История создания романа «обломов» гончарова
Содержание:
Обломов. Краткое содержание. Часть 1
Все произведение разбито на главы, краткое содержание которых поможет понять основную идею романа.
Главы 1-2
Главный герой Илья Ильич Обломов был потомственным дворянином. В самом начале автор описывает нам жилье и характер персонажа. Он живет в бардаке, грязи и суматохе. Ничто не заботит дворянина, он лежит целый день в постели и не шевелится. Подзывает к себе своего слугу, которого звали Захар, и они оба рассуждают о том, что нужно уезжать из Петербурга и покидать квартиру.На утро к Илье Ильичу приходят в гости знакомые — Пенкин, Судьбинский и Волков. Каждый по очереди пытается сдвинуть того с дивана, но у них ничего не выходит. После прихода Алексеева Обломов чуть-чуть разговорился и сообщил ему о проблеме. Илье пришло письмо от старосты поместья, в котором значилось, что у главного персонажа появилась задолженность размером в 2 тысячи рублей.
Илья Обломов и Агафья Пшеницына. Художник Л. Красовский
Главы 3-4
Вдруг в дверь звонит Тарантьев и тоже присоединяется к разговору. Друзья всячески пытаются вывести приятеля из, казалось бы, вечной депрессии, но безрезультатно.Тарантьев говорит, что староста, написавший письмо и требовавший денег, — мошенник, и пора бы его сменить, перед тем позвонив губернатору. Тарантьев уговаривает съехать жить к тетушке на Выборгскую.
Глава 5
Писатель рассказывает о жизненной истории Обломова. Главный герой жил много лет в Петербурге, и считается истинным дворянином. В юности он был очень активным парнем, но с возрастом затухал. Родители давно умерли, и он получил в наследство небольшой участок. Он очень трепетно относился к своей службе, частенько оставаясь на ней подолгу. Нес службу он почти два с половиной года, но где-то напортачил с документами, и сам написал приказ на увольнение. Вскоре барин совсем разленился, выгнал всех слуг, перестал общаться с приятелями и не искал любовниц. Лишь изредка Штольцу Андрею Ивановичу, другу детства, удавалось навещать его и выводить в массы.
Главы 6-7
Обломов был парень очень наивный: всегда была возможность развести его и обмануть. Он считал учебу пыткой, но увлекался поэзией. Не любил перемены и путешествия. Самая длинная поездка была в Москву, когда тот уезжал из родного поселка.Слуга Захар был труслив и неуклюж, очень любил и уважал барина, но иногда позволял себе распускать нелепые слухи про хозяина.
Глава 8
Писатель вновь переносит нас в настоящее. Обломов наконец просыпается и встает с кровати. Завтракает и пишет письмо губернатору. Но получается это не очень хорошо, поэтому он рвет письмо. Захар вновь заводит разговор о переезде, но Обломов ничего менять не хочет, и просит, чтобы слуга договорился о квартире как можно скорее. Возникает ссора со слугой, парень ложится спать.
Илья Обломов и Ольга Ильинская. художник В. А. Табурин
Глава 9. Сон Обломова
Главному герою снится беззаботное детство, проходящее в поместье Обломовка, которое он так любил. Он вспоминает всех слуг, родственников и друзей, с которыми он проводил большое количество времени. Вспоминает он и пансион, в котором учился. Училище абсолютно ничему не научило, ведь родная деревня Обломовка была совсем рядом, и постоянно туда что-то манило.
Главы 10-11
Захар ушел на улицу и начал жаловаться о своем хозяине дворнику и кучеру. Но когда кучер начал оскорблять Обломова, слуга начал защищать его, испытывая негодование от того, что кто-то смеет говорить плохо о его барине. Вернувшись домой, Захар принимается будить Обломова, но тот категорически не хочет вставать. В комнату зашел Штольц.
Приезд Штольца. Художник Л. Красовский
Образование Обломова
Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.
Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.
Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.
Испытание любовью
Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.
Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.
Получение высшего образования и дебютные издания
А затем в Московском университете, в атмосфере интеллектуальной свободы и оживленных дискуссий, дух Гончарова процветал. Иван Алексеевич во время обучения знакомится с некоторыми ведущими умами своей эпохи, но не вступает ни в один из студенческих кружков, которые были полны веры в идеалы философии немецкого романтизма.
Гончаров остался равнодушным к идеям политических и социальных перемен, которые набирали популярность в то время. Основным его занятием становится чтение и перевод. В 1832 году были опубликованы две главы из произведения Эжена Сю, которые перевел Иван Алексеевич. Это стало его дебютным изданием.
Источники вдохновения для автора
Гончаров признается, что в портрете главного героя романа есть и автобиографические черты. Он и сам был не прочь предаться безмятежному покою, порождающему вдохновение и идеи для творчества. Большую часть кругосветного путешествия автор провел в каюте на диване. В дружеском кругу у Гончарова было второе имя — «принц де Лень».
К созданию же самого романа Ивана Гончарова подтолкнули высказывания литературного критика Белинского и его мнение относительно первой работы — «Обыкновенной истории». В заметке про русскую литературу того времени, он детально разобрал образ «лишнего человека», дворянина-романтика, старающегося занять особое положение в жизни. Но для Белинского такие романтики оказываются бездельниками: ленивыми и апатичными. Критик желал разоблачения для таких героев. Создавая Илью Обломова, Гончаров пользовался характерными чертами, указанными Белинским при разборе его первого романа.
Жизненный путь Обломова — обычный сценарий для провинциального дворянства 1840-х. Они приезжали в Москву и оказывались «за бортом» общественной жизни. Однообразие, одинаковые служебные обязанности изо дня в день оказались для Обломова непосильными. Он предпочел лежать на диване, ни на что не надеясь, ни к чему не стремясь. Несовершенство общества, по мнению автора, стало причиной его «Лихой болести». Обломов и лирики, подобные ему, чувствовали себя лишними. Решимость быстро овладевает ими, но также быстро они возвращаются в сонное состояние.
«Обломов» создан Гончаровым за 12 лет, закончен в 1858-м и прошел вместе с автором нелегкий творческий путь. Вскоре отменят крепостное право, приведя патриархальный строй России к кризису. В газете «Правда» будет посвящена статья Гончарову в честь его 125-летней годовщины. В ней упомянут созданного им «Обломова» как манифест, призывающий к борьбе с застоявшимся и закостенелым укладом жизни. Гончаров предложил своим читателям хорошо подумать и решить, какой путь они выберут: полное пустых мечтаний существование или стремление к движению вперед и прогрессу.
Главные герои[править]
Говорящее имя — неговорящих имён в романе, похоже, попросту нет. Начиная с главгероя (в просторечии XIX века «облом» — увалень, неуклюжий человек; более позднее значение — «полная неудача» — уже скорее производное, причём ведущее происхождение как бы не от этого романа) и его друга Штольца («гордец» по-немецки) — и кончая эпизодическим журналистом Пенкиным (таким же поверхностным и легковесным, как и пена, от которой происходит его фамилия).
- Илья Ильич Обломов — главный герой. Страдает ленью и апатией к происходящему вокруг и сам это с грустью признаёт, но ничего с собой поделать не может. По словам Штольца, умен, хотя почему-то не видно. Страшно наивен, но при этом добросердечен и мягок. В целом Хороший парень, хотя некоторыми своими действиями, как письмо Ольге и третирование Захара порой не за дело (в целом, всё-таки за дело), немного смахивает на козла с золотым сердцем.
- Обрусевший немец Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова, совершенно на него не похожий почти абсолютно во всём (Стрекоза и муравей, Чувствительный парень и брутальный мужик), за исключением доброты своих намерений. Старается вытянуть Обломова из обломовщины, но в самый ответственный момент куда-то уезжает. Интересно, что Штольц тоже говорящее имя, оно в переводе с немецкого означает «Гордый», и гордиться ему есть за что. По утверждению самого автора, он хотел написать идеального героя, за что может подвергаться критике; к счастью, Штольц персонаж не центральный. Также критиковался славянофилами за излишний рационализм. Уличный мальчишка в детстве и юности.
Ольга Ильинская — несостоявшаяся жена Обломова, в будущем жена Штольца, из-за чего тот стал для некоторых неприемлемым возлюбленным. Добра, отзывчива, хоть порой и любит посмеяться над Обломовым. В конце концов не смогла управится с его малодушием и бросила его, войдя в депрессию, из которой её вытянул Штольц. Носит строгий пучок.
Захар — верный слуга Обломова, «ещё больший Обломов, чем он сам», а также сиделка чудака. Грубиян, мелкий вор и сплетник, но клеветать на барина только он один право и имеет! Чурается обыкновенных гигиенических норм и спокойно относится, к примеру, что вокруг него лишь блохи да клопы. Тем не менее, является козлом с золотым сердцем. Тяжело переживает смерть своего барина, намного больше, чем даже смерть жены.
- И Мастер-ломастер. Уронив с подноса одну кружку (что происходит постоянно), он психует и выбрасывает оттуда всю остальную посуду.
Михей Тарантьев — козёл, вор и лжец. Притворяется другом Обломова, даже более надёжным, чем Штольц, которого он, мягко говоря, недолюбливает по понятным причинам. Каждое его появление в романе несёт за собой какие-либо материальные потери у главного героя. На пару со своим кумом пускает Обломова из одной долговой кабалы в другую — «Дело-то законное». К концу романа отстал от Обломова, получив от него оплеуху.
Иван Мухояров — самоуверенный мерзавчик. Приятель Тарантьева и его коллега в полукриминальных делах. Манипулирует своей простоватой сестрой, используя её и её дом как источник своего обогащения. Был с Тарантьевым разоблачён Штольцем, однако без серьёзных последствий — Мухояров даже в должности смог восстановиться.
Анисья — кухарка Обломова и жена Захара. Тот ревнует её к своим обязанностям, которые он выполняет спустя рукава.
Агафья Матвеевна Пшеницына — простоватая хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Довольно добрая и сочувствующая ему, хотя её действия несут сугубо отрицательные последствия на Обломова. В конце романа становится его женой, что делает её неприемлемой возлюбленной не только в глазах многих читателей, но и в глазах Штольца.
Иван Алексеевич Алексеев (точнее, то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Андреев, то ли Алексеев, которого автор условился звать Алексеевым) — фоновый персонаж и безликий друг Обломова.
- Неприметной незапоминающейся внешности — педаль в асфальт: предельно заурядный по внешности и характеру человек, красочное описание заурядности которого занимает полстраницы.
Перерыв в работе
После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.
Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.
В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».
Второстепенные персонажи
Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему, и стал похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведет себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, служащей верно и преданно своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина. Подробная характеристика Захара. |
|
Низкий и подленький человечишка, корыстный мошенник. Земляк Ильи Ильича, путем обмана старается выкачать с него как можно больше денег. Мстительный и беспардонный. |
|
Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать ее до барина. |
|
О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле, нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия, легко приносит в жертву близких людей. Путем взяточничества сколотил свое состояние. Хитрый и расчетливый аферист, приходится родным братом Агафье. |
|
Один из ярких образов «обломовщины», который впустую прожигает жизнь, не принося пользы обществу. Большой любитель светских развлечений, франт и модник. Не испытывая нужды, живет легко и беспечно, порхая, как мотылек, с приема на прием. |
|
Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему не доступны высокие идеалы и нравственные принципы. Подробная характеристика Судьбинского. |
|
Занимается литературной деятельностью, пишет не для души, а чтобы заработать. Для Обломова выглядит, как бездушная машина, синоним несчастья. |
|
Сын Обломова и Агафьи Матвеевны. После смерти мужа, Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование, и вырастет достойным человеком. |
|
Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения. |
В таблице дано краткое описание героев романа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы сентября для 10 класса:
Характеристика Яши из «Вишневого сада»
Основной конфликт в пьесе «Гроза»
Мотив одиночества в лирике Лермонтова
Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»
Анализ «Грозы» Островского
Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
Петр Первый в поэме «Медный всадник»
Анализ «Вишнёвый сад» Чехов
«Гроза» очень краткое содержание
Характеристика Дуняши в пьесе «Вишневый сад»
Главные герои[править]
Говорящее имя — неговорящих имён в романе, похоже, попросту нет. Начиная с главгероя (в просторечии XIX века «облом» — увалень, неуклюжий человек; более позднее значение — «полная неудача» — уже скорее производное, причём ведущее происхождение как бы не от этого романа) и его друга Штольца («гордец» по-немецки) — и кончая эпизодическим журналистом Пенкиным (таким же поверхностным и легковесным, как и пена, от которой происходит его фамилия).
- Илья Ильич Обломов — главный герой. Страдает ленью и апатией к происходящему вокруг и сам это с грустью признаёт, но ничего с собой поделать не может. По словам Штольца, умен, хотя почему-то не видно. Страшно наивен, но при этом добросердечен и мягок. В целом Хороший парень, хотя некоторыми своими действиями, как письмо Ольге и третирование Захара порой не за дело (в целом, всё-таки за дело), немного смахивает на козла с золотым сердцем.
- Обломов недаром Илья. Это Илья Муромец, которого не исцелили, который так и остался на печи.
- Иллюстраторы рисуют его полным, но вполне симпатичным.
- Обрусевший немец Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова, совершенно на него не похожий почти абсолютно во всём (Стрекоза и муравей, Чувствительный парень и брутальный мужик), за исключением доброты своих намерений. Старается вытянуть Обломова из обломовщины, но в самый ответственный момент куда-то уезжает. Интересно, что Штольц тоже говорящее имя, оно в переводе с немецкого означает «Гордый», и гордиться ему есть за что. По утверждению самого автора, он хотел написать идеального героя
Уличный мальчишка в детстве и юности.
, за что может подвергаться критике; к счастью, Штольц персонаж не центральный. Также критиковался славянофилами за излишний рационализм.
- Ольга Ильинская — несостоявшаяся жена Обломова, в будущем жена Штольца, из-за чего тот стал для некоторых неприемлемым возлюбленным. Добра, отзывчива, хоть порой и любит посмеяться над Обломовым. В конце концов не смогла управится с его малодушием и бросила его, войдя в депрессию, из которой её вытянул Штольц. Носит строгий пучок.
- Захар — верный слуга Обломова, «ещё больший Обломов, чем он сам», а также сиделка чудака. Грубиян, мелкий вор и сплетник, но клеветать на барина только он один право и имеет! Чурается обыкновенных гигиенических норм и спокойно относится, к примеру, что вокруг него лишь блохи да клопы. Тем не менее, является козлом с золотым сердцем
И Мастер-ломастер. Уронив с подноса одну кружку (что происходит постоянно), он психует и выбрасывает оттуда всю остальную посуду.
. Тяжело переживает смерть своего барина, намного больше, чем даже смерть жены.
- Михей Тарантьев — козёл, вор и лжец. Притворяется другом Обломова, даже более надёжным, чем Штольц, которого он, мягко говоря, недолюбливает по понятным причинам. Каждое его появление в романе несёт за собой какие-либо материальные потери у главного героя. На пару со своим кумом пускает Обломова из одной долговой кабалы в другую — «Дело-то законное». К концу романа отстал от Обломова, получив от него оплеуху.
- Иван Мухояров — самоуверенный мерзавчик. Приятель Тарантьева и его коллега в полукриминальных делах. Манипулирует своей простоватой сестрой, используя её и её дом как источник своего обогащения. Был с Тарантьевым разоблачён Штольцем, однако без серьёзных последствий — Мухояров даже в должности смог восстановиться.
- Анисья — кухарка Обломова и жена Захара. Тот ревнует её к своим обязанностям, которые он выполняет спустя рукава.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — простоватая хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Полная, красивая (вполне тянет на русский кодификатор) и довольно добрая. Сочувствует ему, хотя её действия несут сугубо отрицательные последствия для Обломова. В конце романа становится его женой, что делает её неприемлемой возлюбленной не только в глазах многих читателей, но и в глазах Штольца.
- Иван Алексеевич Алексеев
Неприметной незапоминающейся внешности — педаль в асфальт: предельно заурядный по внешности и характеру человек, красочное описание заурядности которого занимает полстраницы.
(точнее, то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Андреев, то ли Алексеев, которого автор условился звать Алексеевым) — фоновый персонаж и безликий друг Обломова.