«что тебе стоит изменить хромосому?» как я получила то, о чем просила

Из квантового физика – в иеромонахи

– Вы окончили Горьковский университет по специальности «квантовая радиофизика». Затем работали в НИИ, в лаборатории медицинской кибернетики, занимаясь исследованиями работы сердца. Каков был путь от квантовой радиофизики до иеромонаха?

– Так сложилось, что после диплома квантовой радиофизикой я больше не занимался. Появился интерес к живым системам, биофизике, хотел описывать формулами функционирование живых организмов. Затем я попал в кардиологическую клинику, где мы внедряли математические методы в медицинские исследования.

Со временем мои интересы все больше сдвигались от точных наук к живой природе. А потом я окончательно понял, что человеческая душа – это главное, а ее не опишешь никакими формулами. Алгеброй гармонию не поверишь.

– Все равно переход выглядит довольно резким и кардинальным. Получается, смена ваших интересов зрела всю сознательную жизнь?

– В юности всегда знал, что буду заниматься физикой. Но при этом я читал довольно много и художественной литературы. А художественная литература – это и есть душа. Кроме того, еще в студенческие годы, работая над дипломом и сидя в библиотеках за книгами, я записывал свои впечатления, а потом из них получился рассказ. Я продолжал писать. А о чем писать? О душе. Потому что о каких-то внешних событиях мне было писать неинтересно. Гораздо больше меня занимали внутренние переживания, психологические взаимоотношения людей и их характеры.

Но потом до ухода в Церковь я писал все меньше и меньше. Все больше и больше читал. Причем был довольно забавный момент. Я только приехал жить в Ермолино, и как раз опубликовали сборник, куда были включены и мои рассказы. Отобрали их довольно давно, но издание сборника долго откладывалось из-за перестройки – нехватки денег и других проблем.

Возможно, Господь меня испытывал и спрашивал: «Может быть, все-таки не монахом? Вот, пожалуйста, можно литератором?» Но меня это нисколько не затронуло. Я не чувствовал себя в то время ни литератором, ни ученым. Уже тогда я любил молиться. Читал духовную литературу. Меня даже перестала интересовать художественная литература, потому что она затрагивает лишь психологический уровень. Тогда как духовная литература открывает глубины человеческого существа: души, и тела, и духа.

Самое большое наслаждение получал, когда читал Исаака Сирина, хотя было очень трудно пробиться – перевод сделан Феофаном Затворником языком девятнадцатого века. Но я получал необыкновенное наслаждение – мне действительно ничего больше не надо было, никакой художественной литературы. Именно этот интерес и сформировал все остальное. Монашество оказалось естественным шагом. Я понял, что это мой путь. Так оно и вышло.

– Вы помните свои переживания перед тем, как отречься от мира?

– В начале 90-х годов прошлого века на Великий пост я приехал в Ермолино. У меня были сильные душевные переживания, и мой руководитель профессор Немирко отпустил меня на все время поста. Я жил в двух километрах от села Ермолино в деревне Попадинки, где одна бабушка завещала церкви свой дом – туда меня и поселили. Пасха выдалась очень ранней. Был март. Рано темнело. Я приходил каждый день на послушание. Каждый вечер возвращался к себе, в темноте. Шел с Иисусовой молитвой очень спокойно и радостно. Когда ехал в Ермолино, размышлял о своей жизненной ситуации. Думал: может быть, что-то написать. Потому что часто бывает, когда человек пишет о каких-то своих переживаниях, то они уходят или слабеют. Но живя при церкви, занимаясь духовным деланием, почувствовал, что ни о чем писать и ни в какие переживания мне погружаться совершенно не хочется. Хотелось лишь читать Псалтирь и молиться. Я почувствовал настоящую любовь к молитве. Произошел некий завет с Богом. Не как у древних патриархов… никаких голосов я не слышал, но ощутил, что есть другая жизнь – жизнь с Богом, в Боге.

Происходит наполнение души, ощущается полнота жизни. Я почувствовал полноту жизни. И не хотел уже заниматься ни литературой, ни наукой – только молиться. Но все-таки на работе у меня были обязательства перед коллективом и руководством, и кафедрой, на которой я работал.

Мне нужно было завершить научную тему. Поэтому я тогда снова вернулся в мир, а потом через полтора года, завершив свои дела, снова приехал сюда. Но тоже подумал: верно ли было это мое чувство? Я решил пожить сначала просто так, исполнял послушания. И через несколько месяцев почувствовал зов, что надо дальше двигаться.

Как свеча загорается от свечи

Послушник Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения последних лет жизни великого старца Амвросия, когда к его хибарке в скиту притекала «вся Россия». Как свеча загорается от свечи, так и отец Анатолий принял от великого старца благодать старчества. Еще будучи его келейником, отец Анатолий проявлял благодатные дары прозорливости и любви.

Светлый лик отца Анатолия – это воспоминание оставалось у тех, кто посещал хибарку преподобного Амвросия, прося молитв и благословения великого старца. Вот что вспоминал иеромонах Варнава, живший у отца Анатолия в келейниках почти десять лет и вынужденный лишь по болезни оставить любимое послушание: «А уж как красив был батюшка Анатолий… ну прямо как ангел. Батюшка отец Анатолий был келейником у отца Амвросия и у отца Иосифа. Придешь, бывало, к отцу Амвросию, а отец Анатолий да как это отворит, да как-то посмотрит, да улыбнется, да обласкает…»

ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО АНТОНИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГО Преподобный отец наш Антоний призвание к монашеской жизни почувствовал ещё в детском возрасте. Основание иноческих подвигов он положил в Рославльских лесах, вместе со своим старшим братом, впоследствии игуменом Оптиной пустыни преподобным Моисеем. А затем, исполняя волю боголюбивого архипастыря — епископа Калужского Филарета, впоследствии митрополита Киевского,— оба брата отправились в 1821 году в Оптину пустынь для основания при ней уединённого скита. Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей — смирения, любви, отсечения своей воли и разума. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного вскоре присоединился и крест тяжёлой, длительной болезни ног. Более полугода старец не мог выходить из келлии. Но Господу было угодно возложить на святого ещё один крест: он был назначен настоятелем Малоярославецкого Черноостровского монастыря, духовная жизнь в котором оставляла желать лучшего. Преподобный Антоний так сильно страдал душой, переживая предстоящую разлуку с любимым скитом, что в этом состоянии сподобился видения ныне прославляемого епископа Митрофана Воронежского, который сказал ему: «Отец Антоний! Ты жил в раю, знаешь его, а теперь иди трудись, молись, не ленись». Управляя Малоярославецкой обителью, преподобный положил прочное начало её внутреннему устроению, а также окончил начатое его предшественником устроение внешнее. Изредка преподобный Антоний ездил в Москву по монастырским делам, где удостаивался архипастырского благословения и внимания Московского митрополита Филарета. Видя ухудшающееся здоровье отца Антония святитель ходатайствовал об увольнении его от непосильного послушания, и отец Антоний был уволен на покой и вернулся в любимый его сердцу Оптинский скит. В строгом подвиге преподобный стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собой. Одной духовной дочери преподобный писал: «Вы яко бы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а расточенное возвращать медицинскими средствами. Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детской покорностью к Отцу Небесному нести, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, только не лиши меня Небесного Твоего Царствия!» Как великий любитель безмолвия, преподобный Антоний желал уединённой жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии; «на молитву,— говорил он,— должно вставать поспешно, как на пожар»; но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душевное назидание. Будучи весьма строг к самому себе, он был отечески снисходителен к проступкам других; в советах и наставлениях крайне осторожен. Общее правило отца Антония, равно как и всех других духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием. В продолжении всей своей жизни преподобный жил не для себя, а для Господа и ближних. Он своей жизнью доказал, что и ныне возможны великие подвиги древних иноков, возможны и искреннее смирение, и искренняя христианская любовь, возможны и те высокие дарования, которыми сияли некогда святые отцы древности.

Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас! www.optina.ru

Господь помог моему произволению

Юноша твёрдо решил вести благочестивую и добродетельную жизнь, несмотря на различные искушения, и Господь помогал его произволению и ограждал чистую душу Родиона. Об одном из искушений он вспоминал: «Один мастер был хорош ко мне, но, уходя вечерами или праздниками домой, вел жизнь, очень неназидательную. Мне часто приходилось ходить или ездить к нему на квартиру, когда хозяин меня за ним посылал. Вся обстановка его домашней жизни отнюдь не согласовалась с хорошею нравственностью. И мне, в мои поездки к нему, приходилось наталкиваться на вещи и сцены, которая очень бы могли повредить моему устроенную, но я, по милости Божией, твердо держался правила не задерживаться у него более, нежели сколько было необходимо, во избежание соблазнов. Скажу ему, что бывало нужно от хозяина, да сейчас же оттуда опять домой. Господь помог моему произволению и сохранил среди этих искушений». Позднее, когда юноша сам станет мастером и хозяином артели, он будет заботиться о своих работниках, оберегать их от искушений.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».

С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.

Тесный путь испытаний и тягот

Духовное созревание происходит по-разному, и Господь сам промышляет о своих избранниках. Только через десять лет, в 1862 году послушник Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, отец Макарий благословил его обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. Так что к этому времени он был уже на послушании у преподобного Амвросия. И был одним из самых первых его учеников.

Эти десять лет были очень трудны для молодого послушника. Старец Макарий прозревал дары будущего старца и вёл его тесным путём испытаний и тягот, чтобы закалить подвижника и создать в нём доброе иноческое устроение.

Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келию, он там приберётся, наведёт чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келию, и нужно начинать всё с начала. Он смирялся, не возражал. Брал свои скромные пожитки: иконочки, войлок, книги и переходил на новое место жительство.

Но и это послужило к приобретению опыта. Позднее, в письме к одной из своих духовных воспитанниц, о. Анатолий сможет найти для монахини, искушаемой теми же неудобствами слова утешения: для того посылается это, чтобы помнила душа о том, где дом ее настоящий, вечный, и стремилась к Отечеству небесному. А «наградой» за терпение иноку стало окормление у великих оптинских старцев.

Все трудности терпеливо переносил инок и всемерно старался исполнять все наставления старцев. Согласно их наставлениям он не только не ходил по чужим кельям, но и к себе никого не принимал. Один новый обитатель скита, из военных, как-то очень расположился к отцу Анатолию и хотел побывать у него в келии. Приносил ему варенья, уговаривал, но тот, однако, никак не согласился нарушить старческую заповедь не ходить по кельям и не принимать гостей.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что он видел послушников, которые целый день проводили на послушании, в работе, а потом, став на молитву, исполнялись Божественного света. Эти слова сбывались на молодом послушнике. При его слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжёлое послушание на кухне. Эти физические труды были непривычны, а для отдыха оставалось совсем мало времени. Спал он мало, да и то на кухне, прямо на дровах.

6

Ваше Высокопреподобие!

Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка отец Исаия! Благословите!

Воображая приближающееся Пресветлое торжество — Рождества Христа Спасителя нашего, почему приятным долгом поставляю принесть Вам, моему отцу, чрез сии скудныя строки, усерднейше поздравление с Сим Великим Праздником, сердечно желая да по словам Преподобнаго Иоанна Лествичника наградит и Вас, прежде век Рождшийся Небесный Царь, Своими Благодатными Дарами!

Причем приношу Вам, батюшка, всечувствительнейшую благодарность мою с земным поклоном за присланной безценный дар — образа своего, которым восхищен был я до радостных слез! Батюшка отец игумен, получа оной и поставя у себя, спросил меня: узнаешь ли, кто это. Ответствую ему: ей, не знаю. Да и узнать никак бы нельзя, ибо я воображал Вас в том виде, в котором видел в 1818 году; и тут же пришел мне на память св. Климент Папа римский, которой своих родителей и братьев 24 года не видел: подобно и мы, хотя и в едином чине служим Господу, но лишены утешения друг друга видеть более 20-ти лет, о чем нередко скорблю и духом, но видно так Господу Богу угодно; в протчем, я премного утешен и сим, а может быть, и нас не лишит Господь свидания, якоже и преподобнаго Симеона, Христа ради юродиваго, со Иоанном Постником Своим прежде из шествия от временной жизни, каковаго утешения и нам молитвами их получити — буди, буди!

Вот, отче святый и возлюбленный мне, приближается к нам и Новый год! Премногие сотрудники наши оставили нас и переселились к нестареющему животу, а многие, держа Лествицы в руках, текут еще и возвышаются, обновляяся по вся дни в духе, а мы трое, подобно Единой Жене Марфе, ежедневно находимся в молве и в попечении мнозем, от чего, почти ежедневно, унывает во мне дух мой! Вы и батюшка отец игумен хотя во многом попечении находитесь, но того приобрести и от безмолвия едва ли можно кому, что приобретаете Вы от ежедневных трудов о благоустройстве обители братства; больши бо сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя, по слову Господню, что самое Вы, обои, с усердием выполняете, полагая душу свою за спокойствие и спасение братства. А я нерадивый ничем иным похвалиться не могу — только о немощех и о потере времени; есть ли образ жительства мой можно почесть за доброй, то оной похож на того насчастнаго путешественника, о котором упоминает св

Иоанн Лествичник, который несколько шедши по правому пути, совратился на неправой и попал в кал тинной, и из глубины коего к мимогрядущим взывал: братцы, Бога ради, не ходите вы этим путем, а то и вы, подобно мне запачкаетесь, от каковой предосторожности некоторыя уцеломудрившись спаслись; о, когда бы и меня молитвами нас благоволил Господь Бог из тины многих грехов вытащить и спасти, и для наступающаго Новаго года дух прав обновить во утробе моей, почему и Вы поспешите мне в помощь святыми своими молитвами, в надежде коих и остаюсь к Вам навсегда с сердечною любовию моею и истинным высокопочитанием нижайший послушник Ваш и богомолец многогрешный Иеромонах Антоний земно кланяюсь благословенную десницу Вашу целую моим истинным усердием

P. S. Батюшка отец игумен наш на краткое время, по крайней надобности теперь в отлучке до Москвы, откуда к празднику Р.Х. хотел возвратиться в обитель, но едва ли успеет, а Вам он оттуда хотел писать сам.

17 декабря 1838 г. Скит св. Иоанна Крестителя.

Доклады:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала

/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин

Личность игумена монастыря: опыт Оптинских старцев

/Собрание игуменов и игумений Белорусской Православной Церкви

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии

/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

Игумения Викторина (Перминова)

Общежительный устав как основа монашеской жизни

/Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии

23 сентября 2013

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала

/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси

/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин

Личность игумена монастыря: опыт Оптинских старцев

/Собрание игуменов и игумений Белорусской Православной Церкви

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии

/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

Игумения Викторина (Перминова)

Общежительный устав как основа монашеской жизни

/Съезд монашествующих Екатеринбургской митрополии

23 сентября 2013

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена

Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Ими же веси судьбами

Возможно, путь Алексея в Оптину был бы более длинным, но Господь «ими же веси судьбами» этот путь сделал более прямым и быстрым. Юноша искал вразумления в молитве и ждал более ясного указания воли Божией, что и случилось. И случилось, как и всегда, незаметно и естественно: как Илии Господь явился не в грозе и буре, а в тихом веянии ветерка, так и здесь воля Божия о поступлении его в обитель приблизилась в обычных обстоятельствах его жизни.

Алексей заболевает туберкулёзом, в те времена, болезнь эта считалась смертельной. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. И юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. По выздоровлении он отказался от службы. «Любящему Бога всё поспешествует ко благу», и вот уже Алексея с любовью принимает в 1853 году настоятель и старец Оптиной, преподобный Моисей.

2

Христос Воскресе!!!

Любезнейший мне Батюшка отец Исаиа!

С всерадостным праздником живоноснаго воскресения Христа Спасителя! вас, моего любезнешаго батюшку, имею удовольствие поздравить с желанием да в радости оной встретя светло торжествуя и воспоя посреде церкви того Чудеса!

Чувствую я, моя косвенность много оскорбляет ваше добродушие! Но для сего пресвелаго торжества кажется не только оскорбившим, но и ненавидящим вас должно простить вся,– воскресением! да с душевным миром обняв друг друга возопием: «Хритос Воскресе!»

В протекших трех месяцах нужны были труды для усовершенствования дел бахусовых, которыя поистинне были велики, и я почти все забыл, и то, что я — человек, пекущийся и сам не знаю для кого; но однако ж помнил, что я дал вам обещание писать, иногда мучился, что не успеваю исполнить моей обязанности, но все был отвлекаем чем-нибудь. Теперь же, найдя время и не теряя его, свидетельствую вам мое благодарение за ваше писание, кое, помнится, получил я в январе, от коего времени был я здоров и все в трудах от коих несколько поосвободился. Спасибо и батюшке отцу Тимофею: он нас посетил и погостил недели две, мы это время провели с удовольствием и посещению его были рады, ибо и братец Василий Иванович в то время совокупился паки со мною. Он теперь у нас конторщиком, а я по-прежнему подвальным, и живем довольно хорошо, а при том и покойно, вот и все, что хотел вам сказать.

Матушка наша Анна Ивановна с племянницей здоровы и свидетельствуют вам свое почитание и поздравляют вас с праздником живоноснаго Воскресения Христова; они путешествие свое до Москвы оставили до лета, а там может быть и опять до зимы. Братец Василий Иванович так же вам и Козме Дементьевичу кланяется. Впрочем, и я в заключении сего прошу ваших молитв и неоставления в писаниях, и остаюсь при засвидетельствовании моего усерднейшаго почитания, при крем имею долг быть вашим покорным братом А. Путилов. Усердно кланяюсь.

1815 г. Ростов 

Прошу засвидетельствовать любезнейшим моим: батюшке отцу Василию и Козме Дементьевичу мое усерднейшее почитание и поздравить их с настоящим прерадостным праздником, который желаю да в радости и во здравии препроводят!

Всего себя отдал на служение ближним

Великую любовь к людям показывают слова старца о паломниках в Оптину: «Можно ли оставить без участия и помощи добрые души людей, с чистым усердием и любовью стремящихся к Богу? Смотря на них, невольно радуется дух, — что их всех заставляет идти сюда за сотни верст? Иные оставляют семейства, малолетних детей на чужих руках и отправляются, находя себе здесь от мирских забот и попечений духовное утешение и отраду. Ни недосуг, ни непогода — ничто не останавливает их, не препятствует благой их цели; ради душевной пользы самый даже путевой труд служит им в утешение.

Да, слава Богу, есть и в наше время истинные рабы Божии, ищущие душевной пользы и спасения. Даруй, Господи, чтобы все они, по вере их, достигли своей цели и, возвращаясь от нас с назиданием душевным, выносили чистые мысли, святые желания для совершения добрых дел, прославляя Бога, подающего нашему скудоумию слово к душевной их пользе».

Старец всего себя отдал на служение ближним. Отец Иероним, келейник старца вспоминал:

«Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие, и уврачевать от страстей приходивших к нему, как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».

В Оптину Пустынь можно пойти трудником

В монастырь в Оптинской Пустыни многие едут, чтобы стать трудниками. Это люди, которые исполняют функции послушников и получают за это питание с проживанием. При этом трудники не обязаны в будущем стать монахами.


Оптинские старцы обычно на иконах изображаются вместе и возле монастыря. Фото: xn——7kcgdpwcjhbuvfbbomigdng8c1q.xn--p1ai

Всем, кто желает пойти трудником Оптину Пустынь, нужно:

  • не иметь вредных привычек;
  • взять собой паспорт.

Психически больные и бездомные трудниками быть не могут. Также стоит соизмерять свои силы, ведь придётся соблюдать режим и заниматься изнурительной работой. Лучше согласовать всё заранее по телефону, так как свободные места не всегда есть.

О семье земной

– Вы приняли монашеский сан зрелым человеком – вам было сорок. У вас была семья: жена и сын. Как они приняли ваше решение постричься в монахи?

– С женой мы к этому времени уже были несколько лет в разводе и практически не общались. Просто в какой-то момент наши жизненные пути разошлись – я пошел своим путем, она – своим.

Я тогда уже активно ходил в церковь. И в конечном итоге все эти обстоятельства привели меня к тому, что я принял монашеский постриг.

Возможно, со стороны это кажется геройством: бросил науку, не женился во второй раз, ушел в монахи. Но я рассматриваю свой путь не как геройский. Я просто чувствовал, что монашеская жизнь – это мое, а все остальное – не мое.

Я чувствовал тот завет, который сложился в моем сердце, помнил о нем и считал, что его нужно исполнить. И за столько лет я никогда не жалел о том, что избрал монашеский путь.

– После принятия монашеского сана как долго вы не общались с уже бывшей семьей? Удалось ли наладить взаимоотношения с сыном позже?

– Мы с сыном помаленьку переписывались в то время. Он тогда был отроком, рос. Позже он служил в армии, затем учился в университете – жил своей жизнью. Поэтому наша переписка становилась все реже и реже. Но с какого-то момента я был спокоен за сына и его жизнь.

Когда сын был маленький, у нас с ним были очень тесные взаимоотношения. Я проводил с ним много времени: по утрам отводил в детский садик, позже водил на фигурное катание. И он мне очень доверял.

Повзрослев, сын перечитал нашу переписку и почувствовал отцовскую любовь – как бы высокопарно или даже нескромно ни звучали эти слова (он как-то сам об этом сказал). Потом мы начали созваниваться. Он впервые приехал в Ермолино. Потом я его навещал. А при нынешних средствах связи: мобильных телефонах и интернете – можно общаться постоянно, даже через большие расстояния.

Сейчас у нас с сыном очень теплые и плотные отношения. И с его женой, и двумя их детьми – моими внучкой и внуком. Они всей семьей приезжали в Ермолино. Новый год встречали все вместе.

– А ваш сын обращается к вам за советами? В том числе за духовными?

– Да. Но это происходит не так, как обычно, когда люди приезжают специально посоветоваться. Мой сын по первому образованию – программист. А второе его образование – философское. И был период, когда много читал философских книг и мы многие вопросы с ним обсуждали. Хотя я не очень силен в философии. Но, во всяком случае, мы обсуждали непростые вопросы нашего бытия, в том числе я делился и своим духовным опытом.

А сейчас мы просто говорим по телефону, а если речь заходит о ситуациях его жизни, то говорю, как бы я поступил в той или иной ситуации. Причем не в качестве назидания или совета, а просто рассказываю о своем жизненном опыте. И часто в ответ слышу слова благодарности.

Жизнь в миру

О семье Путиловых уже было рассказано в житии старца Моисея. Об этом замечательном семействе мы знаем в основном из записок отца Антония, в которых он подробно повествует о своем детстве в родном доме. Родился Александр Путилов 9/22 марта 1795 года, в день памяти 40 мучеников Севастийских, в городе Романове Ярославской губернии. Он был слабым и болезненным ребенком, матери стоило больших трудов выходить его. Младший из шестерых детей Ивана Григорьевича Путилова, он, как и все дети, воспитывался в строгости, с ранних лет посещал богослужения, пел с отцом на клиросе. В записках отца Антония поражает, с какой точностью воспроизводит он детские впечатления.

Он описывает, каким уважением пользовалась семья Путиловых, в доме царил мир, между родителями никогда не возникало споров, тем более ссор, они жили душа в душу. Отмечая в воспоминаниях полное согласие между отцом и матерью, отец Антоний пишет: «Того не знаю, кто был участником в сватовстве, но одно твердо знаю, что Бог сочетает человеков». С любовью рассказывает он о своей матери — кроткая, терпеливая, она была молитвенницей за семью и детей, почти каждый день посещала церковь, часто, проснувшись ночью, дети видели маму склонившейся в молитве перед иконами. Детей она воспитывала строго, не потакая капризам. «Однажды стали ее хвалить за воспитание детей, вежливость которых и скромность нравились многим, а матушка на это в ответ сказала: «Слава Богу, дети у меня хороши, но, к сожалению, до хороших далече еще не дошли»», — вспоминал отец Антоний.

В благочестивой семье Путиловых Александр выделялся любовью к храму, богослужению, он вспоминал: «Я в то время имел необыкновенно тонкий слух, так что каждую ночь просыпался при первом ударении в колокол к утрени, и будил к оной родителей и братьев своих, говоря: «Дон-дон! Ангелы поют, вставайте молиться!» — что продолжалось несколько месяцев. Но когда увидел, что некоторые братья стали сердиться на меня за сие и не стали вставать, то и я, смотря на них, стал пренебрегать и подобно им погружаться в сон и спать без просыпа во всю ночь». Он очень любил бывать в церкви, священник, заметив его усердие к службе, пускал мальчика в алтарь, всегда давал ему просфору или антидор. Александр привыкал к строю богослужения, даже в играх он любил изображать батюшку: «…когда я дома у себя играл с детьми, сверстниками мне, то наряжался попом, т. е. вместо епитрахили надевал на шею полотенце, а на плечи платок в роспуск — вместо ризы; а вместо кадила брал мячик и привязывал к нему шнурок и кадил всех. А когда давали мне пряничек или яблочко, то я разрезывал оные на мелкие кусочки и, положа на тарелочку, раздавал вместо антидора и благословлял рукою…» На вопрос отца, кем он хочет быть, маленький Александр ответил, что священником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector