Ковчег завета. грэхем хэнкок

Следы ведут в Эфиопию

Был в Эфиопии город Аксум, сейчас от него остались только развалины и легенды. Великий и богатейший был город. Из него по этой части Африки началось распространение христианства. Церковь Святой Марии вероятно была самой первой христианской церковью в Черной Африке. Это просторная базилика с пятью проходами с момента своего открытия была самым святым местом в Эфиопии.

Объяснялось это тем, что она была построена для хранения Ковчега Завета, который — если верить легендам — был доставлен в страну задолго до рождения Иисуса и взят под опеку христианской иерархией вскоре после того, как новая религия стала официальной в Аксумском государстве.  Более того, ковчег применялся при строительстве храма, ибо в его конструкциях присутствуют стелы колоссальной массы, которые установлены именно при помощи энергии ковчега.

Как ковчег попал из Иерусалима в Аксум? Автор книги предположил, что благодаря правительнице Эфиопии — царице Савской. Она посетила Иерусалим, после чего у неё родился сын Менелик, отцом которого являлся правитель Иерусалима царь Соломон. Из исторических источников известно, что Менелик прожил большую часть своей жизни именно в Аксуме, т.е. вернулся на родину матери. Следовательно, с ним мог приехать и ковчег Завета, или он попасть сюда позже, так сказать в руки верных потомков Менелика.

А где же именно находится Ковчег Завета

Каждая православная церковь в Эфиопии, оказывается, имеет собственную святая святых, и в каждой из них есть свой табот. Никто не утверждал, что речь действительно идет о ковчеге завета. Есть только один истинный ковчег завета, правильное название которого — табота сион, — который на самом деле был доставлен в Эфиопию Менеликом во времена Соломона и теперь возможно находится в часовне храма в Аксуме. Остальные же таботы по всей стране были точными копиями священного и неприкосновенного оригинала.

Эфиопы знают: если хочешь спрятать дерево, помести его в лес. Чем иным являются те копии, которым они поклоняются в двадцати тысячах церквей, если не настоящим лесом?

В самом сердце этого леса покоится ковчег, золотой ковчег, построенный у подножия горы Синай, пронесенный через пустыню и реку Иордан, принесший победу израильтянам в их борьбе за землю обетованную, доставленный царем Давидом в Иерусалим и помещенный — около 955 года до н.э. — Соломоном в святая святых первого храма.

Манассия

Приблизительно триста -лет спустя он был забран оттуда верными священниками, старавшимися оградить его от осквернения зловещим Манассией и доставившими его в безопасное место на далеком египетском острове Элефантин. Там для него был построен новый храм, в котором он и хранился следующие двести лет.

Когда же храм был разрушен, возобновились его беспокойные скитания, и он был доставлен в Эфиопию, страну, осеняющую крыльями, в землю, вдоль и поперек пересеченную реками. С одного острова его переправили на другой — зеленый Тана Киркос, где установили в простом шатре и где ему поклонялся простой народ

На протяжении последующих восьми столетий он был центром важного и своеобразного иудейского культа, поклонники которого были предками нынешних эфиопских евреев

Потом пришли христиане, исповедовавшие новую религию и сумевшие — после обращения царя — присвоить ковчег. Они переправили его в Аксум и поместили в большой церкви, которую посвятили Святой Марии Богородице.

Историю перемещений ковчега то забывали, во вдруг вспоминали о ней вновь. За ним в Эфиопию прибывали рыцари ордена тамплиеров.

Как обычно бывает в конце таких захватывающих историй — автор не увидел Ковчег Завета. Но учитывая сколько веков о нем пишут и говорят, он действительно существовал и вероятно существует до сих пор где-то в том самом условном лесу  таботов, находящихся по всей территории Эфиопии.

 Скачать книгу полностью

Поделиться этой записью

Святыня Африки

Эфиопы верят, что Ковчег Завета хранится у них до сих пор. С приходом христианства в Аксумское царство в начале IV века нашей эры святыню перенесли в собор Девы Марии Сионской. Ныне это большой храмовый комплекс. В главном здании, огороженном колючей проволокой, как раз и пребывает реликвия — внутрь заходить можно только одному священнику, которого пожизненно избирают хранителем ковчега.

«Когда-то святыню демонстрировали верующим раз в год. Однако это прекратилось во время оккупации фашистской Италией в конце 30-х годов XX века, когда многие наши храмы были осквернены», — рассказывает корреспонденту РИА Новости служитель храма Марии Сионской Годефа Мерха.

Службы у ковчега не совершаются, для этого рядом с хранилищем реликвии в Средние века был построен храм. Правда, туда можно входить только мужчинам — эфиопы переняли правила, установленные в Иерусалимском храме.

До недавнего времени доступ в эту церковь был закрыт для иностранцев, а уж для журналистов — подавно. Корреспондент РИА Новости оказался в числе первых иностранных работников СМИ, которым открыли двери и позволили запечатлеть богослужение, унаследовавшее обряды ветхозаветных времен. Например, священники используют описанные в Библии ритуальные инструменты — псалтырь (арфу), систроны (трещотки), горны и барабаны.

«Это главная святыня Эфиопии, которой мы молимся с древнейших времен. Я бы даже сказал, что в Ковчеге Завета хранятся не только скрижали с заповедями, манна небесная и посох пророка Аарона, но и душа нашего народа», — замечает Годефа Мерха.

Однако некоторые ученые склонны считать, что хранящийся в Аксуме артефакт появился здесь намного позже эпохи царя Соломона. Скорее всего, его привезли христиане, в конце III века прибывшие сюда по Нилу из Египта. Ведь на их пути как раз и находился тот самый город Элефантин.

Правда, и с этой версией согласны далеко не все эксперты: по их мнению, без специальных исследований делать выводы преждевременно. Однако эфиопские христиане, коих в стране большинство, настаивают на неприкосновенности своей главной святыни.

&nbsp

Ковчег Завета в Танахе

В книге Исход описаны детальные указания Господа Моисею о материалах для футляра Ковчега и его конструкции:

Футляр Ковчега Завета

(Тора, Исход 25:10-11) И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом.

Судя по всему, футляр Ковчега был сделан из древесины акации (дерево шиттим, ивр. שיטים‎), наиболее распространённого в пустынной местности вокруг Красного моря. Он имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту. (Длина «локтя» — достаточно субъективная единица измерения, разнившаяся в пределах 40—51 см; предположительные габариты футляра Ковчега: высота и ширина ок. 67 ±7 см и длина около 112 ±12 см.)

Шесты Ковчега

(Тора, Исход 25:12-16) И вылей для него четыре кольца золотых, и прикрепи к четырём углам его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. И сделай шесты из дерева ситтим, и обложи их золотом. И вложи шесты в кольца по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег посредством их. В кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.

Два шеста (бадим) из акации, длиной в 7 или 10 локтей, украшенные золотом, для переноски Ковчега во время переходов, были прикреплены вдоль его боковых стенок. Они выступали с обеих сторон и проходили через четыре золотых кольца, расположенных по два с каждой стороны, в верхней трети боковин Ковчега. Эти шесты всегда оставались в кольцах, их разрешалось вынимать лишь для покрытия Ковчега перед его переноской, но тотчас же снова вставлялись на место. см (Тора, Числа 4:6).

Крышка (капорет) и херувимы (керувим)

(Тора, Исход 25:17-21) Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; (выдавшимися) из крышки сделайте херувимов на обоих краях её; и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими (будут) друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе

Сверху Ковчег был закрыт массивной крышкой (капорет, ивр. כפורת‎, букв. «искупление», «чистилище») из чистого золота. Её толщина не указана.

Поверху крышки, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима (керувим) лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями. Херувимы и крышка футляра Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. По мнению Онкелоса, «головы херувимов были обращены назад, как головы учеников, уходящих от своего учителя»; таким толкованием он стремится разъяснить неясный смысл стиха в (Тора, Исход 25:20), где говорится, что лица херувимов были направлены вниз к крышке Ковчега Завета, но со взорами, обращёнными друг к другу.

(Псалтирь, Псалом 22) Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость (Твоя) да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Описание[править | править код]

Ковчегправить | править код

В книге Исход описаны детальные указания Господа Моисею о материалах для Ковчега и его конструкции:

— Исх. 25:10-11

Судя по всему, Ковчег был сделан из древесины акации (дерево шиттим, ивр. שיטים), наиболее распространённого в пустынной местности вокруг Красного моря. Он имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту (приблизительно 125х75х75 см).

По одной версии в Талмуде, Ковчег состоял из трех ларцов (ковчегов). Внутренний, сделанный из золота, помещался внутрь другого, деревянного ларца чуть большего размера. Второй ларец находился внутри самого большого — внешнего ковчега из золота, вмещавшего в себя деревянный ящик, включая и его деревянный край. Таким образом, Ковчег оказывался покрытым золотом изнутри и снаружи, как повелел Всевышний.
По другой же версии, был только один деревянный ковчег, покрытый тонким слоем золота внутри и снаружи.

Верхний край внешнего золотого ларца был окантован декоративным золотым ободом, окружавшим Ковчег подобно венцу. По мнению некоторых ученых, Ковчег был снабжен также четырьмя ножками. Одни представляют себе их в виде выступающих подставок , другие — как ножки у комода , а третьи — как лапы животного .

Шесты Ковчегаправить | править код

— Исх. 25:12-16

Два шеста (бадим) из акации, длиной в 7 или 10 локтей, украшенные золотом, для переноски Ковчега во время переходов, были прикреплены вдоль его боковых стенок. Они выступали с обеих сторон и проходили через четыре золотых кольца, расположенных по два с каждой стороны, в верхней трети боковин Ковчега. Эти шесты всегда оставались в кольцах.

Крышка (капорет) и херувимы (керувим)править | править код

— Исх. 25:17-21

Сверху Ковчег был закрыт массивной крышкой (капорет, ивр. כפורת, «искупление», «чистилище») из чистого золота. Её толщина не указана, однако, согласно традиционной точке зрения, она составляла тефах (четыре пальца), хотя Лундий и Бэре определяют его толщину приблизительно в полпальца.

Поверху крышки, вероятно по коротким сторонам, были установлены два литых из золота херувима (керувим) лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями. Херувимы и крышка Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами.

Из Библии известно, что херувимы были поставлены охранять вход в Эдемский сад. В то же время, капорет была описана пророком Иезекиилем в виде Божественной колесницы (меркава). Над этой колесницей Иезекииль видел подобие Божественного престола, и, очевидно, подразумевал при этом, что видел и херувимов.

Представляется, что, располагаясь на крышке Ковчега Завета, херувимы одновременно символизировали пустой престол невидимого Бога (с капорет в качестве подножия Всевышнего) и служили защитой Ковчега. Возможно также, что два херувима соответствуют двум качествам Бога и двум Его Именам: качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим).

Как хранилась святыня?

Разрешено было приближаться к Ковчегу только первосвященнику и лишь раз в году, точнее, на Йом Киппур. Его могли переносить на плечах монахи-левиты. Надежно укрытой от людских взоров была эти святыня, так как обычному человеку было опасно смотреть на нее.

История Ковчега Завета отмечена тем, что по дороге в Святую землю народ Израиля переселялся с места на место, водимый Богом. Моисей взывал перед тем, как отправиться в путь вместе с Ковчегом: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои». Когда же построенный по «ополчениям» и «станам» народ останавливался, Моисей говорил: «Вернись, Господь…».

Ковчег переносился при вхождении в Землю Обетованную израильтян из одного населенного пункта в другой несколько раз. Он находился сначала у горы Гевал, в стане евреев, после чего – в Шило и в Бет-Эле. Святыню захватили в битве возле города Мицпа филистимляне. Однако города, в которые был перевезен Ковчег, постигли бедствия. Поэтому ничего не оставалось филистимлянам, кроме как возвратить святыню евреям. Царь Давид после завоевания им Иерусалима решил перевезти ее в новую столицу Израиля. Однако сперва Ковчег три месяца простоял в доме одного левита. В Иерусалиме царь Давид построил новую скинию – это шатер, в который была помещена реликвия.

Для нее царь задумал также возведение храма, но Господь ему этого сделать не разрешил. Соломон, сын Давида, все же построил собор. Установлен был Ковчег в его святая святых. Соломон, по агадическому преданию, предусмотрел заранее в подвалах храма специальный тайник, где можно было бы укрыть священную реликвию, которую и спрятал пророк Иеремия.

Литература[править | править код]

  • Fisher, Milton C., «The Ark of the Covenant: Alive and Well in Ethiopia?», Bible and Spade 8/3, pp. 65-72. 1995
  • Grierson, Roderick & Munro-Hay, Stuart, The Ark of the Covenant. Orion Books Ltd, 2000. ISBN 0-7538-1010-7
  • Hancock, Graham, «The Sign and the Seal: The Quest for the Lost Ark of the Covenant». Touchstone Books, 1993. ISBN 0-671-86541-2
  • Leeman, Bernard, Queen of Sheba and Biblical Scholarship. Queensland Academic Press 2005 ISBN 0-9758022-0-8
  • Ritmeyer, L., «The Ark of the Covenant: Where it Stood in Solomon’s Temple», Biblical Archaeology Review 22/1: 46-55, 70-73. 1996.
  • Хэнкок, Грэм «Ковчег завета». Вече, М. 2000 (Mandarin, London, 1997)
  • Манро-Хэй, Стюарт «В поисках Ковчега завета. Правдивая история скрижалей Моисея». Амфора, 2006 г. ISBN 5-367-00108-4, 1-85043-668-1
  • Еврейская Энциклопедия, Спб.: Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгауз-Ефрон, 1908 г.

дальнейшее чтение

  • Карью, Майрид, Тара и Ковчег Завета: поиски Ковчега Завета британскими израильтянами на холме Тара, 1899–1902 . Ирландская королевская академия, 2003. ISBN  0-9543855-2-7
  • Клайн, Эрик Х. (2007), От Эдема до изгнания: разгадывая тайны Библии , Национальное географическое общество, ISBN  978-1-4262-0084-7
  • Фишер, Милтон К., Ковчег Завета: жив и здоров в Эфиопии? . Библия и лопата, 8/3, стр. 65–72, 1995.
  • Фостер, Чарльз, По следам Ковчега Завета . Монарх, 2007.
  • Грирсон, Родерик и Манро-Хей, Стюарт, Ковчег Завета . Orion Books Ltd, 2000. ISBN  0-7538-1010-7
  • Хэнкок, Грэм , Знак и Печать: Поиски Утраченного Ковчега Завета . Книги Touchstone, 1993. ISBN  0-671-86541-2
  • Харран М. Исчезновение ковчега , IEJ 13 (1963), 46-58.
  • Герц, Дж. Х., Пятикнижие и Гафторас. Второзаконие . Издательство Оксфордского университета, 1936.
  • Хаббард, Дэвид (1956) Литературные источники доктора философии Кебры Нагаста. диссертация, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия
  • Манро-Хей, Стюарт, Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея . LB Tauris & Co Ltd., 2006. ISBN  1-84511-248-2
  • Ритмейер Л. Ковчег Завета: где он стоял в храме Соломона . Обзор библейской археологии 22/1: 46–55, 70–73, 1996.
  • Штольц, Фриц. «Ковчег Завета.» В Энциклопедии христианства под редакцией Эрвина Фальбуша и Джеффри Уильяма Бромили, 125. Vol. 1. Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс , 1999. ISBN  0802824137.

Город Аксум — возможное местонахождение

Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).

Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.

В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.

Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.

Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.

Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.

Город Аксум — возможное местонахождение

Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).

Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.

В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.

Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.

Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.

Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.

Судьба реликвии

Можно ли отыскать следы Ковчега? Похоже, да. Оказывается, на протяжении многих веков было известно, где он находится.

Итак, после счастливого возвращения Ковчега от филистимлян «прибыли жители Кириат-Джераима, взяли Ковчег Ягве и внесли его в дом Абинадаба на холме. Елиазара, сына его, посвятили, чтобы хранил Ковчег Ягве. Со времени прибытия Ковчега в Кириат-Джераим прошел долгий срок в 20 лет» (Первая Книга Самуила, 7, 1-2).

Все это время машина бездействовала, в земле обетованной манна стала не нужна. Затем долгие годы никто Ковчегом не интересовался — нужно было воевать с филистимлянами, угрожавшими стране. Только после изгнания врагов царь Давид вспомнил о нем.

Он строил новую столицу, которая должна была стать и религиозным центром государства, а значит, местом хранения символов древних традиций. И тогда царь с 30000 воинов отправился в Кириат-Джераим.

Однако при перевозке Ковчега произошло несчастье: волы испугались, рванули, священный ящик упал бы на землю, если бы шедший рядом воин не поддержал его. Прикосновение к ящику убило его на месте. Выходит, бездействовавший много лет Ковчег по-прежнему был под высоким напряжением, т. е. находился в рабочем состоянии.

Когда царь Соломон построил в Иерусалиме знаменитый храм, он выделил в нем маленькую, лишенную окон камеру, которую называли «святая святых». В ней и хранился Ковчег Завета. С этого момента в течение 300 лет в Библии нет упоминаний о нем. Только в одной из последних ее частей, Второй Книге Маккавеев, есть упоминание об этой реликвии. Но ничего не говорится о ее судьбе.

Интересующие нас сведения можно найти в том же кодексе «Кебра Негест». Прослышав о богатстве, силе и мудрости Соломона, эфиопская царица Македа решила посетить столицу Израиля. Ей был устроен пышный прием, Македа была очарована и ни в чем не противилась царю.

На прощание Соломон «подарил ей все достойные желания чудесные вещи и богатства: радующие глаз прекрасные одежды и желанные в эфиопской стране удивительности, верблюдов и повозок в числе 6000, нагруженных драгоценными предметами; повозки, на которых ездят по земле, и одну повозку, которая летает по воздуху, которую он изготовил в соответствии с переданной ему Богом мудростью» («Кебра-Негест», гл. 30).

Через 9 месяцев после возвращения царица родила мальчика, названного Байна-Легкем. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Иерусалим, чтобы повидать отца. Соломона обрадовала встреча, и он щедро наградил сына. Но юноша пожелал иметь еще один подарок — Ковчег Завета. Любящий отец согласился, но поставил условие: хранить этот факт в полном секрете.

Байна-Легкем укрыл Ковчег в своем лагере и тайно доставил его в Эфиопию. Машина была помещена в одном из храмов Аксума, древней столице страны. Байна-Легкем вступил на трон, взяв имя Менелик. Он положил начало царствованию династии Негусов, последним из которых был Хайпе-Селассие, свергнутый в 1974 году.

Все это время — почти 3000 лет — Ковчег, по имеющимся сведениям, находился в Аксуме, Приходится осторожно говорить «по имеющимся сведениям», потому что, согласно официальным источникам и прессе, Ковчег пребывает под опекой священников собора Святейшей Девы Марии и считается величайшей святыней коптского духовенства, но увидеть его никто не имеет права. Во время праздника Максаль, по окончании сезона дождей, из храма выносится лишь копия таинственной реликвии

Так может, у коптских священников и нет настоящего Ковчега?

Во время праздника Максаль, по окончании сезона дождей, из храма выносится лишь копия таинственной реликвии. Так может, у коптских священников и нет настоящего Ковчега?

В этой связи стоит напомнить, что в 1936-1941 гг. Эфиопия была оккупирована итальянцами, и вполне возможно, что настоящий Ковчег уже хранится в Ватикане.

Но есть и другой след Ковчега. Библия упоминает о нем, когда пророка Иеремию ангелы предупреждают о нападении вавилонян: «… по слову Божию пророк приказал нести с собой шатер и Ковчег.

Войдя на гору, где Моисей получил скрижали с десятью заповедями, Иеремия нашел там пещеру. Поместил там шатер, Ковчег и алтарь, а вход забросал камнями. Некоторые… потом вернулись, чтобы обозначить дорогу, но уже не смогли ее найти» (Вторая Книга Маккавеев, 2, 4, 7).

Что спрятал Иеремия — оригинал или копию, изготовленную по приказу Соломона? Пророк жил через 300 лет после смерти царя, а Ковчег был покрыт паутиной времени. Наверное поэтому трудно было разобрать, оригинал это или подделка, тем более человеку, не разбирающемуся в технике.

Итак, где все-таки настоящий Ковчег? В пещере неподалеку от Иерусалима или в Аксуме? А может еще где-то?

часовня Ковчега завета около Собора Святейшей Девы Марии Сиона. Аксум, Эфиопия.

На земле Иерусалима

При этом то ли забыли, то ли не обратили внимания на традиционные правила обращения с Ковчегом, предполагавшие, что его нужно нести на плечах. Святыню водрузили на запряжённую волами телегу, которая слишком сильно подпрыгнула на какой-то кочке. Оза попытался поддержать святыню рукой и умер на месте. Странно жестокое наказание для человека, действовавшего из лучших побуждений. Ковчег в Иерусалим всё же доставили, а при следующем царе, Соломоне, поместили его в новый храм, считавшийся главным храмом царства Израиль. Внутри него для святыни обустроили скинию с двумя пятиметровыми покрытыми золотом фигурами херувимов. Время правления Соломона, считающееся «золотым веком», датируют 967-928 годами до нашей эры. После его кончины единое государство распалось на два еврейских царства — Израиль и Иудею. Постепенно они слабели в борьбе с внешними врагами, что опять же увязывалось с отступлением от Божьих заветов. Казалось, что лучшие времена вернулись при 16-м царе Иудеи Иосии. Он довольно успешно отбивался от ассирийцев и египтян, почти сумев восстановить границы царства времён Давида. Во время организованной им реконструкции Храма были найдены какие-то ранее утерянные свитки Торы, тексты которых периодически зачитывались народу. Именно Иосия впервые отпраздновал Пасху и, обновив ряд религиозных обрядов, объявил о заключении нового союза между Богом и Его «избранным народом», который теперь будет строго-строго соблюдать все ранее данные ему заповеди. Странно, но такое благочестие почему-то тоже не сработало, и в 609 году до нашей эры Иосия был смертельно ранен стрелой в битве с египтянами при Мегиддо. Именно в период его 30-летнего правления упоминания о Ковчеге почему-то исчезают из еврейских преданий. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иерусалим, разрушает Храм, уводит евреев в вавилонское рабство. Но в списке захваченных им трофеев Ковчег не упоминается. Не упоминается Ковчег и в списке церковной утвари, которую персидский царь Кир вернул евреям после захвата Вавилона (539 год до нашей эры). Находясь в самом центре Древнего мира, евреи более пяти веков сравнительно спокойно пересиживали проносившиеся над ними исторические вихри. И отстраивали своё государство, которое то пользовалось автономией в составе великих империи, то добивалось полной независимости. Попутно они отстраивали и Храм, в котором, однако, Ковчег уже не хранился. При этом была восстановлена предназначенная для него скиния, перед которой воскуривались фимиамы и выполнялись все традиционные обряды. В 70 году, при подавлении Иудейского восстания римлянами, Храм снова разрушили. Но Ковчега в нём не было, и связывать его исчезновение с римлянами дело бессмысленное. Так куда же и когда исчезла святыня?

Крышка с изображением двух херувимов

Ковчег был покрыт сверху золотой крышкой. Длина ее составляла 2,5 локтя, а ширина — 1,5. На крышке сверху находились изображения двух херувимов, литых из золота, расположенных лицом друг к другу, с крыльями, прикрывающими Ковчег, который являлся важнейшим свидетельством Библии – видимым напоминанием Завета (заключенного между народом Израиля и Богом союза).

Господь пообещал Моисею над крышкой Ковчега явиться в облаке и между двумя херувимами говорить. Особую силу, исходящую от Создателя, связывают с Ковчегом. Сила эта — Божественное присутствие, Шехина. Господь общался над ним с Моисеем, сообщая тому для израильтян заповеди. Ниже представлен Ковчег Завета (фото одной из копий).

Давид и ковчег завета

Став царем, Давид одной из первейших задач считал возвращение ковчега завета, который довольно долгое время находился у филистимлян. Испытав на себе проклятие Господне из-за кощунственного отношения к ковчегу, они решили сами отдать израильтянам их святыню

Водрузив ковчег на колесницу, запряженную двумя коровами, филистимляне осторожно пустили ее по дороге, следя за тем, чтобы ничего не случилось с ковчегом. Они опасались, что в этом случае Бог Израиля нашлет на них новое прок­лятие

Филистимляне не могли знать, что сами небесные ангелы охраняли колесницу с драгоценной поклажей на всем пути ее следования.

Когда израильтяне, населявшие Вефсамис, увидели, что по дороге к ним приближается колесница, в которой находился ковчег, они исполнились радости. Обгоняя друг друга, торопились они к ковчегу, но праздное любопытство заставило их совершить святотатство: забыв о страхе Божьем, они заглянули внутрь ковчега. За это «ангелы, охранявшие ковчег, поразили более пятидесяти тысяч человек». Напуганные вефсамитяне не нашли ничего лучшего, как просто отказаться от ковчега. Они отправили послов к жителям соседнего Кириафиарима сказать: «Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе». После этого ковчег около двадцати лет оставался в Кириафиариме5.

Когда Давид решил, что пришло время вернуть ковчег в Иерусалим, он сделал это по своему усмотрению, а не так, как диктовала Божья воля. Вместо того чтобы нести ковчег на плечах, царь решил, что проявлением уважения и любви будет перевозка ковчега на новой колеснице, •запряженной волами. Со всем народом Давид шел рядом с колесницей с музыкой и песнопениями. И вместе со всеми он застыл на месте от ужаса, когда волы наклонили повозку, и показалось, что ковчег вот-вот упадет. Оза, сопровож­давший колесницу, бросился удержать ковчег и прикоснулся к нему. И тут же умер, так как Господу было неугодно, чтобы без Его повеления кто-либо прикасался к ковчегу.

Этим и завершились празднества, устроенные Давидом. Раздраженный и напуганный, царь оставил ковчег в доме у человека по имени Аведдар, где ковчег и пробыл три месяца. Узнав, что дом Аведдара не только не понес на себе проклятия, но получил Божье благословение, Давид решил продолжить «перевозку ковчега в Иерусалим. Однако на этот раз он твердо придерживался Божественных установлении. Ковчег несли на своих плечах священники в сопровождении музыкантов, прославлявших Господа пением. Наконец, охраняемые ангелами, Давид и его народ внесли ковчег в Иерусалим и установили его в скинии6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector