Старец николай гурьянов

Бог и душа

Приехав сюда никому не известным священником, возбуждавшим подозрения у неверующего населения, через несколько лет он снискал искреннее и глубокое уважение рыбаков. Поселившись вместе с матерью в самом крошечном домике на окраине поселка, он служил один, своими силами ремонтировал церковь, латал и перекрывал кровлю, пек просфоры, а в свободное время, не ожидая просьбы о помощи, появлялся на пороге домов тех, кто больше всего нуждался в поддержке. Семьи рыбаков подолгу оставались без кормильцев. Незлобивый и кроткий, батюшка выполнял работы по хозяйству, оставался с детьми, помогал престарелым и немощным. Многие с благодарностью вспоминали потом его заботу о семьях, где хозяин выпивал. Отец Николай мог, например, вынуть бутылку у пошатывающегося мужичка и тут же разбить ее: его тихое слово покорно принимали люди, казавшиеся безнадежно опустившимися.

В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли. Но однажды, когда вещи были уже уложены, его остановил детский голос — крошечный ребенок, почувствовав его грусть, вдруг горячо попросил его не уезжать. Батюшка принял детские слова, как изъявление воли Божией и напоминание об указании служить здесь, данном ему через старца. Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.

Наконец, «сухая почва» дала всходы. Отношение рыбаков к батюшке обнаружил следующий эпизод: когда одна жительница поселка под давлением уполномоченных написала донос на отца Николая, грозивший ему новым заключением, рыбаки выразили ей единодушное порицание — никто из вернувшихся с лова не положил по обычаю на ее тарелку рыбы. С этого времени в церковь потянулся народ. Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним. Батюшка всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.

Несостоявшееся студенчество

При Советском Союзе Непорочный отучился в педагогическом техникуме. Затем он поступил в институт, однако его отчислили из него, после того как он выступил чтоб не закрывали одну из церквей, которая находилась у них в городе. Николай очень сильно расстроился, что его исключили из института. После этого случая за ним начали наблюдать органы ГПУ.

Гурьянов чтоб не умереть с голода стал преподавать частные занятия по биологии, математики и иные предметы в которых он имел достаточные знания. Однако основной её отдушиной был храм. Он служил псаломщиком во многих Ленинградских церквях.

 Николай Алексеевич Гурьянов

В семье обеспеченного торговца из села Чудские Заходы родился будущий старец Николай Алексеевич Гурьянов.

Тогда это был  Гдовский уезд Петербургской губернии. 

Его отец Алексей Гурьянов был владельцем торговой лавки, а его мама —  Екатерина, была сельской крестьянкой. 

Места, где был рождён Николай, особенные – в их окрестностях когда-то проходила великая битва, исход которой решил судьбу нашего государства. Легендарное Ледовое побоище или Чудская битва в 1242 году. 

Младенец Николай был крещён в храме Архистратига Михаила в Кобыльем Городище, недалеко от которого и состоялась выдающаяся своей значимостью ледовая сеча. Детские годы и отрочество Николая прошли при этом храме. 

Ещё ребёнком он служил в алтаре. Эта церковь была любима всеми домочадцами: отец был церковным регентом, три его брата также пронесли любовь к божественным песнопениям через всю жизнь. Один из братьев, Михаил, даже защитил профессорское звание в консерватории Петербурга.  

По дошедшему до нас преданию оказалось что, будучи ещё одиннадцатилетним подростком, Николай бывал на острове Залита ( Талабск). Вместе с настоятелем храма Архангела Михаила, где в то время он был алтарником, Николай поехал по делам прихода. По дороге они остановились в Талабске и навестили живущего там блаженного, которого звали Михаил. Он был болен и носил вериги (цепи). Его почитали как прозорливца.

Остров Талабск, который в советское время был переименован в Залит.

При встрече он угостил настоятеля храма маленькой просфорой, а мальчика большой и сказал: «Гостёк наш приехал». Его слова были предсказанием того, что в будущем Гурьянов много лет прослужит на этом острове. Так и случилось. Уже потом, спустя много лет, живя на острове, отец Николай часто приходил на могилу блаженного, приглашая также и прихожан молиться блж. Михаилу. 

