Николай лесков — список книг по порядку, биография

Киевские годы

В Киеве юноша поселился у дяди, определился на службу и решил серьезно заняться своим образованием. В те годы практиковалась прекрасная система. Люди, не поступившие в высшее учебное заведение, могли свободно посещать лекции. Николай часто бывал на таких занятиях. Он слушал лекции по истории, увлекся древнерусским искусством, занимался польским языком. Не возбранялись и встречи в студенческих объединениях, где в те годы широко обсуждались общественные проблемы.За эти семь лет (в Киеве Николай находился до 1857 года) он очень хорошо познакомился с различными религиозными направлениями. Среди его знакомых было немало старообрядцев.В 1857 году Николай расстался с государственной службой. Он начал работать на частную компанию, которой руководил муж его тетки – состоятельный английский бизнесмен А. Скотт (в России его называли Шкоттом, а компания именовалась “Шкотт и Вилькенс”). Новая работа давала возможность путешествовать – деловые поездки в разные губернии дали Лескову очень много.

Последний период жизни и творчества Лескова

В 1881 году Лесков написал, пожалуй, свое самое знаменитое произведение – “Левша”. Именно этот сказ считается вершиной его творчества, где неповторимый стиль писателя проявился во всем блеске. Но в целом же рубеж 70-80-х годов был временем очень тяжелым во всех смыслах. Редакции не брали его произведения. Он устроился на государственную службу – на сей раз в Министерство просвещения, где должен был рекомендовать или не рекомендовать к школьному чтению современные книги. Платили за это гроши. Положение слегка улучшилось, когда Лесков начал писать детские рассказы – их-то охотно брали все.Он пытался напечатать очередную великолепную повесть – “Очарованный странник”.  Это не удалось. Но все же вышел сборник рассказов “Праведники”.В 90-е гг. Лесков снова занялся публицистикой. К этому времени относятся рассказы “Пугало”, “Зверь” и целый ряд других. Каждый его очерк вызывал скандал. Особенно шумной оказалась реакция на антиклерикальный памфлет, за что писатель с треском вылетел из Министерства народного просвещения.  Впрочем, незадолго до кончины ему все же удалось в какой-то степени разобраться с финансами. На рубеже 80-90-х годов вышло полное собрание его произведений. После этого он писал реже, но гораздо злее, в чем сам признавался. Это были повесть “Полунощники”, рассказы “Зимний день”, “Загон”, “Юдоль” и некоторые другие.Смерть настигла писателя 21 февраля 1895 года (или 5 марта по новому стилю). Произошло это в Петербурге. Похоронен он там же, где и многие литераторы – на  Волковом кладбище

Глава третья

Ходила она и к высшим. Там и доступ труднее и разговору меньше, да и отвлеченнее.Говорят: «Да где он? о нем доносят, что его нет!»— Помилуйте, — плачет старушка, — да я его всякий день на улице вижу — он в своем доме живет.— Это вовсе и не его дом. У него нет дома: это дом его жены.— Ведь это все равно: муж и жена — одна сатана.— Да это вы так судите, но закон судит иначе. Жена на него тоже счеты предъявляла и жаловалась суду, и он у нее не значится… Он, черт его знает, он всем нам надоел, — и зачем вы ему деньги давали! Когда он в Петербурге бывает — он прописывается где-то в меблированных комнатах, но там не живет. А если вы думаете, что мы его защищаем или нам его жалко, то вы очень ошибаетесь: ищите его, поймайте, — это ваше дело, — тогда ему «вручат».Утешительнее этого старушка ни на каких высотах ничего не добилась, и, по провинциальной подозрительности, стала шептать, будто все это «оттого, что сухая ложка рот дерет».— Что ты, — говорит, — мне ни уверяй, а я вижу, что все оно от того же самого движет, что надо смазать.Пошла она «мазать» и пришла еще более огорченная. Говорит, что «прямо с целой тысячи начала», то есть обещала тысячу рублей из взысканных денег, но ее и слушать не хотели, а когда она, благоразумно прибавляя, насулила до трех тысяч, то ее даже попросили выйти.— Трех тысяч не берут за то только, чтобы бумажку вручить! Ведь это что же такое?.. Нет, прежде лучше было.— Ну, тоже, — напоминаю ей, — забыли вы, верно, как тогда хорошо шло: кто больше дал, тот и прав был.— Это, — отвечает, — твоя совершенная правда, но только между старинными чиновниками бывали отчаянные доки. Бывало, его спросишь: «Можно ли?» — а он отвечает: «В России невозможности нет», и вдруг выдумку выдумает и сделает. Вот мне и теперь один такой объявился и пристает ко мне, да не знаю: верить или нет? Мы с ним вместе в Мариинском пассаже у саечника Василья обедаем, потому что я ведь теперь экономлю и над каждым грошем трясусь — горячего уже давно не ем, все на дело берегу, а он, верно, тоже по бедности или питущий… но преубедительно говорит: «дайте мне пятьсот рублей — я вручу». Как ты об этом думаешь?— Голубушка моя, — отвечаю ей, — уверяю вас, что вы меня своим горем очень трогаете, но я и своих-то дел вести не умею и решительно ничего не могу вам посоветовать. Расспросили бы вы по крайней мере о нем кого-нибудь: кто он такой и кто за него поручиться может?— Да уж я саечника расспрашивала, только он ничего не знает. «Так, говорит, надо думать, или купец притишил торговлю, или подупавший из каких-нибудь своих благородий».— Ну, самого его прямо спросите.— Спрашивала — кто он такой и какой на нем чин? «Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, — какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу».— Ну вот видите, — это, выходит, совсем какая-то темная личность.— Да, темная… «Чин из четырнадцати овчин» — это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что «насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение».«Почему же, батюшка, непременно триста?»«А так — уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берем».«Ничего, сударь, не понимаю».«Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет — пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего», — но что до меня касается, — прибавляет старушка, — то, представь ты себе мое искушение: я ему почему-то верю…— Решительно, — говорю, — не знаю, отчего вы ему верите?— Вообрази — предчувствие у меня, что ли, какое-то, и сны я вижу, и все это как-то так тепло убеждает довериться.— Не подождать ли еще?— Подожду, пока возможно.Но скоро это сделалось невозможно.

Лесков — журналист

О том, были ли у Лескова какие-то литературные опыты в гимназические годы и даже во время, когда он активно посещал университетские занятия, практически ничего не известно. Начало его творческой деятельности принято относить к тому периоду, когда он по делам фирмы ездил по всей стране. Он столько всего увидел и узнал, что не рассказать об этом было просто невозможно.Начало литературной карьеры совпало с очередным переездом – Лесков обосновался в Пензе, где работал в филиале той же торговой фирмы. Первыми его произведениями были газетные статьи, в частности, о винокуренной промышленности. “Отечественные записки” такие материалы охотно брали. В материале говорилось о проблемах земледельцев. Статья имела грандиозный успех, как, впрочем, и целый ряд других, а работа о коррупции в медицинской среде вызвала серьезный скандал и служебное расследованию. Не меньший шум вызвала и его статья о пожарах 1852 года, напечатанная в “Северной пчеле”.В начале 60-х гг. торговый дом, где работал Лесков, прекратил свое существование. Надо было думать о дальнейшей судьбе. Николай Семенович решил профессионально заняться журналистикой и литературой, чему немало способствовал успех его первых публикаций. Лучшим местом для этого была столица. Его статьи охотно брали “Северная пчела”, не отказывалась и “Русская речь”, и другие издания.  В эти годы он редко подписывался собственным именем.

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.

Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.

Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства животных ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

В результате в 1893 г. в России была опубликована такая книга.

Николай Лесков: творческий путь

Первые пробы пера Николая Семеновича пришлись на 1859 год. С тех пор жизнь и творчество Лескова оказываются неразрывно связанными. Поначалу печатают лишь его статьи и заметки в:

  • киевском журнале «Современная медицина»;
  • «Санкт-Петербургских ведомостях»;
  • «Русской речи»;
  • «Северной пчеле».

В то время он обитал в Пензе и ее окрестностях. Именно тогда вышли «Очерки о винокуренной промышленности (Пензенская губерния)».

Собственно, писательской деятельностью Лесков, жизнь и творчество которого заинтересуют любознательного человека, занялся в 1862 году. Первые напечатанные его рассказы:

  • «Погасшее дело»;
  • «В тарантасе»;
  • «Разбойник».

Рассказы Лескова предшествовали более крупным произведениям, вышедшим годом позже:

  • сначала была издана повесть «Житие одной бабы»;
  • позднее — «Овцебык».

Примерно в этот же период печатается роман, который сам Николай Семенович позже назвал поспешным и неумелым — «Некуда». Это произведение — сатира на нигилистов. Разрушительной идеологии отрицания писатель противопоставляет:

  • народное трудолюбие;
  • православие;
  • семейные ценности.

Упомянутый роман сильно испортил жизнь Лескову:

  • О нем самом пошла слава реакционера.
  • Говорили, будто книгу заказала царская охранка (знаменитое Третье отделение).
  • Писателя перестали публиковать в большинстве журналов.

В следующие годы Лесков написал повести, сформировавшие и проявившие его авторский стиль:

  • 1864 — «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • 1865 — «Обойденные»;
  • 1866 — «Островитяне»;
  • 1867 — «Котин Доилец и Платонида».

Кроме того, в 1867 году ставится пьеса Лескова «Расточитель» — драма о жизни купцов.

Позднее публикуются романы:

  • 1870 — «На ножах»;
  • 1872 — «Соборяне».

В том же 1872 году выходят знаковые повести:

  • «Запечатленный ангел»;
  • «Очарованный странник».

Знаменитый «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», ставший главным произведением писателя, вышел в свет в 1881-м. Именно в этом произведении раскрылся в полной мере талант Лескова. Писатель пленяет:

  • насыщенным языком, содержащим немало неологизмов и каламбуров;
  • демонстрацией двух радикально отличающихся точек зрения, временами заставляющих читателя поменять мнение;
  • многослойностью рассказа.

Биография Лескова — творчество: Wikipedia

«Соборяне» (1868–1872)

Цитата из книги: «Вера — роскошь, которая дорого народу обходится».

«Соборяне» — роман-хроника о судьбе и смерти трёх героев: протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Изначально произведение называлось «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к редактору журнала «Отечественные записки» писал: «Усердно прошу Вас… в объявлении при следующей книжке не печатать “большое беллетристическое произведение”, а объявить, прямо… “Романическая хроника” — “Чающие движения воды”, ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся». Произведение действительно оказалось новаторским, с него начался поворот Лескова к славянофильству и русской религиозной теме. В «Соборянах» он описывал жизнь православного духовенства, подчёркивал недостатки русской церковной жизни, но делал это всегда с добротой.

«Очарованный странник» (1872–1873)

Цитата из книги: «Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл произведений Лескова о русских праведниках, как и «Левша». Идея этого цикла родилась в ходе спора Лескова с Алексеем Писемским, который в своих письмах утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков решил описать несколько праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — всё то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?». Формально «Очарованный странник» похож на житие святого: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Но на самом деле это история жизни простого русского мужика Ивана Флягина, с честью вынесшего все тяготы и испытания судьбы.

Глава вторая

Хлопоты ее вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное, но как дошло дело до исполнения — тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. Не то, чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили — говорят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют..

Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника.О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. Все равно — какая бабушка ему ни ворожила и все на милость преложила.Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто — никакие лица никакого уряда — не могли сделать

К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:— Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.— Батюшки мои, — отвечает старушка, — да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.— Ну, — отвечают, — чтоб всем-то хорошо — вы уж это оставьте, — это специалисты выдумали, и это невозможно.А та, в простоте своей, пристает:— Почему же невозможно? У него состояние во всяком случае больше, чем он всем нам должен, и пусть он должное отдаст, а ему еще много останется.— Э, сударыня, у кого «много», тем никогда много не бывает, а им всегда недостаточно, но главное дело в том, что он платить не привык, и если очень докучать станете — может вам неприятность сделать.— Какую неприятность?— Ну, что вам расспрашивать: гуляйте лучше тихонько по Невскому проспекту, а то вдруг уедете.— Ну, извините, — говорит старушка, — я вам не поверю: он замотался, но человек хороший.— Да, — отвечают, — конечно, он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и все дурное сделает.— Ну, так тогда употребите меры.— Да вот тут-то, — отвечают, — и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.— Какая же разница?А вопрошаемые на нее только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться.

17 интересных фактов из жизни Лескова

Российский писатель Николай Лесков до сих пор остаётся в тени своих более знаменитых современников. Да, некоторые его произведения известны практически всем, но на самом деле он написал куда больше интереснейших повестей и рассказов, чем это известно широкой общественности. Впрочем, к большинству писателей слава приходит уже после смерти — это факт, и Лесков не стал исключением из правила. Возможно, в будущем его творчество будет переоценено ещё раз, и широкое распространение получат и другие его книги, менее известные.

