История создания «преступление и наказание» (кратко)
Содержание:
- Краткое содержание
- Сочинение Смысл названия Преступления и наказания
- Идейное убийство Раскольникова
- Основные герои романа «Преступление и наказание»
- Совокупность мучений
- История создания
- Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
- Композиция
- Сочинения по произведению Преступление и наказание
- История создания романа Достоевского Преступление и наказание
- Часть 5
- Преступление главного героя
Краткое содержание
«Преступление и наказание» — творческий замысел рассказа отчетливо можно понять уже из его названия.
Главный персонаж романа — Родион Раскольников — решается убить и ограбить старушку-ростовщицу. Он пытается оправдать этот поступок тем, что ему и его близким требуются деньги. Раскольников чувствует ответственность за родных, но, чтобы помочь матери и сестре, ему требуется значительная сумма. Но при этом убийство все-таки — дело греховное и наказуемое.
У Раскольникова получается совершить преступление. Однако в следующей главе произведения у него начинаются проблемы намного серьезней, чем безденежье — муки совести. Родион начинает нервничать, ему все время мерещится, что уже все узнали о его преступлении. Вследствие это он сильно заболевает. Когда Раскольников выздоравливает, он серьезно задумывается пойти в полицию. Однако дружба с Соней Мармеладовой и приезд родных временно заставили его отбросить эту идею.
К Дуне, сестре Раскольникова, сватаются одновременно три жениха:
- Друг Раскольникова — Разумихин.
- Помещик Свидригайлов.
- Чиновник Лужин.
У Раскольникова и Разумихина получается сорвать помолвку Лужина и Дуни, тот уходит злым и раздумывает о мести его обидчикам.
Родион сильно привязался к Соне Мармеладовой — дочке его умершего друга. Они часто проводят вместе время за разговорами. Однако над Раскольниковым нависла угроза — были найдены свидетели, подтвердившие в полиции, что Родион часто приходил к убитой старушке. Юношу пока отпускают из отделения, но он является основным подозреваемым.
Обиженный Лужин хочет оклеветать Мармеладову, выдав девушку за воровку и этим поссорить с Родионом. Но план не срабатывает, при этом Раскольников не выдержал и сознался Соне в своей тайне.
В тоже время Свидригайлов хочет варварским способом добиться Дуни, испугавшись, она стреляет в него. Когда пистолет дал осечку, она убеждает мужчину, что он ей не нравится, Свидригайлов отстает от Дуни. Пожертвовав 3000 рублей Раскольниковым и 15000 Мармеладовой, помещик совершает самоубийство. Раскольников признается в преступлении, ему дают восемь лет каторги. Соня едет за ним.
Сочинение Смысл названия Преступления и наказания
Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.
Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.
С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.
Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…
Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.
Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.
Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.
Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.
Идейное убийство Раскольникова
Фёдор Михайлович в своём произведении уделяет большое внимание теории индивидуализма, зародившейся в голове бедного студента. Молодые образованные люди тех лет увлекались идеями Ницше, чтобы как-то выйти из нищенских условий
Россию тогда захлестнула преступность, пьянство, проституция. В такой страшной реальности люди забывали о нравственности и библийных заповедях.
Чтобы объяснить, почему роман назван «Преступление и наказание», нужно проследить за личностным развитием Родиона Раскольникова. Он студент, живёт в Петербурге, отличается незаурядными способностями, мечтает о великом будущем. Только мешает этому бедность и унижение. Он вынужден отказаться от обучения в университете, его психологическое состояние желало лучшего. Герой заперся в своей душной комнатке и разработал теорию о праве сильной личности на злодеяние.
Поняв идею Родиона, можно лучше уловить смысл романа «Преступление и наказание». Чтобы кратко его объяснить, нужно сказать, что он всех людей разделил на две категории. Избранные личности (высший класс) имели дар, талант, могли заявить о себе. Это люди с необычными судьбами, подобно Наполеону. Они открывают что-то новое, двигают прогрессом и остаются в истории.
Раскольников считал, что ради высокой цели не грех совершить преступление, переступить через кровь, нарушить закон, нравственные принципы. Каков удел остальных людей? Их можно назвать массой, служащей только для размножения. Каждый день герой видит, как бедные умирают прямо на улицах города, совершают самоубийства.
Родион решил причислить себя к избранным. Он замышляет убийство старухи-процентщицы. Делает это студент даже не из-за денег, а чтобы доказать себе: «тварь ли я дрожащая или право имею». Он идёт на преступление, жертвой которого становится не только старушонка, но и её сестра Лизавета, невольно ставшая его свидетелем. Герой думал, что таким образом ему удастся показать свою силу, только забыл о душе и Боге.
Основные герои романа «Преступление и наказание»
Главные герои «Преступления и наказания» сложные, многогранные и противоречивые личности. Их судьбы неразрывно связаны со средой, в которую они помещены, и с индивидуальными чертами, присущими их характерам. Говорить о характеристиках героев «Преступления и наказания», можно только ориентируясь на их поступки, так как поясняющего происходящие события голоса автора в романе нет.
Автор представляет читателю своего центрального персонажа Родиона Раскольникова гордым молодым человеком с приятной внешностью, незаурядным складом ума и высокой самооценкой.
Родион — нищий студент из глубинки. Он выше среднего роста, тёмноглаз и темноволос, строен фигурой. Полное безденежье вынуждает его оставить обучение в институте, ему нечем оплатить аренду съёмной комнаты, нет средств на питание и новую одежду. Между тем, молодой человек уверен в собственной исключительности и верит в своё «предназначение». Его Измученный лишениями мозг придумал теорию существования двух «сортов» людей — «право имеющих» и «тварей дрожащих». Отнеся себя к первым, Родион принимает решение убить и обокрасть старуху-процентщицу, от существования которой, по его мнению, нет никакой пользы, а только один лишь вред и несчастья.
Личность этого героя неоднозначна — он расчётлив и жесток, при этом способен на сострадание и любовь, которая, в конечном счёте, приведёт его к раскаянию и спасению.
Краткая характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Соня Мармеладова — нежная девушка лет восемнадцати с несчастливой судьбой. Софья Семёновна — худенькая блондиночка небольшого роста с печальными голубыми глазами, наивным характером, доброй душой и сердцем, способным на истинную любовь. Отец Сонечки много пьёт, мачеха ею вечно недовольна, а малолетние сводные сёстры и брат нуждаются в помощи. Это хрупкое, робкое, стеснительное создание продаёт своё тело на злачных улицах Петербурга, чтобы поддержать семью. Жить Сонечка вынуждена в убогом съёмном жилье, чтобы не смущать своим «статусом» близких. Героиня влюбится в растерянного Раскольникова и после вынесения ему приговора, отправится вслед за ним на каторгу, где обретёт счастье, любовь и покой.
Краткая характеристика героя романа «Преступление и наказание» Дмитрия Вразумихина
Дмитрий Прокофьевич Вразумихин или Разумихин, как называют его все знакомые, — единственный друг Раскольникова. Он такой же бедный студент, как и его друг, но стремится выкручиваться из своей ситуации — зарабатывать мелкой подработкой и надеется на лучшее. Разумихин добрый и бескорыстный человек, он берёт на себя бремя заботы о семье Раскольникова, когда тот попадает в тюрьму. Наградой за праведность Дмитрию становится любовь Дуни, с которой в конце романа он вступает в брак.
Совокупность мучений
Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.
Раскольников был уверен, что способен исправить общество, что он «право имеет» убивать и вершить суд. Но его уверенность рушится под гнетом человеческих чувств, мук и терзаний.
Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Наказание Раскольникова», увидеть в нем не просто отбывание срока на каторге, а настоящие терзания преступника.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы сентября для 10 класса:
Анализ «Бесприданница» Островский
Образ Медного Всадника
Лариса Огудалова
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи
Анализ «Человек в футляре» Чехов
Жанр «Грозы» Островского
«Демон» очень краткое содержание
Образ Невского проспекта в повестях Гоголя
Жизнь и творчество Лермонтова
Краткое содержание «Дым»
История создания
Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.
Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.
Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.
Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.
В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.
Кратко об истории создания романа «Преступление и наказание»
Фёдор Михайлович Достоевский задумал свой роман, отбывая наказание на каторге в 1859 году. «Преступление и наказание» должен был стать исповедью автора, но в процессе семилетнего написания рукописи основная идея заметно переменилась. Роман полифоничен и многолик, личности каждого из основных героев индивидуальны и неповторимы.
Произведение написано в реалистическом направлении, в жанре социально-психологического философского романа. Автор словно находится среди своих героев, не возвышаясь над ними мечом правосудия, а исповедуя их, с пониманием относясь к их непростым жизненным ситуациям.
Композиция
Для простоты усвоения всех сюжетных линий Достоевский разделил свой роман на части, их в итоге получилось 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей делится на главы, их порядка 6 в каждой части.
Символично, что по смысловой нагрузке роман можно поделить лишь на 3 части – собственно преступление, наказание и эпилог.
- В первую часть входят все размышления Раскольникова, поиски себя и, в конце концов, совершенное убийство, точнее два.
- Вторая часть пропитана самоистязанием героя, его моральным наказанием как со своей стороны, так и со стороны общества.
- Заключительная часть романа дарит герои веру в искупление героя, путём его раскаяния перед Богом. Раскольникову пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь, поменять приоритеты и обрести новые ценности.
Сочинения по произведению Преступление и наказание
Роман Достоевского поднимает множество вопросов нравственности, любви, преступления и его последствий для души человека. По «Преступлению и наказанию» сочинения могут быть на различные темы. Прекрасный текст великого классика помогает разобраться не только в проблемах прошлого.
У Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – роман о судьбе человека, решившего пойти на убийство. Сочинение можно написать, рассмотрев образ персонажа, его характер. В такой теме невозможно обойти стороной биографию героя, его семью.
Интересно будет заглянуть в душу студента, погрязшего в нищенском существовании. Придется описать «каморку» бедного юноши. Квартира героя потребует сопоставления с районом Петербурга и всей столицей. Жизнь среди трактиров в районе Сенной площади не могла не повлиять на характер юноши.
Город противоречий выглядит душно и мрачно. Он толкает образованных людей в крайности. Теорий и течений, которые должны изменить страну, появляется много. Одну из них разработал Раскольников. Она не попадает под известные течения.
Женские образы
В романе, как и в жизни, рядом с мужчинами всегда находятся женщины: сестры, матери и любимые. Через женщин автор показывает судьбы российского устройства общества. Красивые девушки становятся на путь проституции. Осуждать их проще. Автор предлагает пойти дальше. Не все идут на «грязную работу» ради денег и удовольствия.
Многих толкает туда все та же нищета. Такую тему можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине гораздо правдивее и выше. Внешность, одежда, комната, семья – станут частями сочинения о девушке.
Любовь в сюжете
Произведение показывает не только любовь главных героев: Родиона и Сони. Чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читатель будет удивлен открытиям, сделанным классиком. Одно чувство неповторимо у каждого человека. Все любят по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если рассматривать чувство между людьми.
Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи пытаются вместо любви проявить злость, ревность, мстительность.
Одни герои готовы пожертвовать собой и отказаться от любви в своей жизни: Дуня Раскольникова и Семен Мармеладов.
На особом месте стоит материнская любовь. Она тоже разнородна. Катерина Ивановна толкает Соню торговать собой ради своих детей. Авдотья Романовна после преступления сына заболевает и умирает. Она не может представить свое дитя убийцей.
Роман Достоевского – благодатная почва для создания собственных рассуждений. По роману «Преступление и наказание» сочинения дадут возможность проявить творчество, доказать умение убеждать и доказывать индивидуальную позицию.
История создания романа Достоевского Преступление и наказание
Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского, автора всемирно известного и любимого романа «Преступление и наказание», невозможно было назвать простой. Человек, склонный всегда идти своим путём, нередко страдал от этого – его наказывали и ссылками, и каторгой, однако свободный и чистый дух Достоевского не могли сломить эти трудности, которые кажутся столь жалкими в сравнении с этой поистине великой личностью.
Идея романа «Преступление и наказание» возникла у Фёдора Михайловича Достоевского в далёком 1859 году. В то время Достоевский пребывал на каторге и сильнее всего хотел выплеснуть всё то, что накопилось у него в душе, на бумагу – в виде некой человеческой исповеди, попросту желая избавиться от груза внутренних переживаний и приоткрыть людям свою душу, показать, что происходит у него внутри. Однако к непосредственной работе над романом, в дальнейшем ставшим настоящей гордостью в копилке русской классической литературы, писатель приступил лишь спустя шесть лет – именно столько времени потребовалось Достоевскому на то, чтобы решиться писать такой тяжёлый психологический роман о настоящем становлении одного человека, Родиона Раскольникова.
Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в поистине нечеловеческих условиях. Страдая от постоянной бедности, в которой в то время часто оказывались даже самые талантливые литераторы, Фёдор Михайлович писал практически в полной темноте, страдая от вечного голода и невозможности исправить что-либо в своей жизни. Однако шло время, роман близился к своему логическому завершению, и Достоевский задавался вопросом о том, каким же в конечном итоге должен оказаться Раскольников – человеком, в котором всё же победит альтруизм или же жестокость по отношению к другим людям? Было принято решение оставить и то, и то, и именно поэтому образ Родиона Раскольникова стал таким символичным и таким культовым – образ противоречивого и запутавшегося человека, который в конечном итоге обретает себя.
На мой взгляд, и история возникновения замысла романа, и непосредственно его создание было связано с тяжёлыми событиями в жизни Достоевского, и именно поэтому роман получился таким настоящим, таким глубоким и таким многогранным. Каждое новое прочтение произведения «Преступление и наказание» открывает в нём что-то новое, то, чего раньше читатели не замечали или попросту не хотели видеть. Без сомнения, Фёдор Достоевский – настоящий гений русской литературы девятнадцатого века и столь же талантливый психолог, которому удалось понять истинную сущность человека.
Часть 5
Глава 1
Причиной своей ссоры с Дуней Лужин считает Раскольникова. Он размышляет о том, как отомстить брату Дуни. Петр Петрович поселился у Лебезятникова, с которым был знаком. Лебезятников проживает в соседней квартире с Мармеладовыми.
Лужин раскладывает на столе деньги, якобы желая их пересчитать, затем просит знакомого позвать сюда Соню. Помещик извиняется перед девушкой, что не пошел на поминки по ее отцу, вручает ей 10 рублей на помощь семье, потерявшей кормильца. Лебезятников подумал, что приятель его что-то недоброе задумал.
Глава 2
Вдова Мармеладова устроила очень неплохие поминки по мужу. Однако гостей пришло совсем немного. Среди пришедших был и Раскольников. Катерина Ивановна стала ссориться с хозяйкой дома Амалией Ивановной.
Хозяйка стала упрекать вдову в том, что бедная женщина не позвала на поминки ее «приличных» знакомых, а пригласила «кого попало».
В разгар ссоры к Мармеладовым заходит Лужин.
Глава 3
Помещик видит ссору женщин, Раскольникова среди гостей. Лужин перед всеми обвиняет в воровстве Соню: якобы она украла у него 100 рублей. Девушка в растерянности достает 10 рублей, которые Петр Петрович ей недавно сам дал.
Катерина Ивановна всех уверяет в том, что ее старшая дочь не воровка, что украсть она не могла, начинает выворачивать у девушки карманы платья. Вдруг из кармана выпадает сторублевая купюра.
Лужин призывает в свидетели кражи Лебезятникова, который начинает понимать, в какую авантюру его втянул знакомый. И Лебезятников при всех гостях заявляет о том, что Лужин сам подложил 100 рублей девушке в карман.
Петр Петрович возмущается, кричит, что вызовет полицию. Хозяйка Амалия Ивановна выставляет Мармеладовых из дома. Раскольников пытается разъяснить гостям, какую подлость замыслил Лужин, уходит вслед за Соней.
Глава 4
Родион приходит к девушке, рассказывает ей о том, что якобы лично знает убийцу Лизаветы. Соня понимает, что убил Родион. Девушка спрашивает: зачем же Раскольников такой грех сотворил, для чего он пошел убивать, раз даже не присвоил себе награбленное.
«Что вы над собой сделали! – кричит Соня. – Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! Но как вы, такой, могли на это решиться?»
Раскольников в объяснениях путается: вначале объясняет, что «собирался помочь сестре и матери», потом, что «хотел стать Наполеоном». Однако под конец Родион сам начинает понимать правду:
«Просто я самолюбив, завистлив, зол, мстителен, работать не хотел. И решил узнать: тварь ли я дрожащая или право имею…».
Соня жалеет его, готова следовать за ним на каторгу. Родион пытается объяснить ей свою теорию о сверхчеловеке, однако начинает путаться в объяснениях, понимая сам, что его теория ничего не стоит. «Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. –
«Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: «Я убил!» Прими страдание и искупи себя им!»
Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Юноша отталкивает протянутый ему девушкой крест и уходит.
Глава 5
К Соне неожиданно приходит Лебезятников, который сообщает, что мать ее, Катерина Ивановна, похоже, сошла с ума, что она повела малолетних детей на улицу, заставляя деток просить милостыню. Соня и Родион идут ее искать.
На одной из улиц, побежав за одним из детей, Катерина Ивановна падает замертво, у нее идет горлом кровь. Женщину переносят к Соне, где вдова умирает.
В это время Дуня видится со Свидригайловым, который пытается дать девушке деньги, однако она от них отказывается. Аркадий Иванович хочет отдать деньги Мармеладовым. А Раскольников советует сестре повнимательнее отнестись и приглядеться к Разумихину.
Свидригайлов обращается к Раскольникову, обещая оказать помощь Соне и детям деньгами, и говорит:
«Ведь не была же Катерина Ивановна вредной вошью, как старуха-процентщица»
и подмигивает юноше. Родион буквально столбенеет от этих слов. А Аркадий Иванович поясняет, что слышал все беседы Родиона с Соней из-за стенки.
Преступление главного героя
Раскольников пытается применить разработанную теорию о разделение людей на два класса на практике. Он решается на преступление. Жертвой его является «тварь дрожащая», не приносящая пользы обществу. Это старуха-процентщица. Одно преступление тянет за собой другое. Родиону приходится убивать сразу двух женщин, не во время в квартире оказывается сестра алчной старухи – Лизавета. Зло, которое совершает Родион, переходит на мать. Она тяжело переживает за судьбу сына. Женщина от горя начинает болеть и умирает. Матери Раскольникова около 43-44 лет. Она могла бы еще долго жить рядом со своими детьми, но грех, совершенный Родионом, убивает ее. Одно преступление, научно обоснованное, философски разработанное, завершается смертью 3 человек. Наказанным оказывается не только преступник. Официально наказание – это каторга. Она легче моральных угрызений совести и мук души Родиона. Казнь пришла сразу после совершения греха.