Супруги бурмистровы: патриархальная семья
Содержание:
Определение
Традиционная патриархальная семья – это ячейка общества, где главенствующее место занимает мужчина. В переводе с греческого «патриархат» означает «отцовская власть», это определение описывает не только отношения внутри семьи, но и в обществе.
В данной форме социальной организации мужчина является моральным авторитетом и лицом, обладающим политической властью.
Женщина в союзе патриархального типа является ведомой, она полностью подчиняется мужу, следит за бытом, обустраивает домашний очаг.
Интересно! Традиционная патриархальная семья
Мужчина обеспечивает домочадцев, не позволяет жене работать ни при каких обстоятельствах. Дети воспитываются очень строго, им с раннего возраста прививается глубокое уважение к старшим.
Исходя из этого, вытекает определение патриархальной семьи – это союз, состоящий из мужа, жены, детей, внутри которого создаются крепкие родственные отношения между поколениями. Право последнего слова принадлежит исключительно представителю сильного пола.
Отличительные признаки патриархальной семьи помогут понять, что это такое. На самом деле подобный уклад просуществовал с древности до недавних пор, в некоторых культурах следы этого влияния обнаруживаются и сейчас. Что такое патриархальная семья – ясно, это подчинение женщины своему мужчине, но каковы ее характерные черты?
Патрилинейность. Эта характерная черта заключается в том, что наследование социального статуса, имущества происходит только от отца к сыну. Отец имеет право распоряжаться детьми по своему усмотрению.
Ответственность мужчины. Глава семейства полностью отвечает за благосостояние дома, честь рода. Он ответственен за женщину, детей, обеспечивает их всем необходимым. При том, что общество не осуждает право мужчины на «владение» женщиной, он относится к ней с огромным уважением. Она отвечает ему взаимностью.
Моногамия. Русский семейный клан патриархального типа обязательно моногамен, то есть у мужа одна жена, и у жены, соответственно, один муж. В мусульманском обществе допускается многоженство, однако не может быть такого, чтобы у одной женщины было бы несколько мужей. Многомужество, или полиандрия, не допускается.
Сосуществование нескольких поколений
Легко понять, что такое патриархальная семья, если обратить свое внимание на один из главных признаков. Основной характеристикой является то, что несколько поколений проживают под одной крышей
Сыновья, вступая в брак, приводят домой своих жен. Все члены такого большого клана беспрекословно подчиняются старшему мужчине.
Многодетность. Наличие богатого потомства только приветствуется. Женщина, как правило, рожает, пока обладает физической силой, не имеет право прерывать беременность. Мать посвящает свою жизнь воспитанию детей, с юного возраста их учат быть ответственными за свои поступки, трудолюбивыми.
Подчинение строгим правилам. Что такое патриархальная семья – это следование канонам, правилам, которые, безусловно, ведут к всеобщему благополучию и процветанию. Собственные интересы домашних отходят на второй план, первостепенными являются семейные ценности, обычаи, традиции.
Заключение браков по расчету. При выборе партнера руководствуются его финансовым состоянием, выгодой для благосостояния всего семейства. Браки по любви обычно не заключаются.
Патриархальному укладу свойственна и такая характеристика, как консервативность. Крайне нежелательны различные переезды, смены места жительства, рабочего места. Все изменения принимаются исключительно самым старшим мужчиной, обладающим наибольшим авторитетом.
Нужно знать! Патриархат обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Преимуществом такой формы семейного уклада является то, что согласно статистике, в таких браках встречается крайне малое количество разводов.
Почему патриархат уходит в прошлое
В современном обществе патриархальных семей остаётся всё меньше и меньше. Причин этого множество, но главная из них это то, что женщины уравнены с мужчинами в правах. Всё чаще и чаще женщины добиваются успехов в политике, хорошо зарабатывают, не нуждаются в финансовой поддержке мужчины. В отличие от древних славян, когда женщина не могла самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и была полностью зависима от мужа или отца, современная женщина не нуждается в опеке и может прожить и обеспечить себя самостоятельно.
Кроме того всё чаще молодые семьи стремятся уйти от опеки родителей и жить самостоятельно, а значит авторитет отца-патриарха теряется или носит умеренно-совещательный характер. К тому же, если в патриархальных семьях древности за образование детей полностью отвечала мать, и чаще всего кроме религиозных знаний других они не имели, то теперь дети, обучаясь в детских садах и школах уже в раннем возрасте стремятся к независимости и не хотят жить под началом своих родителей после достижения совершеннолетия.
Современные общественные, государственные и экономические преобразования привели к тому, что патриархальные устои в семьях уходят в прошлое. Патриархально-феодальная семья славян сохранялась длительное время её принципы во много оставались в нашем обществе до начала 20 века, однако после изменения политического и религиозного строя в стране семья также претерпела изменение. В наш бурный 21 век возвращение к патриархальным устоям семьи становится невозможным.
Особенности патриархальной семьи
Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.
Признаки патриархальной семьи
Главными отличительными характеристиками являются:
- Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии.
- Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.
- Многодетность. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду.
- Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец – глава семьи и самый старший мужчина в роду.
- Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования. Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно.
- Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам.
- Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.
- Все имущество принадлежит мужчине. У женщины не может быть права собственности на дом или землю.
Патриархальная семья – плюсы и минусы
Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:
- Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
- Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
- Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
- Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.
Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:
- Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
- Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
- Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.
Проблемы патриархальной семьи
Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня:
- Дискриминация младших членов семьи . В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
- Высокие требования к мужчине . Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей.
- Несоответствие современным условиям . Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной.
История развития
Первым исследователем матриархата считается И. Я. Баховен, швейцарский ученый, живший в 19 столетии. Он является автором ряда научных работ, посвященных первобытным сообществам, и, в частности, феномену матриархата. Именно Баховен первым вывел тезис о главенствующей роли женщины в первобытной общине.
Первопричиной возникновения матриархата ученый считал неразборчивые сексуальные связи, крайне распространенные в первобытном обществе. По его гипотезе, в те времена женщина могла вступать в половые отношения со значительным числом мужчин, включая даже собственных родственников, что обуславливалось низким уровнем культуры, невысоким качеством жизни и значительной мужской смертностью. Естественно, установление отцовства в таких условиях становилось практически неразрешимой задачей, но все знали мать ребенка, что и привело к установлению порядка наследования имущества по материнской линии. Указанная деталь стала, вместе со счетом родства по линии матери, одной из ключевых черт матриархального общества, которое, по мнению Баховена, было характерно для любого народа на раннем этапе его развития. Женщины возглавляли семьи и роды, что отразилось и на религиозных практиках первобытных сообществ — в древности женская сущность прочно ассоциировалась с Матерью-Землей, женщиной-матерью, породившей все живое на планете.
У разных народов матриархат имел и имеет сейчас свои характерные черты и особенности. Так, живущий в Индии народ «Тода» и по сей день практикует полиандрию, несмотря на законодательный запрет многомужества индийским законодательством. Эта особенность обусловлена условиями проживания данной этнической группы — «Тода» живут в горной местности и занимаются преимущественно скотоводством. Горное скотоводство требует максимального количества мужских рук, от чего прямо зависит выживание семьи. По этой причине любая женщина стремится завести не одного, а двух-трех мужей (при этом, ее авторитет среди мужей будет высоким).
Еще одной характерной особенностью матриархального общества стало наследование имущества по линии матери, это явление было очень распространено в древности и прослеживается у самых разных народов нашей планеты. Ярким примером матриархального племени принято считать ирокезов, североамериканских индейцев, у которых имущество всегда наследовалось по материнской линии.
Со временем существовавшие на протяжении тысяч лет матриархальные порядки и правила становились все более устаревшими, а мужчинам уже не хотелось делить одну женщину, еще и занимавшую главенствующее положение среди них, между собой. Итогом такого развития событий стали многочисленные проблемы, появившиеся в матриархальном обществе. Во многом их возникновение обусловили новые реалии жизни людей возникшие, к примеру, в производственных и экономических отношениях. Постепенно человечество стало переходить к моногамным семьям, главенство в которых закреплялось за мужчиной, а наследование шло уже по линии отца, старавшегося не дробить свое имущество, передавая его лишь старшему сыну, тем самым оставляя младших практически ни с чем.
Завершая исторический обзор матриархата необходимо отметить и еще один важный аспект — немалое количество этнографов и историков считает теорию о существовании матриархата в первобытном обществе научно необоснованной и практически недоказанной, относя ее к гипотезам, а то и вовсе к околонаучным мифам.
Виды патриархального устройства семьи
Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:
С жестким контролем
В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.
Уважение и почитание мужчины
Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.
Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.
Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:
- те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
- те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
- те, в которых дети воспитываются мужчиной.
Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.
Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.
Типологизация семьи
-
Доминирование в семейных отношениях:
- Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
- Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
- Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.
-
Сложной семейной структуры:
- Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
- Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.
-
Количество детей в семье:
- Малодетные – один-два ребёнка.
- Среднедетные – три-четыре ребёнка.
- Многодетные – пять и более детей.
- Бездетные – супруги, не имеющие детей.
- Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.
Признаки патриархальной семьи
- Доминирование родовых интересов над общественными;
- Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
- Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
- Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
- Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
- Отсутствие мобильности поколения;
- Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;
В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.
Признаки эгалитарной семьи
- Индивидуальные интересы занимают доминирующую позицию над родовыми;
- Вступление в брак происходит на личном выборе индивида;
- Нуклеарная система семьи, состоящая из родителей и детей;
- Наличие не более 2х детей, связанное с увеличением расходов на содержание, увеличением длительности социализации, иными интересами супругов;
- Планирование рождаемости;
- Высокий уровень мобильности, в котором индивид принимает иной социальный статус или меняет место жительства;
- Равные права в брачных отношениях и равное наследование собственности.
Признаки кризиса современной семьи
- Поздние браки, объясняющиеся желанием самореализоваться.
- Поздние браки влияют на количество детей в семье, в основном это малодетные и бездетные семьи. Это представлено результатом интересов супругов в иных плоскостях жизнедеятельности, нехватку времени на дополнительного ребёнка.
- Учащение случаев сожительства, ведущих к уменьшению брачности.
- Повышение случаев разводов, закреплённых в правах человека.
- В связи с увеличившейся долей разводов – увеличивается процент неполных семей, где воспитанием ребёнка занят один супруг.
- Лишение родительских прав и отказ женщин от детей приводят к сиротству, детям-беспризорникам.
- Сиротство негативно влияет на институт семьи, представляясь кризисным явлением. Дети из неполных семей или сироты не могут построить отношения и завести собственную семью. Помимо этого, процент преступников составляют беспризорные и дети-сироты.
- Отсутствие воспитания ребёнка со стороны отца, связанное с разводами, внебрачными отношениями. Дети перенимают материнскую линию поведения в семье. Происходит увеличение однополых браков.
Смотрите также:
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Виды социальных норм
- Социальный контроль
- Отклоняющееся поведение и его типы
- Социальная роль
Что мы узнали?
Семья – это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются. Главная функция семьи – реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей
Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков
Семья после принятия христианства
Принятие единой религии внесло свои коррективы и в брачно-семейные отношения, христианство кардинально меняло представление славян о браке и семье и её роли в жизни человека.
Браки в большинстве случаев заключались по договорённости родителей новобрачных, что во много определялось из-за юного брачного возраста – для девушек 12 лет, для мужчин 14 лет, однако в то же время если имелось сильное принуждение жениха или невесты к браку, приведшее к попытке самоубийства то родители отвечали за это перед митрополитом.
Патриархальные устои семьи предусматривали не только права отца на своих детей, но и обязанности перед ними – он должен был обеспечить будущее своим детям, если дочери не выданы замуж, то они платили штраф митрополиту, и после смерти родителей поступали на иждивение старших братьев.
Патриархальная семья предполагала огромную ответственность супруга друг перед другом. Так если один из них заболевал, другой был обязан ухаживать за ним до самой смерти. Но в то же время муж имел право наказывать свою жену, в том числе и физически, более того это был его долг – воспитывать жену. Наказать женщину мог только её муж или отец, ни сельская община ни князь не имели право наказывать женщин, так как они считались собственностью мужа. Единственное исключение – церковь, которая могла вмешиваться в семейные отношения в вопросах заключения и расторжения брака.
Ведение хозяйства
Патриархат древнерусской семьи во многом был обусловлен тем, что мужчина являлся основным источником благосостояния семьи. Женщине отводилось роль помощницы в ведении хозяйства и продолжении рода – регулирования деторождения в то время не существовало.
Всё имущество имеющее у семьи считалось собственностью мужа, жена не получала никаких прав на совместно нажитое имущество. Единственное что оставалось в её собственности это полученное нею приданое – одежда, предметы быта, в том случае если муж умирал, а женщина выходила замуж вновь, то приданое она забирала с собой. Наследовали приданое только её дети.
Своей земли простые крестьянки в условиях патриархата не имели в отличии от привилегированных сословий – так у княгинь в собственности могли быть целые города.
Развод
Патриархальная зависимость женщин прослеживается даже в вопросах развода. Так церковный развод допускался при измене жены, а вот если изменял муж, то на него накладывалась временная епитимия, но о разводе разговор даже не шёл. Кроме того муж мог оставить жену если узнал о её общении с другими мужчинами вне дома без его разрешения.
Интересным является тот факт, если жена уходила к другому мужчине, то новый муж должен был заплатить штраф митрополиту.
История
Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии, утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными. Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание. Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события. Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 года до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства.
Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке, начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин[нейтральность?] и исключение их из процесса представления и конструирования истории[нейтральность?].
Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины — и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу».
В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе — рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным.
Древний Рим также был патриархален: pater familias (с лат. — «отец семейства») по закону имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами и вещами.
До нас не дошли философские тексты Древнего Египта, но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы.
Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского, который был учеником Аристотеля.
Мало батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам
Очевидно, что людям остро необходима психологическая помощь, но она практически недоступна для большинства населения. Есть несколько блоков на пути получения помощи для тех, кто в ней нуждается.
Во-первых, практических психологов с опытом работы с детьми и с семьей меньше, чем нужно. Хотя открылось несколько кафедр семейной психологии, которые активно развиваются в ряде ведущих психологических школ в Москве и Петербурге. Но все-таки семейных психологов гораздо меньше, чем детских. Это понятно, практическая психология была под запретом и не развивалась с 1934 года и вплоть до падения СССР.
Во-вторых, психологическая помощь малодоступна. Та, что есть – в основном платная.
В‑третьих, семьи с детьми, испытывающие трудности, очень боятся обращаться за бесплатной помощью из страха попасть в объятья ювенальной юстиции. Не будем вспоминать недавнюю ситуацию, которая у всех на слуху. Действительно, может быть, и есть центр социальной помощи в шаговой доступности, и есть проблема у ребенка или семьи, но родители не идут сами и не ведут детей, потому что страшно.
В‑четвертых, имеет место проблема неосведомленности. Психолог для некоторых из нас, как астролог или бабка-знахарка. У людей нет четкого понимания, что психолог – помогающий специалист, конечно, не психиатр и не врач, но его помощь – это помощь существенная.
В‑пятых, почти никогда не идут к психологу люди верующие и воцерковленные. Думаю, что священники могут рассказать об этом гораздо больше меня. Часто люди, которым действительно нужен психолог и даже психиатр, идут к священнику, которому выговаривают то, что совершенно не является исповедованием грехов. Такие беседы принесли бы большую пользу в общении с психологом. И увы, я не много знаю батюшек, которые не боятся отправить людей к психологам.
Мне кажется, что тут нужна серьезная просветительская работа, благодаря которой люди научились бы понимать, с чем, с какими проблемами хорошо идти к психологу, где психолога найти безопасно.
Немало и специфических преград, которые касаются конкретно православных людей. Это уже шестая причина. Например, мысль о том, что должно пострадать, потому что жизнь – не райский сад. Эта мысль часто бывает понята не так, вывернута наизнанку. И человек, действительно страдающий от психиатрического ли заболевания, пограничного ли состояния, любых других психологических трудностей, не идет за помощью к специалисту, а считает, что ему полезнее помучиться.
Люди страдают от того, от чего страдать вообще-то не обязательно. И бывает, что жизнь людей заканчивается совсем не тогда и не так, как это могло бы быть.
Если обращаются за психологической помощью люди православные, то часто приходят они с дикой кашей в голове. “Духовник нам вот так сказал, а вы нам что скажете? Мы посмотрим и решим, что нам больше нравится”. Здесь психолог оказывается втянутым в треугольник отношений, причем ложный треугольник: человек, обращающийся за помощью – его духовник – и специалист. Это то, что также серьезным образом мешает получать психологическую помощь.