Интересные факты из жизни Лескова

  1. В детстве будущий писатель получал образование на дому. Позднее, в возрасте 10 лет, он поступил в гимназию, но через 5 лет его оттуда фактически отчислили без аттестата, вручив лишь справку об окончании всего двух классов. Причиной послужил конфликт с руководством гимназии. Эта закрыло Лескову возможности для дальнейшего обучения.
  2. В юности семья Лескова много переезжала, и он часто общался с не самыми интеллигентными и грамотными представителями населения. Многие простонародные элементы речи впоследствии употреблялись им в творчестве.
  3. Первая жена Лескова страдала от психического расстройства, и её пришлось поместить в дом для умалишённых. Впоследствии писатель женился повторно, но свою первую супругу он регулярно навещал до самой смерти.
  4. Лесков был вегетарианцем. Сам он утверждал, что на формирование мнения по этому вопросу в его случае оказал влияние Лев Толстой.
  5. Революционные идеи в зрелом возрасте Лесков не принимал, из-за регулярно подвергался травле со стороны сочувствующих революционерам представителей общества.
  6. Литератор первым в истории внёс предложение создать книгу рецептов для вегетарианцев. Книга, правда, в итоге так и не была создана.
  7. Лесков любил коллекционировать картины, часы и книги.
  8. Более десяти лет писатель посвятил государственной службе. Он добился неплохих успехов, но, всем на удивление, внезапно уволился. Сам он объяснил это тем, что не может подолгу находиться на одном месте, так как ему не хватает новых впечатлений.
  9. Первый литературный опыт Лескова состоялся, когда ему было 26 лет. Тогда он впервые начал публиковать заметки в некоторых газетах.
  10. Писатель открыто осуждал распространение питейных заведений в России, обвиняя государственную власть в спаивании простого народа.
  11. Во многих произведениях Лескова используются переработанные сюжеты древних народных преданий разных стран.
  12. Самая известная его повесть, включенная в обязательную образовательную программу — «Левша».
  13. Изначально писатель подписывался псевдонимом «Стебницкий». После одной из заметок, посвящённых пожарам в Санкт-Петербурге, его обвинили в том, что он пытается возложить вину за поджоги на революционные организации студентов. Разгорелась травля таких масштабов, что ему пришлось даже покинуть Россию на какое-то время, а после возвращения он стал подписываться своей настоящей фамилией.
  14. Полное собрание сочинений Лескова состоит из двенадцати увесистых томов. Последний из них был издан уже после смерти литератора.
  15. Последние годы жизни писателя были омрачены сильной астмой, которая развивалась в течение пяти лет в и конечном итоге свела его в могилу.
  16. Именем Лескова назван открытый в 1985 году астероид.
  17. Единственный дом-музей Лескова расположен в Орловской области.

Другие биографии:

  • Фонвизин Денис Иванович

    Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.

  • Аркадий Гайдар

    Всеми известный автор «Чука и Гека» и других интереснейших произведений Аркадий Гайдар (Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 года в небольшом поселке Льгов недалеко от Курска

  • Тургенев Иван Сергеевич

    Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом.

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Феликс Эдмундович Дзержинский

    Дзержинский Феликс Эдмундович – умный и талантливый человек, великий революционер и просто интересная личность.

Это интересно: Николай Носов краткая биография

Учеба Лескова

В 1839 году жизнь почтенного семейства резко изменилась. Отец что-то не поделив с начальством со скандалом ушел со службы, и это заставило Лесковых перебраться на Панин хутор (по другим данным – в деревню с таким же названием).Следователь превратился в то, что сейчас называли бы фермером. Он сам делал всю крестьянскую работу – оказалось, что умеет и пахать, и сеять, и обхаживать фруктовый сад.  Кое-какие знания о мире Лесков получил дома. Отец был человеком не особенно образованным (за плечами у него была духовная семинария), но очень умным. И Коля мог сколько угодно наблюдать крестьянскую жизнь – то есть то, что потом станет основной темой его творчества.Как и в любом губернском городе, в Орле была городская мужская гимназия, куда Колю и отправили учиться, когда ему исполнилось девять. Он провел в этом учебном заведении целых пять лет, но курс так и не усвоил — одолел программу двух классов, да и ту с трудом. Почему так произошло, ведь мальчик был вовсе не глупым — не совсем понятно. Историки педагогики видят причину в тогдашней системе обучения.  
Рис. 2. Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина. 1888 — 89 гг.

«Запечатленный ангел» (1872)

Цитата из книги: «Всякого спасённого человека не ефиоп ведет, а ангел руководствует».

Повесть Лескова «Запечатленный ангел» про чудотворную икону и присутствие Бога в мире впоследствии была признана одной из лучших вещей автора. В ней есть и отзвуки древнерусских «хождений», и знаменитый лесковский «сказ». Повесть появилась в результате заинтересованности автором иконописью, которая в то время находилась в состоянии упадка. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке, потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». Тем не менее, по требованию издателя концовку произведения всё равно пришлось изменить, сделав более «нравоучительной».

«Запечатленный ангел». Фрагмент обложки книги

Биография

Ранние годы

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина.

У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника.

В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”.

Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 — 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Глава четвертая

Приезжает ко мне старушка в состоянии самой трогательной и острой горести: во-первых, настает рождество; во-вторых, из дому пишут, что дом на сих же днях поступает в продажу; и в-третьих, она встретила своего должника под руку с дамой и погналась за ними, и даже схватила его за рукав, и взывала к содействию публики, крича со слезами: «Боже мой, он мне должен!» Но это повело только к тому, что ее от должника с его дамою отвлекли, а привлекли к ответственности за нарушение тишины и порядка в людном месте. Ужаснее же этих трех обстоятельств было четвертое, которое заключалось в том, что должник старушки добыл себе заграничный отпуск и не позже как завтра уезжает с роскошною дамою своего сердца за границу — где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».Сомнений, что все это именно так, как говорила старушка, не могло быть ни малейших. Она научилась зорко следить за каждым шагом своего неуловимого должника и знала все его тайности от подкупленных ею слуг.Завтра, стало быть, конец этой долгой и мучительной комедии: завтра он несомненно улизнет, и надолго, а может быть, и навсегда, потому что его компаньонка, всеконечно, не желала афишировать себя за миг иль краткое мгновенье.Старушка все это во всех подробностях повергла уже обсуждению дельца, имеющего чин из четырнадцати овчин, и тот там же, сидя за ночвами у саечника в Мариинском пассаже, отвечал ей:«Да, дело кратко, но помочь еще можно: сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор; а если не имеете ко мне веры — ваши пятнадцать тысяч пропали».— Я, друг мой, — рассказывает мне старушка, — уже решилась ему довериться… Что же делать: все равно ведь никто не берется, а он берется и твердо говорит: «Я вручу». Не гляди, пожалуйста, на меня так, глаза испытуючи. Я нимало не сумасшедшая, — а и сама ничего не понимаю, но только имею к нему какое-то таинственное доверие в моем предчувствии, и сны такие снились, что я решилась и увела его с собою.— Куда?— Да видишь ли, мы у саечника ведь только в одну пору, всё в обед встречаемся. А тогда уже поздно будет, — так я его теперь при себе веду и не отпущу до завтрего. В мои годы, конечно, уже об этом никто ничего дурного подумать не может, а за ним надо смотреть, потому что я должна ему сейчас же все пятьсот рублей отдать, и без всякой расписки.— И вы решаетесь?— Конечно, решаюсь. — Что же еще сделать можно? Я ему уже сто рублей задатку дала, и он теперь ждет меня в трактире, чай пьет, а я к тебе с просьбою: у меня еще двести пятьдесят рублей есть, а полутораста нет. Сделай милость, ссуди меня, — я тебе возвращу. Пусть хоть дом продадут — все-таки там полтораста рублей еще останется.Знал я ее за женщину прекрасной честности, да и горе ее таксе трогательное, — думаю: отдаст или не отдаст — господь с ней, от полутораста рублей не разбогатеешь и не обеднеешь, а между тем у нее мучения на душе не останется, что она не все средства испробовала, чтобы «вручить» бумажку, которая могла спасти ее дело.Взяла она просимые деньги и поплыла в трактир к своему отчаянному дельцу. А я с любопытством дожидал ее на следующее утро, чтобы узнать: на какое еще новое штукарство изловчаются плутовать в Петербурге?Только то, о чем я узнал, превзошло мои ожидания: пассажный гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки.

Литература

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.

Писатель Николай Лесков

Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.

Портрет Николая Лескова

В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький:

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.

Книги Николая Лескова

Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.

Роман Николая Лескова «Очарованный странник»

Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.

Памятник Николаю Лескову

На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили мужчину в ранг своих наставников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector