Фильм остров отзывы
Содержание:
Сюжет фильма «Остров»
На Севере России, в холодной глубинке у Белого моря, на незаселенном острове, находится маленький монастырь. Более 30 лет в нем живет и служит Богу отец Анатолий. Бог наградил его особым даром — прозорливостью. Монах знает, что в будущем ждет людей, которые к нему обращаются. Также по молитвам инока Бог исцеляет от болезней. Можно вполне назвать отца Анатолия старцем. И к этому старцу приезжают люди с разных уголков страны.
Отец Анатолий помогает им, но делает это не совсем обычно. Чтобы не возгордиться, монах притворяется келейником того самого старца, к которому все едут. Поэтому не говорит прибывшему к нему человеку все напрямую, а якобы идет совещаться со старцем.
Фильм «Остров» подробно показывает чудеса, которыми наполнена жизнь отца Анатолия. Старец отговаривает девушку, пришедшую за «благословением на аборт», от греха детоубийства. Страдающей вдове он дает надежду: ее муж не погиб на войне, а попал в плен и пребывает во Франции. Вместе с мальчиком Ваней на костылях и его мамой он молится о здравии. И чудо — Ваня начинает ходить сам. Бесноватую дочку адмирала он избавляет от тяжелой духовной болезни.
Очень аккуратно отец Анатолий обличает и братию монастыря. Фильм «Остров» подробно раскрывает характеры еще двух монахов, подвизающихся в обители.
Один инок, отец Иов, страшно завидует старцу Анатолию и его дару помогать людям. Как бы не старался монах Иов, Его молитву не принимает Господь. Вместо того, чтобы прямо указать на зависть и злобу брата, старец Анатолий спрашивает его: за что Каин убил Авеля?
Настоятель обители, отец Филарет, очень светлый и кроткий монах. Его сердце наполнено любовью и благодарностью. Но есть в нем один грех: игумен привязан к двум вещам: удобным кожаным сапогам (благословение владыки) и мягкому одеялу, купленному во время поездки в Грецию.
Во время пожара частично сгорела келья настоятеля, поэтому он временно переселился к отцу Анатолию. И старец решил избавиться от двух «бесов», мучающих отца Филарета. С легкой подачи юродивого Анатолия сапоги оказываются в топке, а одеяло — в море. Кроткий отец Филарет после такой выходки от искреннего сердца благодарит старца за облегчение.
Но в то время, пока никто не видит, монах Анатолий со слезами просит Бога о покаянии. В чем же каяться этому иноку? Фильм «Остров» начинается с истории убийства — молодой кочегар стреляет в адмирала. Оказывается, этот молодой кочегар — будущий старец. В 1942 году он якобы застрелил человека. А произошло это так. На судно с углем напали немцы. В лодке были только кочегар Анатолий и адмирал Тихон. Анатолий очень боялся смерти. Тогда в обмен на жизнь немцы предложили ему застрелить Тихона. В состоянии аффекта парень нажал на курок.
И с этим грузом на душе монах проживает более 30 лет, пока перед смертью не узнает, что адмирал Тихон выжил после выстрела и простил Анатолия за малодушие.
Старец знает о своей кончине. Он заблаговременно заказывает гроб, одевается в белую длинную рубашку и просит монаха Иова звонить в колокола — извещать о смерти отца Анатолия. Со словами покаяния он отходит ко Господу.
Оценки и влияние
По мнению протоиерея Михаила Дудко, «Сила воздействия на зрителей фильма Павла Лунгина велика, его художественные качества многими, в том числе церковными людьми, оцениваются весьма высоко». Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма».
Фильм повлиял на жизнь Петра Мамонова. После «Острова» его популярность резко возросла, его персоной заинтересовались многие люди, которые до этого вообще не знали о существовании такого артиста и его группы «Звуки Му». Когда фильм показали по федеральному каналу «Россия», зрительский рейтинг поднялся до 41 %, что сопоставимо с новогодними обращениями президента.
Возникшую в те годы эйфорию вокруг Мамонова хорошо описал приближенный к нему музыкальный критик Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал».
На волне успеха режиссёр Павел Лунгин позвал артиста в следующий свой фильм «Царь» (2009) играть главную роль царя Ивана IV Грозного.
Создание фильма
Колокольня
Баржа
Церковь
Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было четыре экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»
Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Островом стал полуостров, соединённый с материком небольшим перешейком. Башню преобразили в колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».
По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок.
Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены отсняли на Волге, под Дубной; по словам директора картины Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве.
В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал:
Смысл фильма
На самом деле, трудно найти двух людей, которые бы одинаково поняли и восприняли эту картину. «Остров» Лунгина – это история о преступлении, раскаянии и поиске прощения через веру и служение Господу. Главный герой даже через несколько десятилетий не может нормально жить из-за совершенного когда-то греха. Но это только один из смысловых пластов фильма.
В фильме показано несколько историй. Центральная – судьба отца Анатолия. Если сравнивать ее с житием традиционных святых, то она начинается не с мелодрамы, а, скорее, заканчивается ею. Начало его истории – настоящая трагедия или драма. Мелодраматический момент нарастает по мере развития сюжета, а апогея он достигает в момент появления в монастыре его бывшего товарища с дочерью.
Образ старца Анатолия – символ человека, проходящего сложную духовную эволюцию. От слабого человека, способного на предательство под давлением обстоятельств, к личности, которая своей верой исцеляет страждущих и может спасти себя самого.
Внутри центральной сюжетной линии зритель встречается с множеством мелких мелодрам. Это судьбы людей, которые приходят к старцу за советом или помощью.
Это история беременной девушки, матери больного сына, женщины, потерявшей мужа на войне, дочери Тихона. Они не рассказываются подробно, а лишь вырисовываются общими мазками. Мы узнаем лишь настоящее этих героев, а об их прошлом можем только догадываться. Возможно, что некоторые из этих эпизодов и кажутся «плоскими», но едва ли стоит к ним стоит подходить с точки зрения психологической или исторической достоверности. По сути, это притчи, в которых зрители должны узнать самих себя.
Многие зрители «покупаются» на церковный антураж «Острова», хотя религия и церковь в нем – скорее, площадка для сюжета. В фильме хорошо заметна ирония в отношении православной церкви. Можно сказать, что «Остров» – фильм духовный, религиозный, но не церковный.
Настоятель монастыря и его казначей, роли которых блестяще сыграли Дмитрий Дюжев и Виктор Сухоруков, предстают перед зрителем функционерами и управленцами, далекими от веры. В фильме показаны настоящие мотивы этих людей, тщеславие и зависть, которые лежат в основе их поступков. Все эксцентричные поступки Анатолия – попытки направить их на путь истинный. Сам главный герой далек от гордыни и тщеславия, он даже исцеляет людей не от своего имени.
Картина Павла Лунгина полна символизма. Ее центральные символы – это огонь и истопник, которым работает главный герой. Огонь очищает, несет надежду, а свет, порождающий им, разгоняет тьму.
Фильм Остров, сюжет
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немцы захватывают советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар Анатолий. Оба попытались спрятаться в угле, но немцы находят последнего. Анатолий соглашается сдаться в плен. Немцы спрашивали у Анатолия по-немецки где его капитан, но не смотря на то, что по-немецки он не понимал, всё же он сам выдал Тихона. Фашисты ставят обоих у борта с намерением расстрелять, Анатолий начал рыдать, умоляя сохранить ему жизнь. Тогда немецкий офицер предлагает Анатолию спасти свою жизнь, застрелив своего товарища. Анатолий стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют Анатолия, но заминированный ими корабль взрывается. Монахи подбирают на берегу безжизненное тело.
Действие переносится в 1976 год. Анатолий, значительно изменившийся из-за возраста, трудится в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. Теперь он — отец Анатолий. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладал даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают, он молится отдельно от всех них, опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе не понимающих — отец Иов, завидующий отцу Анатолию за его дар. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова. Однако, несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.
Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.
Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Смерть старца представлена в аллегорической форме: Анатолий ложится в гроб, принесённый Иовом специально для Анатолия, и просит Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монахи везут в лодке на его остров.
Концовка и скрытый смысл
Чем же закончился фильм Остров? К Анатолию приезжает видный адмирал со своей дочерью. Мужчина просит старца помочь в спасении души девочки. В просящем Анатолий узнает Тихона. Оказалось, что мужчина не умер от выстрела на барже, а лишь получил ранение. Тихон сообщает Анатолю, что не держит на него зла и давно простил. Теперь старик может умереть со спокойной душой.
Несмотря на кажущуюся простоту, смысл фильма Остров лежит не на поверхности. Перед нами философская притча о поиске прощения через служение Богу. Но Анатолий своим примером доказывает, что найти Бога можно и без показных молитв в храме. Для этого ему не требуются церковные наряды, кресты и комфорт. Он ходит в обносках, измазывается сажей и живет в котельной. В отличие от настоятеля и монаха Ива, Анатолий не зависит от материальных ценностей. При этом к своим «врагам» главный герой проявляет любовь, пусть и делает это неординарным для монахов способом. Своим примером Анатолий меняет людей вокруг себя.
Но в первую очередь Павел Лунгин создает историю о прощении. Перед нами человек, который раскаивается в совершенном грехе даже спустя десятилетия. Отец Анатолий, который помог стольким людям, не способен обрести покой даже в старости. Он регулярно уплывает от церковников на удаленный остров, где молится о прощении в полном одиночестве. И лишь после прощения со стороны Тихона Анатоль обретает покой. Главный герой умирает. И хоронят его по просьбе в обычном ящике из котельной.
Второстепенные роли блистательно исполнили:
- Виктор Сухоруков
- Дмитрий Дюжев
- Юрий Кузнецов
Павел Лунгин снял свой лучший фильм, превзойти который уже не смог. Даже историческая драма «Царь» уступает «Острову» как по форме, так и по содержанию. Здесь сошлись все факторы: опыт режиссер, харизма и талант актер, глубина сюжета и поэтичность природных локаций удаленного остова.
Фильм «Остров» и его духовные уроки
- Настоящие старцы скрывают свои духовные дарования, чтобы не впасть в гордыню.
- Бог всемилостив, он готов простить даже самые тяжелые грехи, если человек кается от всей души.
- Не стоит обличать брата, если он ведет себя непонятно. Только Богу известно, что у этого человека на душе.
- Молящийся с верою и дерзновением получает просимое.
- Если обидел брата, сразу же попроси у него прощение. Если нет возможности, моли Бога о прощении.
- Человек создан для вечной жизни, поэтому не стоит привязываться к материальному.
- Умирать не страшно. Страшно предстать пред Богом во смраде грехов.
Предлагаем вам посмотреть фильм «Остров» или хотя бы его самые яркие моменты:
https://youtube.com/watch?v=uOn5CIT20Ac
В чем секрет успеха фильма?
Казалось бы, сценарий фильма полон клише, но это нивелируется прекрасной операторской работой, точным выбором места съемок. Пейзажи русского Севера в «Острове» завораживают. Они буквально кричат о суровости, кротости и благодати. Самоумаление героев не выглядит здесь натужно или искусственно – среди этих пространств иное поведение невозможно.
Прекрасным режиссерским решением является лаконичность диалогов в фильме. Такая немногословность в устах героев картины выглядит чрезвычайно органично.
Однако решающий фактор успеха фильма – блестящая игра актеров. Это относится ко всему составу, задействованному в «Острове», но особенно подкупает работа Мамонова. Без преувеличения можно сказать, что Лунгин нашел наиболее подходящую кандидатуру на эту роль. Что в других устах звучало бы фальшиво или пошло, в его исполнении кажется естественным и понятным. Такого эффекта можно добиться только в случае, если те или иные реплики или поступки на экране оплачены внутренним опытом актера. Мамонов сам пережил сложную духовную трансформацию, пройдя путь от рокера до отшельника и глубоко верующего человека.
Фильм «Остров» – значительное событие в новейшей истории российского кино. Картина способна изменить сознание зрителя и его взгляд на мир. Она говорит ему об истинной духовности, которую нужно искать не в храмах или монастырях, а в человеческом сердце.
Остров
Во время Великой Отечественной войны немцы захватывают угольную баржу где-то у берегов Белого моря. Матрос Анатолий под угрозой смерти предает и убивает своего командира, капитана корабля Тихона. Несмотря на это, немцы взрывают баржу и оставляют Анатолия умирать в море. Выжившего Анатолия мы находим через четверть века иноком при монастыре. Постаревший до неузнаваемости Анатолий трудится истопником. Он спит на углях в котельной, молится отдельно от всех и распевает во все горло песни.
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru
Отец Иов не принимает и не понимает подход Анатолия к вере и жизни. Будучи человеком строгих нравов, он постоянно жалуется на старца кроткому и покладистому отцу Филарету – настоятелю монастыря. Анатолий обладает даром предвидеть будущее и исцелять людей. Они приезжают к нему издалека, выстраиваются в очередь у дверей котельной, на самом берегу острова. Он хоть и ведет себя с ними грубо, но помогает и наставляет на верный путь.
Под маской баламута и грубияна старец Анатолий прячет свои глубокие переживания об ошибках прошлого. В одиночестве он кается, взывая к небу, умоляя о прощении.
До «Острова» Павел Лунгин снял несколько неоднозначных работ, вызвавших смешанные чувства как у зрителей, так и у кинокритиков. Его обращение к религиозной тематике было встречено с настороженностью. Несмотря на это, картина заслужила похвалы в первую очередь за стилистику съемки и удивительную работу актеров. Прозрачный сюжет картины только укрепляет эстетическую целостность. Вопросы религии в фильме подняты с точки зрения основных постулатов христианства, таких как всепрощение, любовь и смирение, а не частных канонических надстроек.
Как признается Лунгин, сценарий фильма попал к нему в руки случайно. Его автор Дмитрий Соболев, на тот момент еще не окончивший ВГИК, сумел создать продуманный и многослойный сюжет, который сразу заинтересовал мастера.
За роль старца Анатолия Петр Мамонов получил премии «Золотой орел» и «Ника». Образ отстраненного, не понятого окружающими юродивого не раз встречается в творчестве Мамонова. Таким он предстает еще совсем молодым со сцены в составе группы «Звуки Му». Таким позже появится в «Царе» того же Лунгина и «Шапито-шоу» Сергея Лобана.
На вопрос о конфессиональной направленности фильма Мамонов ответил: «Нет такого понятия – православное кино. Есть кино и некино».
«Остров» получил шесть «Золотых орлов» и шесть премий Национальной академии кинематографических искусств. Среди них награды в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль первого плана» (Петр Мамонов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков) и «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно). В 2006 году картина закрывала 63-й Венецианский фестиваль.
Актёры фильма «Остров»
Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.
Пётр Мамонов
Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Алексей Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Алексея Ивановича Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.
Отец Алексей Иванович Гурьянов
Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.
По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.
Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)
На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.
Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).
Филарет и Иов
Описание истории
Предлагаем кратко вспомнить сюжет фильма Остров. Действия переносятся в годы Великой Отечественной войны. Вся страна пребывает в упадке. Тихон и кочегар – два лучших друга. В столь непростое время мужчины служат на угольной барже. Но однажды их судно было замечено немцами. Тихона и кочегара берут в плен. И если Тихон не демонстрирует перед вражескими солдатами страха, то кочегар сразу же начинает умолять о пощаде. Немцы пользуются трусостью кочегара и предлагают ему спастись. Для этого кочегар должен собственноручно застрелить Тихона. Кочегар соглашается.
Проходит 35 лет. Кочегар постарел и взял имя Анатолий. В годы войны его спасли монахи. С тех пор Анатолий посвящает жизнь служению Богу. Никто не подозревает о его темном прошлом. Для местных он давно стал мудрым старцем, к которому всегда можно обратиться за помощью. Но если прихожане видят в Анатолии целителя, то монахи считают «коллегу» юродивым нарушителем церковного порядка. Анатолий не молится в храме, ведет себя вызывающе и нарушает общественный порядок. Между старцем и монахом Ивом образуется конфликт.