Церковные обновленцы: что они хотели изменить в рпц в xx веке

Раскол в расколе

Но движение обновленцев обладало рядом недостатков, которые позже очень сильно сказались на их деятельности и существовании вообще. Например, у обновленческой православной церкви отсутствовала четкая структурная организация. К тому же, многие обновленцы тянули одеяло на себя, что вело ко внутренним раздорам. Вот епископ Антони создал свой «Союз церковного возрождения» — организация, которая была намерена опираться на мирян, а не на клириков. А другие обновленцы присоединялись к Введенскому и Александру Боярскому, основавшим «Союз общин древнеапостолькой церкви».

Короче говоря, внутри обновленчества царила раздробленность: было множество кружков и группировок, которые по-разному смотрели на развитие церкви. Тогда как одни выступали за ликвидацию монастырей и института монашества в принципе, другие стремились к некому синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.


Карикатура на русскую православную церковь. (network.biz)

Обновленцы, стараясь закрепиться в сознании простых обывателей, продолжали борьбу против остатков патриаршества. Поместный Собор обновленцев, открытый в Москве в апреле 1923 года, объявил заключенного патриарха Тихона «отступником от подлинных заветов Христа». Но несмотря на это, патриарх Тихон того же года был освобожден из заключения, что было большим ударом по обновленческой церкви. Многие иерархи, клирики и священники каялись в своем грехе отступничества и переходили на сторону Тихона. Кризис внутри обновленческого нарастал все сильнее, ведь его лидеры из-за собственных амбиций не желали идти на компромисс друг с другом. Вскоре освобождённый патриарх запретил иметь с его противниками молитвенное общение вообще. Кто знает, как бы в дальнейшем развивалась борьба между двумя церквями, если бы не скорая смерть Тихона.

Обновленцы называли Тихона «отступником от подлинных законов Христа»

Преисполненные чувства энтузиазма от смерти патриарха, обновленцы провели новый собор, однако это было последним событием для этой церкви такого масштаба. Приглашенные на собрание единомышленники Тихона отказывались пойти на мировую. Да и такие резкие реформы как разрешение второбрачия и переход на григорианский календарь не встретили ожидаемой поддержки у населения.

Обновленчество неуклонно шло на спад. Массовые репрессии НКВД в 1930-е годы нанесли невосполнимый урон обновленцам, хоть они и охотно сотрудничали с властями. Еще позже Советы взяли курс на сближение с патриаршеством, оставив реформаторов вне зоны своего внимания. К осени 1944 года от всего этого движения остался единственный приход в Москве, где служил идейный вдохновитель течения Александр Введенский. Его смерть два года спустя ознаменует собой конец истории русской обновленческой церкви.

“Наиболее сложны…”

В российских храмах началась особая пора. В праздничные дни Святок, следующие за Рождеством Христовым (7 января), и в преддверии Крещения Господня (19 января) православные службы посещают даже те, кто не особо и воцерковлен. Так бывает еще на Пасху, в Вербное воскресенье и на Троицу.

На службах в период между Рождеством и Крещением поются торжественные гимны, посвященные Христу. Как, например, вот этот:

Однако смысл этого прекрасного песнопения точно понимают, как правило, далеко не все присутствующие в храме. Впрочем, это касается практически всего церковного богослужения.

Именно трудности восприятия церковнославянского то и дело порождают большой спор о переводе богослужебных текстов на современный русский язык. Одни говорят, что благодаря этому воцерковится больше людей и до них точнее будет донесено значение сакральных слов. Другие ратуют за сохранение созданного для служения Богу церковнославянского языка — этой традиции уже больше тысячи лет.


РИА Новости / Владимир Вяткин. Книга на церковнославянском языке

Дискуссия обострилась после недавнего заявления патриарха Кирилла, который на эту тему публично высказывается довольно редко.

Это заявление интерпретировали по-разному: кто-то заговорил чуть ли не о начале реформации в Русской церкви. Другие усмотрели в словах патриарха лишь одну из опций, которой могут воспользоваться общины.

Благоволение коммунистов к церковным консерваторам

Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда. Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями.
Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами. Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование. В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются.
С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов. Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.
Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре. В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.

Для чего были нужны обновленцы

Святитель Кирилл Казанский (1863–1937)

Не имея серьезной опоры в обществе, большевики были вынуждены постоянно пользоваться принципом «разделяй и властвуй». Солдат противопоставляли офицерам, а священников — епископам. Целью было ослабить все социальные институты, которые могли помешать власти большевиков. Обновленцы были нужны для разрушения Православной Церкви. Но они не получили поддержки народных масс, и было нужно что-то другое.

Тогда начался поиск подходящих кандидатур среди патриаршей «тихоновской» Церкви. Сам патриарх Тихон, пока был жив, хотя и иногда шел на уступки, но в целом свои решения принимал самостоятельно. После его смерти властям потребовался свой кандидат во главе Церкви. Чего от него хотели, мы узнаем из биографии святителя Кирилла Казанского, который был наиболее авторитетным претендентом на патриарший престол. Вот пересказ известного диалога святителя Кирилла Казанского с советским обер-прокурором Тучковым во время обсуждения условий, на которых большевики позволят ему возглавить Русскую Церковь:

После этой беседы митрополит Кирилл Казанский немедленно был отправлен в очередную ссылку — в Сибирь. Собственно, большая часть его советской жизни прошла в непрерывных ссылках. До свт. Кирилла аналогичное предложение получил патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), он также отказался. За это он до конца жизни останется в заключении и будет сначала жить в ссылке за полярным кругом, а потом в верхнеуральской тюрьме. Хотя, разумеется, ему разрешали передумать или даже просто отречься от своего предстоятельства.

Но были и другие архиереи, и среди них, наконец, нашлись те, кто согласился стать советской «пушкой», разрушающей Церковь изнутри. Знаменитый богослов, аскет, митрополит Сергий (Страгородский) в свое время поддержал обновленцев, потом вернулся к патриарху Тихону. Первое время он держался общей линии с другими иерархами, но потом согласился стать послушным орудием власти. Возглавив патриархию, он провозгласил своим основным принципом лояльность атеистическим властям. Он публично лгал о новомучениках, отрицая гонения на Церковь в СССР перед иностранными корреспондентами.

Кто победил обновленцев

Патриарх Сергий (Страгородский) (1867–1944)

В то же время лояльность митрополита Сергия (Страгородского)
позволила ему победить обновленцев. Зачем большевикам теперь поддерживать
нелюбимых населением обновленцев, если есть столь же послушные «канонические»
церковные власти? Тем более началась война и потребовалась церковная поддержка
государственной пропаганды. От курса на уничтожение религии пришлось
отказаться. Ведь неожиданно нашими союзниками оказались демократии США, Англии,
Франции, в которых религия все еще играла важную роль, а гонения делали
недопустимым сотрудничество с большевиками.

Полностью остановить гонения большевики не планировали, но
кто-то должен был доказать всему миру, что никаких гонений нет. Митрополит
Сергий взял эту роль на себя и в результате стал патриархом в 1943 году. После
этого именно под его омофор большевики собирают все православные религиозные
группы. Обновленческому духовенству власти настоятельно «рекомендовали» вернуться
в патриаршую Церковь, что без лишних вопросов они и сделали. Столь же
убедительно в 1946 году «порекомендовали» вернуться в РПЦ и униатам, оказавшимся
на новоприсоединенных территориях Западной Украины, которые вдруг срочно
осознали, что, будучи свободными советскими гражданами, они не хотят
подчиняться чужому папе римскому…

Церковный раскол закончился решением товарища Сталина. Так почему тогда ему не место в храме? Ведь именно он объединил всех под омофором Московского патриарха. В чем проблема?

Трудности перевода

А русский язык, наряду с другими национальными, уже давно звучит в некоторых храмах РПЦ. Такая практика широко распространена в Западной Европе, например во Франции. В одной церкви в течение дня там могут проходить службы на русском, церковнославянском и французском языках.

Сколько именно приходов используют подобную возможность, сказать сложно: прихожане зачастую сами выбирают язык богослужения. Однако, как оказалось, даже это не всегда делает богослужение действительно понятным для паствы.

То есть куда более важно, чтобы прихожане знали основы вероучения и смысл богослужения. А на каком языке оно совершается — второстепенный вопрос


РИА Новости / Стрингер. Помазание освященным елеем верующих во время Рождественского богослужения в Киево-Печерской лавре

Другое дело, что в Церкви до сих пор нет единого мнения, как именно переводить древние тексты. Ведь ряд текстов на церковнославянском языке изобилует богословскими терминами, неясными современному человеку.

Многое, действительно, решает переводчик. В зависимости от методов и личных предпочтений одни и те же строки звучат по-разному. Вот как, например, можно перевести приведенные в начале статьи строки рождественского песнопения:

Так изложил текст известный богослов Михаил Скабалланович в начале XX века.

А вот перевод советского культуролога Сергея Аверинцева, сделанный уже в конце столетия:


РИА Новости / Александр Филиппов. Рождество Христово, икона, фрагмент.

Обновленчество набрало силу в 1922 и переманило на свою сторону немало представителей традиционного духовенства

12 мая 1922 года сотрудники ГПУ привели Введенского и сторонников обновленчества к арестованному Патриарху Тихону, чтобы те убедили его временно отказаться от полномочий. Замысел удался. А уже 15 мая заговорщики учредили Высшее Церковное Управление, в котором состояли исключительно сторонники обновленчества.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника.

После восстановления патриаршества, упразднённого Петром I, на Патриарший Престол был избран 5 ноября 1917 года митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон был был ярым противником обновленцев, за что повергался преследованиям и аресту. Позже освобождён.

Умер Патриарх Тихон 25 марта 1925 года.

Советская власть активно поддерживала обновленческие структуры. Для этого она повсеместно направляла соответствующие распоряжения. Высшее духовенство под давлением пытались заставить признать власть Высшего Церковного Управления.

Среди тех, кто подписью заверил, что ВЦУ — единственная церковная власть:

  • митрополит Сергий (Страгородский);
  • архиепископ Евдоким (Мещерский);
  • архиепископ Серафим (Мещеряков);
  • епископ Макарий (Знаменский).

Это дало толчок к дальнейшему распространению обновленчества. К концу 1922 года 20 тысяч православных храмов из 30 занимали представители обновленчества. Священников, которые этому противились, подвергали арестам и ссылкам.

Даже Константинопольского патриарха ввели в заблуждение и убедили признать законность совершаемых действий. Он же принудил и другие восточные Церкви последовать своему примеру.

Митрополитом и бессменным лидером обновленцев стал Александр Введенский.

Следующие пять лет Обновленческая православная Церковь — единственная религиозная организация, которую признавали на территории Советского Союза.

Обсуждение современных проблем и нестроений Церкви:

  • От священника требуют святости и порока одновременно — иерей Александр Розанов
  • Обращение к Собору Русской Православной Церкви 1971 года по поводу новоявленного лжеучения митрополита Никодима Ротова — Николай Гайнов, протоиерей, Ф. Карелин, Л. Регельсон, В. Капитанчук
  • В Церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны черного цвета — Николай Глубоковский
  • Величайшая пошлость — пропагандировать Церковь — Илья Забежинский
  • Духовничество: ошибочное восприятие — игумен Петр Мещеринов
  • Православный епископат как новый класс капиталистов (избранные рассекреченные служебные послания к епископату) — Патриарх Московский и вся Руси Алексий Симанский
  • Постановление Синода о пастырском произволе священников и монашествующих на приходах — Московская Патриархия Русской Православной Церкви
  • Письмо «О вере, молитве, о немощах духовенства и о самом себе» — Константин Леонтьев
  • Девять поступков епископа, из-за которых уходят лучшие сотрудники из Церкви — Тревис Бредберри
  • «Духовный» туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится — иерей Константин Камышанов
  • Как пережить разочарование в Церкви? — Савва Дукач
  • Благочестивый фасад религиозной детоксикации. Проблемы православных семей в примерах — Георгий Павлов
  • Психологические манипуляции в Церкви – как распознать и что делать — Наталия Скуратовская
  • Цель «Ахиллы» — дать площадку тем, кому есть что сказать, но негде — Алексей Плужников
  • Я надеюсь на революцию в РПЦ — Ахилла
  • И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — иерей Димитрий Терехин
  • «Патриарх – это босс» — иерей Константин Пархоменко
  • Реальная практика Церкви не вполне соединена с учением — Александра Соколова
  • Церковь — не тоскливая среда — игумен Петр Мещеринов

Образование «Живой Церкви»

«Церковная революция» началась весной
1922 года после февральского декрета об изъятии
церковных ценностей и последовавшего за ним в течение
весны заключения под арест Патриарха Тихона.