С самого детства маленького Колю  называли монахом. У него даже была своя комната – келья, где стояли иконы, духовные книги и царские портреты. Среди друзей Николая были дети, которые поддерживали его священнические устремления и ходили с ним крестным ходом по деревне, держа в руках  кресты  и иконы. Мальчик любил уединяться и часто в одиночестве служил литургию

Мудрый наставник и учитель

Однако основное в чём помогал старец – это устраивал жизнь людей на православных началах. Николай имел дар видеть человека «насквозь». И даже если у человека в душе скрывается какое — то прегрешение он весьма лояльно, без унижений мог об нём рассказать и направить на путь истинный. Об этом его Божественном даре знали многие люди и по этой причине на остров Залит ежедневно приезжали толпы людей за помощью.

Николая считали единственным в стране человеком, который обладал прозорливостью. Его умение лицезреть скрытое от глаза простых людей было до такой степени развито, что в 90 годы он не один раз приходил на помощь как приватным персонам, так и муниципальным органам в поиске людей, которые пропали.

Книга «Слово жизни»

 Старец Николай оставил после себя письменное наследие – это книга «Слово жизни», которая уже три раза была переиздана. В ней собраны псалмы, которые батюшка собирал всю жизнь. Он всех просил, чтобы приносили ему всё интересное, что находили в книгах, изданных ещё до революции. К некоторым псалмам он сам написал ноты.

«Слово жизни»  — это не стихотворный сборник, не художественная литература. Всё, что мы читаем в «Слове жизни» — это свидетельства о Божьей Благодати. Поэтому, несмотря на то, что в неё включены стихотворные строки некоторых светских поэтов, содержимое источника несопоставимо со светской поэзией. Эта книга — памятник соборного творчества. 

Вехи биографии

Родился Николай Алексеевич в самом начале XX века — 24 мая 1909 года. Родина мальчика — небольшое село Чудские Заходы. Сегодня в этой небольшой деревеньке Псковской области проживает не более трёх десятков жителей.

Семья и детство

Мальчик родился в крестьянской семье, был вторым по старшинству сыном из четырёх братьев. Его отец хорошо пел в церковном хоре и руководил одним из них. Мама была обычной крестьянкой. Всю жизнь, до кончины в 1969 году, она активно помогала своему второму сыну в благих трудах.

Все братья приобрели таланты от отца и обладали хорошими музыкальными способностями. Они погибли во время Великой Отечественной войны.

Семья рано осталась без отца, который скончался через 5 лет после рождения Николая, в год начала Первой мировой войны.

С детства мальчик прислуживал в храме, приобщаясь к церковной службе.

После окончания школы и техникума юноша поступил в Ленинградский педагогический институт, но на первом курсе попал в неприятную историю, связанную с публичными высказываниями против политики в отношении церкви. За этот демарш он был исключён и занесён в списки неблагонадёжных.

Осуждение

После исключения в двадцатилетнем возрасте 3 года служил в одной из церквей города Тосно. Юноша отвечал за правильное пение и чтение молитв, соблюдение правил богослужения. В это время он подрабатывает преподаванием, обучая детей по нескольким школьным предметам.

Из Тосно перешёл служить в храм деревни Редма. Здесь он был арестован за религиозную пропаганду и осуждён.

Наказание отбывал в ленинградских тюрьмах. После неудачного побега и поимки осужденный был переведён в лагерь под Сыктывкаром. Во время пребывания в лагере, выполняя работы по строительству железной дороги, серьёзно покалечил ноги. После освобождения в 1936 году не смог получить прописку в Ленинграде и работал в областных школах.

Прибалтика

В 1941 году Николай был признан негодным к несению службы из-за плохого состояния травмированных ног. Попал на оккупированную территорию, где продолжал церковную службу в сане диакона. Позже перебрался в Ригу, окончил богословские курсы и служил священником в женском монастыре.

Старец Николай Гурьянов и протоиерей Валериан Кречетов

После освобождения оккупированных территорий Красной Армией и до 1958 года священник, позже протоиерей, Гурьянов проживает в одном из литовских сёл, являясь настоятелем небольшого храма с приходом в 150 человек. В 50-е годы окончил духовную семинарию, заочно обучался в духовной академии.

Служение в Талабске

С 1958 до самой смерти Николай Гурьянов неизменно служил настоятелем храма Николая Чудотворца. Эта церковь, возведённая ещё в XVI веке, располагалась в деревне Остров-Залит на небольшом островке Талабск Псковского озера.

Прибыв на остров, старец поселился в небольшой избушке рядом с кладбищем. Вокруг было пусто, не было ни деревца, а ограда кладбища покосилась. Отец Николай со временем великолепно обустроил и обжил место своего пребывания. Собрал множество растений, кустарников и цветов. Аккуратно высадил их. Привёл в порядок небольшой домик, подправил ограду кладбища. Старец любил не только красоту растений, он обожал животных, был добр к ним и ласков.

Старец Гурьянов с гостями

В первые годы у отца Николая не было прихожан. Но со временем за добрые дела, помощь, любовь к порядку и природе к нему потянулись люди.

На остров стали тянуться паломники. Слава о наставлениях старца разлетелась по всей стране, была она известна и за пределами СССР. К дому Николая Гурьянова ежегодно приезжали тысячи людей, чтобы получить ответы на важные вопросы, услышать совет или наставление. Старец охотно принимал каждого, сердечно и открыто общаясь с людьми, благословлял их.

Посмертное почитание

Скончался старец 24 августа 2002 года, на девяносто четвёртом году жизни. Он похоронен рядом с родной церковью. Сегодня место погребения, его небольшой домик и церковь являются местами массового паломничества почитателей и верующих.

Поэтические дары

Гурьянов был наделен особым музыкальным даром. Старец любил церковное пение и сочинил много духовных песен и гимнов, которые исполнял сам. Многие из его песен, такие как «Оценка Богородице », « Ангелу-хранителю », «Спаситель, согрей мою душу», «Братский гимн» и другие стали поистине национальными, указав в пророческих песнях путь к истинному покаянию .

«Я пришел к отцу, раздираемый сомнениями в своей жизни, с пустым, незначительным вопросом, а он в ответ всю мою жизнь спел песней и в конце сказал несколько руководящих слов. И мне все стало ясно, я попрощался в слезы и ушел с миром и утешением — теперь я знал, как мне жить и что делать ». — такие истории часто слышали от паломников, для многих из которых встреча со старцем стала началом новой жизни — жизни во Христе .

Старец Николай Гурьянов: предсказания о будущем России

В предсказании о будущем России Николай Гурьянов сказал, что Б. Н. Ельцина сменит у власти Православный Царь. Многие задавали вопрос, когда это произойдёт, старец отвечал, что это случится в скором будущем и многие доживут до этого времени. Нет и тени колебания в правильности его текстов, подчеркнем, что В. В. Путин, стал руководителем государства после того как Б. Н. Ельцин ушёл со своего поста. Владимир Путин в огромной степени отвечает типу православного государя, нежели притеснителя религии, вероятно, конкретно его имел в виду старик.

Не один раз старец Николай рассказывал, что будут гонения, которые назначались русской церкви. Может так всё бы и случилось, однако от постоянных молитв старцев Российской федерации Господь смилостивился и отвёл все невзгоды от России, которые она повидала в течении семидесяти лет.

Старец Николай Гурьянов.

1. Старец Николай Гурьянов — один из великих Псковских старцев.

24 августа 2005 года администрация и МЧС Пскова пыталось запретить движение лодок к острову Залита, чтобы люди, приехавшие на день памяти отца Николая Гурьянова, не могли попасть на остров. Но, как говорил сам старец Николай:

«Если мы с Господом,

антихрист не может причинить нам зла»

Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Псковской губернии (ныне деревня Заходы в Гдовском районе). Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), преподавал в школе математику, физику и биологию. Также он служил псаломщиком Свято-Никольского храма села Ремда Серёдкинского района Ленинградской (ныне Псковской) области. В 1930 году Гурьянов был выслан по решению Ленинградского окрсуда за пределы РСФСР за контрреволюционную деятельность. Весной 1930-го года он прибыл в село Сидоровичи Розважевского района УССР. В 1931 году «дьячок Микола Гурьянов» был арестован за срыв перевыборов сельского совета, распространение слухов о войне и затруденения коллективизации. Также Николай Гурьянов был виновен в том, что он учил молодежь Божественным песням, что «он с ними их пел, вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить в церковь». В деле №8 украинского ГПУ сохранились его показания: «Я никогда контрреволюционной работой не занимался и против советской власти никого ничем не агитировал. Больше сказать ничего не имею. Н.Гурьянов».

После отбывания заключения в лагере под Киевом (допр №2 с 31 марта 1931 года) и был три года в ссылке в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области. Реабилитрован отец Николай Гурьянов по «делу №8» был только в 1989 году. Данные о следственном деле №8 обнаружены в архивах КГБ-ФСБ сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован в Красную армию, так как с детства страдал ревматизмом суставов и не был годен к воинской службе. Отец Николай попал на оккупированную территорию. 8 февраля 1942 был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе, был настоятелем храма святого Николая в селе Гегобрасту Паневежского благочиния (Литва).

В 1952 году по указу Святейшего Патриарха Алексия I награждён золотым наперсным крестом. В 1956 году получил сан протоиерея. В 1958 году отца Николая перевели в Псковскую епархию и по его личной просьбе назначили настоятелем храма святого Николая на острове имени Залита (Залитская волость, Псковский район). Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1988 году отец Николай Гурьянов был награждён митрою и правом служения с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской», а в 1992 году — до пения «Отче наш».

К отцу Николаю Гурьянову ехали со всей России и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. Он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость»

А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини»

24 августа 2002 года отец Николай отошел ко Господу. Тогда архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».

2. Фотографии из поездки на Талабск (остров Залита).

Годы заключения и работа в Тосно

За преданность церкви большинство священнослужителей заключали в темницы и отсылали в лагеря. Николая, как и многих арестовали за проповедование христианской веры. На протяжении двух месяцев он находился в тюрьме Кресты в ожидании своего приговора. По истечению пару месяцев его отослали в сыктывкарский лагерь. Там ему приходилось трудится и днём, и ночью над строительством железной дороги. В один из дней при строительстве он стал инвалидом так как получил травму сразу двух нижних конечностей.

После пяти лет отбывания тюремного срока Николай возвратился в Ленинград. Он проживал в Тосненском районе. При отсутствии педагогического диплома и не обращая внимания на то что он отбывал срок в тюрьме его приняли на работу в небольшую школу. Педагогом он был хорошим, и работал в этом учебном заведении до первого дня войны.

Когда началась война, из – за того что он был инвалидом его не было в списках мобилизации. Он пошёл служить псаломщиком в храм.

Юность, образование 

 Обучаясь в школе, юноша особенно любил уроки учительницы, которая преподавала  словесность. Он даже сохранил её фотографию, что говорит о её почитании старцем. Эта женщина посеяла в его душе любовь к поэзии, к слову. Он считал, что учителя должны быть проводниками веры. Своей любимой учительнице он говорил:

«Прошу вас, говорите о Боге и Царе. Вам, учителям, грешно молчать… » 

Из этих слов  становится понятно, отчего Николай Гурьянов после завершения  учёбы в  школе решил поступить на обучение в Гатчинский педагогический техникум, а затем получить высшее образование по специальности в Ленинграде. 

Его учёба в институте пришлась на конец двадцатых годов, когда в стране бушевала очередная религиозная кампания. В это время  закрывали  и даже разрушали церкви. Николай не мог принять такого святотатства и высказался в защиту храма, который собирались закрыть. Он говорил о том, что храм – это не только святыня, но и культурно-исторический памятник. Вскоре студент Гурьянов был исключён из института и взят на заметку как политически неблагонадёжный.  

Это интересно: Святая мученица Людмила

События биографии

  1. 1928 – Окончил Гатчинский педагогический техникум. Выбрал это учебное заведение, считая миссией учителей нести в людские массы веру в бога.
  2. В том же году поступил в Ленинградский пединститут.
  3. 1929 – Высказался в защиту храма, который собирались закрыть. Обосновывал свое мнение тем, что это сооружение является не только местом совершения церковных обрядов, но и культурно-историческим памятником. В стране проводилась антирелигиозная кампания, с закрытием и уничтожением церквей, и за инакомыслие студента исключили из института как политически неблагонадежного.
  4. Уехав из Ленинграда, Гурьянов работал учителем математики, биологии и физики и псаломщиком в храме села Ремда. Рассуждения педагога на уроках посчитали религиозной пропагандой и его арестовали за контрреволюционную деятельность.
  5. 1930 – После содержания в Крестах его сослали в Киевский округ. Служил в селе Сидоровичи псаломщиком.
  6. 1931-1936 – После доноса Гурьянова снова арестовали и сослали в Сыктывкар. Совершил побег. После поимки был отправлен в лагерь Воркуты, где в чудовищных условиях приходилось прокладывать железную дорогу. Однажды на его ноги упал тяжелый рельс, покалечив их навсегда. В другой раз придавило вагонеткой. А страшную ночь, когда заключенным пришлось стоять в воде с ледяной крошкой, он вспоминал и годы спустя. Утром охранники констатировали, что Николай оказался единственным выжившим.
  7. 1936 – После освобождения не давали прописку в Ленинграде. Поскольку не хватало сельских учителей, преподавал в школах Тосненского района.
  8. 1941 – В армию с началом войны его не призвали из-за покалеченных в лагерях ног. После оккупации Гдовского района был вынужден переехать сначала в Ригу, а потом в Вильно.
  9. 1942 – 8 февраля Митрополит Сергий Воскресенский рукоположил Гурьянова целибатом (холостым) в дьяконы, а через неделю – в священники.
  10. В том же году после окончания богословских курсов он стал священником рижского Свято-Троицкого женского монастыря в Елгаве.
  11. 28 апреля 1942 – Уставщик Свято-Духовского монастыря в Вильно. В числе братии был до 16 мая 1943 года. Одновременно исполнял обязанности певчего на клиросе.
  12. 1943-1958 – Служил в селе Гегобросты Виленско-Литовской епархии настоятелем храма Святителя Николая. Без пособия от Епархии, всего при 150 прихожанах сумел изыскать местные средства для капитального ремонта и приведения храма в благолепный вид.
  13. 1951 – Окончил Виленскую духовную семинарию и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной академии, где учился 3 года.
  14. 1956 – Стал протоиереем.
  15. 1958-2002 – Ходатайствовал о переводе на малообжитый рыбацкий остров Талабск (ныне Залита). Стал настоятелем этого храма в период антирелигиозной хрущевской кампании и поэтому был настороженно встречен жителями. Мужчины состояли в рыбацкой артели и подолгу бывали на промыслах. Батюшка Николай всегда ценил труд простых работников, поэтому старался помочь оставшимся на берегу женщинам. Не брезговал быть с детьми и присматривать за стариками и больными. Постепенно заслужил доверие и любовь жителей. Но первые службы проходили в пустой церкви, поскольку часть людей боялась приходить в храм, а другие были воспитаны атеистически. Священник не только отремонтировал храм и обновил его внутреннее убранство. Озеленяя остров, выжженный войной, привозил с материка саженцы и ежедневно носил по 100 ведер воды для их полива. Пустынная земля превратилась в радующий глаз зеленый оазис.
  16. 1988 – Получил в награду головной убор митру и право служить с открытыми Царскими вратами («до Херувимской»).
  17. 1992 – Удостоен права проводить литургии с открытыми Царскими вратами («до Отче наш»). Для сана Гурьянова это было высшим церковным отличием.
  18. 1970-е – Начало широкого паломничества на о. Залит. С распространением молвы о сбывшихся предсказаниях подвижника в рыбацкий поселок стали приезжать люди не только со всего Советского Союза, но и иностранцы. Он угадывал имена обратившихся к нему людей, вымаливал излечение физических и душевных недугов. Давал советы, благодаря которым жизнь человека круто менялась.
  19. 1993 – Издана книга Н. Гурьянова «Слово жизни».
  20. 24 августа 2002 – Умер.
  21. В память о старце выпущено 5 книг и несколько фильмов, в том числе «Свете тихий» и «Старцы».

Что такое старчество?

В российском православии издревле укоренилась особая форма служения Богу, именуемая старчеством. Это вид деятельности, включающий в себя духовное руководство верующими, осуществляемое богоизбранными людьми – старцами. Ими, как правило, бывают лица духовного звания, но история церкви знает примеры, когда в этой роли выступали и миряне. Причём само понятие старец предполагает не возрастную характеристику, а духовную Благодать, ниспосланную Богом для несения этого подвига.

Люди, избранные Господом для столь высокого служения, часто бывают наделены способностью внутренним взором созерцать будущее мира, и видеть душевный склад каждого отдельного человека. Это даёт им возможность с удивительной точностью дать всем, кто обращается к ним за помощью и духовным наставлением, единственно верный совет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector