Новоспасский монастырь

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная

Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов. Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают. В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр. Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь». В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

празднование дня иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря);празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);День памяти священномученика Павлина (3 ноября);празднование иконы Божией Матери Смоленская (10 августа).

Настоятели, наместники

  • Иоанн I (1330 — 1346)
  • Петр (1346 — 1353)
  • Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
  • Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
  • Симеон (1382 — 1382)
  • Сергий I (1389 — 1389)
  • Игнатий (1389 — 1404)
  • Феодосий (1404 — 1404)
  • Матфей (1404 — 1404)
  • Иларион (1406 — 1406)
  • Савва (1410 — 1410)
  • Трифон (1453 — 1462)
  • Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
  • Герман (1474 — 1474)
  • Елисей (1483 — 1488)
  • Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
  • Савва (1526 — 1530)
  • Феодосий (1539 — 1542)
  • Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
  • Никифор (1554 — 1558)
  • Галактион (1558 — 1565)
  • Антоний (1565 — 1568)
  • Вассиан II (1569 — 1575)
  • Свт. Иов (1575 — 1581)
  • Иоаким (1581 — 1589)
  • Сергий II (1589 — 1589)
  • Сильвестр (1589 — 1598)
  • Закхей (1598 — 1599)
  • Сергий III (1599 — 1606)
  • Евфимий I (1610 — 1613)
  • Иосиф I (1613 — 1619)
  • Нифонт II (1623 — 1623)
  • Лаврентий I (1627 — 1629)
  • Митрофан (1629 — 1629)
  • Тихон I (1630 — 1631)
  • Иосиф II (1631 — 1637)
  • Лаврентий II (1638 — 1638)
  • Иона (1639 — 1645)
  • Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
  • Никон II (1649 — 1654)
  • Питирим (1654 — 1655)
  • Сергий IV (1656 — 1656)
  • Иосиф III (1658 — 1663)
  • Прохор (1663 — 1664)
  • Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
  • Нифонт III (1674 — 1697)
  • Макарий I (1674 — 1681)
  • Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
  • Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
  • Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
  • Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699 — 1701)
  • Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
  • Иоасаф II (1702 — 1710)
  • Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
  • Моисей (1711 — 1714)
  • Арсений (1715 — 1716)
  • Сергий V (1716 — 1720)
  • Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
  • Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
  • Феофил (1730 — 1732)
  • Иларион II (1733 — 1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
  • Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 )
  • Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
  • Симон (Лагов) (1764 — 1769)
  • Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
  • Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
  • Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
  • Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
  • Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
  • Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
  • Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
  • Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
  • Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
  • Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
  • Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
  • Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
  • Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
  • сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
  • Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
  • сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
  • сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)

История иконы Всецарица

Основная икона Божьей Матери, названная как Всецарица, или Пантанасса, находится в Греции в Ватопедском монастыре с XVII века. Расположена в соборном храме слева от царских ворот.

По размеру икона небольшая. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках. Богородица восседает на троне, за которым расположились по обеим сторонам два ангела, благоговейно осеняющие своими крылами Пречистую Деву. Младенец Иисус находится на руках у Богородицы, держит в левой руке свиток, а правой посылает благословение.

Согласно церковным преданиям, первое чудо от иконы Всецарицы случилось в древние времена. Юноша, не имеющий веры и занимающийся колдовством и магией, что признается церковью как грех, решил совершить колдовской обряд перед иконой Божьей Матери, которому не суждено было свершиться. Во время его бормотания лик Девы Марии озарило яркое сияние. Этот свет наполнился необычной силой и откинул грешника от иконы очень далеко. Молодой человек испугался и решил раскаяться в своем поступке перед служителями этого храма и принять монашество, чтобы служить при церкви на Афоне.

Это событие было воспринято как чудо от святого образа, которое привело заблудшую душу к покаянию и вере. На этом чудесные события от иконы Всецарица не заканчиваются. Люди, обращающиеся за помощью к образу Богородицы в этом храме стали свидетельствовать о чудесном исцелении от недуга в виде злокачественной и доброкачественной опухоли.

Рак — это не новая болезнь современного времени, а проблема, с которой люди сталкивались еще в XVII веке, но медицинского лечения как такового еще не было. Больные обращались с молитвой к Богоматери, которую считали единственным спасением. Кто молил искренне и всей душой получали исцеление, о чем свидетельствуют записи в церковных книгах монастыря в Ватопеде на Афоне.

С иконы стали делать многочисленные списки и рассылать по миру, чтобы большее число людей, больных раком, или их родные имели надежду на исцеление, обращаясь к образу Всецарицы.