16 мая обновленцы послали письмо
Председателю ВЦИК с сообщением о создании Высшего
Церковного Управления. Для государства это была
единственная зарегистрированная церковная власть , и
обновленцы превратили указанный документ в акт передачи
им церковной власти.

18 мая группа петроградских священников
— Введенский, Белков и Калиновский — были допущены в
Троицкое подворье к содержащемуся под домашним арестом
Патриарху (это событие он сам описал в своем послании от
15 июня 1923 года). Жалуясь на то, что церковные дела
остаются нерешенными, они просили вверить им патриаршую
канцелярию для устройства дел. Патриарх дал согласие и
передал канцелярию, но не им, а Ярославскому митрополиту
Агафангелу (Преображенскому), официально сообщив об этом
в письме на имя председателя ВЦИК. Но митрополит
Агафангел прибыть в столицу не смог — после отказа
присоединиться к обновленчеству, в Москву его не
пустили, а позднее взяли под стражу .

«Как и было запланировано, обновленцы
используют кампанию изъятия церковных ценностей в целях
дискредитации Патриарха».

19 мая Патриарх был вывезен из Троицкого
подворья и заключен в Донской монастырь. Подворье заняло
обновленческое Высшее Церковное Управление. Для
видимости, что управление законно, был склонен к работе
в ВЦУ епископ Леонид (Скобеев). Обновленцы встали у руля
церковной власти.

Не теряя времени, ВЦУ (Высшее Церковное
Управление) рассылает по всем епархиям воззвание
«Верующим сынам Православной Церкви России». В нем, как
и было запланировано, обновленцы используют кампанию
изъятия церковных ценностей в целях дискредитации
Патриарха. Вот выдержки из него: «Пролилась кровь, чтобы
не помочь Христу — голодающему. Отказом помощи голодному
церковные люди пытались создать государственный
переворот.

Святитель Тихон Беллавин, Патриарх
Московский и всея Руси

Воззвание Патриарха Тихона стало тем
знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры,
одетые в церковные одежды и настроения. Мы считаем
необходимым немедленный созыв поместного Собора для суда
над виновниками церковной разрухи, для решения об
управлении церковью и об установлении нормальных
отношений между нею и Советской властью. Руководимая
высшими иерархами гражданская война должна быть
прекращена» .

29 мая в Москве прошло учредительное
собрание, на котором в ВЦУ были приняты следующие
священнослужители: председатель — епископ Антонин, его
заместитель — протоиерей Владимир Красницкий,
управляющий делами — священник Евгений Белков и еще
четыре члена. Были сформулированы основные положения
живоцерковников: «Пересмотр церковной догматики с целью
выделения тех особенностей, которые были внесены в нее
бывшим в России строем. Пересмотр церковной литургии с
целью выяснения и устранения тех наслоений, которые
внесены в православное богослужение пережитым народом
союза церкви и государства, и обеспечение свободы
пастырского творчества в области богослужения, без
нарушения совершительных обрядов таинств» . Стал также
выходить журнал «Живая Церковь» под редакцией сначала
священника Сергия Калиновского, а затем Евгения Белкова.

Началась агиткампания. Везде
объявлялось, что Патриарх передал ВЦУ церковную власть
по собственной инициативе, и они являются законными ее
представителями. Для подтверждения этих слов им
необходимо было склонить на свою сторону одного из двух
названных Патриархом его заместителей: «Ввиду крайней
затруднительности в церковном управлении, возникшей от
привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным
для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора,
во главе церковного управления или Ярославского
митрополита Агафангела (Преображенского) или
Петроградского Вениамина (Казанского)» (Письмо Патриарха
Тихона Председателю ВЦИК М. И Калинину) . Были
предприняты попытки войти с Владыкой Вениамином в
переговоры.

Примечания и использованная литература

1. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.

2. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 305-306.

3. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.

4. Одинцов М.И. Власть и религия в
годы войны. Государство и религиозные организации в годы
Великой Отечественной войны. 1941-1945. — М.: Российское
объединение исследователей религии, 2005. — С. 110-111.

5. Регельсон Л. Трагедия Русской
Церкви. — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. —
С. 289.

6. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 324.

7. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 87.

8. Русская Православная Церковь XX век.
— М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 178.

9. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 88. / ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 4. Л. 151.

10. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Церковно-исторический вестник. 1998. №1.
С. 11. // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006.

11. Там же. С. 12.

12. Там же.

13. Следственное дело. С. 731-741 и др.
// Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 109.

14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565а. Л.
58 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 110.

15. Там же. Л. 54 // Там же.

16. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 13. Л.
127-127 об; Опубл.: следственное дело. С. 369.// Там же.
С. 112.

17. Там же. Л. 127 об // Там же.

18. ЦА ФСБ. Д. Р-35561. Т. 1. Л. 10 //
Там же. С. 113.

19. ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 201
// Там же.

20. Следственное дело. С. 775 // Там
же. С. 114.

21. ЦА ФСБ. Д.Н-1780. Т. 5. Л. 175-177
об; Опубл.: Следственное дело. С. 733-736 // Там же.

22. Там же. Л. 173-174; Опубл.:
Следственное дело. С. 733 // Там же.

23. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Там же. С. 29.

24. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.13. Л.124;
Опубл.: Следственное дело. С. 741-742 // Там же. С. 123.

25. Известия ЦИК. № 117. 24 мая 1924 г.

26. Следственное дело. С. 777 //
«Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в 1922-1925
гг.», с.124.

27. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.161;
Опубл.: Следственное дело. С.379.// Сафонов Д.
В. Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 124.

28. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 38.

29. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 401.

30. Шишкин А.А. Сущность и критическая
оценка «обновленческого» раскола Русской Православной
Церкви. — Казанский университет, 1970. — С. 279.

31. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 380-382.

32. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 291;
Акты. С. 418-420 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 133.

33. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 293 //
Там же.

34. Совершенно секретно: Лубянка —
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Там же.
С. 135.

35. Санкт-Петербургская епархия в
двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941 /
Сост. Черепнина Н. Ю., Шкаровский М. В. — СПб., 2000. —
С. 138. // Там же. С. 135.

36. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 201.

37. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 513-514.

38. Кузнецов А. И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 435.

39. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 202.

40. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 455.

41. Совершенно секретно: Лубянка –
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Сафонов
Д. В.Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. -С. 138.

42. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л.
41 // Там же. С. 138.

43. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. Л.
9 // Там же.

44. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 41.

Революция 1917 года

После Февральской революции 1917 года обновленчество приобрело большую силу и популярность, но действовало пока в рамках единой церкви. Иные из обновленцев сочувствовали революции из идейных побуждений, считая нужным совместить христианство с его заповедью «не трудящийся да не ест!» и социализм. Другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии. Отдельные лица стремились прямо к политической карьере. Так, протоиерей Александр Введенский организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию», которая даже выставила свой список на выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года.
Те и другие возлагали большие надежды на Поместный собор Православной Российской церкви, открывшийся в августе 1917 года в Успенском соборе Московского кремля. Обновленцев поддерживал член Временного правительства, обер-прокурор Синода В. Львов.
Большинство Собора заняло консервативную позицию. Восстановлением патриаршества Собор разочаровал обновленцев. Зато им понравился декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства. В нём они увидели возможность осуществления церковных преобразований при новой власти.
Во время гражданской войны большевикам было не до системной борьбы против традиционной церкви. Когда упомянутый Александр Введенский (будущий глава обновленческой РПЦ в сане митрополита) в 1919 году посетил председателя Петросовета и Коминтерна Г.Е. Зиновьева и предложил ему заключить «конкордат» между обновленческой церковью и советской властью, авторитетный большевик ответил, что это пока неуместно. Но если обновленцам удастся создать сильную организацию, она получит поддержку власти, заверил Зиновьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector