Мирожский монастырь
Содержание:
История и архитектура
Предположительный первоначальный облик храма
Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Расписание богослужений
Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.
Расписание богослужений на сайте монастыря
Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.
Церковь Святого Николая, A.Savin
Современное состояние и режим посещения
В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.
Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.
Настоятельский корпус
В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.
Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками. Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников. Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница календаря портала Православие.Ru:
- Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
- Страница сайта Псковского музея-заповедника:
- Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:
- А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.
Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.
Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.
Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.
Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.
Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.
Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.
Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19
Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.
История
Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими святыми князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.
Монастырь, находящийся в 20 минутах ходьбы от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.
Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делало монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи святого игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.
В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими святыми псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.
По сообщению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в XIX веке в монастыре находилось много древних икон, чаша святого Нифонта с надписью (1166), евангелие (1703), серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
Митра игумена Мирожского монастыря, 1689 год. Псковский музей
Монастырь упразднён в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля был передан Псковской епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор). После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними на него было наложено прещение (в частности, запрет на священническое служение). В 1997 году владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.
года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование.
В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.
Это интересно: Крупин Владимир Николаевич — передаем суть
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.
Первоначальный вид Преображенского собора
Первоначальный вид Преображенского собора
За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.
Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.
Фрески в купольной части
Фрески в купольной части
Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.
Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.
Схема изображения фресок
Схема изображения фресок
Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Восточная часть собора
Восточная часть собора
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Раскрытые фрески
Раскрытые фрески
Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.
В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.
Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.
Использованные материалы
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Страница календаря портала Православие.Ru:
- Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
- — «Спасо-Преображенский Мирожский монастырь»
- — «Во всех случаях чувство негодования, вражды и мести должно в нас побеждаться чувством любви», 6 января 2009
- — «Страницы истории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря», 12 января 2009
- — «История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010
-
Страница сайта Псковского музея-заповедника:
-
Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:
- А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
- — материал использован частично
- — материал использован частично
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.
Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.
«История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010,
Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.
Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.
Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.
Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.
Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1886, с. 62. и Провинциальный некрополь. Мироновъ — Модестова, сайт «Исток»,
Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.
Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19
Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.
Иоанн (Крестьянкин), Божий инок, гл. 9, сноска 86, сайт Азбука веры,
Соловьева Елена, Псков и его святые. Часть 2. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь,
Домонтович Евгения Георгиевна, Архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Феодосий, «2007 год был самым необыкновенным годом всей моей жизни»,
Храмы, архитектура, роспись
Богородице-Рождественский собор
Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик ограниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всероссийского значения.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря |
Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, роспись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную стену занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвенник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.
Никольский храм
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.
Вознесенский храм — «Снетогорский столп»
Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Снетогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Великой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.
Подворья
- Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
- Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. |
Настоятели
Игумены
- Прп. Авраамий Мирожский (ок. 1156 — 24 сентября 1158)
- Исидор (1269)
- Прмч. Василий Мирожский (+ 4 марта 1299)
- Карп (упом. 1404)
- Григорий (1521)
Архимандриты
- Митрофан (1589)
- Герман (кон. XVI)
- Геннадий (1617 — 1720)
- Герасим (1623)
- Александр (1630)
- Онуфрий (в декабре 1630)
- Макарий (в декабре 1636)
- Арсений (1641)
- Иона (1648)
- Митрофан (? — 1650)
- Афанасий (1662 — 1670)
- Никандр (1673 — 1677)
- Герасим (8 февраля 1684 — 1691)
- Корнилий (1691 — 1699)
- Аарон (1702 — 1713)
- Киприан
- Маркелл (1719 — 1720)
- Герасим (1736 — 1744)
- Иоасаф (Лисянский) (1755 — 1761)
- Иоанникий (1762 — 1763)
- Иринарх (1763 — 1768)
Игумены
- Стефан (1768 — 1774)
- Иустин (Трипольский) (20 июля 1774 — 4 сентября 1784)
- Адриан (1784 — 1786)
- Венедикт I (1786 — 1792)
- Иcaия (1792 — 1796)
Архимандриты
- Иаков (1800 — 1805)
- Афанасий I (31 мая 1826 — март 1827)
- Афанасий II (Соколов) (3 апреля 1827 — 28 августа 1828/1830)
Виталий, Афанасий, иеромм. (1828 — 1830)
- Спиридон (Грацианов) (26 ноября 1830 — 12 ноября 1833)
- Владимир, Иннокентий, иеромм.
- Афанасий I, 2-й раз (1834 — 1837)
Иннокентий, иером.
- Митрофан (1838 — 1845)
- Нифонт (1846 — 1851)
- Псковские архипастыри (1851 — 1864)
- Виталий (Вертоградов) (22 февраля 1864 — 10 января 1865)
- Николай (Трусковский) (11 января 1865 — 186?)
Тихон (упом. 1869 ) иером. и/д
- Гавриил (упом. 1872 — упом. 1875 )
- Алексий (упом. 1876 )
- Серафим (упом. 1877- упом. 1883 ) игум.
- Павел (упом. 1888 — упом. 1889 ) игум.
Порфирий (упом. 1891 — упом. 1895 ) иером., и/д
- Николай (упом. 1899 — упом. 1902)
- Иннокентий (Кременский) (1903 — 1904)
- Амвросий (Смирнов) (1906 — 1911)
- Досифей (упом. 1913 — упом. 1914 ) игум.
Наместники
- Марк (упом. 2005 — 6 октября 2007) иером.
Архитектурные памятники на территории монастыря
Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.
Собор Спаса Преображения
Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода. Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой. Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.
Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке. Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве. В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.
Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.
Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус
В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.
Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.
С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.
Братский корпус
Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.