Старец адриан

Содержание:

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его

Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

ГОРОД МЕРТВЫХ

На подземном кладбище покоятся около четырнадцати тысяч человек. Дня не хватит, чтобы обойти все захоронения! Монахи, псковские священники, ратные люди — защитники монастыря, благотворители, дворяне, среди которых немало знаменитых, например из рода Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Ртищевых. При этом каждый гроб стоит там, где ему положено.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Начальников монастыря хоронят на отдельной улице. На пятой и шестой улицах находят последнее пристанище простые монахи, поэтому эту часть называют братским кладбищем. В других галереях хоронят паломников, прихожан, воинов.

В стенах пещер установлены керамиды — плиты с надписями, повествующими о том, кто, когда и где упокоился. Керамиды — настоящие произведения искусства, выполненные в разной технике: глазированный камень с позолотой, известковые, глиняные, керамические и т. д. В конце центральной улицы установлен канун — специальный подсвечник в виде небольшого стола, у которого совершаются панихиды. За кануном находится большой деревянный крест.

Издавна сложилась традиция заносить гробы в пещеры и оставлять в нишах. Со временем нижние истлевают, происходит усадка и сверху освобождается новое место для следующего гроба. При этом воздух в пещерах на удивление чистый и свежий. Дышится так легко, будто находишься в лесу или на берегу моря.

Отошёл ко Господу старец Адриан (Кирсанов)

В 2021 году мы еще жили в Доминикане, и мой супруг поехал в Россию — сначала в Оптину пустынь. Первым, с кем он там познакомился, был один послушник. Послушник сказал ему: «Это кто у вас в записке болящий — матушка? Вот поедете от нас в Псково-Печерский — возьмите масла, которое освящает старец Адриан, для вашей больной жены!»

Всё бы ничего, только мой муж-то никому не говорил, что после Оптиной собирается в Псково-Печерский. Да и к старцу Адриану не собирался…

Старец Адриан принял его и щедро налил масла. Освящал он это масло крестом, который подарила ему Сама Всепречистая. Он смиренно просил Её: «Матерь Божия! пошли мне что-то от Себя, ну хоть бы гнилушку какую! » Проснулся наутро, а на подушке — Крест… С тех пор он им освящал масло, и многие исцелялись.

Многое говорил он прикровенно, не всё до сих пор «открылось» — но то, что открылось, поразило.

То, что сказано было лично, рассказывать сейчас не следует, но вот такое маленькое чудо вспомнить могу: старец сбивчиво говорил ему про какое-то освящение воды на Крещение, как провалился под лед — и это была «милость Божия»… Непонятно, но он запомнил. Приехал после своего паломничества к друзьям, взял книгу почитать. «А может, лучше эту?» — почему-то сказала хозяйка и подала книгу, где на обложке была фотография о.Серафима (Тяпочкина). Супруг взял ее, открыл где-то посередине — но тут словно кто не давал перелистнуть, нужно было листать дальше.

Надо сказать, что мой супруг «не мистик» и такое было с ним, похоже, вообще впервые в жизни. Он «подчинился» и открыл на следующей странице. Со страницы на него смотрело лицо старца Адриана! И там же описывался эпизод из его жизни, как он, действительно, провалился под лед на Крещение. У нас где-то была фотография этой страницы книги, надо поискать. Словно бы поддержал, «передал привет»: верь!

Муж вернулся, когда я, по обыкновению последних лет, болела. Не хотела бы перечислять диагнозы, но без этого не будет понятно, что именно произошло. Итак, в наличии был запущенный двусторонний паротит с камнем в протоке (я морально готовилась к операции), три камня в почках и воспалены колени, со скопившейся жидкостью, – последнее было осложнением от перенесенной чукунгуньи («комариной» лихорадки). Боль это воспаление давало очень сильную, держалось к тому времени уже три недели, и именно в этот день, когда я готовилась встречать мужа из поездки, боль стала особенно острой. Я просто лежала и честно пыталась не кричать, обезболить не удавалось, ходить — тем более.

Приехав, мой муж вошел в дом и достал из чемодана святое масло, чтобы меня помазать. Сразу же после помазания боль исчезла. Просто отключилась. Воспаление было «на месте», обследование еще покажет не самую легкую форму болезни, но боль пропала и больше не возвращалось.

Обследование я прошла полностью на следующий день по направлению хирурга: нужно было разобраться, что с коленями, назначить день операции по поводу паротита и расписать лечение почек. Но ни камня в протоке, ни камней в почках больше не было. Паротит вылечился в ближайшие дни, последствия лихорадки не давали рецидивов буквально до этого года.

Немного масла у меня хранится до сих пор. Такую вот милость послал нам Господь — молитвами Всепречистой Своей Матери и своего верного служителя — старца Адриана. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Адриана — и даруй нам его святыми молитвами укрепление в вере и всё, потребное для спасения.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова


Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца


Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Дорога в иноческий мир

Псково-Печёрский монастырь – единственная обитель России, никогда не закрывавшаяся. Она расположена в котловине, окруженная возвышенностями. С одной из них – вход в иноческий мир, особый город монахов, к жизни, которой нужно относиться с особым почтительным отношением.

Одна из фотографий с монахом удалена — слишком сурово и даже с некоторой болью прозвучали слова инока: «А вдруг фотографию со мной вы разметите непонятно где». После этих слов приходится выбирать особые ракурсы, чтобы не искушать монахов и не получить очередной нагоняй.

Дорогу от ворот до церкви Успения назвали Кровавой, после визита в монастырь Ивана Грозного. В 1570 году царь был зол на игумена Корнилия, что когда тот встретил его у входа. Мученическая смерть старика произошла от жесткости Ивана IV – он отрубил мечом голову. Гнев сменился раскаянием — царь сам понес бездыханное тело в храм. Кровь капала на дорогу, а прихожане прозвали ее кровавой.

Но для сегодняшних верующих, вид, который открывается от ворот храма, удивляет своей красотой, да и многие так и не знают, что именно здесь несколько веков назад разыгралась ужасная трагедия. На данный момент Корнилий причислен к лику святых.

Алексей Кирсанов до того, как стал монахом, был слесарем, артиллеристом и кузнецом

Чудесные откровения высших сил в церкви не изменили жизнь Алексея Андреевича. Он не стал священником или монахом, а вёл мирскую жизнь — устроился на завод слесарем. А в 1941 году война всё перевернула.

Пришлось ехать в Таганрог. Там, на аэродроме, будущий отец Адриан Псоково-Печерский сперва обслуживал самолёты, а потом противостоял немецким захватчикам — минировал цехи до того, как враги подберутся к военному городку.


Архимандрит Адриан Кирсанов

Хотя у Алексея Андреевича были проблемы со здоровьем, он нашёл силы вернуться в родные края. Там он прятался по лесам бок о бок с советскими партизанами.

Вскоре захватчиков прогнали с малой родины Алексея Кирсанова, и он вступил в армию артиллеристом. Смерть всегда была рядом, гремели обстрелы, но сам юноша не убил ни одного человека.

Его основной военной задачей была охрана гаубичных пушек в Коломне. Но продлилась эта деятельность недолго: у Алексея Андреевича обнаружили болезнь сердца.


Завод имени Лихачева, где Алексей Кирсанов работал кузнецом-слесарем

Так закончилась служба Алексея Кирсанова. Он пригодился в другом месте — на московском заводе имени Лихачёва, где проработал кузнецом-слесарем до 1953 года.

Алексей молился в Богоявленском сборе, что в Елохове. Старался вести благочестивую жизнь, без вредных привычек. Отказывал во внимании девушкам. Однажды с ним произошло чудо.

Молитва Николаю Угоднику спасла Алексея Кирсанова от смерти в ледяной воде.

Алексей пошёл зимой на реку за святой водой, но лёд провалился. Спасла молитва Николаю Угоднику. Кто-то словно взял Алексея за волосы и вытащил на поверхность. Случилось это на Крещение.

ЧУДЕСА ПОД ЗЕМЛЕЙ

Хоронить здесь начали еще в XV веке. В пещере, которую монахи выбрали для погребения своего товарища, вдруг открылась надпись на стене: «Богом зданная пещера».

С тех пор монахи верят, что их обитель открыта и создана самим Всевышним. Согласно легенде, одно из первых погребений сопровождалось чудом. Гроб с телом монаха, зарытый в землю, на следующее утро поднялся на поверхность. Увидев это, братья решили, что допустили какую-то оплошность при отпевании или погребении, и провели весь обряд заново. Однако чудо повторилось — гроб вновь «всплыл» на поверхность.

Чудеса под землей случаются с завидным постоянством. Однажды молодые монахи раздобыли ключи от старого братского кладбища. В той его части не хоронили много веков. Вход на эту «улицу» преграждала тяжелая железная дверь. Монахи открыли ее и, освещая себе путь свечами, пошли по подземному ходу. В нишах стояли старые рассыпавшиеся от времени гробы.

Некоторые настолько прогнили, что через дырки можно было увидеть скелеты. Вскоре «следопыты» наткнулись на хорошо сохранившийся гроб и в задумчивости остановились перед ним

Любопытство взяло верх, и монахи осторожно приподняли крышку

В гробу лежал игумен. Монах будто спал! Ни одна часть тела, включая лицо, не была тронута тлением! Казалось, еще немного, и он откроет глаза и грозно посмотрит на живых. Монахи так испугались, что быстренько накрыли гроб крышкой и помчались обратно. Потом сообразили, что потревожили покой святого…

Жизнь — не цепь случайностей

Говорят трудники Псково-Печерского монастыря

Олег, системный администратор, Иркутск

— Мужчина всегда решает ту или иную задачу, в нашей голове постоянно идет какой-то творческий процесс. Вера катализирует, очищает ум, и тот принимает правильное решение. После монастыря вообще не понимаешь, как в городской суете жить и работать.

Виктор, преподаватель, Донецк

— Жизнь только с виду цепь случайностей. Когда ты слишком близко стоишь у картины, то видишь только отдельные мазки, но никак не красоту целого, а я ищу в церкви такую точку обзора, с которой она будет видна во всей красоте.

Александр, строитель, Йошкар-Ола

— В больницу можешь прийти просто капельницу поставить, а можно и полечиться. А в монастыре — либо поблагодарить Бога, что у тебя все хорошо, либо мозги вправить. Вот я тут со вторым. У меня все хорошо, но такое впечатление, что я с 8 до 23 каждый день стою, не двигаюсь с места. Так не спастись.

Георгий, предприниматель, Москва

— Вера часто приходит к человеку через трудности. Когда ты осознаешь, что не можешь уже без помощи Божией, тогда тебя уже не просто тянет в храм, а становится просто больше некуда идти. Главное, чтоб ты это понял, а не поймешь, так и дальше будешь крутиться в жизни, как белка в колесе.

Подвижник

Есть еще силы давить всякую нечисть

Главная история, характеризующая Алипия как человека, произошла, когда в монастырь приехал очередной туристический автобус. В беседе с наместником один из гостей с возмущением заявил, что монахи не имеют право на эту землю. Промолчав Алипий грозным голосом промолвил:

«Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие – потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, обливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашистской нечисти, а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землёй, водой, воздухом и солнцем, – всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа? Кто вы? И от чьего имени вы действуете?».

Выслушав архимандрита, незнакомец стал уходить и с обидой осудил монаха за несдержанность, при этом назвал его батюшкой. Алипий ответил:

Адриан Кирсанов в детстве получил Божественное откровение, но угодил в психиатрическую клинику за призывы к покаянию

Алексей Андреевич Кирсанов родился 17 марта 1922. Он рос в небольшой деревенской семье, рано лишился отца, был слабым ребёнком, часто болел. Жили в нищете.

Из родной деревни Турейка маленькому Алексею однажды пришлось самому ехать к врачу в ближайший крупный город — в Орёл. Там он впервые соприкоснулся с духовным.

17 марта 1922
в этот день родился Алексей Андреевич Кирсанов

Мать не могла с кем-то оставить ещё двух детей, и юный Алексей отправился в город в одиночку. Без родительского контроля он поддался интересу и вошёл в единственную церковь города.

Совершали литургию. Атмосфера храма Божьего произвела на ребёнка такое сильное впечатление, что он простоял до конца. Слишком сильно было ощущение чего-то родного, возвращения домой.

Позже Адриан Кирсанов рассказывал, что с одной из икон к нему сошла Богородица (иногда вместо неё упоминают Архангела Михаила), а изображение за её спиной превратилось в поле сражения — вероятно, предупреждая о грядущей Великой Отечественной войне.

Маленький Алексей принялся с тех пор призывать людей покаяться. В итоге его не некоторый срок поместили в психиатрическую клинику.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.


остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,


зелёные лужайки и домики

которая заросла травой

Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,


Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.


Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы увидели, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз, образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.


Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

«Смотри, куда ножки Христа идут»

Однажды, после нескольких томительных дней ожидания, мы смогли попасть в келью старца Адриана под шёпот келейника: «Заболел батюшка. Мы из Пскова уже “скорую” вызвали, чтобы госпитализировать его. Не задерживайте батюшку, а?!» Но и без слов келейника видно: батюшке плохо, и благословляющая рука обжигает огнём. Все стараются говорить кратко, и лишь один инок разливается соловьём:

— Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

— Покороче можно? — шепчет келейник.

— Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник — дракон.

— Значит, хочешь уйти из монастыря? — спрашивает батюшка. — А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

— Мама болеет, — сникает инок, — и просит разрешения вернуться домой.

— Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги — до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

— Тяжело тебе, брат, понимаю, — утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. — Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй: не оставит Господь.

— Погибаю я, батюшка, — плачет инок. — Хочу спастись, а осуждаю всех.

— А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают — приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

— Прошу, ответь на это письмо.


Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

— Напиши ей, — диктует ответ батюшка, — что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает — и глядишь, на поправку пойдёт.

— Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, — недоумеваю я.

— Разве не прочёл? — удивляется старец и даёт последние наставления. — Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.

Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан — вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

— Да что вы ходите за мной толпами? — сокрушается батюшка. — Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

— Батюшка, да полно у нас дома фруктов, — отказываюсь я. — Лучше дайте напоследок духовный совет.

— Ты о чём?

— О том, как жить.

— Как жить? — задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном. — А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю — ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

 Нина Павлова

Иеродиакон Адриан Кирсанов изгонял бесов, предсказывал будущее, помогал советами, но советская власть изгнала его из Троице-Сергиевого монастыря

После рукоположения Адриан Кирсанов почувствовал, что может изгонять бесов из одержимых. На это, как утверждают некоторые свидетели, его благословил патриарх Алексий I.

Ежедневно к старцу Адриану выстраивались очереди. Он помогал многим людям, изгонял из них нечистую силу. Однако такая деятельность в советские годы не приветствовалось.

Патриарх Алексий I благословил Адриана помогать одержимым и изгонять бесов

Чем больше людей интересовались тем, как попасть к священнику на «приём», тем сильнее власть размышляла о том, как от него избавиться.

Чашу терпения переполнил такой случай:

Ситуация осложнилась тем, что шутник, ставший участником чуда, был кэгэбэшником. Для советской власти такие свидетели духовной силы — люди лишние и неудобные.

Уполномоченный по делам религии Алексей Трушин вызвал к себе Отца Адриана и спросил: «Ты и меня, что ли, сможешь отчитать?», на что непоколебимый священник ответил: «Надо — и тебя отчитаю».

Трушин приказал «убрать попа куда подальше» в ближайшие сутки.

Памяти архимандрита Досифея (Сороченкова)

Сегодня в Псково-Печерской обители вспоминают архимандрита Досифея (Сороченкова): батюшка отошел ко Господу 5 августа 1998 года.

Отец Досифей совсем был не похож на «настоящего» монаха, такого тихого и прозрачного, каким обычно представляют себе ушедшего в монастырь. Роста он был выше среднего, достаточно крупный, и голос имел «трубный», яркий.

Часто его ставили совершать ежедневные водосвятные молебны с акафистами, и он выполнял это послушание смиренно, с полной отдачей. Обычно братия не очень радовалась, если кому-то приходилось быть седмичным на молебнах: в списке заказов было около 100 различных акафистов, и такая служба затягивалась на несколько часов. А отец Досифей с радостью нес послушание, хотя потом возвращался с молебна, еле-еле переставляя больные ноги.

Много лет подряд он начинал праздничное богослужение в день Успения чтением акафиста на Успенской площади. И в памяти многих паломников, приехавших поклониться чудотворной иконе, именно с его ликующего «Радуйся!» начиналось трехдневное торжество в честь Богоматери.

    

Батюшка очень любил Матерь Божию, и то, что почил он в день празднования Почаевского образа Богородицы, лишь подтверждает это.

А родился он накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 26 сентября 1928 года – в селе Большие Лучинцы Владимирской области, в семье Сергея Григорьевича и Анны Яковлевны Сороченковых, и наречен был именем Константин. Позже семья перебралась в город Кольчугино, где Константин отучился в начальной школе и в 1943 году пошел работать учеником электрика.

Об этом периоде своей жизни отец Досифей ничего не рассказывал. Известно только, что от решения уйти в монастырь 28-летнего Константина все отговаривали. И вот здесь он проявил твердость: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!»

Эту твердость отец Досифей сохранил на всю жизнь; твердость его в вопросах веры была непоколебима. Встречая всех приходящих к нему с доброй улыбкой, на исповеди он был собран и строг.

4 марта 1958 года Константин Сороченков принял в Псково-Печерском монастыре монашеский постриг с именем Досифей (в честь преподобного Досифея, память которого 19 февраля / 4 марта). На следующий день его рукоположили в иеродиакона. Несколько лет батюшка был седмичным иеродиаконом, пел в братском хоре.

В 1966 году он направляется на Святую гору Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где прослужит 16 лет. Перед отъездом в Грецию в Троице-Сергиевой Лавре иеродиакон Досифей был рукоположен в сан иеромонаха.

Пасха. 1997 г     

Батюшка очень любил рассказывать о своей жизни на Афоне. По-детски радовался, разглядывая фотографии монастыря и отыскивая во множестве окон и террас свои. Много лет он прослужил на Святой Горе в одном из храмов, который хотели закрыть из-за нехватки священников. Батюшка же попросился служить в нем один: и за священника, и за диакона, и за уставщика, и за клирос.

Отец Досифей прекрасно знал богослужебный устав, помнил, в какой день память того или иного святого. Как-то выходя из Успенского храма и благословляя на ходу народ, он вдруг остановился и отметил, что чтец (а клирос в храме далеко, и было почти не разобрать слов) неправильно прочел слово канона.

В келье отца Досифея все было устроено для молитвы. Там, где у других была прихожая без окна, у батюшки стояли кровать и шкаф. Основное же помещение было для молитвы: аналой посередине, на стенах – иконы, небольшой столик для книг. Его богослужебные книги от постоянного использования быстро ветшали.

Очень многих молитвенно помнил батюшка Досифей, помнил не только имена тех, кто просил его молитв, но и имена тех, за кого просили. Спустя какое-то время он обязательно спрашивал об этих людях.

Пасха. 1997 г.     

И братия, и сотрудники монастыря очень любили отца Досифея: буквально на ходу он умел сказать нужные слова, часто за шутливостью скрывая свою прозорливость.

До последнего дня батюшка Досифей, превозмогая сильную боль в ногах, выходил за несколько часов на службу в Михайловский храм, являя всем пример невероятной любви к молитве и богослужению.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего архимандрита Досифея и его молитвами помилуй нас, грешных!

5 августа 2019 г.

В 1953 Алексея Кирсанова неохотно приняли послушником в монастырь, но он проявил твёрдость и в 1961 стал иеродиаконом

В 1953 году Алексей Кирсанов решился посвятить жизнь служению Богу. Он избрал для этих целей Троице-Сергиеву лавру, куда уже ездил несколько раз.

Но там нового послушника не ждали с распростёртыми объятиями. Архимандрит Иоанн не сразу позволил себя уговорить, но, в конце концов, дал Алексею Андреевичу шанс и взял послушником. Отныне ему полагалось мыть монастырскую посуду.

Архимандрит Иоанн (Разумов), наместник Троице-Сергиевой лавры 1946-1954 гг

Алексей Кирсанов проявил завидную стойкость в своём стремлении оставаться среди монахов. Так, когда мать, уже больная и старая, передала сыну, что сгорел их дом, и попросила вернуться, он не согласился.

Хотя родительница нуждалась в поддержке сына и просила того заработать деньги на новое жильё, он предпочёл искать помощи в молитве Николаю Чудотворцу.

Дальше произошло невероятное — послушнику передали сумку с деньгами. Записка без подписи просила передать всю сумму матери.
Следующие послушания Алексея Кирсанова:

  • роль трапезника (тот, кто организует монастырские трапезы);
  • руководство производством свечей.

1957
в этом году Алексея Кирсанова постригают в монахи, дав имя Адриан

Наконец, в 1957 году твёрдость в послушании принесла плоды — Алексей Кирсанов пострижен в монахи. Его нареченное имя — Адриан. В 1961 году монаха рукополагают в иеродиакона.

Настоятель Алипий и советская власть

Алипий отличался сильным характером и остроумием, которое помогало ему бороться с системой. Большинство историй о настоятеле сохранились благодаря митрополиту Тихону, который начал свое монашество при Псково-Печерском монастыре и написал об этом времени книгу «Несвятые святые и другие рассказы». С 2020 года Тихон возглавляет братию монастыря.

Монах писал, как в обитель приехали корреспонденты атеистического журнала «Наука и религия». Во время интервью с Алипием они спросили: не стыдно ли ему жить за счет народа? Наместник ответил:

Когда в монастырь приехала группа туристов из Финляндии один из гостей после трапезы с монахами сказал, что космонавты-то на на небо летали, а Бога там не нашли. Архимандрит быстро нашелся с ответом и выпалил:«Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, президента не видали».


Братия на отдыхе

Высокопоставленный чиновник из Пскова сказал архимандриту, что у него в монастыре собираются нищие, которые просят милостынь. Он ответил, что бедные люди стоят за воротами его обители, а значит, ответственны за них светские власти. А у него в монастыре вся братия накормлена и обута. Напоследок Алипий посоветовал чиновнику платить нищенствующим старикам достойную пенсию и не валить все на монахов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector