Миланский эдикт и христианская свобода
Содержание:
- Содержание:
- Миланский эдикт был издан в связи с необходимостью нравственных реформ в Римской империи
- Обнародование Миланского эдикта
- Религиозное высказывание [ править ]
- Задний план
- Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт
- МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ
- Смысл Миланского эдикта
- Путь к императорской власти
- О Миланском эдикте имеется мало сведений
- Ссылки [ править ]
- Эдикт Фессалоникийский
Содержание:
В Миланский эдикт это был указ, обнародованный в 313 году нашей эры. В., которым был положен конец гонениям, которым подвергались христиане в предыдущие века. Его авторами были Константин и Лициний, императоры Римской империи Запада и Востока, соответственно, после встречи в городе, который дал ему название.
В течение трехсот лет римские императоры проводили репрессии против всех тех, кто принял христианство как религию. Диоклетиан и Галерий в 303 году начали то, что было известно как «великое преследование», в попытке положить конец угрозе, которая, по их мнению, создавала рост христианства.
Сам Галерий был ответственен за первый жест в пользу религиозной свободы. Таким образом, в 311 г. он провозгласил так называемый Никомедийский эдикт терпимости, которым было признано юридическое существование христианства и предоставлена свобода его последователям встречаться и строить храмы.
Когда в 313 г. Миланский эдиктХристиане в Римской империи имели около 1500 епископских кафедр и насчитывали около шести миллионов верующих. В 380 году император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт, и христианство стало официальной религией империи.
Миланский эдикт был издан в связи с необходимостью нравственных реформ в Римской империи
По времени последние страшные гонения на христиан совпали с крупными административными реформами императора Диоклетиана.
При этом он понимал, что Римская империи нуждается не только в административных, но и нравственных реформах. Государству необходимо было восстановить согласие или конкордию между политической конституцией государства и верованиями его народа.
Дело в том, что в этот период число христиан в империи оценивалось в 15–20%, то есть христиане были приблизительно пятой частью всего населения.
«Явление Константину монограммы Христа», эскиз П. П. Рубенса для серии гобеленов История Константина, 1622 год. Римский император Константин Великий относился к христианству положительно и все гонения отменил. Фото: upload.wikimedia.org
Сам Диоклетиан считался ярым противником христианства, поэтому он запретил его под угрозой смертной казни. При этом он разделил империю на четыре части, создав тетрархии. После смерти Диоклетиана между тетрархами началась гражданская война, в результате чего к власти пришел император Константин Великий.
Император Диоклетиан считался ярым противником христиан
Он отменил все новведения Диоклетиана, в том числе остановил гонения на христиан. Сам император Константин сражался в битве у Мильвийского моста над императором Магенцием в 312 году, под символом Креста, с надписью «сим победиши» (toutoi nika).
Естественно, что одни симпатии императора Константина не могли изменить религиозную жизнь в империи, ведь она складывалась тысячелетиями.
Под символом Креста император Константин сражался в 312 году.
Правитель установил христианскую символику в армии и на государственных монетах, но не имел возможности сразу ввести в государстве христианство в качестве единственной государственной религии.
При этом он проводил политику постепенного введения принципа религиозной толерантности, так в одном императорском послании восточным провинциям он указал, что в вопросах веры «каждый должен придерживаться того, чего просит его сердце».
Константин в битве у Мильвийского моста, фреска Рафаэля, Ватикан. Фото: upload.wikimedia.org
Так как в феврале 313 года в Римской империи сложилась сложная политическая обстановка, императоры Константин и Ликиний, встретились в Милане, для того, чтобы её обсудить.
Стоит при этом отметить, что договор по религиозным вопросам или же Миланский эдикт не был самым важным документом, принятым на этой встрече.
При этом многие древние авторы отмечают, что императоры желали разрешить религиозные вопросы в смысле полной религиозной терпимости, так как это соответствовало их общим интересам.
Значимость эдикта
Мнения насчет исторической ценности документа расходятся. Одни считают, что эдикт носил в себе свое формальное значение, то есть уравнивание всех религия в правах, что в сегодняшнем юридическом языке звучит как свобода совести и свобода вероисповедания. С другой стороны, историки атеистического направления в мировоззрении утверждают, что фактически это письмо давало христианским общинам путь для продвижения к власти в республике. Это означает, что император Константин выпустил на свободу могущую силу, которая впоследствии облачила собой всю западную цивилизацию. Среди причин такого решения многие считают приверженность самого императора к христианскому вероисповеданию.
Обнародование Миланского эдикта
Константин был избран императором на западе в 306 году. Тем временем Константин был избран императором на западе и, победив Максенция в феврале 312 года, встретился с верховным римским лидером на востоке, Лицинием.
Встреча состоялась в Милане, и, помимо прочего, лидеры двух стран обсудили христианскую проблему. Результатом стал Миланский эдикт, хотя некоторые авторы утверждают, что это провозглашение возникло не как таковое, а было лишь указом Лициния, изданным для восточной части Империи.
Соглашение о христианах, достигнутое двумя лидерами, было отправлено Лицинием правителям провинций на Востоке. Эти письма являются основным источником содержания указа.
Некоторые историки отмечают, что королевские претензии Лициния заключались в объединении Римской империи и доминировании над территорией, которая тогда находилась в руках Константина I.
Религиозное высказывание [ править ]
Хотя Миланский эдикт обычно преподносится как первый великий акт Константина как христианского императора, остается спорным, был ли Миланский эдикт актом подлинной веры. Этот документ можно рассматривать как первый шаг Константина в создании союза с христианским Богом, которого он считал самым сильным божеством. В то время он был озабочен социальной стабильностью и защитой империи от гнева христианского Бога: с этой точки зрения, Указ мог быть скорее прагматическим политическим решением, чем религиозным сдвигом. Однако большинство историков считают, что обращение Константина в христианство было подлинным и что Миланский эдикт был лишь первым официальным актом Константина как посвященного христианина. Эта точка зрения подтверждается постоянными благосклонностями Константина от имени христианства в течение остальной части его правления.
Миланский эдикт требовал, чтобы зло, причиненное христианам, было исправлено как можно более тщательно; он утверждает, что «нам приятно убрать все условия». Указ далее требовал, чтобы отдельные римляне исправляли любые обиды по отношению к христианам, утверждая, что «то же самое будет возвращено христианам без оплаты или каких-либо требований о возмещении и без какого-либо мошенничества или обмана». Эти положения показывают, что предполагалось нечто большее, чем просто установление справедливости. После требования немедленного возвращения того, что было потеряно христианами, указ гласит, что это должно быть сделано для «обеспечения общественного порядка», а не ради истинной ценности справедливости или славы Божьей. Призыв к срочному исправлению ошибок отражает стремление лидеров избежать неблагоприятных последствий, которые в данном случае включали социальные волнения и дальнейшие завоевания. Константин был суеверным и достаточно верил в существование нехристианских богов, чтобы не желать нарушать баланс добра и зла. Считалось, что чем скорее это равновесие будет восстановлено римлянами, установившими состояние справедливости с христианами, тем скорее государство станет стабильным. [ необходима цитата ]
Задний план
Рост христианства рассматривался римскими императорами как угроза империи. Это привело к жестоким преследованиям последователей новой религии.
Среди самых кровавых походов против христиан выделялась кампания Диоклетиана и Галерия. Помимо казни многих христиан и принесения их в жертву своим богам, эти императоры сносили и сжигали церкви и приказали уничтожить копии Библии.
Это преследование, как и предыдущие, было вызвано не только религиозными мотивами. Исторические источники указывают на то, что императоры считали, что христиане систематически сговаривались против государства.
Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт
Миланский эдикт стал продолжением Никомедийского эдикта, который издал 30 апреля 311 года император Галерий, известный гонитель христиан. Никомедийский эдикт сделал христианство легальным в Римской империи.
При этом он разрешал исполнение богослужебных обрядов только при условии, что христиане станут молиться о благополучии республики и императора.
Гай Галерий Валерий Максимиан. Скульптурное изображение головы Галерия из порфира, найденное в Феликс Ромулиана. Фото: upload.wikimedia.org
Император Галерий — известный гонитель христиан, при этом он издал Никомедийский эдикт, легализующий христианство. Этот документ стал предтечей Миланского эдикта.
Необходимо отметить, при этом, что императорский эдикт не дал христианам то, что они дано просили. Поэтому его значение сильно преувеличивают. Христинам не предоставлялось гарантий терпимого отношения к их религии.
Кроме того, не предусматривалась компенсация ущерба, причиненного церкви. Не были возвращены культовые сооружения: храмы, кладбища, памятники и иное недвижимое и движимое имущество христиан. Не были также оговорены компенсации за уничтоженные памятники, храмы, драгоценности и др.
Миланскому эдикту предшествовал Никомедийский эдикт.
О какой-либо компенсации частным лица за причиненный им во время гонений ущерб даже и не говорилось. Издавая Никомедийский эдикт, император Гален пытался другими средствами поставить Христианскую Церковь под контроль.
Так его положениями предписывалось переведение христианских общин на положение коллегий, то есть корпоративных органов, с правами и обязанностями, определенными законом.
В результате Христианская Церковь становилась замкнутым обществом, существующим с дозволения и под защитой государства.
«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером. Фото: upload.wikimedia.org
Именно поэтому Церковь отказалась быть одной из коллегий; она отказывалась строить свою организацию по наследственному принципу и стать закрытым сообществом.
Христиане настаивали на свободной организации и открытом доступе в сообщество и божественном происхождении своего учения.
История написания
В 311 году император Галерий выпускает Никомедийский эдикт, в котором оглашались первые мнения о религиозной терпимости, что было нонсенсом, для консервативно настроенных римских политиков. В нем провозглашалось, что христианство становится легальной религией, и отныне все его приспешники могут «выйти из тени» и открыто справлять обряды. Единственным условием были молитвы христиан о благополучии императора.
Среди недостатков первого эдикта можно упомянуть множество нераскрытых моментов, важных для христианских общин. Это вопрос о церковном имуществе. Сторонникам новой религии не было возвращено церковное имущество, такое как храмы, памятники, драгоценная церковная утварь и земли под кладбища. Так же ничего не было сказано о компенсации всего ранее уничтоженного имущества.
Это интересно: 480,Микеланджело: кратко
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ
Страница 1 из 4
МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ – эдикт (указ) римских императоров-соправителей Лициния и Константина (314–323 гг.) о признании христианства наряду с другими религиями, изданный ими, по свидетельству историка церкви Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), в 313 г. в Медиолане (ныне – Милан). Он широко известен также под названием «эдикт веротерпимости» и считается одним из важнейших документов в истории христианства, открывшим дорогу христианизации Европы. Его целью было привлечение сторонников христианства на свою сторону как в борьбе императоров друг с другом, так и с другими претендентами на римский трон. В начале IV в. христианство исповедовало не более одной десятой части населения Римской империи, однако христиане к этому времени уже успели создать крепкую организацию с мощной материальной базой, поскольку и богатые, и бедные люди не скупились на пожертвования в надежде на загробное блаженство. Правители понимали сдерживающую роль христианской церкви и также одаривали её привилегиями и земельными наделами. В результате к началу IV в. христианская церковь обладала десятой частью всех земель империи, а самым значительным имуществом обладали коллегии и создававшиеся вокруг них христианские общины, специализирующиеся на ритуалах захоронения. Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла простор для свободы мысли, христианство же требовало безоговорочного признания установлений догмы. Поэтому именно такая религия была наиболее подходящей идеологической базой для монархии, возглавляемой «святейшим» императором, который, к тому же, считался верховным жрецом (Pontifex Maximus), защитником традиционных верований. На язычников христиане наводили страх и неприязнь своей скрытностью из-за особенностей богослужения, непримиримостью к иным религиозным представлениям, открытым непочтением к богам традиционной религии. Бытует мнение, что римские императоры были организаторами гонений на христиан, отвергавших отечественных богов, но это верно лишь отчасти. В реальности основные причины гонений исследователи советуют искать не на государственном, а на муниципальном уровне; они почти всегда были вызваны имущественными спорами, сопровождавшихся погромами. На муниципальном уровне, в коллегиях, эти споры не всегда можно было разрешить мирным путём, опираясь на законодательство, поскольку у префектов не хватало для этого ни полномочий, ни желаний. Поэтому они апеллировали к верховной власти. Ответные меры со стороны властей были не всегда адекватными, и христианский клир использовал эти ситуации для того, чтобы выступать от имени несправедливо обиженных. Оказывая пострадавшим гражданам благотворительность из пожертвованных средств, христианские пресвитеры (а затем и епископы) привлекали на свою сторону язычников, вводя их в ранг «верных». Обряд посвящения при этом был заведомо таинственным. Эта таинственность особенно ярко проявлялась в обрядах захоронения. Среди правителей было много людей, симпатизирующих христианству. Одним из них в эту эпоху был соправитель императора Диоклетиана (284–305 гг.) – Констанций Хлор (293–305 гг.), чьим внебрачным сыном был Константин I Великий. Именно этим фактом (т.е. тем, что император был вскормлен «христианским молоком») христианская традиция объясняет появление эдикта Константина, предоставившего свободу вероисповедания христианам, вошедшим в историю под названием «Миланского эдикта». Однако в реальности его появление было вызвано не столько христианским воспитанием будущего императора, сколько сложившейся в то время политической ситуацией. Император Диоклетиан в 285 г. разделил империю со своим товарищем по оружию Максимианом, чтобы легче отбиваться от врагов; оба носили титул Августов. В 292 г. к власти были приобщены ещё два императора с титулами цезарей – Констанций Хлор для Запада и Галерий (293–311 гг.) для Востока. Таким образом, с 293 по 305 гг. Римской империей управляли четыре императора: Диоклетиан, Максимиан, Констанций и Галерий.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Смысл Миланского эдикта
Чтобы уяснить смысл Миланского эдикта, нужно сравнить его с эдиктом 311 г. Никомидийский закон хочет обеспечить жизнь христианам: «Пусть снова будут христиане и строят места для собраний». Этот толерантный эдикт терпит христиан, как необходимое зло. Даруя им жизнь, он требует: «чтобы они ничего не делали против общественного порядка», и обещает: «другими указами мы известим судей, что они обязаны соблюдать». То, чего так боится издатель эдикта со стороны христиан, это почти несомненно пропаганды христианства, которая была воспрещена иудейству под страхом смертной казни. Вот это-то дело христианства «против общественного порядка» и хочет Галерий подавить «другими указами». По всей вероятности, ему не удалось издать новые указы; но весьма возможно, что они все-таки увидели свет, быть может, благодаря исполнительной воле Августа Ликиния, ибо Миланский эдикт в самом начале указывает, как повод для своего появления, устранение стеснительных для христиан ограничений в предшествовавшем указе. Что же дает Миланский эдикт? Он очень удобно делится на две части: в первой идет речь о свободе религиозного исповедания, во второй об имущественных и общественных правах христиан т.е. как корпорации, и частных или личных правах. В первом отношении характерны слова: «каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу и религии». Отсюда ясно, что Миланский эдикт устанавливает, так называемый паритет, равенство всех религий и свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии. Мнение профессора Лебедева, что этим эдиктом «христианство объявлено стоящим во главе всех религий, провозглашено единственной религией …» не соответствует тексту Миланского эдикта, ни обстоятельствам его происхождения. Справедливо подчеркивает профессор Бриллиантов, что эдикт исходит не только от Константина, но и от Ликиния; к подписанию его, вероятно, привлекали и Максимина. Но как можно было думать, чтобы Ликиний, а тем более Максимин могли подписать эдикт, провозглашающий господство христианской религии?
Путь к императорской власти
Опорой власти Диоклетиана была армия, и все тетрархи и их потенциальные наследники были полководцами. В 293 году наследник Констанция Константин отправился на Восток в армию цезаря Галерия. Там Константин женился на Минервине, предположительно племяннице Диоклетиана.
Писали, что вместе с Диоклетианом Константин проехал всю Палестину, сам он писал позже, что видел руины Вавилона и Мемфиса. Древний Вавилон находился в землях Сасанидов — недалеко от их столицы Ктесифона. В 297 году Галерий вторгся в государство Сасанидов и 28 января 298 года с триумфом вошел в Ктесифон. Молодой Константин, очевидно, участвовал в этом походе и увидел то, что осталось от древнего Вавилона.
Тот факт, что Константин выбрал время посетить руины города, много упоминавшегося в Ветхом Завете, говорит о его интересе к христианству уже в те годы.
В 301 году Диоклетиан был в Египте, и Константин, вероятно, сопровождал его. Тогда он осмотрел и руины Мемфиса. В 302 году сын Констанция сопровождал августа во время пути через Палестину.
Согласно «Происхождению императора Константина», Галерий пытался убить будущего он императора. Он поставил его на опасный участок в битве с сарматами, но молодой военачальник убил многих врагов и добыл Галерию победу. Лактанций и Праксагор писали, что Галерий заставлял Константина сражаться в клетке с диким зверем.
По мнению исследователей, рассказы о попытках Галерия расправиться с потенциальным соперником — поздняя пропаганда. Но Константин мог в реальности служить под его началом в кампаниях против сарматов в 302 или 304 годах.
Джулио Романо, «Битва у Мульвийского моста». (wikimedia.com)
В 303 году Константин должен был сопровождать Диоклетиана в Рим, где пышным триумфом отпраздновали 20-летие власти августов и 10-летие власти цезарей.
Позже Константин искажал свою роль при дворе Диоклетиана, чтобы дистанцироваться от августа, известного гонениями на христиан. Он писал, что был заложником для лояльности своего отца. Якобы в 305 году Галерий держал его в заложниках против его воли, и только через год Константин бежал, чтобы успеть застать своего отца на смертном одре.
В 305 году Диоклетиан и Максимиан объявили о сложении полномочий августов. Новыми августами становились Галерий и Констанций, а цезарями — Флавий Север и Максимин Даза.
Константин покинул восточные провинции и отправился к своему отцу. Они встретились в Галлии и отправились в Британию. Там Констанций и Константин провели совместную кампанию против пиктов за Адриановым валом.
О Миланском эдикте имеется мало сведений
В светской и церковной истории под Миланским эдиктом (лат. Edictum Mediolanense) понимают достигнутое в 313 году соглашение между императорами Константином и Ликинием во время их встречи в Милане.
Документ провозглашал религиозную терпимость на всей территории Римской империи
Он стал важной вехой на пути превращения христианства из религии отверженных в официальную религию государства
Луций Цецилий Фирмиан Лактанций — ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 году христианскую веру. Фото: ru.citaty.net
К сожалению, о столь знаменательном документе в истории сохранилось очень мало сведений. Дело в том, что текст эдикта до нас не дошел, и он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».
Таким образом, мы не знаем ни точной даты опубликования Миланского эдикта, ни его точного содержания, так как датированный и подписанный текст его не сохранился ни в подлиннике, ни в точных списках.
13 июня 313
это общепринятая дата Миланского эдикта
Подлинный текст постановления отсутствует и самом близком к нему по времени сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.).
Единственный текст Миланского эдикта присутствует в указе Марка Лициция, военного трибцуна, который дал его данном Никомидийскому президу (столичному градоначальнику Восточной префектуры).
Произошло это 13 июня 313 года, поэтому некоторые историки считают эту дату датой издания Миланского эдикта.
Первая страница Кодекса Феодосия. Подлинный текст Миланского эдикта отсутствует в сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.). Фото: upload.wikimedia.org
Текст документа также приводиться у Евсевия в серии документов, переведенных с латинского на греческий, помещающейся в середине 10 книги его Церковной Истории.
В них он именуется «копией императорских постановлений» и указом, написанным от имени Константина и Ликиния.
При этом необходимо помнить, что незадолго до своей смерти император Максимин издал в 312 году рескрипт на имя Сабина. Исследователи часто путают его с Миланским эдиктом.
Максимин Фракиец. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров
Что же касается русских церковных историков, то видный их представитель А.П. Лебедев доказал, что издание эдикта относится ко времени не позднее середины марта 313 г. Эта датировка на сегодняшний день признана наиболее достоверной».
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 137
- ^ а б Крест и Ливингстон. Оксфордский словарь христианской церкви 1974 г., искусство. «Милан, Эдикт».
- ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 302
- ^ Френд, WHC The Early Church SPCK 1965, стр. 135
- ^ Стивенсон, Дж . Новый Евсевий SPCK 1965, стр. 296
- ^ Евсевий, церковная история 5.15-17
- ^ Лактанций, De mortibus persecutorum 34.1-35.1, 48.1-12
- ^ a b Надпись напечатана в Stevenson, J. A New Eusebius SPCK 1965, p. 297
- ^ То же самое и у Евсевия .
- ^ Сорди, Марта. Христиане и Римская империя. Норман: University of Oklahoma Press, 1994. p134.
- ^ Майер, Пол Л. Евсевий: История Церкви . Гранд-Рапидс: Публикации Кегеля, 1999. стр. 374.
- ^ a b «Пол Халсолл,« Галерий и Константин: Эдикты терпимости 311/313 », Фордхэмский университет; Fordham.edu ; Интернет, по состоянию на 13 октября 2014 г.
- ^ Юрий Koszarycz. «Константиновское христианство» . The-orb.net . Интернет-справочник по средневековью. Архивировано из оригинального 15 февраля 2015 года . Проверено 14 октября 2014 года .
Эдикт Фессалоникийский
После свержения Лициния, контролировавшего восточную часть империи, в 323 году Константин оказался вовлеченным во внутренние споры церкви. В 325 году он созвал Никейский собор, на котором арианство было объявлено еретическим. На этом Соборе появился так называемый Никейский символ веры, последний, в котором совпадали церкви Востока и Запада.
Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, хотя крестился он только незадолго до своей смерти. Политическая власть и Церковь все больше объединялись, а влияние последней возрастало.
Эти отношения были испорчены только во время правления Юлиана, который снова беспокоил христиан. Чуть позже, в 380 г., император Феодосий обнародовал Эдикт Фессалоникийский, благодаря которому христианство стало официальной и единственной религией Империи как на Востоке, так и на Западе.
Решение Феодосия было не только религиозным. Его власть как императора позволяла ему включать священников в состав имперских чиновников, что означало подчинение их своей власти.
Политическое вмешательство в дела Церкви получило название «цезаропапизма» и вызвало неприятие епископов. Сам император был отлучен от церкви в 390 году и через два года был вынужден запретить языческие жертвоприношения.