Тексты молитв святым косьме и дамиану об исцелении и как правильно читать

Косму и Дамиана часто изображают с символами врачей — ложечкой и ларцом

Косма и Дамиан Ассийские изображаются иконописцами по-разному. Часто в храмах можно встретить икону, в которой братья стоят рядом друг с другом, и их лица «смотрят» на молящегося. В правой руке у каждого из угодников Божьих находится ложечка, а в левой — ларец. Ранее это были символы врачей. Посмотреть пример типичной иконы мучеников-целителей можно на фото.

Святые Косма и Дамиан. Икона московской школы. Первая половина XV века

Обратите внимание, в руках у Космы (слева) ларец и ложечка — это символы врача

Есть иконы, где подвижники написаны в движении. Поза фигуры, расположение рук, складки одежды передают движение духа. Такой прием часто применяется в иконописи, когда необходимо подчеркнуть силу нравственного подвига.

Варианты изображения святых:

  1. Братья стоят перед Господом.
  2. Святые исцеляют болящих.
  3. Фрагменты их жизни.

Косма и Дамиан стоят перед Господом. Один из вариантов иконы

В России как минимум 38 храмов, которые посвящены Косме и Дамиану Асийским

38
столько храмов Косме и Дамиану находятся в России

В России насчитывается не менее тридцати восьми храмов, посвященных святым братьям. Четыре из них расположены в Москве. Наиболее известен среди них храм в Шубине. Он находится в самом начале Столешникова переулка недалеко от памятника князю Юрию Долгорукому.

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине

За пределами страны в честь бессребреников возвели монастыри, церкви, базилики, храмы. Их география различна: Восточная Европа, Италия, Германия, Украина и Казахстан.

Базилика Космы и Дамиана в Риме. Изначально это здание было языческим храмом

Если нет возможности посетить ни один из храмов, можно приобрести икону мучеников для дома практически в любой церковной лавке.

Как изображают на иконах

1 мая 1908 года Московский Духовно-Цензурный Комитет благословил издание труда русского академика-иконописца В. Д. Фартусова «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих». Это наиболее известный в православии фолиант, содержащий подробные указания канонического изображения святых. Братьев-врачевателей в нем рекомендовано изображать следующим образом:

Святые Косьма и Дамиан с матерью святой Феодотией

Есть иконы, на которых святые изображаются вместе с матерью. В этом случае Фартусов наставляет:

Известный русский священнослужитель, богослов, протоиерей Георгий Дьяченко (1850-1903 г.г.) в книге «Полный годичный круг кратких поучений» писал:

Татьяна Расновская

Мать воспитывала Косму и Дамиана как христиан, они рано увлеклись медициной и все время посвящали ей

Святые Косма и Дамиан родились в полной семье. Мать была прилежной христианкой, а отец — язычником. Подвижники рано остались без отца, поэтому он не мог препятствовать вере матери. Главное, чему они учились — Библия, христианские истины.

Братья изучали медицину, потому что любили людей и хотели помогать больным.

По благодати Божией им открывались ценные знания.

Святые бессребреники все свое время посвящали медицине. Люди разного достатка, возраста и происхождения приходили к ним, чтобы получить исцеление.

Через добрые дела выражалась любовь братьев к Богу. Чаще приходили к подвижникам самостоятельно. Особо болящих чудотворцы навещали, преодолевая большие расстояния.

Житийная икона свв. Космы и Дамиана. Такие иконы Космы и Дамиана, где есть житийные сюжеты, можно встретить очень редко

Косма и Дамиан в католической традиции[править | править код]

Файл:Косма и Дамиан католицизм.jpg Страница из католического издания. 1998—2001 гг.

Католическая церковь чтит Косму и Дамиана (род.в Киликии или Аравии, ум. ок. ) 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический Литургический календарь).

Считается, что свою практику врачевания они осуществляли в порту Эгея (Ægea) залива Искендерун (современный турецкий город Аяс (Ayas), затем в римской провинции Сирия.

Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.

Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к нем пытки с целью добиться их отречения от своей веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания и те не оказали им никакого вреда. Тогда они были казнены через отрубание головы. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни.

Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Уже начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Их реликвии, считавшиеся чудотворными, были захоронены в городе Кирас (Cyrus) в Сирии. В честь святых были постороены церкви Патриархом Проклусом и императором Юстинианом I (527—565), который восстановил Кирасу и посвятил это деяние святым, но мощи святых перенёс в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества. В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики VI века иллюстрирующие жизнь святых.

Файл:Holy Cosmas and Damian shrine.JPG Рака с черепами Святых Космы и Дамиана в Церкви св. Михаила в Мюнхене

Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде, в котором они находятся с тех пор как были подарены в г. дочери Императора Священной римской империи Карла V — Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен. Также считается, что черепа святых хранятся в Церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощями, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в году перенесена королем Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене.

Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемамах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа, призванного даровать плодородие и изобилие.

Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена, где нахдоятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены еписком г. Хильдесхайма Альтфридом († ), основателя первого монастыря в Эссене.

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5).

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении — где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане.

Традиции почитания святых у славян[править | править код]

Восточные славяне. Месяцесловправить | править код

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана вёлся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскалёнными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметыправить | править код

1 (14) июля: Летние Кузьминки

«Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли».
В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли.
Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь.
В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.

1 (14) ноября: Кузьминки осенние

Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.
Устанавливается первый непрочный зимний путь.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
«Кузьма закуёт, а Михайло (8  ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.
Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

Молитва святым бессребреникам Косме и Дамиану, чудотворцам Асийским

О чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Космо́ и Дамиа́не! Вы, от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́вше, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Те́мже и нас, пред честно́ю ико́ною ва́шею припа́дающих, ско́ро услы́шите. ю́ныя де́ти, ва́шея по́мощи во уче́нии кни́жнем прося́щия, моли́твами свои́ми наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вей ве́ре непреста́нно да преспева́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, в челове́честей по́мощи отча́явшимся, к вам же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым чудоде́йственным посеще́нием да́руйте; та́кожде и от лю́тых неду́г во уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия да́нною вам от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о них Бо́жию святу́ю и соверше́нную, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и всех к вам усе́рдно прибега́ющих от боле́зней лю́тых невреди́мы сохрани́те, и от внеза́пныя сме́рти огради́те, и мо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу в пра́вей ве́ре тве́рды соблюди́те, во благоче́стии же преспе́юща, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я 

Чудотво́рцы сла́внии, вра́чеве безме́зднии, Космо́ и Дамиа́не! Вы от ю́ности Христа́ Бо́га возлюби́вше и Того́ повеле́ния всем се́рдцем соблюда́ющи, а́ще и вда́сте себе́ уче́нию враче́бному, но доброде́тельнаго ра́ди жития́ и чистоты́ душе́вныя, си́лою Христа́ Бо́га, не врачева́ния то́кмо иску́сство, но па́че неоску́дную благода́ть исцеле́ния вся́ких неду́гов от Бо́га прия́ли есте́. Отоню́дуже любо́вию и милосе́рдием к неду́гующим подвиза́еми, не то́кмо лю́дем, но и ското́м исцеле́ния боле́зней подава́ете, неисче́тным мно́жеством чуде́с ва́ших весь мир наполня́ете, и не теле́сныя то́кмо неду́ги исцеля́ете, но и ве́рою Христо́вою ду́ши просвеща́ете, в терпе́нии боле́зней укрепля́ете, в тя́жких неду́зех о исправле́нии жития́ вразумля́ете и ко Христу́ покая́нием привлека́ете. Тем же ны́не и нас, припа́дающих к вам пред честно́ю ико́ною ва́шею, ско́ро услы́шите, ю́ныя де́ти, ва́шей по́мощи во уче́нии кни́жном прося́щия, ва́шими моли́твами наста́вите, да ва́шему житию́ ревну́юще, не земно́е то́чию науче́ние приобря́щут, но па́че во благоче́стии и пра́вой ве́ре вы́ну да преуспе́ют. На одре́ боле́зни лежа́щим, челове́ческая по́мощи отча́янным, к вам же те́пле с ве́рою и усе́рдною моли́твою прибега́ющим, исцеле́ние боле́зней ва́шим ми́лостивым, чудоде́йственным посеще́нием да́руйте. Мно́гажды в боле́зни впа́дающия и от лю́тых неду́гов в уны́ние, малоду́шие и ропта́ние прише́дшия, да́нною вам от Бо́га благода́тию в терпе́нии утверди́те, и наста́вите, да уразуме́ют во́лю о них Бо́жию святу́ю и благу́ю и са́ми себе́ и живо́т свой во́ли Христа́ Бо́га предаю́т. В неду́зех су́щих, о исправле́нии же жития́ не радя́щих, во гресе́х не раска́ивающихся, се́рдцем ожесточе́нных сокруши́те во спасе́ние и к покая́нию призови́те, да не́мощни су́ще те́лом, здра́ви пребу́дут душе́ю, и прича́стницы соде́лаются Бо́жия спаси́тельныя благода́ти. Бра́тию свята́го хра́ма сего́, ва́шему свято́му заступле́нию от Бо́га вруче́нную, и всех к вам усе́рдно прибега́ющих невреди́мы сохрани́те от долгонеду́жия, от боле́зней лю́тых и неисце́льных, от разслабле́ния те́ла, от иступле́ния ума́, от смертоно́сной я́звы, от внеза́пныя сме́рти, и всемо́щным хода́тайством ва́шим к Бо́гу соблюди́те в пра́вой ве́ре тве́рдых, во благоче́стии преспева́ющих, в до́брых де́лах усе́рдных, в моли́тве к Бо́гу приле́жных, да с ва́ми вку́пе сподо́бятся в бу́дущем ве́це при́сно воспева́ти и сла́вити всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы Косьмо́ и Дамиа́не, посети́те не́мощи на́ша: ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Перевод: Святые бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.

Кондак

Благода́ть прии́мше исцеле́ний, простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, вра́чеве, чудотво́рцы пресла́внии, но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те, мир исцеля́юще чудесы́.

Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.

Примечания

  1. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 1. — С. 5.
  2. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XI: Июль, День 1. — С. 5.
  3. // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 17. — С. 410.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июля 2006.
  5.  (англ.).
  6.  (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июня 2015.
  7.  (англ.) (недоступная ссылка). — Базилика святых Козьмы и Дамиана в Риме. Дата обращения: 20 июня 2015.
  8. . church-site.kiev.ua. Дата обращения: 14 ноября 2016.

Молитва чудотворцам Косме и Дамиану

____________________________________

1 Азия, иначе Асия — это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную возами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные, части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах — гл.1, ст.4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему малоазийскому полуострову, наконец — ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

2 Слово туне и означает даром, без платы.

3 Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.

4 Здесь разумеются три еврейских отрока — Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже — со всеми одеждами (Дан.3)

5 Здесь, вероятно разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.

  • Апельсиновые святые
  • Кто такие святые?

О чем молятся верующие угодникам Божиим

О здравии

Святых угодников верующие всегда глубоко почитали, ведь по молитвам к ним страждущим подавались скорые исцеления, не прекращающиеся даже после кончины братьев. В церкви, выстроенной над их гробницей, происходило множество чудес: глухие начинали слышать, немые разговаривать, неизлечимо больные совершенно выздоравливали, а, главное, приходящие сюда язычники обращались к истинному Богу.

Интересный фактНа Руси святых бессребреников называли Кузьмой и Демьяном и почитали еще как покровителей животных, поскольку житие повествует об их безмерном сострадании ко всем Божиим творениям и о помощи, оказываемой братьями страдающим птицам и зверям.

О сохранении семьи

Святые братья покровительствуют благочестивым семьям. Это предание распространилось среди христиан после того, как святые явили чудо в городе Феремане.

Здесь жил благочестивый муж по имени Малх. Уезжая в дальнюю поездку, он умолял Божиих угодников принять покровительство над его супругой, оберегая ее от дурных людей. Вскоре после отъезда Малха один из соседей, по дьявольскому научению, решил погубить женщину. Он обманом заманил ее в пустынное место и хотел уже совершить над ней злое действо, как вдруг внезапно появились два грозных мужа. Коварный сосед бросился бежать, но упал в пропасть. А явившиеся мужи проводили супругу Малха домой, сказав на прощание, что зовут их Косьма и Дамиан, после чего стали невидимы.

Утром благодарная женщина поспешила в храм, принести молитвы своим спасителям и всем рассказать о случившемся с ней чуде. После этого дивного случая святые братья стали почитаться как защитники чистоты и нерушимости христианского брака и устроители семейной жизни.

За что Косму и Дамиана посудили в тюрьму?

Вот представьте себе великий город, в котором появилось двое странных врачей: родные братья исцеляют даже самых тяжелобольных и безнадежных, да еще и не берут за это плату. Говорят только: это мы делаем с Божьей помощью, чтобы выздороветь, вы тоже веруйте.

Нет ничего странного, что молва об этих братьях распространится очень быстро и дойдет до властей. А теперь еще представьте, что эта власть выступает против христиан. Что она сделает с этими братьями-целителями-христианами? Как минимум, арестует, а то и вообще скормит львам в Колизее.

Святые Косма и Дамиан быстро заинтересовали городскую власть. Их искали римские воины. Христиане, желая защитить невиновных целителей, попросили их временно спрятаться. Воины, не найдя врачей, взяли в плен других христиан, попавшихся им под руку.

После этого братья открыто явились перед воинами и попросили отпустить пленных.

Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана

Особое распространение получила парная иконография святых чудотворцев и бессребреник Козмы и Дамиана, где Козма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Козма облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткий хитон с широкими рукавами, сверху — гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, иногда с залысинами.


Святые Козма и Дамиан. Первая половина XV в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

В иконописных подлинниках об иконографии Козмы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Святые братья-бессребреники изображаются средовеками, с небольшими окладистыми бородами, гладкими волосами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья).

В византийском и древнерусском искусстве святые чудотворцы Козма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика конца IV века из церкви святого Георгия в Салониках.


Святые бессребреники Козма и Дамиан. Конец IV — третья четверть V вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция. Мозаика в куполе

Наиболее знаменитыми являются мозаичные образы VI века из храма святых бессребреников Козмы и Дамиана в Риме (быв. «Библиотека Мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козма и Дамиан встречаются в Софийском соборе Киева, в росписях Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Известна так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется XII веком. Ставротека (хранилище для креста) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшена чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — святого Козмы, справа — святого Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись, в которой говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек. По преданию, ставротека приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.


Филофеевская ставротека. Святые Кир, Козма и Дамиан, великомученик Пантелеймон. XII в. Музеи Московского Кремля, Москва


Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV в. Санкт-Петербург, РНБ


Святой чудотворец и бессребреник Дамиан. Конец XV в. Русский музей


Святые Козма, Дамиан, Иаков Перский. Двусторонняя икона-таблетка, Новгород. Конец XV — начало XVI вв.


Иаков, брат Божий, Козма и Дамиан. Новгород, вторая четверть XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Одно из изображений святых Козмы и Дамиана — резная кость на деревянной основе, покрытой серебряной басмой. Тыльная сторона закрыта шелковой тканью. Святые Козма и Дамиан, стоящие прямо, представлены как врачеватели, с ларцами и медицинскими инструментами в руках.


Святые Козма и Дамиан. 1569 г. Санкт-Петербург, ГРМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector