Зинон (теодор)

Комментарии

Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Андрей Рублев в кружке иконописи при ЖЭКе

— Иконопись  превратилась в  производство «в промышленных масштабах», да?

— Виноваты  мы сами: Почему нам срочно понадобилось множество полностью расписанных  храмов, с огромными многоярусными иконостасами? Кто сказал, что все срочно надо расписывать, тем более что нет ни традиции, ни мастеров? Кто сказал, что Андрея Рублева можно завести в каждом кружке иконописи при ЖЭКе?

Замечательный византинист Ольга Попова правильно говорит, что сегодня у нас по объективным причинам не может быть такого широкого развития иконописания, как это было в средневековье. Стремясь к этому, мы получим только расцвет китча и нежизнеспособную стилизацию. Можно ожидать появления отдельных интересных мастеров, но неправильно рассчитывать в течение 15 лет возродить то, что сначала веками вырастало, а потом веками зарастало.

Когда началась перестройка и массовое открытие церквей, появились рассуждения директивного типа: «Сейчас начнут строиться храмы, потребуются бригады иконописцев. Срочно откроем иконописные школы и быстро подготовим необходимые кадры».

— А это плохо?

— Так высокое искусство не рождается, его нельзя приобрести как диплом об окончании 4-хлетней иконописной школы. А «невысоким» церковное искусство не может быть по определению.

— Что должно присутствовать  в иконе, чтобы  она воспринималась  именно иконой?

— Когда  меня спрашивали «Чем икона отличается от художественного произведения на религиозную тему?», я, отвечая, все время чувствовал, что все мои объяснения  о каноне, стиле, литургической  функциональности проходят по касательной и не объясняют чего-то главного.

Пока не начал понимать: суть иконописания — в предположении, что в иконе реально присутствует изображенный персонаж, что это реальная встреча и настоящий диалог. Это предположение очень страшное и неудобоваримое, но другого пути нет. Иначе надо отказываться от иконы. Если в ней нет присутствия, к ней невозможно обращение с молитвой.

Об этом 150 лет велись иконоборческие споры, переходящие в гражданские войны, и в результате Церковь признала нужным существование икон. Изображенным на иконах «мы молимся, и почитаем, и кланяемся, и кадим, и целуем». Так обращаются с живым, кто способен слышать и воспринимать.

Человек средневековья не стал бы говорить: «Я пойду к иконе Богородицы», он говорил: «Я пойду к Богородице». То есть ты, предстоя перед иконой Богоматери, действительно в данный момент предстоишь перед Пречистой, и у вас происходит реальная встреча. Святые отцы, установившие догмат иконопочитания, писали что, «обращаясь к образу, ты вступаешь в общение с Первообразом». Мы мало что поймем в иконах по-настоящему, если не осознаем, что в основе иконописания лежит возможность этой встречи, и иконописцы древности, и люди, которые молились перед иконами их письма, жили в ощущении реальности того, о чем я сейчас говорю.— Но тогда и уровень  ответственности  у иконописца другой…

— Конечно,  тут-то иконописание как раз и начинается. Икона – чудо сама по себе, независимо от того, истекает из нее миро или нет, происходят чудеса или нет. Если Господь может присутствовать в своей иконе – это и есть главное чудо, которое эта икона постоянно являет в наш мир.

Творчество

Икона «Преображение», 1997 год

Ранние работы Зинона (1970 — нач. 1980-х гг.) выполнены в традициях древнерусской иконописи XV — нач. XVI веков, заметно влияние монахини-иконописицы Иулиании (Соколовой). В середине 1980-х годов Зинон, изучая псковскую иконопись XIV—XV вв., стал использовать в своих работах образы домонгольской русской живописи и византийские традиции. С середины 1990-х годов он обратился к раннехристианскому искусству Рима, Синая, Равенны.

Кроме темперной живописи Зинон работает в технике мозаики и энкаустики. Занимается проектированием храмов, эскизов утвари и облачений, оформлением книг.

Архимандрит Зинон считается одним из продолжателей византийских традиций иконописания.

Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки, — говорит архимандрит Зинон. — Художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.

Работы

  • Данилов монастырь: иконостас в традициях XV—XVI веков для храма Отцов Семи Вселенских соборов (нижний Покровский придел).
  • В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области.
  • в Псково-Печерском монастыре: им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989—1991 годы).
  • В 1988 году о. Зинон написал для древнего Троицкого собора Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского.
  • Участвовал в росписи трапезной Ново-Валаамского монастыря в Финляндии
  • в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии (en:Chevetogne Abbey)
  • церковь св. Стефана в Мирожском монастыре
  • роспись храма во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убитого в этом месте Александра Меня. Зинон расписывал храм в течение двух лет.
  • роспись Никольского собора в Вене, Австрия.
  • росписи в монастыре Симонопетра на Афоне.
  • нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • Русская икона конца XX — начала XXI в. (Псков, 2003)
  • Современные иконописцы России (Москва, 10 декабря 2015 − 19 января 2016).

***

Важно, чтобы икона всегда была разговором современника с современником, живым, актуальным искусством. То, что сейчас происходит, когда художники решают «Давайте мы сейчас будем писать, как в XVI веке!», на самом деле – полный абсурд

Разве можно помыслить, что Андрей Рублев с Даниилом Черным сидели и говорили: «Напишем-ка мы, как в XIII или в XIV веке!» Иконопись всегда была живым и современным искусством.

Вот стояла перед Рублевым задача – написать список с иконы Владимирской Богоматери

Самой главной, самой важной иконы государства. И он, имея перед собой образец, смотря на него и вдохновляясь им, пишет свою Владимирскую, ту, которая близка ему и его поколению

Никогда раньше не было в иконописи такого механического копирования, как сегодня. Это была живая традиция. Как только традиция перестает быть живой, все рассыпается, становится каноном. Кстати, слово канон в применении к иконописи стали употреблять только с XVIII века…
Я четырнадцать лет служил во Пскове, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи (XII век). Когда мы приехали, все было в полуразрушенном состоянии. Постепенно начали восстанавливать, обустраивать… А потом появилось ощущение, не отпускавшее меня в течение трех лет: я все сделал в этом месте, что надо. Храм восстановлен. Оставалось или почивать на лаврах, или попытаться сделать в жизни еще какой-то рывок. Во Пскове можно было расслабиться и спокойно стареть. Мы решили еще немножко не стареть и переехали в Суздаль.Иконы, в отличие от фресок и мозаик – нечто интимное, предполагающее личностный контакт, диалог, встречу. Потому древние иконы такие выразительные, раскрытые к тебе, активно на тебя направленные. Древняя икона воздействует на тебя, стремится к диалогу. Она написана конкретно для тебя.

Этого воздействия икон часто не ощущаешь, когда приходишь в современный храм, где видишь иконостас, как две капли похожий на стоящий в соседнем храме, еще в одном, в третьем, в четвертом… Сейчас их печатают в такой среднестатистической полурублевской-дионисьевской школе плюс обязательно – золотые тябла, и прочая «роскошь». Но это не к тебе обращено. К кому?

Может быть – к спонсору, чтобы наглядно объяснить, куда пошли его деньги, может быть – к иерархии, чтобы показать: смотрите, как мы расстарались, как у нас все богато и торжественно! Может быть – к политическим силам или к администрации, чтобы показать, кто мы такие и как у нас все мощно. Но у меня возникает чувство, что лично обо мне никто не думает, лично ко мне не обращается.

Художник всегда очень тесно связан с природой, вдохновляется ею. Когда я переехал из Пскова в Суздаль, глядя на суздальские мягкие, утонченные, нежные закаты, я начал понимать, откуда берет свои традиция московская иконописная школа. Во Пскове закаты – нечто бурное, эмоциональное, пылающее красками – что мы видим в традиции псковской иконописи. В природе нам является Господь.

Евангелие – на самом деле рецепт счастливой жизни (жизни как с маленькой буквы, так и с большой). В нем есть то, что делает ее наполненной и осмысленной. И в поисках этой осмысленности люди все равно будут приходить в Церковь, несущую Евангельские истины. Ведь Евангелие все равно останется Евангелием, главным содержанием христианской веры, с каким бы официозом не пытались связать Церковь.

Очень большую перемену в работе я почувствовал, когда стал священником. Я начал видеть и понимать в иконописи какие-то важные вещи, которые раньше не понимал. Ведь священник воспринимает икону еще и как практик – прикладной предмет, вокруг которого совершается каждение, который выносится в определенное время в храме… Я стал лучше чувствовать икону, отчетливее понимать ее функциональность.

Кроме того, священнику приоткрываются и некоторые таинственные моменты. Как говорит древняя мудрость, «есть такие двери, которые можно открыть только пением», т.е. понять с помощью искусства.

Иконопись для меня — самое современное искусство, которое я могу себе представить. Это то, что я искал и в чем себя нахожу. Все мои художественные поиски находят там разрешение. Если мне внутренне хочется передать, скажем, какие-то мысли, эмоции, художественные моменты, вызванные при взгляде на пейзаж за окном, я сделаю это, в каком-то другом виде — во фреске, или в иконе.

Я как художник чувствую себя реализованным, именно найдя иконопись, в которой сочетается метафизика и пластика. Поэтому с каждым днем мне работать все интереснее и интереснее несмотря на то, что я уже более тридцати лет занимаюсь иконописью.

Образ Христа и воображение

—Почему нельзя во время молитвы воображать какой-то образ Христа?
—Это одно из правил аскезы. Преподобный Симеон Новый Богослов называет три условия молитвы: ум должен быть безвидным, то есть не представлять никакого образа, потому что Бог неописуем

Второе: заключать ум в слова молитвы, то есть наблюдать внимание. И третье: молиться не в пространство, а внутрь

—Да, но икона противостоит всем трем принципам!

—Совершенно верно. Но икона в Церкви существует как утверждение догмата о Боговоплощении, о присутствии Бога в этом мире. Если Бог воплотился, значит, Он сделался описуемым и изобразимым. При этом икона должна возвысить дух человека, настроить на молитву, но это не означает, что на нее надо смотреть в упор, не спуская с нее глаз. Преподобный Серафим советовал для сосредоточенности смотреть на пламя свечи или вообще молиться с закрытыми глазами.

—Конечно, уставившись в икону, нельзя молиться. В этом есть даже какое-то идолопоклонство.
—Я много раз слышал от верующих людей, что во время молитвы выражение лика Богородицы или святого меняется. Конечно, если уставиться на икону, не сводя с нее глаз, образ может меняться. Только это не лик меняется, а меняется что-то в глазах или в голове у самого человека.

—Но почему, раз Христос прекрасен и внутренне, и внешне, икона не ставит целью передать Его внешнюю человеческую красоту?

—Икона — это не портрет, у нее свой язык для передачи прекрасного. Хотя я видел и внешне великолепные изображения Христа. Но здесь надо различать красоту и красивость. Христу была присуща именно красота. А красивость — это то, что называют смазливостью, вызывающей чувства абсолютно недуховные. Например, чрезмерное использование женщинами косметики — попытка сделать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Я бы даже назвал это одним из видов богоборчества: человек недоволен тем, каким его создал Творец. Эта «улучшенная» внешность тоже может привлекать — порочных людей, падких на такие «спецэффекты». Но человек, чувствующий высокую красоту, не пленится красивостью.

Икона — это безгласая проповедь, говорит отец Зинон

Иконописец Зинон известен во всём православном мире. Его деятельность направлена на возрождение традиций византийской иконописи. Кроме того, он ведёт работу по восстановлению художественного наследия Русской православной церкви, утраченного после 1917 года. Благодаря ему формируются каноны современного иконописания.

Наибольшее число своих работ иконописец выполнен в ранние годы, за период с 1970 по 1980 годы. Стиль всех иконописей — древнерусский, XV — начала XVI веков. Первые работы испытывают значительное влияние иконописицы Иулиании (Соколовой). Позже архимандрит начал изучать более сложную псковскую иконопись, в результате чего в его работах появились домонгольские и византийские мотивы. В 1990-е годы он познакомился с творчеством раннехристианских иконописцев Синая, Рима, Равенны, что тоже нашло отражение в его работах.


Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г

Наиболее известные иконы, принадлежащие перу архимандрита Зинона, находятся в тех храмах, которые он реставрировал. Среди них можно назвать:

  • «Предтеча»;
  • «Апостолы Петр и Павел»;
  • «Александр Невский»;
  • «Мария Магдалина»:
  • «преп. Серафим Саровский».

Последние работы Зинона Иконописца выполнены с использованием различных техник. Они ориентированы на более древние эпохи, например, эпоху Юстиниана. Многие работы художника являются редкими и поэтому представляют большую ценность для коллекционеров.

Архимандрит Зинон по поводу своего творчества говорит, что научиться церковному искусству быстро нельзя, для этого необходимо не менее 15 лет. Кроме того, иконописец должен быть воцекровлённым, молитвенником, монахом, только тогда он сможет передать то что, должно быть изображено на иконе. Художник, который на первое место в своей работе ставит деньги, уже художником не является.

Кроме профессионального написания икон, отец Зинон занимается созданием энкаустики и узоров из мозаики. Кроме того, он увлекается проектированием храмов, входов, арок, церковных ворот и художественным оформлением книг.


Обложка книги «Беседы иконописца», написанной о. Зиноном и изданной в 2015 году

Пишет он и свои книги, в которых рассказывает о современной иконописи. Кроме того, он достаточно часто общается с представителями прессы, мирянами, мирскими художниками. Его деятельность высоко оценена государством, так он является лауреатом Государственной премии в области искусства, которую ему присудили в 1995 году.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Иконописец, теоретик, церковного искусства, педагог

Отец Зинон известен как один из выдающихся современных иконописцев. Его заслуга состоит в том, что он начал одним из первых возрождать иконописные традиции русского православия. Они были утеряны во времена гонений на церковь. До нашего времени не сохранились практически никакие учебники или же какие-либо материалы, посвящённые византийской иконописной традиции. Именно она является в Русской православной церкви каноничной.


Мастер-класс одного из ведущих иконописцев современности архимандрита Зинона (Теодора). 19 сентября 2013 года. Иконописное отделение СПбДА

Архимандриту пришлось по крупицам восстанавливать это знание, копируя древние иконы и занимаясь их реставрацией. Благодаря такой кропотливой работе ему удалось возродить древнюю иконописную школу русских иконописцев XV — XVI веков. Свои знания иконописец передаёт другим, при этом утверждает, что учеников не имеет. В пользу данного аргумента он приводит довод о том, что для учения необходимо передача традиции, а он лишь учит технике писания.

Отец Зинон автор нескольких книг. Они посвящены современной иконописи. Кроме того, у него также имеются и сочинения на религиозные темы. Несмотря на монашество, он достаточно активно взаимодействует со средствами массовой информации, излагая в них довольно радикальные суждения на тему обновленчества. За свои независимые взгляды ему пришлось пострадать, так на него были возложены прощения из-за того, что он участвовал в католической мессе и причастился вместе с католиками.

источники

  • Карелина А. Возвращение печорского затворника: Снят запрет на служение известного монаха-иконописца // НГ Религии. — 2002. — № 1 (96).
  • Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  • Храм на месте гибели протоиерея Александра Меня // alexandrmen.ru.

Сноски

  1. Вечерня по древнему чину и вечер вопросов и ответов прошли в нашем храме // Федоровский собор. — 2013. — 4 июля. – Дата обращения: 4.7.2017.
  2. Католическое оглашение в православном соборе // Антимодернизм.ру. – 2014. – 22 июня. – Дата обращения: 18.2.2017.
  3. Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  4. Зинон (Теодор), о. Когда Слово стало плотью // alexandrmen.ru.

Прещения с Зинона сняли, но работать ему не дали

После того, как на отца Зинона были наложены прещения, он поселился в деревне Гверстонь, которая находится на границы Псковской области и Эстонии. Вокруг него сложилась маленькая община, которая в течение пяти лет построила храм в романском стиле. Также были построены и оборудованы мастерские и хозяйственно-бытовые постройки.

Таким образом вернуться в Псково-Печерский монастырь ему не удалось, даже после снятия с него по указу патриарха Алексия II прещений. Его ученики и другие художники, жившие при нём, также не смогли продолжить работу над иконами. Росписи Зинона были изуверским образом записаны, несмотря на то, что они были признаны памятниками культуры. Кроме того, в иконописную школу при монастыре перестали принимать мирян.

Спас Неруковтворный, о.Зинон, храм Преображения Господня в д. Гверстонь. Эта мозаика была создана отцом Зиноном в построенным им храме в деревне Гверстон

Во время своей жизни в селе Гверстонь архимандриту Зинону было фактически запрещено выезжать из построенного им храма с иконописными мастерскими. Священники, поддерживающие его, например, Владимир Арсеньев, преследовались. Чтобы иметь возможность работать, иконописец в 2005 году уехал в Австрию. Здесь он руководил росписью Никольского собора в вене.

Многие верующие, знакомые с творчеством архимандрита спрашивают: где сейчас находится отец Зинон? Из сообщений средств массовой информации известно, что начиная с 2008 года, он пребывает на Афоне. Там он расписывал храм в греческом монастыре Симонопера. Периодически он приезжает в Россию, посещая храмы и монастыри в качестве реставратора и иконописца.

Иконописец Зинон много лет провёл в монастырях, украшая их

В 1975 году отец Зинон демобилизовался из армии и отправился работать в качестве художника в Успенский кафедральный собор Одессы. Ещё в армии у него возникло желание удалиться от мирской жизни. 5 сентября 1976 года он стал послушником Псково-Печерского монастыря. Уже 30 сентября наместник обители Гавриил (Стеблюченко) постриг его в монахи под именем Зинон. Через три дня иконописца рукоположили в сан иеродиакона, а в ноябре он стал иеромонахом.


Псковско-Печерский монастырь в наше время с высоты птичьего полета. Пребывание здесь оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу архимандрита Зинона

С Псково-Печерским монастырём связано знакомство тем человеком, который оказал больше влияние на судьбу отца Зинона. Дело в том, что ещё перед призывом в армию он приезжал сюда в 1973 году. Здесь он повстречался с отцом Алипием (Вороновым), который считался в то время известным ревнителем древнерусской иконописи. Отец Алипий многому научил Зинона. К сожалению, поработать с ним ему не удалось, так как когда иконописец служил в армии, отец Алипий скончался.

После двух лет пребывания в Псково-Печерском монастыре отец Зинон приобрёл своими трудами такую известность, что Патриарх Пимен забрал его Троице-Сергиевскую лавру. Здесь иконописец написал иконостасы пределов в крипте Успенского собора. Также он создал большое количество отдельных икон. Эти иконы были помещены как в храмах местной епархии, так и в домах прихожан. Кроме того, их активно приобретали коллекционеры.

В лавре Владимир пробыл семь лет, но его смущала мирская суета за стенами обители. Чтобы меньше сталкиваться с мирскими соблазнами, он попросил в Псков, где было тише. В 1983 году архимандрита Зинона патриарх направил в Даниловский монастырь. Здесь в течение года мастер занимался восстановлением и украшением монастыря. По истечении этого времени он был отпущен в Печерский монастырь.


Фотография Данилова монастыря в наше время. Здесь иконописец Зинон стал известен

Во время работы в Даниловом монастыре иконописец Зинон стал известен как ведущий иконописец России. В этом качестве его стали приглашать за рубеж. Так он был преподавателем в иконописной школе в Сериате, Италия, работал во Франции и Бельгии, занимаясь украшением и реставрацией местных православных монастырей.

Не бояться перемен

— Когда Вы с семьей только уехали из родного города – не было желания вернуться?

— Я  Москву люблю, мне очень радостно бывает туда на денек-другой заехать, понять, что это мой город, в котором жил до 31 года. Но желания вернуться туда на постоянное жительство пока не возникало, хотя, если обстоятельства потребуют, могу себе представить, что вернемся.

Говорят, «загад не бывает богат». Я все больше убеждаюсь, что мы можем самоопределяться только в пределах небольшого периода времени. Завтра судьба может предложить что угодно, но только не то, что ты пытался запрогнозировать. Поэтому я стараюсь полноценно жить и работать в том отрезке, который сейчас перед глазами, и не бояться перемен.

— А от недостатка общения страдать не приходилось? 

— За те 23 года, что я священник, мы жили и в далеких деревнях, и в городах, но скуки и одиночества никогда не ощущали. Всегда есть «праздник, который  всегда с тобой», — работа. Есть  прекрасные собеседники – книги  и наши удивительные богослужения. Уже 37 лет рядом моя супруга Марина. Четверо детей тоже были рядом, пока не повырастали – все это уже вполне полноценная жизнь.

Суздаль всего в 200 км от Москвы, и теперь к нам много друзей приезжает. Но и раньше после отъезда из столицы  мы не испытывали недостатка в общении.

Как-то сидим мы с женой, только что проводив очередную группу московских ребят, как вдруг соображаем, что впервые за четыре года одни в доме – только мы да дети. А через 5 часов стук в дверь – новые гости приехали. Это же была редкость тогда – церковь, куда можно было приехать, а тем более — к священнику, являющемуся одновременно и другом, с которым вместе росли и работали.

Первые годы я служил в Литве и Латвии, не очень далеко от Псково-Печерского монастыря. Туда часто уезжал на несколько дней, там проходили мои церковные университеты, там я учился быть священником

Там тоже было много друзей и много важного общения.— Что Вам помогает утром встать и  – двигаться дальше?

— Если  ничего специально драматического или неправильного не произошло,  то нормальное ощущение человека,  выглядывающего утром в окно, — это счастье, что жизнь дарует  новый день. Жизнь дается человеку  от Бога, а все, что от Него — все обладает качествами блага и красоты, каждый вздох и каждая секунда — удивительный  подарок.

Есть какие-то методы поддерживать себя в этом тонусе. Например, вечерние-утренние молитвы и воскресные и праздничные службы, Евхаристия, и, конечно, работа, которая вот уже больше, чем 30 лет, с каждым днем становится мне все интереснее и раскрывает новые перспективы.

Приход  у священника Андрея Давыдова – небольшой, что обычно для маленького Суздаля. Спокойная обстановка дает возможность отцу Андрею и его матушке больше времени посвящать любимому делу.

Отец Андрей сетует, что не умеет находить  спонсоров. А как бы хотелось украсить и этот, и соседний Никольский храм, настоятелем которого он тоже является. Однако даже без денег, своими силами, отец Андрей и матушка сделали очень много. Это становятся понятно, стоит только посмотреть на фото, как жалобно выглядели оба храма в момент их приезда. Наверно, здесь тоже секрет в «личностном отношении»…

А иконы, которые пишет  священник Андрей Давыдов, действительно – направлены на тебя. Около каждой иконы хочется стоять долго-долго…

Биография

В миру Теодор Владимир Михайлович,
архимандрит, деятель русской православной церкви, иконописец.
Родился в Ольвиополе под Николаевом (на юге Украины, недалеко от Одессы). С детства был приобщен к Церкви, вместе с бабушкой посещал храм.
С 1969 года учился в Одесском художественном училище, на отделении живописи. Здесь произошло его первое знакомство с иконой, и был первый опыт росписи храма, правда, мастера, под началом которых художник работал, не владели иконописной техникой, используя повсеместно распространенный тогда живописный стиль. Но будущего иконописца привлекала каноническая икона, и он решил, во что бы то ни стало, освоить ее. Начинал с копий старых икон: когда по подлиннику, а больше — по репродукциям. В Одессе, как и в целом на юге, старые иконы — редкость, в церквах их практически нет, а провинциальные музеи весьма бедны и однообразны. Учителей иконописи в те времена не было, и потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано пришло понимание того, что заниматься иконописью всерьез можно, только посвятив этому всю жизнь.
В 1976 г. он становится монахом в Псково-Печерском Успенском монастыре. С этого времени иконопись становится не только его творчеством, но и его служением.
В Псково-Печерском монастыре были свои иконописные традиции. Прежний настоятель обители, архимандрит Алипий (ум. 1975 г.), был большим знатоком и любителем искусства, он собрал великолепную коллекцию живописи и икон. К тому же и сам он был незаурядным иконописцем, его иконы и стенные росписи до сих пор украшают монастырь.
Приняв монашеский постриг, о. Зинон получил возможность работать для Церкви, и его искусство было вскоре замечено церковным священноначалием и востребовано. В 1979 г. Святейший Патриарх Пимен вызвал его в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь о. Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, создал множество отдельных икон. Патриарх Пимен был большим знатоком древней иконописи и высоко ценил творчество о. Зинона. В 1983 г. по благословению Святейшего о. Зинону было поручено участвовать в восстановлении и благоукрашении Данилова монастыря в Москве. В 1985 г. он расписывал церковь св. Параскевы Пятницы во Владимирской области.
Продолжал иконописец трудиться и для Псково-Печерского монастыря, здесь им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 г.), Покрова над Успенским собором (1990 г.) и Печерских святых на горке (1989-1991 гг.). В 1988 г. о. Зинон написал для древнего Троицкого собора г. Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преп. Серафима Саровского.
В 1994 г. Русской Православной Церкви был передан древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь в Пскове (за исключением собора XII в., который остался за Псковским художественным музеем) с единственным условием — в этом монастыре должна была располагаться иконописная школа. О. Зинон возглавил эту школу, и она стала успешно развиваться, сюда приезжали на обучение иконописцы не только из России, но и со всего мира. Вместе с о. Зиноном здесь трудились несколько монахов и послушников, избравших иконописание своим служением, — одни писали иконы, другие делали доски и т.д. Таким образом, насельники монастыря представляли собой не просто монашеское общежитие, а братство иконописцев, что само по себе было явлением для России уникальным. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние полной разрухи, стал возрождаться. В частности, была восстановлена надвратная церковь во имя св. Стефана Первомученика (1996 г.), в ней совершались богослужения. О. Зинон создал здесь оригинальный каменный иконостас и написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых в медальонах.
В конце 1997 г. архим. Зинон был вынужден оставить Мирожский Монастырь и переселиться в деревню Гверстонь на западе Псковской области, где он живет и трудится по сей день.
Еще работая в Даниловом монастыре, архим. Зинон приобрел известность как один из ведущих иконописцев России, и его стали активно приглашать в другие страны — он работал во Франции, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате, в Италии и т.д.
Архимандрит Зинон — один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, строго придерживается древних византийских традиций. В 1995г. за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.
Из книги Ирины Языковой «Се творю все новое. Икона в XX веке»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector