Орда (фильм 2011)

Критика

Ещё до выхода в прокат фильм «Орда» был показан на нескольких закрытых просмотрах. Церковный историк, профессор, протоиерей Георгий Митрофанов высоко оценил фильм и работу актёра Максима Суханова. По его мнению, «величие митрополита Алексия в этом фильме в том, что за короткий промежуток времени он проходит путь, который проходит всё человечество: от сомнения и маловерия, через почти непереносимые страдания, — до безраздельного полагания самого себя на волю Божию».

В татарских средствах массовой информации, ещё до того, как картина вышла в прокат, высказывались опасения, что в фильме подтасованы исторические факты, показано мнимое духовное превосходство русских над ордынцами. Когда фильм вышел на экраны, в татарских СМИ появились возмущённые статьи о злонамеренном искажении истории и культуры Орды. Но были в Татарстане и положительные отзывы о фильме. Востоковед Азат Ахунов отмечает неисторичность фильма, но считает, что «отсутствие православного антуража, излишней елейности и сусальности делает фильм пригодным для просмотра и мусульманами, и буддистами, поскольку говорит о вечных ценностях, цепляет духовные струны любого мыслящего и верующего человека».

Вадим Рудаков, кандидат исторических наук, консультировавший создателей фильма, отказался от сотрудничества со съёмочной группой из-за антинаучности самой картины: «„Орда“ выдержана в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках» (из интервью Радио «Азатлык»). Историк отмечает, что хотя «работа художника достойна уважения, но к историческому Сараю этот город не имеет никакого отношения». По мнению Рудакова, в построенной декорации «нет ни одного золотоордынского здания». Впрочем, историк отметил, что с художественной точки зрения фильм должен был получиться весьма удачным и понравиться массовому зрителю.

Кинокритик и обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин считает, что режиссёр Прошкин совершил подвиг, взявшись за фильм из русской истории XIV века, при том что исторических свидетельств и визуальных материалов почти не сохранилось. По мнению Кичина, фильм менее всего напоминает пасхальные жития святых, и решён в «стилистике авантюрного эпоса, с головокружительной работой оператора Юрия Райского, суровой фантазией художника Сергея Февралева и фантастической звуковой средой, созданной композитором Алексеем Айги».

Алексей Гусев («Сеанс») отметил в фильме присутствие «подлинного режиссёрского драйва».

Андрей Плахов («Коммерсантъ») согласился, что ордынская придворная интрига разыграна с «выдающимся темпераментом», однако посетовал, что «вся вторая линия сюжета, проходящая через православную Москву, выглядит несколько формальной и стереотипной, она никак не может энергетически конкурировать с Ордой». В результате, однако, это «переакцентировало в сторону глубокого психоанализа Орды как историко-мифологического феномена… В какой-то момент мы ловим себя на том, что изощрённое коварство и страсть к власти, которые принято называть византийскими или макиавеллиевскими, на самом деле присущи именно нашим соотечественникам и современникам».

По мнению кинокритика Антона Долина, «Арабов с Прошкиным рискнули ответить сразу на два (отнюдь не взаимоисключающих) вопроса: „Почему мы — Орда?“ и „Почему мы — не Орда?“».

Театровед и кинокритик Лилия Шитенбург считает, что режиссёр разборчив в средствах и умело создаёт иллюзию «чистой», как бы незаинтересованной созерцательности — отчего «Орда» эффектно балансирует между житием и историческим эпосом. Одно из главных достоинств фильма, по мнению критика, — отважная, тонко задуманная и исполненная параллель между Золотой Ордой и родным отечеством.

Расцвет Золотой Орды

В первой половине XIV века, во времена правления хана Узбека и его сына Джанибека, Золотая Орда достигает пика своего могущества. 

Узбек показал себя жёстким правителем — он укреплял ханскую власть и держал в страхе своих вассалов. За время его правления в Орде было убито девять русских князей, вызванных к хану «на ковёр». Хан был единоличным правителем Орды, но для управления страной работал развитый государственный аппарат. 

Исполнительным органом власти был диван — канцелярия, в которую входили представители высшей аристократии. Во главе дивана стоял визирь, руководивший сбором налогов.  

Реформы хана Узбека позволили упростить управление страной и сбор налогов. Раньше административное деление было неустойчивым, но Узбек установил чёткую систему. Он поделил Орду на четыре улуса, а каждый из них — на 70 более мелких областей — туменов. 

Во главе улусов стояли чиновники — улусбеки. Им подчинялись темники (начальники тумнов), минбаши (тысячники), йозбаши (сотники) и так далее. Главным улусбеком был беклярбек — верховный военачальник, главный судья и второй человек после хана. 70 знатнейших улусбеков и темников составляли курултай — совет, на котором принимались важные решения. Полномочия и полнота власти курултая при разных ханах менялись. 

Узбек-хан активно развивал инфраструктуру и торговлю — при нём прокладывались новые дороги и учреждались ямы — станции, где гонцы могли сменить лошадей (русская ямская система была заимствована у Орды). Торговые пути становились удобнее и безопаснее. Велась активная торговля с Европой, Ближним Востоком, Индией и Китаем. 

После разгрома армии Византийского императора он женился на его дочери, выдал племянницу за султана Египта, а сестру — за московского князя Юрия Даниловича, чтобы укрепить дипломатические связи.

Узбек построил новую столицу Орды — Сарай-аль-Джедид («Новый дворец»), где процветали ремёсла, торговля и наука. Современники называли этот город одним из самых красивых и богатых на Востоке.   

Хан отказался от традиционного культа огня, объявил официальной религией ислам и обязал принять его всех чиновников и военачальников. С несогласными — жестоко расправлялся. 

Требование сменить веру не касалось простого населения Золотой Орды, в которое входили славяне, финно-угры и византийцы. Вообще ордынцы терпимо относились к другим религиям: храмы и монастыри завоёванных народов даже не облагались данью.

Интересные факты о съемках сериала «Золотая Орда»

  • Съемки сериала проходили в Москве, Подмосковье и в Крыму, где была построена декорация ставки Великого хана. Площадь декорации города Владимир — с княжеским теремом, домами, сараями, банями, сторожевыми вышками, церковью – составила 5000 м².
  • В течение почти полугодичного кастинга было отсмотрено более двух тысяч актеров, которых искали не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Китае и Японии. В итоге в фильме сыграли около 150 артистов.
  • Для проекта было изготовлено и арендовано 2000 исторических костюмов, среди которых – костюмы из фильмов «Садко» и «Руслан и Людмила».
  • Холодное оружие и доспехи для «Золотой Орды» изготовлял художник Сергей Микульский, собравший уникальную коллекцию доспехов и оружия из стали, титана и бронзы, которая является основной в российском кинопроизводстве при создании исторических фильмов, сказок и фэнтези.

СЪЕМКИ И ДЕКОРАЦИИ

Съемки фильма продлились с середины июня по декабрь 2010 года.

Съемки прошли в павильонах киностудии «Мосфильм»; под городом Гороховец (Владимирская область), где была построена натурная декорация древней Москвы; под Астраханью, где были возведены колоссальные декорации города Сарая (столицы Орды) и двора ханши Тайдулы; а также в заповеднике Баскунчак под Ахтубинском.

В съемках некоторых сцен в Сарае принимали участие до 350 статистов — как предварительно набранных артистов массовки, так и обычных местных жителей, которые также помогали при строительстве декораций.

Декорация Сарая была построена всего в 10 километрах от того места, где находился этот легендарный город и где сейчас ведутся археологические раскопки (кстати, город раскопан пока всего лишь на 2%). Декорация стоит до сих пор. Местные власти сделали из нее музей.

Декорацию Сарая строили те же специалисты, что возводили Цитадель для Никиты Михалкова в «Утомленных Солнцем 2». Строить пришлось с весны. Работали даже ночью при искусственном освещении. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». К счастью, обошлось без жертв, хотя одного актера укусил паук-каракурт, и он попал в реанимацию.

Зимние эпизоды были сняты под Астраханью осенью с использованием большого количества искусственного снега (дожидаться реального у группы не было времени).

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Подготовка к съемкам длилась месяцев семь-восемь. Для меня все началось со сбора материала. Я ездил по раскопкам, фотографировал фрески, сидел в библиотеке Исторического музея, делал замеры различных архитектурных строений. Параллельно мы общались с режиссером по разным вопросам, ездили на выбор натуры. Все это длилось месяца три-четыре. Потом были запущены в разработку чертежи и макеты, а затем еще три месяца ушло на строительство декораций.

Русь мы снимали под городом Гороховец во Владимирской области. Естественно, для нашей Москвы мы искали прототип высокого берега реки. Сразу за нашей площадкой начинался громадный стокилометровый лесопарк без единой постройки. Это сразу создавало ощущение девственной природы, древности и первозданности.

С Ордой все было сложнее. Сначала мы искали площадку, напоминающую некий сложный мифический мир в степной зоне, тоже на берегу какой-нибудь большой реки. Проехали по разным областям, видели много интересного, но ощущения «попадания» не было. Но когда мы оказались на раскопках Сарая, столицы Орды, то обнаружили, что нам больше ничего ни искать, ни придумывать не надо. Все было перед нами — практически там же, где когда-то стоял реальный Сарай: на той же реке, в тех же ландшафтах, с тем же небом, с теми же змеями, пауками и перекати-поле…

Декорация Сарая, площадь которой составила 8 тысяч квадратных метров стоит до сих пор. Самое высокое здание в ней – 15 метров. В декорацию вошли площадь, одна длинная изогнутая улица и несколько дворов. В этом пространстве мы и снимали. Кроме того построили дворец, его двор, а также крышу дворца. И отдельно был возведен юртовый городок Тайдулы. В общей же сложности (включая Москву и павильоны), площадь всех декораций «ОРДЫ» составила порядка 20 тыс. кв. м.

Самым сложным для меня было соблюсти баланс при взаимодействии двух стихий – воды и огня. Декорации стояли на берегу реки, их частью были большой акведук, водяное колесо, бассейн и т.д. Были бассейны и в банях: в одном плавали рыбы, в другом – люди. Там же был фонтан, из которого текло вино. Все это серьезные и сложные стройки. Вода тяжелая, требуется определенный расчет конструкции. А огонь – нечто совсем противоположное. Под банями у нас бушует целое море огня, пылают люстры в залах дворца, на улицах Сарая горят костры, главные герои буквально проходят сквозь огонь, чтобы пройти к хану. А декорации-то строятся из дерева, они хрупкие и не огнеупорны, могут вспыхнуть в любой момент. Все это приходилось учитывать, пользоваться специальными пропитками. Риск был, мягко говоря, значительный, зато всем было безумно интересно. Да и вообще, как мне кажется, красоту и феерию без риска воспроизвести невозможно.

Актёры и кастинг

Актёр Роль
Максим Суханов митрополит Алексий
Андрей Панин хан Тинибек
Роза Хайруллина ханша Тайдула
Александр Яценко Федька, келейник митрополита Алексия
Виталий Хаев князь Иван Красный
Иннокентий Дакаяров хан Джанибек
Алексей Егоров Бадакюль
Федот Львов Тимер
Геннадий Турантаев продавец рабов
Ирина Никифорова служанка Тайдулы
Моге Ооржак Бердибек
Толепберген Байсакалов Абильда
Даулет Абдыгапаров сотник хана Джанибека
Алексей Шевченков истопник Василий
Александр Цой китайский фокусник
Юрий Пронин священник

В поисках актёров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и Монголию. В фильме играют татары, казахи, киргизы, тувинцы, калмыки и буряты. Основные ордынские роли исполнили Роза Хайруллина, Андрей Панин (из которого был сделан азиат с помощью пластического грима) и якутские актёры — Алексей Егоров, Федот Львов, Геннадий Турантаев, Ирина Никифорова и Иннокентий Дакаяров.

На главную роль режиссёр пригласил Максима Суханова, сумевшего отразить ум и человеческую мощь святителя Алексия.

МОНГОЛЬСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ XIV ВЕКА

Оригинальный саундтрек «ОРДЫ» написан композитором Алексеем Айги. В записи музыки к фильму также приняла участие московско-улан-удэнская группа «НАМГАР», один из наиболее котирующихся на мировой сцене коллективов, исполняющих традиционные музыкальные произведения монгольских народов.

АЛЕКСЕЙ АЙГИ, композитор:

Задачи на «ОРДЕ» были сложные, но в чем-то и раскрепощающие. Как воссоздать то, что не сохранилось, о чем не осталось никаких упоминаний? Поэтому мы, можно сказать, написали все заново. Вероятно, это даже хорошо, что нам фактически не от чего было отталкиваться; иначе игнорировать уже существующие примеры было бы некорректно. А так – практически полная свобода! Конечно, в качестве референсов мы использовали народную музыку из регионов, где когда-то властвовала Орда. Опираясь на нее, смешивая основные элементы, мы и написали саундтрек к фильму Андрея Прошкина.

Работу оказалась разделена на два этапа. Сначала мы записали композиции, которые звучат в кадре и под которые снимались некоторые сцены. Здесь в основном использовались аутентичные инструменты (ятаги, чанзы и т.д.), которые иногда поддерживал контрабас (его на съемках заменили басовым морин хуром, который пришлось ввозить из-за рубежа — в России такого не было; теперь он у меня в коллекции – расстаться с ним я не мог). Записывались мы на «Мосфильме» (звукорежиссером был Геннадий Папин, с которым я работаю уже 15 лет, со «Страны глухих»). Иногда в ход шли самые неожиданные предметы. Я, например, помню, как стучал по какому-то мусорному баку. Даже Прошкин бил в какой-то барабан. Такой и была воображаемая музыка Орды. На тот момент еще не было отснято ни одного кадра, и Андрей давал установки исключительно на словах (он мне ставил и музыку, но, дав послушать один раз, сразу стер, чтобы я работал сам и надо мной ничто не довлело). Он тогда сказал: «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века». Поэтому я и старался сделать нечто яростное и мощное. Первую часть саундтрека мы написали быстро. А потом пришлось довольно долго ждать, пока подойдут к концу съемки. Этот перерыв, по моим ощущениям, длился месяцев восемь.

Второй этап был более продолжительным. Подобрать нужные инструменты мне помогли музыканты из бурятской группы «Намгар», которые сейчас живут в Москве. Музыка бурятов очень близка монгольской. Мы собирались, много импровизировали, писали и записывали. В записи второй части саундтрека также задействован оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и музыканты моего ансамбля; также важную часть музыки исполнили два сопрано. Режиссер, кстати, не хотел никакого пафоса и просил нас, что мы не давили картинку духовностью и красотой. С Андреем, вообще, не просто. Он очень въедливый. Многое приходилось переделывать. Но в итоге все, вроде бы, хорошо получилось. И кино вышло большое – когда я увидел первую сборку, у меня вообще было ощущение, что смотрю какой-то хороший голливудский фильм. Работать с таким материалом – большая удача. Рекомендовать картину можно, наверное, всем. Надеюсь, скоро издадим саундтрек «ОРДЫ» на CD.

ВЫБОР АКТЕРОВ

В поисках ордынских персонажей ассистенты по кастингу, работавшие на проекте, проехали практически всю Евразию. В итоге были выбраны актеры из Казахстана, Хакасии и Калмыкии, а основных ордынских персонажей сыграли артисты из Якутии. Кроме того, в картине были заняты актеры из Италии.

Многие занятые в картине российские актеры ранее уже работали с Андреем Прошкиным – Александр Яценко в «Солдатском Декамероне» и «Апельсиновом соке», Виталий Хаев в «Миннесоте», Алексей Шевченков в «Играх мотыльков», «Солдатском декамероне» и «Миннесоте».

Актрису Розу Хайруллину на роль ханши Тайдулы Андрею Прошкину порекомендовал художник-постановщик «ОРДЫ» Сергей Февралев.

АНДРЕЙ ПРОШКИН, режиссер:

Актеров мы подбирали мучительно и долго. Скажем, митрополит Алексий – крупная историческая фигура. И тут важна не только внешность или пластичность, но и масштаб личности артиста. Мне кажется, что Максим Суханов – парадоксальный, но при этом самый правильный выбор.

Тяжелее всего было с ролями ордынцев. В поисках нужных актеров мы объездили полматерика – от Монголии до Казахстана, от Киргизии до Бурятии, от Якутии до Калмыкии. У нас снимаются актеры со всей постсоветской Азии, но основные ордынские роли у нас исполнили артисты из Якутии. Честно говоря, я был поражен замечательной актерской школой, существующей в этой республике; самобытностью этих актеров. И мы ведь не то, чтобы сняли «сливки», взяв ведущих артистов из разных театров. Отличных актеров в Якутии реально оказалось гораздо больше, чем мог вместить наш фильм.

ЮРИЙ АРАБОВ, автор сценария:

Мы с Андреем сразу договорились, что на роль Алексия нужно будет взять мощного актера – как раз такого, как Макс Суханов – внешне сильного, но способного при этом передать бессилие перед ситуацией, описываемой в фильме. И только благодаря своему смирению, персонаж Максима совершает невозможное. Это невозможное становится прелюдией к Куликовской битве. И, как следствие, к освобождению Руси.

Критический прием

В целом фильм был плохо воспринят критиками. Студия Ciné Live напоминает о «провале» этого «очень французского» фильма . Издание поставило под сомнение качество «плохих и грязных диалогов , постановки, близкой к видеоиграм, плохих актеров» . L’Express отмечает, что фильм начался с хорошей идеи, но она ослаблена реализацией, считающейся «запутанной» . Парижанин видит в нем «первичный», но «эффективный» фильм , испорченный «слабостью ресурсов и диалога» . Première сожалеет о фильме «Ни сделано, ни должно быть сделано» , без «высоты обзора» , в котором забыли «рассказать историю» . Газета также подчеркивает плохую игру актеров (за исключением Ива Пиньо — которым Телерама также может похвастаться своей работой) и слабость их персонажей, ни один из которых «не уклоняется от стереотипов  » . The Fantastic Screen сожалеет, что тон фильма не был найден, поскольку он находится между «серьезностью, плохо сыгранной, достойной плохого французского детективного сериала, и возмутительным юмором, который далеко не так эффективен, как у культового Шона. мертвых  » . Специализированная газета отмечает «корявость и повествовательные приближения» , а также ставит под сомнение неоригинальность фильма и его многочисленные заимствования, которые «почти сродни плагиату» . Le Monde сожалеет о том, что в хороших фильмах ужасов не обнаружил двух основных качеств: ужаса, вызванного механизацией тел, и социального подтекста, который может предложить этот жанр. Газета отмечает, что описание истории в пригороде не вызывает никаких «документальных проблем» , и выражает сожаление по поводу плохой характеристики зомби, безличных и неопределенных. Таким образом, ежедневная газета рассматривает его только как «фанатский фильм, который развлекается с жанром несколько тщетно, без эффектов дистанцирования (школьный юмор, отсылка к французскому кино пятидесятых, приземленность некоторых персонажей), не обогащает его и не обновляет. это » .

Более детально Les Inrockuptibles квалифицирует проект как «жестокий» , «жестокий и забавный» , от которого нам не следует ожидать многого. Обзор Positif (в котором сотрудничает один из двух режиссеров) отмечает низкое качество диалогов, но смягчает свое суждение, восхваляя энергию этой «бульдозерной истории» . Еженедельник « Телерама» сожалеет о низком качестве вступительной сцены, которую сочли «достойной плохого детективного сериала» , но подчеркивает, что фильм постепенно компенсирует это и в конечном итоге находит «правильный темп» . Журналист из Liberation, который раскрывает в своей статье, что внес финансовый вклад в проект , как и 470 других киноманов, объясняет свое разочарование фильмом, эффективным в боевых сценах, но отягощенным его «опасными диалогами и вольными актерами».

Сюжет сериала «Золотая Орда» (2018)

Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса.

Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Тенгри оставляет Ярославу подарок от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава.

Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Тенгри-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки.

Персонажи фильма

«Золотая Орда» — фильм о чувствах и страстях, художественный рассказ о человеческих взаимоотношениях. Какой из сюжетных конфликтов нашей истории можно назвать основным? Наверное, тот, который в одинаковой степени драматично испытывают наши главные властители – Великий князь Ярослав и Великий хан Берке. Оба раздираемы внутренним противоречием между необходимостью быть безупречным примером для своих подданных и желанием испытывать простое человеческое счастье: любить и быть любимыми.

Главного героя, как такового, в «Золотой Орде» нет. Один-два ведущих персонажа для 16-серийного проекта, чаще всего, не позволяют сделать историю занимательной и динамичной. У нас более десятка сюжетных узлов, в центре каждого стоит свой герой. К примеру, есть мелодраматическая линия юного художника Николки и татарской девушки Айжан. Их окружает множество персонажей, одни из которых мешают, другие — помогают им. И в этом «узле» главный герой другой сюжетной линии — всего лишь один из персонажей.

Да, Великий князь Ярослав и Великий хан Берке и по объему ролей, и по сюжетной значимости могут претендовать на определение их как главных героев. Но вряд ли при этом роли Великой княгини Радмилы, старшего брата Ярослава Бориса, его жены Устиньи, роль татарской девушки Наргиз и множество других от этого станут менее важными. У каждого из них своя сюжетная и содержательная задача. Без любого из них объемность проекта станет заметно меньше.

Завоевания Бату

Хан Джучи правил своим улусом недолго. Затем власть принял его сын Бату, которого в русских землях называли Батый. С начала 1220-х до первой половины 1240-х годов он совершил несколько завоевательных походов на запад. В состав Орды вошли Южное Приуралье, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Княжества Руси были разорены и обложены данью. Затем монголы вторглись в Европу, разграбили Сербию, Чехию, Венгрию и несколько других стран и остановились только у побережья Адриатического моря. 

Ни одна армия мира не могла противостоять тысячам всадников, умеющих стрелять на полной скорости. Стены русских и европейских городов рушились под ударами мощных осадных машин, созданных по китайским чертежам. 

Награды и номинации

Максим Суханов и Роза Xайруллина. Кадр из фильма

  • 2012 — 34-й Московский международный кинофестиваль:
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу — режиссёру Андрею Прошкину.
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли — Розе Хайруллиной.
    • Премия организации NETPAC, целью которой является поддержка и продвижение азиатского кино, «За восхитительную комбинацию совершенного видеоряда и концепции прощения в годы тирании».
  • Номинации на Кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона (Asia Pacific Screen Awards) Лучший фильм и Лучшая кинооператорская работа.
  • Кинофестиваль «Сахалинский экран-2012: Путешествие на край земли» на Сахалине — приз почётного президента фестиваля Аллы Суриковой с формулировкой «за веру в высокое предназначение в человека».
  • Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм.
  • Национальные премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший сценарий — Юрию Арабову (за фильмы «Фауст» и «Орда») и за лучшую работу художника — Сергею Февралёву.
  • Фильм претендовал на национальную премию «Золотой орёл» в двенадцати номинациях (получил пять): лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин) — победа, лучший сценарий (Юрий Арабов) — победа, лучшая женская роль в кино (Роза Хайруллина), лучшая мужская роль в кино (Максим Суханов), лучшая мужская роль второго плана (Андрей Панин), лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа художника-постановщика (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги), лучший монтаж фильма (Наталья Кучеренко), лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов).
  • Фильм претендовал на премию «Ника» в одиннадцати номинациях (получил семь): лучший игровой фильм, лучшая режиссёрская работа (Андрей Прошкин), лучшая сценарная работа (Юрий Арабов), лучшая женская роль (Роза Хайруллина) — победа, лучшая мужская роль (Максим Суханов) — победа, лучшая музыка к фильму (Алексей Айги) — победа, лучшая операторская работа (Юрий Райский) — победа, лучшая работа звукорежиссёра (Максим Беловолов) — победа, лучшая работа художника (Сергей Февралёв) — победа, лучшая работа художника по костюмам (Наталья Иванова) — победа, «Открытие года» (Федот Львов).
  • Фестиваль русского кино в Тунисе — приз за лучшую операторскую работу — Юрию Райскому.
  • Национальная премия в области индустрии моды «Золотое веретено» в номинации «Искусство костюма в кино» — Наталье Ивановой («Орда»).

Обособление Золотой Орды


Золотая Орда во второй половине XIII века‍

С 1257 по 1266 годы Золотой Ордой правил брат Бату, хан Берке. Его правление связано с развитием культуры и экономики государства. По одной из версий, Берке был первым ханом, принявшим ислам. Религиозно-культурные связи помогли ему привлечь в Орду учёных, поэтов, ремесленников и купцов из Ирана, Египта и других мусульманских стран. Наладились торговые связи с европейскими и восточными государствами. В основанной Бату столице — Сарае — появились роскошные дворцы, мечети и караван-сараи.

Постепенно монголы и тюрки, составлявшие костяк Орды, переходили к оседлому образу жизни. У кочевых монголов не было собственной развитой культуры, они перенимали достижения цивилизации покорённых народов и постепенно смешивались с местным населением. Улус Джучи становился всё больше похож на феодальное государство, чем на орду кочевников. 

В 1269 году новый правитель Золотой Орды, Менгу-Тимур, вместе с ханами других улусов провозгласил независимость своих владений от Монгольской империи. С этого момента Золотая Орда официально стала самостоятельным государством. 

После смерти Менгу-Тимура в 1282 году в Орде наступил политический кризис. Темник Ногай, управляющий западными владениями Орды в районе Дуная, не подчинился власти нового хана. Позже он попытался заполучить полную власть над государством, но это ему не удалось. Тогда Орда раскололась на Волжскую и Дунайскую. Через 10 лет хан Тохта сумел разбить войска Ногая и восстановить целостность страны. 

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62020 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!  

Распад Золотой Орды

За год хан Тохтамыш навёл порядок в Орде, а после занялся вассалами. В 1382 году он напал на Москву и снова вынудил русские земли выплачивать дань. А затем пошёл войной на своего недавнего союзника Тамерлана. Это было ошибкой. Тамерлан нанёс Орде несколько жестоких поражений, уничтожил ряд поволжских городов (в том числе Сарай) и разграбил Крым. От этого удара Золотая Орда так и не смогла оправиться. 

Начавшийся во времена смуты распад государства продолжился с новой силой. К середине XV века Золотая Орда распалась. Из её состава вышли Сибирское, Узбекское, Казанское, Астраханское, Крымское, Казахское ханства и Ногайская Орда. Территория, подвластная хану, стала называться Большой Ордой. 


Распад Золотой Орды‍

Хан Большой Орды Ахмат попытался сохранить контроль над русскими землями, но безуспешно. Военное противостояние с московским князем  Иваном III в 1480 году, известное как «великое стояние на Угре» закончилось отступлением ордынцев, и Русь обрела независимость.  

Большая Орда прекратила своё существование в начале XVI века. Постепенно все территории бывшей Золотой Орды вошли в состав России.

Как возникла Золотая Орда

В конце XII — начале XIII веков монгольский полководец Тэмуджин (1155 или 1162–1227) завоевал огромные территории, от Японского моря на востоке до Каспийского моря на западе, и принял титул Чингисхан («хан великих»). Его сыновья продолжили завоевания, и вскоре Монгольская империя стала самым большим континентальным государством за всю историю человечества. Она объединяла Центральную Азию, Южную Сибирь, Китай, Тибет, Ближний Восток и часть восточной Европы.

 Незадолго до смерти Чингисхан разделил империю на улусы («страны») между сыновьями и завещал им покорить весь мир. Самые богатые территории на северо-востоке достались старшему сыну великого хана — Джучи. Его улус включал юг Восточно-Европейской равнины и западную часть Евразийской степи. Позже эта территория стала называться Золотой Ордой.  

Техническое описание

 Если не указано иное или не указано иное, информация, упомянутая в этом разделе, может быть подтверждена базой данных IMDb .

  • Режиссер: Янник Дахан , Бенджамин Роше
  • Сценарий: Янник Дахан , Бенджамин Роше, Стефан Мойсакис, Арно Борда
  • Оригинальная музыка: Кристофер Леннерц
  • Наборы: Жереми Стрелиски
  • Фотография: Жюльен Мерис
  • Монтаж: Дмитрий Амар
  • Производство: Рафаэль Роше
  • Бюджет: 2 000 000 
  • Формат: Цвет — 2,35: 1 — 35  мм
  • Язык: французский
  • Жанр: Зомби-фильм , ужасы , боевик , триллер
  • Продолжительность: 90 минут (киноверсия)  ; 101 минута (полная версия)
  • Дата выпуска :
    • Италия  :сентябрь 2009 г.( Венецианский кинофестиваль )
    • Франция  :10 февраля 2010 г.
  • Запрещено детям до 12 лет с предупреждением
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector