«строить будут после меня»
Содержание:
- Ранние годы[править | править код]
- воззрения
- Заявление о верности СССР
- основные сочинения →
- источники
- Епископская деятельность до революции[править | править код]
- После революции[править | править код]
- Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года
- Епархии и епископат Православной Российской Церкви на территории СССР к 29 июля 1927 года
- патологическая речь
- Православная Российская Церковь к 1927 году
Ранние годы[править | править код]
Родился 11 января в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.
В окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.
9 мая окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 назначен судовым священником на корабль «Память Азова».
В назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к Петербургской духовной академии. С 13 декабря назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».
В вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.
29 июля определен ректором Петербургской духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января — ректор той же духовной академии.
воззрения
митр. Сергий (Страгородский)
В случае митр. Сергия (Страгородского) налицо полное соответствие учения и жизненного пути. В его изложении нравственный монизм приобретает подчеркнуто аморальный смысл. Как до него Барух Спиноза и Фридрих Шлейермахер, митр. Сергий (Страгородский) понимает грех как чувство дискомфорта, внутренней раздвоенности. Поэтому если греховный поступок не вызывает этого дискомфорта, то и греха в нем нет. В этом смысле греха и зла в мире просто нет: нам лишь кажется, что он существует.
Для митр. Сергия (Страгородского) «раскаяние, покаяние имеет тот смысл, что благодаря возвышению человека к истине преступление осознается им как в себе и для себя преодоленное, не имеющее само по себе силы». Он всегда остается в рамках естественного объяснения: переворот в душе человека – это и есть прощение (оставление) грехов: «Благодаря этому перевороту в душе человека и грехи ему оставляются», оставляются в том смысле, что он сам оставил грех и больше не грешит. «Прежние грехи человек бросил и потому они ему не считаются,- вместо же греха у него теперь решение служить Богу».
Грех помнится, и потом грех забывается: «Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания». В этом и состоит, согласно митр. Сергию (Страгородскому), прощение греха: «Нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силукак бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека».
Митр. Сергий (Страгородский) рассматривает грех натуралистически и приходит к выводу о его неустранимости. Грехи, для митр. Сергия (Страгородского), неуничтожимы: «На последнем суде раскроется книга жизни каждого, и каждый даст ответ за всякое дело и слово, за всякую мысль, как бы ничтожна и мимолетна она ни была. Совершенного нельзя назвать несовершенным».
Поскольку митр. Сергий (Страгородский) отрицает всякое значение Христовой Жертвы, кроме воодушевляющего, то оказывается, что за грех нет и не может быть никакого удовлетворения: «человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех». Удовлетворение правде Божией митр. Сергий (Страгородский) отвергает как ненужное: «Причина наказания… не в необходимости как-нибудь удовлетворить правде Божией (ведь этого удовлетворения нет и после покаяния), а в том, что грешник не кается, продолжает пребывать во грехе и тем отчуждает себя от жизни Божией».
Все вместе это оставляет человека с его грехами без всякой сверхъестественной помощи Божией.
Избавиться от греха никак невозможно, но, учит митр. Сергий (Страгородский), можно узнать о милости: «Человек ничем не удовлетворил Богу за свой грех: милость Божию он только узнает, а не заслуживает». Милость же понимается митр. Сергием (Страгородским), как знание о том, что грех не имеет значения и веса, и следовательно, грех не препятствует спасению, а лишь приводит к большему смирению: «Совершенного греха нельзя назвать несовершенным. Но это раскрытие жизни для одних будет только источником смирения, только приведет их к сознанию незаслуженности помилования и тем еще теснее привяжет их к Богу; для других же обличение совести на суде принесет отчаяние и окончательно отторгнет их от Бога и царствия. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Кто куда направлен был душой, туда и поступает».
По системе митр. Сергия (Страгородского), грехи не прощаются, а остаются, и «спасение» происходит помимо их. Сама Христианская вера становится способом узнать, что грех не препятствует общению: «Вера во Христа является тем средством, чрез которое человек узнает волю Божию, то есть то, что содеянный грех отнюдь не препятствует сближению Бога с человеком, что Бог простил грех и все Свое домостроительство направляет к тому, чтобы как-нибудь возвратить к Себе греховного человека».
светская мистика
Мистика прошлого и настоящего у митр. Сергия (Страгородского) сводится к тому, что невозможно и не нужно лично предстоять пред Богом. Предстояние пред Богом, память о Боге, страх Божий не поддаются освоению в светских терминах, которые предлагает митр. Сергий, а только в христианских богословских, которые митр. Сергием отвергаются как схоластические.
Заявление о верности СССР
Стремясь убедить советские власти прекратить кампанию террора и преследований против Церкви , Сергий, и.о. патриаршего местоблюстителя , пытался искать пути мирного примирения с властью. 29 июля 1927 года он издал свою знаменитую Декларацию : энциклическое письмо, в котором он заявлял о безоговорочной лояльности Русской Православной Церкви Советскому Союзу и интересам его правительства. В нем он, в частности, заявил:
Декларация , вызвала немедленную полемику среди российских церковников, многие из которых ( в том числе многих известных и уважаемых епископов в тюрьмах и ссылке) сломала общение с Сергием. Такое подчинение СССР иногда уничижительно называют « сергианством », в честь митр. Сергия и его Декларации , и по сей день некоторые восточно-православные христиане, особенно истинно православные , считают ересью .
Позже некоторые из этих епископов примирились с Сергием, но многие все еще оставались в оппозиции к «официальной церкви» до избрания Патриарха Алексия I в 1945 году.
Сергий также сформировал Временный Патриарший Собор (позже названный Синодом ), получивший признание советского правительства. В 1934 годе Сергий приобрел более возвышенный титул « Блаженнейший , митрополит в Москве и Коломне » и в 1936 году, после ложного сообщения о митрополите Петра Крутицкого «s смерти в тюрьме (на самом деле, он был еще жив , пока его исполнение в 1937 г.) Сергий вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя . Несмотря на его заверения в том, что РПЦ не будет вмешиваться в светские дела и будет лояльной к государству, аресты и казни православного духовенства ГПУ, а затем и НКВД , разрушение православных соборов, церквей, икон, семинарий и т. Д. Были обычным делом. на протяжении 1920-1930-х гг. До немецкого вторжения 1941 года на весь СССР оставалось всего 4 епископа , которые не попали в тюрьмы и не были сосланы. Точно так же из 50 000 русских православных священников в 1918 г. к 1935 г. осталось только 500.
Патриарший местоблюститель Петр Крутицкий скончался в 1937 году.
Только после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Иосиф Сталин наконец начал сворачивать антирелигиозную кампанию , нуждаясь в моральной поддержке церкви во время войны. Рано утром 5 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя первоиерархами Русской православной церкви и пообещал некоторые уступки религии в обмен на их лояльность и помощь. Среди уступок — разрешение на открытие Московской духовной семинарии и академии , освобождение заключенных священнослужителей, возврат некоторого церковного имущества, в том числе знаменитой Троице-Сергиевой лавры . В свою очередь, Советское правительство поставило Церковь под контроль своих секретных служб.
основные сочинения →
источники
- Бабкин М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. — М.: Индрик, 2008.
- Виктор (Островидов) св. Новые богословы // Церковь. — 1912. — № 16. — С. 381-383.
- Виктор (Островидов) св. Ответы на пятнадцать вопросов ОГПУ. Публикация и вступ. статья о. Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. — 2006. — № 3(20). — С. 136–147.
- Виктор (Островидов) св. Письмо к ближним. Декабрь 1927 г // Польской Михаил о. Новые мученики Российские. — Джорданвиль, 1957. — Т. 2. — С. 75-76.
- Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. — М.: ПСТГУ, 1994.
- Дамаскин (Орловский) о. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. — Тверь: Булат, 1996.
- Данилушкин М. Б., Шкаровский Михаил. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
- Димитрий (Першин) о. Патриарх Сергий (Страгородский): миссионер, богослов // Приход. — 2008. — Декабрь. — С. 35–50.
- Елевферий (Богоявленский) митр. Неделя в Патриархии. — Париж, 1933.
- Еремина Вера. Из жизни патриарха Сергия // Альфа и Омега. — 1999. — №02 (20). — С. 196-206.
- Еремина Вера. Подвиг патриарха Сергия // Русский вестник. — 1991. — №16.
- Записка секретаря при Священном Синоде при Святейшем Патриархе Тихоне Н. Нумерова о состоянии Православной Церкви в России (Москва, 1/14 сентября 1921 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 115 об., 119 об.
- Иоанн (Разумов) митр. Святейший Патриарх Сергий (жизнь и деятельность). — М.: Петровский, 2013.
- Иоанн (Снычев) митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. — Сортавала, 1993.
- Левитин А., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
- Лосский В. Н. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 11.
- Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том I. От рождения до вступления на Уфимскую кафедру. 1863-1900 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк, 1956. — Т. 1.
- Никон (Рклицкий) архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Том III. Всероссийские церковные труды. 1904-1913 // Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. — Нью-Йорк: Северо-Американская и Канадская епархия, 1957. — Т. 3.
- Новиков М. Тупики православного модернизма. Критич. анализ богословия XX века. — М.: Политиздат, 1979.
- О положении Православной Церкви в СССР. газета «Правда» // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 57
- Одинцов М. Патриарх Сергий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
- Ответ Православной Русской Церкви на интервью митр. Сергия (Москва, 12 марта 1930 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 263 лист 58-66
- Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004.
- Патриарх Сергий и его духовное наследство. — М., 1947.
- Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
- Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров, 2009.
- Правда о религии в России / Ред. коллегия: митр. Николай (Ярушевич), митр., проф. Григорий Петрович Георгиевский, прот. Александр Павлович Смирнов. — М.: Московская Патриархия, 1942. — 456 с.
- Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — Париж: YMCA-Press, 1977.
- Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1996.
- Серафим архиеп. Письмо от 17 февраля 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 264 лист 124-125
- Серафим (Соболев) архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. — София, 1943.
- Сикорская Л. Е. Вятский исповедник. Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды. — М.: Братонеж, 2010.
- Сикорская Л. Е. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. — М.: Братонеж, 2008.
- Феофан Полтавский архиеп. О Декларации митр. Сергия Нижегородского (Письмо № 22)
- Фирсов С. Л. Время в судьбе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. — СПб.: Сатисъ, 2005.
- Andreev Ivan. Russia’s Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs. — Platina, Ca.: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1982.
Сноски
Епископская деятельность до революции[править | править код]
25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, епископ Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.
С 6 октября — архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.
С этого же года состоял Почетным членом Петербургской духовной академии. С 6 мая — член Святейшего Синода.
В марте назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде. 6 мая награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.
С 14 января , по просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета. (В книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство» на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см. «Церковные Ведомости», 1915, № 3, с. 26.).
После революции[править | править код]
В декабре 1917 года был избран членом Учредительного Собрания по нижегородскому округу. Участия в работе Собрания не принимал.
Участник Всероссийского Священного Собора — в Москве. С 10 августа архиепископ Владимирский и Шуйский. 28 ноября того же года возведен в сан митрополита. С епархией не управлял.
В январе митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс.
3/16 июня митрополит Сергий вместе с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерский) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) публично признает обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью в так называемом Меморандуме трех. Таким образом, с 16 июня по 27 августа пребывал в обновленческом расколе. Был членом Высшего Церковного Управления; принят по покаянии Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей Церкви. Чин покаяния, в отличие от такового, принесенного большинством прочих епископов, проходил публично, за литургией в день Успения в Донском монастыре.
Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года
60 |
Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ Викариатства: Владимиро-Волынское Коростенское Кременецкое Луцкое Острожское Полонское |
Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Леонтий (Матусевич), еп. Амвросий (Казанский), еп. (неопред.) Вдовствующая Вдовствующая(?) Максим (Руберовский), еп. |
61 |
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская Викариатства: Александровское и Мариупольское |
Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.) Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.) Антоний (Панкеев), еп. (закл.) |
62 |
КИЕВСКАЯ и Галицкая Викариатства: Бершадское Каневское Радомышльское и Чернобыльское Таращанское Уманское Черкасское и Чигиринское |
Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.) Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.) Василий (Богдашевский), архиеп. Сергий (Куминский), еп. (закл.) Георгий (Делиев), еп. Димитрий (Вербицкий), еп. Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.) |
63 |
КИРОВОГРАДСКАЯ и Александрийская |
Вдовствующая с 1926 г. |
64 |
Одесская и |
Никандр (Феноменов), митр. |
65 |
(Каменец)-ПОДОЛЬСКАЯ и Брацлавская Викариатства: Винницкое Проскуровское |
Амвросий (Полянский), еп. (ссылк.) Феодосий (Вощанский/Ващинский), еп. (ссылк.) Димитрий (Галицкий), еп. |
66 |
ПОЛТАВСКАЯ и Викариатства: Лубенское Пирятинское Прилуцкое Роменское |
Дамиан (Воскресенский), архиеп. Аркадий (Остальский), еп. (ссылк.) Вдовствующая Василий (Зеленцов), еп. (закл.) Николай (Пирский), еп. |
67 |
ХАРЬКОВСКАЯ и Викариатство: Сумское |
Нафанаил (Троицкий), митр. Константин (Дьяков), еп. |
68 |
ХЕРСОНСКАЯ и |
Прокопий (Титов), архиеп. (закл.) |
69 |
ЧЕРНИГОВСКАЯ и Нежинская Викариатства: Глуховское Городнянское Козелецкое Конотопское Стародубское |
Пахомий (Кедров), архиеп. (ссылк.) Дамаскин (Цедрик), еп. (ссылк.) Матфей (Храмцев), еп. Стефан (Проценко), еп. Иоанн (Доброславин), еп. (ссылк.?) Памфил (Лясковский), еп. (ссылк.?) |
Епархии и епископат Православной Российской Церкви на территории СССР к 29 июля 1927 года
В таблице представлены сведения о епархиях Российской Православной Церкви, находившихся на территории СССР, и о реальном присутствии на кафедрах епархиальных преосвященных к моменту издания Декларации 1927 г. Епископат, находившийся к июлю 1927 г. на покое, нами не учитывался. Нашей целью было дать единовременный срез состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г
При этом было важно понять, как церковно-административный статус того или иного епископа соотносился с его гражданско-правовым статусом свободного гражданина, заключённого, административно-высланного или подследственного. Именно такое соотнесение даёт нам реальную картину состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в рассматриваемый период
Такая постановка задачи обусловила наше обращение к двум типам источников (см. ниже). С одной стороны — к данным, так или иначе восходящим к делопроизводству Московской Патриархии тех лет, что дало возможность прояснить церковно-административный статус епископов. С другой стороны — к информации из следственных дел, что дало сведения о реальном местонахождении преосвященных. Современное состояние источников, работа по публикации и систематизации которых находится в начальной стадии, в будущем, возможно, потребует уточнения и корректировки некоторых наших данных. Но в целом общая картина состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г. в представленной ниже таблице воссоздана верно.
Принятые обозначения:
Прямым шрифтом обозначены епархии, предстоятели которых имели статус правящих архиереев (ЗАГЛАВНЫМИ буквами в их названиях отмечены епархиальные центры), курсивом — викарные кафедры. Полужирным и полужирным курсивом выделены имена преосвященных, которые находились в своих епархиях и имели возможность ими управлять. Рядом с именами остальных епископов в скобках мы постарались указать, насколько это возможно по современным источникам, причину их отсутствия в епархии: (закл.) — находился в заключении в тюрьме или в Соловецком лагере особого назначения, (ссылк.) — находился в ссылке, (удалён из еп<архии>) — не допущен в епархию в административном порядке. Пометка (неопред<елённо>) указывает на недостаточность или противоречивость имеющихся сегодня данных о судьбе того или иного преосвященного непосредственно на июль 1927 г.
Составлено по
Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769;
Епархии Русской Православной Церкви // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716;
Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/
martyrs1.htm?ans#work;
Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 957–996;
Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 910–956.
патологическая речь
ругательные слова
- теория
Тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или Православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни… Ведь, не от filioque католичество, а наоборот… Точно так же и Православие узнается не из его теоретического учения.
- юридизм
- Жизнь Церкви так сложилась, что вполне законное и вполне понятное применение к духовному развитию членов Церкви послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении.
- При правовом жизнепонимании, и нельзя понять, почему Слово Божие и вся отеческая литература с такой силой настаивает на том, что человек спасается только верой во Христа и только в церкви.
приемы патологической речи
- приемы цитирования
Свт. Серафим (Соболев) сообщает о неправильном методе митр. Сергия в пользовании святоотеческим учением, одностороннем и отрывочном приведении цитат без их связи с воззрением Святых отцов на совершение нашего спасения.
- библейская аллюзия
И бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19)
Православная Российская Церковь к 1927 году
29 июля 1927 г. исполняющий обязанности Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) и епископы образованного им Синода обратились к пастве Российской Православной Церкви с посланием, которое стало позднее известно как Декларация о лояльности советской власти. Издание Декларации о лояльности было итогом десятилетнего пути, пройденного Российской Церковью. Напомним, что к 1927 году Православная Российская Церковь находилась в ситуации, которую можно описать как ситуацию двух кризисов — кризиса легальности и кризиса легитимности церковного управления. Оба они, в конечном счете, были следствием политики советской власти в отношении Православной Церкви.
Кризис легитимности церковного управления поразил Российскую Церковь почти сразу после окончания работы Поместного собора 1917–1918 гг. Уже в начале 1919 г. в работе органов Высшего церковного управления (Священного Синода и Высшего церковного совета) принимали участие менее половины их членов, избранных Поместным собором. В 1921 г. трехлетний срок их работы истек, и для избрания новых членов должен был собраться новый Поместный собор, который однако в условиях острого противостояния с властью созвать не было никакой возможности. Ещё более отчетливым кризис легитимности церковного управления стал после кончины в 1925 г. Патриарха Тихона. Патриарх был последним церковно-должностным лицом, избранным Собором 1917–1918 гг. С его смертью необходимость созыва нового собора и урегулирование положения центрального церковного управления стала очевидна не только представителям высшего духовенства, но и широким слоям клира и мирян. Однако советская власть последовательно увязывала своё разрешение на созыв собора с “легализацией” Патриаршей Церкви, то есть с законной регистрацией её центрального и епархиального управления.
Такая регистрация отсутствовала у церковных органов с начала советской власти, но кризисной эта ситуация стала в 1922 г., когда власть осознала, что незаконность органов церковного управления может быть инструментом давления на иерархию. 8 мая 1922 г. московский трибунал в ходе процесса над группой духовенства, обвинявшейся в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей, провозгласил, что он “устанавливает незаконность существования организации, называемой православной иерархией”. В советской риторике определение “незаконный” тесно смыкалось с эпитетом “контрреволюционный” и само по себе было основанием для репрессий в отношении “незаконных” организаций. В случае с Патриаршей Церковью ситуация усугублялась тем, что права “законной” Православной Церкви власти предоставили обновленцам, зарегистрировав их органы церковного управления. Перед лицом репрессий и угрозы превращения Поместной Российской Церкви в обновленческое еретическое сообщество священноначалие Патриаршей Церкви стало рассматривать легализацию церковного управления не только как условие выживания, но и как необходимое условие нормализации церковной жизни через проведение нового Поместного собора.
Стремлением преодолеть взаимосвязанные “кризисы двух л” во многом была продиктована политика предстоятелей Патриаршей Церкви в 1922–1927 гг. Мы не будем здесь останавливаться на деталях этой политики. Напомним лишь, что 1927 год начинался для Церкви трагически. В конце 1926 г., после неудачной попытки провести так называемые “тайные выборы Патриарха” были проведены аресты самого заместителя Патриаршего местоблюстителя и ряда епархиальных преосвященных. Центральное управление Патриаршей Церкви, как и в 1922 — начале 1923 гг., было фактически парализовано. Острота ситуации заставляла церковноначалие искать пути к неотложному компромиссу с властью. Можно предполагать, что когда митрополит Сергий был в тюрьме, между ним и представителями советской власти были достигнуты договорённости, предполагавшие взаимные уступки.