1811,история создания «ивана сусанина» кратко

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Сюжет оперы «Иван Сусанин» по действиям

«Иван Сусанин» опера краткое содержание произведения по действиям:

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению.

Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков. Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход. Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца.

Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

Интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы «Тоска» и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.

Третье действие

Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.

Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.

Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков. Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»

Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».

Короткий пересказ «Иван Сусанин»

Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.

Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Это интересно: «Паяцы» – опера Р. Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Краткое содержание «Паяцы» можно прочитать на нашем сайте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.

Популярные сегодня пересказы

  • В стране вечных каникул — краткое содержание повести Алексина В произведении «В стране вечных каникул» идет речь о маленьком ленивце, который ничего не делал и был еще тем лентяем. Рассказ начинается с того, что Петя дождался зимних каникул и решил хорошенько отдохнуть.
  • Цветаева Цветаева родилась в Москве. Родилась Марина 1892 года в полночь. Ее семья была достаточно обеспеченной. Мать прирожденный пианист, очень творческий человек. Она всегда видела в детях светлое
  • Смерть на Ниле — краткое содержание романа Кристи «Смерть на Ниле» — одно из наиболее известных произведений Агаты Кристи, которую часто называют «королевой детектива». Вместе со своим вторым мужем, археологом, писательница часто ездила на раскопки на Ближний восток
  • Станционный смотритель — краткое содержание повести Пушкина Размышляя о превратностях судьбы станционных смотрителей, рассказчик повести пребывает на небольшую станцию. Там он знакомится с ее начальником Самсоном Выриным, еще не старым крепким мужчиной

Культ Сусанина

Прославление подвига Сусанина как верноподданнического началось ещё при Екатерине II. После её визита в Кострому в 1767 году Сусанин упоминается как спаситель Михаила — основателя династии Романовых. Именно в таком ракурсе был описан подвиг Сусанина костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице.

В 1812 году историк и публицист Сергей Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность другому историку, Николаю Костомарову, язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь так писал о современном ему мифе вокруг подвига Сусанина: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

При Николае I прославление подвига простого крестьянина достигает апогея: так идеально он вписывался в идеологию! Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими.

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землёй царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Напишите пожалуйста либретто к опере Иван Сусанин кратко

ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогомНовый текст С. ГородецкогоДействующие лица:Иван Сусанин, крестьянин села Домнино………………………………………………………басАнтонида, его дочь …………………………………………………………………………………сопраноВаня, приемный сын Сусанина …………………………………………………………….контральтоБогдан Собинин, ополченец,жених Антониды……………………………….. ……………………………………………………….тенорРусский воин ………………………………………………………………………………………………..басПольский гонец…………………………………………………………………………………………..тенорСигизмунд, король польский ………………………………………………………………………..басХоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.Балет польских панов и паненок. Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москвена Красной площади Краткое содержание Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Новые приключения Ивана Сусанина

Справедливости ради надо сказать, что это была не первая попытка возродить оперу Глинки на советской сцене.

В 20-е годы в периферийных театрах шёл спектакль «Серп и молот», действие которого происходило в Гражданскую войну. На сцене Одесского оперного в этом спектакле в партии Вани выступала молодая Мария Петровна Максакова. Но то были авангардные 20-е, а для монументальных 30-х нужны были другие решения.

Поэту Сергею Городецкому было заказано новое либретто (где слово «царь» не употребляется ни разу), а подготовку спектакля курировал сам И. В. Сталин, регулярно пугавший дирижёра Самуила Самосуда звонками, в которых осведомлялся о ходе репетиционного процесса.

Титульная страница клавира оперы

Да, конечно, у Городецкого перед Розеном была серьёзная фора — русский был его родным языком. Но не могу сказать, что он сумел с толком воспользоваться этим преимуществом.

Во-первых, в авторской версии оперы был довольно-таки связный сюжет. Ведь что, вообще говоря, сделал Иван Сусанин? (Я сейчас не касаюсь вопроса, существовал ли он в действительности

Это совершенно не важно, как, например, и то, существовал ли реальный Иисус Христос.)

Он обезвредил банду поляков, собиравшихся, как бы сейчас выразились, «произвести террористический акт» — убить только что избранного царя Михаила Фёдоровича Романова. В «сталинской» версии действие оперы было сдвинуто на полгода раньше и Сусанин утопил в болоте уже не банду, а целую польскую армию, которая требовала вести её на Москву.

В итоге идиотизм достиг буквально галактических масштабов, ибо в 1613 г. между Варшавой и Москвой уже имелась столбовая дорога, которая ни в коем случае не проходила через костромскую деревню Домнино. Кроме того, избрание царя было важным для фабулы произведения событием. В первом акте Глинка показывает реакцию на это известие русских, во втором — поляков. Реакции, прямо скажем, противоположные и дающие почву дальнейшему развитию интриги. Написанные Городецким рыхлые разговоры об ополчении Минина и Пожарского никоим образом не компенсируют отсутствие этого события.

В итоге получилась очередная советская агитка и фальшивка, а Сусанин из этой версии оперы стал героем многочисленных анекдотов. Плохо и то, что Городецкий подверг оперу некоторым сокращениям.

Российская империя

Посещение Екатериной II Костромы в 1767 году положило начало официальной традиции: Сусанин был объявлен спасителем рода Романовых. В работе Афанасия Михайловича Щекатова его представили как спасителя царя, а Михаил Иванович Глинка олицетворял его образ с народным мужеством и героизмом. Стоит отметить, что русский композитор не использовал никакие исторические данные, чем воспользовался Н. И. Костомаров, обозвав историю о старосте «анекдотом», который стал фактом. В книгах по истории староста представляется как спаситель родины.

Наибольший интерес к подвигу был проявлен во времена правления Николая I. Образ Сусанина в это время стал символом всей проводимой политики. Ему посвящали литературные работы. Его героический поступок идеально соответствовал государственной идеологии Российской империи. Помимо этого, образ Сусанина был необходим для поднятия боевого духа в период, когда Царство Польское восстало против империи.

Гоголь писал о том, что правление рода Романовых началось идеально — с подвига любви. В 1831 году центральная площадь Костромы была названа в честь старосты. Указ был подписан лично Николаем I. Там же был воздвигнут памятник.

Конечно, сусанинский культ имел и неприятелей, причем неприязнь выражалась в крайних формах. Во время правления Александра II пересмотрены были многие положения и ценности эпохи Николая I, это касалось и культа Сусанина. Общепринятую версию подвига впервые критиковали и осмеивали публично.

Первым открыто высказался Н. И. Костомаров, написав статью «Иван Сусанин». Работа была опубликована весной 1862 года в «Отечественных записках». Сомнения касались не столько личности и характеристик Ивана Сусанина, сколько его подвига. Профессор писал, что старик был действительно жертвой, но не поляков и литовцев, а обыкновенных разбойников, которые бродили по деревням и мучили людей. То, что он погиб за Михаила Романова, очень сомнительно. Также профессор писал, что зять старосты решил воспользоваться моментом и выпросил себе обельную грамоту.

Скотина или нет?

Многие, в самом деле, были сбиты с толку заголовком, а также гражданственной озабоченностью главного героя. Владимир Стасов, например, неодобрительно относился к «Жизни за царя», считая эту оперу порождением николаевского официоза. Даже где-то выразился, что, мол, Сусанин выведен скотина скотиной.

Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Сусанина. Петербург, 1870-е годы

Да, Глинка не приукрашивает своего героя: обычный мужик с запудренными мозгами. Если абстрагироваться от того, что знаешь, чем всё кончится, и смотреть/слушать, как в первый раз, то поначалу даже неприятный: дочку замуж не пускает — нудит что-то по поводу политической нестабильности.

При этом Глинка совершенно не изображает Сусанина героем. У него не было выбора. Что он мог сделать? Отвести поляков, куда они просили? И что? Отказаться? И что? Нет, это опера о зыбкости человеческого бытия, о маленьком человеке, которому холодно, одиноко и страшно умирать. Не пойми за что.

В итоге герой получился неказистый — совершенно неоперный (страшно эпатажный, если вдуматься) — но при этом живой. И композитор по-настоящему был увлечён его судьбой. Известно, что в своих личных записях он называл его не иначе как И. Сус.

Произведение Глинки ставит ряд неразрешимых и неоднозначных вопросов. Например, в финале оперы на фоне народного торжества фигуры Антониды, Вани и Собинина выделяются своей скорбью и неприкаянностью. Их личная трагедия никак не может быть сглажена всеобщим ликованием. И невольно возникает вопрос: а стоило ли оно того? Не случайно в советских постановках эта сцена всегда подвергалась сокращениям.

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Лейбл звукозаписи и каталожный номер Либреттист Примечания
, Хор и оркестр Большого театра Александр Мелик-Пашаев, Василий Небольсин Сусанин — Максим Михайлов, Антонида — Наталья Шпиллер, Собинин — Георгий Нэлепп, Ваня — Елизавета Антонова 020813-56, Д-0373-80 Городецкий С сокращениями
1954 Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Милан) Альфредо Симонетто Сусанин — Борис Христов, Антонида — Вирджиния Зеани, Собинин — Джузеппе Кампора, Ваня — Анна Мария Рота, Сигизмунд — Эральдо Кода, Гонец — Гульельмо Фаццини Unique Opera Records Corporation, UORC 334 (издание 1977 г.) На итальянском, с сокращениями
1955 Оркестр Белградской национальной оперы, хор Югославской народной армии Оскар Данон Сусанин — Мирослав Чангалович, Антонида — Мария Гласевич, Собинин — Драго Старч, Ваня — Милица Миладинович, Сигизмунд — Владета Димитриевич, Русский солдат — Иван Мургашки, Гонец — Неголюб Грубач Decca, LXT 5173-5176 (издание 1956 г.) Городецкий С сокращениями
1957 Хор Белградской национальной оперы, оркестр Общества концертов Парижской консерватории Игорь Маркевич Сусанин — Борис Христов, Антонида — Тереза Штих-Рэндалл, Ваня — Мелания Бугаринович, Собинин — Николай Гедда HMV, ALP 1613—1615 (издание 1959 г.), Capitol-EMI, GCR 7163 (издание 1959 г.) Розен
1960 Хор и оркестр Большого театра Борис Хайкин Сусанин — Иван Петров, Антонида — Вера Фирсова, Собинин — Николай Гресь, Ваня — Валентина Клепацкая, Гонец — Владимир Валайтис, Сигизмунд — Георгий Панков, Русский воин — А. Мишутин Д-08381-8 (издание 1961 г.), Мелодия, Д-O16377-82 (издание 1965 г.) Городецкий С сокращениями
1974 Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Турин) Ежи Семкув Сусанин — Борис Христов, Антонида — Маргерита Ринальди, Собинин — Йон Писо, Ваня — Виорика Кортез, Сигизмунд — Джеймс Лумис, Гонец — Фердинандо Якопуччи Omega Opera Archive, 2570 На итальянском
1979 Хор и оркестр Большого театра Марк Эрмлер Сусанин — Евгений Нестеренко, Антонида — Бэла Руденко, Собинин — Владимир Щербаков, Ваня — Тамара Синявская Мелодия, C10-14103-10 (издание 1980 г.), MEL CD 10 01336 Городецкий С сокращениями
1986 Хор и оркестр Софийской национальной оперы Иван Маринов Сусанин — Никола Гюзелев, Антонида —Елена Стоянова, Собинин — Румен Дойков Capriccio, 10 783-5 Городецкий
1986 ? Хор и оркестр Большого театра Марк Эрмлер Сусанин — Александр Ведерников, Антонида — Лидия Ковалева, Собинин — Евгений Шапин, Ваня — Валентина Левко, Сигизмунд — Сергей Архипов, Русский солдат — Константин Басков, Гонец — Владислав Пашинский Мелодия, С10 24453-60 (издание 1987 г.) Городецкий
1989 Хор Софийской национальной оперы, Софийский фестивальный оркестр Эмил Чакыров Иван Сусанин — Борис Мартинович, Антонида — Александрина Пендачанска, Собинин — Крис Меррит, Ваня — Стефания Точиска Sony Classical, 40-46487 (издание 1991 г.) Розен Записано в Зале 1 Национального дворца культуры, София. 9-15 сентября 1989

История

История композиции

Сюжет « Жизни за царя» использовался ранее, в 1815 году, когда итальянско-русский композитор Каттерино Кавос написал двухактный зингшпиль на ту же тему и название. Первоначальное название оперы должно было быть « Иван Сусанин» в честь героя, но, когда Николай I присутствовал на репетиции, Глинка в качестве снисходительного жеста изменил название на «Жизнь за царя» . Этот титул сохранился в Российской Империи .

В 1924 году, при новом советском режиме, он появился под названием « Серп и молот» , но производство не увенчалось успехом и было отложено. 26 февраля 1939 года он снова появился под тем названием, которое изначально выбрал Глинка, « Иван Сусанин» .

Глинка и писатели, с которыми он был связан, выбрали в лице Сусанина героя русского национализма, хорошо подходящего к настроениям того времени. Опера сразу же получила большой успех и стала обязательной открывающей сезон в Императорских русских оперных театрах

«Жизнь за царя» занимает важное место в русском музыкальном театре как первая отечественная опера, занявшая постоянное место в репертуаре. Это была одна из первых русских опер, получивших известность за пределами России.

История выступлений

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года в Санкт-Петербурге под управлением Каттерино Кавоса по декорациям Андреаса Роллера . Через несколько лет состоялась его премьера в Москве 7 сентября (по ) 1842 года в новой постановке со сценами Серкова и Шеньяна.

Федор Шаляпин в роли Сусанина

Федор Шаляпин в роли Сусанина

Опера Глинки широко использовалась во время празднования 300-летия Романовых в 1913 году. Она была поставлена ​​в гала-спектакле в Мариинском театре. В школах, полках и самодеятельных ансамблях по всей имперской России были поставлены спектакли « Жизнь за царя». В брошюрах и газетах напечатали историю Сусанина « до тошноты », а в одной газете рассказывалось, как Сусанин показал каждому солдату, как выполнять свою клятву государю. Образ крестьянина XVII века заметно выделяется у подножия памятника Романовым в Костроме , где женское олицетворение России благословляет преклонившего колени Сусанина. В Костроме царю Николаю II даже представили группу потемкинских крестьян, которые утверждали, что являются потомками Сусанина.

История публикации

  • 1857 г., фортепиано с вокальной партией , как » Жизнь за царя» , Стелловский , Санкт-Петербург
  • 1881, партитура, как » Жизнь за царя» , Стелловский, Санкт-Петербург
  • 1907 г., новая редакция Римского-Корсакова и Глазунова , Беляева , Лейпцига
  • 1942, как Иван Сусанин , Музгиз
  • 1949, Иван Сусанин , Музгиз
  • 1953, как Иван Сусанин , Музгиз

Приборы

Опера написана для двух флейт, двух гобоев (второй гобой, удваивающий английский рожок), двух кларнетов (си-бемоль и ля), двух фаготов, четырех валторн, двух натуральных труб кларино , трех тромбонов, офиклеида, литавр, колокольчиков, арфы, струнные, а также два духовых оркестра за сценой или концертные оркестры , кларнет за сценой в ля, хроматическая (клапанная) труба за сценой, барабан за сценой, колокола за сценой. Некоторые произведения также озвучены для всего оркестра, включая танцевальные части. Финальная пьеса, еще одна популярная композиция, играемая на патриотических концертах и ​​других мероприятиях, также может быть аранжирована для полноценного военного оркестра или концертного оркестра с колокольчиками и хроматическими трубами, а также для балалайки и баянского аккордеона, как это слышно в нескольких кавер-версиях.

Поляки идут!

Увертюра — как и полагается настоящей увертюре — написана в сонатной форме. После нескольких напряжённых аккордов оркестра деревянные духовые излагают печальную мелодию — это тема рассказа Вани из эпилога. Ваня там будет рассказывать о гибели Сусанина — то есть Глинка как бы начинает своё повествование с конца.

“Иван Сусанин” в постановке 1939 года в Большом театре

Плавное и умиротворённое затихание этой темы прерывается чужеродными и неуютными репликами тромбонов (вообще говоря, тяжёлую медь Глинка в своей партитуре использует главным образом для характеристики поляков).

И наконец, после грандиозного крещендо (от pp до ff за восемь тактов) с истеричными, перехлёстывающими через край взвизгиваниями скрипок начинается превосходная главная тема, слегка танцевального характера. Даже не знаю, чего в ней больше: холодной враждебности или утончённого изящества.

Второе её проведение намного более агрессивное и грозное. Эта тема появится в опере в концовке третьего действия — после того как Сусанина уведут поляки. Если необходимо вешать ярлыки, то её можно было бы назвать «темой беды». Побочная партия представлена мелодией песни Вани из третьего действия — простенькой, но ничуть не менее обаятельной.

Разработка построена на главной теме, которая «гуляет по тональностям», как будто ищет какую-то лазейку и, не найдя её, возвращается в своё первоначальное состояние, что знаменует начало репризы. После скромного проведения побочной темы вновь возвращается главная. Но на этот раз она натыкается на глухую стену тихих аккордов струнных, и увязает в этом почти что безмолвии, из которого вырастает кода.

В коде тема главной партии преображается и становится мажорной, торжественной и радостной. Можно вспомнить эволюцию темы судьбы в Пятой симфонии Чайковского.

Эта музыка призвана поражать и изумлять — настоящая музыка! Полагаю, Пушкин пришёл в состояние восторга ещё до поднятия занавеса.

Антон Гопко, ЕЖЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector