Как правильно прикладываться к святым мощам и как выглядят нетленные останки

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Саркофаг, в котором находились мощи святителя Николая

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них – перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле – это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, – Маттео, – увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно – домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции – в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Значение мощей в православии

Святые мощи, то есть останки (кости) людей, причисленных после смерти к лику святых, согласно закону Святой Церкви, являются объектом поклонения и почитания. Они сохраняются и используются с нравственно-назидательной целью. Считается, что останки святых людей являются носителем святейшей благодати.

Верующие почитают не только кости, но и прах или пепел канонизированного после жизни земной человека. Любые святые останки являются мощами, которым принято поклоняться. Ведь они принадлежат людям, при жизни совершавшим подвиги во имя Церкви, служившим Богу верой и правдой, прославившимся умением творить чудеса.

Есть еще такое понятие, как нетленные мощи. Обычно после смерти тела людей предают земле. Спустя какое-то время церковнослужители раскапывают могилы праведников. Делается это исключительно в религиозных целях.

Правда, наличие лишь одних нетленных мощей не является предпосылкой канонизации человека. Это всего лишь доказательство его святости. Человека причисляют к лику святых, если он самоотверженно служил Всевышнему и народу. На Руси бывало так, что священнослужителя, верой и правдой служившего Церкви, могли не канонизировать только потому, что его тело длительное время пролежало в земле и успело истлеть. Зато недавнее захоронение, не успевшее превратиться в прах, причисляли к лику святых. Нетленность тела считается проявлением Божьего всемогущества, чудесным явлением, живым уроком и доказательством грядущего Воскресения. Хотя в Греции, наоборот, почитаются только кости, а наличие плоти на них может считаться признаком греховности.

Для крестного знамения

Для крестного знамения

мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Затем нужно возложить крестное знамение на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую. В некоторых церквях (и особенно в монастырях) до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать. Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову. Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. В храмахзапрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословения священнослужителей.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерская обитель напоминает крепость. По размеру территории занимает в Европе первое место.

Монастырь сразу поражает контрастом:

  • Постригались в монахи богатейшие люди, чтобы в святой обители послужить Богу.
  • В казематах содержались государевы преступники.
  • Свой жизненный путь закончил опальный патриарх Никон.

Подробнее об этом рассказывают на экскурсии в музее-заповеднике.Работают выставки.

После молитвы и знакомства с монастырём посетите Ферапонтов и Горицкий обители. Святыни первого — древние соборы и фрески Дионисия, а второго — музей Александра Невского.

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. Иногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти. Но набожные люди   также  трепетно чтят сохранившиеся кости святых или пепел – ведь многие мученики были преданы огню, распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнатия Богоносца остались только самые прочные кости, остальное досталось диким зверям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен. Их  немногочисленные останки были для верующих ценнее золота. 

С благоговейным почитанием относятся не только к телу святого, но и ко всему, что соприкасалось с ним при жизни или после смерти. Ещё в первые века христиане использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговение и трепет. 

В зависимости от размерачестные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощевиках. Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой. Его часто   отделывают резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памятные дни раку могут выносить в храм, чтобы верующие смогли приложиться к святыне. 

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Самым распространенным вместилищем мощей является изготовленный из драгоценных металлов   ковчежец. В него могут вмещаться частицы мощей сразу нескольких святых. Кроме мощей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гробницы, орудия смерти. По особым праздникам с ним совершается крестный ход. 

Также мощи помещают в мощевики, они бывают разной формы. Часто их можно увидеть в иконах святых, в наперсных крестах. Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощей святых. Поклониться ему можно в храме Сергия Радонежского в Москве. 

Мощи, которые никогда не открывались, хранятся в запечатанных раках, т.е. «под спудом». Среди них мощи Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других. 

Как правильно прикладываться к святыне

Прикладываться к мощам святого нужно, как и к любой святыне, в первую очередь, осознанно и благоговейно, с молитвой и верой. Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие, акафист, выучить молитву, чтобы получить большую благодать от мощей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением.

Подходя к святыне, нужно перекреститься и поклониться два раза, поцеловав мощевик, ещё раз перекреститься и поклониться. Девушкам следует помнить, что помады на губах быть не должно. Отойдя от святыни, стараться как можно дольше не растерять полученную благодать. Не требовать чуда сию же минуту, а заслужить его своими подвигами. Нам дается по вере нашей, именно поэтому прикладываются многие, а получают просимое единицы. 

Благодатные дары

Почитание мощей связано с присущим им даром чудотворения, т.е. считается, что благодатные дары, данные святому, сохраняются в его мощах. К этим дарам относится прежде всего сила исцелять различные болезни и изгонять бесов. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, “бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, слепые презирают, прокаженные очищаются, искушения и скорби исчезают” . В силу этого храмы и монастыри, в которых содержатся мощи особо почитаемых святых, становятся местом паломничества (в России к таким центрам относится прежде всего Киево-Печерская Лавра), вокруг них могут образоваться особые общины исцеленных и переживших изгнание бесов. Доступ к мощам мог быть как постоянным, так и временным. В Греческой Церкви мощи обычно хранились в алтаре и предлагались для поклонения народу лишь в день памяти святого и в храмовые праздники. Антоний Новгородский в своей “Книге Паломник” (хождение в Константинополь около г.) рассказывает, что там “есть монастырь святого пророка Илии и в нем церковь, и в ней мощей святых множество, и на праздник по всей церкви поставляют столы и на них возлагают мощи святых”. Мощи могли носить в крестных ходах и возлагать на больных. Многие «мощи святых источали миро, о чем специально говорит Иоанн Дамаскин в “Точном изложении веры”.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Это интересно: Мощи святой блаженной Ксении Петербургской: это познавательно

Что еще нужно знать про церковный этикет

Верующие обязаны посещать храм хотя бы раз в неделю, во многих церквях богослужения проводят только по воскресеньям. Согласно церковному этикету, нельзя заходить в церковь женщине с месячными. Лучше в такие дни остаться дома и помолиться около иконы. Мужчинам сразу после семяизвержения нужно совершить омовение, а только потом можно посетить храм.

В церковь женщины должны прийти с платком на голове и в длинном, закрывающем плечи, грудь, руки, колени, платье. Мужчины могут надеть костюм. Во время богослужения по церкви нельзя ходить. В храме запрещается громко разговаривать, смеяться, говорить по телефону. Подходить к иконам можно только после службы.

Если Литургия еще не началась, то, зайдя в церковь, верующий обязан поклониться главной иконе, которая находится в центре храма, а еще кресту. Перед тем, как поцеловать святейший образ, нужно дважды поклониться и перекреститься. Нельзя дотрагиваться до лика святого.

Целовать можно изображение рук, ног, одежды. Дотронуться до святого образа можно только один раз. После прикладывания к иконе нужно еще раз поклониться и перекреститься. Потом можно прочитать молитву, покаяться в прегрешениях и мысленно попросить Бога о помощи. Можно поставить купленные при входе в храм свечки за здравие или за упокой.

Самые известные чудеса Спиридона Тримифунтского

Спиридон при жизни имел власть над силами природы. По его молитве шёл дождь в засуху или, наоборот, прекращались ливни, грозящие потопами. Однажды был оклеветан и приговорён к смертной казни друг Спиридона. Тот пустился в путь, чтобы спасти близкого человека, но в дороге ему встретился водный поток. Спиридон, веря в помощь Божию, приказал потоку остановиться. И поток послушался, открыв святому путь. Видевшие чудо люди поспешили вперёд Спиридона в город и рассказали о необычном явлении. Судья, прослышав про прибытие святого, пригласил его к своему столу и тут же отпустил его друга.

Спиридон оживил свою умершую дочь, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение. Дав ответ, душа девушки снова покинула тело. Драгоценности же святитель вернул хозяевам. Святой воскресил по молитве матери грудного ребёнка, а затем и его мать, упавшую замертво при виде этого чуда.

На съезде епископов в 325 г., желая доказать, что Иисус является Богом, святитель взял в руки кирпич и стал сжимать его в ладонях. На глазах изумленных людей кирпич стал мяться, через мгновение из него взметнулись язычки пламени и потекла вода. Святой же сказал: «Смотрите, вроде бы и три стихии — глина, вода и огонь. А кирпич всё-таки один! Так и в Пресвятой Троице — Три Личности, а Божество Едино!» До сих пор на иконах и картинах Спиридон изображается с комком глины в руке, из которого вверх взметается пламя, а вниз течет вода.

Как правильно входить в церковь и подходить к иконам

  • Подойдя к дверям церкви, положено три раза перекреститься, делая каждый раз поясной поклон. Мужчины должны входить в храм с непокрытой головой, а женщины, наоборот, покрывают голову.
  • Далее покупают у служителей свечи, чтобы поставить их перед иконами. Можно заказать поминание усопших и молитву за здравие близких вам людей, написав их имена на специальных записочках, чтобы их помянули во время службы (это оплачивается).
  • К каким иконам подходить в первую очередь? Далее проходят в главную часть храма, в центре которой находится аналой с иконой того святого, чей праздник отмечается в этот день, и крестом рядом. Перед аналоем крестятся дважды с поясными поклонами, можно поцеловать икону и крест.
  • Теперь можно поставить свечки за здравие и за упокой. За здравие их ставят тут же, перед аналоем, либо перед теми или иными иконами; за упокой – на канун, специальный столик слева, где есть место для 40 свечей. Можно поставить за упокой 1 свечку за всех, делать это нужно при выходе из церкви.
  • Передвигаясь по храму, нельзя проходить между аналоем и царскими вратами, аналой всегда должен быть спереди.
  • Обычно верующие ставят свечки и молятся перед иконами, вознося в молитвах благодарность и говоря о своих нуждах. Можно молиться перед иконой Спасителя и Богоматери, а можно выяснить, какой святой в каких случаях помогает лучше всего, и обращаться с молением к нему. Так, например, молитва перед иконой Целителя Пантелеймона читается для исцеления серьезных недугов, а акафист перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» — для избавления от пьянства.
  • Если вы оказались в церкви во время богослужения, лучше всего принять в нем участие, а уже потом совершать молитвы и ставить свечки. Если же такой возможности нет, нужно постараться как можно незаметнее передвигаться по храму, чтобы не отвлекать прихожан от молитвы.
  • При выходе из храма вновь трижды крестятся, отвешивая поясной поклон. Головной убор мужчинам можно надевать, только когда они покинут церковный двор.

Преподобный Илья Муромец родился калекой

Рентгено-флуоресцентный и
атомарно-абсорбционный анализы позволили установить в мощах
преподобного Алипия-иконописца, краски которого считались
чудотворными, чрезвычайно высокое содержание цинка, рубидия,
железа, меди, свинца, ртути, брома и марганца, а в мощах
преподобного Агапита-врача — большую концентрацию марганца,
брома, цинка и свинца. Скорее всего, это связано с их
профессиональными занятиями — частым контактированием с
красителями и лечебными препаратами, изготовленными на
основании упомянутых химических элементов.

С помощью антропометрических исследований
удалось определить и физические данные печерских
подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было
установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65
лет, рост — 163-164 сантиметра, Илии Муромца — 40-45 лет и
177 сантиметров соответственно. Кстати, последний
действительно обладал огромной силой (у него была очень
развита мускульная система). Но первые «тридцать лет и три
года», как и повествует предание, он вообще не мог ходить:
смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к
некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение
черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной
плеча…). Вдобавок ко всему былинный богатырь имел
несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее
ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало
сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?).
(Этот вывод ученых как будто вступает в противоречие с
житием святого. Ведь, насколько известно, былинный богатырь
умер в монастыре, а не на поле битвы. Но можно предположить,
что он погиб, защищая обитель от набега кочевников. Или же
рана все-таки оказалась не смертельной. А может быть, и
данные науки оказались неточны, что нередко случается — ред.).

На теле преподобного Тита-воина тоже
обнаружено немало боевых травм, в первую очередь в черепной
коробке: в левой темечковой кости зафиксировано сквозное
ранение веретеноподобной формы размером 4х1,5 см. От
переднего края этого повреждения отходит линия сросшегося
перелома в виде небольшой борозды — это свидетельствует о
том, что полученная рана не привела к моментальной гибели.
Как известно, в своей предсмертной «епитафии» Тит говорит,
что он «бывши на брани, поражен был во главу оружием, едва
смертным, и сего ради оставил воинствование; мало нечто
возмог, приидя в монастырь Печерский».

Сравнительный анатомический анализ показал,
что физическое развитие почившей братии было довольно
хорошим: святые иноки в основном являлись людьми среднего и
высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение.
Большинство из них умерли в зрелом и «пенсионном» возрасте:
от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых
подвижников были развиты определенные группы мышц: у
преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и
верхние конечности, у Григория-иконописца — правая рука, шея
и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили
не только хилые и престарелые мизантропы, но и настоящие
богатыри…

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии — церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи Сергия Радонежского, они оказались нетленны.
  2. У Матроны Московской была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ — в широком смысле — это любые останки, в более узком – кости святых.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Мироточение

Часто на мощах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощей происходит благоухание и мироточение. 

Мироточение — особоесверхъестественное явлениев христианстве, связанное с появлениемна иконах и мощах святыхвлаги– мира. Онаможет быть прозрачной, густойили жидкой, иногда удивительно благоухает. Существует специальная комиссия для процедурыосвидетельствования этого явления, т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно из раки Иоанна Богослова   исходило   тонкое благовонное миро в деньегопочитания. Особенно известен этим чудом мученик   Димитрий   Солунский, которого так и называют — Мироточивый. Мироточение было столь обильным, что народ набирал миро встеклянные сосуды. Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен миром, когда его переносили в Итальянский г.Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленные мощиАлександра Свирского мироточили и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощей в храм, наблюдалась разная интенсивность мироточения. Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явление зафиксировали операторы телеканала НТВ.

В пещерах Киево-Печерской лавры находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученикаКлимента, Папы Римского.

Как пользоваться миром и освященным маслом

Миро, это такая же святыня, как просфора или освященная вода, поэтому и относиться к нему нужно с особым благоговением. Конечно, его употребляют для врачевания физических и душевных травм. Миро можно капать на просфору или хлеб и принимать внутрь, прочитав перед этим молитву на принятие «дара святого».Или наружно, помазывая больные места.

Наносить масло нужно крестообразно, рисуя крест справаналево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и всё, что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Местонахождение и маршрут проезда

Удобнее всего посетить для паломничества Покровский монастырь – он удобно расположен, там хранится бо́льшая часть мощей Матроны и ее чудотворная икона.

Покровский ставропигиальный женский монастырь, Москва

Особенно популярен монастырь среди православных женщин, которые страдают от бесплодия. Чудотворная икона и святой источник на территории подворья неоднократно помогали женщинам забеременеть и свидетельствовать о чуде. Обитель на Таганке с 1998 года хранит в красивой раке мощи старицы, монахини никогда не отказывают паломникам в молитве и общении. Каждый, кто попадает туда, потому рассказывает о чувстве невероятного спокойствия и умиротворения, которые они почувствовали там. Паломники сюда стекаются со всех точек России, а часто приезжают и из-за рубежа – все для того, чтобы почтить Господа и прикоснуться к православной реликвии.

В обители располагаются не только мощи старицы, но и:

Ее чудотворная икона.Источник воды – там можно набрать воды в свои бутыли или купить запечатанные в обители.Церковная лавка – тут можно приобрести свечи, иконы, освященное масло и святую воду.

Обитель на Таганке очень большая, ее территория вмещает трапезную, где паломники могут покушать, детскую площадку, где могут поиграть дети, храмовые помещения, где можно принять участие в богослужении. Поклонится мощам можно как во время богослужения, так и в перерывах между ними. Они хранятся в главном храмовом зале в специальной раке, куда выстраиваться очередь паломников.

Совет! Поскольку Покровский монастырь пользуется популярностью, там всегда много паломников и жаждущему преклонить колени человеку следует приезжать заранее и в будние дни. К мощам открыт ежедневный доступ, так что подбирать время специально не стоит.

На территории обители всегда две очереди: первая к храму, где хранятся мощи, вторая – к большой иконе старицы, которая располагается на наружной стене храма в виде фрески. Стоит отметить, что рака Матроны никогда не покидает территории обители.

Верующие просят помощи Матроны московской у Покровского монастыря

Обитель на Таганке можно найти на улице Таганской, здание №58. Она очень удобно расположена, москвичи и гости города с легкостью доберутся туда на метро или другом городском транспорте. Маршруты проезда:

Добраться до «Марксистской» остановки метро и выйти из него на улицу. Пешком добираться от станции метро по улице Таганской до обители – 15 минут и их можно пройти пешком. Туда же ходят и местные автобусы, и троллейбусы. Ехать надо до остановки «Большая Андроньевская»;От метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» по улице спуститься вниз до Абельмановской заставы. Это большая площадь, так что ее нельзя будет пропустить.

Покровский монастырь работает ежедневно, храм открыт с 7 часов утра до 8 часов вечера с понедельника по субботу, в воскресный день обычно больше желающих и храм увеличивает часы работы – с 6 часов утра до 8 часов вечера. Службы проходят в обители утром и вечером, так что даже работающему человеку будет легко подобрать время и посетить старицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector