуют авторитарное воспитание ребенка в патриархальной семье до социально авторитарного характера как постулируемое основное условие фашистских систем ( см. также исследования о власти и семье ). Эта концепция воспроизводства авторитарного характера (патриархальной) семьи как «агента общества» была подхвачена движением 1968 года и современной социологией детства (см. Концепцию «упорядоченности») и считается все еще актуальной.
Марксистские активистки цитировали, в частности, Фридриха Энгельса, и (ранний) академический феминизм воспринял тезисы Энгельса.
Амазонки
Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.
Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках – не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.
Туареги
Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан – полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.
Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок – лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.
При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.
Мифологическое равноправие
Равноправие в нашем или в каком другом обществе возможно лишь на бумажке, в качестве красивого лозунга, красивой речи. Но на деле равноправия нет и быть не может по одной простой причине: все люди разные. И чтобы было равноправие, люди должны быть одинаковыми. Более того, равноправия нет даже в одногендерных группах, среди мужчин или среди женщин.
Везде есть различие, кто-то сильнее, а кто-то слабее. Кто-то умнее, а кто-то глупее. Кто-то технарь, а кто-то гуманитарий. Кто-то мужчина, а кто-то женщина.
Простой пример. Мы идём на выборы. Я — профессор политологии престижного университета, он — 18-летний наркоман с девятью классами образования. Вес моего голоса будет ли равен весу его голоса? Все, кто за равноправие, скажут, что да — равен! Но как же равен, когда я могу дать ему 500 рублей и попросить проголосовать за того или иного кандидата, а мне, если предложат такое, я могу и послать куда подальше?! Т.е. его голос легко изменить и легко манипулировать им, а мой голос неподкупен.
Электорат хорошо подкупается и хорошо зомбируется. Ему легко промыть мозги, когда как профессор политологии сам кому хочешь сможет промыть мозги. Профессор голосует, зная, что он делает и полностью отдает себе отчет, а наркоман голосует за того, кто выглядит «прикольно» или у кого больше смешных роликов на ютубе, и кто вообще «клёвый чувак». А иные голосуют, исходя просто из внешнего вида кандидата: красиво одет — значит достоин. Разве не так?
Другой пример. Я — тонкий, как спичка ботаник, он — здоровый, мускулистый качок. Нам нужно выполнить одну и ту же работу: таскать мешки с одного места на другое. После двадцатого мешка я устал, а тот парень готов ещё полтинник перетащить на одном дыхании. Равные ли у нас права? Он сильнее меня в шесть раз и лучше в этом деле. И равноправия между нам быть не может. Как бы он мне не поддавался и не давал «фору», я все равно буду его слабее.
Равноправие — это красивый лозунг, которым нечистые на руку политиканы испокон веков заманивали электорат. Давали обещания, что мы все будем равными. Одни пытались коммунизм построить. Строили-строили — и чего толку? Где сейчас коммунизм? Тот земной рай, к которому они стремились? Пришли, разрушили прежнее общество, но коммунизма так и не построили… Грош цена всем этим левым обещаниям и сказкам. Все левые идеи базируются на главном принципе — равноправии. Что все должны иметь равные права и отвечать за них. Но тогда не знали, что мозг человека очень сильно различим. Например, мозг мужчины отличается от мозга женщины больше, чем мозг кошки от мозга собаки. Т.е. в пределах одного вида различие куда большее, чем различие межвидовое.
И, стало быть, когда кричат, что все равны, а значит, должны иметь равные права, то с нами просто лукавят. Если равные права, то я, тот, который ботаник, и он — тот, который качок, должны в итоге получить одинаковую сумму за работу и/или одинаковую пайку еды. Но я принес 20 мешков, а он — 50. Он выполнил больше моего почти в 2,5 раза! Будет ли он сердит на меня и на раздающих зарплату/еду?
Поэтому повторюсь: равноправие возможно лишь на бумажке. Но на деле его быть не может. Человеческое самоуправление в том или ином обществе всегда скомпенсирует несправедливость управления административного. Точно так же при взаимоотношении мужчины и женщины равноправия быть не может. Либо главный — мужчина, либо главная — женщина. Но и проблема в том, что в современных российских семьях часты (если не большинство) случаев именно матриархата, т.е. власти женщины над мужчиной.
Общие сведения
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 марта 2013 года |
Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность
(счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца),патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ.
Брачность и разводимость
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.
Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брачное состояние – это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения. История человечества дала миру различные формы брака:
экзогамию – выбор партнера вне определенной узкой группы людей во избежание кровосмесительных половых связей;
эндогамию – выбор партнера внутри своей группы, брак по сговору;
моногамию – брак одного мужчины и одной женщины;
полигамию, когда в супружестве более одного партнера, которая, в свою очередь делится на
1) групповой брак – несколько мужчин и женщин находится в половых связях одновременно, (пример – Маркизские острова),
2) полиандрию – одна женщина и несколько мужчин (Ю.Тибет, Индия).
3) полигинию – многоженство (гаремы Востока).
РАЗВОДИМОСТЬ -процесс распадения супружеских пар вследствие расторжения брака (развода). Измеряется числом разводов в год на 1 тыс. жителей или на 1 тыс. существующих супружеских пар. Вычисляется по формуле. Интенсивность разводов у городского населения в крупных городах выше по сравнению с сельской местностью и мелкими городами. Причина заключается в том, что чем выше степень урбанизации территории, тем шире круг потенциальных брачных партнеров. Разводимости способствует и диспропорция полов в структуре населения.
литература
- Пьер Бурдье : Мужское правило . 5-е издание. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне 2005, ISBN 978-3-518-58435-4 , стр.212 (французский: La domination masculine . Перевод Юргена Болдера).
- Ева Киба : Патриархат: изменение и актуальность . В: Рут Беккер, Беата Кортендик (ред.): Справочник по женщинам и гендерным исследованиям. Теория, методы, эмпиризм . VS Verlag für Sozialwissenschaften, Висбаден 2010, ISBN 978-3-531-17170-8 , стр.17-22 .
- Карин Хаузен : Гендерная история как социальная история . Vandenhoeck & Ruprecht, Геттинген 2012, ISBN 978-3-525-37025-4 , стр.359-360 .
- Мария Мис : Патриархат и капитал: женщины в международном разделении труда . 5-е издание. Ротпункт, Цюрих 1996, ISBN 978-3-85869-050-0 .
- Сильвия Уолби: теоретизирование патриархата . Wiley-Blackwell, Oxford et al. 1990, ISBN 978-0-631-14769-5 (английский).
- Сильвия Уолби: Структурирование патриархальных обществ . В: Энтони Гидденс, Филип В. Саттон (ред.): Социология. Вступительные чтения . 3. Издание. Polity, Кембридж 2010, ISBN 978-0-7456-4884-2 , стр.30-31 (английский).
Теории возникновения патриархата:
- Эрнест Борнеманн : Патриархат. Происхождение и будущее нашей социальной системы . 8-е издание. Фишер, Франкфурт-на-Майне 1994, ISBN 978-3-596-23416-5 (первое издание: 1975).
- Герда Лернер : Возникновение патриархата . dtv, Мюнхен 1997, ISBN 978-3-423-04710-4 , стр.374 (английский: Создание патриархата / Женщины и история . Перевод Валмота Мёллер-Фалькенберга).
Традиционная патриархальная семья
Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:
- Семейные интересы выше индивидуальных, а обычаи и традиции важнее личных ценностей.
- Авторитет зависит от пола и возраста. Как уже было сказано, женщина следит за бытом, но в решении важных вопросов она участия не принимает. Это задача мужчин, причем чем он старше, тем выше его авторитет.
- Браки заключаются, как правило, по расчету. Руководствоваться при выборе пары чувствами недопустимо. Намного важнее финансовая выгода.
- Поощряется многодетность. Продиктовано стремление иметь больше отпрыском также экономическим причинами: чем больше детей, тем больше рук.
- Женщина не имеет права прерывать беременность. Она должна «плодоносить», пока имеет физические возможности. Альтернативы не обсуждаются.
- Переезд и перемена работы не приветствуются. Таким образом, мы видим, что в социальном смысле такая ячейка общества очень «неповоротлива».
Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.
Предисловие
“Liber” на латыни означает и “книга”, и “свободный”. С утратой значения книги в культуре свобода уходит – остаются компьютерная виртуальная реальность и совокупность потребностей. Но тема этой книги далека от понятия “свобода”.
Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть – эти вопросы меня волнуют мало. В конечном счете меня как автора не интересует даже, какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему социологам, социальным психологам, этнографам.
Семья меня интересует как фактор, воздействующий на человека. Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда – человек. Для него семья – главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь.
Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда.
Эта книга (“liber”)- о несвободе. Нет, может быть никакого института общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку), более жесткого, чем семья. Посему следует отбросить все розовые сказки о “демократической семье”, “либеральной семье”, равенстве и т.д. и т.п. В этом случае мы имеем другое, по определению. Сошлюсь на авторитет Н.А.Бердяева “Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление (с. 132)._51
Проблемы брака и любви-эроса, а не любви-агапе, останутся за пределами изложения. Любовь и общество – антагонисты. Вернемся к тому же Н.А.Бердяеву: “В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. Общество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова, – враг общества. Мировая литература защищала право и достоинство любви и именно любви не социализированной” (там же, с. 142). Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-подчинения (власти), ответственности, и – добавлю – эмоциональной близости.
Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова – любовь), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть – окрашивают существование семьи в свои цвета, не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие.
Итак, книга посвящена влиянию семьи на развитие человека. Из всего спектра человеческих качеств были взяты лишь общие способности – интеллект.
Обычно, когда ведут речь о влиянии семьи на ребенка, берут не нормальные семьи, а аномальные семьи, т.е. те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но мало кто задает вопрос, а как же складывается жизнь в так называемой нормальной семье?
_51_0 Н.А.Бердяев. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989. С. 134, 142.
Нормальной – с точки зрения критериев того общества, той культуры, где семья живет. И что такое нормальная семья?
Этнографы, антропологи, социологи, интересующиеся проблемой семьи, обращают внимание на экзотику: в науке царит исследовательский “ориентализм”. Возможно, гораздо интереснее изучать приемы воспитания, виды родительских отношений, стереотипы ролевого поведения на примерах семей индейцев кечуа, чем в семьях, живущих в Чертаново или в Ист-Сайде. На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи
На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономерности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, переносятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи.
Оценка патриархальной теории
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.
История
Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.
Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.
Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.
Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается рождение детей, уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.
Понятие «нуклеарная семья»
Нуклеарная семья относится к типу современных семей, так как в условиях нуклиарной семьи родители и дети проживают вместе, без постоянного участия в своей жизни старшего поколения. Подобная форма брачных отношений считается результатом с древности продолжающегося процесса распада патриархальной семейной общины и далее — большой семьи. Статистические и этнографические данные убеждают, что уже с конца XVIII в. малая семья была основной на всей этнической территории Росийской империи, ей были присущи определенные региональные особенности, в частности, относительно обычно-правовые установы, традиции внутрисемейного быта. Но основные определяющие ее черты — общие. Она выступает как самостоятельная и неделимая хозяйственная единица, является преимущественно двухпоколенной — состоит из супругов и их неженатых детей, ведет отдельное хозяйство, обладает определенными собственными производственными средствами (землей, инвентарем), имеет собственное жилье, хозяйственные помещения и тому подобное.
Средний численный состав малой семьи в прошлом — семь-восемь человек. Однако ее эволюции свойственна тенденция к уменьшению состава. Так, по материалам Черниговской губернии, количество членов крестьянских семей составляла в среднем 1879 пять-шесть человек. По данным Всероссийской переписи населения 1897 p., средние показатели количества лиц семей:
- Харьковской губернии — 6,2;
- Таврической и Екатеринославской — 6,1;
- Полтавской, Черниговской, Волынской и Киевской — 5,7;
- Подольской — 5,2;
- Бессарабской — 5,1.
Нуклеарная семья разделялась на:
- полную (супруги и неженатые дети), неполную (только один из супругов и неженатые дети)
- элементарную (только супругов).
Самой распространенной в в XIX — начале XX в. была полная малая семья. Неполные семьи возникали в основном из-за смерти одного из родителей и очень редко — из-за супружеской неверности и развода. Бездетные супруги чаще усыновляли ребенка из семьи родственников, где было много детей.
Во внутренней жизни нуклеарных семей сохранились пережитки большой патриархальной семьи. В частности, это касается исключительного распорядительного права хозяина, санкционированного традиции его главенства, кроме случаев, когда этой функции он просто не мог выполнять. Однако сама организация жизни малой семьи в Украине значительно большей степени, чем в большой семье, требовала совместных усилий мужчины и женщины.
Патриархальная семья – плюсы и минусы
Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:
- Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
- Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
- Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
- Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.
Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:
- Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
- Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
- Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.
На какие сферы жизни распространяется патриархат?
Власть мужчин при таком строе общества распространяется на все отрасли человеческой жизни. Здесь стоит отметить, что в современных реалиях во всех странах мира главой семьи всегда является мужчина. Также стоит отметить, что в политическом аппарате в процентном соотношении мужчин значительно больше, чем женщин, которых не очень охотно пускают к государственной власти.
Особенности патриархата можно заметить даже в воспитании детей. Мальчиков с детства приучают быть сильными и самостоятельно справляться с проблемами, им нельзя быть слабыми, поскольку на них будет все держаться. Девочкам же прямо говорят, что им разрешаются различные слабости, потому что мужчина в случае чего поможет и поддержит. Таким образом, патриархат может оказывать влияние на все сферы жизни общества, начиная от политической и заканчивая семейной.