Появившись в России, икона Божией Матери Всецарице тоже явила чудо. Оздоровление детей в онкоцентре в Москве стало диагностироваться чаще с появлением иконы, потому что медики сами констатировали такой феномен, поясняя, что препараты не могут обеспечить такого результата.

Подтверждением того, что икона чудотворная, является факт того, что образ стал мироточить в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм наполнился благоуханием от нескольких капель. Повторно было замечено, что икона мироточит на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подобные знамения укрепили дух верующих и молящихся о выздоровлении от рака и других недугов.

Первое избавлением от болезни, точнее, от наркотической зависимости, молодого человека — это начало чудесной помощи от иконы Всецарица в России. Благая весть передавалась по Москве из уст в уста и людей, желающих прикоснуться к святыне и помолиться о своей беде становилось больше. Икону было решено перенести в храм Всех Святых и периодически доставлять ее обратно в детский центр для совершения богослужения и духовной помощи болеющим и их родным.

История написания списков с иконы Божьей Матери Всецарица для Москвы на этом не заканчивается. В 1997 году чудотворный образ Богородицы появился в Новоспасском монастыре. Икона имеет такое же свойство мироточить и помогать отчаявшимся, молящимся с особым чувством веры, исцелиться или получить облегчение в болезни.

В Московской области есть еще один список Всецарицы — находится в городе Серпухове в женском монастыре Владычном. Зафиксировано, что этот образ мироточил 30 раз, что является настоящим чудом.

История создания обители

Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.

Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.

Экскурсии по обители

Самостоятельно осмотреть храмы монастыря можно только во время утренней и вечерней служб, которые традиционно проходят в 8:00 и 17:00 с понедельника по субботу и в 7:00, 9:00 и 17:00 по воскресеньям. Также при обители работает экскурсионная служба. После предварительного заказа ее сотрудники подробно расскажут посетителям об истории и архитектурном ансамбле святилища и познакомят их с экспонатами монастырского музея. Продолжительность осмотра составляет 40-60 минут, а стоимость равна 600 RUB для взрослого, 500 RUB для студента и 400 RUB для школьника.

Также на территории монастыря можно посетить книжную лавку, где продается разнообразная литература по религиозной философии, богословию, религиоведению, культуре, истории, искусству, а также жития святых и мучеников.

Важно соблюдать правила посещения обители. Женщинам следует обязательно покрыть голову платком или шалью

Запрещено заходить в здешние храмы в коротких шортах, мини-юбках и одежде, открывающей плечи.

История монастыря с момента основания до XIX столетия

В XIII столетии монастырь находился гораздо южнее того места, где он стоит сегодня. Основанная князем Даниилом обитель располагалась на правом берегу реки, возле земляного вала, защищавшего подходы к городу с южной стороны.

Сын князя Даниила — Иоанн I Калита принял решение перевести братию ближе к Кремлю и построил кельи и соборный храм на Боровицком холме. Из-за нового места обитель получила имя «Спаса на Бору». В ее храмах совершали молитвы великий князь и его близкие. Кроме того, в монастыре жили приезжавшие в Кремль архиереи.

При Иоанне III кремлевскую территорию начали перестраивать. Земли, которые занимал старый монастырь, запланировали использовать для новых построек, поэтому обитель убрали из центра города и разместили на Крутицком холме, дав ей новое имя — «Новоспасская».

Схема Новоспасского монастыря

Царь Иоанн IV Грозный распорядился укрепить монастырь, чтобы он мог защитить город в случае войны. За несколько лет церкви и братские корпуса окружили деревянным частоколом и земляными валами. Монастырь превратился в мощную крепость, и ему пришлось несколько раз встречать атаки неприятеля.

Во время набегов крымских татар оборону на Крутицком холме вели стрельцы, отгонявшие врагов выстрелами из пушек и ружей. Монахи тоже не сидели сложа руки. Они варили смолу, которую потом выливали на головы наступающих с высоких монастырских стен.

Во время правления царя Михаила Федоровича монастырь начал получать большие денежные пожертвования и дары: редкие книги и дорогие иконы, роскошную церковную утварь и обширные участки пахотных земель. По старой традиции царь и члены его семьи регулярно ходили на Крутицкий холм, чтобы помолиться в монастырских храмах.

Вид монастыря с Крестьянской площади

Каменное строительство в монастыре началось в 40-е годы XVII века, когда Московские земли оправились от последствий польского-литовского разорения. Вокруг обители возвели мощные каменные стены и построили величественный Преображенский собор.

Как и некоторые другие монастыри Москвы, при нашествии Наполеона Новоспасскую обитель разграбили и сожгли французские войска. Солдаты даже хотели взорвать большой соборный храм, но этого не случилось. После Отечественной войны старинный монастырь пришлось восстанавливать в течение трех десятков лет.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить. На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям). Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский. В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Юрьев монастырь Великий Новгород

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли. А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Внутреннее убранство монастыря

Внутренняя высота храма от пола до купола составляет 36 метров. Пол храма выложен массивными чугунными плитами. Красочная узорчатость и причудливость архитектурных деталей внутреннего убранства собора, идущие из русской древности, контрастируют с внешней строгой торжественностью.

Внешне собор очень похож на Успенский собор в Московском Кремле. Росписью храма в 1689 году занимался приглашенный из Костромы знаменитый мастер иконописи и росписи фресок Гурий Никитин. В росписи сводов галереи монастыря есть генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых.

Этот род подарил Вселенской Церкви 63 святых. Все цари на этом древе изображены в полный человеческий рост. Еще очень показательно и совершенно необычно для православных храмов то, что паперть украшают изображения десяти античных философов (в их числе Аристотель, Платон и Гомер).

Величественный пятиярусный иконостас устроен по древнерусской церковной традиции. Сам иконостас установлен не так давно, взамен старинного, разрушенного в лихие времена богоборчества. Иконы в нем все древние, посреди него – Христос спаситель в образе Вечного архиерея.

Островок спасения

На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.

Общественное значение

Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.

Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.

В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.

В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.

При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.

Монастырский сад

Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.

Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.

Монашеский труд

Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.

На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.

В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.

13-15 века

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

Схема проезда к монастырю на машине, общественным транспортом

Как доехать до обители на общественном транспорте, можно увидеть из таблицы:

ЦПКиО (Парк Горького) Аэроэкспресс Москва-Домодедово ТК «Город» ТРЦ «Семёновский» ТРЦ «Филион» ТК «Город»
Автобус-БЧ Автобус 106, трамвай 35 Автобус 759, 106, 156 Автобус-М3, 40, БК Поезд — КУРСКОЕ Трамвай 12
36 мин 20 мин 64 мин 62 мин 95 мин 36 мин

Ближайшие остановки общественного транспорта и расстояние до монастыря:

Новоспасский Мост Динамовская Улица Улица Гвоздева Дербеневская Набережная Пролетарская
528 м 227 м 537 м 818 м 539 м

От метро «Крестьянская застава», «Пролетарская» пешком дойти до монастыря можно за 10 мин. Дойти 3-м Крутицким переулком до Новоспасского моста, это примерно полкилометра. Уже от перекрестка видна невероятной красоты высочайшая стрела Новоспасской колокольни, будто парящая в синем небе.

Кроме того, на речной причал «Новоспасский мост» можно приплыть на прогулочном теплоходе по Москва-реке.

15-17 века

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.

Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

Испытания в сложные периоды

Серьезным испытанием монастыря стало вторжение в Россию Наполеона. Французские солдаты разграбили храмы, перевернули вверх дном акрополь, пытали иноков, надеясь найти спрятанные сокровища. Под Преображенским собором вырыли ямы для взрывчатки, пытаясь взорвать храм, но не успели. Раны, нанесенные войной, монастырь залечивал до 1840 года.

После революции 1917 года монастырь закрыли, монахов прогнали, монастырь превратили в женскую тюрьму. Революционные солдаты напрасно перерыли акрополь второй раз: французские грабители еще до них опустошили могилы.

В храме устроили бараки для уголовников и политзаключенных. В годы репрессий здесь расстреливали заключенных, заставляя самих рыть могилы. В 1918 году в монастыре расположилось Главное управление местами заключения. Здания передали в распоряжение НКВД – здесь хранили архивы и конфискованную мебель. В Никольском храме устроили картофелехранилище. Строения ветшали, и новая власть намеревалась взорвать монастырь, но планам помешала Великая Отечественная война.

После войны в церкви устроили санпропускник – душевую с вошебойкой – в помощь расположенной рядом таганской тюрьме. Позднее санпропускник приспособили под вытрезвитель.

В 1968 году в монастыре начались реставрация. В 1991 году Новоспасский монастырь возвращен Русской православной Церкви. 23 марта 1991 года в обители прошла первая божественная Литургия и постепенно наладилась монашеская жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector