Чем знаменит новоспасский монастырь? усыпальница романовых и княжна тараканова
Содержание:
- Осмотр останков царя
- Цена билета
- Стоимость билетов в Петропавловский собор
- Комендантское кладбище
- Стратегический и духовный форпост Балтики
- Здание Петропавловского Собора
- Перезахоронения[править | править код]
- Пролог
- Стратегический и духовный форпост Балтики
- Помазанник Божий
- Литература
- Романовы
- Характер и здоровье царя
- Великокняжеская усыпальница
- Заключение
- Подведем итоги
Осмотр останков царя
Напоминал обычное монашеское погребение внутренний вид гробницы, где похоронен Иван Грозный. Фото его захоронения можно увидеть в нашей статье. Царь покоился в скромном одеянии монаха (схиме) и был завернут в черное покрывало. Однако ткань его сохранилось только частично – фрагменты на груди и около головы. Видно было, что параманд был покрыт богатой вышивкой, на которой изображалось распятие Иисуса на Голгофе.
С левой стороны от изголовья царя стоял кубок голубого цвета, изготовленный из дорогого венецианского стекла. Скорее всего, в нем хранилось миро. Царевич Иоанн был захоронен в светском одеянии, а мощи обоих сыновей были завернуты в богатые покрывала из шелка с золотистыми цветами.
Саркофаг царя был сильно поврежден, почти по всей поверхности имелись трещины. Некоторые из них доходили до 3 см. Кроме того, материал саркофага был сильно увлажнен, что также способствовало его разрушению.
Скелет царя занимал правильное анатомическое положение (за исключением поврежденной стопы). Левая рука была согнута в локте и покоилась чуть ниже груди. Другая рука была также согнута в локте, но поднята к голове и повернута ладонью к лицу.
Саркофаг сына Ивана (1554-1581) сохранился гораздо лучше. Скелет царевича имел правильное анатомическое положение. При погребении Иван был одет в дорогие наряды, частично сохранившиеся на его останках. По непонятной причине его тело было во многих местах обвязано крест-накрест шнуром.
Протоколы вскрытия саркофагов Федора Ивановича (1557-1598) и Скопина-Шуйского, бывшего славным полководцем, гордостью России (по одной из версий его отравили по приказу царя Василия Шуйского), не представлены широкой публике.
Цена билета
Вход на территорию Царских гробниц платный. Взрослые посетители платят 2,5 евро, а дети до 4 лет могут зайти бесплатно.
Возле входа в некрополь расположен единственный на территории некрополя туалет, его можно посетить бесплатно.
В кассе посетители могут приобрести сувениры на память и информационные брошюры, которые помогут лучше сориентироваться на местности.
На территории комплекса больше не предоставляются никакие услуги, торговых киосков возле некрополя нет, поэтому посетителям желательно захватить с собой воду и, при необходимости, перекус.
Около входа в погребальный комплекс размещена большая карта-стол, на которой отмечено расположение всех гробниц. На нее стоит взглянуть, чтобы потом было проще ориентироваться на местности.
John Miller
Стоимость билетов в Петропавловский собор
Так как Петропавловский собор является музеем, вход на его экспозиции платный. Стоимость посещения собора и усыпальницы:
- для взрослых — 550 руб.
- для учащихся — 300 руб.
- для пенсионеров — 250 руб.
Также есть возможность приобрести комплексный билет, охватывающий 8 экспозиций, 2 из них — Петропавловский собор с усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона посещаются с экскурсией.
Стоимость комплексного билета:
- для взрослых — 750 руб.
- для учащихся — 400 руб.
- для пенсионеров — 300 руб.
Также можно подняться с экскурсией на колокольню, цена билетов — 250/150/150 руб. для соответствующих категорий.
Перед посещением Петропавловского собора стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея истории Петербурга.
Константин
Комендантское кладбище
Возле Великокняжеской усыпальницы и за Петропавловским собором находится комендантское кладбище — одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга.
На кладбище покоится прах комендантов Петропавловской крепости, скончавшихся на своём посту.
Первая траурная церемония на кладбище состоялась в 1720 году в присутствии Петра I — похороны близкого сподвижника царя — генерал-лейтенанта русской армии Р.В. Брюса.
Последнее погребение было произведено в 1914 году – генерала от инфантерии, генерал-адъютанта В.Н. Данилова.
Кладбище пострадало во время Великой Отечественной войны. В 1960-1980-е годы на его территории были проведены археологические раскопки и восстановлены поврежденные надгробия комендантов 18 века.
Вся территория кладбища спланирована в трех уровнях, соответствующих хронологии захоронений: надгробия 18 века расположены в центре на самом нижнем уровне; захоронения 19 века — на среднем уровне в южной части кладбища; могилы 20 века — на современном уровне, в северо-западной части кладбища.
Всего на территории кладбища расположены 19 захоронений.
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
Здание Петропавловского Собора
Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).
Декор окошек Петропавловского собора
Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.
Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)
Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.
Интерьер Петропавловского собора
Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.
Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.
Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.
Иконостас собора
Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур.
Скульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)
Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.
Царские врата иконостаса
Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.
Богоматерь иконостаса (фрагмент)
Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.
Кафедра проповедника
Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.
С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.
Это интересно: Ботный дом
Перезахоронения[править | править код]
Список похороненных в Петропавловском соборе, чьи останки были впоследствии перенесены
Прах Александры Георгиевны в 1939 году был перенесён в Грецию (королевское кладбище Татой), надгробие над пустой гробницей осталось в соборе. Захоронения остальных перечисленных в этом списке членов императорского дома после постройки в 1908 году рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы были перенесены в неё из собора.
- Александра Максимилиановна Лейхтенбергская (1840—1843), княжна Романовская, дочь Марии Николаевны
- Александра Николаевна (1825—1844), великая княжна
- Мария Николаевна (1819—1876), великая княжна
- Сергей Максимилианович, герцог Лейхтенбергский (1849—1877)
- Александр Владимирович (1875—1877), великий князь, сын Владимира Александровича
- Вячеслав Константинович (1862—1879), великий князь
- Александра Георгиевна (1870—1891), великая княгиня
- Константин Николаевич (1827—1892), великий князь
- Наталия Константиновна (р. и ум. 1905), княжна императорской крови, дочь Константина Константиновича
Пролог
28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.
Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.
В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.
Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…
Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.
Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.
Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.
Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.
Василий Шуйский
Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь
И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.
Стратегический и духовный форпост Балтики
Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.
В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.
Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.
Помазанник Божий
Невозможность погребения русских правителей в обычной могиле объясняется не только желанием продемонстрировать преемственность византийских традиций, но и божественной природой царской власти. Как писал православный философ и богослов Павел Флоренский, в русском сознании самодержавие – не юридическое право, а «явленный самим Богом факт».
Царя считали помазанником Божьим. Не народ, а Сам Бог облекал его властью на земле. На протяжении веков отношение к царю как к Помазаннику Божьему зиждилось на чувстве глубокого уважения и любви. Пойти против царя означало пойти против Бога – и это было величайшим грехом. В народе говорили: «Бог – на Небе, Царь – на земле», «Всё во власти Божьей и Государевой», «Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит».
Во время коронования царь молил Отца Небесного ниспослать мудрости и стойкости, чтобы управлять государством на благо народа. Как Помазанник Божий он получал благодатные дары, входил в алтарь через Царские врата и причащался перед Святым престолом вместе со священниками. Всё это для простого смертного недоступно и сегодня – никто из прихожан не может войти в алтарь и причаститься у Святого престола.
Литература
- Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
- Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
- Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
- Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
- Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
- Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
- Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
- Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
- он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
- он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
- Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
- Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
- Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
- Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
- Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
- Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
- Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
- Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
- Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
- Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
- Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
- Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
- Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
- Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
- Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
- Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
Романовы
После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.
Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.
Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.
Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.
Характер и здоровье царя
Согласно заключению историка Н. Карамзина, царствование Ивана Грозного отличалось мудрым правлением в первой половине и беспощадной тиранией во второй. Из-за необъяснимого постоянного предчувствия смерти государь проявлял ужасную жестокость и даже садистские наклонности. Он часто был несправедливым, предпочитал устраивать суд и пытки самостоятельно.
Царь осознавал свою жестокость и многочисленные грехи, поэтому принял решение принять посмертный постриг и заранее выбрал место своей могилы, где и похоронен Иван Грозный. Согласно заключениям историков, его характер стал более жестоким после смерти первой жены Анастасии, от которой у него было 2 сына: Иван и Федор. Во второй половине 16 века в России и в Москве в частности началась эпидемия сифилиса, которая охватила перед этим и все европейские государства. Многие ученые приписывали царю черты сластолюбия и похотливости. Он еще много раз женился и при этом постоянно прелюбодействовал. По свидетельствам современника Дж. Гарсея, Иван Грозный хвастался тем, что «растлил много девиц и лишил жизни многих своих детей».
Поэтому многие ученые высказывали подозрения, что у царя был сифилис, акцентируя внимание на некоторых данных летописей и на свидетельствах его современников. Лечение данной болезни в те годы проводили при помощи сулемы, содержащей ртуть
Она оказывает негативное влияние на весь организм, включая нервную систему, вызывая состояние тревожности, психического перевозбуждения, пугливости. Такое лечение способствует появлению припадков эпилепсии, внезапных вспышек ярости. Все эти данные мог подтвердить или опровергнуть анализ останков из погребения, где похоронен Иван Грозный.
Великокняжеская усыпальница
К концу 19 столетия
храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведениеВеликокняжеской Усыпальницы , соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной какХрам Св.Александра Невского .
Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора
Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато
. Здесь можно видеть и сердобольскийгранит , и белый итальянскиймрамор , темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.
Усыпальницу окружили чугунной решеткой
, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.
Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу
Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер
. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище13 великокняжескихРомановых . Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.
После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции
. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооруженияИсторическому музею , и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.
В 90-е годы 20 столетия
захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князьВладимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).
И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный
, а по средам — выходной. В другие же дни собор работаетс 10.00 до 18.00 .
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Заключение
Результаты вскрытия могилы Ивана Грозного, а также его саркофагов сыновей и князя Скопина-Шуйского дали ученым множество интересных материалов. Исследования останков показали, что ни один из этих четырех великих мужей не был отравлен мышьяком. Сын Федор и князь Скопин-Шуйский также не были отравлены препаратами с ртутью. Механические повреждения на костях всех четырех скелетов не зафиксированы. Вопрос о смерти сына Ивана в результате нанесения черепно-мозговой травмы его отцом остался открытым. Ясно, что молодой царевич умер не в момент удара, а значительно позже, когда рана уже зажила. Но сыграла ли она какую-либо роль в последующей болезни, установить не удалось.
По поводу обнаруженного многократного превышения ртути в останках Ивана Грозного и царевича Ивана нет единой версии. Такие результаты исследований могут свидетельствовать об отравлении. Также они могут говорить о лечении этих людей препаратами, содержащими ртуть.
Подведем итоги
Петропавловская крепость на Заячьем острове — исторический центр города. На маленьком островке в дельте Невы в 1703 году была заложена Петропавловская крепость, охраняющая выход в Балтийское море.
В составе крепости такие архитектурные памятники и достопримечательности разных лет как крепостные сооружения,Артиллерийский Цейхгауз и инженерный дом,Гауптвахта и «плясовая площадь»,Комендантский дом, Монетный двор,Ботный домик,Петропавловский собор с великокняжеской усыпальницей музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко и т.д.
Режим работы: с 10.00 до 18.00, во вторник с 10.00 до 17.00. Выходной — среда
Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3,
Телефон:
Еще несколько мнений
Краш Основа, вместе с Кронверком, начало города. Про собор, наверное, нет смысла большого говорить, очень понравился дом коменданта, тюрьма само собой, выстрел в полдень — все как надо. Ввели новшество для сборных групп, теперь выдают индивидуальные наушники, так что нет гвалта и не боишься отойти от «своего» экскурсовода, удобно.
Молотков Большой и капитальный музей. Есть единый билет.
Джей Интересная крепость, как внешне, так и внутри. Очень понравился собор с усыпальницей наших Царей. Неплохие музеи на территории. Вот только с погодой не повезло, а так все отлично.
Илья Известнейшая достопримечательность. Очень красиво. Ну а о ночной подсветке можно и не говорить.
Оустер Место во всех отношениях замечательное, одна царская усыпальница чего стоит. Билеты отдельно на каждую территорию. Что-то подновляется. Побродить по казематам очень атмосферно. Попадаются, конечно, полоумные бабуськи на входе. Но даже это не может испортить общего положительного настроя.
Лариса Часто гуляем здесь с детьми!) Очень приятное место, красивое!) Церковь Петра и Павла на ее территории- очень красивая! А еще есть одна достопримечательность- это заяц , которого можно увидеть с мостика, туристы любят кидать в него монетки!))
Алув В выходные (были в сб.) в 12:00 после двойного выстрела из пушек, начинается увлекательное представление «развод караула» на 15 минут. Под весёлый мотивчик барабанов ребята синхронно маршируют в разные стороны выделывая классные трюки карабинами. В конце сюрприз